Эмоциональный мир социального педагога

Эмоциональная культура педагога

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности. Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.

Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии, эмоциональной гибкости.

Эмоциональная устойчивость ― способность человека противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса. Для эмоционально устойчивого человека каждая стрессовая ситуация как тренировка. Он становится сильнее, мудрее, более здраво подходит к решению проблем и спокойно переносит все превратности судьбы. Устойчивость к стрессу — важный фактор сохранения нормальной работоспособности педагога, эффективного взаимодействия с учениками, учителями, родителями. Стрессоустойчивость отождествляют с эмоциональной устойчивостью, нервно-психической устойчивостью, психологической устойчивостью, эмоционально-волевой устойчивостью, психологической стойкостью — все это способствует формированию эмоционального интеллекта учителя.

Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие.

Эмпатия ― включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.

Современный педагог работает в условиях больших психических и эмоциональных нагрузок. Он почти ежедневно сталкивается с различного рода конфликтными, эмоционально напряжёнными ситуациями, которые требуют умения владеть собой, сохранять способность к деятельности в эмоциональных ситуациях. Анализируя наиболее характерные случаи из педагогической практики преподавателей, можно выделить типичные ситуации, которые служат фоном эмоционального переживания в профессиональной деятельности.

Ситуации в системе педагогического взаимоотношения педагога с обучающимися:

— ситуации деятельности, который возникают в связи с качеством выполнения учениками заданий, их успеваемостью;

— ситуации поведения, связанные с нарушением учениками правил поведения, плохой дисциплиной на уроках;

— ситуации отношений, которые проявляются в несовпадении оценки учителем личности ученика с его самооценкой, в отношениях учителя с учениками за стенами школы.

Ситуации взаимодействия педагога с коллегами.

Взаимоотношения в педагогическом коллективе воздействуют на настроение всех его членов, а это, в свою очередь влияет на качество учебно-воспитательного процесса. Ситуации во взаимоотношениях с коллегами могут носить деловой характер: при оценке методов работы, из-за распределения нагрузки и других моментов. Личный характер связан с эмоциональным восприятием и отношением преподавателей друг с другом.

Ситуации в системе взаимоотношений педагога с руководством учреждением образования:

— чрезмерный контроль за учебной и воспитательной работой,

— излишне критическая оценка результатов учебного занятия,

Ситуации взаимоотношений с родителями:

— ситуации, когда расходится оценка ученика, педагогом и родителями,

— педагог имеет дело с родителями, которые уклоняются от воспитания детей.

Составляющие эмоционального интеллекта педагога: способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа; понимать сложившиеся у ребенка устойчивые способы эмоциональной деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его обучения или приспособления к среде; способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, адекватно реагировать на эмоции детей и других педагогов.

Читайте также:  Животные для людей с депрессией

Эмоциональная компетентность педагога связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Педагогам, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно формирование эмоциональных компетенций необходимо для прогноза успешности в работе.

Источник

Консультация для педагогов «Развитие социального (эмоционального) интеллекта ребёнка»

Галина Литвинова
Консультация для педагогов «Развитие социального (эмоционального) интеллекта ребёнка»

Консультация для педагогов:

Социальный педагог: Литвинова Г. В.

Проблема развития социального (эмоционального) интеллекта ребёнка в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь,

С теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании.

Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей ДОУ

Предлагают воспитание людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются

Мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности.

Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект-способность правильно понимать поведение людей. Это способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях» .

В России проблема социального интеллекта стала рассматриваться сравнительно недавно- с 90-х гг. xx века (М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, Д. В. Ушаков, О. Б. Чеснокова, А. Л. Южанинова и др(5).

Понятие «социальный интеллект» в отечественную психологию было введено Ю. Н. Емельниковым, который под социальным интеллектом понимал устойчивую,

Основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события.

Что же касается понятия «эмоциональный интеллект», то сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывали такими авторами, как Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Д. Векслер и др.

Таким образом, исходя из изложенных выше определений, можно отметить общее в трактовке данных понятий.

И так, под эмоциональным (социальным) интеллектом мы понимаем способность осознать чувства и эмоциональные состояние людей, и себя самого, а так же умение ими управлять, понимать состояние и мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей.

Основными функциями социального интеллекта дошкольников, по мнению

В. Н. Куницыной,являются: обеспечения адекватности, адаптивности в меняющихся условиях; формирование программы и планов успешно взаимодействия, планирования межличностных событий и прогнозирования их развития мотивационная функция, расширение социальной компетентности, саморазвитие, самопознание, самообучение.

Также заслуживают внимание следующие компоненты социального интеллекта дошкольного, выделенные В. Н.Куницыной:

• характеристики самосознания — чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям;

социальные перцепция, мышление,воображение: способность к пониманию и моделированию социальных явлений, людей и мотивов их поведения;

энергетические характеристики: психическая и физическая выносливость, активность и истощаемость.

По поводу возможности развития эмоционального интеллектав психологии существует две противоположные точки зрения:

1)Повысить уровень эмоционального интеллекта практически невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. В то же время эмоциональные знания — вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует -относительно легко приобретаются, в том числе и в процессе обучения.

2)Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. В связи с этим становится возможным и эмоциональное развитие, которое проявляется в сознательном регулировании эмоций. Придерживаясь второй точки зрения, считаю необходимым развивать эмоциональный интеллект с дошкольного возраста, так как основы будущей личности закладываются уже в дошкольном возрасте.

Читайте также:  Этот орган чувств есть только у рыб ответ

На основе изучения психолого-педагогической литературы и опыта в ДОУ выделены следующие условия, способствующие развитию социального интеллекта дошкольников:

1. Создание предметно-развивающей среды. Среда должна быть открыта ребенку, а ребенок _окружающему миру природы, предметов и социальному миру. Среда должна способствовать стимулированию развития социального интеллекта дошкольников. Для этого в группе должны создать уголок, насыщенные моделями, знаками и символами познавательно-интеллектуальной направленности социального-психологического содержания; произведения детской литературы, иллюстрации и сюжетные картинки, отражающие различные виды и формы взаимодействия людей, модели, изготовленные самими детьми, в том числе под руководством воспитателя, дидактические и развивающие игры, способствующие развитию умения распознавать эмоции. Особую ценность для ребят представляют предметы среды, сделанные самими детьми.

2. В дошкольном возрасте в качестве одной из форм организации развивающей среды является игра.

3. Развитию социального интеллекта способствуют любые сюжетно-ролевый игры, так как в них всегда отражаются те или иные социальные взаимоотношения. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта в сюжетно-ролевой игре состоит как в идеях, предлагаемых детям для разыгрывания, так и в непосредственном участии самого педагога, когда он берет на себя роль.

4.Тематика дидактических и творческих игр: «Узнай, о ком я говорю» (описание характерного поведения известных ребенку людей, их черт характера, варианты игры- «Следствие ведут», «Потерялся ребенок» и. т. п., «Я знаю много ласковых имен», «Я люблю тебя за то…», «Хвасталки», «Умеем ли мы дружить», «Путешествие в сказочную страну».

5. Художественная литература для ознакомления представлена как фольклорными, так и авторскими произведениями. Кроме непосредственного восприятия литературных произведений используется такой прием, как задавание вопросов о намерениях и чувствах персонажей, о прогнозе дальнейших событий (в старшем дошкольном возрасте). А использование придумывания, досказывания, изменения хода или окончания произведения помогают ребенку присвоить именно ту информацию, которая актуальна для него в данный момент-ведь то, что стало предметом собственной творческой деятельности, несет в себе личностный смысл и личностное приобретение.

Характерной особенностью музыкальных произведений, их педагогический потенциал заключается в огромном влиянии на эмоциональный мир ребенка. Музыка-это и есть «овеществленная», «озвученная», оформленная эмоция.

Значительный потенциал развития социального интеллекта заложен в театрализованной деятельности, связанной с принятием на себя роли того или иного персонажа.

Одним из любимых и значимых для развития дошкольников видов деятельности является изобразительная. В качестве содержания работы предполагается использование рисования, аппликации, художественный ручной труд по заданной тематике. В дальнейшем, продукты детского творчества становятся частью развивающей среды группы, пособиями и атрибутами для игр.

Но для того чтобы развивать социальное познание и социальный интеллект детей, воспитатели и специалисты детских садов сами должны обладать достаточно высоким уровнем психологической и социальной компетентности. Необходима многоступенчатая система совершенствования психологических знаний педагогов, включающая различные семинары, тренинги, практикумы, деловые игры, консультации. Большое значение имеет организация целенаправленной работы по формированию психологической компетентности родителей.Одна из основных целей: осознание родителями необходимости становления социального интеллекта детей уже в старшем дошкольном возрасте.

Рекомендации для родителей по стимулированию развития социального (эмоционального) интеллекта дошкольников:

• Не ждите удобного момента, чтобы пообщаться. Начинайте общаться со своим ребенком с самого рождения.

• Помните, вы являетесь объектом подражания для вашего ребенка. Старайтесь быть честным, прямым, открытым и вежливым человеком в общении с другими людьми.

• Делитесь с детьми своими чувствами, каждый раз, когда необходима объяснить свои действия, слова, настроение. Дети чувствуют, когда мы взволнованы или обеспокоены, и ценят, если им объясняют причину.

Читайте также:  Без эмоций целый день

• Обеспечьте ребенку практику. Предоставьте детям такую возможность, позволяя им с самого рождения общаться с другими людьми, это могут быть не только сверстники, но дети и взрослые любого возраста.

• Создавайте положительный эмоциональный фон в вашей семье. Это улучшает самочувствие ребенка. Ребенок не может думать о других, если он сам плохо чувствует себя.

• Помогайте своему ребенку распознавать различные эмоции и эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые вы можете найти в разных журналах и газетах.

• Читайте своему ребенку рассказы и стихи, насыщены эмоциями.

Таким образом, развитие социального интеллекта дошкольников — важный и необходимый этап в развитии личности ребенка. Важным условием становления социального (эмоционального) интеллекта дошкольников является первичная структура социализации — семья. Социальный (эмоциональный) интеллект обеспечивает понимание дошкольниками поступков и действий людей. Социальный (эмоциональный) интеллект является поступков и действий людей. Социальный интеллект является формой социальной адаптации личности, что соответствует приоритетным задачам воспитания в ДОУ.

1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд «Вопросы психологии» 1995.№1с. 160

2. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимодействие//Теоретические и прикладные вопросы психологии. Выпуск1,ч. 1,1995-с. 48-61

3. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы,эмоции-М. ,1970-303С.

4. Исаева И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллектаребенка в период дошкольного возраста: Диссерт. канд. пед. наук,Ростов-на Дону,2011

5. Ушаков Д. В. социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспекивы //Соц. интеллект. Теория, измерение, исследования/Под редакцией Д. В. Люсина,Д. В. Ушакова. М. 2004-С. 28

«Ошибки в мотивации ребёнка». Консультация социального педагога для родителей Многие родители допускают много ошибок при мотивировании своего ребёнка. Необходимо это делать правильно, чтобы в дальнейшем чадо добивалось.

Формирование эмоционального интеллекта у дошкольников (информация для родителей) Мы мало отдаём времени детям. Мы мало играем с ними, не стараемся привлекать их к помощи взрослому в повседневной жизни, мало любим их,.

Консультация для педагогов ДОУ «Интегрированные занятия — комплексный подход к развитию интеллекта детей» Важность решения проблемы интеллектуального развития подрастающего поколения актуальна на сегодняшний день. В дошкольный период, когда закладываются.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к коррекции недостатков социального развития ребёнка дошкольника» Индивидуальный подход к коррекции недостатков социального развития ребенка-дошкольника. Социальное развитие — это процесс вхождения индивида.

Консультация для педагогов Тема: «Учим ребёнка слушать». Консультация для педагоговТема: «Учим ребёнка слушать».Составитель: Симонова С. В. — воспитатель Развития у дошкольников умения слушать,.

Консультация для родителей и педагогов «Развиваем гибкость ребёнка!» «С потерей гибкости приходит старость». Различают две формы проявления гибкости: активная и пассивная. Активная форма – это самостоятельное.

Консультация «Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях» «Берегите семью; в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки. Охраняйте это сокровище. В семейном счастье –.

Проект-презентация «Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными танцами» Проект-презентация «Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными танцами» Зурета Пшизова Проект-презентация.

Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии на развитие эмоционального интеллекта «Академия чувств и эмоций» Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета.

Занятие по развитию эмоционального интеллекта для детей подготовительной группы на тему: «Как злость превратилась в любовь». Занятие по развитию эмоционального интеллекта для детей подготовительной группы на тему: «Как злость превратилась в любовь». Автор: педагог-психолог.

Источник

Оцените статью