- Съемка эмоциональных и одухотворенных портретов — советы и примеры
- Связь
- Эмоция
- Свет и окружающая среда
- Тишина
- Эмоциональный портрет
- Методики оперативного составления психологического портрета личности
- Методы и особенности сбора информации об окружающих
- Правила сбора информации о себе
- Пример тестирования
- Пример описания известной личности
- Натура
- Ключевые элементы
- Положительные качества
- Как составить психологический портрет личности
- Темперамент
- Характер
- Мотивация
- Способности
- Эмоциональность
- Интеллектуальность
- Умение общаться
- Волевые качества
- Уровень самоконтроля
- Самооценка
- Способы решения проблем
- Пошаговая инструкция «Как заполнять эмоциональный портрет аудитории»:
Съемка эмоциональных и одухотворенных портретов — советы и примеры
Во время портретной съемки фотограф захватывает сущность человека, историю его жизни, материальный статус, укладывая все это в рамки фотографии. Мы каждый день сталкиваемся с многочисленными лицами, но лишь в некоторых из них есть нечто настолько особенное, что они надолго остаются в нашей памяти. По каким-то причинам они глубоко запечатлеваются в нашем подсознании, и оно долго хранит в памяти лица конкретных людей.
Ключ к разгадке заключается в эмоциях. Они могут быть положительными или отрицательными, но они должны присутствовать на снимке, чтобы выйти за рамки физических атрибутов. В этом посте мы постараемся выделить несколько полезных советов по съемке эмоциональных портретов.
Каждое изображение связано с первоисточником, из которого было взято. Вы можете кликнуть на фото для ознакомления с другими работами фотографов.
Связь
Пообщайтесь с моделью, чтобы она привыкла к вашему присутствию, прежде чем вы направите на нее объектив. Контакт очень важен, когда речь идет о портретной фотографии. Без доверия и полного согласия со стороны объекта съемки очень сложно выявить истинный характер человека.
Вам не нужны заурядные портреты. Поэтому будьте вежливым и понятным, точным и позитивным. Заставьте модель поверить в собственную внутреннюю красоту, тогда вы сможете получить великолепные результаты. Хвалите за старания и, таким образом, вы облегчите себе задачу раскрыть душу модели.
Фото: Serge Gavrilov
Фото: Richard Wohlfart
Эмоция
Эмоция для портрета – это все. Она вызывает у зрителя интерес и удивление, позволяет прочувствовать портрет. Чтобы ее запечатлеть, вам потребуется немало терпения, практики и, возможно, чистое везение. Возьмите на себя роль режиссера, определитесь и запланируйте эмоции персонажа, чтобы создать нечто волшебное и получить замечательные результаты.
Но не забывайте об уважении к модели и о существовании неких границ, которые вытекают из того, кого мы снимаем и где ведем съемку. Эмоции – это жизненно важные элементы в любом портрете, поэтому разожгите их, определите, постарайтесь обнаружить или настаивайте на их проявлении от модели. Активно обсуждайте проявление эмоций с объектом съемки.
Фото: Wayne Mackeson
Фото: Юра Курносов
Свет и окружающая среда
Местность, освещение и окружающая среда играют определяющую роль в передаче характера и помогают придать портрету пресловутую одухотворенность. Вы можете представить резкий или яркий, или тусклый свет. Такие эстетические характеристики привлекают больше внимания к любому портрету и, тем самым, настаивают на продолжении истории.
Драматический свет разжигает любопытство. С его помощью мы целенаправленно добавляем образу глубину и интерес. Окружающая среда представляет собой пространство, которое может быть открытой лужайкой с чудесным пейзажем или тесной темной комнатой. Но обе эти крайности имеют свое значение, когда вы создаете проникновенный портрет. Они заставляют зрителя верить, вызывают интерес, восторг или слезы и, тем самым, помогают создавать одухотворенные эмоциональные шедевры.
Фото: Gurbir Grewal
Фото: Alain Laboile
Фото: Marcin Kaniewski
Тишина
Так же, как и некоторые истории, есть фотографии, которые никогда не заканчиваются, они продолжают преследовать нас своим великолепием. Чем больше вы будете на них смотреть, тем больше они будут выражать. Что-то есть в портретах, и они это старательно передают.
Тишина дает прекрасное состояние транса для управления собственным творчеством. Ведь фотография передает лишь четверть истории, а все остальное рисует наше собственное воображение из чистой тишины.
Вспыхнувшая эмоция добавит больше магии, живости и вечности портрету. Молчание может быть очень мощным. Оно таит потенциальную силу, чтобы преобразовывать фотографию в эмоциональный и художественный шедевр. Но как сфотографировать молчание? Почувствуйте транс и красоту в символах, восхищайтесь и сформулируйте ауру модели.
Почувствуйте потоки воздуха, и тишина медленно для вас откроется. Среди всего хаоса есть только вы, ваша модель и ваше безмолвное сердце. Теперь вы готовы создавать одухотворенные портреты, которые будут бережно храниться долгие времена.
Источник
Эмоциональный портрет
Для тех, кто хочет погрузиться в портретную ауру.
Я, Светлана Белова, художник, преподаватель, дизайнер. Давно занимаюсь любимым делом-рисую портреты. В трех популярных техниках- сухой кистью, карандашом и масляными красками по холсту. И чтобы портрет был более выразительным, эмоциональным, от которого невозможно оторвать глаз, использую в работе технические трюки. Не очень заметные на первый взгляд, но они делают портрет более насыщенным, интересным, эмоциональным. К этим секретам пришла не сразу, в процессе работы над портретами. Здесь также дало знать и мое дизайнерское образование. И процесс рассмотрения картин на художественных выставках. Сейчас стараюсь привнести психологические нотки в творческие работы, и в строго заданные рамки портретов на заказ.
С какой стороны подойти к эмоциям?
Можно для начала расщепить на атомы весь эмоциональный фон человека в зависимости от погоды. Например, идет дождь. Какие эмоции вызывает? Легкую грусть, тоску, появляется романтическое настроение, ностальгия.
И мы уже более осознанно замечаем задумчивый взгляд на фотографии, что называется внутрь себя. Все это сопутствует сдержанным приглушенным мягким тонам на портрете. Можно добавить в фон синий или зеленый цвет. Накал страстей сброшен. Появляются нотки романтичности и загадочности. Портрет можно сделать однотонным, в черно белых или коричневых оттенках. Изобразить печаль в глазах — значит уголки глаз опустить слегка вниз. Можно больше прикрыть радужку глаза верхним веком. Сильнее набросить тень на весь глаз от верхнего века. И противоположность дождливому состоянию светит солнце!
И у нас хорошее настроение, повышенный интерес ко всему. Улыбка на лице. Сразу хочется добавить ярких красок, блеска в глазах. Что называется брызги в глазах изобразить. В обычном спокойном состоянии человека, радужка едва касается нижней толщинки века. И слегка заходит за верхнее. А если человек улыбается-радужка заходит за нижнее веко намного больше. От яркого солнца появляется прищур, то есть глаза на портрете уже будут меньше обычной формы. Заметны легкие мимические морщинки. Контраст света тени более выразителен. Без выражения эмоций, психологического настроя портрет скучен.
У женщин, в принципе, превалирует эмоциональная сторона. А это зачастую улыбка или смех. Даже если нет улыбки, нужно слегка приподнять уголки губ. Создаешь романтический образ-привносишь загадочность. Психологический портрет идет рядом с эмоциональным. Художник в зависимости от общего настроя играет пропорциональным соотношением цвета, фона. Слегка может видоизменить прическу, фигуру, дорисовать дополнительные элементы, чтобы придать большей выразительности всему портрету. Смотрит в какое время года сделана фотография, возраст, душевное состояние. Когда осознанно к этому подходишь, портрет становится емче, глубже. Отражаются все переживания, мысли, настрой.
Важно подметить то выражение лица, которое наиболее убедительно раскрывает человека. Даже порой несколько слов о человеке, позволяет сотворить образ. Незаконченность в портрете тоже психологический трюк. Дается зрителю возможность домыслить. Будит воображение.
Психологический портрет-отражение внутреннего состояния. Помимо сходства. Личностные особенные характеристики. Отражение характера, темперамента, интеллекта. Психологизм можно подчеркнуть в расстановке рук, то, как человек присел, облокотился. Художники, как правило, становятся наблюдательными.
Художник Светлана Белова. Многие работы публикуются впервые.
Источник
Методики оперативного составления психологического портрета личности
Методы и особенности сбора информации об окружающих
Любой психолог знает, как составить психологический портрет. Для этого существуют разные методики. Их смысл заключается в сборе информации о свойствах личности:
- эмоциональности;
- способностях;
- уровне самоконтроля;
- умении общаться;
- волевых качествах;
- уровне самооценки;
- темпераменте;
- характере;
- мотивации;
- интеллектуальном развитии.
Существует несколько основных методик, применяемых для составления портрета личности:
- Исследование эмоционально-волевой сферы. Тест Спилберга.
- Изучение потребностей, мотиваций. Методика Орел.
- Исследование когнитивно-познавательной области. Тест Векслера.
- Изучение межличностно-социальной сферы. Метод Бейлза.
Психологи могут комбинировать методы, применять отдельные практики.
Правила сбора информации о себе
Чтобы составить психологический портрет, необходимо соблюдать определенные правила:
- Создать комфортные условия при проведении тестирования.
- Поставить конкретную цель проведение исследования. Выбранная методика должна соответствовать интеллектуальному развитию субъекта, его возрасту.
- После проведения тестирования, сопоставить имеющуюся информацию, чтобы сделать вывод.
- Тесты должны быть доступны, понятны людям без образования.
Чтобы составить свой психологический портрет, нужно знать на основе каких компонентов проводится тестирование. После этого нужно составить список вопросов по всем пунктам. Ответить на них, чтобы узнать свое изображение. Примерные вопросы:
- Насколько я умею контролировать свое поведение?
- Мне свойственна эмоциональность или сдержанность?
- Умею ли я контролировать себя в экстренных ситуациях или нет?
- Как я веду себя в обществе?
Это только малая часть вопросов, которые можно задать самому себе.
Пример тестирования
Понять, как правильно составлять психологический портрет проще, если увидеть практический пример. Один из вариантов тестирования:
- Роман Ефимов, 31 год, Автослесарь.
- Застенчивый, имеет двух хороших друзей, добр к окружающим, спокоен, рассудителен, не имеет склонности к агрессии.
- Уровень интеллекта — выше среднего. Быстро принимают новую информацию, имеет отличную сообразительность.
- Мотивирован на успех. Умеет ставить цели, добиваться их любыми средствами.
- Сильная эмоциональная стабильность. Не проявляет раздражительности к чему-то новому.
- Неразговорчив, активен в собственных интересах, не имеет склонности к лидерству.
По результатам проведенного теста, нужно уделить внимание необщительности, замкнутости в себе.
Пример описания известной личности
Мировая историография содержит большое количество информации о различных известных людях.
Особый интерес представляют их психологические портреты.
Анализ индивидуальных характеристик исторических персон производится на основании изучения письменных свидетельств современников, личных дневников самих людей.
При помощи физиогномики (анализ черт характера по чертам лица) даже составляется психологический портрет по фото.
Большой интерес представляет личность Наполеона Бонапарта. Его психологический портрет, составленный по приведенному выше плану, выглядит следующим образом:
- Мужчина, родившийся в 1769 году. Рост — 169 см. Страдал от эпилептических припадков.
- Император Франции, полководец и государственный деятель. Был дважды женат.
- С детства проявлял любовь к чтению. Испытывал проблемы в общении со сверстниками, из-за издевательств которых вынужден был большую часть времени проводить в уединении. С ранних лет проявлял интерес к военному делу.
- Вспыльчивый, целеустремленный, беспощадный, работоспособный, дисциплинированный, эгоистичный. Он с молниеносной скоростью обрабатывал информацию и принимал решения. Был превосходным тактиком и стратегом. Не любил общаться людьми. Демонстрировал презрительное отношение к окружающим. Легко впадал в состояние гнева, нередко перетекающее в припадки. При наличии множества внутренних противоречий внешне стремился произвести впечатление уверенного в себе человека. Основной мотив деятельности — жажда власти.
- Влиятельное положение в обществе и наличие большой власти усугубили негативные черты характера, зародившиеся еще в раннем возрасте. Внутренняя неуверенность в себе порождала гнев и презрение к окружающим.
Натура
В одной и той же ситуации люди ведут себя по разному. Разница поведения обуславливается темпераментом. Он является главнейшим фактором при построении портрета в психологии.
Психология объясняет этот термин как психику индивида, с особенностями нервной системы. Это содержание, интенсивность протекания психологических процессов.
Существует 4 типа темперамента:
- Меланхолики — мягкие личности, способные к сочувствию. Мечтательны, замкнуты в себе, ранимы.
- Флегматики — терпеливые, надежные, постоянные лица, которые хорошо контролируют свое поведение, желания. Не могут работать в энергичном коллективе, им нужно найти собственный темп.
- Холерики — энергичные, подвижные личности, которые обладают повышенной целеустремленностью. К минусам можно отнести повышенную агрессивность, конфликтность, отсутствие терпения.
- Сангвиники — увлеченные, жизнерадостные люди, которые любят заводить новые знакомства. К минусам относятся ненадежность, легкомысленность, разбросанность.
Ключевые элементы
Психологический портрет включает описание следующих свойств личности:
- Темперамент. Принято делить людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Обычно в чистом виде темпераменты встречаются редко, чаще в человеке сочетается два схожих типа. Холерики отличаются активностью и целеустремленностью, меланхолики чувствительны и ранимы, сангвиники предельно доброжелательны и общительны, а флегматики надежны и спокойны. В зависимости от ритма душевных процессов люди по-разному участвуют в деятельности, ведут себя в отношениях и вступают в коммуникацию. Темперамент является врожденным, а не приобретенным качеством. То есть флегматик никогда не станет холериком вне зависимости от степени влияния внешних обстоятельств. Возможна лишь некоторая корректировка начальных данных.
- Характер. Это свойство личности также проявляется в наличии устойчивых черт поведения. Но характер в большей степени формируется по мере взросления под влиянием обстоятельств жизни, воспитания.
И хотя его базу составляют унаследованные от предыдущих поколений черты, они в значительной мере дополняются приобретенными нравственными и моральными установками.
Положительные качества
Существует ряд положительных тенденций, которые можно выделить в психологическом портрете личности:
- коммуникабельность, умение заводить новые знакомства;
- добродушие, умение сопереживать другим;
- желание помогать окружающим;
- умение контролировать собственное поведение, сдерживать желания, не поддаваться эмоциям;
- отсутствие склонности к агрессии;
- стабильность, последовательность;
- целеустремленность;
- наличие терпения, решительности.
Это только часть положительных тенденций. Их список увеличивается или сокращается зависимо от количества вопросов в тесте.
Как составить психологический портрет личности
Существуют разные подходы к составлению психологического портрета. Одним из наиболее эффективных считается анализ 10 ключевых свойств личности. Рассмотрим их подробнее.
Темперамент
Данное свойство считается самым важным в психологическом портрете личности, поскольку именно темперамент определяет тип и интенсивность реакции на внешние раздражители. Одни люди реагируют бурно и эмоционально, другие – спокойно.Существует 4 типа темперамента, для определения которых разработаны специальные тесты. Но даже при обычном общении можно достаточно точно определить, каким типом темперамента обладает собеседник. Достаточно знать характерные особенности каждого из них:
- Флегматик. Спокойный и невозмутимый человек, редко демонстрирующий эмоции. Это самый спокойный и эмоционально стабильный из всех типов.
- Холерик. А этот типаж наиболее неуравновешен. Для него характерны эмоциональные вспышки и резкие перепады настроения. Он склонен скорее к негативным эмоциям, чем к позитивным.
- Меланхолик. Впечатлительный и ранимый человек, болезненно воспринимающий любые негативные события. При всей своей эмоциональности данный типаж весьма пассивен.
- Сангвиник. Данный тип темперамента считается самым положительным. Сангвиники очень подвижны и эмоциональны, а их эмоции практически всегда имеют позитивный оттенок.
Характер
Характер личности состоит из устойчивых индивидуальных особенностей, формирующихся под воздействием превалирующего типа темперамента, воспитания, жизненного опыта и прочих факторов. Психологи разделяют черты характера на четыре группы:
- отношение к себе (способность любить себя, скромность, самокритичность, тщеславие, вера в себя, эгоизм и прочее);
- отношение к окружающим (общительность, отзывчивость, чуткость);
- отношение к труду (наличие творческих способностей, трудолюбие, инициативность, добросовестность);
- отношение к вещам (опрятность, бережливость).
Мотивация
Многие воспринимают мотивацию как некое абстрактное понятие, но это важный психофизиологический процесс, оказывающий сильнейшее влияние на поведение человека. Мотивация может быть внешней и внутренней.
Способности
Под способностями подразумевают совокупность свойств личности, позволяющих осуществлять различные виды деятельности. Подразумеваются не приобретенные навыки и знания, а способность получать их и овладевать новыми видами деятельности. В данном контексте рассматривают также склонности (мотивационный компонент деятельности) и одаренности (врожденное или полученное в детстве сочетание способностей).
Эмоциональность
Эмоции – это ответ нервной системы на внешние события. Эмоциональность человека напрямую зависит от темперамента, но определяется и другими факторами.
Интеллектуальность
Это совокупность психических процессов, позволяющих человеку максимально точно оценивать ситуацию и принимать рациональные решения. Интеллектуальность – очень сложная характеристика с большим количеством составляющих. Часто человек, выглядящий глупым, может принимать достаточно точные и взвешенные решения.
Ученые, исследующие когнитивные способности человека, выделяют несколько типов интеллекта: логический, математический, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный, натуралистический и прочие (список регулярно пополняется). Если человек кажется вам глупым, потому что не умеет красиво говорить, это свидетельствует лишь о том, что у него плохо развит вербальный интеллект, но ничего не говорит об остальных компонентах.
Умение общаться
Коммуникативные навыки по-разному развиты у всех людей. Они оказывают сильное влияние на личные отношения и работу в коллективе, поэтому это важная составляющая психологического портрета.
Волевые качества
Данный показатель отражает то, насколько рассудок человека способен управлять его действиями. Чем сильнее разум, тем легче человеку контролировать собственные действия, не предаваясь лени, соблазнам и слабостям. Волевой человек может продуктивно работать, потому что знает, что это ему нужно. Слабовольный же потакает сиюминутным слабостям.
Уровень самоконтроля
Каждый человек в разной степени способен контролировать собственные эмоции и мысли. Высокий уровень самоконтроля позволяет противостоять негативным раздражителям и навязчивым мыслям, концентрируясь на важной деятельности. Данный показатель напрямую связан с волевыми качествами.
Самооценка
Умение адекватно оценивать собственную важность и способности также является важной составляющей психологического портрета. Самооценка бывает завышенной или заниженный. Но наилучший вариант – это адекватная самооценка, позволяющая человеку точно оценивать собственные способности, чтобы действовать с максимальной продуктивностью.
Способы решения проблем
После проведения тестирования необходимо сделать выводы, определиться с корректированием нежелательных черт личности. Например, если человек боится общаться с окружающими, психологи рекомендуют посещать общественные заведения (театры, кино). Люди, которые замкнуты в себе, не знают, как найти себя в жизни, рекомендуется попробовать развить какое-либо из творческих начал. Если человек склонен к проявлению агрессии, необходимо каждый день выделять время на тренировки по самоконтролю. При наличии психологических отклонений только специалист может назначить правильный курс реабилитации.
Составить психологический портрет может даже человек без практического опыта
Он сможет рассказать о внутренних переживаниях, преобладающих чертах характера, интересах, скрытых психологических травмах. Достаточно выбрать методику, подобрать тесты, ответить на заданные вопросы, проанализировать ответ.
Корень в слове презентация — это “презент”, то есть подарок. Хорошая презентация и в самом деле может стать настоящим подарком для аудитории. А когда мы дарим подарок, мы в первую очередь выясняем, кому мы его дарим и лишь затем, что именно подойдет в качестве подарка для этого человека.
Один из эффективных способов понять, кто наша аудитория — это составить ее эмоциональный портрет, или, как его еще называют — карту эмпатии.
Что такое эмпатия? Дословно с греческого это слово переводится как сопереживание, т.е. способность почувствовать и понять эмоции другого человека. В отличие от антипатии, когда человек нам не нравится, или симпатии, когда человек нам нравится и мы ему симпатизируем, эмпатия позволяет осознавать эмоции другого человека не ассоциируясь с ними.
Прикладной способ проявить эмпатию — это составить эмоциональный портрет аудитории, то есть понять, почувствовать и зафиксировать, что по нашему мнению этот человек (или люди), для которого мы делаем презентацию:
- любит,
- о чем мечтает,
- что не успевает,
- от чего раздражается,
- что или кто его вдохновляет,
- чем гордится,
- что хочет узнать
- и к чему стремится.
Это только на первый взгляд кажется, что мы ничего из этого не знаем о нашей аудитории, но если дать себе несколько минут, то ответы сами начнут возникать у вас в голове, только успевай записывать.
Еще один нюанс, если аудитория однородная, тогда составляем один портрет. Если же аудитория разношерстная, например, вы презентуете для небольшой группы, в которую входят заместитель генерального директор, ИТ директор и главный бухгалтер, то вы составляете отдельный портрет на каждого. Потому что даже если взять такой вопрос как “что хочет узнать?”, то могу предположить, что:
- зам.генерального хочет узнать как стать генеральным;
- ИТ директор — о технический инновациях, которые используют в его отрасли конкуренты;
- А главбух, как все сделать по закону.
Вот, живой пример, когда на одной доске уместились целых четыре таких портрета:
Я очень рекомендую работать над эмоциональным портретом своей аудитории в группе. Позовите тех людей, которые тоже знакомы с вашей аудиторией, а если это возможно, позовите представителей самой аудитории: работа в группе всегда дает более полный образ.
Ну, а если вы готовитесь к презентации в одиночку, то можете проделать эту работу и самостоятельно.
Пошаговая инструкция «Как заполнять эмоциональный портрет аудитории»:
Шаг №1: В верхней части формы записать официальный статус аудитории. Например, «начальник службы безопасности» или «участник конференции молодых специалистов».
Шаг №2: Там же написать его имя и возраст. Например «Петр Анатольевич, 56» или «Илона, 22». Это позволит еще большее персонифицировать образ.
Шаг №3: В круге по центру нарисовать портрет этого человека. Тут у вас нет задачи создать шедевр, это может быть любой рисунок от профессиональной иллюстрации до «палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек». Цель этого шага буквально «через руку» помочь мозгу сфокусироваться на аудитории.
Шаг №4: Заполнить все поля «любит», «мечтает» и так далее.
После того как портрет готов, нам нужно проделать вторую часть этой работы, а именно выделить ключевые характеристики нашей аудитории, здесь используется принцип дивергентного и конвергентного мышления. Когда мы заполняем портрет — это генерация множества ответов, т.е. дивергентное мышление, а когда выделяем ключевые характеристики, т.е. выкристализовываем самое главное о человеке — это конвергентное мышление.
Если внимательно посмотреть, то из тех ответов, которые мы сами написали, можно уловить повторяющиеся вещи. Ну, например, что этот человек любит все новое, экстраверт и не любит, когда его погружают слишком глубоко в детали. Или наоборот, что это молчаливый перфекционист и консерватор, который хочет докопаться до самой сути.
Почему так важно выделить ключевые характеристики из эмоционального портрета аудитории, становится понятно из этого примера:
Информация верна и там, и там, но именно благодаря выделению ключевых характеристик своей аудитории на основании её эмоционального портрета мы можем подобрать такой визуальный язык в своей презентации, который поможет нам быть максимально понятными и убедительным.
можно тут. Еще больше полезных ресурсов и ссылок на страничке «Бесплатно».
Источник