Эмоциональный пафос эпизода смерти базарова

Сочинение Роль эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети

Сцена смерти главного героя произведения представляет собой ключевую кульминацию повествования, поскольку дает ответ на вопрос существует ли жизнь только с разумом и холодным расчетом без проявления человеческих чувств и соблюдения общественных традиций.

После отъезда Базарова из имения Кирсановых молодой человек прибывает в родительский дом. По причине произошедших событий в усадьбе жизненная позиция героя подвергается изменениям помимо его воли, поскольку в его душе зарождаются неприемлемые ранее чувства. Кроме того, Евгений старается избегать одиночества, так любимого им ранее, постоянно находясь в поиске дополнительного общения. Данная ситуация происходит по причине преследующей Евгения тоски по любимой женщине, которая не смогла ответить на его чувства, обуславливающие потерю у Базарова концентрации и внимания, так как все мысли молодого человека об Анне Одинцовой. По причине постоянной рассеянности Евгений случайно получает порез, в который попадает смертельная тифозная инфекция.

Поскольку Базаров является опытным и рассудительным доктором, он понимает последствия занесенной инфекции и осознает свой близкий конец. Данный факт обуславливает окончательное изменение мировоззрения молодого мужчины, он отказывается от нигилистических взглядов и отрицания духовных ценностей, а наслаждается родительской заботой и любовь, открыто проявляя взаимные чувства к отцу и матери.

Смертельный финал жизни главного героя произведения является логическим завершением романа, поскольку автор демонстрирует не только разрушение идеалов Базарова, но и его жизни, при этом бывшим ранее непоколебимый и верно отстаивающий свою позицию человек становится слабым и чувственным мужчиной, осознающим крах своих жизненных позиций.

Смерть главного героя является досадной и глупой случайностью, которая представляет собой испытание для раскрытия его лучших качеств, а также кульминацию развития Базарова. Главный персонаж с честью принимает данное ему богом испытание, не желая погибать и продолжая бороться, но мужественно признавая силу смерти. В ожидании своего последнего вздоха в душе героя происходит переосмысление всего жизненного пути и понимание жизненного смысла, правда, с опозданием. На протяжении всей своей недолгой жизни цель Базарова заключается в стремлении оказать помощь стране, поэтому в конце своего существования герой понимает собственную ненужность не только любимой женщине, но и родине.

Роль эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети

Популярные сочинения

Дом… Такое маленькое и такое значимое слово наполняет жизнь каждого человека особым смыслом. Дома каждый из нас чувствует себя в безопасности. Когда настигают проблемы или что-то беспокоит

Я люблю смотреть фильмы, но только те, которые не давят на психику, где нет жестокости. Обычно смотрю фильмы из жанра фантастики или истории.

Картина «Последние васильки» была написана Василием Николаевичем Гавриловым в 1970 году. Из названия и самого сюжета натюрморта становится понятно, что посвящена она одному из самых красивых времен года – осени.

Источник

Роль эпизода смерти Базарова в романе Тургенева Отцы и дети

Эпизод смерти Евгения Базарова, одного из главных героев романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, является не просто одним из ключевых, но и фактически главным эпизодом всего произведения. Именно в самом конце романа, вместе со смертью одного из важнейших персонажей, Иван Сергеевич даёт нам свой ответ на главный вопрос произведения: «Можно ли жить, признавая только разум и холодный расчёт, отвергая все человеческие чувства и многовековые традиции общества?».

После того, как Базаров покидает имение Кирсановых, он отправляется обратно в родительский дом. Жизненная позиция Евгения меняется против его собственной воли, им овладевают некогда презираемые им чувства. Нигилист, который до этого с радостью находился в одиночестве, начинает старательно избегать его, постоянно ища себе компанию и боясь остаться один. Происходит это потому, что в уединении Евгения преследует тоска по вдове Анне Одинцовой, которую за время пребывания у Кирсановых он успел искренне полюбить. Не испытывавший до этого подобных чувств Базаров теряет концентрацию и внимание, становится невнимательным и рассеянным, поскольку все его мысли принадлежат только Одинцовой. Из-за этого он случайно получает небольшой порез, через который заносит себе в кровь смертельную инфекцию.

Опытный и рассудительный врач, Базаров понимает, что жить ему осталось недолго. Осознание этого факта окончательно меняет сознание молодого человека. Весь былой нигилизм и отрицание всех духовных ценностей проходят. Он не сопротивляется родительской заботе и любви, сам начиная проявлять чувства к ним. Базаров не только перестаёт отвергать религиозные взгляды своих родителей, но и просит их помолиться о нём. И, наконец, происходит ключевое изменение в мировоззрении Евгения — он решается признаться в том, что по-настоящему любит Одинцову, не только себе, но и ей самой. Анна приезжает к нему во всём черном, словно на похороны, боязливо общается с ним, опасаясь заразиться, и всем своим видом демонстрирует, что ей безразлична смерть Базарова. В самом же Евгении, наперекор здравому смыслу и разуму, рождается надежда на взаимность его чувств. На прощанье он просит, чтобы она его поцеловала. Одинцова целует его в лоб, словно покойника.

Читайте также:  Моя женщина очень эмоциональная

Эпизод смерти Базарова, как и сам факт, что в отличие от презираемых им Кирсановых, он погибает молодым, демонстрирует нам мнение самого писателя. Евгения губит не тиф и его неосторожность. Его губит стремление отказаться от всего того, что делает человека по-настоящему живым: чувств, эмоций, переживаний и, наконец, любви.

Вариант 2

Создавая свое произведение, автор старается показать своих героев не только в момент повествования, но часто обращается к их прошлому, описывает детство, юность, семью и место, где они получили воспитание и образование. Делается это для того, чтобы показать как сформировалось их мировоззрение, почему они стали именно теми, кем предстают в момент описываемых событий и почему совершают именно те поступки или придерживаются того мнения, которые сопровождают повествование.

Так кто же такой Базаров? Молодой нигилист, отрицающий общепринятые моральные устои, чувства, искусство и религию. Для него существуют только естественные науки и верит он только в то, что можно объяснить или проверить посредством экспериментов. Евгений продолжает дело своего отца. Но только в силу своей молодости и пылкого характера он более яро отстаивает свою позицию и является настоящим нигилистом, в отличие от своих товарищей Ситникова и Кукшина, для которых эта позиция служит всего лишь маской, прикрывающей их несерьезность и неопределенность в жизни. Главная цель для него — труд во благо общества. Любовь и другие чувства он считает лишь физиологией.

Но по иронии судьбы герой влюбляется. И тот момент он осознает, что все его убеждения расходятся с простыми человеческими чувствами, которые невозможно контролировать. Эта вспышка чувств, в которые он не верил, не смогла без следа пройти в его жизни. Базаров просто не мог отказаться от своей точки зрения, хотя и осознавал, что все, во что он верил, разрушились лицом любви.

Смерть Базарова — логичное завершение произведения. Не только идеалы героя, но и вся его жизнь рухнула, а на смену этому ничего не пришло. Но она не была внезапной и настигшей его в один момент. В конце у Евгения было время, чтобы обдумать все, что с ним произошло. Будучи всю жизнь отстраненным от своей семьи и проявления чувств, перед смертью он хочет только встречи с любимой женщиной, чтобы увидеть ее хотя бы еще раз.

На протяжении всего произведения он предстает перед читателем непоколебимым и верно отстаивающим свою позицию человеком, а в конце мы видим его слабым и чувственным юношей, который еще очень многого не успел в своей жизни. Его смерть — это крах его жизненной позиции, которая не смогла существовать далее, как не смог существовать и он, осознав, что все во что он верил больше ничего не значит.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Человека, способного пойти на риск, считают смельчаком. Но всегда ли можно им открыто восхищаться? На мой взгляд, риск достоин уважения только тогда, когда он оправдан.

Произведение под названием «Кролики и удавы» написано советским писателем Искандером. Анализ данного произведения представлен в этой статье.

Сними свои розовые очки и вернись в реальный мир! Так часто любят повторять взрослые. Но что же мы теряем, когда не верим в чудо? И так ли нужна нам эта самая вера?

«Паломничество Чайльд-Гарольда» поэма написанная английским поэтом лордом Байроном в период с 1812 по 1818 год. Это был крайне сложный период в жизни писателя, не ладились отношения в семье

Одним из ведущих персонажей романа О. де Бальзака «Евгения Гранде» выступает молодой парижанин Шарль Гранде. Впервые читатель знакомится с молодым денди, когда он приезжает по просьбе отца

Источник

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

Евгений Базаров, один из главных героев романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», является носителем идеологии нигилизма. Он отрицает общепринятые ценности, признавая лишь то, что имеет практическую пользу. Евгений активно изучает естественные науки, проводит опыты, с ранних лет увлекается медициной. Сильный, невозмутимый характер позволяет молодому человеку воплощать его нестандартные убеждения в реальные поступки, отстаивать их перед людьми любых чинов.

Крепкую жизненную позицию Базарова ломают жизненные обстоятельства в виде необузданной любви к молодой вдове Анне Сергеевне Одинцовой. Евгений, ранее не веривший в существование этого высшего чувства, оказывается не в состоянии вынести мук безответности. Любовь не просто сделала его несчастным, но и пошатнула мировоззрение, в котором был так уверен главный герой. Его попытки убежать от чувства не приносят успеха. Сознательно ли или случайно, Базаров, гостя у родителей, во время медицинской практики заражается тифом через небольшой порез, который не был вовремя обработан.

Болезнь свою Евгений встречает мужественно: он прямо и без страха сообщает своему отцу, что надежды на выздоровление нет. Протекает болезнь тяжело, однако Евгений из последних сил борется с помутнением сознания, стараясь не потерять рассудок. Герой знает о скорой смерти своей и уже не сопротивляется родительской любви (даже сам проявляет чувства к ним), их религиозным воззрениям (наоборот, даже просит молиться о нем, соглашается на совершение христианского предсмертного ритуала). По его собственной просьбе приезжает Одинцова, которой он говорит о своём сокровенном: о любви к ней, осознании ничтожности своей и своих убеждений, просит позаботиться о родителях. Встреча с Анной Сергеевной была последним проблеском сознания для него, умирает он уже в бреду.

Читайте также:  Внушение народу определенных чувств средствами искусства доклад

То, насколько смело Базаров смотрел в глаза правде о неизбежности своей смерти, доказывает неподдельную силу его характера. Однако убеждения его лишь были ещё раз опровергнуты: даже наука и медицина, в которые он верил, оказались не способны ему помочь. Глядя на свою недолгую жизнь, герой понимает, что был ведом ложными ценностями. Он упустил то главное, что составляет основу человеческого существования: любовь, веру, доброту. Смерть Базарова сама по себе, а также его признание собственного заблуждения, показывает читателю несостоятельность нигилистических убеждений.

Вариант 2

Иван Сергеевич Тургенев преобразил русскую литературу собственным романом «Отцы и дети», в котором главным героем является Евгений Базаров. Человек он молодой, приверженец идеи нигилизма. Персонаж отрицает общепринятые ценности, такие как: дом, семья, флора. Для него «природа – не храм, а мастерская», соответственно, даёт Базаров всем явлениям объяснения с точки зрения науки.

Евгений глубоко убежден в том, что в жизни упрощает всё химия, физика, математика. С помощью их изучения строятся понятия о мире. Фатальная ошибка героя в том, что он не желает впускать в своё сердце прекрасное чувство: любовь.

Ни поэзия, ни религия, ни область возвышенных окрыляющих чувств, для него просто-напросто не существует, ибо, как считает сам Базаров, — это всё выдуманное бездельниками. Убеждение героя состоит в могущественной силе человека, который способен подчинить себе всё в этом мире. Как утверждает персонаж, необходимо отбросить опыт предыдущих поколений, забыть народный быт, сложившиеся уклады жизни, чтобы действовать полезно и продуктивно.

Несомненно, Базаров – герой со своим особенным внутренним миром, однако, как показывает Тургенев, взгляды Евгения ошибочны, его убеждения неверны, они надвигают опасность и угрозу, противореча установившимся в жизни законам.

Однако, как ни странно, в сердце героя входит внезапное чувство – любовь, которая полностью переворачивает мир с ног на голову, меняя мировоззрение. Чувства к Одинцовой не могут объясниться с точки зрения науки, медицины, Базаров это начинает осознавать. Против его вола эта странная вещь, которую Евгений всячески старался не замечать, отрицать. И герой бессилен перед ней. Любовь дала понять персонажу: все его великие идеи, убеждения – это большая ошибка. Он является обычным человеком, который должен признавать общепринятые ценности. Однако осознание всего этого кардинально изменило героя. Базаров понял, что жизнь теперь перевернулась на 180 градусов. А что делать дальше, никто не дает ему ответа!

Так или иначе, Евгений принимает решение отправиться к родителям, в доме у которых происходит судьбоносное событие. Оказывая помощь больному, заразившимся тифом, инфекция проникает и в тело Базарова, отчего он и осознает, что скоро покинет этот мир.

Странным оказывается поведение Евгения перед смертью. Он внезапно понимает, что рьяно хочет проживать каждый день, но, к сожалению, смерть настигает его. Перед ее взором осознается, что наука – это всё ложное, она не способна ему прийти на подмогу. «Человеку нежен человек»! Базаров даже обращается к Богу за просьбой. И в конце у героя прозрение: жить необходимо! Как говорил Толстой: «Надо жить, надо любить, надо верить»! Евгений понимает, что любовь к Одинцовой – вот истинная ценность. Семья, родители, — вот к чему нужно быть приближенным, а не к теории нигилизма.

Так, персонаж убежден, что стране он вовсе не нужен. Покидать сей мир не хочет герой, но это единственное решение, ибо все представления о жизни разрушились. Базаров понимает это, поэтому и спокойно уходит…

Смерть Евгения дала понять то, что губят человека ложные ценности, ошибочные представления о мире!

Сочинение Анализ эпизода смерти Базарова

Евгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», молодой человек, разночинец, нигилист. В своем произведении автор подробно раскрывает философские взгляды Базарова, в деталях описывает его характер. Через этого персонажа Тургенев анализирует явление нигилизма, охватившего всю страну в 60-х годах XIX столетия.

Отец Базарова всю свою жизнь проработал уездным лекарем. Сам же герой пока что учится в высшем учебном заведении, изучая естественные науки. И все-таки основным своим предназначением Евгений считает следование идеям нигилизма.

Базаров – сторонник рационализма. Он убежден в том, что в жизни необходимо лишь то, что приносит определенную пользу. Поэтому он считает важными такие науки как химия и математика, но отвергает область чувств, искусство, религию. Он считает, что миром правит необходимость и физиология. Базаров верит в силу человечество и его превосходство над всем остальным. Однако подобная привилегия является прерогативой не всех людей, а только лишь нигилистов. Только они способны отречься от прежнего опыта всего человечества, чтобы жить по собственным правилам и законам, основанным на пользе и рационализме. Отрицание, по мнению Базарова, на данный момент является наиболее полезным, значит, вывод один – нужно отрицать.

Как считает главный герой, священной миссией нигилистов является разрушение старого, ненужного. Когда Николай Петрович в возмущении восклицает, что нужно ведь еще и строить, создавать что-то новое, Базаров утверждает, что это уже не проблема. Для начала нужно расчистить место для будущего созидания. Безусловно, Базаров очень умный человек, амбициозный, харизматичный. И все же автор не согласен с его мировоззрением, резко осуждая подобные убеждения. Тургенев подчеркивает их ошибочность и даже вредность, поскольку те противоречат законам бытия.

Постепенно Базаров начинает сомневаться в принципах нигилистской идеологии. Первым серьезным ударом, пошатнувшим его веру, стала любовь. Главный герой сам того не заметил, как влюбился в Анну Сергеевну Одинцову, которая поначалу нравилась ему только внешне. В тот момент он осознал, что теория его оказалась неверна, что сам он обыкновенный человек, управляемый эмоциями чувствами. Это событие буквально выбило его из колеи, подкосило, дезориентировало. Он не знал, что ему делать, во что верить.

Читайте также:  Как победить депрессию после расставания

Чтобы разобраться в себе, Базаров решает на некоторое время переехать в родительский дом. Но именно здесь происходит второй роковой случай в его судьбе. Во время вскрытия зараженного тифом больного, Базаров заболевает сам. Перед смертью герой совершенно меняется. Его поведение свидетельствует о невероятной внутренней силе, о духовном богатстве и развитии. Герой отчаянно хочет жить, а понимание своей физической силы и молодости своего тела, их беспомощности перед неумолимостью смерти приводит Базарова в исступление.

В этот трагический момент своей жизни, герой приходит к пониманию, что столь обожествляемые им науки на самом деле не всемогущи, они не в силах ему помочь. Есть что-то в этой Вселенной гораздо более могущественное и необъяснимое, то, что сильнее любого человека. Так герой начинает задумываться о Боге, и просит родителей помолиться за него.

Стоя на пороге смерти, Базаров осознает, что многие вещи в его жизни были не столь важными, скорее показными, и существовали только для того, чтобы тешить его самолюбие, вводить в заблуждение. Теперь истинными ценностями для героя становятся его родители, их любовь друг к другу и любовь Базарова к Одинцовой.

Главный герой убеждается в том, что на самом деле совсем и не нужен своей стране, которой он так хотел быть полезным. Он осознает, что никакой пользы для России он не принес. Гораздо нужнее были те, кто делал свою обычную повседневную работу – будь то простой сапожник, портной или мясник.

Таким образом, несмотря на то, что Базаров вовсе не хотел умирать, это был единственный возможный для него путь – идеалы этого героя потерпели крах, жизненные опоры были сломаны, принципы разрушены. На смену же загубленному мировоззрению не пришло ничего. Базаров понимает это и, в конце концов, принимает свою судьбу и решает уйти достойно.

Сочинение 4

Во второй половине 19 века в России возникло новое явление под названием «нигилизм». Его последователи, нигилисты, не принимали всего того, что не приносит человеку конкретную пользу: искусство, поэзию, чувство. Считали, что самым главным в жизни является разум. В романе «Отцы и дети» Тургенев пытается понять суть философии и учения нигилизма, вносит свое отношение к этому явлению.

Главным героем романа является Евгений Базаров. Он вырос в семье лекаря и стал продолжателем его традиций. Наука, как он считает, главная часть его жизни. Базаров умен, несколько циничен, но, безусловно, в душе он добрый человек, пытающийся помочь людям. Его жизненная позиция строится на отрицании всей духовных аспектов, он не признает религию, живопись, литературу и другие виды искусства. Не принимает Базаров и любви, рассматривая ее лишь с точки физиологии.

Базаров – нигилист, но не такой как Ситников и Кукшина, для которых нигилизм является лишь маской, под которой можно спрятать внутреннюю несостоятельность и пустоту. Евгений верит в свое учение, он пылко постаивает свои взгляды. Главная цель – служит на благо людям, приносить конкретную пользу.

Конечно, читая роман, можно заметить, что герой относится к окружающим с явной долей снисходительности. Считает неприемлемым такие понятия, как дружба, привязанность, сочувствие, взаимопомощь.

Но его взглядам суждено было разрушиться. Он полюбил, и его чувство было настолько неприемлемым для него же самого. Мировоззрение Базарова, который дышал своим негилизмом, стало манятся. Он стал понимать, что любовь, чувства – это очень важные составляющие жизни. Конечно, Тургенев мог показать в романе, как сильный человек постепенно откажется от своих убеждений, но он не стал этого делать. Эпизод смерти Базарова, наверное, самый важный в романе. Если раньше читатель видел холодного и циничного человека, то теперь на его место пришел другой человек, любящий жизнь, понимающий, что семья и любовь – это немаловажный фундамент для существования людей.

Почему же Тургенев умертвил своего персонажа? Этим он показал свое отношение к негилизму, всю его хрупкость и настоятельность. Ведь нельзя лишить людей духовных аспектов, которые воспитывают и взращивают самые лучшие качества в человеке: взаимопомощь, сострадание, любовь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Лекарь Харитон – один из крепостных барыни, однако он на несколько позиций выше них, так как барыня заметили в нём потенциал хорошего доктора, и с тех пор он лечит её, назначая ей самые причудливые лекарства и настои.

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» рассматриваются важнейшие жизненные вопросы, имеющие огромное значение для любого человека. В произведении речь идет о том, насколько люди нередко не

История о мышонке Пик — это рассказ с элементами сказки. В ней переплетается реальность и вымысел. Сам автор называет все свои произведения: «сказка не сказка».

Есть много шуток и забавного интеллектуального юмора про богатство внутреннего мира и наличие этого мира как такового. Люди, которые считают человека не более чем просто немного более развитым приматом, вообще не видят в нем

Основным персонажем сатирического произведения является зайчишка, представленный писателем в образе заумного философа.

Источник

Оцените статью