Эмоциональный мир детей с овз

Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Екатерина Никитина
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Опыт моей работы небольшой, 4года, но тем не менее хочется рассказать о своей практической деятельности.

Наш детский сад – детский сад комбинированного вида, в нем есть две логопедические группы, в которых работают логопеды. Логопедические группы посещают не только дети с общим недоразвитием речи, но и дети с задержкой психического развития.

Для обеспечения комплексной работы с такими детьми необходима и психологическая коррекционно-развивающая работа. Одной из важных задач работы психолога с детьми является эмоционально-личностное развитие.

Дети с ОНР также как и дети с ЗПР помимо нарушений в интеллектуальном развитии имеют определенные проблемы в эмоционально-личностной сфере.

Эмоциональное развитие детей с ЗПР задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушения самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения,проблемы формирования нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Следствием речевых трудностей детей с ОНР является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Детям с ОНР свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенная обидчивость и ранимость, страхи. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитиюотрицательных качеств характера: застенчивость, нерешительность, негативизм, замкнутость, заниженная самооценка, агрессивность.

Проблема специфики эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании личности в целом. К тому же ближайшее будущее для дошкольника – поступление в школу, новый большой мир. Поэтому наша задача – подготовить детей к школе не только в интеллектуальном плане, но в эмоционально-личностном. Чтобы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным.

В связи с этим я хочу рассказать вам об одном из эффективных методов развития эмоциональной сферы детей – о психогимнастике.

Итак, психогимнастика – это комплекс специальных игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы.

Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей.

Таким образом, психогимнастика, другими словами, — это игры и упражнения, направленные на обучение детей выразительным движениям мимики, жестов, осанки и позы.

Планируя коррекционно-развивающие занятия с детьми, я опиралась на такие работы как «Психогимнастика» М. И. Чистяковой и «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Г. Яковлевой. Курс в среднем состоит из 30 занятий и проводятся в течение учебного года с октября по апрель 1 раз в неделю. Занятия проводятся с детьми подготовительных групп. Помимо эмоционального развития, важной является задача познавательного развития, подготовки детей к обучению в школе.Поэтому для решения этих задач проводимые занятия состоят из трех частей:

1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики –

2 часть: развитие и коррекция познавательной сферы психики. Включает

в себя развитие основных психических функций – восприятия,

Читайте также:  Как повысит настроение мужу

памяти, внимания, мышления, речи и воображения.

3 часть: снятие психомышечного напряжения – обучение детей приемам

саморасслабления. Здесь используется как собственно релаксация

(музыка, формулы внушения, так и психомышечные тренировки,

которые также являются элементами психогимнастики.

Остановлюсь поподробнее на первой части занятий.Здесь использовались следующие виды заданий:

1)Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

Прежде всего, в начале курса занятий необходимо объяснить детям что такое мимика, жесты и т. д., раскрыть смысл этих понятий, потому что данные понятия являются для них новыми, малознакомыми.

2) Игры по обучению выразительным движениям. Например, показать жестом слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.

3) Игры по распознаванию выразительных движений. Дети отгадывают что хотел показать им другой ребенок.

4) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх, с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д.

5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть.

6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают.

7) Этюды и игры на сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных (например, «Жадный пес», «Вежливый ребенок»).

8) Игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей (агрессивности). Здесь также используются упражнения на сплоченность группы, а также совместные работы детей – общий рисунок, аппликация.

9) Снятие мнимых неадекватных страхов,тревоги: разыгрывание этюдов на выражение страха, рисование на тему «Мои страхи» с последующим «избавлением» или обесцениваием страхов.

10)Обучение правилам этикета: этюды на выражение правил хорошего

тона в различных ситуациях.

Как видно, задания достаточно разнообразны и направлены на обучение детей:

— произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные

— различать и сравнивать эмоциональные ощущения;

— произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать

эмоции по заданному образцу;

— улавливать, различать и понимать так называемые «приятные»

эмоциональные состояния;

— сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно

проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

— отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние

другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение

Почему психогимнастика является эффективным методом не только эмоционального развития, но методом коррекции нежелательных качеств личности (агрессии, страхов). Всем нам знакомо явление, когда испытываешь грусть, боязнь чего-то, нам говорят «поделись, расскажи, тебе станет легче». Так и в психогимнастике, отражение вовне свои негативные ощущения приводит к уменьшению силы этих ощущений. Кроме того, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.

Специальной диагностики для оценки результативности коррекционно-развивающих занятий я не проводила. Порой отзывы педагогов, родителей, собственные наблюдения говорят больше.

У многих детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, смелость, доброта, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. Группа становится более гармоничной, сплоченной, уменьшается число конфликтов.

Для работы с детьми собственноручно изготовлены следующие пособия:

1. Зеркальный домик.

Цель: эмоциональное развитие, отражение чувств.

2. Песочная анимация.

Цель: снятие психомышечного напряжения.

3. Куб эмоций.

Цель: развитие эмоциональной сферы.

4. Эмоциональные яблочки.

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель — дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Читайте также:  Эмоции для детей 4 лет рисунки

Презентация для ознакомления родителей и гостей детского сада со спецификой работы учреждения на тему: «Детский сад комбинированного вида №12 «Ручеёк» муниципального образования Каневской район»! Цель создания презентации: ознакомить.

Источник

Педразвитие

Автор: Ромашина Елена Тадеушовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО «Чапаевский РЦДиПОВ «Надежда»
Населённый пункт: город Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Мир эмоций у ребёнка с ОВЗ»
Раздел: дополнительное образование

«Мир эмоций у ребёнка с ОВЗ»

воспитатель высшей категории

Ромашина Елена Тадеушовна

отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного

или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат

сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Главная функция эмоций в том, чтобы благодаря им лучше понимать

друг друга, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше

настраиваться на совместную деятельность и общение. Жить без эмоций

изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и

отношения к окружающим. Способность ребенка сознавать и контролировать

свои эмоции возрастают. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно

не развивается, ее необходимо развивать.

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме

своих переживаний, а тем более для наших детей эта задача становится очень

трудной. Они не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем

более им сложнее осознавать и переживать эмоции, которые возникают в

Одной из важных характеристик

личности ребёнка с ОВЗ является

незрелость его эмоциональной сферы. Аномальное развитие эмоциональной

сферы ребенка с нарушением интеллекта связано с наличием первичного

Источник

Эмоциональный мир детей с овз

Эмоциональная сфера относится к базовым основам личнности. Необходимость организации особой работы по эмоциональному развитию детей с ОВЗ обусловлена тем, что у них имеются различного рода отклонения в эмоциональном развитии.

Воспитание детей с особыми образовательными потребностями, наряду с системой мер, направленных на коррекцию основного нарушения, должно способствовать их полноценному личностному развитию, социализации, разностороннему введению в мир культуры. Несомненно, важное место при этом занимает целенаправленное влияние на развитие эмоциональной сферы детей.

Эмоциональная сфера относится к базовым основам личности, к ее «центральному звену» (Л.С. Выготский), к первичной структуре, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности, ориентацию в окружающем мире. Эмоции, оказывая влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процессы познания и отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться, самореализоваться в деятельности. Жизнь детей без эмоций, без эмоциональной окрашенности событий не может быть полноценной.

Необходимость организации особой работы по эмоциональному развитию детей с ОВЗ обусловлена тем, что у них, как правило, имеются различного рода отклонения в эмоциональном развитии. Такие дети нуждаются в разноплановой эмоциональной поддержке, понимании и принятии их душевных переживаний. Обедненная эмоциональная жизнь дошкольника не всегда может быть восполнена в последующие возрастные этапы.

Эмоциональная сфера, наряду с другими сферами личности (интеллектуально – познавательной, волевой и др.), должна проходить в дошкольном возрасте путь культурного развития.

Специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир дошкольников, создание условий для различных эмоциональных проявлений , в частности, для самовыражения движениями и звуками, воздействие на детей с целью их самореализации в разных видах деятельности – все это должно восприниматься в качестве важной составляющей педагогической стратегии. Такое понимание позволит отойти от стихийности и фрагментарности в осуществлении данного направления работы.

Работа по развитию эмоциональной сферы детей должна строиться с учетом характера и степени выраженности нарушения, диапазона психофизических различий: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности дошкольников до детей с необратимыми тяжелыми поражениями центральной нервной системы.

Читайте также:  Чувства исполнитель animal джаz

Эмоциональное развитие – комплексное понятие; оно включает в себя ряд направлений: развитие эмоционального реагирования и экспрессии, представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики, способности к эмпатии и др. Остановимся на методических аспектах работы, направленной на развитие эмоциональной экспрессии (жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации). Такая работа строится на положении о том, что формы экспрессивного выражения эмоций подвластны контролю, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.

В дошкольном учреждении можно рекомендовать использование эмоционально-экспрессивных игр. Позитивное влияние этих игр на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено их особыми эмоциогенными свойствами: наличием воображаемых ситуаций, ролевых воплощений и игрового азарта, возможностью инсценировки движений, характерных для эмоционального состояния героя. Сюжетную основу эмоционально – экспрессивных игр, как правило, составляют произведения детских писателей, поэтов, народный фольклор.

При проведении эмоционально-экспрессивных игр необходимо учитывать:

— специфику моторного выражения каждой эмоции, побуждать детей демонстрировать различные эмоциональные состояния(радость, грусть, страх, удивление и т.д.);

— последовательность в усложнении игр, способов их организации: от игр, предполагающих повторение действий по образцу, к играм, предполагающим завершение начатых взрослым действий и к играм, побуждающим самостоятельные импровизации с реальными и воображаемыми предметами;

— последовательность во введении отдельных составляющих экспрессивного выражения эмоций: сначала игры с включением экспрессивных элементов, которые наиболее подвластны управлению и самоконтролю(жесты, мимика), затем – игровой материал, предполагающий принятие детьми различных поз, демонстрация голосовых импровизаций.

В младшем дошкольном возрасте содержание эмоционально – экспрессивных игр направлено на развитие способов выражения основных эмоций (радости, грусти, злости, страха) главным образом, жестами и пантомимой, Содержание эмоционально- экспрессивных игр еще не предполагает ролевого взаимодействия между детьми; игровые действия носят индивидуальный характер.

Руководящая роль педагога состоит в следующем:

— В непосредственном участии в игре, побуждающем детей к подражательным действиям, повтору действий за педагогом.

— в эмоционально – насыщенных комментариях , которые используются: перед проведением игры; в конце игры с целью выведения детей из воображаемой ситуации.

— в последовательном усложнении способов организации игр.

В среднем дошкольном возрасте эмоционально-экспрессивные игры направлены уже на развитие всех составляющих эмоциональной экспрессии. Содержательную основу этих игр составляют не только произведения детской художественной литературы, но и загадки со стихотворным текстом, рассказы , сочиненные педагогом.

Руководяшая роль педагога заключается в следующем:

— в ролевом участии в игре;

— в вариативной компоновке игровых импровизаций;

— в оформлении декораций;

— в подборе музыкального сопровождения.

В старшем дошкольном возрасте основное внимание уделяется сбалансированности моторных механизмов эмоциональной экспрессии и развитию выразительности рисунка экспрессии, поддержке индивидуально- неповторимого почерка образной передачи движений.

Руководящая роль педагога заключается:

-в побуждении детей к многократной актуализации эмоциональных состояний в вариативном ролевом воплощении;

— в регулировании темпа при чтении литературных текстов;

— в привлечении детей к выбору декораций и музыкального сопровождения, самостоятельному созданию атрибутов;

— в представлении детям свободы в создании таких игр и их самостоятельной организации;

— в одобрительной поддержке разнообразия, выразительности внешнего оформления эмоций, творчества в моделировании эмоциональных состояний и в демонстрации каждым ребенком своего самобытного рисунка эмоциональной экспрессии.

Понимание детства как уникального и необратимого периода жизни человека, когда каждое событие в окружающем мире наполнено яркими переживаниями и собственным творческим отношением, должно находить практическое воплощение и в системе специального / коррекционного / образования. Успешность реализации такого подхода во многом обеспечивает целенаправленное эмоциональное развитие детей, разноплановое обогащение их эмоционального опыта в целом.

Источник

Оцените статью