И это пройдет: как бороться с «постоянством» эмоций
Почему нам кажется, что негативные ощущения будут длиться вечно, и можно ли радоваться дольше, чем грустить
Посещали ли вас когда-нибудь следующие мысли: «я всю жизнь проведу в одиночестве», «эта грусть никуда не денется», «я больше никогда не почувствую себя счастливым»? Это весьма распространенные представления о сильных эмоциях, которые чаще всего утихают очень быстро. Доктор психологии, когнитивный терапевт Роберт Лихи, автор книги «Не верь всему, что чувствуешь», объясняет, почему нашему мозгу нужно, чтобы мы верили в бесконечность негативных ощущений — и как научиться адекватно оценивать длительность эмоций.
Если вы когда-либо переживали паническую атаку, то знаете, насколько ужасной она может быть. Сердце бешено бьется, вам не хватает воздуха, тело начинает трясти, и вам кажется, что эти интенсивные, пугающие ощущения будут длиться бесконечно, пока не убьют вас или не сведут с ума. Сильная тревога часто бывает сопряжена с мыслями о постоянстве, которое никогда не закончится. Тем не менее за многие годы лечения клиентов, у которых случались панические атаки, я ни разу не наблюдал подобных атак у себя в кабинете. Все панические атаки имеют свой конец. Они обладают способностью к самоограничению. Все, что когда-либо становится бурным, рано или поздно успокаивается.
То же самое можно сказать и о других эмоциях, испытываемых нами.
Возьмем гнев — еще одну сильную эмоцию, которая нередко кажется гнетущей, неконтролируемой и всепоглощающей. Однако если вы вспомните о самом сильном приступе гнева из всех пережитых вами в жизни, то я готов поспорить, что в настоящий момент ваш гнев либо уже заметно поутих, либо полностью исчез. Словно поглотившая вас поначалу волна отступила, и теперь вода кажется спокойной.
Почему мы думаем, что эмоции будут длиться вечно
Эмоции сформировались в процессе эволюции для нашей защиты и гарантии передачи наших генов. Они появились не для того, чтобы делать нас счастливыми, довольными или, допустим, приятными в общении. Такие страхи, как боязнь высоты, воды, незнакомцев и замкнутых пространств, возникли из-за того, что все эти вещи запросто могли стать причиной нашей смерти. В те времена не нужно было прилагать много усилий, для того чтобы упасть со скалы, утонуть в озере, погибнуть от руки незнакомца или стать жертвой хищника в какой-нибудь естественной ловушке. Отсюда вывод: страхи нас защищают.
Грусть учит нас, что следует прекратить безнадежное занятие, так как стремление достичь чего-либо именно этим способом того не стоит, и найти ему альтернативу.
Чтобы быть убедительными, эмоциям приходится нас пугать. Они должны побуждать нас к действию, заставляя, например, убегать, избегать разными способами, бросаться в атаку или прилагать больше усилий. Эмоции должны быть в достаточной степени будоражащими, беспокоящими и сильными, чтобы мы обратили на них внимание. Судите сами, что может быть эффективнее, чем убедительный и предвещающий катастрофу голос, отчетливо звучащий в вашей голове: «Это будет длиться вечно!», «Происходит что-то ужасное!». К этой тревоге, как правило, прикреплено еще одно устрашающее сообщение: «Если ты ничего не предпримешь!»
Вот на это вы точно обратите внимание. Эволюция не может себе позволить полагаться на деликатность или неопределенность. Она должна послать вам однозначный и угрожающий сигнал. Он может быть таким: «Если ты не выберешься отсюда, то умрешь», «Твой гнев продлится вечно, если ты не справишься с противниками», «Ощущение заражения будет длиться вечно, если ты не смоешь его с себя».
С другой стороны, давайте представим, что в процессе эволюции наш мозг стал холодным, рациональным, трезво мыслящим и абсолютно невозмутимым. Попробуйте вообразить наших предков этакими созерцающими гомо сапиенс, которые спокойненько прогуливаются себе по саванне и издали наблюдают за львами. Представьте, что при возникновении тревоги они просто расслаблялись, отходили в сторону, в свою мысленную «раковину», и ожидали, пока «и это тоже пройдет». Допустим, они никогда не воспринимали тревогу как что-то страшное и всегда оставались спокойны. Возможно, у них даже не случалось холодного пота и несварения желудка. Но они также имели все шансы быть съеденными львом, погибнуть от рук врагов или утонуть в озере.
«Береженого Бог бережет» — лучшая стратегия в том случае, когда на карту поставлена ваша жизнь. Единственным недостатком сильного страха, грусти и гнева могут быть ежедневные страдания — такова была цена выживания в минувшие времена. Собственно говоря, оставаясь несчастными, тревожными и невротичными, вполне можно рожать и растить таких же невротичных детей. Вы можете быть «неврастеником», но при этом выжить. Что же касается ощущения счастья, то оно, в отличие от страха, не гарантирует выживания.
В «программное обеспечение» в нашем мозгу встроен сигнал ложной тревоги, сообщающий нам, что чувства, ощущения, мысли и эмоции продлятся очень долго, если немедленно не принять меры.
Умеем ли мы предсказывать свои эмоции?
Однажды психологов заинтересовал вопрос, каким образом мы прогнозируем свои эмоции. Это называется аффективным прогнозированием: оно представляет собой весьма причудливый способ «предсказания эмоций». Например, если спросить человека: «Как вы думаете, сколько времени вы будете чувствовать себя счастливым, выиграв в лотерею (выйдя замуж, получив повышение или купив тот дом, который вы всегда хотели)?» — практически каждый обычно предсказывает, что позитивные эмоции продлятся у него очень долго. То же самое происходит и в том случае, если вопрос звучит так: «Как вы думаете, сколько времени вы будете несчастны, потеряв работу (разведясь, пережив серьезную финансовую неудачу или даже потеряв руку или ногу)?» Стандартный ответ: «Очень долго».
Однако исследования показывают обратное. Когда происходит событие, которое нам кажется позитивным, мы, как правило, некоторое время чувствуем себя прекрасно, но весьма скоро наши положительные эмоции возвращаются к прежнему состоянию. Предположим, что вы покупаете свой первый дом, который гораздо больше вашей квартиры: вы в восторге от него! Но уже примерно через год вы привыкаете, воспринимаете его как должное и он больше не кажется вам таким потрясающим. Кроме того, теперь у вас есть ипотека, коммунальные расходы и налоги, существенно уменьшающие вашу радость. Мы привыкаем как к хорошему, так и к плохому. Даже те, кто выиграл в лотерею, довольно быстро возвращаются к прежнему уровню счастья. А те, кто полагал, что их проблемы решит смена географического положения — например, переезд из холодной Миннесоты в солнечную Калифорнию, — в итоге снова начинают чувствовать то же, что чувствовали, живя на севере.
Подобным образом, когда с нами случается что-то неприятное, мы некоторое время чувствуем себя плохо, но затем снова возвращаемся к прежнему состоянию. К примеру, разводясь, вы можете какое-то время ощущать себя одинокими, грустить, обижаться и думать о том, что ваша жизнь изменилась к худшему. Но постепенно негативные эмоции проходят. Вы больше не ссоритесь с бывшим супругом, не переживаете из-за развода и даже, возможно, нашли утешение в дружеских или новых близких отношениях.
Представление о долговечности или постоянстве эмоций существенно влияет на ваши чувства, мысли и поступки. Одно из наших исследований показало, что такое представление —вернейший предвестник депрессии.
А что, если попробовать относиться к своим нынешним эмоциям как к временному явлению? Не веря в стойкость негативных эмоций, вы сможете придерживаться адаптивного поведения. Например, совершать позитивные поступки: общаться с друзьями, заниматься спортом, работать волонтером или бросать вызов своим мыслям. Некоторые считают, что наши способности постоянны, так же как другие полагают, что постоянны и неизменны наши эмоции. Психолог из Стэнфорда Кэрол Дуэк описывает этот взгляд на «способности» как противоположность идее личностного роста, предполагающей, что способности могут меняться и улучшаться.
Подобным образом и вы вправе считать, что ваша способность испытывать положительные эмоции может расти, меняться и находиться под вашим контролем. Такие представления об эмоциях приводят к другим эмоциям — к надежде (если мы рассчитываем на рост и развитие) либо к беспомощности (если предполагаем постоянство).
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Источник
Не чувствую эмоций. Как обрести радость жизни
«Не чувствую эмоций» — это переживание смерти подобно. Конечно, эта ситуация не нормальна. Когда есть желание испытывать чувства, оно должно реализоваться. И если не получается, нужно выяснять, почему я не чувствую эмоций. Как заполнить эмоциональную пустоту и вернуть прежнюю яркость жизни?
«Не чувствую эмоций» — это переживание смерти подобно. Возможно, раньше жизнь была полна красками, но они почему-то поблекли. Нет прежнего энтузиазма, нет желаний, нет чувств. Или окружающие говорят, что вы эмоционально закрыты, не отзывчивы. Вы, может, и хотели бы наладить связи с людьми, поддержать близких, но не получается — внутри пусто. Иногда остается только притворяться, что вам хорошо, чтобы не потерять тех, кто рядом.
Конечно, эта ситуация не нормальна. Когда есть желание испытывать чувства, оно должно реализоваться. И если не получается, нужно выяснять, почему я не чувствую эмоций.
Как заполнить эмоциональную пустоту и вернуть прежнюю яркость жизни? Разобраться с этими вопросами поможет психоанализ, который дает тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Для кого чувства — смысл жизни
Не для всех отсутствие чувств так критично. Всего 5 % людей ощущают себя живыми, только когда испытывают сильные эмоции. Это люди со зрительным вектором в психике. Они очень эмоциональны от природы, ведь их предназначение в том, чтобы любить, сочувствовать, впечатляться, общаться. Другие тоже делают это, но гораздо менее эмоционально и не столь зависят от проявления чувств.
Когда эта способность пропадает (а желание-то любить остается), у людей со зрительным вектором теряется смысл, возникает дискомфортное состояние тревоги и страха одиночества, отделенности от людей и жизни.
Почему вы ничего не чувствуете:
не хватает навыка создавать эмоциональные связи;
наложен запрет на чувства в процессе воспитания;
произошла потеря чувствительности после сильного стресса;
чувства подавлены из-за депрессии, отсутствия смысла жизни.
Разобраться с этими причинами нам помогут реальные истории из жизни, выписанные на психологических форумах.
Не хватает навыка проявления эмоций
«Не чувствую чувств и эмоций. С одной стороны, уже как-то привык к этому. С другой стороны, огорчаю своих близких, а главное — свою девушку. Я не могу сопереживать людям. У меня не возникает желания встретиться и пообщаться. Больше провожу времени в одиночестве, хотя и это не доставляет мне удовольствия. Родители развелись, когда мне было 10 лет. Отца я больше не видел, мама была все время на работе. Я вырос с бабушкой. У нас не было принято показывать свои чувства, и я до сих пор удивляюсь, когда родственники обнимаются, говорят о своей любви друг к другу. Хочу научиться сопереживать, чтобы не бояться близких отношений».
Если так было всегда, то отсутствие чувств связано с тем, что в детстве не сформировался навык их реализации. Каждый зрительный ребенок рождается с большим эмоциональным потенциалом, но, если в детстве были травмы или родители не уделяли внимания развитию чувственной сферы ребенка, он не умеет пользоваться своими способностями.
Мы видим, что наш герой болезненно перенес развод родителей: маленького зрительника разрыв эмоциональных связей сильно травмирует. В семье было не принято проявлять любовь, разговаривать по душам. Чувства не получили развития. Хотя желание есть, оно не обеспечено навыком.
«Испытываю эмоции, только когда фантазирую или в одиночестве смотрю фильмы, читаю книги. С людьми не умею контактировать, они мне не интересны. Приходится притворяться, чтобы наладить контакт с девушками или детьми, но они ощущают фальшь и не хотят со мной общаться».
Чувства должны быть направлены в первую очередь на других людей. Навык радоваться жизни — это умение жить среди других людей. Заменители живого общения — книги, фильмы, — не помогут испытать настоящую радость от жизни. Почему это так, объясняет Юрий Бурлан. Посмотрите фрагмент тренинга:
Запрет на чувства от родителей
Есть социальный стереотип, что мужчины не плачут. Поэтому часто воспитание мальчиков подразумевает запрет на слезы: «Ты чего нюни распустил? Будь мужиком!» Но такой подход неприменим, когда речь идет о чувствительном мальчике со зрительным вектором. Ему-то как раз нужно плакать слезами сочувствия над какой-то грустной историей, иначе его чувства окажутся заперты, и он не сможет проявить свое предназначение в этой жизни — любить, сопереживать.
В русском менталитете вообще плакать стыдно, поэтому такой запрет в нашей стране может касаться и девочек: «Перестань плакать! Держи себя в руках! Как тебе не стыдно, ты же сильная! Что люди скажут?» И девочка со зрительным вектором оказывается не способна любить, когда вырастает.
Послушайте, как Юрий Бурлан рассказывает о том, почему нельзя сдерживать слезы:
Бесчувственность после стресса
«Два года назад перенес сильную стрессовую ситуацию. С тех пор хожу как каменный — не могу ни радоваться, ни грустить, ни даже бояться чего-либо. Пропало чувство юмора. Раньше был творческим человеком, и моя эмоциональная чувствительность для меня много значила. Как вылечиться?»
«Раньше я был очень веселым и жизнерадостным, но в 18 лет у меня полностью выключились эмоции после стрессового периода в жизни. Без них я просто овощ. Как будто онемело все внутри. Не испытываю любви к людям, даже к своим родителям. Говорю слова, а за ними пустота. Хочется, как раньше, любить, ненавидеть, говорить от чистого сердца».
Стресс может быть разный — насилие, разрыв отношений с эмоционально значимым человеком, осмеяние первой любви. Таких историй очень много, когда эмоционально непереносимые ситуации заставляют людей — осознанно или бессознательно — отказаться от чувств. Сознательно — когда человек просто себя сдерживает.
Например, была ситуация трагической неразделенной любви и вынесенный из нее «урок»: «Я больше никогда не буду влюбляться. Это слишком больно». Или нереализованные чувства вызывают постоянные истерики, слезы. Кажется, что жизнь — сплошной стресс. А потом принимается решение: «Я запрещаю себе плакать. Я больше никогда не буду смотреть тяжелые фильмы и читать книги, которые вызывают слезы».
К сожалению, отказ от чувств проблемы не решает. Со временем развивается бесчувственность — человек действительно как будто бы обретает эмоциональное спокойствие, к которому он стремился. Но желание применить свои богатые эмоциональные способности никуда не делось. Оно будет проявляться в страхах, панических атаках. На телесном уровне может появиться психосоматика. Например, человек не ощущает гнев, но телесно у него может возникать сердцебиение, удушье, ком в горле.
Отсутствие чувств во время депрессии
«Никогда не было эмоционального контакта с близкими и друзьями. Вообще ни с кем не складывались отношения. Уходила в загул — бесконечные пьянки, тусовки, но в итоге только еще большая пустота внутри. Пытаюсь насильно себя чем-то заинтересовать, но надолго меня не хватает. Снова скатываюсь в это бесчувственное состояние, когда ничего не радует. Последнее время развилась непереносимость никотина, кофеина и алкоголя, хроническая усталость. Только не советуйте мне психологов. Ходила, пила таблетки — не помогает».
«Я не чувствую эмоций… Только страх, что жизнь пройдет, а я так и буду наблюдать за ней как из окошка, как будто фильм смотрю. Не получаю удовольствия ни от любимых дел, ни от еды. Настроение всегда плохое. Хочется плакать. Живу как в вакууме, как в кошмарном сне».
Если наряду со зрительным вектором у человека есть и звуковой, он может испытывать депрессию — болезненное состояние, вызванное отсутствием смысла жизни. Что бы он ни делал, куда бы ни направлял свой интерес, в итоге все сводится к бессмысленности происходящего. Только когда человек реализует себя, он способен ощущать настоящую радость от жизни. А когда он не знает, для чего он появился в этом мире и что ему делать, он испытывает пустоту от отсутствия смысла жизни.
Именно это и ощущает человек со звуковым вектором, когда не может понять свои желания, которые отличаются от устремлений большинства людей, ведь они нематериальны. Вектор его желаний направлен на познание — себя и других людей. В этом мире слишком многое отвлекает его, не дает понять себя и реализовать цель своей жизни. Он чувствует себя странным, иным, отличным от других. Не вписывается в жизнь. Сравнивает себя с другими и не в свою пользу. Задается вопросом: «Почему они счастливы и радуются жизни? Почему я не чувствую тех же эмоций?»
Депрессия и апатия идут рука об руку, когда не хочется вставать и что-то делать, когда ничего не радует, когда нет сил жить и накрывает беспросветная усталость. Звуковой вектор в состоянии нереализации оказывает влияние на эмоции — они как будто замораживаются, потому что и в них нет никакого смысла.
Что же делать, чтобы вернуть чувства?
Возрождение чувств
«Были у меня такие состояния. Приходилось заставлять себя жить. Через усилие шла и делала что-то. Через пелену, через замороженность. Выгнала себя в мир. Начала жить. Просто очень хотелось быть нормальной».
«Когда училась в школе, были проблемы дома, с родителями. Тоже радость от жизни ушла. Но поделилась с другом, рассказала ему все, сказала, что хочу снова почувствовать радость. Он вечером принес котенка. Я начала заботиться о нем и постепенно вытянула себя из этого состояния. Не нужно сдаваться. Всегда есть люди и ситуации, в которых вы нужны».
Направление наружу от зацикленности на себе и своих состояниях — верное. Но без осознания причин и способов заполнения эмоциональной пустоты такие действия редко дают результат. Стойкое избавление происходит через системный психоанализ. Вы можете сделать это самостоятельно на тренинге «Системно-векторная психология».
Что дает тренинг:
Осознание детских травм, особенностей воспитания в семье, последствий стрессов. За счет этого происходит избавление от их влияния на жизнь. Когда негативные программы выводятся из тайников бессознательного на свет, это лишает их влияния на вас. Слезы очищения на тренинге открывают чувства, дают к ним доступ.
Понимание себя, своих желаний, степени их реализации. Вы начинаете видеть, чего на самом деле хотите и как правильно реализовать свои желания, чтобы они не создавали психологических проблем. Вы обретете смысл жизни, потому что без него невозможно почувствовать себя счастливым.
Выход из сосредоточенности на себе в сосредоточенность на людях, на мире. Во время тренинга это случается само собой: в процессе изучения психологии другие люди естественным образом становятся вам интересны. Они начинают вызывать симпатию, эмоциональную привязанность, любовь, отсутствие которых и вызывало уныние и апатию.
Все это поможет обладателям как зрительного, так и звукового вектора. Первые наконец-то поймут, что мешало им реализовывать их природное предназначение — сопереживать, любить. Вторые обретут смысл жизни, найдут ответы даже на неразрешимые вопросы и, если захотят, найдут единомышленников, а вместе с этим вернутся и все краски жизни.
До тренинга Дина была настолько сосредоточена на себе, что не чувствовала эмоций. Даже шутки казались ей несмешными. Она притворялась, что радуется жизни. Впервые после тренинга она почувствовала себя живой:
Антон видел, что окружающие его люди счастливы. Умом он понимал, что счастье есть, но сам его не испытывал. После тренинга он почувствовал интерес к жизни, к людям и наконец-то ощутил счастье, удовлетворение от реализации:
Юлия ходила на работу как робот, делала ее хорошо, но ничего не чувствовала. Жизнь продолжалась, она так же ела, пила, ходила в спортзал, но внутри понимала, что умирает. Когда она проходила тренинг, ей стало казаться, что деревья становятся зеленее, а птицы поют звонче. Стала появляться радость…
Тренинг «Системно-векторная психология» помогает обрести способность глубоко чувствовать, навык радоваться жизни, каждому ее мгновению, легкому дуновению ветерка и каплям дождя на лице. Жизнь не так длинна, чтобы проводить ее в унынии.
Источник