Эмоциональный контакт ребенка с родителями

Содержание
  1. Как укрепить эмоциональную связь с ребенком
  2. Эмоциональная связь детей с родителями – залог их способности строить здоровые отношения в будущем
  3. 6 родительских привычек, которые нарушают эмоциональный контакт с ребёнком
  4. 1. Вы обращаете внимание на ребёнка только тогда, когда он делает что-то не так
  5. 2. Вы не хвалите своего ребёнка
  6. 3. Вы не обсуждаете его и свои эмоции
  7. 4. Вы считаете ребёнка ещё маленьким для того, чтобы делать самостоятельный выбор
  8. 5. Вы используете насильственные методы воспитания
  9. 6. Вы мало времени проводите вместе
  10. Шесть уровней привязанности. Как укрепить связь ребёнок-родитель
  11. Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
  12. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
  13. Кризис одного года — упрямство и капризы?
  14. Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)
  15. Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
  16. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
  17. 20 вещей, которые навсегда запомнит ваш ребенок
  18. Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)
  19. 20 правил хорошего воспитания глазами ребенка
  20. Подростки, яркая юность – а что дальше?

Как укрепить эмоциональную связь с ребенком

Эмоциональная связь детей с родителями – залог их способности строить здоровые отношения в будущем

Эмоциональная связь между родителями и ребенком – ключ к доверительным и любящим взаимоотношениям. Привязанность ребенка к родителям – это не данность, а длительный процесс. Поэтому однократное проявление любви к ребенку и заботы о нем еще не означает, что ребенок будет привязан к вам. Точно так же и отдельные конфликты с ребенком не означают, что теперь эмоциональная связь с ним нарушена.

Если ребенок сможет сформировать безопасную привязанность к вам, это будет во многом ему полезно. Дети, у которых есть сильная эмоциональная связь с родителями, имеют более высокую самооценку и успеваемость в школе, лучше ладят с людьми и управляют стрессом, чем их сверстники.

Родители могут помочь ребенку развить безопасную привязанность. Для этого нужно придерживаться следующих правил.

Будьте надежной опорой для ребенка

Рядом с вами ребенок должен чувствовать себя в безопасности. Окружите его заботой и дайте почувствовать себя комфортно, когда он болеет или расстроен. Как можно чаще будьте рядом с ребенком, когда ему это необходимо. Чувствуя себя в безопасности, ребенок может самостоятельно исследовать окружающий мир: он знает, что в любой момент вернется к вам и опять почувствует себя под защитой. Поощряйте ребенка пробовать что-то новое. Показывайте, что вы верите в то, что ему по силам справиться с новыми заданиями самостоятельно. Но в то же время будьте рядом, если ребенок почувствует себя некомфортно.

Будьте внимательны к ребенку

Уделяйте время ребенку и взаимодействуйте с ним один на один. Найдите игры и занятия, которыми вы можете заниматься вдвоем с ребенком, испытывая от этого удовольствие. Находите время на то, чтобы выслушать ребенка и поговорить с ним о том, что ему интересно. Дайте ребенку возможность самому выбирать занятия в соответствии с его интересами, не навязывайте при этом свое мнение. Важно не то, сколько времени уделять взаимодействию, – важно показывать свою привязанность к ребенку и уделять ему внимание. Визуальный и тактильный контакт, дружелюбие и улыбка помогут вам укрепить эмоциональную связь с ребенком.

Будьте предсказуемы

Детям нужен распорядок дня, чтобы он чувствовал себя уверенно и безопасно. Привычный распорядок приема пищи, сна и других ежедневных занятий помогает ребенку развить навыки дисциплины и почувствовать себя в безопасности. Когда ребенок знает, что будет происходить дальше, это помогает ему самостоятельно переходить от одного занятия к другому.

Будьте чуткими по отношению к ребенку

Спрашивайте себя: «Что сейчас чувствует ребенок?» или «Как это выглядит в глазах ребенка?». Не думайте, что ребенок видит события так же, как и вы. Не спешите делать за него выводы. Наблюдайте за ребенком – и вы сможете увидеть происходящее его глазами.

Будьте эмоционально открыты

Ребенок должен иметь возможность видеть, как вы выражаете различные эмоции. Когда вы видите его, выражайте радость и улыбайтесь. Когда вы чем-то опечалены, не прячьте от него слез. Ваша эмоциональная открытость поможет ребенку понимать и выражать свои эмоции. Если у него будут возникать различные чувства, он не будет их прятать или притворяться.

Не принимайте поведение ребенка на свой счет

Многим родителям становится больно, когда ребенок отталкивает их, убегает или отказывается обняться. Когда ребенок учится словесно выражать свои эмоции, вы можете услышать от него: «Ты злая!», «Я тебя ненавижу!» или даже «Ты мне больше не мама!». Не воспринимайте эти слова буквально: так ребенок выражает свой страх, злость, разочарование и другие отрицательные эмоции. Он еще не умеет делать это правильно.

Следите, чтобы ваши слова не расходились с действиями

Например, когда вы утром заходите в комнату ребенка, скажите ему: «Доброе утро! Как тебе спалось? Я скучала по тебе, пока ты спал! Ты – самый лучший ребенок во всем мире. Вставай, и давай прогуляемся». Ребенку необходимо установить четкую связь между вашими действиями и вашим голосом.

Покажите ребенку свои ожидания от его поведения

Ведите себя с ребенком так, как будто он поступает именно в соответствии с вашими ожиданиями. Когда вы приходите забирать ребенка из детского сада, а он просто поворачивает голову в вашу сторону, представьте, что он тянется к вам с распростертыми объятиями и улыбается. Улыбнитесь ребенку, протяните к нему руки и скажите: «Привет! Я ждала тебя! Иди ко мне, я тебя обниму!».

Позвольте ребенку проявлять инициативу

Маленькие дети часто чувствуют себя центром Вселенной. На определенном этапе развития ребенка это нормально, более того – ребенку важно прожить этот этап. Это помогает ему развить чувство собственного достоинства и лучше понять себя. Если родители поддерживают ребенка на этом жизненном этапе, они помогают ему стать более самостоятельным. Позволяйте ребенку брать инициативу (а вместе с ней – и ответственность) на себя. Можно даже подыграть ребенку и на некоторое время поменяться ролями: он будет родителем, а вы – ребенком.

Читайте также:  Если эмоции управляют мозгом

Устанавливайте зрительный контакт

Если ребенок не поддерживает зрительный контакт – продолжайте с ним над этим работать, но не принуждайте к этому ребенка. С маленькими детьми можно играть, закрывая глаза ладонями, а затем открывая их. Игры расслабляют ребенка, и от этого он легче привыкает к зрительному контакту с вами.

Относитесь с терпением к капризам и истерикам ребенка

Во время таких проявлений плохого поведения не кричите на ребенка и не уходите от него. Ребенок хочет, чтобы вы были рядом с ним. Его поведение изменится, когда он научится лучше понимать и выражать свои чувства. Реагируйте на его поведение позитивно. Говорите с ребенком: «Мне кажется, ты хочешь к папе», «Хочешь, чтобы я не уходила, а осталась с тобой?». Если вы будете отстраняться от ребенка в такие моменты, вы только усугубите ситуацию. Вместо этого можно мягко установить для ребенка границы: «Я бы хотела, чтобы ты посидел у меня на коленях, но мне нужно тебя видеть, поэтому я буду сидеть рядом». Оставайтесь рядом с ребенком и разговаривайте с ним, пока он не успокоится. Это не означает, что вы идете на поводу у ребенка и поддаетесь на его провокации, – разумеется, за исключением того, что цель ребенка в том, чтобы быть рядом с вами.

Иногда вам действительно нужно будет уйти (например, когда в семье есть младший ребенок и вам нужно присматривать за ним). Ваш старший ребенок со временем поймет это.

Будьте особенно внимательны, если ребенок никогда не впадает в истерики и не демонстрирует плохого поведения. Возможно, он не умеет говорить о своих потребностях и нуждается в вашей помощи, чтобы научиться выражать свои чувства.

Показывайте привязанность к ребенку, даже если не можете всегда быть рядом с ним

Если вы не можете всегда быть рядом с ребенком (например, если вы с супругом разведены и ребенок не живет с вами), это не должно влиять на ваши с ним отношения. Ребенок может быть привязан и к своей новой семье, и к вам. Придумайте особый ритуал, когда вы прощаетесь с ребенком до следующей встречи. Это придаст ребенку уверенности. Он понимает, что вы можете быть расстроены тем, что вам приходится расставаться. Но, если вы покажете, что вы не расстроены, он тоже сохранит спокойствие. По возможности приучайте ребенка проводить больше времени без вас, постепенно увеличивая время между вашими встречами. Однако первое время после развода или переезда проводите много времени с ребенком – это поможет ему привыкнуть к жизненным изменениям. Некоторым детям хорошо помогает, если рядом с ними всегда будут любимая игрушка или предмет, к которому они привыкли.

Вы не сможете своей любовью испортить ребенка

Чем больше ребенок будет чувствовать себя в безопасности, тем более самостоятельным он станет в будущем. Чем больше заботы и внимания вы проявляете по отношению к ребенку, тем меньше он будет прибегать к плохому поведению, чтобы привлечь ваше внимание. Ваше общение с ребенком станет глубже, а эмоциональная связь между вами – крепче.

Эмоциональная связь ребенка с родителями приносит ему большую пользу по мере его роста и развития. Ваши забота, душевная теплота и предсказуемость в действиях вселят в ребенка уверенность и будут способствовать тому, чтобы он самостоятельно исследовал окружающий мир.

Источник

6 родительских привычек, которые нарушают эмоциональный контакт с ребёнком

Эмоциональный контакт родителя и ребёнка — фундамент семейных взаимоотношений, на котором стоит многоэтажный дом под названием «воспитание». У каждого родителя есть потенциал сделать этот фундамент прочным, но иногда контакт с ребёнком теряется. У нас есть для вас хорошие новости: даже если контакт утерян, его можно вернуть. Как именно — рассказывает психолог Анастасия Иванова.

Этот текст не расскажет родителям о симптомах и признаках нарушения контакта, которые можно увидеть в ребёнке. Ответственность за создание этой крепкой связи всецело отдана в руки родителю. Вместо этого я расскажу о родительских ошибках, которые могут привести к утрате близости с ребёнком.

1. Вы обращаете внимание на ребёнка только тогда, когда он делает что-то не так

Почему-то чаще замечается что-то плохое, а хорошее воспринимается как само собой разумеющееся. Когда ребёнок что-то роняет, мы сразу видим это и делаем замечание, но вот когда он аккуратно держит предмет в своей маленькой ручке, мы молчим или даже не замечаем.

Стоит понять, что ребёнок запоминает, что когда он делает что-то не так, родитель сразу обращает на него внимание. Его вывод: пакость = внимание. Количество замечаний пропорционально стремлению ребёнка скрывать и отдалиться от родителя.

Рекомендация. Обращайте своё внимание на то поведение, которое хотите видеть снова. Уравнение простое: видите позитивное поведение — подчеркните его. Например, так: «Мне нравится, когда я вижу, что ты играешь спокойно и сосредоточенно».

2. Вы не хвалите своего ребёнка

Скорее всего, сейчас все родители подумают: «Да это не про меня, я всегда хвалю своего ребёнка». Хвалебные слова в духе «молодец», «хорошо» и «супер» на сотый раз воспринимаются ребёнком как пустой звук. У такой похвалы всегда есть обратная сторона — обесценивание для ребёнка.

Мы же говорим о «качественной» похвале, когда родитель внимателен к ребёнку и видит, что именно у него хорошо получилось. Хвалить нужно за конкретное поведение, ведь таким образом вы развиваете в ребёнке уверенность в себе и способность увидеть результат своих действий.

Читайте также:  Мир эмоций для дошкольников

Рекомендация. Замените слово «молодец» на фразу: «Мне нравится, как ты разукрасил этот дом», каждый раз подмечая деталь, которую ваш ребёнок сделал хорошо, даже самую маленькую.

3. Вы не обсуждаете его и свои эмоции

«Не плачь», «не грусти», «это глупости», «с мамой всё в порядке, просто в глаз что-то попало» — именно такие фразы отдаляют ребёнка от родителя. Ребёнок чувствует, что его эмоции не принимают, а родитель ему врёт о своих. Какой вывод он может сделать? «Да, проявлять свои эмоции плохо, тебя не поймут даже родители».

Говорить о своих эмоциях важно, а дать возможность ребёнку рассказать о его бедах без комментариев в стиле «не чувствуй» — важнее вдвойне.

Рекомендации. Используйте обозначение эмоций ребёнка. Если вы видите, что он грустит из-за ссоры с друзьями, вы можете сказать ему: «Это, должно быть, очень грустно и неприятно — поругаться со своими друзьями» или «Я вижу, что ты грустишь». Таким образом вы говорите о том, что принимаете его любым, что чувствовать — нормально. И напоминаете, что вы — рядом.

4. Вы считаете ребёнка ещё маленьким для того, чтобы делать самостоятельный выбор

Анекдот: « Маме холодно — надень свитер». Дети и вправду лучше знают, чего они хотят. Ребёнок может выбрать сам, какие штаны надеть, с кем играть, какими игрушками делиться — этот список можно продолжать ещё очень долго.

Предлагать ребёнку выбор — значит развивать его самостоятельность и ответственность, будучи рядом как болельщик, от которого он чувствует поддержку. А ещё мы все, в том числе и дети, имеем право на ошибку. Они имеют право выбрать не то, сделать вывод (не без помощи родителей) и пойти выбирать дальше.

Рекомендация. Дайте ребёнку выбирать и сталкиваться с последствиями выбора, поддерживая тем самым самостоятельность. Бывают ситуации, когда можно предложить ребёнку «выбор без выбора», только одно из двух: «Ты будешь рис или пюре на ужин?».

5. Вы используете насильственные методы воспитания

Тело вашего ребёнка — его священная территория с соответствующими границами. Нарушая его границы, вы показываете ему своё неуважение к его личности.

Бить, тягать, щипать, ставить на гречку — это неприемлемые методы воспитания для взрослого человека, который владеет речью для выражения своих мыслей. Родитель не имеет право бить своего ребёнка, что бы он ни сделал и каким бы он ни был.

Рекомендации. Сделайте глубокий вдох-выдох, дайте себе время успокоиться и подумать, как вы можете повлиять на поведение ребёнка без использования насилия. Спокойствие, ровный тон голоса и вербализация конкретного поведения, которое вы хотите увидеть, может помочь вам в этом нелёгком деле.

6. Вы мало времени проводите вместе

Сидеть рядом, уткнувшись в телефон, пока ребёнок собирает пазлы — не считается. Прийти к ребёнку, пока он собирает пазлы и собрать их за него — тоже не считается. В игре со своим ребёнком вы можете его чему-нибудь научить или научиться самому, узнать, что интересно вашему ребёнку и что его беспокоит.

Качественное время — это умение следовать инициативе ребёнка в игре, чтобы он чувствовал себя значимым, а в родителе увидел друга.

Рекомендация. Каждый день хотя бы 10 минут уделяйте настоящей игре. Пусть ребёнок выбирет её сам, а вы следуйте его инициативе.

В заключение хочется сказать всем родителям, что дети нуждаются в безусловной любви и принятии. Не забывайте про важность контакта, даже если вы устали. Вы непременно справитесь с трудностями и сохраните близость с ребёнком, если захотите.

Иллюстрация: Shutterstock (VectorPixelStar)

Источник

Шесть уровней привязанности. Как укрепить связь ребёнок-родитель

Способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.

Привязанность – это особый тип поведения и тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком. Эта связь поможет выстроить гармоничные душевные детско-родительские отношения, которые в дальнейшем лягут в основу психологически здоровой личности, способной самостоятельно справляться со всеми трудностями взросления.

Несмотря на то, что привязанность является инстинктивным поведением, ее необходимо развивать, проходя шесть основных уровней. В соответствии с уровнями и возрастными особенностями нами составлены способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.

Младенческий возраст (от рождения до 1 года)

Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.

Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:

  • грудное вскармливание или искусственное, держа на руках и коленях;
  • контакт «кожа к коже» с мамой и папой;
  • носить на руках или в слинге;
  • практиковать совместный сон;
  • обнимать и целовать малыша;
  • делать массаж, напевая потешки;
  • улыбаться друг другу;
  • гладить свое лицо руками малыша;
  • повторять лепет за младенцем, используя различные интонации;
  • играть в «ку-ку» и гляделки, осваивать игрушки;
  • танцевать и петь вместе;
  • рассматривать картинки, читать книги;
  • гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
  • рисовать пальчиковыми красками и оставлять свой след в этом мире.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Ребенок уже вышел в этот мир, поэтому старается быть похожим на взрослых. Он прекрасно понимает, что быть близким можно не только находясь возле «маминой юбки», но и будучи похожим на нее, поэтому старается воспроизводить поведение и предпочтения родителей. Хотите укрепить привязанность в этом возрасте, делегируйте малышу часть своих полномочий.

Читайте также:  Методика исследования уровня эмоционального выгорания

Кризис одного года — упрямство и капризы?

Эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их и называют «кризисами развития»

  • возьмите с собой в магазин, выбирайте продукты и предложите ребенку самому наполнить тележку, довезти ее до кассы и даже – оплатить банковской картой;
  • разрешайте нести маленький пакет из магазина, а может даже собственный рюкзачок, а после – достать продукты и сложить их в холодильник;
  • дайте возможность самостоятельно выбирать одежду, предлагайте составить Family look из похожих вещей и/или аксессуаров;
  • поиграйте в ролевые игры, проигрывая рабочий день мамы и папы;
  • мойте посуду, готовьте простые блюда и различные вкусняшки вместе – пусть это будет посильный труд, но сколько радости это принесет малышу;
  • дайте возможность наполнить и запустить стирку в стиральной машине (не забывая, что химические средства под запретом в его возрасте);
  • посадите огород на подоконнике, поливайте цветы и выращивайте мандарин из косточки;
  • стройте домики, шалаши и превращайтесь в семью животных, проигрывая семейные отношения;
  • собирайте мебель, научите пользоваться рулеткой, и пусть папа покажет мастер-класс по завинчиванию болтиков отверткой;
  • прибирайтесь вместе – это поможет вам и научит малыша чистоплотности;
  • придумывайте секретные знаки и шепчитесь на ушко;
  • передавайте поцелуи и обнимашки через ребенка;
  • использовать один крем для рук, рисуя на кистях милые значки;
  • вместе сделайте что-то страшное, а также – веселитесь и дурачьтесь вместе.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)

Данный период начинается с кризиса – это возраст ревности, желания обладать тем, что принадлежит тебе и кого ты любишь. Ребенок начинает идентифицировать «МОЯ мама», проецируя биологическую связь со своим взрослым и начинают искать подтверждение этому.

  • разрешайте злиться и выпускать негатив, помня, что чувствовать различные эмоции – нормально;
  • выделите индивидуальное время для каждого ребенка (если их несколько в вашей семье) – сходите в торговый центр, кафе, на маникюр, кино… выберите развлечения, которые будут интересны вам обоим;
  • если есть возможность – возьмите ребенка на свою работу и покажите рабочее место, украшенное фотографией вашей семьи;
  • занимайтесь спортом вместе (бассейн, бег, футбол или просто утренняя гимнастика);
  • научите его кататься на велосипеде, роликах, самокате;
  • устройте семейный спектакль и проиграйте отношения «мама-малыш»;
  • валяйтесь на диване и просто отдыхайте вместе с ним;
  • играйте, рисуйте, лепите, читайте и порой – следуйте его правилам;
  • совместно украшайте дом к празднику, упаковывайте подарки и делайте открытки своими руками;
  • качайтесь на качелях, катайтесь с горки и постройте самый большой замок из песка на детской площадке;
  • разработайте свой ритуал прощания, например, «поцелуй в кармашке», оставляйте милые записки и небольшие подарки в кармане вашего чада.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

Середина дошкольного детства знаменуется желанием собственной важности и значимости в жизни любимого человека. Ребенок ощущает, что он дорожит родителями, боится их потерять, появляются первые осознанные страхи и ребенок старается сделать все, чтобы не расстраивать, угодить и быть хорошим. Для установления и поддержки привязанности в этот непростой период, приходиться «заземлиться» и, отчасти, вернуться на более ранние этапы:

  • проигрывайте страхи расставания через поисковые игры (прятки);
  • одевайте ребенка, если он просит этого;
  • кормите его с ложки при его просьбе и разрешит покормить вас, если он желает этого;
  • смейтесь вместе с ними, в особенности – над его шутками;
  • придумывайте сказки про страхи и научите переживать их продуктивно;
  • одобряйте друзей ребенка;
  • разговаривайте – много, ОЧЕНЬ МНОГО и обо всем на свете.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

К концу дошкольного возраста дети начинают любить – отдавая себя, все свое сердце не имитируя, а действительно испытывая непередаваемые чувство к своим родителям.

20 вещей, которые навсегда запомнит ваш ребенок

Самые незабываемые детские воспоминания от, казалось бы, простых вещей.

  • распечатывайте фотографии, делайте семейные фотоальбомы и рассматривайте их вместе;
  • рисуйте открытки родственникам, отправляйте их по почте и проверяйте почтовый ящик в ожидании ответа;
  • рассказывайте ребенку о том, как он был маленький и как вы ждали его появления;
  • звоните папе по видеочату на работу и пишите смс в течении рабочего дня вместе;
  • обнимайтесь всей семьей.

Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)

Этот возраста приравнивается к последнему уровню привязанности – «когда тебя знают». Ребенок хочет быть познанным родителями, начинает делиться секретами из своей жизни. Ему хочется, чтобы вы знали его изнутри, поэтому будьте чутки и дополняйте все вышеперечисленное такими способами укрепления, как:

  • доверьте приготовление одного полноценного блюда для всей семьи;
  • не забывайте обнимать при любом удобном случае;
  • разделяйте его хобби и интересуйтесь личной жизнью;
  • читайте вслух, смотрите кино в кругу семьи.

20 правил хорошего воспитания глазами ребенка

Что сказали бы дети, если бы составили правила для родителей.

Подростки, яркая юность – а что дальше?

Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.

  • применяйте на практике активное слушание;
  • пишите сообщения без повода и почаще желайте «Доброе утро, отличного дня!»;
  • будьте на стороне ребенка во время внешней угрозы;
  • совещайтесь с ним и принимайте семейные решения с учетом его мнения;
  • не забывайте про тактильный контакт и важность объятий, проявляйте неожиданную заботу, пусть это и не всегда вызовет восторг;
  • интересуйтесь его жизнью, вкусами, задавайте вопросы и просите обосновать позицию;
  • учите формировать свое мнение и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
  • запишитесь на кулинарные курсы и вместе пройдите обучение чему-то новому (гончарное искусство, живопись, киберспорт и т.п.).

Источник

Оцените статью