Эмоциональный потенциал коллектива лутошкина

Содержание
  1. Исследование эмоционального потенциала коллектива (по А.Н. Лутошкину)
  2. Читайте также
  3. 16.7. Общительность руководителя и эффективность деятельности коллектива
  4. ФОРМУЛА ГЕНИАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
  5. 20. Уровни развития коллектива
  6. III. 7. О роли психотерапевтического коллектива
  7. Ценность коллектива для гибкости
  8. Примерная схема психологической характеристики коллектива
  9. 1. Понятие трудового коллектива
  10. О РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА
  11. Глава 17. ТЕРАПИЯ КОЛЛЕКТИВА
  12. 11.3. Диагностика коллектива и уменьшение потенциала конфликта
  13. Развитие потенциала
  14. 6. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  15. Глава третья. Как укрепить моральный дух коллектива
  16. Диагностические методики Анатолия Николаевича Лутошкина (с комментариями из практики и опыта работы с районным объединением ДЮОД «Круглый Стол ДМОО Центрального района») статья (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
  17. Скачать:
  18. Предварительный просмотр:

Исследование эмоционального потенциала коллектива (по А.Н. Лутошкину)

Исследование эмоционального потенциала коллектива (по А.Н. Лутошкину)

Данное исследование относится к лонгитюдному методу и включает в себя:

1. Сочинение на тему «Я и мой класс».

2. Цветотестирование, наблюдение (выборочно) и психологическую беседу с учащимися.

Оперативная цветоматрица ежедневно заполняется каждым членом коллектива с помощью цветных фломастеров или карточек. Ученики отмечают настроение в начале и в конце учебного дня. Цветовая матрица удобна не только для учащихся, но для руководителя коллектива, так как он может увидеть настроение коллектива.

Цветовые образцы, обозначающие настроение

Цветовая матрица представляет собой большой экран, где по вертикали расположены фамилии и имена членов коллектива, а по горизонтали – дни недели. Время исследования должно быть не менее 1 месяца, но оптимальный срок – 3 месяца.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

16.7. Общительность руководителя и эффективность деятельности коллектива

16.7. Общительность руководителя и эффективность деятельности коллектива По данным А. Л. Журавлева (1985), очень низкая степень общительности (замкнутость) не характерна для руководителей: только 6 % руководителей оказались замкнутыми. Однако около четверти руководителей

ФОРМУЛА ГЕНИАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

ФОРМУЛА ГЕНИАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В коллективе – через коллектив – для коллектива.А. МАКАРЕНКОЭСКИЗ ПРОБЛЕМЫСовместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку.Р. ЭМЕРСОНКоллектив. Как часто в самых разнообразных смыслах

20. Уровни развития коллектива

20. Уровни развития коллектива Коллектив как наиболее развитая общность людей не возникает сразу. Он формируется под влиянием внешних и внутренних сил. Рассматривая вопрос формирования коллектива, нужно иметь в виду, что он вырастает из группы. Следовательно, на ранних

III. 7. О роли психотерапевтического коллектива

III. 7. О роли психотерапевтического коллектива Принятая нами концепция заикания как расстройства речи с нарушением ее коммуникативной функции обосновывает необходимость создания психотерапевтического коллектива. Это такой коллектив, который испытывает на себе

Ценность коллектива для гибкости

Ценность коллектива для гибкости Здоровое функционирование улья зависит от здорового функционирования его отдельных пчёл (индивидуальных холонов). Подобно этому здоровое функционирование города зависит от здорового функционирования в нём индивидуальных холонов.Но

Примерная схема психологической характеристики коллектива

Примерная схема психологической характеристики коллектива 1. Общие сведения: какой класс, количество учащихся, девочек и мальчиков, время совместной жизнедеятельности, особые условия и т. д.2. Психологическая оценка коллектива с позиции уровня его развития – диффузная

1. Понятие трудового коллектива

1. Понятие трудового коллектива Трудовой коллектив – группа людей, объединенных одной трудовой и профессиональной деятельностью, местом работы или принадлежностью к одному предприятию, учреждению, организации. От состава коллектива зависит трудовой процесс, статусные

О РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА

О РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА Я считаю себя сверхуспешным человеком — уже несколько десятков лет я являюсь профессором психиатрии Стэнфорда, и мои коллеги и студенты относятся ко мне с уважением. Конечно, как писателю мне недостает поэтической образности — той, что есть у

Глава 17. ТЕРАПИЯ КОЛЛЕКТИВА

Глава 17. ТЕРАПИЯ КОЛЛЕКТИВА Для детей, получивших жизненный опыт в детском доме, особенно важно чувство причастности к группе. Подросток, скорее, поделится страшной тайной с товарищем во дворе, чем с любящим его родителем.Поле сознания окружающих, «своих», оказывается во

11.3. Диагностика коллектива и уменьшение потенциала конфликта

11.3. Диагностика коллектива и уменьшение потенциала конфликта Действенность модифицированного социометрического теста проверена в коллективах более чем 200 предприятий Беларуси, России, Украины, Латвии, где автор проводил тренинги персонала по различным обучающим

Развитие потенциала

Развитие потенциала Порой родители хотят сильнее стимулировать радость и интерес малыша и воспроизводят его эмоции преувеличенно, то есть демонстрируют более сильное эмоциональное проявление, нежели изначально было выражено ребенком. Например, если мама отражает

6. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

6. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА Если в детском коллективе есть дети с особенностями развития? Маленькие дети обычно очень открыты и легко принимают в свой круг детей с отклонениями, даже с серьезными.У большинства из них еще не сложилось на этот счет никаких

Глава третья. Как укрепить моральный дух коллектива

Глава третья. Как укрепить моральный дух коллектива Итак, мы продолжаем сравнивать бизнес и военное искусство.Ни для кого не секрет, что сила армии заключается не только в новом оружии и боевой подготовке, но прежде всего в моральном духе.Крепкий моральный дух помогает

Источник

Диагностические методики Анатолия Николаевича Лутошкина (с комментариями из практики и опыта работы с районным объединением ДЮОД «Круглый Стол ДМОО Центрального района»)
статья (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Материал предназначен для педагогов. работающих с детскими общественными объединениями и активами первичных отделений РДШ. диагостика — неотъемлемый инструмент для педагога. позволяющий видеть развитие и рост детского объединения

Читайте также:  Как знаменитости борются с депрессией

Скачать:

Вложение Размер
diagnosticheskie_metodiki_a.n.lutoshkina_s_kommentariyami.docx 428.07 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методики Анатолия Николаевича Лутошкина

(с комментариями из практики и опыта работы с районным объединением ДЮОД «Круглый Стол ДМОО Центрального района»)

методист ГБУДО ДДТ «Фонтанка-32»,

районный координатор РДШ,

Лутошкин Анатолий Николаевич (1935-1979): Кандидат психологических наук, доцент.

Научные труды связаны с вопросами подготовки кадров для детских и молодежных формирований, социально-психологическими проблемами коллектива, психологией и педагогикой работы организаторов детских и юношеских объединений.

Для осмысления и изучения эмоциональных явлений в группах и коллективах и для перевода сложных психологических терминов на язык, доступный пониманию педагогов-практиков и самих подростков А.Н.Лутошкин использовал метод «эмоционально-символической аналогии».

Характер взаимоотношений в детской организации и школьных классах Анатолий Николаевич выразил формулой «коллектив в организации – организация в коллективе».

Представить его взгляды на детское движение помогают некоторые положения из его книги «Как вести за собой».

«Нужно уважительно относиться к стремлению подростка стать взрослым, помогать ему входить в «наш мир», осваивать его…

…Удовлетворенность своим местом в детской организации приходит только в том случае, если подросток чувствует себя там нужным, полезным, активно участвует во всех ее делах.

Мысленно подчеркните в сложном слове «самодеятельность» «сам». Так вот, если этим «сам» будет все время вожатый или учитель, организация потеряет интерес для ребят…

Все дела должны вызывать у ребят интерес, быть эмоционально привлекательными, включать в себя элементы игры, романтики…

Лишь участие наших ребят в разных делах, постоянное их стремление быть участниками целого комплекса дел создают некое нравственное «поле» в коллективе, на котором хорошо произрастают ребячья инициатива, творчество, — то, в чем проявляется активность».

Некоторые печатные труды:

«Как вести за собой»: старшеклассникам об основах организаторской работы (издания 1978, 1981, 1986 гг)

«Эмоциональная жизнь детского коллектива» (1978 г)

«Эмоциональные потенциалы коллектива» (1988)

Из книги «Как вести за собой»

«Если вы хотите узнать, как «дышит» коллектив, какие состояния переживают ваши товарищи, как и под влиянием чего формируются и изменяются их настроения, можете воспользоваться приемом цветописи.

Цветопись – это цветовой дневник настроения. Перед вами форма цветодневника:

Мое настроение сегодня

О радостное, теплое

Ж светлое, приятное

С неудовлетворительное, грустное

Ф тревожное, напряженное

Ч упадок, уныние

На плотном листе бумаги — семь цветовых полос. Каждая цветная полоса –условный знак настроения. В данном случае цветовые символы заменены буквенными обозначениями. К-красный, О-оранжевый, Ж-желтый, З-зеленый, С-синий, Ф-фиолетовый, Ч-черный. Цветовые полосы можно получить методом аппликации: наклеить в дневник необходимые полоски цветной бумаги. Цветодневников нужно изготовить столько, сколько ребят примет участие в этой работе. ..

…Ежедневно, в одни и те же часы (лучше после занятий, в конце дня) вы раздаете цветодневники каждому из ребят и просите их самостоятельно, не советуясь ни с кем, проставить в правой стороне дату напротив той цветовой полосы, которая обозначает их настроение к этому времени.

Однако, перед тем как начать работу, надо выполнить ряд важных условий. Настроение – это интимный мир каждого, и вторгаться туда бесцеремонными расспросами не совсем прилично. А поэтому нужно:

-получить согласие всех добровольно вести в течение определенного времени цветодневники;

-гарантировать ребятам тайну их эмоциональной «исповеди», если они того пожелают;

-убедить их быть искренними в своих оценках настроения.

Каждый раз, после того как ребята сделают отметки в цветодневниках, вы их собираете.

Следующий этап — обобщение данных. С этой целью составляется таблица, куда ежедненвно переносятся цветными карандашами или фломастерами данные из индивидуальных цветодневников: напротив каждой фамилии соответственно закрашиваются квадртики таблицы…

Если вы изо дня в день заполняете цветоматрицу, то перед вами постоянно раскроется удивительная картина. Живописный цветовой ковер даст вам возможность увидеть настроение, и в какие дни преобладает у ребят, в целом в коллективе: по вертикали: — у всех вместе и у каждого в отдельности в течение дня; по горизонтали — у каждого и у всех на протяжении всего времени изучения.

Анализируя цветоматрицу, обратите внимание на то, как эмоционально откликаются ребята на ту лили иную ситуацию, на какое-то событие в коллективе. Взглянув на цветоматрицу, можно выяснить, оставило ли то или иное событие в коллективе значимый след в переживаниях ребят, кто наиболее близко воспринял это событие, кого оно оставило равнодушным. Цветопись поможет помочь определить, существует ли единство в переживаниях ребятами значимых ситуаций. Если нет такого единства, задумайтесь, что стоит за этим. Возможно, что проводимое дело не затронуло ребят, возможно, что не на столько сплочен, чтобы проявить единство переживаний…»

«Цветопись» могут проводить как и сами дети, так и педагоги. Для анализа можно использовать цифровые значения, присвоив каждому цвету порядковый номер. Тогда «цветоматрицу» вы получите в виде графика.

«Цветопись» можно использовать и как рефлексию, после проведения различных событий и дел.

Из книги «Как вести за собой»

( знак * — замена авторского слова на понятие для сегодняшнего времени)

«Проявление высшего уровня активности – это когда человек действует не только по поручению , но и по совести, потому что он иначе не может…к такому пониманию позиции *каждого следует стремиться в своей работе с *объединением.

По каким признакам можно судить о степени сформированности активной жизненной позиции? Прежде всего, по делам его. Конечно, не нужно после каждого проведенного дела бежать к тому или иному …и выяснять, что у него произошло там, «внутри». Тем более что невозможно выработать так сразу активную позицию, проведя какое-то одно мероприятие. Лишь участие наших ребят в разных делах, постоянное их стремление быть участниками целого комплекса дел создают такое нравственное «поле» в коллективе, на котором хорошо произрастают ребячья инициатива, творчество – то, в чем проявляется активность. Это и нужно уметь увидеть.

Хотите узнать, как сами ребята оценивают свою позицию в *объединении и какой они ее предпочитают видеть? Предложите им однажды нарисовать на листах бумаги две такие «мишени».

Пусть эти круги обозначают работу *объединения. 1-й круг – ребята всегда активны, от них исходит инициатива, предложения. 2-й круг – ребята активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы не проявляют. 3-й круг – активность и пассивность здесь соседствуют рядом; этих ребят трудно бывает поднять, на то лили иное дело, но они его выполняют, если с них потребуют. 4-й круг – в делах *объединения участвуют редко, и то в качестве зрителей, исполнителей. 5-й круг – предпочитают избегать общественных дел, отказываются участвовать в общей работе.

После того как вы объясните ребятам назначение этих кругов, попросите их отметить в правой «мишени» знаком + , как далеко от центра круга находится каждый; во второй – где бы каждому хотелось быть. Листы должны быть подписаны.

Когда соберете листы, перенесите с их полученные ответы на свои «мишени», — эти две итоговые «мишени» должны быть крупнее. Разместите по кругам «мишеней» номера ребят по списку. Перед вами возникнет картина самооценки ребятами их реальной позиции и делаемого положения в *объединении. Обычно в *объединении, который живет полнокровной активной жизнью, большинство отметок будет располагаться в 1, 2, 3-м кругах. Это для первой «мишени». Вторая «мишень» расскажет нам о степени удовлетворенности ребят своей позицией в *объединении. Если подростки стремятся занять более достойное место в коллективе, чем то, которое они занимают, это должно стать сигналом для вожатого, для его действий…

…Хорошо, если такой опрос ребят вы проведете в начале или в конце года, а после этого проанализируете, что изменилось в *объединении в результате ваших усилий. Разумеется, «мишени» не могут являться единственным объективным показателем позиции *ребят. Но они помогут вам проанализировать действительное положение дел на практике и в оценке ребят.

Этот метод хорошо дополняет метод «наблюдений», определяет «вектор» работы с объединением.

Можно попросит самих детей в микрогруппах проанализировать полученные данные и сделать выводы. Это даст возможность ребятам в дальнейшем самим скорректировать свою позицию в положительную сторону, в сторону самосовершенствования.

Из книги «Как вести за собой»

( знак * — замена авторского слова на понятие для сегодняшнего времени)

«От «песчаной россыпи» к «горящему факелу»

(прим: метод широко известный под названием «Какой мы коллектив?»)

«Даже очень хороший организатор не сможет длительное время один н6естии тяжкое бремя руководителя, если у него не будет твердой и надежной опоры под названием коллектив. Вот почему сверхзадачей организатора является формирование и сплочение коллектива..

Что значит «формировать»? Это значит создавать, лепить, придавать чему-либо новую форму. Но, люди не кусок глины, поддающийся любому воздействию. Этот человеческий материал может сопротивляться, неожиданно принимать непредусмотренные мастером-организатором формы, «уплывать» из его рук.

Слово «сплотить» означает плотно соединить, добиться единства. Сплочение людей не механическая подгонка одного к другому…

…Одно из удивительных свойств коллектива – его способность к саморазвитию…

…Организатор должен быть дирижером, руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить дружить ребят, но помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны…-это ему под силу. Организатор может создавать такие условия, в которых взаимопомощь, сотрудничество, взаимопонимание станут необходимыми для всех ребят.

Формирование и сплочение коллектива — это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив».

Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.

Группа эта существует формально, не принося и удовлетворения всем, кто в ее входит.

Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть *командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет или ему трудно себя проявить , так как по-настоящему его некому поддержать.

В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, которые не дает погаснуть огню, – организаторы, актив.

Группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее.

У большинства членов «экипажа» появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.»

Ребята оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своей группой, узнать, как оценивают ребята его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех , кто недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

Возможен и другой вариант использования этой методики. Ребята обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше групповое сообщество и почему, что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении ими перспектив его развития.

Климат в коллективе (по А.Н.Лутошкину)

Используя схему, следует прочесть сначала предложенные слова , затем справа и после этого знаком «+» следует отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

+3 свойство, проявляется в коллективе всегда

+2 свойство проявляется в большинстве случаев

+1 свойство проявляется достаточно часто

0 ни это, ни противоположное свойство (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени

— 1 достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа)

-2 свойство проявляется в большинстве случаев

Источник

Читайте также:  Снять стресс своими руками
Оцените статью