- Эмоциональный потенциал коллективов взрослых
- Московский Педагогический Государственный Университет
- На правах рукописи
- МИХАЛЬСКИЙ Алексей Владимирович
- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
- КОЛЛЕКТИВОВ ВЗРОСЛЫХ
- Москва 2001
- ВВЕДЕНИЕ
- Исследование эмоционального потенциала коллектива (по А.Н. Лутошкину)
- Читайте также
- 16.7. Общительность руководителя и эффективность деятельности коллектива
- ФОРМУЛА ГЕНИАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
- 20. Уровни развития коллектива
- III. 7. О роли психотерапевтического коллектива
- Ценность коллектива для гибкости
- Примерная схема психологической характеристики коллектива
- 1. Понятие трудового коллектива
- О РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА
- Глава 17. ТЕРАПИЯ КОЛЛЕКТИВА
- 11.3. Диагностика коллектива и уменьшение потенциала конфликта
- Развитие потенциала
- 6. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
- Глава третья. Как укрепить моральный дух коллектива
Эмоциональный потенциал коллективов взрослых
Московский Педагогический Государственный Университет
На правах рукописи
МИХАЛЬСКИЙ Алексей Владимирович
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
КОЛЛЕКТИВОВ ВЗРОСЛЫХ
Специальность 13.00.01 – общая педагогика
19.00.07 – педагогическая психология
на соискание ученой степени кандидата
Москва 2001
Московский Педагогический Государственный Университет 1
На правах рукописи 1
МИХАЛЬСКИЙ Алексей Владимирович 1
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 1
КОЛЛЕКТИВОВ ВЗРОСЛЫХ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КОЛЛЕКТИВА 15
§ 1. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
§ 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
§ 3 ИССЛЕДОВАНИЯ ГРУППОВЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ 61
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КОЛЛЕКТИВОВ ВЗРОСЛЫХ 91
§1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 91
§2. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 122
Изучение особенностей социально-психологического климата коллективов и их связь с эмоциональным потенциалом 122
Исследование особенностей влияния сложившихся межличностных отношений на эмоциональный потенциал коллектива взрослых 135
Особенности жизнедеятельности и генезиса коллективах взрослых и их влияние на эмоциональный потенциал 155
§3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КОЛЛЕКТИВОВ ВЗРОСЛЫХ 164
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена важной ролью научного, практически обоснованного подхода к организации коллективной деятельности, что определяется изменениями, происходящими в экономической и социальной жизни России. В сложившейся ситуации необходимы исследования в области организации труда, основанные на актуальных подходах в психологии и педагогике. Руководители и организаторы многих современных коллективов зачастую действуют спонтанно и интуитивно, не опираясь на теоретические исследования и практический опыт исследователей и других организаций. Поэтому работы, затрагивающие психологические свойства коллектива и групповой работы в целом, становятся особенно полезными и актуальными в наши дни. Смысл их состоит преимущественно в том, чтобы не только теоретически, но и практически показать, в чем заключается успех коллектива, как видят свою жизнь в группе сотрудники, а также на деле повысить эффективность работы. Немаловажный аспект практики — исследование коллектива, которому придется проявить себя в новой деятельности или в новых условиях (например, при смене руководства), проведение общего анализа ситуации и построение прогноза (с включением его в план деятельности группы).
В последние годы в связи с быстрыми изменениями в социально-экономической сфере современного общества возросло количество исследований и публикаций, посвященных различным аспектам жизни коллективов взрослых в организациях. В то же время, в современной литературе по педагогике, социальной психологии и психологии организации практической деятельности групп весьма незначительное место уделяется проблематике потенциала, скрытых возможностей и ресурсов групп и путей их реализации, влияния эмоционального состояния членов групп на успешность деятельности. Раскрытие этих проблем, исследование их взаимосвязей и составляют основное направление предлагаемой работы, которая посвящена психолого-педагогическому исследованию эмоционального аспекта групповой жизни, эмоционального потенциала коллективов взрослых. Необходимость этого исследования обуславливается следующими причинами:
— как показывает мировой педагогический опыт, планирование и осуществление педагогической и организационной работы строится на единстве рационального (использование интеллектуальных возможностей обучаемых) и эмоционального компонентов;
— создание адекватной и позитивно влияющей на работу коллектива психологической атмосферы подразумевает знание эмоциональных процессов, состояний и взаимосвязей личности и коллектива. Только учитывая эти явления, руководитель группы (преподаватель или управляющий персоналом), может видеть отношения ее членов, распределять усилия и внимание, ставить перед участниками группы определенные задачи, рассчитывать на общий эмоциональный подъем. Отсутствие знания коллективных эмоций, их психологии, неизбежно приводит к просчетам в работе, к снижению ее эффективности;
— нуждаются в изучении психолого-акмеологические аспекты оптимизации эмоционального потенциала коллективов взрослых в связи с оптимизацией профессионального сознания личности. Эффективность и стабильность деятельности малых социально-психологических групп обуславливает знание факторов и закономерностей, механизмов и способов регуляции деятельности людей, что является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки управленческого звена.
По мнению В.А. Сластёнина, ключевой характеристикой профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности считается уровень научно-теоретической подготовки, овладение необходимым для профессиональной деятельности объёмом общекультурных, общетеоретических, психолого-педагогических и специальных знаний. При этом усвоение знаний рассматривается как необходимое условие для выработки «знаний в действии», умений и навыков — главного критерия профессиональной подготовки. Единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности составляет содержание профессиональной компетентности, которое может быть интерпретировано на уровне ценностных ориентаций, понимания, умений и навыков. Взаимосвязь возрастной и профессиональной социализации рассматривается в нашем исследовании в единстве процессов профессионально-личностного развития сотрудников и всего коллектива на основе реализации его эмоционального потенциала.
В теоретическом обосновании педагогической и управленческой практики тесно переплетаются такие отрасли науки как социальная педагогика, педагогическая психология, психология развития (возрастная психология), социальная психология. Преподавателю высшего учебного заведения, психологу или тренеру, руководителю некоммерческой или коммерческой организации, руководителю фирмы, — всем им должны быть предоставлены современные психолого-педагогические знания, способствующие значительному повышению эффективности учебных и воспитательных процессов.
Проблема коллектива является одним из наиболее актуальных вопросов социальных наук, различные трактовки коллектива и его структурных характеристик были разработаны в отечественной науке А.С. Макаренко, А.В. Петровским, Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым и многими другими исследователями. В исследованиях проблем коллективной жизни потенциалы групп изучались, как правило, в аспекте повышения эффективности и успешности работы сотрудников и коллективов в целом (С. А. Багрецов, А.Г. Кирпичник, Б.Ф. Ломов, Р.С. Немов и др.), в сфере подготовки специалистов и педагогических технологий коллективов (М.Я. Виленский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова), а также в их связи с эмоциональными характеристиками учебных и производственных групп (А.Н. Лутошкин, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова). В настоящее время работы, посвященные изучению эмоционального потенциала коллективов взрослых, теоретических и практических основ его оптимизации, практически отсутствуют.
Таким образом, все вышесказанное позволило выявить наличие противоречия между необходимостью изучения эмоционального потенциала коллективов в целях повышения эффективности их деятельности и недостаточной изученностью этого вопроса в психологии и педагогике. Это противоречие определило выбор темы исследования «Эмоциональный потенциал коллективов взрослых», проблема которого была сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия оптимизации влияния эмоционального потенциала на успешность функционирования коллективов взрослых.
Решение данной проблемы представляет собой цель исследования .
Объектом исследования является эмоциональный потенциал коллективов взрослых.
Предметом исследования выступает взаимосвязь эмоционального потенциала коллективов взрослых и эффективности групповой жизнедеятельности.
Гипотеза исследования : в настоящей работе мы исходим из предположения о том, что эмоциональный потенциал коллектива взрослых не ограничивается рамками отдельных эмоциональных проявлений в условиях групповой деятельности, но является целостной системой, складывающейся под воздействием определенных условий и представляющей одну из областей существования (жизнедеятельности) коллектива. Эмоциональный потенциал благоприятно влияет на эффективность деятельности коллектива взрослых, если:
— поддерживать в коллективе благоприятный социально-психологический климат и атмосферу, осуществлять мониторинг эмоциональной ритмики группы и оптимизировать ее (в частности, через управление эмоционально значимыми ситуациями);
— создавать положительную эмоциональную окраску межличностных взаимоотношений сотрудников коллективов в деловых и неделовых ситуациях взаимодействия путем формирования эмоционального интеллекта членов группы;
— обеспечивать условия для проявления определенных особенностей жизнедеятельности коллективов взрослых в аспекте эмоциональных проявлений жизни группы, в частности — образ реальности и образ достижения, повышение разнообразия работы;
— осуществлять двустороннюю связь с научно-практическими консультантами (консультирующими организациями), а в целях снижения затрат и повышения оперативности – с использованием глобальной информационной сети Интернет.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы потребовали решения следующих задач :
провести теоретический анализ проблемы успешности и эффективности работы, ресурсов и потенциала коллективов;
адаптировать и апробировать методики исследования эмоционального потенциала коллектива взрослых;
выявить основные характеристики эмоционального потенциала современного взрослого коллектива;
выявить и обосновать совокупность психолого-педагогических условий оптимизации эмоционального потенциала коллектива взрослых.
Методологическую основу работы составляют положения о социальной детерминации поведения; принципы субъектности и полисубъектности социального поведения; концепция деятельностного опосредования; принцип системности; концепции существования потенциальной и актуальной сфер социально-психологических групп (Б. Ф. Ломов), эмоционального потенциала коллектива (А. Н. Лутошкин).
Теоретическую основу работы составляют исследования учебных групп и производственных коллективов (В.А. Караковский, А.Г. Кирпичник, Т.Е. Конникова, А.Н. Лутошкин, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев); эффективности организаций и социальных групп (Ю.И. Морозов, Р.С. Немов, С.С. Паповян, А.Л. Свенцицкий, Г.П.Щедровицкий); групповых и индивидуальных эмоций (Г. Блуммер, Д. Големан, Е. Даффи, К. Изард, Д. Линдсли, Дж. Майер, Д. Рапапорт, Я. Рейковский, П. Саловей, С. Томкинс); эмоциональных потенциалов групп (В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге, А.Н. Лутошкин, В.Меде, Э. Мейо, Л.И. Новикова, Ф. Олпорт, Б.И. Тимощук, Г.Трипплет, А.С. Чернышев,); научно-теоретические концепции формирования индивидуальности и личности (В.М. Данильченко, Н.Е. Мажар, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, В.Д. Путилин, В.А. Сластенин).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования : теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта (включенное наблюдение, интервью и опросы, социометрия, методика цветописи, анкетирование сотрудников и руководителей организаций); методы математической обработки результатов и автоматизированной обработки данных (определение среднего арифметического, подсчет коэффициентов, сравнительный анализ). Эмпирические методы выбраны в соответствии со спецификой изучаемого объекта, поставленных задач. На опытно-экспериментальном этапе исследования применялось полевое исследование объекта в нормальных для него условиях.
База исследования : исследование проводилось в коллективах трех организаций: рекламного агентства «Адамант» (характер работы группы – разнообразный, творческий в области рекламы); компьютерно-информационной фирмы «Гарант-парк» (творческий характер деятельности в области информационных технологий, Интернет-СМИ); коллективе руководителей группы компаний, составляющих торговый холдинг «Бажова» (управленческая деятельность разнообразного характера).
Исследование проводилось в три этапа .
На первом этапе (1998-1999 гг) было изучено состояние проблемы в теории и практике, сформулированы задачи исследования, подобраны методы опытно-экспериментального исследования.
На втором этапе (1999-2001 гг) была подвергнута первчиной проверке и уточнению гипотеза, проведено констатирующее исследование.
На третьем этапе (2001 гг) был проанализирован ход исследования и его результаты, сделаны теоретические выводы и разработаны практические рекомендации, апробированы основные идеи и положения, завершено литературное оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическое значение исследования заключаются в том, что в нем выявлено и охарактеризовано влияние эмоционального потенциала коллективов взрослых на успешность их функционирования:
— выявлена сущность успешности и эффективности коллективов взрослых;
— апробированы и адаптированы методики исследования эмоционального потенциала коллектива;
— выявлены основные характеристики эмоционального потенциала современного взрослого колектива;
— обоснована совокупность психолого-педагогических условий оптимизации эмоционального потенциала коллектива взрослых.
Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы создают реальные предпосылки для социально-психологического и педагогического обеспечения деятельности коллективов взрослых. Практические рекомендации используются в работе преподавателей, консультантов и психологов, руководителей коллективов организаций, в целях совершенствования теории и практики влияния на эффективность работы коллективов. Теоретические результаты и практические разработки, полученные в ходе исследований, могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам социальной педагогики, социальной психологии, управления персоналом и др.
Достоверность научных результатов и выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, совокупностью методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования, привлечением широкого круга оригинальных источников, апробацией результатов исследования.
Источник
Исследование эмоционального потенциала коллектива (по А.Н. Лутошкину)
Исследование эмоционального потенциала коллектива (по А.Н. Лутошкину)
Данное исследование относится к лонгитюдному методу и включает в себя:
1. Сочинение на тему «Я и мой класс».
2. Цветотестирование, наблюдение (выборочно) и психологическую беседу с учащимися.
Оперативная цветоматрица ежедневно заполняется каждым членом коллектива с помощью цветных фломастеров или карточек. Ученики отмечают настроение в начале и в конце учебного дня. Цветовая матрица удобна не только для учащихся, но для руководителя коллектива, так как он может увидеть настроение коллектива.
Цветовые образцы, обозначающие настроение
Цветовая матрица представляет собой большой экран, где по вертикали расположены фамилии и имена членов коллектива, а по горизонтали – дни недели. Время исследования должно быть не менее 1 месяца, но оптимальный срок – 3 месяца.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
16.7. Общительность руководителя и эффективность деятельности коллектива
16.7. Общительность руководителя и эффективность деятельности коллектива По данным А. Л. Журавлева (1985), очень низкая степень общительности (замкнутость) не характерна для руководителей: только 6 % руководителей оказались замкнутыми. Однако около четверти руководителей
ФОРМУЛА ГЕНИАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
ФОРМУЛА ГЕНИАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В коллективе – через коллектив – для коллектива.А. МАКАРЕНКОЭСКИЗ ПРОБЛЕМЫСовместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку.Р. ЭМЕРСОНКоллектив. Как часто в самых разнообразных смыслах
20. Уровни развития коллектива
20. Уровни развития коллектива Коллектив как наиболее развитая общность людей не возникает сразу. Он формируется под влиянием внешних и внутренних сил. Рассматривая вопрос формирования коллектива, нужно иметь в виду, что он вырастает из группы. Следовательно, на ранних
III. 7. О роли психотерапевтического коллектива
III. 7. О роли психотерапевтического коллектива Принятая нами концепция заикания как расстройства речи с нарушением ее коммуникативной функции обосновывает необходимость создания психотерапевтического коллектива. Это такой коллектив, который испытывает на себе
Ценность коллектива для гибкости
Ценность коллектива для гибкости Здоровое функционирование улья зависит от здорового функционирования его отдельных пчёл (индивидуальных холонов). Подобно этому здоровое функционирование города зависит от здорового функционирования в нём индивидуальных холонов.Но
Примерная схема психологической характеристики коллектива
Примерная схема психологической характеристики коллектива 1. Общие сведения: какой класс, количество учащихся, девочек и мальчиков, время совместной жизнедеятельности, особые условия и т. д.2. Психологическая оценка коллектива с позиции уровня его развития – диффузная
1. Понятие трудового коллектива
1. Понятие трудового коллектива Трудовой коллектив – группа людей, объединенных одной трудовой и профессиональной деятельностью, местом работы или принадлежностью к одному предприятию, учреждению, организации. От состава коллектива зависит трудовой процесс, статусные
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА Я считаю себя сверхуспешным человеком — уже несколько десятков лет я являюсь профессором психиатрии Стэнфорда, и мои коллеги и студенты относятся ко мне с уважением. Конечно, как писателю мне недостает поэтической образности — той, что есть у
Глава 17. ТЕРАПИЯ КОЛЛЕКТИВА
Глава 17. ТЕРАПИЯ КОЛЛЕКТИВА Для детей, получивших жизненный опыт в детском доме, особенно важно чувство причастности к группе. Подросток, скорее, поделится страшной тайной с товарищем во дворе, чем с любящим его родителем.Поле сознания окружающих, «своих», оказывается во
11.3. Диагностика коллектива и уменьшение потенциала конфликта
11.3. Диагностика коллектива и уменьшение потенциала конфликта Действенность модифицированного социометрического теста проверена в коллективах более чем 200 предприятий Беларуси, России, Украины, Латвии, где автор проводил тренинги персонала по различным обучающим
Развитие потенциала
Развитие потенциала Порой родители хотят сильнее стимулировать радость и интерес малыша и воспроизводят его эмоции преувеличенно, то есть демонстрируют более сильное эмоциональное проявление, нежели изначально было выражено ребенком. Например, если мама отражает
6. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
6. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА Если в детском коллективе есть дети с особенностями развития? Маленькие дети обычно очень открыты и легко принимают в свой круг детей с отклонениями, даже с серьезными.У большинства из них еще не сложилось на этот счет никаких
Глава третья. Как укрепить моральный дух коллектива
Глава третья. Как укрепить моральный дух коллектива Итак, мы продолжаем сравнивать бизнес и военное искусство.Ни для кого не секрет, что сила армии заключается не только в новом оружии и боевой подготовке, но прежде всего в моральном духе.Крепкий моральный дух помогает
Источник