Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет
ромашкина ирина
Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет
Чтобы развивать эмоциональный словарь у старших дошкольников, воспитатель должен учитывать их возрастные особенности и постепенно усложнять задания. Узнайте, какую новую эмоциональную лексику осваивают дети в 5–7 лет, какие элементы включить в занятия, и как их проводить. Воспользуйтесь готовыми конспектами.
Развивать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет необходимо с учетом тех знаний и навыков, которые были сформированы на предыдущем этапе (в 3–5 лет)1. Однако эмоции старших дошкольников сложнее, речь более развита, поэтому занятия с ними следует выстраивать по-другому. Используйте методические рекомендации и готовые конспекты, чтобы организовать работу с детьми данного возраста.
В чем особенности работы со старшими дошкольниками
Чтобы расширять эмоциональную лексику старших дошкольников, необходимо вводить в словарь более сложные для понимания эмоции: интерес, удивление, страх.
На занятиях следует стимулировать более сложные виды речевой деятельности. Для этого воспитатель просит детей давать на вопросы развернутые и обоснованные ответы. Важно, чтобы ребенок мог понятно и подробно рассказать о собственном эмоциональном опыте, произнести перед сверстниками выразительный монолог. При этом воспитатель обращает внимание на то, чтобы дошкольники использовали все средства экспрессии. Некоторые элементы занятия с детьми 5–7 лет повторяются, но усложняются. При этом необходимо вводить новые.
Какие элементы нужно включить в занятие для детей 5–7 лет
Познакомьте детей с историей (текстом или мультфильмом, в которой герои испытывают эмоции,понятные старшим дошкольникам: интерес, удивление, страх. Можно обратиться к историям, в которых герои испытывают уже знакомые детям эмоции: радость, грусть, злость. При этом воспитатель должен активизировать более сложную лексику этих эмоций. Например, слова «ликование», «весельчак» для базовой эмоции радость.
Задайте вопрос: «Что почувствовал персонаж, когда. ?» Этот вопрос активизирует в речи ребенка слова, которые обозначают оттенки эмоций.Например: страх, беспокойство, волнение, тревога, ужас. Детям 3–5 лет воспитатель задавал подобный вопрос в другой форме: «Какое настроение стало у героя, когда. ?»
Спросите:«Как вы думаете, персонаж очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился и т. д. ?» В данном случае любые ответы детей правильные.
После этого спросите:«Какими словами можно выразить, что герой очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился?» Внимательно выслушайте ответы детей, повторите их, добавьте свои варианты. Когда дети отвечают на эти вопросы, они начинают понимать оттенки эмоций, расширяют свой эмоциональный словарь.Например: герой сильно удивлен – поражен, ошарашен.
Обратите внимание детей на экспрессию, действия персонажей в эмоциональной ситуации. Если вы изучаете с детьми новую эмоцию, используйте те же методические приемы, что и в работе с младшими дошкольниками. Например, предложите разыграть экспрессивный этюд. В каждом этюде должны участвовать не менее 2–3 воспитанников.
Задайте вопрос: «Как выглядит и что делает человек, который. ?» Этот вопросактивизирует в речи детей слова, которые описывают действия, экспрессию героя, переживающего эмоцию.Например: ликование, восторг – улыбается, смеется. Если вы закрепляете знания дошкольников по уже изученной эмоции, этот вопрос можно задать, не демонстрируя иллюстрацию или экспрессивный этюд.
Задайте вопрос: «Какими словами можно назвать человека, который часто боится, беспокоится, трусит (трусишка, беспокойный, многим интересуется, любит получать новые знания (любознательный, преодолевает свои опасения, страх (храбрый, смелый, решительный, отважный) и т. д.». Этот вопрос активизирует в речи детей слова, которые обозначают качества персонажа, испытывающего эмоцию часто.
Попросите вспомнить сказки, истории, мультфильмы, стихи, в которых герои испытывают изучаемую эмоцию. Старшие дошкольники должны назвать конкретный эпизод действия. В отличие от занятия с детьми 3–5 лет на этот вопрос все воспитанники должны дать развернутый ответ. Заранее готовить ответы не надо. Дошкольники не только тренируют смысловую память, но и развивают монологическую речь в форме спонтанного речетворчества. Так они научатся понимать ситуационные причины эмоций.
Научите детей задавать вопросы, которые связаны с эмоциями и эмоциональной лексикой. Когда ребенок учится формулировать вопросы, он осваивает более сложный вид речевой деятельности и приобретает социальный опыт. Формы реализации этого приема могут быть разными.
Попросите детей вспомнить и рассказать, когда они испытывали изучаемую эмоцию. Например, чему удивились? Что было интересно узнать? От чего они были в восторге? Были ли какие-то события, которые привели их в восторг? Подобное задание на общем занятии следует давать только на позитивные эмоции. Оно позволяет детям осознать личный эмоциональный опыт, познакомиться с эмоциональным опытом других детей и соединить это со словом, обозначающим эмоцию. Кроме того, дети тренируются в монологической речи. В отличие от младших дошкольников дети 5–7 лет выполняют это задание без примера взрослого. Данное задание поможет понять эмоциональное состояние самого ребенка. Иногда ответы детей обнаруживают их скрытые качества, черты характера.
Чтобы запомнить последовательность вопросов, которые нужно задавать детям, опирайтесь на треугольник эмоционального словаря. Вершины треугольника – это три группы слов по каждой базовой эмоции.Во время занятия задавайте три вопроса: по одному для каждой группы слов, передвигаясь от одной вершины к другой, «проходя» треугольник.
«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника) Вот и заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. Весёлому русскому народному.
Сценарий праздника к 8 Марта «Игрушки в гостях у детей» для детей ясельной группы Уважаемые коллеги предлагаю к 8 марта праздник для самых маленьких. На конкурс Лучший детский сад РЖД мы представляли наш детский сад необычно,.
Иллюстрированная тетрадь-словарь своими руками для изучающих немецкий язык «Mein deutsches Vokabelheft» Иллюстрированная тетрадь-словарь своими руками для изучающих немецкий язык («Mein deutsches Vokabelheft»). В процесс обучения немецкого.
Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.
Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком» Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт,.
Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка «Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы» РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.
Подарки детей самым близким и дорогим. Фотоотчёт о творческих работах детей Февраль и начало марта воспитатели всех садов и школ озадачены важным вопросом: «Что подарить папам и мамам на праздник?» Очень хочется.
Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Источник
Консультация для родителей от педагога-психолога «Как формировать эмоциональный словарь у детей дошкольного возраста?»
Анна Плясунова
Консультация для родителей от педагога-психолога «Как формировать эмоциональный словарь у детей дошкольного возраста?»
Формирование эмоционального словаря у детей дошкольного возраста.
В психологии и педагогике существует такое понятие как эмоциональное воспитание. К сожалению, не все взрослые знают об этом и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эсте-тические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выра-жать.
Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства и регулирует их проявление. Основная задача взрослого познакомить ребенка с миром эмоций, т. е. сформировать эмоциональный словарь дошкольника.
Возрастные нормативы развития эмоционального словаря.
• Возможность понимания и вербализации (условием этого является нор-мативная по возрасту сформированность речи) эмоционального состояния воз-никает у детей уже в возрасте 2,5-3 лет в виде глаголов действия, имеющих от-ношение к данному эмоциональному состоянию: «мне нравится», «он хороший», «он плачет» и т. п, Таким образом основными категориями яв-ляются: «плохой», «хороший», «нравится — не нравится», т. е. описание фи-зиологических состояний.
Чем младше ребенок, тем более он пытается изобразить увиденные эмоции мимически. В то же время вплоть до возраста 6-7 лет такое поведение ребенка можно рассматривать как нормативное.
• В возрасте от 3,5 до 5 лет стоит формировать базовые эмоции: радость, грусть, злость. В речи ребенка возможно использование таких определений, как «злой», «добрый», «веселый». Хотя еще остаются и «глагольные» определения: «плачет», «смеется» и т. п. Ближе к 5 годам уже становится доступна определенная дифференциация обозначения эмоциональных состояний: вместо «злой» — «сердитый», вместо «веселый» — «радостный».
• В период 5 — 7 лет нормативно развивающимся детям уже полностью доступны эмоциональные дифференцировки типа «сердитый», «грустный», «ра-достный». После 6 лет возникают более «глубокие» определения: «недовольный», «рассерженный» и т. п. К 7 годам ребенок должен в состоянии адекватно понимать и вербализовать практически все базовые эмоциональные состояния: радость, страх, злость, приветливость, интерес, стыд, вина, обида, удивление. Поэтому следует стимулировать более сложные виды речевой деятельности (просить детей давать развернутые и обоснованные ответы).
Читаем сказки и развиваем эмоциональный словарь ребенка.
Вопросы, которые необходимо задавать ребенку 3-5 лет во время чтения сказок и рассказов.
1. Какое настроение стало у героя, когда? Этот вопрос активизирует слова, которые обозначают оттенки эмоций.
2. «Каким стал герой?» Этот вопрос активизирует слова, которые обозначают состояние персонажа, испытывающий оттенок эмоций. Обратите внимание детей на экспрессию, действия героев в эмоциональной ситуации. Для этого используйте иллюстрации, в которых экспрессия хорошо видна, или экспрессивные этюды, в которых одни дети показывают изучаемые эмоции, а другие наблюдают их.
3. «Что делают герои, которые чувствуют.? Этот вопрос активизирует слова, которые описывают действия, экспрессию персонажа, испытывающего оттенок эмоций.
4. «Какими словами мы называем человека, который часто.? Этот вопрос активизирует слова, которые обозначают качества персонажа, испытывающего определенную эмоцию часто. Попросите детей вспомнить, какие они испыты-вали эмоции в конкретных ситуациях, и рассказать от них. Это поможет осо-знать собственный опыт познакомить с опытом других детей.
Вопросы, которые необходимо задавать ребенку 5-7 лет во время чтения сказок и рассказов.
1. «Что почувствовал персонаж, когда? Этот вопрос активизирует в речи ребенка слова, которые обозначают оттенки эмоций (страх, беспокойство, вол-нение, тревога).
2. «Какими словами можно выразить, что герой очень сильно или совсем немного испугался (обрадовался, удивился?» Когда дети отвечают на эти во-просы, они начинают понимать оттенки эмоций.
3. Если ребенок знакомится с новой для него эмоцией, то задайте вопрос: «Как выглядит и что чувствует человек, который?» Этот вопрос активизиру-ет в речи детей слова, которые описывают действия героя, переживающего эмоцию (ликование, восторг – улыбается, смеется).
4. «Какими словами можно назвать человека, который часто боится, бес-покоится, (трусишка, беспокойный, многим интересуется, любит получать но-вые знания (любознательный, преодолевает свои опасения, страх (храбрый, смелый, решительный, отважный) и т. д». Этот вопрос активизирует в речи де-тей слова, которые обозначают качества персонажа, испытывающего эмоцию.
5. Научите детей задавать вопросы, которые связаны с эмоциями и эмоци-ональной лексикой. (Почему он загрустил? Что мне сделать, чтобы ты больше не боялась) Когда ребенок учится формулировать вопросы, он осваивает бо-лее сложный вид речевой деятельности и приобретает социальный опыт.
4 основных правила формирования эмоционального словаря дошкольника.
1. Эмоция — это не предмет, а внутреннее состояние человека, поэтому всегда связывайте слова, которые обозначают эмоции, с конкретной ситуацией.
2. Освоение эмоционального словаря – часть общего развития речи, по-этому взрослый должен одновременно знакомить ребенка с эмоциями и фор-мировать у него единство лексической, фонетической и грамматической сторон речи, развивать монологическую и диалогическую речь.
3. Существует тенденция к появлению в более раннем возрасте в словаре эмоций тех слов, которые чаще употребляются в устной речи взрослого. Взрослый – пример для ребенка.
4. Учитывайте индивидуальные способности, возможности и потребности дошкольников.
1. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений.
Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.
Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Пятый день Недели психологии. Цель: развитие психических функций у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развитие.
Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.
«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.
«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.
Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком» Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт,.
Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.
Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову — “деньги”. Однако.
Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.
Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.
Источник