Эмоциональный настрой по цветам

Тренинг хорошего настроения » Цветное настроение»
материал на тему

Материал тренинга будет полезен воспитателям и педагогам — психолагам ДОУ. Тренинг направлен на коррекцию и стабилизацию эмоционального состояния детей. Игру » Цветок настоения » мохно использовать в группах для определения настроения и состояния детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
trening_khoroshngo_nastroeniya.docx 24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг хорошего настроения: «Цветное настроение»

Автор: педагог-психолог Авакян З.Е..

Описание материала : использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния, с последующей стабилизацией эмоционального состояния доступными для дошкольников средствами.

Материал рассчитан на детей дошкольного возраста, будет полезен для воспитателей и педагогов-психологов детских садов. Предварительная работа включала в себя игру «Путешествие в мир эмоций» и детские рисунки « Мне весело, я радуюсь»

Цель – коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.

— учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;

— закрепить понятие «настроение»;

— знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;

— обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения.

— развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

— развивать интерес детей в изучении самих себя;

— развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;

— развивать навыки релаксации,

— развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.

— воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;

— повышать социальную компетентность;

— создавать положительный эмоциональный настрой;

— способствовать сплочению детского коллектива.

Материал: карточки 7 цветных лепестков (красный, синий, жёлтый, зелёный, фиолетовый, серый. чёрный), клубок, полотно для коллажа, карандаши, восковые мелки, набор необходимых предметов( облака, обезьянка, кошка,, змея,) рисунки детей, картинки эмоций, властелин песка — фигурка, ; магнитофон, аудиозаписи.

Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.

Каждый знает без сомнения,

Что такое настроение.

Иногда мы веселимся,

Иногда скучаем мы,

Часто хочется взбодриться,

Но бываем и грустны.

Очень странное явление –

Всем ребятам важно знать,

Что не стоит унывать.

В круг скорее собираемся –

В чудесную волшебную, песочную страну отправляемся!

Сегодня мы побываем в стране хорошего настроения.

2. Игра «Цветок настроения» (Динамическая песочная терапия)

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

— В одной волшебной стране властелин песка вырастил необычный цветок, все его лепестки были разного цвета .

Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Получился цветик — семицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:

красный – бодрое, активное настроение –

хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;

желтый – веселое настроение –

хочется радоваться всему;

зеленый – общительное настроение –

хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;

синий – спокойное настроение –

хочется спокойно поиграть, послушать

интересную книгу, посмотреть в окно;

фиолетовый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;

серый – скучное , сердитое настроение –

не знаю чем заняться;

черный _ я злюсь, я обижен;

мне грустно, я расстроен.

— Внутри у цветка живут кристаллы, помогающие понять нам какое у нас настроение. Возьмите каждый по кристаллу, прислушайтесь к себе и скажите, какого цвета сейчас у вас настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

— Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

3. Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства (использование разных вариантов: « Солнечная песенка» — дети слушают , подпевают и радостно двигаются под музыку ). Можно предложить и другой вариант:

— У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Кате и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Катя в группе есть…».

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

— Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

4. Парные диалоги. ( Встреча героев) игра: « У оленя рожки..»

— Приятное общение, совместная игра всегда помогают хорошему настроению . Пусть каждый из вас выберет себе понравившегося героя и пообщается от его имени с тем, с кем захочет. ( по сигналу пары меняются ).

5. Танцевальная терапия.( Зверобика)

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

— Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать – будем дружно танцевать вместе со зверятами.

-Возможно использование различных вариантов, которые меняются от занятия к занятию.Например:( Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).

Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.

6. Упражнение на релаксацию. ( Волшебный сон)

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Все умеют рисовать, бегать прыгать и скакать,

Но не все пока умеют расслабляться , отдыхать.

— Радостному настроению помогает расслабление.

Лягте поудобнее. вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Мы глаза все закрываем, сном волшебным засыпаем. Дышим мы легко, ровно, глубоко.

А теперь представьте себе, чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце , а в воде озера плещутся разноцветные, веселые рыбки.. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен, а по небу покачиваясь плывут белые, пушистые облака, похожие на барашков. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать:. потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

7. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край» (Коллаж настроения)

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную деятельность, сплочение детского коллектива.

— А сейчас давайте вместе

Создадим наш край чудесный.

Детям предлагается выполнить совместный коллаж на большом полотне ткани, которая расстилается прямо на полу. Тема «Чудесный край хорошего настроения». Предварительно на столе выкладываются все необходимые предметы для составления коллажа.( все то, с чем дети взаимодействовали в процессе тренинга) Дети выбирают и располагают на полотне предметы которые им помогали поддерживать хорошее настроение в процессе тренинга, а затем и добавляют туда частичку своего радостного настроения , свои рисунки. . Совместная деятельность детей сопровождается звуками музыки. Посмотрите ребята, какой чудесный край у нас свами получился, здесь есть все , что нужно для хорошего настроения, но чего –то не достает? Волшебного цветка настроения. Пусть каждый из вас выберет лепесток такого цвета, с каким настроением он хотел – бы покинуть эту волшебную страну. Дети выкладывают на полотне цветок настроения. Для мотивации на следующую встречу предлагаю детям создать свой рецепт хорошего настроения.

8. Заключительное упражнение «Приятные слова»

Цель: создание и сохранение позитивной установки.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Мы не будем унывать,

Скоро встретимся опять(Передают по кругу игрушку- говорят слова прощания).

Источник

Арт-директор Playrix о Цвете. Часть 1. Как цвет влияет на наши эмоции?

Начинаем серию статей о феномене цвета от арт-директора Playrix Светы Саблиной. Света поделится собственным видением и расскажет, как знания о цвете могут помочь в работе художника.

Эмоции. Очевидность с неочевидной точки зрения

Что такое эмоции?

Почему именно они, эмоции? Это объективная область исследований, которая касается непосредственно каждого человека. Это не физика, не теория цвета, не колористика. Хотя в какой-то мере все эти вещи связаны. Но все же эмоции — это про наш мозг. И мне, как художнику, очень важно изучить механизм процессов, связанных с цветом и вызывающих эмоции, чтобы увереннее и с большим пониманием использовать цвет в своей работе.

Согласно теории, за эмоции человека отвечает лимбическая система. Она координирует эмоциональные, мотивационные, вегетативные и эндокринные процессы и интегрирует две важнейшие функции мозга животного и человека: эмоции и память. От нее зависит эмоционально-гормональная активность животного, которая, как правило, плохо поддается рассудочному контролю даже у человека.

Среди ученых нет единого мнения о составе лимбической системы, но считается, что эмоции рождаются именно в ней. От лимбической системы возбуждение передается в кору, спинной мозг и периферическую нервную систему. Поэтому эмоции в прямом смысле «захватывают нас с головой». Вспомните, когда у вас по телу бежали мурашки от восторга или удивления?

Американский ученый Яак Панксепп создал классификацию базовых эмоциональных систем. Эмоции типа гордости, стыда и вины он отнес к эмоциям самосознания — вторичным, так как их порождает культура, а первичные эмоции человек изначально несет в себе, независимо от влияния общества.

Целые мировые индустрии — кино, телевидение, производство игр — опираются на наши базовые эмоции, вызывая в нас ярость, страх, похоть. Но сегодня мы подробнее остановимся на такой базовой эмоциональной системе, как seeking (поиск). Это самая большая и наиболее универсальная эмоциональная система, доставшаяся нам от животных.

Животному для выживания необходимо искать и находить ресурсы, причем делать это достаточно энергично, с энтузиазмом. Высшее чувство, производимое этой системой – эйфория. В более умеренной форме – энтузиазм.

Давайте попробуем заглянуть дальше и предположить следующую стадию — религиозный, мистический экстаз, присущий только человеку. Самопознание — тоже своего рода поиск, но более высокого порядка. И это жизненно необходимые процессы.

Иногда эйфорию ошибочно путают с экстазом. Эти состояния действительно в чем-то похожи, но абсолютно разнородны с точки зрения психологии.

Что означает эйфория? Положительно окрашенный аффект, состояние отличного самочувствия как эмоционального, так и физического, а экстаз — это крайняя степень духовного напряжения, высший восторг, пребывание будто бы вне себя.
И уже на этом этапе мы можем проследить связь эмоций и цвета. Во многих культурах и религиях мира цвет используется, чтобы вызвать у человека определенный эмоциональный отклик, например, витражные окна в готических соборах или разноцветные мандалы.

Многие великие люди связывали цвет, свет, эмоции и ощущения. Немецкий писатель Иоганн Гете писал, что цвета — это деяния и страдания света. По Карлу Юнгу, цвет — это родной язык бессознательного. Психическое воздействие цвета, по Кандинскому, рождает “вибрацию души”. Поль Сезанн был уверен, что для импрессиониста писать с природы значит не нарисовать какой-либо предмет, а осознать свои ощущения.

Энтузиазм, эйфория, экстаз — чтобы вызвать такие яркие эмоции, используя цвета в наших играх, нужно хорошо разбираться в физиологии возникновения этих состояний.

За энтузиазм отвечает серотонин — гормон счастья, радости. Он вырабатывается в нашем организме в моменты экстаза, а во время эйфории его уровень повышается. Для выработки серотонина обязательно нужен солнечный цвет. А это, безусловно, яркие, насыщенные краски. Если серотонина слишком мало, то есть риск получить депрессивное расстройство.

Когда человек испытывает радость, кроме серотонина (спокойная и светлая радость), выделяются еще окситоцин, дофамин и эндорфины (буйная радость, эйфория). Эти гормоны, помимо повышения настроения, уменьшают страх, снижают боль, увеличивают регенерацию клеток, замедляют старение, улучшают сопротивляемость стрессу.

В темное время суток, когда все цвета вокруг нас приглушены, вырабатывается мелатонин. Он помогает нам расслабиться и уснуть. В определенном сочетании с серотонином порождает яркие видения, озарение и экстаз, например, во время медитации. Именно благодаря мелатонину мы можем видеть цветные сны.

Если яркие краски стимулируют выработку этих гормонов, то выходит, что наблюдение за цветом не только приятно, но и полезно! Поэтому мы используем в своих играх яркие насыщенные иллюстрации, которые нравятся большинству людей, ведь это базовая потребность организма.

В чем связь эмоций и цвета?

Каждый цвет вызывает у нас свои ассоциации и имеет огромное количество связей: цвет и бренд, цвет и искусство, цвет и национальная культура.

Цвет — это символ эмоций. Мы можем не догадываться о точном значении цвета, но наше подсознание выделит его из окружающей среды и даст нам о нем информацию на уровне эмоций. У каждого эта ассоциация индивидуальна, но все же доказано, что тот или иной цвет вызовет у всех схожую эмоцию.

В 2019 году прошел интересный эксперимент — исследование ассоциативных связей в современном русском языке.
В ходе исследования участникам показывали названия основных цветов и просили указать одну или несколько эмоций, которые у них ассоциировались с этим цветом, и передать их интенсивность.

В результате выяснилось, что наиболее выраженные ассоциации с гордостью повторяли цвета российского триколора и, по всей видимости, отражали официально принятые ассоциации красного цвета с державностью, силой, кровью, пролитой за Родину, с победой; белого цвета – со свободой и независимостью, миром, чистотой и непорочностью; синего – с верой и постоянством. Как мы видим, в большинстве случаев связь цвет-эмоция закладывается на уровне культурного и национального кода, но все же нельзя отрицать, что восприятие цвета человеком зависит от многих факторов — от эмоционального состояния, физического самочувствия и времени суток. Многие реакции на цвет возникают в процессе развития личности и меняются с годами, а некоторые — присущи нам по праву рождения.

Взаимосвязь цвета и эмоций — многоуровневое явление. Мы видим, что с одной стороны, цвета и их сочетания являются символами эмоций, а с другой — эмоциональное состояние человека часто влияет на наше восприятие цвета.

Как цвет влияет на человека? Цвета не существуют локально и изолированно. Мы не воспринимаем эмоционально каждый кусочек цвета где бы то ни было отдельно. На то, как мы видим цвет в конкретный момент времени, влияет освещение, окружающие предметы, контекст. Но большинство исследований занимаются изучением именно локальных цветов, упуская из виду спектральные градиенты.

Невозможно пройти мимо этой розы флорибунда — ее цветовые переходы на лепестках, богатство оттенков завораживают и заставляют остановиться и рассматривать эту цветовую пульсацию. Почему это происходит?

Наш взгляд всегда привлекают оттенки и цветовые переходы — радуга, северное сияние. Нас завораживают блеск металла, светящиеся глаза животных, блики каустиков. Вспомните, как мы реагируем на салют? Мы радуемся как дети. Для некоторых народов, живущих на севере, характерно явление мерячения. Этот удивительный эффект описан очень давно. Под влиянием полярного сияния определенной силы и цвета люди, подверженные этому явлению, впадают в гипнотический транс.

Как объяснить эти феномены? Вероятно, цвет и свет являются определенным стимулом, который одинаково влияет на всех нас, заставляя испытывать восторг и удивление, впадать в транс или эйфорию. По своей природе эта реакция похожа на экстатическое состояние, о котором мы говорили раньше.

Выходит, что наше восприятие цвета субъективно и объективно одновременно, а его воздействие на нас происходит на физическом уровне. Как, учитывая это, можно выработать общие рекомендации по работе с цветом, которые будут актуальны и для художников в игровой индустрии? Для этого предлагаю посмотреть, как менялось наше цветовосприятие на протяжении последних ста лет.

Источник

Читайте также:  Головокружение тошнота чувство голода
Оцените статью