Эмоциональный мир детей эссе

Опыт работы «Эмоциональный мир ребенка»

Юлия Ушакова
Опыт работы «Эмоциональный мир ребенка»

— Добрый день уважаемые коллеги!

— Ой, извините. У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

— Я обязательно Вам помогу, мы справимся.

— А теперь позвонили газели.

— А теперь позвонил медведь.

Раздается звонок, раздается звонок, раздается звонок.

— И такая дребедень целый день.

Да, именно так проходит мой рабочий день, ведь я общаюсь со всеми участниками образовательного процесса и с моделью психолого-педагогической службы Вы можете познакомиться на экране.

Особое значение я придаю взаимодействию с семьей, потому что именно родители, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей, а мы являемся главными помощниками для них. В данном направлении работы мы осуществляем проект «Навстречу друг к другу». В рамках данного проекта я являюсь руководителем «Клуба отцов» и «Школы материнства».

Мной осуществляется работа с педагогическим коллективом по созданию комфортного микро-климата, ведь то, в каких условиях живет педагог как в зеркале отражается на детях.

Так же я стараюсь развивать социальные связи дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами, так как это дает дополнительный импульс для обогащения личности ребенка.

В любом случае в центре нашего общения с родителями, с педагогами и с социальными партнерами стоит ребенок.

Пока мой опыт небольшой –

И знаю, мне всю жизнь учиться,

Ведь каждый маленький герой –

Проблемы разные у нас –

Поверьте,взрослые и важные:

Кто-то подрался первый раз,

Кто-то терпеть не может кашу,

Кто-то в саду не может спать,

А кто-то плачет безутешно,

Не хочет с детками играть

И только маму ждет конечно.

Кому-то страшно оставаться,

Не хочет маму отпускать –

И как нам с этим всем справляться

Психолог точно должен знать!

Эмоциональным миром ребенка я начала интересоваться сразу, как только у меня появилась дочь, глядя, как она развивается, как улыбается мне, смеется, плачет и удивляется, злится и делает это все так искренне, так непосредственно и от души. А приступив к обязанностям педагога-психолога, сразу стало понятно, что любой педагог дошкольного образовательного учреждения в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоциональной сферы у детей, ведь от того, каков эмоциональный фон, в котором находится ребенок, зависит качество его жизни.

В начале моего творческого пути конечно же было тяжело, но постепенно я учусь и учу детей тому, что эмоцию можно увидеть, можно услышать, почувствовать, трансформировать, эмоцией можно управлять и так же переключать.

В своей работе я использую программу психолого-педагогических занятий для дошкольников Н. Ю. Куражевой «Цветик – семицветик», в которой большое внимание уделяется эмоциональной сфере детей. Начинаю я с того, что обучаю детей управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях. Далее мы учимся воспринимать эмоциональный мир взрослого. Я стремлюсь помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности, сформировать правильное к ним отношение, учить понимать и распознавать эмоциональное состояние друг друга, формировать способность эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях. Преодолеваем негативано-эмоциональное состояние мы с помощью сюжетно-ролевых и подвижных игр, психогимнастики, этюдов, сказкотерапии, пескотерапии, арт-терапии, музыкотерапии, психомышечных тренировок, коммуникативных упражнений, упражнений в сухом бассейне, с пузырьковой колонной.

Все это помогает формировать начальные социально- коммуникативные компетенции дошкольника.

Не менее важный элемент психологического сопровождения образовательного процесса – мониторинг состояния эмоциональной сферы ребенка. Я использую методику контроля здоровья ребенка или определения его функциональных ресурсов, адаптированную авторским коллективом программы «К здоровой семье через детский сад». Проводится экспресс диагностика физического здоровья и оценка психологической комфортности и эмоционального благополучия детей совместно с родителями.

Эффективное укрепление психического здоровья дошкольника возможно только через объединение усилий педагогов и родителей. «Государственные учреждения чаще не дают ребенку родительского тепла и заботы. Ребенка недостаточно просто накормить, согреть и помыть. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишение каких-то человеческих радостей. Он не знает, что такое любовь, не умеет дарить положительные эмоции.

Читайте также:  Зоомагазин куровское машкина радость каталог товаров

Мы все живем в безумных рамках:

Работа – дом – дела – дела…

Соскучился? Ну вот подарок,

А нам опять бежать пора.

Мы ради них свернем все горы,

Все купим, выберем, найдем –

Нет времени на разговоры,

На игры, сказку перед сном.

А вследствии – не превозмочь

Капризы, слезы не по делу –

Психолог может всем помочь

И вместе мы решим проблемы.

Любви можно научиться только видя любовь, в постоянном общении с матерью, отцом, родными близкими людьми, получить «запас» покоя и радости — главное богатство, которое уносит человек из своего детства».

Источник

Эмоциональный мир ребёнка: что мы знаем о нём

Краснова Людмила
Эмоциональный мир ребёнка: что мы знаем о нём

Эмоциональный мир ребёнка: что мы знаем о нём?

Правила эмоций. Эмоции и чувства

Когда мы были детьми, никто не учил нас тому, что такое эмоции и чувства и что с ними делать. Нас больше учили прятать свои эмоции и подавлять их: «Плакать стыдно, ты же мальчик, а мужчины не плачут!», «Злиться – плохо, ты же хорошая девочка». Поэтому в своей взрослой жизни мы не всегда понимаем, почему радуемся, грустим или злимся и как регулировать своё эмоциональное состояние. В нашей культуре распространено отношение к эмоциям как к чему-то стихийному и мало поддающемуся управлению. Однако современные научные исследования объясняют, что эмоции – это важный ресурс для повышения эффективности деятельности и качества взаимоотношений, а их игнорирование приводит как минимум к информационным потерям и как максимум к стрессам и психосоматическим заболеваниям.

Существует бытовое мнение, что есть «плохие», или «негативные» эмоции, такие как злость, страх или отвращение, а есть «хорошие» — радость, интерес, удивление. Но давайте посмотрим на эмоции с другой стороны. Наши эмоции – это самая общая информация об отношении к событию, ситуации, объекту или человеку, они не могут быть хорошими или плохими. Эмоции могут быть сильными и слабыми. Совсем другое дело,как мы будем обращаться с этой информацией и энергией состояний: наши действия могут быть хорошими и плохими или эффективными и неэффективными. Как электричество – оно опасно, если вы решите воткнуть шпильку в розетку, тогда оно может даже убить вас. Но это ведь не значит, что электричество плохое! Это значит, что мы больше должны узнать о нём и грамотно его использовать.

Поэтому мы поговорим об эмоциях, об их проявлениях, причинах возникновения, функциях, правилах.

Эмоции – это как фигуры в шахматах, они «ходят» по определенным правилам. Возможно,вы удивитесь: оказывается, эмоции и чувства подчиняются логике. Есть несколько основных правил, по которым живут эмоции.

Правило 1. Эмоции возникают как реакция на событие и несут знание. Эмоции – это значение события, ситуации, отношения к объекту или человеку. Идет дождь и нельзя погулять – грустно (невозможно реализовать свои желания, Человек грубо разговаривает с мамой – злость и досада за такое поведение (несправедливость и нарушение социальных норм). Получил подарок – радость (внимание к тебе и значение этого дня для тебя и других). Когда мы испытываем эмоции, важно понять, чем они вызваны и почему они такие сильные или слабые, т. е. необходимо понять причину эмоций. Это первый шаг к развитию способностей осознавать, полагаться на свои эмоции и управлять ими.

Правило 2. Эмоции возникают автоматически. Эмоциональные реакции возникают сами собой. Это как сердцебиение – мы не можем управлять им напрямую, только косвенно через движение и дыхание.

Правило 3. Все эмоции полезные. Нет «плохих» или «хороших», «вредных» или «негативных» эмоций. Есть приятные и неприятные эмоции. Все эмоции служат нам, и каждая из них нужна для своих целей. Далее познакомимся ближе с каждой эмоцией.

Правило 4. Эмоции могут становиться более или менее интенсивными. Эмоции могут быть сильными и слабыми, угасать или усиливаться со временем.

Правило 5. Эмоции смешиваются. Мы обычно испытываем несколько эмоций и чувств в одно и то же время. Ребёнок может быть рад встрече с друзьями, но в тоже время испытывать тревогу из-за предстоящего выступления на концерте и грустить из-за спора с кем-нибудь. И все это одновременно! Из-за этого сложно бывает понять, что мы чувствуем. Иногда мы разные комбинации называем новым словом. Например, я грущу, потому что не всё идет так, как мне бы хотелось, и немного злюсь из-за этого – я могу назвать эту смесь эмоций разочарованием. Сложные эмоции или чувства можно представить как коктейль, состоящий из составных частей – эмоций.

Читайте также:  Мантра счастья радости просветления

Есть и другие правила, которые вы будете постепенно открывать сами!

Что такое эмоции и чувства?

Эмоции – элементарные, кратковременные переживания, возникающие у человека на ситуацию, событие, объект или человека.

Чувства – кристаллизация эмоций, длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к ситуациям, событиям, отражающие их значение.

Если поместить палочку в солевой раствор, он обрастет кристалликами. Так и чувства – кристаллизация эмоций, перерастающих в более устойчивые состояния. Эмоции и чувства могут не совпадать или противоречить друг другу. Например, лучший друг может в определенной ситуации вызвать эмоцию злости. Или мама может любить своих детей, но очень злиться из-за их поведения. Кристаллизованная любовь вступает в противоречие с ситуативной эмоцией. Это часто вызывает сомнения в чувствах.

Настроение – устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека; может быть обусловлено как внешним событием, так и телесными, внутренними состояниями организма.

Выделяют восемь базовых эмоций: радость, злость, доверие, страх, удивление, печаль, отвращение, интерес, которые могут смешиваться между собой разными способами.

Базовыми эти эмоции называются потому,что:

— возникли в результате эволюционных процессов;

— врожденные (ребёнок рождается с набором базовых эмоций);

— они одинаково проявляются всеми людьми независимо от культуры, имеют специфические лицевые проявления в мимике;

— эти переживания легче и более отчетливо осознаются.

Как развиваться и обучаться легко и с интересом?

Мы привыкли к фразе: «Информация правит миром».Пришло время выучить другой постулат: интерес или его отсутствие правят миром! Не согласны? А вот аргументы, знакомые и не очень, но все – научно обоснованные.

— Интерес играет важную роль в интеллектуальном развитии человека, без него невозможно развитие навыков и умений. Поэтому если ваш ребенок разбирает игрушки по частям (по-вашему – ломает) – радуйтесь, он проявляет познавательный интерес, и важно его поддерживать в этом!

— Интерес к неизвестному движет исследовательской, познавательной и конструктивной деятельностью. Он – «ускоритель» и «активатор» процессов внимания, памяти и научения.

Эмоция интереса проявляется с рождения и обеспечивает познание мира. Специалисты относят интерес к врожденным, базовым эмоциям. Именно интерес определяет, совершенствует и развивает врожденные способности.

— Интерес – это стимулятор и самый мощный регулятор драйва. Интерес может притупить ощущение боли, человек не чувствует усталости, забывает про еду и не спит, когда увлечен игрой, делом или решением захватившей его задачи.

— Интерес удивительным образом комбинируется с другими эмоциями. Например, интерес + радость = лучшая мотивация для достижения результата. При этом стремление к достижению можно измерить степенью выраженности эмоции интереса.

— Интерес играет исключительную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта.

— Именно интерес позволяет осуществлять повседневную, привычную, рутинную работу.

— Интерес обеспечивает высокую работоспособность человека.

— Интерес крайне необходим для творчества.

Что это за эмоция и как её определить

Интерес – приятная эмоция, связанная с познанием. Возникает желание исследовать, вмешаться, узнавать новое. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным, что вызывает познавательную и двигательную активность.

Интерес у ребёнка может носить кратковременный или долговременный характер. Как отмечает один из крупнейших современных исследователей человеческих эмоций Кэррол Изард, кратковременная форма интереса проявляется в реакции заинтересованности в ответ на новый стимул. Долговременное проявление интереса носит интеллектуальный оттенок, направленный на изучение какого-либо заинтересовавшего объекта.

Интерес стимулирует человека к исследованию и познанию.

— В мимике интерес выражается приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда к объекту, слегка приоткрытым ртом или приподнятыми уголками губ.

Читайте также:  Послеродовая депрессия что делать мужу

— Человек движется, тянется в направлении интересующего объекта.

— Обычно интерес сопровождается замедлением сердечного ритма, однако продолжительный и интенсивный интерес вызывает противоположный эффект.

Возможные причины и польза интереса

— Потребность в знаниях, новизне.

— Новый предмет, появившийся в поле зрения (перемены, изменения).

— Одушевленность (человек является более сильным активатором интереса, нежели неодушевленный предмет).

— Творческая деятельность, новые идеи.

Интерес необходим для развития человека, именно он мотивирует на познание мира вещей и людей. Эмоция интереса (её переживание) способствует активации и направляет поведение человека.

Люди, которые испытывают интерес, притягивают к себе внимание других людей, сами становятся объектом интереса. В результате улучшаются коммуникации, в разных сферах жизни они становятся комфортнее и успешнее. А люди, которые испытывают интерес в меньшей мере, нам кажутся скучными.

Очень важно с детства способствовать развитию познавательно интереса ребёнка, поощрять его. Мы своим примером можем стимулировать интерес, постоянно развиваясь, узнавая новую информацию. Делитесь с ребенком тем, что вы узнали, создавайте для него новый опыт. Это могут быть не только путешествия, походы в цирк, зоопарк и прочее. Создать простейшие условия для получения нового опыта можно и дома. Например, поиграйте в «Чудесный мешочек».

Упражнения, которые можно выполнять с ребенком

В полотняный мешочек положите предметы разной формы и фактуры (например: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик и пр.). Ребёнок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Можно играть всей семьей, по очереди опускайте руку в мешочек и определяйте, что же в нем. Обсудите с ребенком, какие предметы было легче всего определить на ощупь.

Найди в неинтересном месте.

Предложите ребенку в неинтересном для него занятии найти что-то интересное. Помогите ему в этом. Например, ребенку скучно учить английский язык, приходится заставлять его практически силой, чтобы он выполнял задания. А что интересует ребенка? Например, ребёнка интересуют машины, а именно транспорт – автобус, троллейбус, электричка. И он готов часами слушать истории про транспорт, разглядывать картинки и пр.Соедините транспорт с английским: выучите с ребенком все обозначения транспорта на английском и далее каждую тему (предлоги, склонения, как составляются предложения и т. д.) можно изучать на примере транспорта. А подростки легко и непринужденно изучают иностранный язык, записывая и переводя песни любимых исполнителей, а также общаясь со сверстниками из других стран.

«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника) Вот и заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. Весёлому русскому народному.

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Из опыта работы с детьми раннего возраста «Знаем, знаем, да, да, да, где здесь прячется вода» Вода является источником жизни на земле. Ребенок знакомится с водой с самых первых дней жизни. Играя дома с водой, малыш получает массу.

Фотоотчет «Правила знаем и соблюдаем» 23 сентября – День юного пешехода на МААМ. В нашем детском саду для изучения правил дорожного и пешеходного движения созданы уголки безопасности,.

Конспект занятия «Что мы знаем о птицах» Конспект «Что мы знаем о птицах». Цель: закреплять знания о зимующих птицах,воспитывать заботливое отношение к птицам. Серая ворона. Серая.

Конспект беседы «Что мы знаем о птицах» Конспект «Что мы знаем о птицах» (продолжение). Цель: продолжать знакомить детей с перелетными птицами: с повадками, местами обитания, чем.

Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком» Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт,.

КВН «Мы знаем и любим сказки А. С. Пушкина» КВН – «Мы знаем и любим сказки А. С. Пушкина». Цель: Систематизация знаний детей о сказках А. С. Пушкина посредством игры -КВН. Задачи:.

Источник

Оцените статью