Эмоциональный опыт дошкольника это

ОБОГАЩЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКА
консультация на тему

Представлены рекомендации по обогащению эмоционального опыта дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
statya_emots_-_vol_sfera.docx 17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 29»

городского округа город Салават

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКА

Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками. Сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических отношений с другими людьми.

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать и понимать окружающих.

Иногда взрослые не совсем владеют вопросами, касающимися сферы эмоций, и не могут оказать необходимую поддержку. А бывает, что ребенка учат сдерживанию чувств еще до того, как он откроет для себя мир собственных и чужих эмоций. Когда малыш ведет себя непринужденно и естественно, взрослые, оглядываясь вокруг, поспешно говорят: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты же девочка!» «Ты что, трусишь?» И как следствие, ребенок прячет свои страх, слезы и обиды, потому что эти чувства не приветствуются взрослыми. Это приводит к тому, что малыш вообще не овладевает способами распознавания, узнавания эмоциональных проявлений.

Конечно, эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако именно родители могут и должны начать эту работу. Прежде всего маме и папе следует учитывать небольшой словарный запас малыша. Поэтому необходимо, объясняя что-то ребенку, обозначать слово определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься», «удивляешься», «испуганный», «злой». И чем больше окружающие взрослые говорят с ребенком о чувствах, настроениях (его собственных и близких людей, героев сказок и мультфильмов), тем более точно малышу удается их распознать и обозначить словесно. Подобные беседы обогащают внутренний мир ребенка, учат его анализировать собственные эмоции и поведение, а также подводят к пониманию чужих переживаний и поступков.

Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты.

1. Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающими различные эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои сказок в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.

2. Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. Запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.

3. Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».

4. С уважением отнеситесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!» Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».

Педагоги могут организовать свою работу по развитию мира эмоций более последовательно и системно.

Начать эту работу можно со знакомства детей со своеобразным эмоциональным букварем, т.к. рассказать другим о чувствах, сделать их понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, пантомимики, интонации. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других.

Педагог может использовать известный ему литературный материал. Вспоминая героев произведений, их переживания, дети сопоставляют их с личным опытом. Впоследствии этот поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях.

Воспитатель (педагог-психолог) имеет возможности проводить работу по эмоциональному развитию как индивидуально, так и с группой, и, следовательно, ребенок имеет возможность услышать несколько точек зрения, расширять свой поведенческий репертуар.

Педагогу необходимо научить детей соотносить собственные эмоции с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.

Педагог учит детей анализировать эмоциональное состояние другого, понимать его настроение, а также принимать его позицию.

Взрослый обогащает словарь детей словами-синонимами, обозначающими эмоции. (Например, «радостный»: «веселый», «ликующий», «лучистый», «праздничный», «лучезарный», «яркий», «бодрый», «приятный», «довольный», «жизнерадостный»). Данный аспект работы помогает ребенку выразить словами свое состояние, ведь у каждого человека они многогранны и многообразны.

При работе над развитием эмоций педагог может ставить следующие задачи.

— Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес, спокойствие.

— Учить различать эмоции по схематическим изображениям.

— Учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, жесты, пантомимику, интонации).

— Продолжать знакомство детей с эмоциями.

— Расширять представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать.

— учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.

— Учить контролировать свои эмоции.

Подготовительная к школе группа:

— Закреплять у детей полученные знания об эмоциях.

— Учить понимать относительность в оценке чувств.

— Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Работа по знакомству с определенной эмоцией должна проходить в интересной и доступной для ребят форме с использованием:

— развивающих игр (игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, игр на развитие навыков общения);

— упражнений (подражательно-исполнительского характера, на мышечную релаксацию);

— рассматривания рисунков и фотографий;

— чтения художественной литературы;

— рассказов педагога и детей;

— моделирования и анализа заданных ситуаций;

Работа по эмоциональному развитию поможет взрослым (родителям и педагогам) понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояния в различных ситуациях, понятно, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера, таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним более доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»

Вторая младшая группа.

Обогащение эмоционального опыта дошкольника

Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, в их поведении присутствует и агрессивность. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, больше замыкаются на телевизорах и компьютерах.

доклад «Самодельная игрушка как средство обогащения игрового опыта дошкольников»

В докладе представлено обобщение опыта работы по созданию самодельных игрушек с дошкольниками.

Роль сюжетно-ролевой игры в обогащении социального опыта дошкольника

социальное развитие человека, приобретение им социального опыта связано с процессом социализации. Основными направлениями развития и обогащения социального опыта ребенка-дошкольника являются:- о.

Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого.

Программа саморазвития педагога на 2015-2016 год в межаттестационный период тема: Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»

Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у.

«Влияние художественной литературы на формирование социального опыта дошкольников»

обобщение опыта работы по социализации дошкольника.

Источник

Обогащение эмоционального опыта дошкольника

Любовь Никулина
Обогащение эмоционального опыта дошкольника

Прежде всего следует отметить, что человек всегда как-то относится к тому, что он познает, что делает, с кем общается. Эти чувства связаны с ощущениями и восприятием окружающего, с событиями, запечатлевшимися в памяти, с представлением будущего. Говоря о переживаниях человека, употребляются два термина – «чувство» и «эмоции». Под эмоциями понимаются переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях.

Система дошкольного образования ориентирована на обеспечение познавательного и эмоционального развития детей. Предназначение дошкольного возраста заключается как в овладении знаниями, умениями и навыками,так и в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать окружающую действительность. Эмоции, которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные для него условия. Поэтому взрослые должны обеспечивать эмоциональный комфорт. Для воспитателя поведение ребенка, уровень его эмоциональной сферы являются важными показателями для понимания внутреннего мира ребенка и свидетельствуют о психологическом состоянии. Эмоции выполняют регулирующую и охранную функции. Дети 3-5 лет могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выражать свое отношение к ним.

Эмоции способствуют нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и педагогов вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Эмоции являются источником радости и страдания.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в плену эмоций, поскольку еще не могут управлять своими чувствами. Ни для кого не секрет, что лучшие друзья современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимые занятия- просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети мало общаются не только со взрослыми, но и друг с другом. Малыши не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности их поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей.

В формировании эмоциональности в дошкольномвозрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими людьми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы. Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены его социальным опытом. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Если взрослый расположен к ребенку, радуется его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие.Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится неуверенным. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения со сверстниками. В раннем детстве этот навык только начинает формироваться. На втором году при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство. На третьем году уже спокойно играет с другими детьми. Эмоциональный механизм сопереживания появляется в дошкольном возрасте. Общение со сверстниками полезно и способствует эмоциональному развитию ребенка. Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, при выполнении трудовых поручений. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий. Он спорит со сверстниками, успокаивает, требует и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, фантазирование. Второе отличие общения со сверстниками заключается в его яркой эмоциональной насыщенности. В общении со сверстниками наблюдаются экспрессивно-мимические проявления, которые отражают разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако, именно родители могут и должны начать эту работу. Беседуя с ребенком, они учат его анализировать собственные эмоции и поведение. Развивая эмоциональную сферу ребенка,родителям необходимо учитывать следующие моменты:

1. Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающими различные эмоциональные состояния.

2. Называя эмоциональные состояния,точно определяйте его словесно: «радость», «грусть», «удивление». Помните сами и объясните ребенку, что чувства не делятся на «хорошие» и «плохие».

3.Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки.

4. С уважением относитесь к чувствам малыша.

Педагоги могут организовать работу по развитию мира эмоций более последовательно и системно. Начать эту работу можно со знакомства со своеобразным эмоциональным букварем. Можно использовать литературный материал, вспоминая героев произведений, их переживания. Педагогу необходимо научить детей соотносить собственные эмоции с соответствующими событиями. Взрослый учит детей анализировать эмоциональное состояние другого, понимать его настроение. Педагог обогащает словарь детей словами – синонимами, обозначающими эмоции.

При работе над развитием эмоцийпедагог может ставить задачи:

Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, спокойствие; учить различать эмоции по схематическим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние мимикой, жестами, интонацией.

Продолжать знакомство и расширять представление детей об эмоциях; учить понимать свои чувства и чувства других людей, учить контролировать свои эмоции.

Закреплять у детей полученные знания об эмоциях, учить понимать относительность в оценке чувств, продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными способами.

Работа по знакомству с определенной эмоцией должна проходить в интересной и доступной для ребят форме с использованием развивающих игр, упражнений, рассматривания рисунков и фотографий, чтения художественной литературы, рассказов педагога и детей, сочинений историй, моделирования и анализа заданных ситуаций, слушания музыки, рисования.

Итак, развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним более доверительные отношения, а это сможет облегчить процесс воспитания и развития. Родители и воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника.

Обогащение социального опыта детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются.

Безопасный маршрут дошкольника (из опыта работы) Безопасность детей… Как часто она зависит от нас, взрослых! Задавались ли вы вопросом: насколько ваш ребенок знает правила дорожного движения.

Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее» Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально.

Консультация «ОНР. Коррекционная работа: активизация и обогащение словарного запаса» Коррекционная работа при формировании правильной речи ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) должна включать в себя.

Мяч в жизни дошкольника (из опыта работы) Упражнения, способствующие обучению детей игре с мячом в саду и дома ИНДИВИАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Ходьба на носках, мяч в руках, руки вытянуты вверх 2. Ходьба на пятках, мяч в руках за головой 3. Ходьба в полуприседе,.

Мяч в жизни дошкольника (из опыта работы). Игры с бросками, ловлей и ведением мяча 1. «МЯЧ ВОДЯЩЕМУ» Команды строятся в круги, в центре которых водящие с мячом. Он поочередно бросает мяч игрокам своей команды и получает.

Обогащение музыкального опыта и воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Первомайский» Омского муниципального района.

Обогащение словаря дошкольников. На пятом году жизни речевая активность ребенка усиливается. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в разнообразных грамматических.

Консультация для воспитателей «Влияние предметно-развивающей среды на обогащение словаря дошкольника» Основная задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду. Развивающая.

Взаимодействие воспитателя с родителями по подготовке руки дошкольника к письму (из опыта работы) Работа с родителями — одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации.

Источник

Читайте также:  Эмоциональный мир семьи ребенка
Оцените статью