Эмоциональный тон педагога это

Роль эмоций и чувств в работе педагога
методическая разработка на тему

Роль эмоций и чувств в работе педагога

Скачать:

Вложение Размер
rol_emotsiy_i_chuvstv_v_rabote_pedagoga.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль эмоций и чувств в работе педагога

в процессе подготовки специалиста

Душу в нас формирует не тело,

А сердечность и праведность дела.

Чем активней душа, тем моложе,

И по сути на Солнце похожа.

Сегодняшний выпускник любого учебного заведения – это должен быть специалист с высокой интеллектуальной культурой, планетарным мышлением, профессионально и технологически подготовленный к исполнению своих обязанностей. Процессы обновления, происходящие в социальной сфере, образовании, производстве, требуют от современного специалиста гуманистической направленности, культуры, духовного богатства, нравственной устойчивости.

Актуальность данной темы состоит в том, что умственная и практическая деятельность, жизнь и быт людей не могут функционировать без участия эмоций и чувств, а также переживаний. Обобщая понятие «эмоции», К.Д.Ушинский характеризовал их следующим образом: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно нас самих, наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного отношения, а всего содержания души нашей, ее строя» (соч. Т.9 стр. 117-118). Во всем многообразии проявляются чувства людей к окружающей действительности и характеризуют особенности каждого человека, его мироощущение, мораль, привычки, его внутренний мир. Эмоции и чувства оказывают сильное, даже решающее влияние на возбуждение и торможение всех сфер жизнедеятельности человека. Поэтому педагогу для осуществления своей деятельности необходимо обладать такими качествами, как профессиональный долг, дисциплина, гражданственность, терпимость, ответственность и др.

Эмоциональное состояние одного – душевная боль или радость другого.

Психическое состояние одного эхом отзывается на другом, и процесс общения, его динамика (движение, изменение) непосредственно зависят от психического состояния другого. Ничто не доставляет человеку столько радости, восторга, восхищения, как общение с духовно богатым человеком. Как к солнцу тянется цветок, так и человек к человеку, если этот другой доставляет радость.

Ничто не оказывает такого сильного воздействия на обучающегося, как эмоциональное состояние преподавателя. Представьте себе различные ситуации из жизни: Например, если педагог возмущен; то и обучающийся начинает возмущаться; если один угнетен, подавлен, плачет, то и другой приходит в такое же состояние; если один смеется, то и другой делает это же самое. Педагогический труд – это особая сфера общественной жизни, обладающая относительной самостоятельностью, он выполняет важные специфические функции.

Воспитание чувств — это воспитание человека в человеке. Не развивая в себе чувства памяти, благородности, человек разрушает себя. Без чувства идеи холодны, светят, а не греют, лишены жизненности и энергии, неспособны перейти в дело. Итак, полнота жизни и совершенство человеческой натуры заключается в органическом единстве разума и чувства.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного и неприятного процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Любые проявления активности обучающегося сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности.

Эмоции — один из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Эмоции, утверждал Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей. Эмоции выполняют и важную мобилизационную, интегративно- защитную функцию. Они поддерживают жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Они разрушают ситуацию различными способами:

3)агрессией и др. (на примере студентов группы ТВ-101д)

Эмоциональные состояния регулируют ход протекания психических и органических процессов. В этом заключается их регулирующая функция. Эмоции, по сути дела, явились для человека первым «языком», которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Очевидна еще одна функция эмоций — коммуникативная.

По мнению ученых «язык эмоций» вполне доступен и высшим животным.

Чувства же свойственны только человеку. Самая древняя по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, полученное от удовлетворения потребностей и неудовлетворения. Например, преподаватель получает удовольствие от обучающихся, если они хорошо подготовились к уроку, а обучающиеся от хороших оценок. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на эмоции, чувства и аффекты. Исследования ученых показали, что отрицательные эмоции снижают работоспособность утром на 10% — вечером на 64 %.

Умеем ли мы уходить от отрицательных эмоций? Обратимся к самоанализу элементов эмоциональной техники, т.е. на способы выхода из плохого настроения. Например, нужно поставить цель: «Когда у меня плохое настроение, я иду в лес или читаю книгу, занимаюсь стиркой» и др.

Это примерный рекомендательный список способов выхода из плохого настроения.

Аналогично можно провести самоанализ по методике незаконченного предложения: «Когда у меня радостное настроение, я слушаю музыку» и др.. Такая методика дает возможность каждому выйти из отрицательной эмоции или доставить радостное настроение себе и другим. Эмоции и чувства — личностные образования.

Они характеризуют личность социально — психически. Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам. Предметом любви — ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия –не удовольствия.

Эмоции переживания и различные психические состояния, если они испытываются постоянно, оказывают непосредственное влияние на формирование устойчивого отношения к учению, на формирование мотивации учения.

При положительных эмоциях удовлетворяются любознательность, потребность в эмоциональном благополучии. При отрицательных эмоциях наблюдается отход от учебной деятельности, так как не удовлетворяется ни одна из жизненно важных потребностей. Желанная цель не создает реальной перспективы личности. И положительная мотивация не формируется, но зато формируются мотивы избегания неприятностей. Например, такое можно наблюдать в любом учебном заведении: если педагог на базе эмоций выразил свое отношение к обучающемуся (например, к прогульщику, к неуспевающему и т. д. ).

В индивидуальном развитии человека эмоции и чувства играют социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы.

На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются интересы и потребности.

Чувства — высший продукт культурно — эмоционального развития человека. Чувства выполняют в жизнедеятельности человека, в общении мотивирующую роль. В отношении окружающего мира человек действует так, чтобы подкрепить, усилить положительные чувства. Чувства связаны с работой сознания. Устойчивые чувства, действующие в течение длительного времени именуют настроением.

Чувства, эмоции, эмоциональные состояния заразительны переживания одного непроизвольно воспринимаются другими и могут приводить этого другого в более сильное эмоциональное состояние. Существует так называемая модель «цепной реакции». В такое состояние иногда приходят обучающиеся , когда смех одного «заражает всех». По модели «цепной реакции» начинаются массовые психозы, паника, аплодисменты.

При общении с обучающимися огромную роль играет личный пример педагога, который выполняет роль эмоционального механизма. Так если преподаватель входит в класс с улыбкой, то в классе устанавливается приятная, спокойная атмосфера. И наоборот, если преподаватель пришел в возбужденном состоянии, то и в группе среди обучающихся возникает соответствующая эмоциональная реакция. Аффекты — это реакция возникающая в результате совершенного действия или поступка и выражающая субъективную эмоциональную окраску характера достижения поставленной цели и удовлетворения потребностей.

Одним из наиболее распространенных видов аффектов — стресс. Стресс представляет состояние сильного психологического напряжения, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Преподаватель не может быть нейтральным к социальным оценкам своего поведения. Признание, похвала или осуждение поступков окружающими влияют на самочувствие и самоуважение личности. Именно они заставляют личность быть особенно чувствительным к отношению других, сообразоваться с их мнением.

Понимание значимости чувств помогает преподавателю правильно определить линию собственного поведения, а также воздействовать на эмоционально — чувственную сферу воспитанников.

В поведении личности чувства выполняют определенные функции: регулятивную, оценочную, прогностическую, побудительную. Воспитание чувств — длительный, многофакторный процесс. Итак, эмоции и чувства в работе педагога играют большую роль в процессе подготовки специалиста. Исходя из этого, можно сделать следующие рекомендации:

1.Сдерживайте отрицательные эмоции.

2.Создайте оптимальные условия для развития нравственных чувств, в которых сочувствие, сопереживание, радость выступают элементарными структурами, формирующими высоконравственные отношения, при которых нравственная норма превращается в закон, а поступки в нравственную деятельность.

3.Умейте управлять своими чувствами и эмоциями, и чувствами обучающихся.

4.Чтобы все это реализовать обращайтесь к методике А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Педагогическая поэма», «Как воспитать настоящего человека» К.Д. Ушинского, «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» Д.Карнеги, «Общение – Чувства – Судьба» К.Т. Кузнечиковой.

Педагогическая копилка рациональных одухотворенных действий, окрашенных эмоционально, у каждого педагога своя. Пусть больше будет в ней семян разумного, доброго, вечного.

Источник

Эмоциональный компонент отношения педагога в профессиональной деятельности, как фактор успешного саморазвития

Евгения Ермакова
Эмоциональный компонент отношения педагога в профессиональной деятельности, как фактор успешного саморазвития

(опыт использования невербального компактного диагностического приема, «Цветового теста отношений» А. М. Эткинда (ЦТО).

«Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь»

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательной организации и знать свой предмет. На современном уровне требований общества для педагогической деятельности необходимо качественно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. А это невозможно без постоянной работы над собой, самосовершенствования и выработки профессионально значимых качеств.

Осознание профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив — все это образует исходную базу развития педагога-профессионала. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, педагог совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству (Клименко Л. Н.)

И здесь на помощь учителю приходит психолог, организующий взаимодействие и психологическую поддержку всех участников образовательного процесса, в том числе и педагогов. Именно психолог может содействовать поддержанию психологического благополучия педагогов, помочь в самораскрытии, в определении сильных и слабых сторон, скорректировать поведение. Весь этот спектр задач сводится к одному из важных направлений в деятельности психолога-психологическому сопровождению педагогического коллектива образовательной организации.

Сегодня психологическое сопровождение-это целая система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий для перехода от позиции «я не могу», к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями». Позиция –это отношение к чему либо. Личность, как таковая, выражает себя в отношении к объектам среды, людям и самому себе. Само отношение это активная, сознательная, интегральная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.

Данные понятия нашли отражение в концепции В. Н. Мясищева.

По мнению автора структура отношения включает в себя эмоциональную, оценочную (когнитивную) и поведенческую стороны.

Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе.

Познавательный компонент способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию) объектов среды, людей и самого себя.

Поведенческий компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым для нее объектов среды, людей и самому себе.

Виды отношений, прежде всего, разделяются на положительные и отрицательные как с точки зрения эмоциональной, так и рациональной оценок.

Автор считает, что первоначальным «пусковым» механизмом в развитии отношения служит аффективный компонент, как дающий материал для последующего осознания действительности и выстраивания поведения побуждающего к деятельности или бездействию. В связи с этим, актуальным становится поиск форм и методов изучения эмоциональной составляющей отношений в рамках психологического сопровождения педагогов. Вашему вниманию мы хотим предложить наш первый опыт использования невербального компактного диагностического приема, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека- это «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда (ЦТО). Чаще всего данную методику используют в работе с детьми, однако возможности ее применения гораздо шире.

Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, идея и процедуры базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим — и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности.

В основе ЦТО лежит набор цветов из теста М. Люшера. Этот набор достаточно компактный, и удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный и желтый, два смешанных цвета (сиреневый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый).

Данную методику мы применили в работе с педагогическим коллективом с целью выявления психолого-педагогических условий, стимулирующих самореализацию и саморазвитие педагогов.

В диагностическом исследовании приняли участие 30 педагогов одной из образовательной организации города Новокузнецка. Процедура тестирования была достаточно проста и заключалась в необходимости для испытуемого подобрать к каждому из СЛОВ-СТИМУЛОВ (ПОНЯТИЙ) подходящие цвета.

На слайде представлен набор из 15 слов-стимулов, которые мы посчитали наиболее показательными для достижения поставленной цели (инструкция к методике позволяет это делать самостоятельно).Сюда вошли понятия, изначально несущие в себе негативную (обида, конфликт, позитивную (мечта, победа (успех) и нейтральную (общение, настроение) смысловую направленность. Также, вошли стимульные понятия, относящиеся к исследуемой теме, и связанные с отношением в профессиональной деятельности (урок, ученик, школа, оценка, профессия, коллега, руководитель, самореализация, труд)

Интерпретация полученных результатов обычно проводится на основе качественного анализа цветоассоциативных ответов. Диагностически значимым является анализ ранга цвета и ранга стимульных понятий, а также анализа различных пересечений цветовых ассоциаций (в которых разные слова-стимулы соотносятся с одним и тем же цветом).

Т. о. определённое эмоциональное отношение к цвету (от самого приятного до самого неприятного) отражается и на эмоциональном отношении к исследуемым понятиям, ассоциируемых с этим цветом.

В интерпретации используются параметры валентности и нормативности, как показатели эмоционального принятия либо отвержения стимула, отношение к которому исследуется.

При этом валентность измеряет позицию ассоциируемого цвета в индивидуальной цветовой ранжировке, данной конкретным испытуемым; нормативность же оценивает соответствие позиции данного цвета ранжировке, условно рассматриваемой как «нормальная» (Красный (3, Желтый (4, Зеленый(2, Фиолетовый (5, Синий (1, Коричневый (6, Серый (0, Черный (7).

Важное диагностическое значение имеют случаи рассогласования между валентностью и нормативностью конкретной ассоциации. Это указывает на амбивалентность, проблемность отношения испытуемого к данному понятию.

Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, симпатии в отношении педагога к тому или иному понятию, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемые понятия ассоциируется с цветами, получившими наименьшие ранги в индивидуальной цветовой раскладке. Диагностически значимым является не только ранг цвета, с которым ассоциируется какое-либо слово, но и сам этот цвет.

Результаты нашего исследования показали, что, основываясь на мнении большинства испытуемых, с некоторыми понятиями можно достоверно связать определенный цвет.

Так, красный цвет- – школа, оценка, успех;

желтый- настроение, мечта;

зеленый — профессия, урок, общение.

Фиолетовый — труд, самореализация

Черный — обида, конфликт.

Бимодальными (зеленый +фиолетовый) оказались- ученик, коллега и руководитель.

На основании анализа данных методики «ЦТО» было выявлено, что такие понятия как самореализация, общение, коллеги, профессия-учитель, урок у большинства исследуемых педагогов находятся в зоне положительного эмоционального восприятия, туда входят также, изначально имеющие позитивную смысловую направленность понятия «мечта» и «успех».

Обращает на себя внимание, что такие негативные понятия как обида, конфликт находятся в зоне несформированного отношения или неосознаваемого отвержения у подавляющего большинства педагогов. (Это может говорить о неумении конструктивно конфликтовать, подавлении отрицательных эмоций).

Примечательно, что в зоне осознанного эмоционального отвержения у 8 педагогов находится понятие оценка, у 6 человек понятие успех, 4 респондентов негативно относятся к таким словам – стимулам как школа, профессия-учитель, труд. (Это может говорить о наличии признаков профессионального выгорания)

Исходя из выше сказанного, можно сделать предположение, что в целом для данного коллектива педагогов характерна позиция «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями». Наглядно прослеживается связь таких категорий как самореализация, успех, коллега, профессия с позитивно – эмоционально принимаемой направленностью. При этом обращает на себя внимание и тот факт что некоторая часть педагогов в процессе собственной профессиональной деятельности находится в позиции эмоционального отвержения как осознанного так и неосознанного.

Таким образом, выявление эмоционального компонента отношения педагога к различным сторонам своей профессиональной деятельности дает большой пласт для понимания вектора простраивания работы, направленной на стимулирование самореализации и саморазвития педагогов.

Для достижения этой цели использование такой проективной методики как «ЦТО» может оказаться эффективным и информативным средством диагностики. Малый объем временных затрат на проведение методики, и интерпретации полученных результатов, могут открывать в дальнейшем широкие возможности для применения этого метода при решении задач экспресс-диагностики, в том числе в условиях массового мониторинга с целью изучения эмоционального отношения к той или иной проблеме.

«Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов» Задачу заведующего и старшего воспитателя дошкольного учреждения состоит в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных.

Консультация для воспитателей «Публичные выступления — инструмент профессиональной деятельности педагога» «Публичные выступления – инструмент профессиональной деятельности педагога» Подготовил: старший воспитатель Миронова О. В. Цель консультации:.

Краткая информация о профессиональной деятельности педагога по эстрадному вокалу В 1994 году, после окончания педагогического училища №1 им. М. А. Горького, я поступила на работу в общеобразовательную школу №14 в качестве.

Методическая работа с педагогами ДОУ как фактор успешного введения ФГОС до В условиях модернизации отечественной системы образования, когда дошкольное образование законодательно закреплено в качестве уровня общего.

Применение информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Применение информационно – коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. С каждым годом современные.

Проектный метод — фактор успешного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ Проектный метод – фактор успешного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ. Вашему вниманию предлагается опыт работы по использованию.

Программа профессионально-личностного саморазвития педагога «Тестопластика, как средство развития творческих навыков» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Воспитатель ДОУ как субъект профессиональной деятельности Одним из важнейших требований, которые выдвигает педагогическая деятельность является четкость социальной и профессиональной позиций ее.

Магистерская диссертация. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды.

Эссе «Творчество как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога» ЭССЕ на тему: «Творчество, как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога» Зачем педагогу творчество? Вопрос весьма.

Источник

Читайте также:  Не хотел оскорбить чувства
Оцените статью