1.3 Эмоциональные состояния медицинских работников
В своей работе «Эмоции и чувства» Е.П. Ильин указывает, что в процессе деятельности человек может испытывать такие эмоциональные состояния, как стресс (состояние эмоциональной напряженности); скука (состояние монотонии); отвращение (состояние психического пресыщения). Особое место в этом ряду занимает феномен «эмоционального выгорания» [1, c. 202-204].
В соответствии с задачами нашей работы рассмотрим проявление основных эмоциональных состояний в деятельности медицинских работников.
Как известно, медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии. Полагают, что высокая эмпатийность врача помогает лучше прочувствовать состояние пациента. Наряду с этим, врача характеризует способность легко преодолевать неприятные впечатления. В то же время, нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы [1, c. 386-388].
Согласно последним статистическим данным, профессия медицинской сестры занимает одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания. Условия деятельности среднего медперсонала нередко становятся причиной возникновения синдрома. Их рабочий день – это теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь в основном с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Синдром профессионального выгорания у медсестер, наступает быстрее, чем у врачей, в среднем на 5–9 лет [23]. Поэтому именно эта профессия требует постоянной интенсивной рефлексии на содержание предмета своей деятельности, что, на наш взгляд, и является одним из источников стрессогенности.
К примеру, данные, полученные в исследовании И.В. Засеевой и А.С. Татрова, позволили определить значения трех субшкал (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений) и произвести оценку уровня выгорания по каждому фактору, а также определить фазы и степени выгорания. Проведенный анализ выявил, что высокую степень выгорания имеют 33 % (5 чел.) врачей и 26 % (4 чел.) медсестер; среднюю степень – 47 % (7 чел.) врачей и 67 % (10 чел.) медсестер; низкую степень – 20 % (3 чел.) врачей и 7 % (1 чел.) медсестер. Разница в развитии выраженности синдрома выгорания между врачами и медсестрами состоит в том, что у врачей более высокий процент лиц с максимальной выраженной степенью выгорания (33 % от общего числа), а у медсестер – 26 %. Более четко данная закономерность наблюдается у группы медработников с низкой степенью развития синдрома 20 и 7 %, т.е. преобладание в 3 раза. Вместе с тем, обращает на себя внимание и то, что в суммарной выборке наиболее распространена средняя степень выгорания (57 %), затем высокая (30 %), и затем низкая (13 %) [24].
Медицинский персонал, особенно отделений хирургии и реанимации, в процессе трудовой деятельности испытывает высокое психоэмоциональное напряжение. Десять главных стрессовых факторов, влияющих на психоэмоциональный статус медицинских работников по степени убавления значимости, располагаются следующим образом: ведение безнадежного больного; физическая усталость; проведение сердечно-легочной реанимации; смерть больного; беседа с родственниками больных; неудовлетворенность результатами труда; необходимость постоянно совершенствовать знания; стоны, крики, жалобы больных; необходимость быстрого принятия решений; частая переключаемость с одной патологии на другую [25].
Проявлением этого негативного влияния может стать появление профессиональных деформаций и синдрома эмоционального выгорания. Психологически выгорание ведет к регрессу профессионального развития, поскольку затрагивает личность в целом, разрушая ее, и оказывая негативное влияние на качество и эффективность трудовой деятельности [24].
Наряду с соблюдением этико-деонтологических норм и высоким профессионализмом медсестра должна обладать особыми личностными качествами: состраданием, гуманностью, терпением, сдержанностью, добросовестностью, честностью, любовью к своей профессии, внимательностью. Умение общаться, базирующееся на знание психологических особенностей процесса общения, или коммуникативная компетентность – необходимое профессиональное качество медсестры. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, читать невербальный язык коммуникаций, строить беседу, формулировать вопросы.
Многие авторы сходятся во мнении, что большое значение имеют личностные качества, позволяющие эффективно справляться со стрессогенными факторами, т.е. свойства личности, которые могут, напротив, служить слабым звеном или усилителями стресса. К примеру, Р.Р. Абаева, И.В. Засеева, А.С. Татров выявили, что у врачей в сравнении с медицинскими сестрами преобладают показатели деятельности, самоуверенности и авантюризма. Среди медицинских сестер выше оказались показатели драматизма, чувствительности, преданности профессии, добросовестности, альтруизма, серьезности и бдительности. Деятельностный характер работы у сотрудников отделения анестезиологии – реанимации наиболее четко проявляется в среднем звене. Таким образом, в экстремальных условиях работы формируются профессионально значимые диады, триады и тетрады. Тетрада «альтруизм + серьезность + бдительность + добросовестность» – эти черты выражены у медицинских сестер выше средних показателей по методике. Также у медсестер отмечаются очень низкие показатели по авантюризму [26].
Важно, чтобы медсестра владела собственными эмоциями, умела сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. Терпение и вежливость – составные элементы хорошего стиля работы, в них выражается заботливость и внимание сестры к своим пациентам. Сестра должна чувствовать, когда ей следует отдалиться от пациента, когда же наиболее приблизиться к нему. Существенным является проявление уважения к пациенту. Медсестра должна уметь адекватно строить взаимоотношения с пациентом, добиваясь при этом решения профессиональных задач. Важен внешний вид медсестры – опрятность, аккуратность, манера поведения на всех этапах общения с пациентом. Знание этико-деонтологических принципов и законов психологии общения, соединённое с профессиональным мастерством, позволяют оказывать эффективную помощь даже в самых трудных случаях [27, с. 35].
В деятельности по уходу за пациентом встаёт вопрос о том, что означает заболевание для пациента, как он на него реагирует, что стимулирует его к должному поведению в отношении болезни или, что мешает ему в этом. Очень существенно знать, каков уровень умственного развития, образования пациента. К каждому пациенту должен быть сугубо индивидуальный подход, который учитывает все особенности этого человека.
Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью они должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и заторможенность могут быть препятствием для осуществления чётких и быстрых действий. Как показано И. Харди, медицинские сёстры имеют разные типы эмоциональности. Так называемая «сестра-рутинёр» не сопереживает больным, не сочувствует им. Тип «нервной сестры» склонен к эмоциональной нестабильности, к невротическим реакциям. Они раздражительны, вспыльчивы, выглядят хмурыми, их преследует страх заразиться или заболеть тяжёлой болезнью. Пожалуй, только сестра «материнского» типа отвечает требованиям своей профессии: она эмпатична и заботлива [1, с. 387].
Некоторые личностные особенности медицинских работников могут делать их более или менее уязвимыми к эмоциональному выгоранию. Склонная к стрессу, напористая, «стресс – зависимая» личность представляет собой хорошо известный стереотип, но интересно, что одна из моделей процесса эмоционального выгорания (Дж. Эдельвич, А. Бродски) в качестве своей первой стадии имеет «идеалистический энтузиазм». Общепринятой является точка зрения, что именно оказывающий помощь и преданный человек является наиболее уязвимым; как говорится в поговорке «вы должны быть в огне, чтобы сгореть», и поэтому, некоторые из наиболее успешно и плодотворно работающих имеют самый высокий риск эмоционального выгорания. У них есть тенденция к идеалистическим, а не реалистическим ожиданиям, они становятся сверхувлеченными своей работой и им трудно оторваться от нее. По мнению М.О. Винсент, они могут быть созависимыми и испытывать сильную потребность чувствовать себя необходимыми, значимыми, ценимыми и принятыми. Кроме того, заметно их стремление рвать связи со знакомыми и родственниками, при общении с которыми могут проявиться их потребности и уязвимость. Поэтому они уединяются в своем маленьком мире, где много или большинство положительных эмоций они находят в своей профессиональной деятельности или учреждении, в котором работают. А. Пинес считает, что их экзистенциальные потребности удовлетворяются через их профессиональную идентичность и поэтому профессиональные угрозы и стрессы они переживают как вызов фундаментальным надеждам, целям, смыслу и назначению, что практически не компенсируется поддержкой со стороны [25].
Одной из причин возникновения синдрома эмоционального выгорания у медицинского персонала является переживание так называемого «кризиса гратификации». Данный феномен достаточно полно изучен в рамках психологии здоровья и отражает степень удовлетворения человека выполняемой деятельностью, актуальным (в настоящее время) уровнем жизненной активности. При этом характер деятельности на каждом возрастном этапе определяет содержание и критерии удовлетворенности результатами своей деятельности, что является одним из важнейших факторов психического здоровья личности [28, с. 486]. Чувство успешности ассоциируется с переживанием высокого субъективного значения личностных стремлений, а также с высокой вероятностью достижения поставленных целей. Сознательный выбор целей и положительная оценка возможностей их достижения имеют решающее значение в процессах саморегуляции. При этом возрастает убеждение в том, что выбранные цели могут быть достигнуты даже в условиях внешних преград, т.е. речь идет о механизмах влияния на эффекты своей деятельности [28, с. 487].
Другими словами, кризис гратификации — это явление, приводящее к резкому росту неудовлетворенности результатами своей деятельности, бессилию, разочарованию, фрустрации, снижению мотивации достижений. Причину его возникновения следует искать в несоответствии между вложенным усилием и полученным вознаграждением. Противоречие между собственным вкладом и полученным вознаграждением приводит к снижению самочувствия, появлению психосоматических заболеваний, т. е. становится причиной ухудшения психического здоровья индивида. Выход из такой ситуации заключается в повышении социального статуса, получении признания и одобрения со стороны непосредственного окружения, поддержки со стороны группы, в которую включен работник.
Таким образом, деятельность медицинских работников связана с повышенными психоэмоциональными нагрузками в сочетании с ответственностью в принятии решений при различных экстремальных ситуациях. Своеобразие «помогающих» профессий заключается в том, что сам субъект деятельности является первичным инструментом своей работы, и для построения помогающих отношений оказывается недостаточным использование только методических приемов. Помогающая деятельность требует от профессионала личностной вовлеченности, открытости отношениям, умения сопереживать и сочувствовать, а также способности понимать интересы другого человека. Все эти факторы обуславливают высокий уровень вероятности возникновения у медицинских работников синдрома эмоционального выгорания.
Источник
Эмоциональное выгорание среди медицинских работников
«Хороший врач должен быть философом»
Гален
Профессиональная деятельность занимает особое место в жизни каждого человека. В процессе выполнения профессиональной деятельности происходит формирование личностных качеств, необходимых для той или иной специальности, то есть становление человека как специалиста. Этот процесс зависит от изменчивости самой профессии в течение жизни (появление новых методов, технологий), требований общества к ней. Любая профессиональная деятельность накладывает свой психологический отпечаток на личность человека, по-своему «деформируя» ее. Такая «деформация» может стать предпосылкой как для формирования профессионала высокого класса, так и для развития профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.
Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.
По классификации профессий отечественного психолога А.С. Шафрановой по “критерию трудности и вредности” медицина относится к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой, таким образом, медицинские работники часто испытывают синдром «эмоционального выгорания».
Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) проявляется в трех составляющих:
- Абсолютное эмоциональное истощение и изнеможение. Человек больше не способен отдавать самого себя работе, он чувствует неудовлетворенность собственной деятельностью.
- Отсутствие сочувствия к пациентам, циничность.
- Неприязнь к своей работе и к себе.
В ходе исследований были выделены три типа людей, которым грозит СЭВ:
Первый тип — “педантичный”, характеризуется добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе).
Второй тип — “демонстративный”, характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы, а переутомление проявляется излишней раздражительностью, гневливостью.
Третий тип — “эмотивный”, характеризуется повышенной чувствительностью и впечатлительностью. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.
В целом можно выделить следующие причины профессионального выгорания медицинских работников:
- огромная физическая и психологическая нагрузка;
- неизлечимые болезни и смерть пациентов;
- давление пациентов и их родственников;
- личное отношение к смерти;
- невысокая заработная плата;
- неудовлетворительные условия труда;
- неоднозначные требования к работе;
- риск выговоров и штрафов;
- физические перегрузки (отсутствие отпуска и полноценных выходных).
Возникновению вышеперечисленных причин способствуют следующие факторы:
- недостаточная мотивация работников, отсутствие поощрения, запрет на инновации и творческую свободу;
- жесткое нормирование рабочего графика, невозможность выполнения работы в поставленные сроки;
- монотонность работы;
- большие усилия, вложенные в работу, которые не получают должного вознаграждения;
- работа с пациентами, которые не выполняют всех рекомендаций и сопротивляются лечению — как следствие, идет неэффективность приложенных усилий медика;
- напряженные отношения в рабочем коллективе, ссоры с коллегами;
- отсутствие возможности дальнейшего профессионального роста;
- осознание ошибочного выбора профессии, несоответствие личностных особенностей специфике выбранной профессии.
Процесс формирования синдрома профессионального выгорания проходит три стадии:
- Медицинский работник начинает чувствовать скуку, его эмоции приглушаются. В этом моменте кажется, что все в порядке, но работа уже не приносит былого удовольствия. Становится меньше позитивных эмоций, появляется отстраненное отношение к семье. Доходит до того, что, возвращаясь домой, человек не желает ни с кем общаться. Ему хочется, чтобы его оставили в покое.
- Появляются недоразумения с пациентами, пренебрежительное отношение к коллегам. Человек чувствует вспышки раздражения, даже когда находится один. Связано это с переизбытком общения.
- Человек становится равнодушным к окружающим и себе самому. Медицинский работник больше не осознает ценности жизни, он становится циничным. Внешне может показаться, что с таким человеком все в порядке, но на самом деле ему все безразлично.
Когда синдром только начинает свое развитие, человек пытается бороться с травмирующими факторами с помощью позитивной установки на работу, но он лишь тратит больше сил. Вскоре человек чувствует усталость и разочарование, он теряет интерес к работе. В таких случаях говорят, что человек «сгорел на работе».
Профилактика
Профилактику профессионального выгорания стоит начинать в момент обучения в медицинском вузе. Студентов нужно подготовить к специфике их будущей работы. Они должны быть осведомлены обо всех возможных рисках. Заканчивая учебное заведение, работник должен знать о методах профилактики профессионального выгорания. С новыми работниками необходимо проводить профилактическую беседу, где стоит описать возможные трудности, с которыми они могут столкнуться, и способы их преодоления.
Важно обучить персонал правилам общения с пациентами, правильным действия в критической ситуации, методикам, направленным на борьбу с профессиональным стрессом. Можно создать группы взаимопомощи, где медицинские работники смогут общаться и делиться своим опытом преодоления синдрома профессионального выгорания. В случае возникновения эмоционального выгорания и депрессии любой работник должен получать квалифицированную помощь психолога.
Не стоит забывать о материальной стороне жизни. От того, сколько получают врачи, напрямую зависит их эмоциональное состояние. Оплата труда должна соответствовать сложности выполняемой работы.
Профилактика эмоционального выгорания заключается в следующем:
- правильное питание и здоровый образ жизни;
- наличие иных интересов, которые далеки от профессиональной деятельности;
- наличие рядом близких людей, с которыми вы находитесь в хороших отношениях;
- способность к адекватной оценке собственной работы, отсутствие зависимости от чужого мнения;
- разработка новых подходов и методик, творческий подход к работе;
- адекватное принятие неудач; осознание, что врач – нужная профессия; стремление к достижению целей;
- принятие нового опыта, способность учиться на ошибках;
- отсутствие зацикливания только на вещах, связанных с профессией;
- повышение собственной квалификации, общение с другими специалистами, посещение семинаров;
- наличие хобби; совместная работа с коллегами.
Что нужно и чего не нужно делать при выгорании
- НЕ скрывайте свои чувства. Научитесь выражать их культуросообразным образом. Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым доверяете. Однако именно обсуждайте, чтобы найти выход, а не жалуйтесь.
- НЕ избегайте говорить о неприятных для Вас ситуациях, но при этом не забывайте рассказывать об успехах и достижениях. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ стесняйтесь попросить о помощи и принять её.
- НЕ позволяйте чувствам стеснения, неловкости или почти подростковому «Я сам!» останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.
- НЕ ожидайте, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут только углубляться.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
- Постарайтесь сохранить нормальный распорядок жизни, насколько это возможно.
Рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания
В частности, основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность.
К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры:
- разнообразные физические упражнения;
- элементы спорта и спортивной подготовки;
- ходьба, бег, а также другие циклические упражнения и виды спорта;
- работа на тренажерах;
- хоротерапия;
- трудотерапия и др. (так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).
Пассивные средства:
- Телесные: массаж, мануальная терапия (лечебный метод массажа мышц, суставов и т.д.), физиотерапия;
- Психорегулирующие (психологические): аутотренировка (метод расслабления путём концентрации внимания на телесных ощущениях), мышечная релаксация.
Необходимо помнить, что работа — всего лишь часть жизни. Знание того, что СЭВ фактически является не только вашей проблемой, но и проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.
Источники:
Статью подготовила: медицинский психолог З.А. Егорова
Источник