Эмоциональный ресурс что это

Эмоции — ваши скрытые ресурсы

Эмоции — ваш скрытый ресурс, который вы можете активно использовать. Известно, что высокий градус эмоций быстро истощает, а низкий уровень дезорганизует. Однако вы можете настроить собственные оптимальные режимы эмоций, даже если законы этих настроек общие. Разные эмоции могут стать акселераторами практически любой вашей активности: интеллектуальной, деловой и пр. Рассмотрим особо те из них, которые помогут вам повысить эффективность свой деятельности.

При увеличении силы эмоционального возбуждения эффективность и качество выполняемых действий растут, достигают максимума (оптимальное эмоциональное состояние) и начинают снижаться при сильном эмоциональном возбуждении (закон Йеркса — Додсона). Согласно этому закону, существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности, к достижению которого следует стремиться. Поскольку высокий градус эмоций разрушает желание узнавать новое, смещает цели на результат, энергия уходит на представление результата, на страх его не получить и т. п. Другими словами, эмоции слишком высокой силы работают «против», они как бы организуют другую деятельность, которая отвлекает силы и внимание от основной, происходящей в тот же момент.

Он схож с законом силы И. П. Павлова: при очень сильных раздражителях возбуждение переходит в запредельное торможение.

При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании. Он может позабыть, что ему надо делать. Так, курсант летного училища при первом самостоятельном полете может забыть, как сажать самолет, и совершить это действие только под диктовку с земли своего командира. В другом случае из-за сильной эмоции радости, близкой к восторгу предвкушения победы, гимнаст, выйдя к снаряду, позабыл начало упражнения и получил нулевую оценку.

У второго принципа есть несколько важных нюансов. При простых заданиях следует поддерживать относительно высокий уровень возбуждения — чтобы избегать вялости. Сложные задания, напротив, требуют невысокого уровня возбуждения, а средние по сложности — среднего уровня активации.

На практике это может выглядеть так. В состоянии повышенного возбуждения лучше заняться простыми, легкими видами деятельности: навести порядок в бумагах, передвинуть стол и стул и т. п. В состоянии же низкого возбуждения, когда вы спокойны, лучше заняться более сложными делами: заполнением декларации о доходах, составлением производственного или бухгалтерского отчета и т. п.

Если в ситуации повышенной ответственности в трудовой или учебной деятельности есть перевозбуждение, перемотивация — будьте осторожны, не перегните палку. Нагнетать напряжение и тревогу в таких ситуациях будет ошибкой. Наоборот, лучше попробовать сбавить эмоциональный градус легкой шуткой, переключением внимания или жестами поддержки.

Интенсивность эмоции мешает выбору правильного решения. По закону отрицательной индукции случайные очаги возбуждения, которые из-за сильных эмоций стали доминантными и начали действовать по законам доминанты, начинают гасить электропотенциалы следов памяти и правильных решений. В результате человек не воспринимает контраргументы. Ему кажется, что он безусловно прав.

Он напоминает правило движения по реверсивной полосе. Есть группа эмоций, которые работают по принципу одностороннего движения. В эту группу входят активные (или стенические) и пассивные (или астенические) эмоции. Стенические эмоции — радость, удивление, интерес, восхищение и пр. повышают жизнедеятельность организма. Астенические — грусть, горе, стыд, скука и пр. угнетают и подавляют жизненные процессы в организме.

Стенические эмоции работают в упрощенном представлении так. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Радующийся человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы. Он чувствует себя легко и бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он оживленно говорит, быстро думает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы.

Астенические эмоции (например печаль) сужают мелкие кровеносные сосуды. Возникает анемия кожи, внутренних органов и мозга. Лицо человека становится бледным, вытягивается, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникают затрудненное дыхание, одышка. Пониженное питание мозга уменьшает продуктивность работы, мышление становится вялым, заторможенным, человек испытывает сильное нерасположение к умственной деятельности. Голос становится слабым, беззвучным, появляется чувство сильной усталости, невозможности удержаться на ногах, стремление на что-нибудь опереться. Длительное, систематическое чувство печали приводит к снижению всех жизненных процессов в организме.

Это были примеры эмоций «одностороннего движения», или, как их называют специалисты, однозначного проявления. Однозначные эмоции в 90% случаев (за исключением отдельных отклонений) четко ведут к снижению или повышению эффективности деятельности человека.

Но на трассе нашего скрытого ресурса есть полосы с реверсивным движением — неоднозначные эмоции. Это те эмоции и их оттенки, которые могут привести как к положительному, так и к отрицательному результату в зависимости от вектора своего направления.

Разберемся в них на примере эмоции гнева. Если человек использует неконструктивный гнев для психического подавления окружающих, то тем самым он разрушает внутреннее эмоциональное равновесие группы и снижает ее эффективность. В данной ситуации гнев — эмоция, которая негативно влияет на эффективность деятельности группы и организации в целом. Но именно через здоровый гнев человек иногда обретает дремлющую в нем силу и резко повышает свою эффективность.

Гнев также может быть полезен, когда обостряет вялотекущий конфликт и выявляет разногласия, которые до этого невозможно было не только уладить, но и просто обговорить. Поэтому предлагаем использовать такую группировку:

  • однозначные эмоции, негативно влияющие на эффективность деятельности;
  • однозначные эмоции, позитивно влияющие на эффективность деятельности;
  • неоднозначные эмоции, обладающие как негативным, так и позитивным эффектом в зависимости от вектора направленности.

Эмоция как акселератор

Разные эмоции могут стать акселераторами практически любой вашей деятельности: интеллектуальной, деловой и пр. В группу эмоций, способствующих увеличению эффективности деятельности, можно отнести:

  • Принятие. Это начальная стадия проявления эмоции доверия, которую понимают как состояние защищенности, веры в искренность. Если мы доверяем, то полагаемся на чье-то мнение, отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, ситуации или человека.
  • Доверие. Оно способно порождать многие другие чувства — от любви до ненависти. Доверие также вызывает различные состояния — от комфорта до стресса, вырабатывает социальные установки — от принятия до отторжения. Доверие ни на что не мотивирует, но создает благоприятную атмосферу. Многие проекты и процессы начинаются именно в таком состоянии — принятия и доверия. Как только это состояние начинает исчезать, начинает снижаться и эффективность проекта. Доверие — это сильный маркер внутреннего мира любой компании.
  • Ожидание. Оно трактуется как эмоциональное состояние предвосхищения. Это представление о результате процесса, возникающее у нас заранее. Ожидание — это состояние, когда человек готовится к чему-либо, что должно произойти. Это более интенсивная эмоция, чем принятие и доверие, которая сопровождается готовностью организма к действию в направлении предполагаемого события.
  • Радость. Активная, положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Быстро возникающая, она порой приближается к аффекту. Радость появляется как реакция на неожиданное получение чего-то приятного, желанного. Чем неожиданнее успех или чем дольше его ждали, тем больше радость. Радость, в сочетании с интересом, поддерживает конструктивное, творческое поведение. Хорошее настроение оказывает благотворное влияние на эффективность работы даже в том случае, если оно возникло по причине, к работе не относящейся (приятное известие, хорошая погода и т. п.) По влиянию на эффективность деятельности радость уступает только удивлению и интересу.
  • Удивление. Это эмоция, вызванная сильным впечатлением от чего-либо, поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью. Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, за что его иногда называют эмоцией очищения каналов. Удивление — более интеллектуальная, направляющая активность эмоция. Оно придает вектор активности в направлении отмеченного объекта или явления. Удивление окрашивает и выделяет нечто новое, имеющее ценность для человека. Эта эмоция заостряет наше внимание на противоречие между старым и новым, дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать. Именно удивление побуждает и направляет мыслительную деятельность, дает толчок для понимания и преодоления обнаруженного противоречия.
  • Восхищение. Это кратковременное, но сильное чувство радостного удовлетворения, очарованности. В отличие от восторга, восхищение — это выражение отношения к чему-то или кому-то. Восхищение — самая сильная из представленных эмоций. Оно будоражит наш интеллект, активирует деятельность, мотивирует к достижению. Когда человек испытывает эмоцию восхищения, он признает наличие какого-то положительного качества. Например, эффективно проведенные руководителем переговоры вызывают чувство восхищения у подчиненного, а также мотивацию и желание стать таким же, обладать подобными качествами. Если проект (его значимость или социальная направленность, творческий замысел) вызывает восхищение у его участников, то повышаются лояльность и ответственность за результат. В таких ситуациях эмоция восхищения сопровождается еще и интересом. Это уже можно назвать одним из рецептов эффективности и успеха.
Читайте также:  Идеаторные расстройства при депрессии

Лapиса Алекcaндpoвна Южaнинoва — старший пpeподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом Роccийского экономического университета им. Г.В. Плеxaнова, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

Источник

Как обуздать эмоции и сделать их ресурсом для развития?

«Жизнь — это комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует», — так Стендаль в своём романе «Красное и чёрное» разделяет наше сознание на мысли и чувства. Классический конфликт рационального и иррационального, содержания и формы, фигуры и фона, интеллекта и эмоциональной работы не в пользу второй возникает неслучайно. По-прежнему сильны стереотипы о том, что необходимо сдерживать свои эмоции, отставлять их в сторону.

Но это представление устарело. Сегодня открытое проявление эмоций, внимание к ним, воспринимается как преимущество, как демонстрация открытости своих намерений, даже как проявление силы. Только сильный лидер способен признавать свою человечность и даже слабость в некоторых моментах.

Автор термина «эмоциональный интеллект» Питер Саловей был избран президентом Йельского университета, но мы всё так же воспринимаем это как цветочки, а не ягодки. Так, развитие hard skills в лице НТИ получает у нас многомиллиардные гранты, а soft skills – дырку от бублика.

Почему же так? «Жёсткие» скилы более надёжны, их результаты прогнозируемы, а «мягкие» — нет. Это как будто пустой фантик от конфетки, что-то для души, далёкое от бизнес-реалий. На самом деле, коммуникация — такая же большая часть нашей профессиональной жизни, как и технологии: контракты надо заключать, технологиям обучать, конфликты решать, команды формировать и многое-многое другое. То есть, эмоциональный интеллект — это большой нераскрытый ресурс для повышения качества взаимодействия с партнёрами.

Про то, что Гоулман и Карузо написали по книге с названием «Эмоциональный интеллект» в заголовке, ты, наверное, уже знаешь. Они оба согласны, что для раскрытия эмоционального ресурса следует действовать поэтапно:

  1. Осознаём свои эмоции.
  2. Регулируем их.
  3. Воспринимаем чужие эмоции.
  4. Пытаемся влиять на них.

Поговорим о том, как это реально можно внедрить.

Кадр из телесериала «Друзья»

Осознание своих эмоций

Алекситимия — неспособность понимать свои эмоции — медицинский термин. Когда-то давно, в бытность работы психологом, я занимался с юными хулиганами из детской комнаты милиции. Оказалось, что у таких ребятишек, к сожалению, большие проблемы с эмоциональным интеллектом. Они часто испытывают трудности и в понимании собственных эмоций, и распознавании чужих — что уж говорить о саморегуляции и тонком мастерстве переговорщика. Вероятно, причиной этому служило отсутствие возможностей для развития этого умения.

Что же делать? Эмоции надо изучать! Нельзя управлять тем, что ты не можешь даже назвать. Когда ребёнка наказывают и отправляют в свою комнату «подумать над своим поведением», то таким образом пытаются развить его эмоциональный интеллект. Надеются на акт рефлексии, то есть процесса осмысления собственных поступков. Рефлексия — это то, что тебе надо развивать (нет пределов совершенству). Начинаем системно размышлять над собственными эмоциями, заводим дневник эмоций (ты не заведёшь, конечно, но в официальных справочниках EQ — Emotional Intelligence — это всерьёз рекомендуют).

Если ты понимаешь, зачем отличать, какой из пятидесяти оттенков серого какой — мокрый асфальт или речной перламутр — то быстро увидишь аналогию с эмоциями. Ты не можешь заметить того, чего не знаешь, так что придётся браться за изучение эмоций во всём их многообразии. Роберт Платчик разработал удобную инфографику эмоций. Тут видны и базовые эмоции (в центре), и степени их проявления (оттенки лепестков), и сложные эмоции, образованные из соединения соседей, на пересечении базовых оттенков базовых (между лепестками).

Эмоциональный профан задумывается об эмоциях только в конфликтах. Тогда появляются и время, и желание понять, что вообще с тобой происходит. Эмоциональный профи же, подобно герою «До самых кончиков» Паланика, отмечает и фиксирует каждую деталь. В итоге лучше начинаешь понимать причины своего поведения, лучше себя узнаёшь, появляется мотивация, а за ней и перемены. Просто сохрани себе инфографику Платчика и смотри на неё, когда не понимаешь, что сейчас с тобой происходит. Находи правильную эмоцию и изучай причины и последствия её проявления.

Саморегуляция эмоционального состояния

Какая эмоция у тебя за пультом? Прекрасный мультфильм «Головоломка» как раз об этом. Возможно, тебе захочется свергнуть своего внутреннего эмоционального диктатора. Есть ли на этот счёт какой-нибудь «умный» инструмент?

Кадр из телесериала «Друзья»

Такой инструмент есть, сейчас ты о нём узнаешь. Только не торопись прокачивать эмоцию радости! Возможно, тебе гораздо полезнее безмятежность, печаль или даже злость, потому что в состоянии радости довольно сложно добиваться поставленных целей — ведь у тебя и так всё хорошо! 🙂 В состоянии печали легче выполнять скрупулёзную работу, а в состоянии злости больше мотивации и ресурса для решения сложных задач.

В прошлом посте я обещал, что расскажу не только о том, что такое эмоциональный интеллект и его инструментах, но и о связанных мифах. Они важны для правильного подхода к инструментам. Их три.

Во-первых, эмоциональность не равна высокому EQ. Герой наших иллюстраций, Джо Триббиани, не только прекрасно демонстрирует эмоции, но и, например, легко справляется со своими карьерными неудачами, а также мастерски соблазняет девушек. Это уже что-то говорит о его эмоциональном интеллекте.

Во-вторых, эмоции не враги. Возможно, ты слышал фразы типа «лучше бы я ничего не чувствовал». Согласно экспериментам, поставленным на людях без участков головного мозга, отвечающих за эмоции, такие люди крайне плохо принимают решения, даже не могут выбрать, что им съесть на завтрак: омлет или кашу. Так что эмоции — это важная часть нашей психической деятельности, надо уметь их укротить.

Наконец, в третьих, твои эмоции — это твоя ответственность. Не кто-то тебя рассердил или обидел, вывел из себя, а ты обиделся или разозлился. Всякое событие безэмоционально, даже смерть в бою воспринималась викингами как путь в Вальгаллу, а значит очень позитивно. Для кого-то боль и страдания – это духовные испытания или даже удовольствие. Эмоции всегда возникают сквозь призму твоих убеждений. Конечно, котята и мемасики более универсальны в этом смысле, но и эти эмоции основаны на контексте или ожиданиях.

Моя подруга, известная певица, всегда поражала меня своим неугасающим позитивом и умением не замечать проблем и собственных ошибок. Если кто-то критикует музыку — ну, завидует, не понимает. Не покупают её коллекцию одежды для собак — наверное, опередила время, продам в Японии. Пишут плохие комментарии — так это же свидетельство неравнодушия, популярности. И улыбку с её лица никак не убрать. И это, оказывается, крайне продуктивно. То есть она сформировала для себя позитивную жизненную философию, которая теперь избавляет её от ненужной мнительности, помогает быть деятельной и ставить максимально амбициозные цели.

Такую жизненную философию можно сформировать и тебе, для этого на помощь приходит техника Альберта Эллиса «ABC». Она на английском, потому что перевод получился бы очень корявым, так что сейчас разберёмся вместе.

Допустим, девушка опаздывает на свидание, — это активирующее событие. Молодой человек начинает переживать, он задумывается о её заинтересованности в этом свидании, о собственной уверенности, о её неорганизованности или неуважении к нему. Всё это его убеждения, они и приводят к неуверенности на свидании или к ссоре, – это последствия негативной жизненной философии.

«Но Чайки по имени Джонатан Ливингстон не было в толпе. Он тренировался, – вдали от остальных, один, высоко над лодкой и берегом». Наш герой вспомнил о технике ABC и принялся работать над собственным восприятием ситуации, оспаривая вредные убеждения. Как оно происходит на самом деле, никто никогда не узнает: и собственная душа потёмки и, тем более, чужая. Более того, продуктивно провести свидание будет гораздо проще совсем с другими убеждениями. Она опоздала, потому что так принято или хотела лучше выглядеть для меня, поэтому долго собиралась, или — это уже уровень мастера — мне так лучше, я спокойно доделаю свои дела, пока её жду, очень любезно с её стороны.

Всё это надо делать быстро, секунд за десять, пока эмоция как снежный ком не сорвала крышу. Поэтому пользуйся моделью эмоций Платчика, рефлексируй, спорь со своим внутренним голосом. Вот несколько техник, которые помогут тебе побыстрее прийти в норму:

  • Дыхание (вдох на четыре счёта, выдох на четыре счёта, и так пока не почувствуешь себя лучше). «Выдыхай, бобёр!».
  • «Это норма» (мысли исходя из того, что чувствовать себя так в подобной ситуации – нормально). «Любой бы опешил на моём месте!»;
  • Рефрейминг (ищи выгоду для себя даже в худшей ситуации, продолжая фразу сочинительным союзом «зато»); «Уволили, зато начну бегать!».
Читайте также:  Испытывать сильное чувство вины

Кадр из телесериала «Друзья»

Восприятие чужих эмоций

Эмоции карапузов и животных легко распознать, ведь они их не скрывают. Взрослые же, напротив, учатся скрывать их за покерфейсом «у меня всё ок», за страхом совершить ошибку, за желанием произвести нужное впечатление хорошей мины при плохой игре. Поэтому распознавать чужие эмоции очень сложно. В «Обмани меня» Тим Рот использовал съёмку и анализировал микромимику. В Microsoft придумали приложение для распознавания эмоций, но по фотографиям. Поэтому понимать чужие эмоции даже сложнее, чем их вызывать.

Несмотря на то, что эмоциональный интеллект кажется чем-то про отношения и счастье, это далеко не только так. Развитый эмоциональный интеллект – это ключевая способность для работников спецслужб, переговорщиков с террористами, психологов МЧС и снимателей самоубийц с оконных рам, крыш и мостов. Какие уроки мы можем от них получить?

В ярких кейсах, когда кто-то лишился премии или чей-то стул унесли в переговорку, всё очевидно. Ситуация сама даёт подсказки, кто какие эмоции сейчас испытывает. Первый урок: читай контекст, чтобы понять, какую эмоцию человек, скорее всего, испытывает в подобной ситуации. «Трудно понять, легко догадаться».

Второй урок – изучение бессознательных проявлений эмоций твоих партнёров:

  • Тон и темп голоса, его эмоциональные коннотации;
  • Мимика, взгляд, морщины радости и снобизма;
  • Жесты и позы: открытые, закрытые, намекающие;
  • Выбор одежды и аксессуаров: формальные и неформальные.

Третий урок, – эмпатия. Способность воспринимать чувства партнёра, но не сочувствовать ему. Это своеобразная разведка. При помощи техник активного и эмпатийного слушания (вопросы, кивки, отражение и акцентирование внимания на эмоциях) ты пробуешь разговорить партнёра, создать комфортную среду для проявления эмоций и таким образом выведать его эмоциональное состояние.

Влияние на чужое эмоциональное состояние

Этим ты уже активно пользуешься. Наверняка пересылаешь смешные видео, делаешь комплименты, предлагаешь горячий напиток расстроенному гостю или другу. Тут следует помнить, что железобетонным фундаментом для социальных навыков является целесообразность. Что и зачем я хочу сделать? Где мы эмоционально сейчас и куда мы хотим прийти?

Для этого опять смотрим на скриншот с Платчиком и выбираем, какие эмоции есть сейчас и какие мы хотим вызвать у партнёра. Затем подбиваем наши ресурсы и инструменты. Второй слой для социальных навыков, когда уже известна цель, — это адекватность. Какого эмоционального результата будет реально добиться? Чаще всего следует двигаться по одному оттенку цветка Платчика за раз. Например, если ты хочешь добиться от безмятежных коллег положительного отклика на собрании, которое ведёшь, то первым шагом реалистично вызвать радость, а только затем попытаться замахнуться на восторг.

Чтобы вызвать радость, можно удачно пошутить, а для полного восторга уже готовой публики можно показать размеры премий в случае успешного выполнения KPI. Если вас пригласили для переговоров, значит, скорее всего, готовы принять и испытывают эмоцию принятия. Ваша цель — добиться эмоции доверия, продемонстрировав профессиональные навыки. А затем и восхищения, с помощью презентации успешных кейсов.

Если тебе надо успокоить инвесторов, клиентов или стейкхолдеров, которые испытывают страх за будущее компании в связи с «вот этим всем», придётся быть самим спокойствием, и на личном примере разобрать сценарии развития, дать полную информацию об экономике организации. Без этого все могут впасть в ужас, а так, возможно, ты снизишь страх до адекватной тревоги.

Кадр из телесериала «Друзья»

Для примера разберём ещё один лепесток. Допустим, за тобой гонится чёрный джип, водителя которого ты перед этим подрезал. Скорее всего, ты прогневал богов. Или, как минимум, разгорячённого преследователя. Будешь гоняться? Примешь бой и гнев уже не получится снять.

Поэтому остановись и попытайся превратить гнев в злость. Выходи из машины, притворяйся, например, иностранцем или водителем с месячным стажем, извиняйся за то, что разозлил, кайся, что не умеешь водить. Когда такое случилось со мной, человек, весь красный, чуть не лопнул, но от злости, а не размазал меня от гнева. Он, конечно, хотел доказать, что мы не умеем водить (за рулём была девушка), что мы наглецы, которых надо проучить. Для ответного гнева надо было спорить или защищаться, для злости – извиняться, а для досады – сказать, что мы даже не сразу поняли, что случилось и что кто-то за нами едет. «Э-эх, ну, что с вас взять?!»

Подробнее о soft skills и других темах можно узнать на моём YouTube-канале. В следующем посте я расскажу вам о том, как быстро и эффективно учить людей.

Хотите вывести эмоциональный интеллект на новый уровень, сделав его важной частью своей работы? Тогда приглашаем вас на факультет проджект-менеджмента GeekBrains, где преподаёт автор этой статьи!

«Жизнь — это комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует», — так Стендаль в своём романе «Красное и чёрное» разделяет наше сознание на мысли и чувства. Классический конфликт рационального и иррационального, содержания и формы, фигуры и фона, интеллекта и эмоциональной работы не в пользу второй возникает неслучайно. По-прежнему сильны стереотипы о том, что необходимо сдерживать свои эмоции, отставлять их в сторону.

Но это представление устарело. Сегодня открытое проявление эмоций, внимание к ним, воспринимается как преимущество, как демонстрация открытости своих намерений, даже как проявление силы. Только сильный лидер способен признавать свою человечность и даже слабость в некоторых моментах.

Автор термина «эмоциональный интеллект» Питер Саловей был избран президентом Йельского университета, но мы всё так же воспринимаем это как цветочки, а не ягодки. Так, развитие hard skills в лице НТИ получает у нас многомиллиардные гранты, а soft skills – дырку от бублика.

Почему же так? «Жёсткие» скилы более надёжны, их результаты прогнозируемы, а «мягкие» — нет. Это как будто пустой фантик от конфетки, что-то для души, далёкое от бизнес-реалий. На самом деле, коммуникация — такая же большая часть нашей профессиональной жизни, как и технологии: контракты надо заключать, технологиям обучать, конфликты решать, команды формировать и многое-многое другое. То есть, эмоциональный интеллект — это большой нераскрытый ресурс для повышения качества взаимодействия с партнёрами.

Про то, что Гоулман и Карузо написали по книге с названием «Эмоциональный интеллект» в заголовке, ты, наверное, уже знаешь. Они оба согласны, что для раскрытия эмоционального ресурса следует действовать поэтапно:

  1. Осознаём свои эмоции.
  2. Регулируем их.
  3. Воспринимаем чужие эмоции.
  4. Пытаемся влиять на них.

Поговорим о том, как это реально можно внедрить.

Кадр из телесериала «Друзья»

Осознание своих эмоций

Алекситимия — неспособность понимать свои эмоции — медицинский термин. Когда-то давно, в бытность работы психологом, я занимался с юными хулиганами из детской комнаты милиции. Оказалось, что у таких ребятишек, к сожалению, большие проблемы с эмоциональным интеллектом. Они часто испытывают трудности и в понимании собственных эмоций, и распознавании чужих — что уж говорить о саморегуляции и тонком мастерстве переговорщика. Вероятно, причиной этому служило отсутствие возможностей для развития этого умения.

Что же делать? Эмоции надо изучать! Нельзя управлять тем, что ты не можешь даже назвать. Когда ребёнка наказывают и отправляют в свою комнату «подумать над своим поведением», то таким образом пытаются развить его эмоциональный интеллект. Надеются на акт рефлексии, то есть процесса осмысления собственных поступков. Рефлексия — это то, что тебе надо развивать (нет пределов совершенству). Начинаем системно размышлять над собственными эмоциями, заводим дневник эмоций (ты не заведёшь, конечно, но в официальных справочниках EQ — Emotional Intelligence — это всерьёз рекомендуют).

Если ты понимаешь, зачем отличать, какой из пятидесяти оттенков серого какой — мокрый асфальт или речной перламутр — то быстро увидишь аналогию с эмоциями. Ты не можешь заметить того, чего не знаешь, так что придётся браться за изучение эмоций во всём их многообразии. Роберт Платчик разработал удобную инфографику эмоций. Тут видны и базовые эмоции (в центре), и степени их проявления (оттенки лепестков), и сложные эмоции, образованные из соединения соседей, на пересечении базовых оттенков базовых (между лепестками).

Эмоциональный профан задумывается об эмоциях только в конфликтах. Тогда появляются и время, и желание понять, что вообще с тобой происходит. Эмоциональный профи же, подобно герою «До самых кончиков» Паланика, отмечает и фиксирует каждую деталь. В итоге лучше начинаешь понимать причины своего поведения, лучше себя узнаёшь, появляется мотивация, а за ней и перемены. Просто сохрани себе инфографику Платчика и смотри на неё, когда не понимаешь, что сейчас с тобой происходит. Находи правильную эмоцию и изучай причины и последствия её проявления.

Саморегуляция эмоционального состояния

Какая эмоция у тебя за пультом? Прекрасный мультфильм «Головоломка» как раз об этом. Возможно, тебе захочется свергнуть своего внутреннего эмоционального диктатора. Есть ли на этот счёт какой-нибудь «умный» инструмент?

Кадр из телесериала «Друзья»

Такой инструмент есть, сейчас ты о нём узнаешь. Только не торопись прокачивать эмоцию радости! Возможно, тебе гораздо полезнее безмятежность, печаль или даже злость, потому что в состоянии радости довольно сложно добиваться поставленных целей — ведь у тебя и так всё хорошо! 🙂 В состоянии печали легче выполнять скрупулёзную работу, а в состоянии злости больше мотивации и ресурса для решения сложных задач.

Читайте также:  Теория стресс диатеза это

В прошлом посте я обещал, что расскажу не только о том, что такое эмоциональный интеллект и его инструментах, но и о связанных мифах. Они важны для правильного подхода к инструментам. Их три.

Во-первых, эмоциональность не равна высокому EQ. Герой наших иллюстраций, Джо Триббиани, не только прекрасно демонстрирует эмоции, но и, например, легко справляется со своими карьерными неудачами, а также мастерски соблазняет девушек. Это уже что-то говорит о его эмоциональном интеллекте.

Во-вторых, эмоции не враги. Возможно, ты слышал фразы типа «лучше бы я ничего не чувствовал». Согласно экспериментам, поставленным на людях без участков головного мозга, отвечающих за эмоции, такие люди крайне плохо принимают решения, даже не могут выбрать, что им съесть на завтрак: омлет или кашу. Так что эмоции — это важная часть нашей психической деятельности, надо уметь их укротить.

Наконец, в третьих, твои эмоции — это твоя ответственность. Не кто-то тебя рассердил или обидел, вывел из себя, а ты обиделся или разозлился. Всякое событие безэмоционально, даже смерть в бою воспринималась викингами как путь в Вальгаллу, а значит очень позитивно. Для кого-то боль и страдания – это духовные испытания или даже удовольствие. Эмоции всегда возникают сквозь призму твоих убеждений. Конечно, котята и мемасики более универсальны в этом смысле, но и эти эмоции основаны на контексте или ожиданиях.

Моя подруга, известная певица, всегда поражала меня своим неугасающим позитивом и умением не замечать проблем и собственных ошибок. Если кто-то критикует музыку — ну, завидует, не понимает. Не покупают её коллекцию одежды для собак — наверное, опередила время, продам в Японии. Пишут плохие комментарии — так это же свидетельство неравнодушия, популярности. И улыбку с её лица никак не убрать. И это, оказывается, крайне продуктивно. То есть она сформировала для себя позитивную жизненную философию, которая теперь избавляет её от ненужной мнительности, помогает быть деятельной и ставить максимально амбициозные цели.

Такую жизненную философию можно сформировать и тебе, для этого на помощь приходит техника Альберта Эллиса «ABC». Она на английском, потому что перевод получился бы очень корявым, так что сейчас разберёмся вместе.

Допустим, девушка опаздывает на свидание, — это активирующее событие. Молодой человек начинает переживать, он задумывается о её заинтересованности в этом свидании, о собственной уверенности, о её неорганизованности или неуважении к нему. Всё это его убеждения, они и приводят к неуверенности на свидании или к ссоре, – это последствия негативной жизненной философии.

«Но Чайки по имени Джонатан Ливингстон не было в толпе. Он тренировался, – вдали от остальных, один, высоко над лодкой и берегом». Наш герой вспомнил о технике ABC и принялся работать над собственным восприятием ситуации, оспаривая вредные убеждения. Как оно происходит на самом деле, никто никогда не узнает: и собственная душа потёмки и, тем более, чужая. Более того, продуктивно провести свидание будет гораздо проще совсем с другими убеждениями. Она опоздала, потому что так принято или хотела лучше выглядеть для меня, поэтому долго собиралась, или — это уже уровень мастера — мне так лучше, я спокойно доделаю свои дела, пока её жду, очень любезно с её стороны.

Всё это надо делать быстро, секунд за десять, пока эмоция как снежный ком не сорвала крышу. Поэтому пользуйся моделью эмоций Платчика, рефлексируй, спорь со своим внутренним голосом. Вот несколько техник, которые помогут тебе побыстрее прийти в норму:

  • Дыхание (вдох на четыре счёта, выдох на четыре счёта, и так пока не почувствуешь себя лучше). «Выдыхай, бобёр!».
  • «Это норма» (мысли исходя из того, что чувствовать себя так в подобной ситуации – нормально). «Любой бы опешил на моём месте!»;
  • Рефрейминг (ищи выгоду для себя даже в худшей ситуации, продолжая фразу сочинительным союзом «зато»); «Уволили, зато начну бегать!».

Кадр из телесериала «Друзья»

Восприятие чужих эмоций

Эмоции карапузов и животных легко распознать, ведь они их не скрывают. Взрослые же, напротив, учатся скрывать их за покерфейсом «у меня всё ок», за страхом совершить ошибку, за желанием произвести нужное впечатление хорошей мины при плохой игре. Поэтому распознавать чужие эмоции очень сложно. В «Обмани меня» Тим Рот использовал съёмку и анализировал микромимику. В Microsoft придумали приложение для распознавания эмоций, но по фотографиям. Поэтому понимать чужие эмоции даже сложнее, чем их вызывать.

Несмотря на то, что эмоциональный интеллект кажется чем-то про отношения и счастье, это далеко не только так. Развитый эмоциональный интеллект – это ключевая способность для работников спецслужб, переговорщиков с террористами, психологов МЧС и снимателей самоубийц с оконных рам, крыш и мостов. Какие уроки мы можем от них получить?

В ярких кейсах, когда кто-то лишился премии или чей-то стул унесли в переговорку, всё очевидно. Ситуация сама даёт подсказки, кто какие эмоции сейчас испытывает. Первый урок: читай контекст, чтобы понять, какую эмоцию человек, скорее всего, испытывает в подобной ситуации. «Трудно понять, легко догадаться».

Второй урок – изучение бессознательных проявлений эмоций твоих партнёров:

  • Тон и темп голоса, его эмоциональные коннотации;
  • Мимика, взгляд, морщины радости и снобизма;
  • Жесты и позы: открытые, закрытые, намекающие;
  • Выбор одежды и аксессуаров: формальные и неформальные.

Третий урок, – эмпатия. Способность воспринимать чувства партнёра, но не сочувствовать ему. Это своеобразная разведка. При помощи техник активного и эмпатийного слушания (вопросы, кивки, отражение и акцентирование внимания на эмоциях) ты пробуешь разговорить партнёра, создать комфортную среду для проявления эмоций и таким образом выведать его эмоциональное состояние.

Влияние на чужое эмоциональное состояние

Этим ты уже активно пользуешься. Наверняка пересылаешь смешные видео, делаешь комплименты, предлагаешь горячий напиток расстроенному гостю или другу. Тут следует помнить, что железобетонным фундаментом для социальных навыков является целесообразность. Что и зачем я хочу сделать? Где мы эмоционально сейчас и куда мы хотим прийти?

Для этого опять смотрим на скриншот с Платчиком и выбираем, какие эмоции есть сейчас и какие мы хотим вызвать у партнёра. Затем подбиваем наши ресурсы и инструменты. Второй слой для социальных навыков, когда уже известна цель, — это адекватность. Какого эмоционального результата будет реально добиться? Чаще всего следует двигаться по одному оттенку цветка Платчика за раз. Например, если ты хочешь добиться от безмятежных коллег положительного отклика на собрании, которое ведёшь, то первым шагом реалистично вызвать радость, а только затем попытаться замахнуться на восторг.

Чтобы вызвать радость, можно удачно пошутить, а для полного восторга уже готовой публики можно показать размеры премий в случае успешного выполнения KPI. Если вас пригласили для переговоров, значит, скорее всего, готовы принять и испытывают эмоцию принятия. Ваша цель — добиться эмоции доверия, продемонстрировав профессиональные навыки. А затем и восхищения, с помощью презентации успешных кейсов.

Если тебе надо успокоить инвесторов, клиентов или стейкхолдеров, которые испытывают страх за будущее компании в связи с «вот этим всем», придётся быть самим спокойствием, и на личном примере разобрать сценарии развития, дать полную информацию об экономике организации. Без этого все могут впасть в ужас, а так, возможно, ты снизишь страх до адекватной тревоги.

Кадр из телесериала «Друзья»

Для примера разберём ещё один лепесток. Допустим, за тобой гонится чёрный джип, водителя которого ты перед этим подрезал. Скорее всего, ты прогневал богов. Или, как минимум, разгорячённого преследователя. Будешь гоняться? Примешь бой и гнев уже не получится снять.

Поэтому остановись и попытайся превратить гнев в злость. Выходи из машины, притворяйся, например, иностранцем или водителем с месячным стажем, извиняйся за то, что разозлил, кайся, что не умеешь водить. Когда такое случилось со мной, человек, весь красный, чуть не лопнул, но от злости, а не размазал меня от гнева. Он, конечно, хотел доказать, что мы не умеем водить (за рулём была девушка), что мы наглецы, которых надо проучить. Для ответного гнева надо было спорить или защищаться, для злости – извиняться, а для досады – сказать, что мы даже не сразу поняли, что случилось и что кто-то за нами едет. «Э-эх, ну, что с вас взять?!»

Подробнее о soft skills и других темах можно узнать на моём YouTube-канале. В следующем посте я расскажу вам о том, как быстро и эффективно учить людей.

Хотите вывести эмоциональный интеллект на новый уровень, сделав его важной частью своей работы? Тогда приглашаем вас на факультет проджект-менеджмента GeekBrains, где преподаёт автор этой статьи!

Источник

Оцените статью