Когда ребенок наконец родился у меня первое время просто не было сил даже открыть книжку по раннему развитию, не говоря уж о том, чтобы клеить какие-то картинки и развешивать их над детской кроваткой. Когда я опомнилась сыну было уже два года. Честно признаться — я не на шутку испугалась, что опоздала со своим ранним развитием. И с двойным упорством принялась наверстывать упущенное.
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым-самым: самым умным, самым спортивным и самым развитым во всех областях — эдакий маленький гений. Особо рьяные родители боятся опоздать и записывают свое чадо во все существующие кружки и секции. Но из-за такой загруженности на долю ребенка приходятся огромные нагрузки, а точнее перегрузки, — куда большие, чем в школе. И полноценного отдыха при таком режиме, конечно же, не получается. Вместо того, чтобы играть и гулять со сверстниками на свежем воздухе, ребенок n-ное количество часов проводит в шумных и душных помещениях. И в результате родительское тщеславие тешит мысль о том, что именно их ребенок раньше других научился читать, считать, писать, играть на фортепиано, прыгать с шестом и вышивать крестиком. А то, что ребенку все эти занятия, мягко говоря, не приносят никакого удовольствия, родители не замечают, или старательно делают вид, что не замечают. «Ничего страшного, — утешают себя родители. Пусть сейчас помучается, зато потом спасибо скажет». Это — одно из наиболее распространенных родительских заблуждений.
Дело в том, что одной из самых главных причин расстройства детской психики физиологи называют нехватку времени. И в результате от 20 до 40% учащихся начальных классов в той или иной степени страдают неврозами. В старших классах невротиками становятся уже 60-70% детей. В итоге к окончанию школы количество детей с хроническими и комплексными заболеваниями возрастает в 3 раза; с нарушением зрения — в 5 раз; с желудочно-кишечными заболеваниями — более чем в 7 раз. Врачи-психиатры утверждают, что это связано, в первую очередь, с неправильно организованным отдыхом, а не со сложностью школьной программы. Кроме того, превышение допустимого уровня нагрузки, отсутствие полноценного отдыха, достаточной двигательной активности ведут к истощению нервной системы, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости инфекциям.
Не знаю, чем бы закончилось мое увлечение раним развитием, если бы по долгу службы мне не пришлось брать интервью у врача-психиатра, специализирующегося на лечении детских психических расстройств. Детишки, которых я увидела в клинике, были действительно умны не по годам. Они знали много такого, о чем я лишь смутно догадывалась. Но какова была цена этих знаний! Честно признаться — меня больше поразил даже не страшный диагноз, который стоял в их истории болезни, а грустные глаза этих маленьких гениев. У пяти-восьмилетних детей был взгляд умудренных опытом и уставших от жизни стариков. Они не реагировали на новые игрушки, на новые лица и не играли друг с другом. Они вообще ни по какому поводу не проявляли заинтересованности и, как плохо запрограммированные роботы, делали то, что говорили взрослые. Причем просьбу взрослых они слышали лишь после нескольких повторений, долго ее обдумывали, а потом машинально выполняли. Все это напоминало замедленные кадры из грустного кино. «Это все последствия излишней перезагруженности», — сказал мне врач.
После этого интервью я долго не могла уснуть. Что же получается: не заниматься с ребенком вообще — плохо, много заниматься — тоже плохо. Как же найти ту золотую середину, чтобы ребенок рос умным, здоровым и веселым?
Но тут возникает вполне логичный вопрос: «Как же определить эту меру?». Однозначного ответа дать невозможно. Все зависит от характера, темперамента и самое главное желаний ребенка. Поэтому постарайтесь трезво оценивать способности своего ребенка и не требуйте от него невозможного. Ведь плата за всестороннее развитие может оказаться слишком высокой.
Как говорил один из мудрецов «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Задача родителей не заполнить ребенка знаниями по максимуму, а пробудить у него интерес к этим самым знаниям. А для этого знаний не должно быть слишком много. Это совершенно не означает, что заниматься ранним и всесторонним развитием ребенка вредно. У Глена Домана по этому поводу есть очень правильное замечание: «Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты. Но учение — это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был недокормлен и вставал из-за стола знаний с ощущением постоянного голода, чтобы ему все время хотелось еще знаний».
Самый простой способ определить, что же лучше для вашего ребенка — лишний час поспать или бежать на очередную тренировку, — это повнимательнее присмотреться к нему. При этом присмотреться — вовсе не означает, что нужно идти на поводу всех без исключения детский желаний. Конечно же, нет. Просто организм маленького человека сам в состоянии регулировать, что ему лучше. Очень важно, как ребенок относится к дополнительным занятиям. Заниматься нужно и можно лишь до тех пор, пока ребенку интересно. Как только вы почувствуете, что кроха с трудом сидит на месте, зевает, прикрывает глаза и не может сосредоточиться на новой информации — это значит, что занятие слишком затянулось. У детей дошкольного возраста в связи с анатомо-физиологическими особенностями организма переутомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности. Речь идет именно о дополнительных занятиях, а не об обязательной школьной программе.
Прежде всего, необходимо разобраться, что же такое переутомление. В научной медицинской литературе можно найти такое определение: Переутомление это — физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Родители часто удивляются, от чего ребенок мог переутомиться. Он ведь только сидел и разглядывал картинки, а не кирпичи таскал. Не надо путать переутомление с физической усталостью. Переутомление, как правило, появляется при длительной нагрузке, неважно физической или умственной. Умственное переутомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др. Физическое переутомление выражается в нарушении функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений. Кроме того, выделяют психическое (душевное) переутомление. У детей дошкольного возраста и младших школьников с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т. п. У более старших детей признаки психического переутомления наблюдаются при чрезмерных «душевных» волнениях и разного рода обязанностях.
Диагностировать переутомление у ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. Как правило, родители замечают, что здоровье их ребенка пошатнулось только тогда, когда уже срочно требуется помощь врачей. А ведь первые признаки переутомления появляются задолго до возникновения серьезных проблем. Вот несколько факторов, которые свидетельствуют о том, что вы слишком перегрузили ребенка.
Нарушение сна. Если ребенок часто ложится спать раньше положенного срока, но долго не может заснуть, если он просыпается среди ночи, вдруг начал говорить во сне или ложится спать днем (хотя уже давно отвык от дневного сна) — это говорит о том, что нервная система ребенка настолько перегружена, что даже во сне малыш не может расслабиться.
Нарушение аппетита. Аппетит может отклоняться от нормы как в одну, так и в другую сторону. Некоторые дети при переутомлении теряют аппетит. А другие, наоборот, начинают, есть за двоих — и то, и другое должно вас насторожить. При этом изменение аппетита может долгое время не сказываться на весе. Только при хроническом переутомлении ребенок резко худеет или наоборот стремительно набирает излишний вес.
Частые болезни. У ребенка часто болит голова, может подняться артериальное давление. Скачками давления от перегрузок особенно страдают девочки. При норме верхнего показателя в 80-100 мм рт. ст. у младших школьников от непосильной нагрузки давление может подняться до 110-120. Если ребенок без конца простужается — это тоже «звоночек». Не пора ли вам пересмотреть жизненные приоритеты — на первое место поставить не хорошее образование, а крепкое здоровье.
Вредные привычки. Ребенок начинает грызть ногти, ковырять в носу и т.д., хотя раньше ничего подобного не делал.
Нарушение памяти. Если ребенок постоянно что-то ищет (то карандаш, который лежит на столе, то ручку, которую он держит в руках, то тетрадку, которую сам только что убрал в портфель), это свидетельство того, что ребенок слишком перегружен. Перегруженный ребенок затрудняется выполнять манипуляции, которые раньше не вызывали сложностей. У дошкольников и младших школьников могут появиться запинки в речи.
Большие физические усилия при малом КПД. Утомленный ребенок действует менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки. Например, если до переутомления ребенок играл на фортепиано лишь движениями пальцев, то при истощении запасов организма у него постепенно включается в движение вся рука, а затем он начинает двигать еще и корпусом.
Капризы, повышенная подвижность и (или) агрессивность. У малышей основным симптомом ухудшения физического и психического здоровья являются капризы, на которые взрослые зачастую не обращают должного внимания. Дети младшего школьного возраста при переутомлении становятся чересчур подвижными, непоседливыми. А у старшеклассников умственные и психические перегрузки обычно проявляются излишней агрессивностью в поведении. Подвижность ребенка — защита от перегрузок. А грубость в подростковом возрасте — признак эмоционального дискомфорта. Вполне возможно, что ваше чадо все время огрызается просто потому, что от обилия обязанностей ничего не успевает.
Уставший вид. Нарушение работы нервной системы отражается на лице. Хотя у детей эта взаимосвязь проявляется значительно позже, чем у взрослых. Поэтому уставший вид — это не первый (как полагают многие), признак переутомления. Появление синяков под глазами, изменение цвета лица свидетельствует о том, что переутомление постепенно переходит в хроническую форму.
Многие родители не обращают внимания на первые признаки переутомления. Полагая, что польза от дополнительных занятий с лихвой покроет все побочные эффекты. Это наиболее распространенное заблуждение. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому переутомлению. А это уже довольно серьезный диагноз.
Чтобы избежать перечисленных выше проблем, необходимо правильно планировать дополнительные занятия. Не считайте, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с вашим малышом, «с максимальной пользой». Если постоянно думать о том, что необходимо чем-то с ребенком заняться, то ваши отношения с ним неминуемо станут нездоровыми. Поймите, что моменты молчания или расслабления не менее благоприятны для общения, чем моменты напряженного внимания и сосредоточения.
У ребенка обязательно должно быть свободное время. Многие взрослые неправильно понимают определение «свободное». Так вот, это время свободное от всего: от сна, от выполнения домашних заданий, от тренировок, спортивных секций, всевозможных развивающих занятий, походов в цирк или театр и даже от приема пищи. Хотя бы один час в день (а по мнению педиатров и невропатологов, не меньше 3-х часов) обязательно нужно дать возможность своему ребенку просто ничего не делать. Для него такое безделье — самый лучший отдых. Кроме того, после такого отдыха работоспособность повышается, достигая даже более высокого уровня, чем в предшествующий работе период. Нецеленаправленный отдых быстрее восстанавливает работоспособность.
Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знанием просто не остается времени. Помните — каждый ребенок индивидуален. Он такой один, даже однояйцевые близнецы сильно отличаются друг от друга, не говоря уж о детишках, рожденных от разных родителей в разных условиях. А это значит, что каждый ребенок требует индивидуального подхода. Всевозможные методики раннего развития и советы знакомых следует воспринимать лишь как рекомендацию, а не как правила, которые следует выполнять с точностью до мелочей. Не оглядывайтесь на других. Всегда найдутся родители, которые сделают больше или меньше вас. Все это не имеет никакого значения. Постоянно оглядываться на то, что скажут и сделают другие, — далеко не лучший метод развития. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали удовольствие от дополнительных занятий. Тогда от полученных знаний будет одна польза и никакого вреда здоровью.
Пусть в четыре года мой сын говорил и читал только на родном русском языке, пусть он многого не знает, пусть где-то есть более развитые детишки. Зато я точно знаю, что мне удалось не отбить у ребенка тягу к знаниям и не поплатиться детским здоровьем за весьма сомнительные успехи.
Источник
Детский перегруз – это когда психика ребенка не выдерживает напряжения (давления). В таких случаях начинают работать защитные механизмы психики. Именно они находят пути ухода от тех дел или действий, которые вызывают напряжение.
Обращается мама: полная семья, два ребенка. Старшему 6 лет. Он не посещал детский сад, и когда ему исполнилось 5 лет, родители посчитали, что мальчика пора готовить к школе. Однако родители выбрали вариант учреждений, где с детками занимаются индивидуально и целенаправленно. И в течение почти года ребенок занимался изучением двух иностранных языков (английский и китайский), робототехникой, скорочтением, ходил на шахматы, развитие интеллекта и ментальную арифметику. И так каждый день, неделя за неделей….
Когда мамочка пришла ко мне на консультацию, то стала говорить о том, что «в последнее время Вова стал капризничать! То, говорит, не хочу идти на арифметику, то на шахматы….. Начинает выдумывать, что у него то голова болит, то горло…» И после своих жалоб на сына задает мне вопрос: А не перегружаю ли я его? Проведите с ним диагностику!
И вот Вову привели ко мне на диагностику…. Худенький, сутуловатый мальчуган с потухшими глазами. Я начинаю с ним просто разговаривать о том, с кем живет, что он любит, чем занимается. Практически один в один он рассказывает о том, какие кружки и занятия он посещает. А когда я, удивляясь (показываю ему удивление), спрашиваю «и что тебе нравится больше всего?» — он говорит об иностранных языках, и добавляет, что ему интересно все! Тогда я чуть изменяю подачу и задаю вопрос, от чего бы он отказался? Он, ответив, что «от шахмат», стал пояснять, что ему сложно сидеть целых два часа…. Конечно, мы проведи диагностику IQ, и конечно результаты были высокими! На просьбу сказать какие-нибудь фразы на английском и китайском, он сделал это легко и с гордостью. А когда я попросила его написать эти фразы на листе А4 (не линованном), то была просто шокирована, потому что текст был не только ровным, но все слова были написаны слитно, как полагается! Уточняя, спрашиваю его о возрасте — 6 лет. Переключая тему разговора на самочувствие, головные и другие боли, сон, аппетит и т.д. картина становится полной – если интеллект работает с опережением, то физиология недополучает активности, от сюда эмоциональное онемение, головные боли, сутулость и «капризы» с усталостью и нежеланием идти на занятия. Общаясь после диагностики с родителями, теперь я задавала вопросы им: «И в какой класс вы будете отдавать ребенка?» И тут оба родителя осознанно стали рассуждать, что ребенку в первом классе будет не интересно с теми ребятами, которые может ни читать, ни писать еще не умеют. «И вы считаете, что ваш ребенок вас обманывает, когда говорит о том, что у него болит голова?»…., «А с кем Вова дружит, играет, общается?»….
Оля, маленькая девочка 8 лет. Ее глазки загорелись быстро, когда я стала с ней разговаривать о ее любимых занятиях. Она с большим удовольствием рассказывала и даже показывала, как она поет, танцует, декламирует стихи. Но уже минут через 20 девочка начала присаживаться на стул, а еще спустя некоторое время, стала будто растекаться на столе, как если бы у нее не было сил. В диалоге с мамой узнаю: у девочки 5 раз в неделю танцевальная секция, 2 раза в неделю бассейн, музыкальная школа и вокал, + два иностранных языка. Мамочка жалуется на то, что дочь очень тяжело засыпает и плохо спит (по несколько раз за ночь просыпается, встает, подходит к кровати, где спят мама с папой), а когда приходит домой после тренировки или занятий, отказывается от еды и просто засыпает. Когда мама, спустя час, начинает ее будить, чтобы садиться готовить уроки на завтра – плач до истерики, невнимательность, несобранность. Лишь часам к десяти вечера девочка входит в режим активной работы…, а ложится спать уже ближе к 12 ночи. В данном случае ситуация иная: физический перегруз, следствием которого является эмоциональная неустойчивость, что, в свою очередь, влияет на активность интеллектуальной деятельности.
Юля, 12 лет. С 4-х летнего возраста девочка занималась спортом, профессионально. По две тренировки в день (до школы и после школы), постоянные сборы и выезды в другие города на межрегиональные и федеральные соревнования. Кроме этого, углубленный английский и музыкальная школа…. При личной консультации мама рассказывает: после летних каникул, спустя буквально неделю, дочь наотрез отказалась посещать спортивную секцию! Когда она стала спрашивать ее «почему», Юля лишь тихо заплакала и сказала «я очень устала». Мама целую неделю даже не заикалась о тренировках, но подняв этот вопрос снова – получила от дочери «нервный срыв». При углубленной диагностике налицо эмоциональное выгорание на фоне физического переутомления. Здесь необходимо уточнить, что видимая неожиданная реакция на привычные физические нагрузки наблюдается на фоне пубертатного периода, при котором идет бурный всплеск гормональной перестройки всего организма. Этого дополнительного напряжения организм и не выдерживает, в результате чего и произошел эмоциональный срыв.
Аня, 13 лет. Мама обратилась ко мне с непонимаем, что происходит с ребенком: «Ее словно подменили в одночасье! Еще в прошлом году она ходила в музыкальную и художественную школу, занималась танцами и вокалом, училась на одни «5», и учительница ставила ее в пример всем другим. А сейчас она прогуливает школу, за последнюю четверть получила три «2» по русскому, алгебре и геометрии, скатилась по всем предметам, учителя жалуются, что она срывает чуть ли не все уроки, дерется с девочками и задирает мальчиков…. Что с ней случилось? Почему. »
Слишком большая эмоциональная нагрузка и ответственность лежала на девочке. Ей не позволяли быть простым ребенком, она должна была быть «образцом». Когда Аня начала взрослеть и сравнивать себя с другими, появилась зависть: почему им можно, а мне нет? От сюда – бунт!
Могу сказать, что это не самые сложные случаи, по сравнению с:
Никита, 15 лет. Он провалил один экзамен по ОГЭ…. И уже не вернулся домой. Никогда! Накануне мать сказала ему, что отправит его работать, если он не сдаст экзамен. В своей предсмертной записке он просил прощения у матери за то, что не сдал экзамен.
Виктория, 17 лет. Она училась на одни «5» и выходила на золотую медаль. Оставался последний экзамен, когда у нее стала сильно болеть голова. Выпила таблетку, стало легче и снова подготовка…. Мать рассказывала, что в ночь перед экзаменом дочь совсем не спала. Несколько раз она заглядывала к ней в комнату, а та лежала с открытыми глазами, наполненными страхом: «она закрывала глаза, чтобы я ушла к себе, но я чувствовала ее беспокойство». И последний экзамен она сдала! А когда приехала домой, жутко разболелась голова…. Одна таблетка, другая… — ничто не помогало. Когда ее начало тошнить и рвать, вызвали скорую. Правда…. До больницы ее не успели довезти. Золотая медаль висит теперь над пустой кроватью….
ДЕТСКИЙ ПЕРЕГРУЗ.
Он бывает разный, потому что у каждого индивидуальный организм, своеобразная реакция организма на стресс, дистресс и постоянное напряжение. Кто-то из детей от психического перенапряжения «уходит» в болезнь – это могут как частые простудные заболевания с осложнениями, а могут быть и серьезные, перерастающие в хронические.
Еще одна вариация – травмы: вывих ли это или перелом, не суть. Суть в том, что подсознательно организм нашел вариант, чтобы как-то снять напряжение, уйти от давления (может со стороны родительского «должен») и вызвать со стороны близких хоть чуть-чуть жалости. Ребенок таким образом дает понять «Ну пожалейте меня!»
Если с физическим перенапряжением можно справиться, и для этого порой достаточен отдых и понимание со стороны родителей, их моральная поддержка. То с психическим напряжением всё гораздо сложнее. Психическое напряжение бывает по причине семейного садизма, жестокости, или когда в доме частые алкогольные (наркотические) «посиделки». Еще одной причиной психического напряжения бывает гиперопека, или моральное давление, тотальный контроль. От такого воздействия не спасает даже физическая болезнь и ребенок это понимает, поэтому для спасения может использовать более жесткие варианты ухода от такой ситуации. Именно для таких случаев характерны подростковые суициды. А если психика, нервная система ребенка относится к слабому типу, то возможны психические расстройства или заболевания – аутоагрессия, булимия, эпилепсия, эпизоды подростковой шизофрении, и ряд других.
Если совсем коротко и четко – у психики ребенка есть два варианта: либо она ломается, либо адаптируется, но при этом идет существенная деформация личности.
Нормальное развитие сохраняется лишь при условии оптимальных нагрузок, т.е. достаточных для развития (зона ближайшего развития по Выготскому), и для формирования навыков — привычного ритма (темпа, объема, силы и т.д.).
Так, если твой привычный вес – например, 50 кг, то увеличивать нагрузку следует постепенно: 55, 60, 65, 70 кг и т.д., но если рвануть сразу сотку, то надорвать можно не только спину.
Еще один важный критерий – РАЗНООБРАЗИЕ!
Если ребенок будет заниматься только спортом, то интеллектуальное развитие будет затормаживаться (я не беру во внимание микротравмы головы, например в футболе, боксе..)
Если ребенок будет заниматься только интеллектуальными занятиями, то западать начнет физическое развитие.
Человеческий организм – это целостная система! А гармоничное развитие предполагает расширение знаний и навыков одновременно в разных сферах. Любой перекос ведет к деформации (если растущему дереву мешает забор, то мы наблюдаем искривление ствола).
А если имеет место резкое расширение одновременно во все стороны…. ЧТО БУДЕТ? – разрыв!
Безусловно, есть единицы, чей организм способен выдерживать максимальные нагрузки, но это – ЕДИНИЦЫ.
Поэтому, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, если вы в своем стремлении дать ребенку ВСЁ и САМОЕ ЛУЧШЕЕ, замечаете вялость, апатию, быструю утомляемость, плохой сон (засыпание), плохой аппетит, невнимательность или снижение способности запоминать информацию, а также если ребенок жалуется на головные боли, боли в животе или ногах – НЕ ИГНОРИРУЙТЕ. Это могут быть первые звоночки! Как желтый свет у светофора. Когда загорится красный – может быть уже будет поздно!
ЛЮБИТЕ своих детей БЕЗУСЛОВНОЙ ЛЮБОВЬЮ, а не за то, что он выполнил уроки, прибрал в комнате и помыл посуду!
С уважением, Елена Разумовская
15.09.2019.
Источник