Эмоциональный тип конфликтной личности

Содержание
  1. Типы конфликтных личностей: характеристика и методы эффективного взаимодействия
  2. Общее описание
  3. Демонстративный тип
  4. Ригидный тип
  5. Сверхточный тип
  6. Неуправляемый тип
  7. Бесконфликтный тип:
  8. Что делать, если вы столкнулись с конфликтной личностью?
  9. Основные принципы поведения
  10. И в заключение
  11. Типы конфликтных личностей и их характеристика
  12. Суть и типы конфликтных личностей
  13. Демонстративный
  14. Неуправляемый
  15. Сверхточный
  16. Ригидный
  17. Рациональный
  18. Безвольный
  19. Трудные люди
  20. Агрессивисты
  21. Жалобщики
  22. Молчуны
  23. Сверхпокладистые
  24. Вечные пессимисты
  25. Всезнайки
  26. Нерешительные
  27. Максималисты
  28. Скрытые
  29. Лгуны
  30. Ложные альтруисты
  31. Поведенческие стратегии при конфликте
  32. Сотрудничество
  33. Соперничество
  34. Избегание
  35. Приспособление
  36. Компромисс
  37. Тактики поведения в конфликте
  38. Убеждение
  39. Давление
  40. Санкции и «размахивание» властью
  41. Дружелюбие, лесть
  42. Создание коалиции
  43. Манипуляции
  44. Ультиматумы
  45. Сделка
  46. Типы поведения при конфликте
  47. Авторитарный
  48. Независимо-доминирующий
  49. Агрессивный
  50. Недоверчивый
  51. Покорный
  52. Зависимый
  53. Сотрудничающий
  54. Ответственно-великодушный
  55. Заключение
  56. Литература по теме

Типы конфликтных личностей: характеристика и методы эффективного взаимодействия

1. Общее описание 2. Демонстративный тип 3. Ригидный тип 4. Сверхточный тип 5. Неуправляемый тип 6. Бесконфликтный тип 7. Что делать, если вы столкнулись с конфликтной личностью? 8. Основные принципы поведения 9. И в заключение

Конфликтные ситуации — распространенные явления в повседневной жизни, избежать которые порой не представляется возможным. Причины конфликтов бывают разные, как объективные, так и субъективные. Психологи выделили основные типы конфликтных личностей, классифицируя способы возникновения конфликтов, их характер и протекание.

В середине 20 века психология конфликта выделилась в самостоятельное направление. Основой этого направления стали две противоположные точки зрения на конфликт, которые возникли еще во времена античности:

  1. Учения Платона и Аристотеля, они рассматривают конфликт исключительно как негативное явление, что тормозит развитие личности и поколений.
  2. Идея Гераклита противоположна по своему значению: он считает, что столкновение мнений и интересов выступает как источник развития.

В современной психологии эти мнения находят точки соприкосновения. В трудах отечественных психологов конфликт рассматривается как процесс, имеющий одновременно и конструктивные и деструктивные функции на разных этапах развития и для разных участников.

Общее описание

Цель статьи — рассмотреть типы конфликтных личностей, порождающих и провоцирующих спорные ситуации, и дать рекомендации к взаимодействию с ними.

Что же такое конфликтность? Это свойства личности, определяющее вероятность вступления человеком в ситуации спора независимо от объективного повода.

Простейшая типология конфликтных личностей описывает конфликтных людей и провоцируемые ими ситуации:

Ситуативно-конфликтные личности. Конфликт для людей такого типа не основополагающая черта личности, а последствия конкретной ситуации, когда нет другого выхода, кроме как вступать в конфликтные отношения – это неудачи в жизни, неприятности, разочарования, которые повышают уровень конфликтности как средства внутренней защиты. Ситуативно-конфликтная личность способна адекватно оценивать ситуацию, владеть собой и слышать окружающих. Уровень их конфликтности снижается, когда обстоятельства нормализуются.

Для перманентно-конфликтных личностей конфликтность – свойство их характера, проявляющееся во внешний мир. Такие люди поведением провоцируют споры и столкновения, портят отношения. Их и называют «конфликтная личность».

Уровень их конфликтности определяется следующими параметрами:

  • психологическими (темперамент, склонность к агрессии, устойчивость психики, характеристика эмоционального состояния, установки и ценности, отношение к собеседнику);
  • социальными (жизненные условия, особенности профессиональной деятельности, культурный уровень, социальное окружение).

В психологии выделяют следующие типы конфликтных личностей:

Демонстративный тип

Для данного типа характерно желание быть в центре внимания, ему важно, что о нем думают другие, каким он выглядит в их глазах. Отношение к другим определяется тем, кто он для них. Если им кто-то восхищаются – этот человек достоин внимания, если нет – рейтинг падает. Люди демонстративного типа эмоциональны и часто действуют, не подумав, планирование – не их конек. В работе склонны к разнообразию, с кропотливой работой, требующей сосредоточения на деталях, справляются плохо.

Демонстративный тип личности адаптивен, легко приспосабливается к новым ситуациям, склонен не зацикливаться на прошлом. Такие люди не проходят мимо конфликтных ситуаций – участвовать в процессе выяснения отношений для них комфортное существование! При этом зачинщиками и разжигателями конфликтов себя не считают. Для них важна любая возможность демонстрирования собственной важности.

Ригидный тип

Для ригидного типа типична основательность во всем, что он делает. Прежде чем такой человек сделает выводы – он обдумает проблему и выслушает оппонентов, при этом на все он имеет собственное, не требующее доказательств, мнение. Такие люди высокого мнения о себе – если с ним не согласны, воспринимают как личностную обиду. Они не гибкие, сложно приспосабливаются к изменениям, консервативны.

Конфликтная личность ригидного типа излишне прямолинейна, чем склонна причинять боль и обиду близким людям, а пойти первой на примирение приравнивается к унижению собственного достоинства. Часто подозревают людей в неискренности, и этим создают дополнительные проблемы во взаимоотношениях. Однако никто лучше, чем этот тип, не сможет справиться с аналитической деятельностью – в любом споре или взаимодействии роль ведущего аналитика достанется ему.

Сверхточный тип

Большая часть тревожных людей относятся к этому типу – они обеспокоены тем, что могут не соответствовать требованиям руководства, коллег, близких. Эти люди могут испытывать стыд за других, их тревожит «неидеальность» мира. Эмоции при этом сдерживают – не каждый человек поймет, что скрывается за внешним спокойствием сверхточного типа. Их основной плюс – внимательность к деталям, скурпулезность в работе, «семь раз проверь – один раз отрежь» – это про них. Из-за перфекционизма такой тип конфликтной личности чаще других подвержен психосоматическим заболеваниям.

Читайте также:  Вяжущее чувство во рту 8 букв

Неуправляемый тип

Сложно предугадать поведение этого типа личности. Они импульсивны, самоконтроль дается тяжело. Непоследовательны – точка зрения меняется несколько раз за диалог. Могут проявлять себя агрессивно, игнорируя общепризнанные нормы поведения в обществе. Важно, чтобы их мнение ценили. Если оказываются не правы, предпочитают обвинять других. Планирование своих действий — трудновыполнимая задача. Такой человек действует по ситуации и интуитивно.

Бесконфликтный тип:

Таких людей редко встретишь в споре – они не любят быть в центре разборок. И если оказываются втянутыми в спорную ситуацию, то предпочитают оставаться в стороне, издалека наблюдая за разворачивающимися событиями. Они выжидают потому, что для них важно мнение большинства, людям бесконфликтного типа комфортнее следовать за толпой, а не отстаивать собственное мнение или мнение меньшинства. Непоследовательны, плохо видят перспективы. Однако никто кроме них лучше не справится с поиском компромисса в споре.

Что делать, если вы столкнулись с конфликтной личностью?

При взаимодействии с конфликтными личностями психологи рекомендуют придерживаться основных принципов:

  • нужно понимать, что конфликтная личность посредством своих поступков удовлетворяет потребности и нужды, связанные с личными потерями и неудачами;
  • управлять собственными эмоциями и не допускать грубости или оскорблений;
  • дать возможность выплеснуть эмоции конфликтному человеку;
  • не стоит принимать на свой счет неприятные слова или недостойное поведение этого человека;
  • сохранять спокойствие и проявлять искренний интерес.

Основные принципы поведения

Если вам знакома типология конфликтных личностей, вы обладаете знаниями о специфике мышления и восприятия конфликтных людей, то будет намного проще действовать в ситуации конфликта:

  1. Демонстративному типу важно показать, что вы им восхищаетесь, сделать пару-тройку комплиментов, внимательно выслушать. Свою точку зрения озвучивайте таким образом, чтобы сложилось впечатление, что это его идея, и вы ее только поддерживаете.
  2. Для ригидного типа важна глубина понимания проблемы – поэтому вступайте в диалог с такими людьми, только вооружившись глубокими знаниями о сути обсуждаемого вопроса. В разговоре уделяйте внимание сложившимся стереотипам – «так принято», «этим пользовались еще предки», «проверено веками». Будьте искренними и не старайтесь обмануть – потом доказать чистоту своих помыслов будет практически нереально.
  3. В споре с человеком сверхточного типа, прежде всего, важна уверенность в себе и в своей идее, малейшую тревожность они чувствуют и впадают в панику. Преподносите свою точку зрения как нечто идеальное, минусы и шероховатости прячьте. Предлагайте оппоненту, прежде чем принять окончательное решение, попробовать вашу идею или продукт, не требуя от него быстрого и категоричного ответа да или нет.
  4. Наиболее сложным в конфликтном взаимодействии считается неуправляемый тип. Что от него ожидать, не могут знать даже самые близкие люди, поэтому, вступая в разногласия с такими людьми, держите наготове весь арсенал уловок, описанных выше.
  5. Как вести себя с последним типом личности – опираться на мнение большинства и авторитетов. Показывать стремление прийти к компромиссу, договориться.

И в заключение

Важно научиться правильно реагировать и минимизировать последствия, чтобы сохранить гармонию внутри себя и относится к столкновениям и спорам, как к естественному явлению жизни.

Помните, что конфликтом необходимо научиться управлять, тогда он не разрушает, а созидает.

Перечисленные выше типы конфликтных личностей – основные, выделяемые на сегодняшний день. Типов людей, склонных к конфликтам, на самом деле гораздо больше, полностью защитить себя от взаимодействия с такими людьми нет возможности. Важно в любой ситуации быть хозяином положения.

Источник

Типы конфликтных личностей и их характеристика

Вы то и дело попадаете в конфликтную ситуацию с конкретным человеком? Как бы вы себя ни вели – итог одинаковый? Вы начинаете подозревать, что дело в самом человеке? Возможно, вы и правы. Некоторые люди действительно носят статус конфликтных личностей. А кто они такие и с чем их «едят», давайте разберемся.

Суть и типы конфликтных личностей

В психологии существует понятие конфликтности личности, то есть склонности человека вступать в конфликты. Это комплексная характеристика, основанная на темпераменте, характере, опыте и других факторах. Отечественный психолог Роберт Семенович Немов выделил 6 типов конфликтных личностей.

Демонстративный

Его цель – быть замеченным, потому и конфликт он может «высосать из пальца». Часто это успешные люди. Их девиз: черный пиар – тоже пиар. Но все же предпочитают хорошо выглядеть в глазах других людей. Демонстративные личности не любят системную и монотонную работу. Не считают себя конфликтными людьми.

Неуправляемый

Как правило, это агрессивные люди с вызывающим поведением и низким самоконтролем. Отличаются импульсивным непредсказуемым поведением и опрометчивыми решениями. Неуправляемый тип не умеет планировать свою деятельность и последовательно выполнять задачи. Не умеет учиться на своих ошибках. Как правило, не соотносит свое поведение с общими целями или ситуацией.

Читайте также:  Состояние быстрой смены настроения

Сверхточный

Представляет завышенные требования к себе и окружающим. Такой тип отличается повышенной тревожностью, подозрительностью и критичностью. Вместе с этим чувствителен к оценке себя окружающими. Как правило, являются трудоголиками с неустроенной семейной жизнью.

Ригидный

Это честолюбивый человек с завышенной самооценкой. Часто такие люди бесцеремонны и грубы, непреклонны. Они не хотят и не умеют считаться ни с чьим мнением.

Рациональный

Если такой тип увидит в конфликте рациональную возможность для него выиграть, то с удовольствием пойдет на конфликт. Нередко двуличны. Выжидают момент, а потом для достижения личных целей пользуются только холодным расчетом. Рациональный тип умеет манипулировать и играть чувствами людей. Это самый опасный тип конфликтной личности. Он холоден и беспристрастен, четко видит плюсы и минусы обеих сторон, просчитывает наперед несколько вариантов развития ситуации.

Безвольный

Может стать оружием в руках другого человека. У безвольного нет ни интересов, ни убеждений, ни желаний, ни своего мнения. Вступая сам в конфликт, всегда вызывает удивление а-ля «раз он заговорил, то, значит, это действительно так».

Трудные люди

Кроме конфликтных людей можно выделить трудных. Отличие в том, что у первых конфликтность проявляется как направленность личности, совокупность характеристик, а у вторых – преобладает только одна какая-то черта, но она часто становится причиной конфликтов. Итак, встречаются следующие трудные люди (классификация Джона Уолтера Скотта):

Агрессивисты

Они задираются, раздражаются и раздражают.

Жалобщики

Предпочитают говорить о том, как все плохо, но ничего не предпринимать для изменения ситуации.

Молчуны

Никогда не догадаешься, о чем они думают и чего хотят. Каждое слово приходится «вытаскивать клещами».

Сверхпокладистые

На словах готовы помочь всем и всегда, но на деле уже не так сильны, в общем, «пустословы».

Вечные пессимисты

Во всем видят неудачи, каждую ситуацию рассматривают как заведомо провальную, чем многих и раздражают («да, все равно ничего не выйдет»).

Всезнайки

Считают себя превосходными и с удовольствием демонстрируют это превосходство.

Нерешительные

Боятся совершить ошибку, им сложно принять решение (долго думают).

Максималисты

Если они чего-то захотели, то, значит, это должно быть прямо здесь и сейчас. «Все или ничего, сейчас или никогда» – их девиз.

Скрытые

Умалчивают обиды, а потом «выливают помои» на обидчика.

Лгуны

Умалчивают, врут, обманывают, чем запутывают людей.

Ложные альтруисты

Это добродетели, придерживающие камень, который в случае чего с удовольствием кинут в оппонента.

Избавиться от конфликтных личностей нельзя (я не учитываю возможность увольнения), но можно минимизировать их поведение и реакции окружающих. То есть нужно создавать устойчивый нравственно-психологический климат и уметь противостоять негативным тенденциям и конфликтам. А для этого предлагаю познакомиться со стратегиями, тактиками и типами поведения в конфликте.

Поведенческие стратегии при конфликте

От стратегии зависит успех всего мероприятия. Под стратегией понимаются конкретные действия оппонентов, а точнее их направленность. Стратегией можно трансформировать конфликт, например, из деструктивного в конструктивный и, собственно, решать его. Впрочем, как и наоборот. Поведение в конфликте зависит от:

  • восприятия;
  • мышления;
  • памяти;
  • мотивации;
  • общественного мнения;
  • межличностных коммуникаций;
  • особенностей взаимоотношений сторон.

Стратегия – более широкое понятие, нежели тактика. В рамках своей стратегии человек может осуществлять несколько тактик.

Психологами и конфликтологами были выделены несколько классических стратегий конфликтного поведения.

Сотрудничество

Оптимальный вариант поведения, при котором каждая сторона удовлетворяет свои потребности за счет альтернативы. К преимуществам стратегии относится возможность полностью решить конфликт. К минусам – продолжительность процесса и в некоторых случаях невозможность найти удовлетворяющую обе стороны альтернативу.

Когда уместна такая стратегия:

  • проблема важна для обеих сторон;
  • при этом каждая сторона не уклоняется от совместного решения;
  • субъекты равны по статусу и возможностям или не обращают внимания на разницу положений;
  • каждая сторона готова к равноправному обсуждению вариантов решения;
  • субъекты доверяют друг другу и уважают интересы друг друга;
  • участники придерживаются партнерства.

Соперничество

При такой стратегии человек пытается достичь своих интересов за счет ущемления других участников. К преимуществам стратегии относится возможность быстро найти доминирующий тип личности. К минусам – риск последующего разрыва отношений или напряжения во взаимоотношениях сторон после победы одной и проигрыша другой. Как правило, побеждает не тот, кто прав, а тот, кто имеет больше возможностей (связи, способности, права).

Когда уместна такая стратегия:

  • проблема важна для субъектов, но один обладает большими ресурсами для ее достижения и разрешения ситуации в свою пользу;
  • субъект уверен, что именно его вариант оптимален в решении конфликта;
  • дружба и партнерство отходит на второй план, нежели достижение цели;
  • субъект занял выгодную позицию и может применить ее с пользой для себя;
  • активный субъект не имеет пока другого варианта решения или не хочет отступать от своей модели.

Избегание

Это уход от конфликта, нежелание ни удовлетворять свои потребности, ни идти на компромиссы. К преимуществам стратегии относится возможность отсрочить решение конфликта, если в настоящий момент это невозможно. Минус – конфликт остается нерешенным.

Читайте также:  Кожное чувство это кратко

Когда уместна такая стратегия:

  • объект и предмет конфликта несущественны;
  • нужно выиграть время для того, чтобы «вооружиться» и проанализировать ситуацию;
  • субъекты или один субъект не уверены в своих силах, боятся противника, не хотят портить отношения.

Приспособление

Стратегия, в которой человек жертвует своей позицией, то есть уступает. Плюс – сохранение взаимоотношений. Минус – неудовлетворенные собственные потребности и интересы.

Когда уместна такая стратегия:

  • нет выгоды в противостоянии;
  • один из оппонентов не уверен в себе;
  • важнее личное спокойствие, а не решение;
  • нет сил, времени и желания решать конфликт;
  • нужно слегка отступить, чтобы потом выиграть.

Компромисс

Стратегия, предполагающая взаимные уступки. К преимуществам относится скорость разрешения ситуации и удовлетворение обеих сторон. Минус – не полное удовлетворение потребностей, что провоцирует остаточные неприятные ощущения.

Когда уместна такая стратегия:

  • стороны хорошо осведомлены в нюансах вопроса, то есть могут адекватно и полноценно взвесить «за» и «против»;
  • субъекты с разным статусом, положением и интересами готовы временно смириться с сохранением сложившегося положения;
  • субъекты равны по силам, но проблема не так уж и важна, хочется сэкономить время;
  • другие стратегии не эффективны в конкретном случае.

Несмотря на то, что из всех стратегий сотрудничество считается оптимальной, стоит понимать, что единой схемы решения конфликта нет. Одна и та же стратегия может дать совершенно разные результаты в зависимости от случая.

Тактики поведения в конфликте

Тактика – это способ достижения цели. Одна и та же тактика может применяться в разных стратегиях. Выделяют следующие тактики поведения в конфликтной ситуации.

Убеждение

Применение логики и рациональных доводов для подтверждения своей позиции.

Давление

Речь идет об угрозах, запугиваниях, требованиях.

Санкции и «размахивание» властью

Подразумевается использование своего статуса для поощрений и наказаний.

Дружелюбие, лесть

Подавляет бдительность оппонента, изменяет его настрой.

Создание коалиции

Просьбы войти в положение, помочь, понять.

Манипуляции

То есть управление людьми, введение их в неопределенность.

Ультиматумы

Выполнение одной стороной чего-либо, пока ее требования не будут выполнены.

Сделка

Таким образом, тактики могут быть рациональными и иррациональными, непосредственными и опосредованными, мягкими и жесткими.

Типы поведения при конфликте

Тип поведения, как правило, больше связан с личностными особенностями участника, но от него зависит выбор стратегии. По сути это тип самого человека. Встречаются следующие типы поведения.

Авторитарный

Человек такого типа склонен переоценивать свои возможности, деспотичен и не терпит критики.

Независимо-доминирующий

Уверен в своих силах, держится обособленно и непреклонно, независим в действиях, ощущает свое превосходство.

Агрессивный

Несдержанный и вспыльчивый человек, упорный и настойчивый, недружелюбный.

Недоверчивый

Обидчивый, относящийся ко всему со скептицизмом и недоверием человек. Склонен к чрезмерной критике.

Покорный

Скромный и покорный человек, склонный к самобичеванию, с повышенным чувством вины.

Зависимый

Полностью зависящий от мнения других людей человек, нуждающийся в помощи и доверии.

Сотрудничающий

Дружелюбный человек, настроенный на сотрудничество и компромиссы.

Ответственно-великодушный

Это человек, испытывающий повышенное чувство долга. Склонный к альтруизму, помощи, великодушию, сверхобязательности.

Заключение

Для решения конфликта (в том числе с конфликтной личностью) важно ориентироваться на ряд принципов: знать, желать, сметь, уметь. Среди умений важны такие:

  • не брать чужую вину;
  • принимать решение и ответственность за него;
  • называть проблему и предлагать пути решения;
  • анализировать свое и чужое состояние и поведение (рефлексировать).

Для того чтобы уметь, то есть самому регулировать свое поведение, а не пускать на самотек психологических защит, важно найти в себе ресурсы. Запишите в подробных деталях те ситуации, которые выбивают вас из колеи, заставляют терять контроль. Теперь проанализируете записанное и подумайте, какие ресурсы вам нужно развить, чтобы выглядеть достойно в такой же ситуации в другой раз.

  • После определения целей начинайте работать. Кому-то может понадобиться повысить коммуникативные умения, кому-то – научиться эмпатии и так далее. Чаще всего всплывают такие проблемы, как возражение, недоверие и раздражение. Предлагаю вам в первую очередь оценить себя на предмет этих явлений.
  • Но эти проблемы могут быть не ваши, а наоборот оппонента. Тогда предлагаю вам разработать устойчивые механизмы поведения. Например, запишите стандартные для вашего оппонента возражения, придумайте на них выигрышный для вас ответ и всегда этим пользуйтесь. Рекомендую использовать «да, но …», то есть соглашаетесь с правом человека так думать, но выражаете свою позицию.
  • Для работы с раздражением используйте метод реальных ожиданий (чего я жду, нужно ли оно мне, как этого достичь). С недоверием можно бороться проговариванием, уточнением, волевым доверием.

Литература по теме

На прощание советую прочитать книгу Дейла Карнеги «Как найти выход из любой конфликтной ситуации». В работе описан феномен конфликта как путь саморазвития, даны практические рекомендации по изменению себя и преодолению конфликтов, в том числе тех, где задействованы трудные люди.

Также советую прочитать статьи по теме конфликтов: «Виды конфликтов в психологии», «Механизмы психологической защиты». Да не будет в вашей жизни конфликтных и трудных людей!

Источник

Оцените статью