Какой бывает пафос
Пафос (греч.) — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление. По Аристотелю — смерть или другое трагическое событие, происходящее с героем произведения, вызывающее у зрителя сострадание или страх, которые разрешаются затем в катарcическом переживании. Страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, разрешение страсти в страдании.
В современном литературоведении пафос определяется как ведущий эмоциональный тон произведения, его эмоциональный настрой.
Пафос бывает героический, драматический, трагический, сатирический, романтический и сентиментальный.
ГЕРОИЧЕСКИЙ ПАФОС — отражает величие человека, совершающего подвиг во имя общего дела. При этом действия героев непременно должны быть связаны с личным риском, личной опасностью, сопряжены с реальной возможностью утраты человеком каких-то существенных ценностей — вплоть до самой жизни. Еще одно условие проявления героического — свободная воля и инициатива человека: вынужденные действия, как указывал еще Гегель, не могут быть героическими. Стремление переделать мир, устройство которого кажется не-справедливым, или желание отстоять мир идеальный (а также близкий к идеалу и кажущийся таковым) — вот эмоциональная основа героики. Примеры: в древнегреческих мифах это образы богатырей, или, как их называли в Греции, героев, совершающих небывалые подвиги на благо своего народа. Это Геракл с его двенадцатью подвигами или Персей, который отрубил голову горгоне Медузе. В «Илиаде» Гомера — Ахилл, Патрокл, Гектор, прославившиеся в битвах под Троей. В более поздних произведениях фольклора — исторических песнях, былинах, богатырских сказках, эпопеях, воинских повестях — в центре стоит могучий, справедливый богатырь-воин, защищающий свой народ от иноземных захватчиков.
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ПАФОС — автор с тяжелым душевным надрывом и проникновенным сочувствием изображает страдания своих персонажей в драматизме их положения, переживаний, борьбы. Драматизм этот проявляется в переживаниях, конфликтах частной жизни, в неустроенности личной судьбы, идейном «скитальчестве». Автор может и осуждать своих персонажей, видеть в их страданиях справедливое возмездие за ложность стремлений, приведших к драматизму положения. Нередко воздействие внешних обстоятельств порождает в сознании персонажа внутреннюю противоречивость, борьбу с самим собой. Тогда драматизм углубляется до трагизма. Пример — «Бег» Булгакова.
ТРАГИЧЕСКИЙ ПАФОС — у древних греков был связан с тем, что над жизнью людей господствует воля богов, роковая предопределённость судьбы, во власти которых вся жизнь людей, или с понятием вины трагических героев, нарушивших какой-то высший закон и расплачивающихся за это. (например, «Эдип» Софокла). Пафос трагизма — это осознание утраты, причем утраты непоправимой, каких-то важных жизненных ценностей — человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного счастья, ценностей культуры и т.п. Первое условие трагического — закономерность этого конфликта, такая ситуация, когда с его неразрешенностью нельзя мириться. Во-вторых, под неразрешимостью конфликта подразумевается не-возможность его благополучного разрешения — оно непременно связано с жертвами, с гибелью тех или иных бесспорных гуманистических ценностей. Таков, например, характер конфликта в «Маленьких трагедиях» Пушкина, «Грозе» Островского, «Белой гвардии» Булгакова.
Если героический пафос всегда является идейным утверждением изображаемых характеров, то драматический и трагический виды пафоса могут заключать в себе как их утверждение, так и их отрицание. Сатирическое же изображение характеров всегда несет в себе осуждающую идейную направленность.
САТИРИЧЕСКИЙ ПАФОС — негодующе-насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни. Человеческие характеры и отношения становятся предметом насмешливого осмысления и соответствующего изображения. Сатирический пафос возникает в процессе обобщающего эмоционального осмысления комического несоответствия реальной пустоты существования персонажей субъективным претензиям на значительность. Например, притворно-хвалебный тон гоголевского изображения столичного светского общества, выражает его насмешливое, ироническое отношение к высокопоставленным людям, придающим большую важность всяким пустякам. Именно смех «проницающий», углубляющий предмет, составляет неотъемлемое свойство сатиры. Авторы, использующие в своих произведениях сатирический пафос: Гоголь, Грибоедов, Салтыков-Шедрин, Ильф и Петров, Булгаков.
СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ПАФОС. Сентиментальность в буквальном переводе с французского значит чувствительность. В отдельных ситуациях почти каждому человеку случается проявлять сентиментальность — так, большинство нормальных людей не могут пройти равнодушно мимо страданий ребенка, беспомощного человека или даже животного. Но даже если сентиментальная жалость направлена на явления окружающего мира, в центре всегда остается реагирующая на него личность — умиляющаяся, сострадающая. При этом сочувствие другому в сентиментальности принципиально бездейственно, оно выступает своего рода психологическим заменителем реальной помощи (таково, например, художественно выраженное сочувствие крестьянину в творчестве Радищева и Некрасова). Это душевная умиленность, вызванная осознанием нравственных достоинств в характерах людей, социально униженных или связанных с безнравственной привилегированной средой. Одно из самых характерных сентиментальных произведений — повесть Гёте «Страдания юного Вертера». Пафос ее создается изображением переживаний юноши, разочаровавшегося в пустой и суетной жизни городского дворянско-чиновного общества. Вертер ищет удовлетворения в простой сельской жизни, в чувствительном любовании природой, в помощи бедным. Его трогательная любовь к Лотте безнадежна — Лотта замужем. И из-за драматической безвыходности своего положения, неосуществимости своего возвышенного идеала Вертер кончает жизнь самоубийством. Ещё один пример: «Му-му» Тургенева.
РОМАНТИЧЕСКИЙ ПАФОС — подъем романтического самосознания вызван устремленностью к идеалу гражданской свободы. Это восторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу. Романтический герой — всегда трагичен, он не приемлет действительность, находится в разладе с самим собой, он бунтарь и жертва. Романтические герои — натуры духовно богатые, которые не могут проявить себя в полной мере, ибо жизнь ставит им границы, незаслуженно изгоняет их из общества. Для романтизма свойственно бурное проявление чувств. Конфликт с окружающим миром и полное неприятие его, противопоставление ему высшего, идеального мира, создаваемого творческим воображением художника, — основа мировоззрения романтиков. Например, ранний Горький отрицал безгеройность окружающей его жизни, мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах. В противовес серому, мещанскому существованию, мир его рассказов яркий, экзотический. Действие происходит в необычной обстановке, в окружении романтических стихий. В героях произведений больше символического, чем типического. «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Данко».
Романтику роднит с героикой стремление к возвышенному идеалу. Но если героика — сфера активного действия, то романтика — область эмоционального переживания и стремления, не переходящего в действие. Объективной основой романтики становятся такие ситуации в личной и общественной жизни, когда реализация возвышенного идеала либо невозможна в принципе, либо неосуществима в данный исторический момент. Однако на такой объективной основе может в принципе возникать не только пафос романтики, но и трагизм, и ирония, и сатира, так что решающим в романтике является все же субъективный момент, момент переживания неустранимого разрыва между мечтой и реальностью. Естественный мир романтики — мечта, фантазия, греза, поэтому романтические произведения так часто обращены либо к прошлому («Бородино» Лермонтова), либо к чему-то принципиально не существующему («Аэлита» А.Н. Толстого).
В чём различие между сентиментальным и романтическим пафосом? Сентиментальность — это умиленность, обращенная к отживающему, уходящему в прошлое укладу жизни с его простотой и нравственной неиспорченностью отношений и переживаний. Романтика — это восторженность, обращенная к тому или иному «сверхличному» идеалу и его воплощениям.
ПАФОС В МАССКУЛЬТУРЕ. В эпическом кино пафос — жизненно необходимый элемент. Без него зрителю будет фиолетово, убили Былинного Героя, или он превозмог. Надо, чтобы у пожирателя попкорна пробежали мурашки от суровости и эпичности месилова на экране. Для этого служат Пафосные Моменты: возвышенные Монологи, В Которых Каждое Слово Надо Писать С Большой Буквы, сопровождаемые надрывной симфонической музыкой. А уж если герой умирает, то не блюя кровью и коченея, а произнесет Прощальный Монолог, закроет глаза и резко запрокинет голову, как будто ему выдернули питание. Пафосные моменты обязательно сопровождаются пафосными фразами: «Айл би бек!», «Приди и возьми!»; «Наши стрелы закроют от вас солнце — Мы будем сражаться в тени!»; «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» и т.п.
Источник
Пафос: что это такое простыми словами с примерами
Когда мы слышим слово «пафос», в голове возникает образ певца, упоённого любовью к собственному голосу, или великосветской инстаграм-красавицы с надменным взглядом.
Что объединяет две непохожие друг на друга картинки?
Определение
Слово «пафос» происходит от греческого «πάθος» («воодушевление, страсть, страдание»).
Пафос – это внутренний импульс высказывания или действия, идея или настроение, катализирующие жизненно важные процессы. В ежедневном обиходе у слова «пафос» есть два оттенка значения: нейтральный и негативный. Обычно пафосом называют состояние эмоционального подъёма. Но бывает и лишний пафос, когда люди размахивают руками и закатывают глаза. Такая мнимая выразительность воспринимается как манерность, притворство.
Каких людей называют пафосными
Людей, склонных к демонстративному поведению, смешанному с высокомерием и агрессией, называют пафосными.
Определить их можно с помощью:
- речи (снисходительно-пренебрежительная интонация, преобладание глаголов повелительного наклонения «дай, принеси, помоги»);
- поведения (полностью отсутствует альтруизм, преобладает меркантильность, при этом деньги не так важны, как слава, популярность);
- стиля одежды (следят за модой, гламурны, стремятся компенсировать внешним блеском внутреннюю пустоту);
- отношения к окружающим (негативно воспринимают других, склонны видеть вокруг угрозу и отвечать грубостью, спокойно чувствуют себя только в кругу немногих «равных»).
Однако бытовое поведение имеет мало общего с пафосом как явлением искусства.
Из истории термина
Первым о пафосе как научном термине заговорил Аристотель в «Риторике». Античный учёный предлагал использовать пафос в качестве сценического приёма. Во время исполнения трагедии актёр, сохраняя внутреннее хладнокровие, голосом, жестами и мимикой должен был изобразить высшую степень напряжения.
Другой теоретик искусства, Георг Гегель, говорил о том, что для рождения идеи и искренней веры в неё необходим целый ряд обстоятельств общественной, культурной, политической жизни и связывал пафос литературных произведений с окружающей действительностью.
Например, для того, чтобы понять пафос поэмы «Илиада», необходимо перенестись воображением в крито-микенскую эпоху, понять законы, обычаи, обряды древней Трои, изучить историю античности, познакомиться с её мифологией и культурой.
Что такое пафос в литературе
В литературе пафосом называют эмоциональный посыл, который автор вкладывает в произведение. В лирике настроение рассказчика выражается прямо, в драме – с помощью ремарок, в эпических произведениях – через авторский текст, философские или лирические отступления. Об отношении автора к изображаемым явлениям рассказывают художественные детали (время, пространство, речь и облик героев, их имена).
При анализе текста важно не смешивать понятия «цель» и «пафос».
Запомните:
- Если можно задать вопрос: «Для чего автор написал произведение?», перед нами цель.
- Если больше подходит вопрос: «С каким чувством автор описывает события?», мы говорим о пафосе.
К примеру, цель поэмы «Мёртвые души» – «показать, хоть бы и с одного боку, всю Русь» (так формулировал свои задачи сам Гоголь). А вот пафос произведения можно назвать и сатирическим, и профетическим (то есть пророческим).
Писатель во всех подробностях изображает русских помещиков, тщательно детализирует человеческие пороки, не утаивая даже самой малой малости, как будто приносит покаяние за весь народ. Вместе с тем он надеется, что «мёртвая» Россия уступит место Руси «живой», видит русское пространство духовной родиной грядущего человечества. Можно сказать, что разрыв между настоящим и будущим составляет конфликт произведения, и мы не почувствовали бы его остроту, если бы пафос поэмы не был выражен достаточно ясно.
Как пафос отражается в языке
Обнаружить пафос повествования помогают средства языка:
- «высокая», книжная лексика («доколе», «други», «полно», «оплот» и др.);
- обилие восклицательных и вопросно-ответных конструкций («Русь! Куда ж несёшься ты. »);
- усилительные конструкции (ряды однородных членов, гиперболы, литоты, анафоры, эпифоры);
- торжественная восходящая интонация.
Виды пафоса
Теперь прочувствуем пафосность момента на конкретных примерах. Назовём некоторые виды пафоса:
Сентиментальный. Автор занимается воспитанием чувств читателя, желая вызвать сострадание, слёзы и не жалея при этом душещипательных сцен. (Кармазин «Бедная Лиза»).
Романтический. Герой горд своей принадлежностью к миру идей и сознательно разрывает связи с пошлой действительностью. Он подчёркнуто и благородно одинок. (Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», Лермонтов «Герой нашего времени»).
Драматический. Сюжет построен на «острых углах», все напряжены до предела. Один из героев приносит себя в жертву, но катастрофа всё равно неизбежна. (Достоевский, семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»).
Трагический. Конфликт, лежащий в основе сюжета, неразрешим. Выбирая между долгом и чувством, родиной или чужбиной, любовью и ненавистью, герой погибает нравственно или физически (Шекспир «Ромео и Джульетта», Островский «Бесприданница», Толстой «Анна Каренина»).
Героический. Цель героя – спасти мир. В него как бы «встроена» программа защиты слабых и угнетённых, стремление «примирить всех со всеми». При этом спасение может быть как физическим, так и духовным. (Геракл, Илья Муромец, Робин Гуд, Алёша Карамазов).
Сатирический. Очистительный смех сквозь горькие злые слёзы должен принести облегчение обществу. Как не знающий жалости доктор, автор вскрывает тайные язвы жизни. (Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»).
Гуманистический. Несмотря на испытания и трудности, герой верит в торжество добра. Он высоко несёт свет своего сердца, даже когда понимает, что одинок в служении истине. (Тургенев «Накануне», Горький «Данко»).
Как правило, в художественном произведении присутствует сразу несколько видов пафоса.
Как избежать излишнего пафоса во время выступлений
Чтобы речь воодушевила слушателей и при этом не оттолкнула излишней пафосностью, пользуйтесь подсказками:
- избегайте штампов и канцеляризмов («в этот знаменательный день», «молодое поколение» и т.д.);
- используйте высокую книжную лексику только в крайнем случае (слова «сей», «отныне», «бренный» и другие отдаляют говорящего от слушающих);
- выражайтесь ясно и недвусмысленно (если хотите сказать, что времена сейчас тяжёлые, не говорите «жестокая судьба немилосердна к роду человеческому…»);
- употребляя термины, не забывайте кратко объяснять их значения;
- где возможно, заменяйте заимствованные слова исконно русскими (голкипер – вратарь, толерантность – терпимость и т.д.);
- приводите понятные всем жизненные примеры, обращайтесь к аудитории, скромно и к месту делитесь личным опытом – словом говорите проще и будьте ближе к народу.
Надеемся, теперь вам понятно, что пафос – это огонь яркого чувства, горящий в человеке. Он придаёт речи, произведениям, поступкам силу и убедительность. Но те, кто пытается зажечь этот огонь на горелке честолюбия и высокомерия, рискуют создать смешное, искусственное, никого не греющее пламя.
Источник