Эмоциональный стиль общения это

Как определить свой эмоциональный стиль и избежать стресса

Если вы знаете, какой эмоциональный стиль преобладает в вашем поведении, решать проблемы, связанные с коммуникациями, вам гораздо проще. Благодаря этому вы саморегулируете реакции и защищаете себя от стрессов.

Ричард Дэвидсон в своей книге «Эмоциональная жизнь мозга» утверждает, что «наш эмоциональный стиль может влиять на то, как мы относимся к себе и к окружающим, на то, как мы себя ведем, насколько подвержены стрессу, он влияет на нашу когнитивную функцию и уязвимость».

Автор устанавливает четкую связь между эмоциональным стилем и физическим здоровьем.

Шесть граней эмоционального стиля

Дэвидсон называет несколько проявлений эмоционального стиля. Каждый из них сопряжен с конкретными обстоятельствами. Некоторые люди попадают в ту или иную крайность обстоятельств. Сочетание того, где и как проявляются ваши эмоции, складывается в общий эмоциональный стиль.

  • Устойчивость. Можете ли вы без проблем справляться с неудачами или каждый раз это для вас полный крах? Столкнувшись с эмоциональным или другим вызовом, в состоянии ли вы проявить упорство и решимость, или вы чувствуете себя настолько беспомощным, что легко сдаетесь?
  • Бдительность. Вы редко позволяете эмоциям омрачать ваш позитивный взгляд на жизнь? Поддерживаете ли вы высокий уровень энергии и вовлеченности, даже когда дела идут не так, как хотелось бы? Или вы склонны к пессимизму, изо всех сил пытаясь увидеть что-то положительное?
  • Социальная интуиция. Можете ли вы считывать язык тела и тон голоса людей и на основании этого делать вывод, хотят ли они поговорить или побыть в одиночестве, находятся ли они в напряжении или чувствуют себя расслабленными? Вы общаетесь интуитивно или вас озадачивает реакция людей на вас?
  • Самоанализ. Хорошо ли вы разбираетесь в собственных мыслях и чувствах? Или вы не понимаете, почему действуете и реагируете именно так, а не иначе? Сложно ли вам обозначить свои эмоции и описать, что вы чувствуете в тот или иной момент?
  • Восприятие контекста. Способны ли вы усвоить коммуникационные правила социального взаимодействия, чтобы не рассказывать на работе те же анекдоты, которыми делитесь с друзьями? Как вы реагируете на замечания окружающих о том, что ваше поведение неприемлемо?
  • Внимание. Можете ли вы отсеивать эмоциональные или другие отвлекающие факторы и сохранять концентрацию на конкретной задаче?

В каждом человеке проявляются все грани эмоционального стиля. Но у всех эмоций есть цель и, как правило, эта цель полезная. При этом у каждого из нас есть свой эмоциональный стиль. Мы предрасположены испытывать одни эмоции сильнее, чем другие. У многих из нас есть одна доминирующая эмоция. Это эмоция, которую мы испытываем в трудных ситуациях. Понимая, как работают ваши эмоции, вы можете ими управлять.

Как определить доминирующую эмоцию

Давайте разберемся, как определить свой эмоциональный стиль, на примере персонажа по имени Елена.

Допустим, доминирующая эмоция Елены — тревога. В ситуациях, когда другие эмоции (например, горе или гнев) кажутся более логичными, она чувствует беспокойство.

Доминирующая эмоция и способ восприятия ситуации связаны между собой. Попробуйте ответить на вопрос: кого вы вините — себя или других, когда случается что-то неприятное?

Если вы вините себя, то для вас, как и для Елены, характерны такие ситуации:

  • Если кто-то что-то забывает, то это из-за того, что вы постоянно не напоминаете.
  • Если кто-то плохо обращается с вами, то это из-за того, что вы были слишком требовательны или недостаточно компетентны.
  • Если инструкции сбивают вас с толку, то это потому, что вы плохо и медленно соображаете.
Читайте также:  Чувствую себя умнее родителей

Доминирующей эмоцией может быть гнев, разочарование, негодование, безнадежность или что-нибудь другое.

Слишком сильное переживание одной эмоции может привести к истощению.

«Отдохнуть» от доминирующей эмоции можно двумя способами:

  1. Исследовать и попробовать другие интерпретации ситуаций. Например, вы не вините себя, когда с вами плохо обращаются, проявляете больше гнева, но меньше беспокойства.
  2. Позволить себе чувствовать меньше эмоций.

Обычно Елена чувствует некоторую грусть и испытывает гнев, но её беспокойство настолько велико, что она едва улавливает другие эмоции. Если она настраивается на другие эмоции, они начинают проявляться ярче. Когда она это делает, чувствует больше грусти, но меньше беспокойства.

Один из приемов — произнести несколько раз слово, не являющееся доминирующей эмоцией, например, «грусть», и посмотреть, что вы чувствуете. Когда Елена произносит слово «грусть», она чувствует легкое покалывание в глазах, когда ты вот-вот заплачешь. Также она ощущает некую физическую тяжесть.

Позвольте себе просто посидеть со своими недоминирующими эмоциями в течение нескольких минут. Не акцентируйте на них внимание и не пытайтесь анализировать.

Чтобы меньше беспокоиться, Елена концентрируется на проявлении другой эмоции — грусти. Чем больше она позволяет себе испытывать это чувство, тем больше она «отдыхает» от беспокойства.

Почему знать о своей доминирующей эмоции полезно

Ранее упоминалось о том, что у всех эмоций есть цель.

  • Цель беспокойства — постоянно следить за тем, что может пойти не так, и держать нас в напряжении. Когда Елена чувствует беспокойство, она думает: «Просто старайся. Ни в коем случае не ошибайся. Не останавливайся».
  • Цель печали — побудить нас сделать шаг назад, переоценить ситуацию, попытаться найти смысл в сложной ситуации и, возможно, изменить направление.
  • Одна из целей гнева — побудить нас противостоять несправедливости и действовать решительно, а не прятаться.

Когда Елена позволяет себе испытывать другие эмоции, помимо беспокойства, она отдыхает от ощущения, что ей все время нужно делать какие-то попытки, чтобы не ошибиться.

Переключаясь на другие эмоции, она пробует новые пути решения, а не просто продолжает попытки достичь каких-то целей привычными способами. Пауза позволяет обдумывать альтернативные пути, что невозможно, если вы постоянно находитесь в режиме гонки.

Одна доминирующая эмоция не лучше другой. Но чрезмерное проявление какой-то одной эмоции опасно. Отчасти это связано с тем, что доминирующая эмоция вытесняет другие полезные эмоции.

Если вы всегда смотрите на мир через призму доминирующей эмоции, вы можете неправильно и в неполной мере интерпретировать ситуации. Например, нехорошо всегда во всем винить себя или, наоборот, винить окружающих. Очевидно, что жизнь устроена гораздо сложнее.

Как узнать, работает ли на вас описанная здесь стратегия

Постарайтесь ответить на несколько вопросов:

  • Чувствуете ли вы облегчение, когда подавляете доминирующие эмоции?
  • Вы чувствуете себя более свободными, когда переключаетесь на другие эмоции? Становитесь ли вы открытыми для новых идей? Видите ли вы возможности, себя или других людей иначе? Видите ли вы новый смысл в произошедших событиях?
  • Мотивируют ли недоминирующие эмоции больше заботиться о себе? Например, выпить чашку кофе или почитать приятную книгу, на что обычно у вас не хватает времени и сил?

Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из этих вопросов, описанная стратегия будет для вас полезна. Запомните этот простой метод и применяйте его в ситуациях, когда надо справиться со стрессом и трудными ситуациями.

Читайте также:  Чувствовать ребенка до его зачатия

При подготовке статьи использовались материалы Psychology Today

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Эмоциональное общение и его особенности: от чего зависит исход коммуникации

Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Эмоциональное общение возникает в самом раннем возрасте. Еще не умея гулить, ребенок реагирует на присутствие мамы, радуется ее приходу. В дальнейшем, с появлением речи, навыки такого общения не пропадают, наоборот, получают более осознанное развитие, дополняют умение разговаривать. Во взрослом возрасте эмоциональное общение является важным элементом взаимодействия, который поддерживает связи между людьми, обеспечивает установление дружеских, семейных, рабочих отношений.

Что же такое эмоциональное общение

Эмоции – одно из первых проявлений отношения человека к окружающему миру, в них заключается то, как он оценивает происходящее, переживает его. Ты можешь сказать на словах, что тебе нравится новая песня любимого исполнителя. Но если слова не будут иметь эмоциональной окраски или будут произнесены без улыбки, то в их правдоподобность никто не поверит.

Другой пример – комплименты. Обычно в них вкладываются эмоции, восхищение. Но если произносить их с недоброжелательным выражением лица, небрежно, то комплименты превращаются в насмешку или выражение презрения.

Особенность эмоционального общения в том, что кроме слов в нем присутствуют разные способы выражения отношения к происходящему. Среди них:

  • Мимика. Открытая улыбка говорит о доверии, счастье, радости. Натянутая улыбка – свидетельство неискренности. Хмурые брови – признак недовольства.
  • Жесты. Открытый, счастливый человек много жестикулирует; движения – активные, ничем нестесненные. При возникновении проблем или недоверия жесты становятся более зажатыми, скупыми.
  • Поза. Всем известно, что скрещенные руки и ноги – признак недоверия, стремления защититься от влияния или вторжения другого человека. Наоборот, если сидящий человек наклонен вперед, он проявляет заинтересованность.

Три правила общения

  • Интонации. Слова можно сказать, как будто выплюнуть от злости. Они могут ласкать, нежить, лелеять.

Успех эмоционального общения зависит не только от того, как ясно ты можешь выразить свои эмоции. Важно, насколько человек, с которым ты взаимодействуешь, может их расшифровать, понять и принять. На это влияют культурные, личностные особенности, уровень эмоционального интеллекта.

В одних странах принято открыто выражать свое отношение к происходящему. Если в Италии ты будешь пытаться говорить сухо, неэмоционально, окружающие могут посчитать тебя неискренней. В Японии, наоборот, в почете сдержанность. В Болгарии, если ты задашь молодому человеку, влюбленному в тебя, любит ли он тебя, он будет махать головой из стороны в сторону. Только для него это будет обозначать «да», в то время как ты решишь, что он говорит «нет».

Как видишь, основная особенность эмоционального общения – субъективность. В отличие от слов, которые в рамках одного языка всегда несут конкретный смысл и в нем трудно ошибиться, в интерпретации эмоций есть высокий риск неправильной интерпретации.

Почему эмоции так важны

И, тем не менее, эмоциональное общение необходимо.

Представь, что ты разговариваешь с человеком, все эмоции которого скрыты под маской безразличия. Его лицо не выражает никаких чувств. Чтобы ты не сказала, оно остается прежним, не меняется. Вероятно, очень скоро ты задумаешься. Слышит ли тебя человек? Понимает ли, что ты ему говоришь? Не планирует ли он какое-нибудь зло против тебя? Или, общаясь с ним, тебе просто станет скучно.

Эмоциональное общение играет важную роль во взаимодействии между людьми:

  • Оно позволяет выразить свое отношение к происходящему.
  • Работает там и тогда, когда слова не могут выразить всю полноту чувств, или человек не имеет достаточного словарного запаса. Яркий пример – проживание в иноязычной среде.
Читайте также:  Вы не можете понять чувства машины nier automata

Фото автора PICHA Stock: Pexels

  • С его помощью можно сделать коммуникацию с другими людьми более яркой. Вспомни прошлое – наверняка воспоминания о встречах, наполненных радостью или, наоборот, отчаянием, ты помнишь намного лучше, чем скучные свидания.
  • С человеком, который испытывает эмоции, интереснее общаться. Видно, что он находится рядом с тобой и причастен к разговору.
  • Эмоциональное общение мотивирует. Положительные эмоции заставляют двигаться вперед. Отрицательные ведут к необходимости остановиться, задуматься о происходящем, сделать выводы.
  • Эмоциональность – основа тесного взаимодействия, глубоких контактов и чувств.

Проблемы, связанные с эмоциональным общением

Выше уже было сказано, что проблема эмоционального общения в его субъективности. Не всегда то, что пытаешься донести средствами невербальной коммуникации, понимает твой оппонент.

Другая проблема – риск попасться на удочку манипулятора. Обычно люди доверяют тем, кто склонен эмоционально общаться, насыщать свою речь жестами, мимикой. Не правда ли, кажется, что если человек открыт, он не может обмануть. Однако есть люди, которые искусно научились имитировать эмоции и этим пользуются.

Фото автора Alex Green: Pexels

Часто происходит и так – зная о твоих переживаниях, окружающие могут воспользоваться ими, предать и обмануть тебя. Вспомни, сколько фильмов, литературных произведений построено на основе того, как девушка говорит о своих чувствах, раскрывает переживания. Тот же, кому она открылась, рассказывает о них всему миру.

Следующая проблема – участники общения могут быть слишком эмоциональными. Настолько, что после взаимодействия внутри у них остается пустота. Они отдали партнеру все свои чувства, переживания и больше ничего не чувствуют. Теперь, чтобы вернуться к нормальному состоянию, им придется долго восстанавливаться.

Общение эффективно, если все участники говорят на одном языке. Но если один человек эмоционален, ждет, что его переживания будут поняты, хочет видеть, что чувствует его партнер, а в ответ получает безразличие или закрытость, полноценное взаимодействие невозможно.

Как преодолеть проблемы эмоционального общения

Коммуникация, в которой ты раскрываешь свои эмоции, становишься жертвой манипуляторов, может сильно ранить. Однако и обратные ситуации, когда ты путаешься в своих чувствах, не можешь отличить их от переживаний партнера, доставляет дискомфорт.

Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels

Для достижения эффективности общения рекомендуется научиться:

  • Разбираться в эмоциях. Причем объектом должны стать как твои переживания, так и эмоциональный отклик тех, с кем ты общаешься. Важный результат этого умения – способность отделять свои эмоции от чужих.
  • Облегчать эмоциональное давление. Представь, что в магазине навязчивый продавец пытается продать тебе миксер – он тебе не нужен, поскольку дома есть уже два. Тебе нужно противостоять его агрессивному напору и одновременно попытаться найти в себе ресурсы, чтобы перевести общение на более адекватный уровень. Можно грубо сказать, что тебе ничего не нужно. А можно отказаться мягко и вежливо.
  • Предвидеть эмоциональные реакции других людей. Это сложное умение, поскольку эмоции постоянно меняются, они, как уже говорилось, субъективны. И если ты будешь ориентироваться только на свои переживания, то, вероятно, попадешь в сложную ситуацию.
  • Управлять эмоциями и проявлять хладнокровие. Владея этим навыком, ты сможешь удержаться от агрессии, возмущения, других негативных переживаний, если кто-то или что-то тебя выведет из себя.

Без эмоционального общения невозможно представить свою жизнь. Смех, слезы, улыбки, отчаяние – все эти эмоции сопровождают тебя на работе, дома, в общественном транспорте. Они снимают барьеры, ведут к более продуктивному взаимодействию. В то же время могут взывать мощный внутренний дискомфорт и превратить тебя в жертву манипулятора.

Источник

Оцените статью