Эмоциональный психологический процесс это

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • ощущение;
  • воображение;
  • представление;
  • речь;
  • внимание.

Эмоциональные:

Волевые:

Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться. Во всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

  • Опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними тактильно (доска Сегена).
  • Зрительное опознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (проба Поппельрейтера).
  • Восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (контурная географическая карта, схематические часы).
  • Узнавание знакомых портретов известных лиц.
  • Восприятие на слух и оценка ритмических структур.
  • Выявление нарушений памяти (методика «Пиктограмма»).

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

К свойствам восприятия относятся:

  • Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
  • Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).

Память

Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

  • По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
  • По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
  • По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
  • По организации запоминания: декларативная и процедурная.
  • По наличию цели: произвольная и непроизвольная.

Мышление

Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

Основные характеристики мышления:

  1. Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
  2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.

Ощущения

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

  • Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений.
  • Длительность: временная характеристика ощущений.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.

Воображение

Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

  • Мечта: эмоциональный образ желаемого будущего, который характеризуется слабым знанием того, как его воплотить в реальность.
  • Творчество: создание новых духовных и материальных ценностей.
  • Агглютинация: создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.
  • Галлюцинация: нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни.
  • Акцентирование: создание новых образов путем выделения и подчеркивания тех или иных черт.

Представление

Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

  • Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
  • Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
  • Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.
Читайте также:  Как назвать необъяснимое чувство

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

  • Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, умение правильно поставить паузу или логическое ударение на нужное слово.
  • Содержательность. Процентное соотношение выраженных ценных слов по отношению к тем, что не представляют ценности (так называемая «вода»).
  • Действенность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей.
  • Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств.

Внимание

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

  • Содержание: отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
  • Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
  • Интенсивность: сила чувств.
  • Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Постановка цели

Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

Принятие решений

Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

  • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
  • Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Копировать в точности движение или узор.
  • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».

Источник

Психические эмоциональные процессы: виды, происхождение, описание

Эмоции – вот что отличает человека от бездушного робота. Их не всегда удается контролировать, но они очень сильно влияют на нашу жизнь и регулируют мышление, восприятие, поведение. С самого рождения каждый из нас испытывает целый спектр эмоций. Они отражают субъективное значение ситуаций и представляются в нашем сознании в форме переживаний. В данной статье разберемся, какие же существуют психические эмоциональные процессы и как они проявляются в нашей жизни.

Происхождение эмоций

Среди самых необходимых реакций организма выделяют:

Согласно некоторым теориям, изначально наши предки существовали при помощи первых двух. Мотивы указывали, в какую сторону нужно двигаться. Например, захотел человек есть – отправился на охоту. Инстинкты и рефлексы позволяли добывать пищу, строить обители. Но существовала явная проблема. Индивиду было сложно обучать свое потомство без эмоциональной связи. На это уходило слишком много времени. Маме было сложно понять, почему хнычет малыш. А тот, в свою очередь, не до конца осознавал, кто перед ним находится и чего ждать от этого человека. И хотя эмоциональная связь не возникает в считаные секунды, чем крепче она становится, тем больше приходит понимания.

Читайте также:  Хорошо ли когда человек эмоционален

Так, основываясь на данных современных исследований, можно полагать, что происхождение эмоций связано именно с этим. Кроме того, нашим предкам очень сложно было общаться друг с другом. Разговор без эмоционального сопровождения иногда вызывал больше вопросов, нежели ответов.

Основная классификация

Организм человека сложен и многогранен. И самой трудно изучаемой областью до сих пор остается головной мозг и процессы, которые в нем происходят. Сложность заключается в том, что у каждого человека они носят сугубо индивидуальный характер. Сложно найти двух людей с одинаковыми проявлениями всех процессов. В большей степени на различия влияют и генетические особенности, и социум в котором растет личность. Так, в психологии известны следующие виды психических процессов:

Именно последние и будут предметом нашего изучения.

В течение жизни мы сталкиваемся с различными проявлениями эмоциональных процессов: радость, испуг, тревога, гнев, раздражение и пр. Чаще всего мы даже не задумываемся, почему так происходит. Вернее мы подсознательно знаем причину, но не совсем понимаем, какие же процессы в нашем организме управляют эмоциями. Более того, некоторыми из них и вовсе не можем управлять.

Но прежде чем мы рассмотрим, на какие виды делятся психические эмоциональные процессы, следует отметить, что различные исследователи по-разному их классифицируют. В целом выделяют 4 вида:

Чем же они отличаются?

Аффекты

Доводилось ли вам слышать, что какое-либо преступление было совершено в состоянии аффекта? Данные психические эмоциональные процессы кратковременные и интенсивные. Они сопровождаются резкими движениями, изменением мимики и даже нарушением в работе некоторых органов. Аффект – это бессознательная объективная оценка определенной ситуации. Этот процесс характеризуется высокой интенсивностью и кратковременностью. Стоит также отметить, что аффект возникает на уже сложившуюся ситуацию и является защитной функцией организма. Как правило, индивид не готов к событиям, которые начинают происходить, именно поэтому и впадает в ступор.

Начало этого процесса характеризуется учащением пульса, дыхания. Возможен также спазм кровеносных сосудов, повышенное потоотделение, пониженное слюноотделение и нарушение двигательных функций. Аффект – это уникальный процесс, который позволяет выявить, врет человек или говорит правду. По его принципу работает детектор лжи. А вот в Древнем Китае человек, которого подозревали во лжи, должен был взять в рот горсть риса и выслушать, в чем его обвиняют. Если рис оставался сухим – значит, врет, а если влажным – говорит правду.

Сильный аффект нарушает восприятие и мышление, а также может вызвать помутнение сознания и амнезию. К такому психическому эмоциональному процессу можно отнести испуг. Человек цепенеет, сердце начинает ускоренно биться, подкашиваются ноги. Такая реакция на опасность происходит рефлекторно и только в том случае, если перед этим не было эмоции «страх».

Еще один достаточно интересный процесс для изучения – это гнев. Происхождение эмоции сложно назвать точно, ведь для различных ситуаций, причины будут весьма разными. Но в целом это отрицательно окрашенный аффект, который направлен против несправедливости или неправильности в действиях.

Эмоции

Эти психические процессы менее интенсивные, но более продолжительные. Как и многие другие психические явления, они изучены не до конца. Различные ученые по-своему видят эти процессы и классифицируют их. Но в общих чертах, даже без особых знаний в области психологии, можно выделить следующие виды:

  • позитивные;
  • негативные;
  • нейтральные;
  • статические;
  • динамические.

Рассматривая эмоции с точки зрения физиологии, можно сделать вывод, что это состояние структур мозга, которое побуждает к изменению поведения в сторону минимизации или максимизации его проявлений. Иными словами, эти процессы адаптируют организм к среде обитания. Например, если человек испытывает такую эмоцию, как страх, организм начинает подготовку к «поведению избегания». В это время усиливается работа органов чувств, напрягаются мышцы, выделяется адреналин.

Учеными было также выяснено, что у каждой эмоции есть свои характерные непроизвольные мимические признаки. Например, когда человек о чем-то сожалеет, опускает вниз уголки губ. А когда же, наоборот, счастлив – улыбается. Более того, существует мимическая обратная связь. Произвольные движения губами, бровями могут вызвать ту или иную эмоцию. Вот почему ученые советуют улыбаться как можно чаще. Ведь это может «позвать» в вашу жизнь такие эмоции:

  • радость,
  • счастье,
  • удовольствие.

В свою очередь, согласно некоторым теориям, пребывание в состоянии эйфории может принести в жизнь много хороших событий.

В мире все окрашено в черное и белое. Не может все и всегда быть светлым и радостным. Негативные эмоции занимают в жизни людей такое же место, как и положительные. И даже если человек жизнерадостный, проявления обиды, грусти у него также бывают, хотя, возможно, это и не особо заметно для окружающих. Но чем меньше негативных эмоций вы будете испытывать, тем лучшее у вас будет настроение.

Настроения

Самым продолжительным считается именно этот вид эмоций. Хотя на самом деле изменение психоэмоционального состояния человека может происходить очень резко и несколько раз в день. Под настроением также понимают впечатление от увиденного фильма или услышанной мелодии. Этот вид процесса может означать также стремления, установки, желания. Настроение определяет общую линию жизни человека. В отличие от аффектов его очень легко скрыть.

С другой стороны, если эмоции, например, являются ответом на определенные события, то этиологию настроения не всегда можно понять. Иногда человеку просто тоскливо. И причину, почему так происходит, он не знает. Затягивающееся плохое настроение часто приводит к депрессиям. Нередко на этот процесс влияет и физиологическое состояние. Например, когда у человека что-то болит, у него плохое настроение. Также может сказываться усталость, нарушения в работе эндокринной системы.

Пессимизм и оптимизм

По мнению ученых, именно эти формы оценки ситуаций наглядно демонстрируют взаимосвязь между психическим состоянием и эмоциональными процессами. Так, например, свойства темперамента предопределяют эмоциональный отклик на ту или иную ситуацию. Оптимист – жизнерадостный человек. В любой ситуации он будет искать свои плюсы. Соответственно, это повлияет и на психическое состояние в конкретной ситуации. Например, если у него украдут кошелек, вместо эмоции «гнев», он почувствует «сожаление».

Читайте также:  Как пишется не важно чувствовать

Полная противоположность оптимисту – пессимист. Этот человек даже в самых безобидных ситуациях видит опасность, проблему, в общем – негатив. Он часто испытывает тоску, гнев, раздражение. Пессимисты подвержены частым паническим атакам и депрессиям. В их жизни преобладают негативные эмоции, что еще больше усугубляет их сложную жизнь.

Чувства

Данная группа эмоциональных психических процессов в психологии отражает оценочное отношение к событиям или объектам и, конечно же, оно обязательно субъективное. Чувства человека могут набирать интенсивности и угасать. И все будет зависеть не столько от обстановки, которая его окружает, сколько от людей (животных), что находятся рядом.

От предыдущих трех эмоциональных психических процессов чувства отличаются тем, что привязаны они, как правило, к объектам, а не к какой-нибудь ситуации. Например, если человек испытывает страх – это эмоция. Но если он боится паука, то это чувство.

Они могут проявляться как по отношению к реальным объектам, так и к абстрактным. Кроме того, эти процессы могут включать в себя целый набор самых различных эмоций и их логическую связку. Например, чувство зависти формируется на базе презрения, гнева, обиды. А объединяет их то, что завистник хочет быть на месте другого человека, мечтает о его достижениях.

Дружба тоже считается чувством. Но проявляться она может абсолютно по-разному. В один день она будет сопровождаться радостью и весельем, а в другой – слезами и обидой.

«От любви до ненависти один шаг»

Еще в IV веке до н. э. Аристотель точно описал понятие чувств. Да, они могут быть продолжительными и нет. А что самое интересное, они могут мгновенно приобретать противоположный окрас. Чувство любви может превратиться в ненависть, а доверие — в осторожность. И все это происходит всего в одно мгновение, когда личность оценивает ситуацию и моментально принимает решение.

Важно понимать, что одно и то же чувство может по-разному проявляться у различных людей. На это влияет характер индивида, цели, стремления, а также воспитание. Кроме того, многие чувства и вовсе сложно объяснить. Различные люди одно и то же слово могут описать тысячей различных слов. Например, одной из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве является: «Что такое любовь». И ответов на этот вопрос можно найти огромное количество и в самой разнообразной литературе.

Функция мобилизации и выживания

Мы уже выяснили, что на протяжении жизни человек испытывает целый спектр различных настроений, чувств, эмоций. Но как же все это работает и, главное, зачем? Для этого стоит внимательно изучить функции эмоциональных психических процессов.

Чаще всего они проявляются на физиологическом уровне. Например, когда человек ощущает страх, в кровь выбрасывается определенная порция адреналина. А он, в свою очередь, отвечает за физиологическую реакцию «беги или бей».

В любом случае организм при получении определенного сигнала сосредотачивает все усилия для того, чтобы преодолеть негативную ситуацию. Именно поэтому в стрессовых ситуациях мы не всегда управляем эмоциями. Но они управляют нами, и в большинстве случаев это может спасти нам жизнь. В стрессовых ситуациях нужно принимать решения молниеносно, а логическое мышление на это не способно.

Коммуникация, решение важных задач и роль интеллекта

Следующие функции – это коммуникация и решение важных задач. Конечно же, эмоции помогают нам общаться, передавать чувства и настроения. Особенно это важно между близкими людьми. К примеру, мама, услышав плач ребенка, понимает, что ему больно, и спешит на помощь. Эмоции позволяют понять, как человека оценивает общество. Иногда нескольких взглядов из толпы достаточно, чтобы понять, что у человека что-то не так с внешним видом. То же касается и обратной стороны медали – одобрения, восхищения.

Некоторые психологи ставят эмоциональные процессы наравне с интеллектом. Только в данном случае это высшее его проявление. Положительные эмоции и их возникновение, усиливают потребности индивида, а отрицательные, наоборот, снижают интенсивность. Так происходит решение необходимых задач. Хотя часто бывает и так, что эмоции мешают принять правильное решение. И касается именно чувств. Привязанность к другому человеку заставляет закрыть глаза на многие вещи. Именно поэтому люди так часто прощают предательства, измены.

Рациональное и эмоциональное мышление тесно связаны между собой. Они позволяют нам получать опыт и использовать его в дальнейшем. На уровне подсознания работает «эмоциональный мозг». Он может долго анализировать произошедшую ситуацию. Рациональное мышление, в свою очередь, помогает принять решение, основываясь на прошлом опыте.

Часто бывает и так, что индивид не может выбрать, к кому ему необходимо прислушаться. Например, эмоциональное мышление говорит ему, что нужно расслабиться и отдохнуть, силы организма на пределе. Человек чувствует себя действительно уставшим и разбитым. С другой стороны подключается рациональное мышление: «Нам нужно работать, мы не можем провалить этот проект». И тут приходится выбирать между двух зол. Преобладание тех или иных решений в жизни человека показывает и его отношение к различным ситуациям. Работяга всегда прислушается к рациональному мышлению, а лентяй не будет сдерживать проявление эмоций.

Именно по этой причине, успешные люди обладают очень сильным и стойким характером. Они всегда держат эмоции под контролем и умеют ними управлять. Если же эмоциональные процессы полностью возьмут верх над человеком – существование его очень будет напоминать жизненный цикл амебы.

Однако не следует недооценивать и их функцию в жизни людей. Эмоции связаны и с той бессознательной частью, которую называют интуицией, чуйкой. Алгоритм ее работы не до конца еще изучен. Но тем не менее ученые сделали выводы, что интуиция тесно связана с опытом человека и его эмоциональным состоянием. Полный контроль над своими чувствами может закрыть эти удивительные способности.

Структура эмоциональных психических процессов достаточно сложная и объяснить ее не всегда просто. Но люди, которыми управляет настроение, а не логика, более творческие и неординарные личности. Они прекрасно рисуют, поют, танцуют — и все благодаря широкому спектру эмоций, которые они ощущают каждый день.

Источник

Оцените статью