Эмоциональный контакт с психологом

Содержание
  1. Особая связь: как строятся отношения психолога и клиента
  2. Любовь, но не действия
  3. Тот, кому мы открываем свое истинное «Я»
  4. Каждый психотерапевт когда-то был (и остается) клиентом
  5. Психолог и клиент: как правильно выстроить взаимоотношения
  6. Читайте в статье:
  7. Роли психолога в общении с клиентом — разбираем позиции по содержанию
  8. Как психологу выбрать роль для разных типов клиентов
  9. Активная и пассивная — позиции по характеру взаимодействия
  10. Какую позицию занять в зависимости от поведения клиента
  11. Партнер или авторитет — позиции психолога по направленности
  12. Как не ошибиться с выбором позиции и к чему это может привести
  13. Что чувствует мой психолог?
  14. Любит ли меня мой психотерапевт?
  15. Каждый психотерапевт когда-то был клиентом
  16. Бывает ли он не в духе?
  17. Может ли он меня обнять?
  18. Испытывает ли он влечение ко мне?
  19. Можем ли мы стать друзьями?
  20. Что его радует?
  21. Ему не бывает скучно?
  22. Узнать, что переживает психотерапевт

Особая связь: как строятся отношения психолога и клиента

Кто он нам? Друг? Разумеется, нет. Доверенное лицо? Конечно да. Тот, на кого мы можем выплеснуть свои тревоги и жалобы? Иногда. Нелегко определить эту странную связь, которая устанавливается между нами и тем, кого мы называем «мой психолог» или «мой психотерапевт». Но именно она — настоящий двигатель психотерапии. Из чего же состоит эта особенная связь?

Любовь, но не действия

Отношения с психотерапевтом парадоксальны — с этим согласятся те из нас, кто когда-либо проходил (или проходит сейчас) психотерапию. Только начав ее, мы чувствуем, что без этого человека обходиться стало очень непросто. И это при том, что мы стремимся стать свободнее, обрести большую самостоятельность. Условия встреч с терапевтом жестко «формализованы», и в то же время именно эти отношения дают нам ощущение безопасности, позволяют стать предельно искренними, делиться воспоминаниями, открыто говорить о желаниях, страхах. (При условии, что мы нашли хорошего специалиста и чувствуем, что можем ему доверять.)

Со стороны психотерапевта решение работать с пациентом тоже приходит на основании субъективного ощущения. В том числе и потому, что между ними возникает резонанс, который и позволяет завязаться терапевтическим отношениям. Этот эмоциональный бессознательный отклик Зигмунд Фрейд отразил в понятиях «перенос» и «контрперенос».

«Перенос, — объясняет психоаналитик Андрей Россохин, — это процесс, при котором пациент, сам того не осознавая, наделяет своего аналитика (психотерапевта) качествами различных людей, отношения с которыми играли большую роль в его жизни, главным образом в детстве. При этом он заново переживает чувства, желания, страхи, которые эти люди когда-то у него вызывали, и начинает испытывать их по отношению к своему аналитику. А в ответ тот тоже испытывает определенные эмоции, составляющие его контрперенос». Эти взаимные чувства позволяют понять, в чем состоит болезненный опыт пациента, и продвинуться вперед в лечении.

Терапевт может испытывать самые разные чувства, в том числе нежность и даже влечение к клиенту или клиентке, но переход к действию исключается.

«Сексуальные отношения «терапевт и клиент» невозможны, — подчеркивает гештальт-терапевт Нифонт Долгополов. — Этот принцип обеспечивает клиенту полную безопасность: он может свободно проявлять себя и любые свои чувства, не опасаясь злоупотреблений со стороны терапевта. В гештальт-терапии нет запрета на эротические чувства, терапевт может флиртовать в ответ на флирт клиента, но это происходит только в рамках терапевтического процесса».

Тот, кому мы открываем свое истинное «Я»

Многие из нас — дети работавших родителей, у которых не было времени всерьез заняться воспитанием. И для нас психолог или психотерапевт становится идеальным собеседником: наконец-то нами интересуются, нас принимают. Психотерапевт, который слушает нас, не давая при этом оценок и советов, — это тот, кому мы готовы открыть наши тайны, наше истинное «Я», наши теневые стороны, странности и причуды, новые грани нашего существа.

Как это было с 41-летней Вероникой: «На сеансах психотерапии я больше не жена такого-то, не дочь таких-то. Я — это только я и именно я, такая, какая я в этот самый момент. Меня принимают именно в этом качестве, и я во всей полноте переживаю собственную уникальность».

Каждый психотерапевт когда-то был (и остается) клиентом

Порой можно подумать, что между терапевтом и нами разница как между небом и землей. Но это не так: каждый психотерапевт обязательно сам проходит психотерапию. «Это наша профессиональная обязанность, — говорит Нифонт Долгополов. — Не только во время учебы, но и приступив к практике, мы проходим личную терапию, поскольку в силу особенностей профессии накапливаются негативные состояния, и их необходимо прорабатывать».

Похоже, единственным психотерапевтом, оставшимся без профессиональной помощи, был Зигмунд Фрейд. Он пытался провести собственный анализ, но это не вполне ему удавалось. Например, он преодолел страх перед железной дорогой, но стал бояться опоздать и приезжал на вокзал за несколько часов до отправления поезда.

Источник

Психолог и клиент: как правильно выстроить взаимоотношения

Позиция психолога-консультанта — это стратегия его поведения с клиентом во время терапии. Она определяет, что делает консультант и какой эмоциональный тон у его действий. Например, будет он только внимательно слушать клиента или активно давать рекомендации? Будет демонстрировать свой авторитет или общаться с клиентом на равных? От того, насколько правильно консультант выбрал позицию, зависит эффективность терапии.

В психологии нет общепринятой классификации, поэтому мы рассмотрим самые популярные типологии позиций на примерах и разберемся, как их выбирать.

Читайте в статье:

Роли психолога в общении с клиентом — разбираем позиции по содержанию

Психолог Н. В. Самоукина выделила следующие позиции психолога в консультировании:

  • «Нейтральный советчик». Внимательно слушает, спрашивает, дает рекомендации. Нейтральный не значит равнодушный. Он поддерживает, сопереживает клиенту, но при этом сохраняет объективность.
  • «Программист». Изучает историю клиента и составляет для него программу. Консультант задает вопросы и помогает клиенту понять — что, когда и как можно сделать для решения проблемы.
  • «Слушатель». Внимательно и активно слушает, сопереживает. Минимум рекомендаций и вопросов. Помогает клиенту почувствовать себя понятым и принятым. В атмосфере поддержки клиент сам находит решение проблемы.
  • «Зеркало». Объективно описывает ситуацию клиента и его роль в ней. Человек со стороны смотрит на себя, свою жизнь и проблему — замечает то, что ускользало раньше, и находит решение.
  • «Катализатор». Определяет слабое место клиента (то, что мешает ему действовать) и помогает найти в этом ресурс. Если клиент понимает, что ему нужно сделать для решения проблемы, но не может решиться из-за неуверенности в себе, консультант помогает ему обрести ее.
Читайте также:  Что делать если с утра депрессия

Есть и другие типологии позиций по содержанию, но все они говорят об одном — психолог не учитель или друг, он не дает советов и не учит жизни, но он может сыграть ту роль, которая сейчас нужна клиенту.

Как психологу выбрать роль для разных типов клиентов

При выборе позиции ориентируйтесь на тип клиента:

Интеллектуально развитый, психически сильный, рациональный (разум преобладает над эмоциями и чувствами) Бизнесмена беспокоит усталость. Он подозревает выгорание. Мужчина осознает проблему и готов бороться с ней, но ему не хватает знаний Нейтральный советчик / Программист Взволнованный, потрясенный недавним событием Женщина рассталась с партнером после нескольких лет отношений. Сообщение о расставании стало для нее неожиданностью. Она потрясена, не может думать ни о чем другом, хочет вернуть стабильность Слушатель Эмоциональный, чувствительный (эмоции и чувства преобладают над разумом) Мама эмоционально рассказывает, что ее ребенок снова подрался в школе и часто хулиганит. Она не знает, что делать, у нее опускаются руки Зеркало / Программист Застревающий, психологически негибкий, склонный к навязчивым мыслям и действиям Женщина понимает, что несчастлива в отношениях с мужчиной, но не решается на расставание. У нее есть поддержка среди близких, финансовая подушка безопасности и другие возможности, но она не может уйти Катализатор

Активная и пассивная — позиции по характеру взаимодействия

Психолог В. В. Столин выделил 2 позиции психолога в процессе консультирования:

В первом случае консультант активно взаимодействует с клиентом, используя убеждение и другие техники влияния. Во втором — активно слушает, не дает указаний и советов (это запрещено профессиональной этикой), не интерпретирует слова, жесты и действия клиента. Специалист включается в его ситуацию, пытается понять мировоззрение.

Какую позицию занять в зависимости от поведения клиента

В психологическом консультировании важно быть гибким в своей профессиональной позиции: собрать информацию, задать вопросы и приблизить клиента к решению проблемы. В течение сессии психолог меняет активность в зависимости от реакции клиента.

Чтобы определить степень собственной активности, опирайтесь на поведение клиента. Если он занял пассивную позицию или часто отвлекается от темы, будьте активным. Если клиент развернуто отвечает на вопросы, сам подробно рассказывает о проблеме, лучше занять пассивную позицию — больше слушать, чем говорить.

  • даже на развернутые вопросы старается дать односложный ответ
  • молчит и долго думает перед тем, как что-то сказать
  • сдержан в жестах и мимике
  • избегает деталей
  • задает вопросы консультанту
  • возбужден и взволнован
  • сам предлагает методы решения его проблемы: «Я слышал, что в таких случаях…»
  • отвлекается на каждую мелочь или перескакивает с темы на тему: вспомнил анекдот — рассказал

Обратите внимание: в отвлечениях клиента может быть ценная информация. Например, анекдот может выступать защитной реакцией, если клиенту больно говорить о чем-то. Консультант должен быть внимательным. Если кажется, что отвлечение ценно для темы консультации, можно спросить клиента: «Мне показалось, что вы не просто так переключились на шутку. Вам неприятно об этом говорить?»

Партнер или авторитет — позиции психолога по направленности

Психологи Э. Берн , Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов , Г. С. Абрамова выделяют 3 позиции психолога-консультанта:

Первая позиция универсальна. Применение двух других требует большого психологического опыта, потому что может привести к негативным последствиям — разберем их на примерах.

Психолог и клиент — партнеры. Консультант не критикует, не оценивает и не судит. Он открыт и честен с клиентом, который отвечает тем же.

Психолог подчеркивает свой авторитет и профессионализм. Он избегает категоричных суждений, но более настойчив в высказываниях, чем консультант-партнер.

Позиция «сверху»‎ может лишить неопытного психолога объективности, побуждая его оценивать, критиковать и навязывать.

Пример потери объективности. Клиент отказался от приглашения на день рождения матери, потому что на семейных встречах родственники всегда обсуждают и осуждают его. Теперь его мучает чувство вины и он спрашивает у психолога: «Я поступил хорошо или плохо? Что мне делать дальше?» Психолог так увлекается позицией наставника и авторитета, что начинает оценивать клиента: «Наверное, в глазах матери вы поступили плохо, но для себя вы сделали хорошо. Вы поступили правильно». Консультант берет на себя всю ответственность. Это чревато формированием у клиента зависимости — он продолжит ходить за подсказками и оценками. Но задача консультанта — помочь клиенту стать хозяином своей жизни.

Узнайте, какие ошибки допускают начинающие консультанты, чтобы не повторять их

Получите чек-лист «9 ошибок начинающего психолога»‎

Психолог признает авторитет клиента, прислушивается к нему. Он поощряет его инициативу, мотивирует делиться знаниями.

Позиция опасна тем, что клиент может начать манипулировать психологом.

Пример манипуляций. Клиент включает «босса»: «Я заплатил вам деньги, вы должны мне помочь. Я пришел сюда не разговаривать, а получить совет». Он цитирует психологическую литературу, обращается к авторитетам, чтобы заставить психолога усомниться в своей компетентности: «Почему я должен учить вас делать свою работу? Почему я это знаю, а вы нет?» Опытный консультант быстро распознает и остановит манипуляцию. Но начинающий психолог может не заметить ее. Он усомнится в своем профессионализме и постарается за клиента решить его проблему — возьмет ответственность.

Как не ошибиться с выбором позиции и к чему это может привести

При выборе позиции нужно ориентироваться на ситуацию. Для примера разберем несколько вариантов из множества возможных:

Клиенту не хватает уверенности. У него низкая самооценка и чувство собственной значимости

Клиент осторожно зашел в кабинет, сел на край дивана, говорит тихо, его тело напряжено. В речи часто звучит: «Да я на другое и не рассчитывал», «Мне всегда не везет» и подобные выражения

Клиент понимает свою проблему и готов бороться. Спокойно и развернуто говорит

Клиент говорит: «Я понимаю, что отчасти сам виноват в том, что случилось, но я готов исправить это. Вы только помогите понять, в каком направлении двигаться»

Читайте также:  Похудение при стрессе у мужчин

Клиент растерян, ослаблен и нуждается в путеводителе, опоре, руке помощи

Клиент говорит: «Я не знаю, как поступать. Хочу, чтобы кто-то сказал, что мне делать. Я слышал, что вы хороший психолог. Я вам полностью доверяю»

Предпочтительной является позиция «на равных». Две другие могут нарушить контакт и снизить эффективность работы. Однако профессионал умеет грамотно перестраиваться с одной позиции на другую. Сначала он может занять позицию «снизу», чтобы разговорить клиента и установить доверительный контакт, а потом — «сверху», чтобы дать экспертную рекомендацию. В середине он может придерживаться позиции «на равных».

Начинающим консультантам нужно быть аккуратными в выборе и смене позиций. Обращайтесь к опытным коллегам и супервизорам, изучайте кейсы, чтобы практикой отработать понимание позиций и их смены. Важно идти за клиентом, присматриваться к нему и к тому, как развивается консультация, внимательно слушать и менять позиции согласно ситуации. Этот навык приходит с практикой.

Источник

Что чувствует мой психолог?

Скука, гнев, симпатия… Какие чувства испытывают психологи, выслушивая нас? Всегда ли они профессионально бесстрастны? Ответы на вопросы, которые мы не решаемся им задать.

Желание понять, что именно по отношению к нам чувствует психотерапевт, продиктовано особой эмоциональной связью, которая возникает между нами в ходе терапии. В психоанализе в этом случае принято говорить о феноменах переноса и контрпереноса. Перенос: речь идет о наших чувствах по отношению к аналитику. Контрперенос — эмоции, которые возникают у аналитика в ответ на переживания пациента.

Разные школы психотерапии по-разному относятся к тому, в какой степени психолог может проявлять свои чувства к клиентам. Психоаналитики, например, крайне редко сообщают о своих переживаниях. Психоаналитик Ксения Корбут уточняет: «Собственные чувства служат для аналитика диагностическим инструментом, они — знак того, что нужно обратить внимание на ту или иную особенность внутренней жизни пациента. Но бывают исключения: если психолог считает, что его самораскрытие поможет терапии, он может рассказать о том, что чувствует».

А гештальт-терапия предполагает свободный обмен эмоциями. «В основе этого метода встреча двух личностей, — говорит гештальт-терапевт Нифонт Долгополов. — Терапевт не прячет своих чувств, его открытость — часть терапевтического процесса: клиент понимает, что перед ним живой человек».

Он не может вмешиваться в судьбу своих клиентов, давать им указания и направлять их исходя из своих жизненных идеалов

При этом все специалисты сходятся в том, что терапевт, к какой бы профессиональной школе он ни принадлежал, должен быть благожелательным. Но он не может вмешиваться в судьбу своих клиентов, давать им указания и направлять их исходя из своих жизненных идеалов.

«Семейные терапевты руководствуются принципом нейтральности, — добавляет семейный психотерапевт Инна Хамитова. — Он заключается в том, что мы сочувствуем всей семье, не превращаясь в «болельщиков», не становясь на чью-то сторону. Это помогает избежать конфронтации между ее членами и позволяет видеть всю картину взаимодействий в целом. Но нейтральность — это не равнодушие. Если человек горюет, мы сопереживаем ему».

Любит ли меня мой психотерапевт?

Хоть немного — обязательно, потому что психологи и клиенты выбирают друг друга по доброй воле. «Конечно, я испытываю теплые чувства к своим пациентам, — соглашается Ксения Корбут. — Отношения с ними — это форма эмоциональной близости. В ней нет никакого собственничества: я с ними для того, чтобы помочь научиться жить самостоятельно. Я радуюсь, когда они продвигаются вперед».

В этой любви нет эротического подтекста. «Если у терапевта возникает искушение вступить в личные отношения с клиентом, это означает, что у самого терапевта есть неразрешенные проблемы, — продолжает Инна Хамитова, — и в этом случае он немедленно обращается за помощью к своим коллегам. Любые другие отношения с клиентом, кроме терапевтических, означают, что необходимо терапию прекратить. А ведь к нам приходят именно за такой помощью. И мы не можем обманывать доверие наших клиентов».

Слагаемые той любви, которую психолог испытывает к клиенту, — это внимание, понимание и желание помочь.

Каждый психотерапевт когда-то был клиентом

Порой можно подумать, что между аналитиком и нами разница как между небом и землей. Но это не так: каждый психотерапевт обязательно сам проходит психотерапию.

«Это наша профессиональная обязанность, — говорит Нифонт Долгополов. — Не только во время учебы, но и приступив к практике, мы также проходим личную терапию, поскольку в силу особенностей профессии накапливаются негативные состояния, и их необходимо прорабатывать».

Похоже, единственным психотерапевтом, оставшимся без профессиональной помощи, был сам основоположник. Зигмунд Фрейд пытался провести собственный анализ, но это не вполне ему удавалось. Например, он преодолел страх перед железной дорогой, но стал бояться опозданий и прибывал на вокзал за несколько часов до отправления поезда.

Бывает ли он не в духе?

Конечно, терапевту случается испытывать раздражение, скучать и сердиться.

«Некоторые клиенты недовольны своей жизнью, своим окружением. И это недовольство они приносят ко мне в кабинет, — рассказывает Нифонт Долгополов. — Они могут провоцировать на агрессию, сказать, например: «У вас ботинки поношенные, вы что, не можете себе купить новые?» — или прийти раньше условленного времени и настаивать, чтобы их приняли. И это вызывает ответные чувства. Я замечаю, что происходит, и стараюсь рассказать об этом клиенту так, чтобы он мог меня услышать и при этом не чувствовал себя виноватым. Я предполагаю, что мой клиент так ведет себя не только со мной, а со многими людьми в своей жизни. Моя задача — помочь ему понять, что именно он делает, и найти другие возможности выразить себя, если он этого захочет».

Однако даже если психолог сердится, он не осуждает и не оценивает своего клиента. «Что бы клиенты мне ни рассказывали, даже если я в своей жизни не разделяю этих взглядов или сама так не поступила бы, я принимаю их и отношусь к ним с уважением. Это необходимое условие для работы терапевта», — убеждена Инна Хамитова.

Читайте также:  Самые эмоциональные породы собак

Может ли он меня обнять?

В психоанализе и аналитической психотерапии предполагается, что терапевт будет сохранять дистанцию: здесь разговаривают, не прикасаясь друг к другу. «Я также принадлежу к той школе, где клиента не обнимают, — говорит Инна Хамитова. — Если же он чувствует потребность в этом, мы скорее будем обсуждать с ним это желание, то, что за ним стоит. Не исключено, что в нашем терапевтическом контакте ему не хватает эмоциональной близости, что контакт неполный. Почему? Вот с этим мы и будем работать».

Нифонт Долгополов смотрит на ситуацию иначе. «Одна из моих клиенток сейчас беременна, она ждет рождения первого ребенка, — поясняет он. — Беременность — это интенсивный телесный процесс, и она нуждается в телесной поддержке. Когда в конце сессии она говорит: «Я хочу вас обнять», я обдумываю это и не вижу никаких противопоказаний. Если это полезно клиенту, это допустимо для его терапии. Но в начале сессии я никогда не обнимаюсь, потому что таким образом снимается напряжение, а оно может быть полезно для работы».

Испытывает ли он влечение ко мне?

Терапевт может испытывать нежность и даже влечение к клиенту или клиентке, но переход к действию исключается.

«Сексуальные отношения в паре «терапевт и клиент» невозможны, это записано в психотерапевтическом этическом кодексе, — подчеркивает Нифонт Долгополов. — Это положение обеспечивает клиенту полную безопасность: он может свободно проявлять себя и любые свои чувства, не опасаясь при этом злоупотреблений со стороны терапевта. В гештальт-терапии нет запрета на эротические чувства, терапевт может даже флиртовать в ответ на флирт клиента, но все это происходит только в рамках терапевтического процесса».

Если же обратившийся за помощью ведет себя откровенно соблазняюще, то сначала «это иногда может даже польстить, — говорит Ксения Корбут. — Но мы очень внимательны к своим чувствам, анализируем свои переживания и эмоции и понимаем: пациент предлагает нам определенную модель отношений, которая разрушительна для анализа. И тогда наша задача — разобраться, почему это происходит». Очень часто обнаруживается, что люди, которые так себя ведут, выросли со взрослыми, которые обращались с ними лишь как с объектом для своего наслаждения.

Можем ли мы стать друзьями?

Часто дело не в том, что психолог этого не хочет, а в том, что дружба несовместима с психотерапевтической работой.

Нифонт Долгополов категоричен: «Даже когда терапия окончена, нельзя сразу же перейти к приятельству: эта симпатия может быть лишь остатком привязанности, которая возникает в ходе терапии. Другое дело, если встреча происходит по прошествии долгого срока — тогда, уже на другой основе, могут сложиться новые отношения. Но, честно говоря, у меня едва хватает времени встречаться даже со своими старыми друзьями. С клиентами я вижусь гораздо чаще, чем с ними!»

Наибольшее удовлетворение психотерапевт получает от глубокой работы и новых открытий, которые клиенты делают с его помощью

Ксения Корбут добавляет: «Случается, что пациенты идут учиться психоанализу, заканчивают курс, и однажды мы встречаемся как коллеги». Большинство терапевтов избегают встречаться с пациентами вне своего кабинета. Терапия — уникальный опыт, особая связь, которая должна оставаться строго конфиденциальной. И уже на первых встречах клиент и терапевт договариваются о том, как завершатся их отношения.

Что его радует?

«Если пациента волнует, как к нему относится аналитик, и он искренне интересуется этим — значит, он способен открыто говорить о чувствах, которые возникают непосредственно во время терапии, это может быть хорошим признаком!» — считает Ксения Корбут. Наибольшее удовлетворение психотерапевт получает от глубокой работы и новых открытий, которые клиенты делают с его помощью, то есть когда мы обретаем внутреннюю свободу, веру в свои силы, а терапия завершается.

«Приятно слышать: «Вы мне очень помогли», но еще приятнее, когда у клиента есть ощущение, что всего он достиг сам, — признается Инна Хамитова. — Хорошо случайно встретиться с ним через несколько лет, улыбнуться друг другу и понять, что нам не о чем говорить. Это и значит, что терапия была успешной». Ведь ее цель — обретение клиентом независимости и умения самостоятельно решать возникающие проблемы.

Ему не бывает скучно?

Иногда это именно так. «Бывает адски скучно! — восклицает Нифонт Долгополов. — Это происходит, когда клиент избегает разговора о своих переживаниях: рассказывает о себе в третьем лице, словно о постороннем, или заводит речь о ком-то другом. Мне случалось даже пару раз заснуть среди сессии. Но это не значит, что не интересен человек. Скучных людей не бывает — скучным может быть способ их самовыражения. И если я откровенно говорю, что мне скучно, это побуждает клиента вернуться к самому себе, осознать свои чувства. И появляется энергия, а скука исчезает без следа».

Узнать, что переживает психотерапевт

Сериал «Терапия» («In Treatment») вышел на американские телеэкраны в 2008 году. Его главный герой — 50-летний психотерапевт Пол Вестон (его играет Гэбриэл Бирн). Пять 25-минутных серий в неделю, каждая основана на встрече с одним пациентом. Это девочка-подросток, совершившая попытку самоубийства, отрицающий свое чувство вины военный летчик, раздираемая внутренними противоречиями семейная пара и сексапильная молодая женщина, которая разными способами старается соблазнить своего терапевта.

Последний эпизод на неделе — встреча самого Пола с собственным терапевтом и супервизором: он занимает кресло пациента, размышляет о проводимой им терапии и пытается решить свои семейные проблемы. Его жена намерена расстаться с ним, взрослый сын смотрит на отца без прежнего обожания, младшая дочь избегает общения и, возможно, употребляет наркотики.

Сериал откровенно показывает жизнь, мысли и чувства психотерапевта. 3 сезона, 16 номинаций и 4 кинопремии — таков итог на сегодня.

«Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие» В этой хрестоматии собраны работы зарубежных исследователей, посвященные самому Фрейду, его идеям и окружению. Мы можем увидеть, как Фрейд проявлял себя в профессиональных и в близких отношениях, оценить, какое воздействие оказывали на умы современников его смелые гипотезы, и проследить дальнейшую судьбу его пациентов.

Источник

Оцените статью