Эмоциональный конфликт связан с

Конфликтные эмоциональные ситуации и способы, как с ними справиться

Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Конфликтная эмоциональная ситуация может быть связана с непониманием, возникшим между людьми. Часто причиной является внутренний конфликт, связанный с желаниями, завышенными ожиданиями, оценкой обстоятельств, разочарованием. Подобные ситуации сопряжены с интенсивным переживанием отрицательных эмоций. Если тебе тяжело переживать эмоциональные конфликты, ты чувствуешь, что скатываешься в какую-то пропасть, попробуй вместе с нами разобраться в их причинах, механизме работы и способах преодоления.

Что такое эмоциональная ситуация

В жизни каждого человека случаются ситуации, которые имеют для него большое значение, а потому каждая из них сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями. Чувства и эмоции захватывают его, не дают возможности адекватно реагировать, принимать решения.

В результате обстоятельства могут выйти из-под контроля – появляется риск рассориться с окружающими, потерять работу, совершить отчаянный шаг или от счастья наступить в лужу. Часто говорят, что эмоциональные ситуации сопровождаются только отрицательными переживаниями. Однако если забыть о конфликтах, то они могут носить и положительный характер.

Например, неожиданный приезд человека, которого ты очень любишь. Ситуация очень эмоциональная, наполнена слезами радости, ощущением бескрайнего счастья.

Возникновение эмоциональных ситуаций связано со следующими причинами:

  • Ссора, конфликт в семье, на работе, при этом ты являешься одной из конфликтующих сторон;
  • Получение новостей, которые ты оцениваешь как плохие, опасные, негативные;
  • Расставание с любимым или потеря близких, важных людей;
  • Потеря работы;
  • Получение травмы, переживание любого вида насилия;

Как вести себя в конфликте?

  • Неудачи;
  • Получение повышения;
  • Победа в конкурсе;
  • Крупный выигрыш.

Эти обстоятельства вызывают сильные эмоции, если являются внезапными, необычными, затрагивают «Я» человека, нарушают адаптивные способности.

Эмоциональная ситуация и стресс

Можно встретить утверждение, что эмоциональные ситуации аналогичны стрессу. В какой-то мере это так, поскольку ты действительно находишься в состоянии напряжения, переживаешь необычные физиологические и эмоциональные реакции.

Однако конфликтная ситуация сопряжена с сильными эмоциями, тогда как переживая стресс, ты можешь закрыться в себе, запечатать чувства и не проявлять их.

Другое важное отличие – в эмоциональной ситуации важная роль отводится оценке. Негативные эмоции возникают из-за того, что ты оцениваешь обстоятельства, как несоответствующие потребностям, интересам, желаниям, ожиданиям. Оценка идет изнутри, опирается на прошлый опыт, знания. При стрессе основную роль играет внешний или внутренний фактор, нарушающий твою адаптацию к окружающему миру или мешающий к нему приспособиться.

Например, ты ехала в чужой машине, водитель не справился с управлением, вы попали в аварию. С тобой все в порядке, ты видишь, кто виноват, испытываешь стресс. Но из-за того, что ты приняла обстоятельства, как неизбежные, сразу логически обосновала, что случилось, у тебя не возникло эмоционального конфликта. Ты испытываешь страх, неудовольствие, но эмоции ясно выражены и соответствуют обстоятельствам.

Но вот ребенок нацарапал на твоей машине ключом какие-то слова. Пострадала твоя машина. Тебя это так взбесило, что ты готова бежать, искать родителей ребенка, ругаться с ними. То, что испортили твою собственность, заставило тебя дать негативную оценку обстоятельствам, породило внутренний конфликт.

Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Важно обратить внимание и на то, что в стрессовых обстоятельствах ты можешь быть наблюдателем и участником. Эмоциональная ситуация – твоя личная, она возникает из-за того, что твои переживания обладают силой, которую ты не можешь контролировать или унять.

Эмоциональный интеллект

То, как ты переживаешь эмоционально-насыщенную ситуацию, часто зависит от уровня эмоционального интеллекта.

Под этим понятием подразумевают умение осознавать свои и чужие чувства, управлять эмоциями, контролировать, чтобы они не перешли некую границу, за которой скрывается унижение, презрение, проблемы с самооценкой.

Эмоциональный интеллект не связан с эмоциональностью. Ты можешь быть способна проявлять всю гамму чувств и переживаний, быть сострадательной, внимательной. И при этом не уметь оценивать и контролировать эмоции. В результате будешь постоянно попадать в проблемные ситуации.

Верно и другое – холодный, неэмоциональный человек, который, казалось бы, вообще ничего не знает о мире эмоций, оказывается способным правильно определить переживания других людей.

Как справиться c эмоциональной ситуацией

Опасность частых эмоционально насыщенных ситуаций в том, что есть большой риск скатиться в зависимость. Как правило, чтобы снизить напряженность, многие выпускают пар за чашечкой кофе или чего покрепче, сигареткой. Чтобы избежать такого риска, попробуй следовать таким рекомендациям.

Читайте также:  Чувство времени это определение

Принять свои эмоции

Важно научиться принимать любые свои эмоции, какие бы они ни были, и уметь разбираться в них. Тебя обидели, уволили, внутри возник комок из горечи, злости, разочарования и множества других эмоций. Разбери их по одной, задавая себе вопросы о том, что ты чувствуешь. Хочешь – запиши их, чтобы не запутаться.

Если какая-то эмоция кажется неприемлемой, например, злость, спроси себя, почему ты ее испытываешь. Скорее всего, найдется основание. Например, ты злишься, поскольку шеф не оценил, что ты целый месяц работала по вечерам для подготовки презентации. Теперь он ругается, что в ней допущена ошибка, и совсем не обращает внимания на анимацию.

Giphy

Но ведь это несправедливо, значит, действительно ты имеешь право позлиться. В этой отрицательной эмоции нет ничего плохого, она возникла, как реакция на конкретную ситуацию.

Разговор с тем, кому ты доверяешь

Бывают обстоятельства, когда тебе некому довериться и рассказать о своих чувствах. Кажется, что ты совсем одна. Но чаще всего рядом есть кто-то, кто действительно готов поговорить с тобой об эмоциях и чувствах. И при этом не вызывать опасения, что переживания станут известны всем окружающим.

Идеальная ситуация – когда ты разговариваешь со вторым участником конфликта, и вы оба озвучиваете, что вам пришлось пережить. Это – оптимальный способ общения с мужем, молодым человеком. Он не только позволит прояснить ситуацию, но и даст задел на будущее – вы лучше друг друга узнаете, сможете понять глубокие чувства, и чего можно ждать от партнера.

Обратная сторона медали – есть риск расставания из-за осознания, что понять друг друга вы не можете. Но и в этом есть плюс. Зная партнера, ты сможешь избежать эмоционального капкана, создаваемого постоянными конфликтами и ссорами.

Дневник

Старый добрый дневник или записная книжка вынесет всю боль, слезы и горечь обид. С ними ты сможешь поделиться сильными эмоциями, не держать их в себе, не выплескивать на других.

Фото автора Anete Lusina: Pexels

Вести дневник полезно при любых обстоятельствах. Он позволяет вернуться в прошлое, понять, правильно ли ты когда-то поступала, осознать, что какими бы сильными ни были эмоции, время их смягчает.

Фокусировка на ситуации

Любая эмоционально насыщенная ситуация требует концентрации. Это дает возможность узнавать о своих чувствах и переживаниях других людей. В будущем воспоминания не смешиваются с желаниями или фальшивыми ощущениями.

Другая причина для фокусировки – если ты переживаешь проблемную ситуацию, то сможешь разобраться с ней в реальном времени. Во многих случаях это позволит избежать обид, накопления отрицательных эмоций.

Источник

Эмоциональные источники конфликта

Лекция-дистант на тему

«Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция»

Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку. человек без тормоза -это испорченная машина.

Эмоциональные источники конфликта

Для понимания эмоциональной специфики конфликтных взаимоотношений необходимо рассмотреть эмоции и их функции в человеческой деятельности и общении.

Эмоциональные процессы отражаются в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процессам и результатам деятельности.

В отечественной психологии широкое распространение получила классификация эмоциональных процессов А.Н. Леонтьева, по которой выделяются три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффектами называют сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными (в переводе с латинского висцеральный — внутренний) проявлениями, содержание и характер которых может изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания.

Собственно эмоции представляют собой более длительные (по сравнению с аффектом) состояния, иногда слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям.

Чувства — это особый вид эмоциональных переживаний, носящих выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью, они связаны с представлением о некотором объекте — конкретном или обобщённом (например, чувство любви к человеку, к Родине).

Некоторые психологи отдельным классом выделяют настроения. Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным. В большинстве учебников психологии настроение описывается как самостоятельный эмоциональный феномен, отличающийся от эмоций.

По С.Л. Рубинштейну, «Настроение — не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Настроение более сложно и более многообразно и расплывчато, более богато мало уловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство». Рубинштейн подчеркивает, что настроение, в отличие от других эмоциональных переживаний, личностно.

Читайте также:  Может ли рыбка умереть от стресса

Эмоциональные процессы чаще всего окрашены позитивно или негативно. Любая деятельности порождает у человека положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием.

К. Изард, анализируя эмоциональный мир человека, пришел к заключению о существовании базовых эмоций. Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций. Многие из этих эмоций являются врожденными. Базовые эмоции, в основном, отрицательные. Большее разнообразие отрицательных эмоций обусловлено тем, что они дают информацию о характере неблагоприятных обстоятельств и, соответственно, возможность более успешно осуществлять адаптацию к ним.

К положительным относятся интерес и радость.

Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром.

Имеет парадоксальную окраску удивление.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все остальные эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

Остальные эмоции проявляются в негативных переживаниях.

Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками человека. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения человека с таковыми другого человека, которые представляются как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как градация состояний, возрастающих по степени выраженности: спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т.д., или застенчивость, смущение, стыд, вина и т.д., или неудовольствие, огорчение, страдание, горе.

Эмоции функционируют особенным образом, отражая не объективное состояние внешней реальности, а, скорее внутреннее состояние личности и ее отношение к окружающему. При проявлении личностью пассивности — эмоции отражают состояние, при проявлении активности — отношение. Отличительной чертой базовых эмоций, является то, что они легко преобразовываются в желание и действие.

К.Изард считал, что из сочетаний эмоций возникают комплексы переживаний. Примером такого комплекса может выступать тревожность, возникающая при сочетании гнева и страха.

Неотъемлемой составляющей любого конфликта является эмоциональная включенность. Конфликт — это не просто различия в позициях. Эти различия, лишенные эмоциональной окраски редко воспринимаются как конфликт, а скорее, как просто предмет для обсуждения разговора.

Конфликтные ситуации чаще вызывают у людей негативные переживания, что приводит к поведению, лишь обостряющему их. Отрицательные эмоции в конфликтной ситуации доминируют и являются основной причиной перехода конфликтной ситуации в конфликт, поскольку, переполняя сознание человека, способны заставить его действовать нерационально.

Эмоциональные источники конфликта связаны с базовыми потребностями людей:

1. Эмоции, связанные с потребностью контролировать людей, влиять на них, добиваться желательного социального статуса.

2. Эмоции, связанные с потребностью получать одобрение со стороны других людей, переживать принадлежность к значимой для себя группе.

Читайте также:  Как себя чувствует смертников

3. Эмоции, связанные с потребностью справедливости, со стремлением к равенству и честности во взаимоотношениях.

4. Эмоции, связанные с самоиндификацией — с потребностью в автономности, самореализации, позитивном образе-Я, в утверждении собственных ценностей.

Эмоциональные источники конфликта существуют вместе с объективными. Они и составляют то, что отличает конфликт от разногласий. Объективные источники конфликта переживаются как важные только тогда, когда воспринимаются как средства ослабить эмоциональное напряжение, вызванное неудовлетворенностью тех или иных потребностей.

Эмоциональные источники конфликта распознать труднее, чем объективные, поэтому люди часто не осознают их в конфликтах.

Основными формами поведения, типичными для тех, кто или не обладает необходимыми умениями в управлении конфликтами или не может справиться с отрицательными эмоциями являются следующие:

— нападение на противоположную сторону, подмена ссорой обсуждения противоречий;

— привнесение в конфликт нового содержания, нерелевантность (неуместность), не обсуждение существа разногласий;

— состояние отчаяния, при этом, внешне как бы сдаются, а внутренне остаются при своем мнении или позиции;

— использование силы или власти для победы, или потеря поддержки;

— обида, психологическая защита посредством нарочитой самоуверенности;

— разговоры с посторонними о содержании конфликта или обсуждение с ними недостатков своих соперников;

— поиск половинчатых решений: компромиссов, не удовлетворяющих интересам сторон полностью.

Межличностные конфликты обычно бывают чрезвычайно насыщенными в эмоциональном отношении. Различают следующие типы межличностных конфликтов, системообразующим фактором которых является развитие эмоций:

Чувственно-аффективный тип межличностного конфликта начинается с острого, эмоционально окрашенного и неприятного для партнера вопроса, обращенного одним из них к другому. Второй партнер, испытывая неприязненные, а порой и враждебные чувства к первому, стремится игнорировать все, что связано с мнениями, оценками, вкусами первого, не отвечает на его вопросы, игнорируя его, избегает дружеского взаимопонимания с партнером, сводя свое общение с ним до минимума, необходимого и формального. В возникающем конфликте выявляются две особенности. Первая заключается в том, что конфликтная ситуация разворачивается постепенно, раздражение и озлобленность нагнетаются исподволь, не сразу приводя к конфликтному взаимодействию. Вторая особенность состоит в том, что конфликтное взаимодействие выражает разную направленность позиций соперников. Первый, стремящийся получить ответы на свои вопросы и не получающий их, начинает раздражаться, злиться и выражать все более неприязненные отношения ко второму, вступает в состояние, не позволяющее ему контролировать свои слова и поступки. Второй, напротив, стремится всячески уйти от непосредственного взаимодействия с первым, игнорируя его слова, чувства, эмоции. Его игнорирующая позиция усиливает отрицательную эмоциональную реакцию партнера и провоцирует тем самым возникновение межличностного конфликтного взаимодействия.

Бескомпромиссный тип межличностного конфликта начинается со взаимных замечаний, упреков, претензий друг к другу. В ходе перерастания конфликтной ситуации в реальное конфликтное взаимодействие обе стороны продолжают высказывать друг другу свое недовольство, выдвигают все новые претензии и обвинения в адрес партнера. Деструктивная функция конфликта усиливается, соперники, при этом, делают все назло друг другу.

Эмоционально невыдержанный тип межличностного конфликта начинается с эмоциональной агрессивности одного из субъектов взаимодействия. Для этого типа конфликта характерно эмоциональное недовольство и неудовлетворенность партнеров друг другом, высказываемые откровенно, порой в резкой форме. Начинающийся конфликт характеризуется отсутствием стремления спокойно разобраться в причинах возникшего недоброжелательства и нежеланием понять своего партнера. Стремление обидеть, унизить партнера проявляется в демонстративном и деструктивном поведении, которое часто не контролируется. Для партнера, вступившего в такое конфликтное взаимодействие, свойственно непонимание причин конфликта, и оценка поведения другого как неправильного. Такой конфликт носит затяжной характер и приводит к взаимной формализации межличностного взаимодействия, которое характеризуется свернутостью процесса общения до минимально необходимого.

Вежливо-обидчивый тип межличностного конфликта начинается с выражения одним из партнеров несогласия с точкой зрения другого или же с оценкой последним того или иного явления, человека, его поступков и т.п. Для данного вида конфликта специфично использование вежливой формы обращения к сопернику (иногда даже подчеркнуто вежливого), а также чувства недовольства собой за вступление в конфликтное взаимодействие. В таком случае у обоих партнеров чаще всего проявляется обоюдная готовность к примирению, которая может без труда реализоваться, нередко со взаимными извинениями.

Агрессивный тип межличностного конфликта отличается тем, что для обоих его участников характерно деструктивное поведение, в котором эмоции подавляют рассудок. В связи с тем, что один из конфликтующих не в состоянии контролировать свои слова и поступки, а другого переполняют отрицательные эмоции, их взаимодействие нередко сопровождается взаимными оскорблениями, доходящими до острой стычки — в форме словесной перебранки, истерики, а иногда и драки.

Источник

Оцените статью