Эмоциональный контакт с аудиторией это

Как установить контакт с аудиторией

Как установить контакт с аудиторией

Цель каждого публичного выступления – донести его суть, идею до аудитории, чтобы получить обратную связь. И фактором, в большей степени влияющим на успех, является контакт с аудиторией. Чем он прочнее, тем большую отдачу получает оратор от благодарной публики.

Добивайтесь успеха, привлекая внимание аудитории

Чтобы добиться и удержать внимание аудитории, постарайтесь полностью избавить публику от барьеров восприятия. К факторам, которые зависят только от оратора и помогают создать качественный контакт, относятся:

1. грамотная речь.

Использование в речи стилистических ошибок, просторечий, а так же чрезмерно заумных фраз не будет соответствовать уровню, необходимому для создания полноценного восприятия информации. Стройте речь в доступной манере, используйте понятные слова, следите за грамотностью. Следите за паузами и за их длиной, постоянные “э-э” также вряд ли придутся по вкусу публике.

Придерживайтесь главного правила выступления – говорите с аудиторией, а не перед ними!

2. четкая дикция.

Даже если вы говорите правильные и полезные вещи, но, вместо четкого произношения, бубните или жуете слова, вы рискуете остаться непонятым. И, в лучшем случае, половина ваших слушателей досидят до конца выступления. От ясности произношения зависят восприятие и реакция публики, и, как следствие, достижение цели выступления.

3. акцентирование внимания.

С целью привлечения внимания используйте жестикуляцию. Инструменты невербального общения помогут легче и действеннее установить контакт с аудиторией.

Важно!

Жесты не должны быть резкими. При помощи жестикуляции делайте акценты назначимых моментах, так как при подключении зрительного восприятия, оратору быстрее удается заслужить внимание аудитории.

4. зрительный контакт с публикой.

Поскольку выступление перед аудиторией – контакт двух сторон, необходимое условие – установка канала обращения. К приемам, позволяющим установить зрительный контакт относятся:

  • фиксация зрения на одном человеке;
  • переменная фиксация на разных людях.

Интересно!

Если у вас мало опыта в публичных выступлениях, зрительный контакт может стать решающим фактором. Чтобы стеснение и страх сцены не взяли верх, попросите поприсутствовать в помещении знакомого вам человека, зрительный контакт с которым не был бы дискомфортным.

Контактное поведение

Хороший оратор, чтобы удержать внимание аудитории, используют в своем арсенале активные движения. Действительно, физическая активность способствует привлечению внимания, но не переусердствуйте с бессмысленными движениями, не имеющих цели обратить внимание на важные детали выступления. При постоянных движениях, хождению по сцене, внимание, наоборот, будет рассеиваться.

Секреты поведения, позволяющие наладить контакт с аудиторией

  • открытость.
    Не стоит скрещивать ноги и руки – откройте себя. Такие позы производят эффект скрытности, вызывая недоверие и создавая дополнительные барьеры в общении с публикой.
  • постоянный зрительный контакт.
    Никогда не поворачивайтесь к аудитории спиной. Если ваше выступление перед аудиторией сопряжено с необходимостью использования доски/мультимедиа и т.д., поворачивайтесь полубоком, чтобы не терять контакт со слушателями

Секреты успеха публичного выступления

Все мы любим секреты, позволяющие с первых минут заполучить полное внимание публики. Естественно, как по мановению волшебной палочки, внимания аудитории вы не добьетесь. Но, работая над собой, своими движениями и манерой преподнесения информации, добьетесь идеального выступления с вовлеченной публикой.

  1. Любой выход начинайте с приветствия. Так вы покажете свое уважение к аудитории, без которого невозможно серьезное восприятие информации. Приветствие – способ визуально осмотреть готовность зрителя к восприятию. Зритель, готовый принимать вас, ответит на приветствие (это может быть банальный кивок или улыбка).Для установления контакта с аудиторией, можно сделать акцент на одном зрителе, который не проявляет заинтересованности (к примеру, если некая дама во втором ряду, во время вашего приветствия сосредоточена на своем телефоне, можно невзначай спросить её о времени, прикрывшись желанием удостовериться, что начало состоялось вовремя).
  2. После приветствия, желательно обозначить основную линию выступления, а также дать некоторую информацию о себе. Беспроигрышный вариант – информация, которая объединяет вас с темой выступления (маленький экскурс на тему вашего отношения к проблематике). Подобный ход необходим, так как в силу человеческой природы, мы с большим интересом относимся к тем, кого знаем лучше.
  3. Перед тем, как начать монолог, дайте зрителю некую наводку на то, что ваша речь будет нести в себе. В виде наводки может выступать некий анонс, отражающий наиболее интересные темы, а также ссылки на уникальную и полезную информацию. Таким образом, вы создадите интригу ожидания, это поспособствует проявлению интереса зрителя на протяжении всей речи.
  4. Чтобы зритель проявил заинтересованность в вашем выступлении, используйте метод диалога. Во время выступления обращайтесь к публике с уточняющими вопросами. Важно, чтобы было охвачено максимальное количество участников. Не прекращайте диалог на протяжении всего выступления, тем самым время от времени подогревая интерес публики. В некоторых случаях поможет прямое указание на то, что этот вопрос очень важен и знания в освещаемой теме пригодятся в дальнейшем.

Диалог с аудиторией активизирует все виды внимания.

Закрепление результата

Многие лекторы считают, что лучше завершить выступление на минуту раньше, чем позже. Этим вы покажете, что цените время ваших слушателей. Можно уточнить в конце, что при имеющихся вопросах люди могут обращаться к вам в индивидуальном порядке после выступления.

В независимости от длительности выступления, можно судить о его успехе по количеству прямых взглядов, направленных на вас, в последние минуты. Популярной ошибкой ораторов является “сливание” концовки, хотя она является гарантом внимания аудитории после окончания выступления.

Чтобы ваша речь несла ясность, необходимо подвести итог, в который будут входить следующие тезисы:

  • что нового было представлено аудитории;
  • какие выводы должны быть сделаны.

Концовка выступления – это итоговый тезис, который полностью отражает проблематику всего выступления. По окончанию речи, в обязательном порядке поблагодарите публику за внимание.

Если вы вели диалог, сделайте акцент на наиболее активных зрителях, но не превозносите их над остальной аудиторией. Подобная концовка позволит сохранить внимание к себе и проблематике выступления даже по его окончанию. И планируя публичное выступление, помните, что главное в любом выступлении – подготовка!

Источник

Контакт с аудиторией

Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей.

Два оратора (два лектора) могут говорить одно и то же, но слушать одного интересно, а другого – скучно, даже невозможно.

Контакт с аудиторией необходим а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).

Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.

Мощное средство контакта с аудиторией – зрительный контакт. Время от времени надо смотреть в глаза слушателям, тогда аудитория чувствует заботу о себе, а оратор видит, интересно ли, не пора ли завершать.

Распространенные ошибки ораторов: 1) смотреть поверх голов; 2) смотреть в упор на одного и того же человека; 3) смотреть только в текст доклада.

Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла, это: 1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении), 2) интригование (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт…), 3) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда), 4) небольшие отступления от темы.

Чтобы выступление «получилось», необходимо настроиться на аудиторию. Вот некоторые рекомендации:

1. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. При несоответствии постарайтесь «навести мосты взаимопонимания».

2. Держитесь во время выступления уверенно, демонст­рируя твердую убежденность в своих словах. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, убеди­тесь в том, что она готова к восприятию ваших слов.

3. Начи­найте говорить только после того, как установится ти­шина. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная, а в случае необходимости — и более длительная пауза.

4. Вступительные слова не должны быть громкими. Это поможет лучше контролировать ход выступления и привлечь внимание аудитории.

5. Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее ни слишком быстро, ни монотонно.

6. Во время выступления ваш взгляд должен быть направ­лен на слушателей. Не избегайте взглядов, направленных на вас, не смотрите в одну точку.

7. Наблюдайте за реакцией ауди­тории. Если вы заметили, что только что сказанные вами слова вызвали оживление слушателей, постарайтесь развить затрону­тую тему. Это поможет завоевать аудиторию и вызвать ее одо­брение.

8. Переходите к изложению главного вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей.

9. Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступле­ния. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

10. Не вступайте в дискуссию, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить вас из равновесия. Скажите, что после выступления вы охотно от­ветите на любой вопрос. Этим вы выиграете время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе дальнейшего выступления дискуссионные вопросы могут быть сняты.

11. В критические моменты выступления необходимо говорить особенно убежденно, уверенно, артикулируя каждое слово.

12. Нелицеприятные для аудитории моменты выступления следует подкреплять очевидными примерами. Не забудьте подчеркнуть, что насущная необходимость заставляет вас затронуть подобную тему.

13. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комп­лиментами слушателям. Если заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте голос.

14. Обобщающие выводы должны быть логично связаны с со­держанием речи. Заканчивая выступление, не забудьте побла­годарить присутствующих за внимание.

Настраивают аудиторию против выступающего и разрушают контакт и энергетику зала высокомерие, менторский тон, презрение, выказывание превосходства, спор со слушателями, публичные замечания, выражение вслух своих предпочтений или антипатий, враждебные выпады в адрес аудитории.

Источник

Контакт с аудиторией

Вопрос 2

Высшим проявлением мастерства публичного выступления, важнейшим условием эффективности ораторской речи является установление контакта со слушателями.

Контакт– это общность психического состояния оратора и аудитории.

Контакт оратора со слушателями возникает при соблюдении двух условий:

1) наличия интеллектуального сопереживания – совместной мыслительной деятельности оратора и аудитории;

2) возникновения эмоционального сопереживания – оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства.

Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.

О наличии или отсутствии контакта между говорящим и слушающим можно судить по двум показателям:

1) по поведению аудитории:

— реакция слушателей на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, взгляд, кивки головой и т.п.), установление «рабочей» тишины в зале;

— жесты слушателей (например, характерные для выражения несогласия с мыслью оратора движения рук, аплодисменты и др.);

— мимика (например, выражение на лицах сомнения, несогласия или, напротив, одобрения, интереса и др.);

— звуковые проявления (шепот, смех);

— возгласы одобрения, несогласия, сомнения со стороны отдельных слушателей («Неверно!», «А почему именно так?», «Точно!» и др.);

— другие проявления поведения слушателей (уход из зала, «частые разговоры», сонливость, беспокойство и др.);

2) по поведению оратора: уверенное произнесение речи, естественное поведение, работа с аудиторией (использование приемов привлечения внимания, установление зрительного контакта и др.).

Аудитория сразу же реагирует, если перед ней появляется слабый оратор. Слушатели начинают менять положение, смотреть на часы, поворачиваться, зевать, ищут, чем бы еще заняться и, конечно, отказываются слушать выступающего.

Не установив контакта со слушателями, нельзя их ни заинтересовать чем-либо, ни изменить их взгляды.

Как во время выступления установить прочный контакт с людьми, завоевать их умы и сердца? Что способствует установлению контакта между оратором и аудиторией?

Главное – говорить со слушателями, а не при них. На установление контакта, прежде всего, влияют:

2) манера ее изложения;

Чтобы слушатели восприняли сказанное, оратор должен установить с аудиторией 3 разновидности контакта:

1) личностный, психологический контакт — легкая улыбка вызывает доброжелательность со стороны слушателей, а уважительное отношение – ответные чувства;

2) эмоциональный контакт — вначале несколько слов посвятить произошедшему накануне событию, рассказать забавную историю и т.п. К своей теме можно подходить лишь после того, как у слушателей появится рабочее настроение;

3) познавательный контакт — важнейшее условие его возникновения – интерес к теме выступления.

На установление контакта оратора со слушателями влияют также следующие факторы:

1. Актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении проблемы, содержание выступления.

2. Единство слова и дела. Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек, у которого слово не расходится с делом, как человек, не бросающий слов на ветер, то аудитория будет испытывать доверие к нему. Несоблюдение этого требования остро и болезненно воспринимается слушателями, подрывает их доверие к словам говорящего.

3. Учет особенностей аудитории:

Однородна аудитория или неоднородна (учитываются возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы и т.п.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать.

Количественный состав слушателей.

Проявление чувства общности (выражается в эмоциональном настрое слушателей). Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего.

4. Знание психологии слушателей (оценка оратора аудиторией по следующим критериям: внешний вид, поведение оратора во время речи, поза лектора, направленность его взгляда и т.д.).

В помещении, где выступает оратор, складывается определенная атмосфера. Поэтому он должен говорить и вести себя уверенно. Очень многое зависит от того, как оратор в начале своего выступления сумеете установить контакт со слушателями, убедите их в том, что его выступление будет не только интересно для них, но и полезно.

Психологи утверждают — большинство слушателей в течение первых минут выступления уделяют оратору все свое внимание. Они внимательно присматриваются к нему, как он идет, как начинает говорить, как ведет себя за трибуной. Если, идя к месту выступления, вы проявляете поспешность, нервозность, боязнь, неуверенность, то все это влияет на слушателей, на их внимание и заинтересованность.

Чтобы оказать наилучшее впечатление на слушателей, надо уверенно выйти, встать за трибуну, разложить свои записи (если они имеются), приветливо и спокойно посмотреть на слушателей, медленно обвести взглядом аудиторию. Перед началом речи выдержать небольшую психологическую паузу — 5 — 7 секунд, пока все рассядутся. Данная пауза позволяет собрать взгляды слушателей, служит как бы приглашением к разговору. За это время слушатели могут занять удобное положение, успокоиться, а оратор сможет сосредоточиться. Наступившая пауза заострит их внимание аудитории.

Чтобы завоевать аудиторию, надо не только установить с ней зрительный контакт, но и постоянно поддерживать его. Большое значение имеет уверенный, прямой, открытый взгляд.

Очень важно переводить взгляд из одного конца аудитории в другой, с одного слушателя на другого, не оставляя без внимания кого-либо из присутствующих. Важно следить за реакцией слушателей, уметь сокращать свое выступление, импровизировать, приводить примеры из жизни.

Социологи установили, что рейтинг оратора значительно снижается в следующих случаях:

— если он только два-три раза украдкой посмотрит на присутствующих;

— если говорящий смотрит поверх головы сидящего в последнем ряду;

— если оратор даже непродолжительное время смотрит в окно.

Во всех этих случаях аудитория думает, что выступающий избегает слушателей, неискренен.

Первая фраза всегда должна содержать приветствие. После начальной паузы и приветствия обычно в зале есть еще некоторое напряжение. Поэтому первые слова лектора должны быть простыми, доступными, понятными и интересными, должны «зацепить» внимание. Произносить их надо, глядя на слушателей.

Чтобы установить контакт, надо вначале поговорить о том, что волнует людей, заговорить о своих чувствах относительно обсуждаемой проблемы, вопроса, а затем перейти к теме своего выступления. Выражение эмоций всегда вызывает внимание, но важно чувствовать меру.

Установить контакт помогают специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», способствуют объединению говорящего со слушателями.

Важно, чтобы у выступающего были желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится.

Атмосфера в зале во время выступления также зависит от некоторых факторов, одни из которых мешают выступлению, другие же оказывают благоприятное воздействие.

— плохое освещение, внешние факторы (шум, посторонние звуки и т.п.);

— непропорциональное размещение слушателей в зале (присутствующие сидят врозь в полупустом помещении или, наоборот, в очень тесном помещении собрано много людей);

— неуютный зал (без вкуса оформленный, холодный, плохая акустика, неудобные сидения);

— неудачное расположение выступающего (слушатели его плохо видят и слышат).

— слушатели равномерно расположены в зале;

— выступление проводится в удобном помещении с хорошей акустикой, освещенностью, удобными креслами для сидения;

— все хорошо слышат докладчика, видят его жесты, мимику.

Таким образом, установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей.

Но успех публичного выступления зависит и от многих других его составляющих. Прежде всего надо изучить будущую аудиторию, поскольку от того, перед кем вам придется выступать, зависит, какую стратегию и тактику вы выберете, метод изложения материала, особенности содержания и т.п. Изучая аудиторию, прежде всего надо заранее узнать еесостав(образовательный уровень будущей аудитории, направление ее образования — гуманитарное, техническое…, познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору), настроиться на слушателей, поставить себя на их место.

Для всестороннего изучения будущей аудитории рекомендуется ответить на следующие вопросы:

1. Какая перед вами аудитория?

2. Какой возрастной, профессиональный, социальный состав аудитории?

3. Какую позицию она занимает?

4. Как установить с аудиторией психологический контакт?

5. Что она думает о вас, как относится к вам?

6. Что у вас общего с аудиторией?

7. Каков общий уровень знаний слушателей?

8. Какие проблемы и трудности волнуют данную аудиторию?

9. Что ждут слушатели от вашего выступления?

10. Какую из проблем, волнующих слушателей, вы можете помочь решить?

11. Что я должен проанализировать детально?

12. О чем достаточно рассказать в общих чертах?

13. Какие специальные термины и высказывания слушатели могут не понять?

14. Какие данные необходимо подтвердить примерами, сравнениями?

15. Как сказать именно то, что вы хотели бы изложить?

16. В какое время суток предстоит выступать (утром, днем, вечером)?

От состава будущей аудитории зависит то, как вы будете устанавливать контакт, какие приемы привлечения внимания использовать, как и каким методом излагать материал, какие примеры приводить, в каком объеме и размере, с какой стороны вы будете излагать материал и т.п.

Например, вы — профессионал в области электронно-вычислительной техники. Вам предстоит выступать перед смешанной аудиторией студентов, пенсионеров и домохозяек. Раньше, выступая перед специалистами, вы приводили аналитические выкладки, научные обобщения, примеры использования ЭВМ в области, в которой они работают и которую хорошо знают.

В популярной лекции выступление должно быть иным. Доклад следует подготовить фактически снова и подобрать примеры, доступные и убедительные для данной категории слушателей. Например, о внедрении электронно-вычислительных машин в управлении городским транспортом, в медицинском обслуживании, бытовых приборах, облегчающих домашний труд и т. п.

Надо знать не только уровень знаний, интересов аудитории, но и степень однородности слушателей. Всегда легче выступать перед однородной аудиторией. Чем однороднее она, тем единодушнее реакция на выступление. Обращаясь к молодежи, нельзя поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторов, демонстрировать свое превосходство, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какую-то часть вашего выступления каждой группе. Следует подумать заранее, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей управлять сложнее. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление — в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон и т.д.

Важно заранее оказаться в том месте, где предстоит выступать, оценить наполненность аудитории, расположение собравшихся и мысленно выбрать то место, где его будут все видеть и он будет видеть всех, где ему удобно будет пользоваться вспомогательным материалом, если он есть. Важно заранее четко представлять размещение слушателей в аудитории – чтобы соответствующим образом настроиться, выбрать определенную стратегию и тактику.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Читайте также:  Классному руководителю что такое стресс
Оцените статью