- Эмоциональная окраска стихотворений
- Определение эмоционального настроя стихотворения. ( 20. 05)
- Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. Стихи в начале урока.
- Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Охрана труда
- Охрана труда
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Конспект психокоррекционного занятия «Личная гигиена школьника»
- Конспект психокоррекционного занятия «Мифы о курении»
- Конспект психо-коррекционного занятия «Развитие мышления»
- Арфаграфічныя хвілінкі да ўрокаў беларускай мовы
- Приказ МБОУ «СОШ№20» от 08.02.18г. №84
- Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» (1 класс)
- Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы» (1 класс)
- «Воспитательные достижения обучающихся: формы и средства оценки» патриотический проект «Карта памяти»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Эмоциональная окраска стихотворений
Многообразие изобразительных средств
Сделаем анализ художественного образа березы в стихотворениях С.Есенина «Береза» и «Печальная береза» А. Фета: какими средствами он создается, какой эмоциональной окраской отличается, как выражена авторская позиция.
А.Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Г.
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. | И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. 1913г. |
Для создания определенного настроения оба поэта используют все многообразие изобразительно-выразительных средств: сравнение, метафору, эпитеты, олицетворение.
Фет | Есенин | |
Эпитеты | печальная, траурный | белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый |
Сравнение | как гроздья винограда | точно серебром, снежною каймой, белой бахромой |
Олицетворение | прихотью мороза разубрана | береза принакрылась, сонная тишина, заря лениво обходит |
Метафоры | траурный наряд, игра денницы | кисти веток распустились бахромой, горят снежинки в золотом огне |
Инверсия | прихотью мороза разубрана она, ветвей концы висят, люблю игру денницы я замечать | а заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки |
Архаизмы и возвышенная лексика | денница ветви |
Стихотворение Есенина более образное, в нем больше олицетворений, эпитетов. Оно красочнее. Называются цвета: белый, серебряный, золотой. Упоминание зари напоминает алый цвет. Эпитеты в стихотворении Фета не рисуют, а передают ощущения. В нем более сложное построение предложений – инверсия. Есенин использует в основном более простые предложения. Фет стремится к архаичному поэтическому слогу (ветви, денница[1]), у Есенина слова общеупотребительные, простые, естественные (ветки, заря). Слова «ветви», «денница», свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.
Эмоциональная окраска стихотворений
Рассмотрим, каким настроением проникнуто каждое стихотворение?
У Фета — это настроение грусти и радости (смена настроения).
• радостен для взгляда.
У Есенина — это спокойствие и умиротворение, завороженность зимним пейзажем.
• лениво обходя кругом.
Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза. У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки. Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.
Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной.
Олицетворяющий эпитет «печальная» одновременно передает и настроение березы. Поэт называет ее снежное убранство: «траурный наряд» (название это поддерживает эмоциональный тон образа, заданный эпитетом «печальная»). Самое удивительное, наверное, для современного читателя, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване — погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд «радостен для взгляда» поэта.
У Фета береза — просто красивое дерево. У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожий на женщину. Береза Фета разубрана прихотью мороза, а есенинская береза сама принакрылась снегом, словно принарядилась. У фетовской березы ветвей концы висят, как гроздья винограда. Она неподвижна — в стихотворении передано лишь движение света («игра денницы») и птиц, которые вот-вот «стряхнут красу ветвей». Наверное, именно из-за скованности морозом прекрасная береза печальна. А у есенинской — на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой (сравнение из деревенского быта: береза как будто платком принакрылась, как девушка). Это стихотворение было написано Есениным в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время Есенин жил в Москве, родное село Константиново далеко позади. И, может быть, когда он рисует березку, он с грустью вспоминает свою родной деревню.
У Есенина береза — кокетливая красавица, легкая, изящная. У Фета — печальная, ее не радует зимний наряд.
Выражение авторской позиции
В каком стихотворении лирический герой более активен, его присутствие более заметно?
Фет | Есенин |
у моего окна | под моим окном |
радостен для взгляда | |
я люблю замечать | |
жаль |
Фет любуется красотой зимнего пейзажа: «И радостен для взгляда Весь траурный наряд»; «Люблю игру денницы я замечать на ней», и жаль, если «краса ветвей» — снег — осыпается с дерева. Получается, что настроение березы («печальная») и эмоции автора (радость, восхищение, сожаление, если облетит «траурный наряд») — не совпадают, находятся в динамическом взаимодействии. В этом стихотворении больше рассказывается о чувствах автора и меньше о самой березе.
Есенин, напрямую, не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Береза изображена в единстве со всем окружающим ее миром, в тесном взаимодействии с ним, и выражено это именно образно. Говорит ли Есенин о красоте этого мира? Прямо, буквально ни разу не говорит. Но весь образный строй стихотворения представляет березу и мир вокруг нее прекрасными, и автор, явно любуясь, рисует эту зимнюю красоту. Его чувства находятся в полной гармонии с образом, вызвавшим эти чувства. Собственно, тихое любование красотой зимней природы он и стремится передать своим маленьким стихотворением, внешне очень похожим на стихотворение Фета и в то же время совсем другим.
Источник
Определение эмоционального настроя стихотворения. ( 20. 05)
Тема: определение эмоционального настроя стихотворения. М. Яснов «Горести — печалести», Б. Заходер «Я на всё махнул рукой».
НА столе учебник + хорошее настроение.
Наш урок я хочу начать с песни. О чём эта песня?
Как хорошо жить на планете детства, там, где солнечные сны, звёздные мечты, много — много радости, улыбок, счастья и маленькие горести- печалести.
Как вы думаете каждый может увидеть волшебный сон?
Как вы догадаетесь , что сон волшебный?
Почему поэты чаще других видят волшебные сны?
Поэты, музыканты, художники смотрят на те же предметы как и мы , НО ВИДЯТ ИХ СОВЕРШЕННО ПО-ОСОБОМУ.
Вот сейчас в этом убедимся.
открой учебник на стр. 59
А теперь прочти 2- раза САМ.
Соответствует ли иллюстрации этому стихотворению. Почему иллюстрации как бы поделили на две части?
Какие знаки препинания в конце предложений этого стихотворения? Как надо читать?
Скажите эти горести печалести понятны взрослым ( мамам, папам, старшим братьям , сёстрам)? А вам?
Как поэту Яснову удалось написать детское стихотворение?
( В душе поэт остался ребёнком, который понимает язык животных, птиц, умеет удивляться самым простым вещам).
Прочти шуточный совет от авторов. А что в этом совете серьёзно?
А вот ещё один поэт , который хорошо чувствует и понимает детей — А. Л. Барто.
Прочти первые 4 сточки стихотворения » Вот так защитник».
Какого мальчика вы представляете?
Прочти до конца. Вот так сюрприз.
Изменилось ли отношение к герою стихотворения?
Прочти стих. ещё раз целиком, но так чтобы почувствовали сюрприз. Для этого надо сделать. ПАУЗУ.
Можно ли мальчика назвать защитником? А почему автор даёт такое название стихотворению.
Следующее знакомое тебе стихотворение А. Барто «Мишка»
Прочти две первые строчки. Какое настроение?
Прочти до конца. Какое настроение в этих строчках? СЮРПРИЗ.
Прочти всё стихотворение выразительно. ПОДУМАЙ, где надо сделать ПАУЗУ,
А вот новое стихотворение А. Барто «Думают ли звери». на стр. 61.
Какой вопрос волнует героя стихотворения? Какие животные попали под его наблюдение?
Согласны ли вы с героем стихотворения, что собаки и кошки умеют думать? Что их может огорчить?
Ответь на вопросы из учебника.
Герои стихов поэтов М. Яснов и А Барто очень искренние, добрые, очень детские, и эти качества придают им голос автора, человека взрослого, который говорит и думает как ребёнок, задаёт себе детские вопросы и по — детски отвечает на них.
Буду рада услышать выразительное чтение стихотворения»Горести — печалести» или «Думают ли звери».
Источник
Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. Стихи в начале урока.
Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.
Долгожданный дан звонок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять
И внимательно читать.
Звуки с буквами пришли
И порядок навели.
Добрую сказку помню
я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал
и ты,
Пусть подкрадется к самому
сердцу,
И зародится в нем зерно
доброты.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Учебник, ручка и тетрадка?
– Проверим готовность к уроку
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
– Проверим готовность к уроку
На уроке я сижу –
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
– Проверим готовность к уроку
Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок.
– Проверим готовность к уроку
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться.
– Проверим готовность к уроку
Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
– Проверим готовность к уроку
Если хочешь много знать,
Значит, грамотно писать
– Проверим готовность к уроку
Как пришел ты на урок,
На язык повесь замок,
Далеко не прячь ключи,
Если нужно – отомкни.
– Проверим готовность к уроку
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
– Проверим готовность к уроку
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
– Проверим готовность к уроку
Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
Тихо все за парту сели,
На меня все посмотрели
И работать захотели.
– Проверим готовность к уроку
Отдых наш кончается,
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
– Проверим готовность к уроку
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
– Так возьмемся, ребята, скорей за работу! Проверим готовность к уроку
Рады слышать мы звонок,
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
– Проверим готовность к уроку
Добрый день, друзья мои!
– Добрый день, ответим мы. Как две ниточки связали доброты и теплоты.
– Проверим готовность к уроку
С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень!
Утром надо не зевать,
А проснуться и вставать!
– Проверим готовность к уроку
Прозвенел звонок и смолк,
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели.
– Проверим готовность к уроку
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
– Проверим готовность к уроку
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
– Проверим готовность к уроку
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Тихо сядем и вздохнем,
Наш урок скорей начнем.
– Проверим готовность к уроку
Соприкасаемся пальчиками
с соседом по парте и говорим:
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).
– Проверим готовность к уроку
«Здравствуйте», – ты скажешь
человеку.
«Здравствуй», – улыбнется
он в ответ.
И, наверно, не пойдет
в аптеку,
И здоровым будет целый век.
– Проверим готовность к уроку
Мы будем на уроке думать? (Да.)
– А может, будем спать? (Нет.)
– Мы будем рассуждать? (Да.)
– А в облаках летать? (Нет.)
– Друг другу будем помогать? (Да.)
– Проверим готовность к уроку
Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).
– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть
на уроке вам будет так же тепло
и уютно. А теперь за работу!
– Проверим готовность к уроку
— Ноги на месте? – На месте.
— Руки на месте? – На месте.
— Спинка прямая? – Прямая.
— Локти у края? – У края.
— проверим готовность к уроку.
– Прозвенел звонок. Мы снова
на уроке русского языка.
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова,
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она,
Если грамотна она!
– Быть грамотными учимся мы
на уроках русского языка!
– Проверим готовность к уроку
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«Доброй ночи» говорим.
– Проверим готовность к уроку
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минуты не теряем.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
– Проверим готовность к уроку
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать
у себя внимательность,
А поможет все узнать наша
любознательность.
– Проверим готовность к уроку
Вот книжки на столе,
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте,
Все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что надо, – под рукой!
– Проверим готовность к уроку
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
– Проверим готовность к уроку
С заглавной буквы,
без сомненья,
Имя мамы, папы, дочки,
Чтобы выделить их в строчке.
Буквы пишем аккуратно,
Чтобы было всем понятно.
– Проверим готовность к уроку
Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок.
– Проверим готовность к уроку
Прозвенел и смолк звонок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
– Проверим готовность к уроку
Каждый час, всегда, везде,
На уроке и в игре,
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
– Проверим готовность к уроку
– Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь,
сегодня вы порадуете меня.
Вижу, сегодня у вас блестят
глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли.
– Проверим готовность к уроку
– Звенит звонок веселый,
Раскрой скорей тетрадь.
Пришли с тобой мы в школу,
Чтоб многое узнать.
– Проверим готовность к уроку
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет.)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит, можно садиться! (Да!)
– Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль
в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Скорей за работу.
Чтобы грамотными стать.
– Проверим готовность к уроку
– Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
– Проверим готовность к уроку
Можно бегать и играть,
Но нельзя и забывать,
Что, когда звенит звонок,
Он зовет всех на урок.
Нам опаздывать нельзя,
Побыстрее в класс, друзья!
– Проверим готовность к уроку
– Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
– Проверим готовность к уроку
– Учитель спросит –
надо встать.
Когда он сесть позволит –
сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.
– Проверим готовность к уроку
– Запустим кораблик бумажный,
Пускай он плывет далеко.
Урок у нас сегодня важный,
Добыть ведь знания – нелегко!
– Проверим готовность к уроку
– Раз вдохнули, два вдохнули.
Хлопнули в ладошки,
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки!
– Проверим готовность к уроку
– Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки.
У вас замерзли носик и ушки. Потрите их. Вам стало тепло
и весело. Посмотрите друг
на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.
– Проверим готовность к уроку
– Чтобы грамотными стать,
Надо много нам читать.
Надо быть активным,
А еще желательно
Делать все внимательно!
– Проверим готовность к уроку
– Ужасно интересно
Все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно,
Нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания,
Проявим мы старание,
Тогда с тобою многое
Удастся нам понять.
– Проверим готовность к уроку
– Прозвенел уже звонок.
В путешествие пойдем.
В Страну знаний попадем.
– Проверим готовность к уроку
– У нас на парте все в порядке:
Альбомы, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас, звонок!
– Проверим готовность к уроку
– Если хочешь много знать,
– Проверим готовность к уроку
– Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много,
Так возьмемся, ребята,
Скорей за работу!
– Проверим готовность к уроку
– Долгожданный дан звонок,
И книжки, и тетрадки,
И мысли – все в порядке.
– Проверим готовность к уроку
– Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
– Проверим готовность к уроку
– Создадим хорошее настроение.
– Улыбнитесь друг другу,
садитесь!
– Проверим готовность к уроку
– Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Начнем скорей урок!
– Проверим готовность к уроку
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Конспект психокоррекционного занятия «Личная гигиена школьника»
Конспект психокоррекционного занятия «Мифы о курении»
Конспект психо-коррекционного занятия «Развитие мышления»
Арфаграфічныя хвілінкі да ўрокаў беларускай мовы
Приказ МБОУ «СОШ№20» от 08.02.18г. №84
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы» (1 класс)
«Воспитательные достижения обучающихся: формы и средства оценки» патриотический проект «Карта памяти»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5188560 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин призвал наполнить аграрное образование современным содержанием
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме рассмотрят вопрос верификации образовательных онлайн-курсов
Время чтения: 2 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
Российские студенты стали чемпионами мира по программированию
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник