Эмоциональный компонент психологического климата

Эмоциональный компонент психологического климата

Библиографическая ссылка на статью:
Галеева Л.В. Структура социально-психологического климата в организации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/69197 (дата обращения: 05.10.2021).

Актуальность. В качестве основного элемента, характеризующего социально-психологический климат, выступает характеристика характерной ему структуры. Предметный настрой – это направленность внимания, а также характер восприятия тем или иным человеком определенных граней его деятельности [7, 13, 14]. Эмоциональный настрой – это его отношение неудовлетворенности либо удовлетворенности данными сторонами [5].

Социально-психологическому климату присуща специфичная роль в жизнедеятельности коллектива и личности [12]. Главная его значимость определяется тем, что, во-первых, посредством социально-психологического климата характеризуются непосредственные, ближайшие условия данной жизнедеятельности [1, 3].

Существенно для человека выступает обратная информационная связь со средой жизнедеятельности и является показателем приемлемости для окружающих, степени успешности осуществляемой им деятельности. В случаях недооценки в коллективе роли определенных факторов, оказывающих благоприятное влияние на психологический климат, складывается нездоровая атмосфера, которая находит свое проявление в напряженности существующих человеческих отношений, конфликтах в коллективе, актуализации способов совладающего поведения [2, 11, 15].

Созданием социально-психологического благоприятного климата предполагается преодоление барьеров психической напряженности, которые сопровождают данную напряженность эмоций [4], возникающих при общении между людьми. Актуальность данной задачи можно определить многообразием природы психологических барьеров, весомостью потенциала [8] творческой скрытой личностной энергии, консервируемой данными барьерами.

Существует непосредственная зависимость формирования социально-психологического климата от ряда факторов [6]: господствующих в этом обществе производственных отношений, специфических условий коллективной жизнедеятельности, мотивации работников, социальных факторов [10], психологических факторов [9].

Таким образом, структура социально-психологического климата включает две основных составляющих: отношения людей к труду и их отношения друг к другу, которые в свою очередь разделяются на отношения между товарищами по работе и соотношения в системе руководства и подчинения.

Материалы и методы. Для исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе отделения анестезиологии и реанимации № 2 (АиР) родильного дома ГБУЗ ОКБ № 3 мы использовали методику по изучению социально – психологического климата в трудовом коллективе. Авторами методики являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто и тест Сишора.

Среди них: врачи-анестезиологи, медицинские сестры, санитарки. Их численность составила 27 человек.

В опрашиваемую группу респондентов входили врачи – 6 человек (22 %), медицинские сестры – 11 человек (41%), младший медицинский персонал (санитарки) – 10 человек (37%) от общего количества опрашиваемых.

Результаты исследования. При анализе результатов, полученных с помощью диагностического опросника социально-психологического климата группы О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто, были определены следующие данные:

Эмоциональный компонент социально-психологического климата

Эмоциональные отношения в коллективе врачи отделения АиР оценивают как весьма благоприятные (0,65 балла). Средний и младший медицинский персонал отделения АиР оценивает эмоциональные отношения как в целом благоприятные (0,34 и 0,33 балла). В среднем оценка эмоционального компонента среди медицинского персонала в отделении анестезиологии и реанимации благоприятна, что свидетельствует об устойчивых и теплых эмоциональных отношениях в коллективе.

Когнитивный компонент социально-психологического климата

Когнитивную составляющую, персонал отделения в целом оценивает как весьма благоприятную, то есть сотрудники достаточно хорошо знают личные и деловые качества друг друга. Относительно более высокая оценка наблюдается у врачей (0,96 балла). У медицинских сестер (0,74 балла), у санитарок (0,75 баллов).

Читайте также:  Как чувствовать чужие мысли

Поведенческий компонент социально-психологического климата

Поведенческую составляющую в большинстве случаев сотрудники отделений характеризуют как в целом благоприятную. Однако младший медицинский персонал отделения АиР считает ситуацию менее благоприятной (0,10 балла). Когда как у врачей (0,45 баллов), а у среднего медицинского персонала (0,25 балла).

Это может свидетельствовать, о нежелании проводить вместе больше времени, чем это необходимо по работе, отсутствии контактов и поддержки людей, временно не занятых на работе (болезнь, отпуск по беременности и родам и др.) или вышедших на пенсию.

Согласно результатам исследования групповой оценки труда, сотрудники отделения оценивают параметры, такие как организация работы, привлекательность работы, разнообразие работы, возможность повышения квалификации, отношения с непосредственным руководителем, состояние оборудования, размер заработной платы, как удовлетворительные.

Анализ вопросов связанных с производственной установкой, показал, что отделение в целом характеризуются положительной производственной установкой, следовательно, положительным отношением к работе.

Согласно данным исследования, характеристик руководителей, персонал отделения в целом положительно оценивает деловые и личные качества непосредственных руководителей. Персонал отделения АиР ниже оценивает такие качества руководителя как общественная активность, забота о людях, отзывчивость, умение разбираться в людях.

При анализе официальной и неофициальной структуры коллектива отделения АиР было выявлено, что сотрудники отделения в 100% случаев указывают в качестве лидеров своих непосредственных руководителей, следовательно, обращаются к ним при решении различных вопросов рабочего характера. Данная ситуация способствует формированию более благоприятного социально-психологического климата в отделении, а также более высокой организации деятельности отделения.

При анализе результатов, полученных с помощью теста «Определение индекса групповой сплочённости СИШОР», были подсчитаны результаты каждого испытуемого по отдельности и средний балл для всех.

Средний бал анкетируемых получился 15 баллов, что говорит о достаточно неплохих взаимоотношениях в коллективе и хорошем уровне сплочённости. Рассматривая же по отдельности можно выявить несколько очень низких результатов, что позволяет понять, почему взаимоотношения в коллективе всё-таки не идеальны. Так же есть ряд достаточно высоких результатов.

Заключение. Таким образом, социально-психологический климат отделения анестезиологии и реанимации № 2 родильного дома ГБУЗ ОКБ № 3 характеризуется как весьма благоприятный. Это говорит о том, что персонал отделения имеет достаточный стаж работы, является сплоченным коллективом и воспринимает в качестве лидеров своих непосредственных руководителей, однако в отдельных моментах существуют определенные минусы во взаимоотношениях сотрудников отделения.

Библиографический список

  1. Максимова О.Г., Пешиков О.В. Выбор будущей специальности студентами-медиками в зависимости от типа личности // В мире научных открытий. – 2010. – № 4-17. – с. 148-149.
  2. Пешиков О.В., Максимова О.Г. Психологические тесты как вариант подхода к выбору будущей медицинской специальности // Медицина и образование в Сибири. – 2010. – № 3. – с. 2.
  3. Шаманова А.Ю., Пешиков О.В. Концепция формирования врача-специалиста // В мире научных открытий. – 2010. – № 4-18. – с. 167-168.
  4. Исаев Б.А. Социология. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 224 с.
  5. Соболева, Е. В. Анализ личностного ресурса студентов-первокурсников психологических специальностей / Е. В. Соболева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4 – [Электронный ресурс] – URL: http://www.science-education.ru/118-14405.
  6. Андреева А.С. Роль семьи в формировании личности ребенка / А.С. Андреева // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». – Челябинск. – 2015. – с. 6-11
  7. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Андреева // Материалы III всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения». – Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2013. – № 1 (3). – с. 12-15.
  8. Андреева А.С., Качанова О.А. Роль семьи в самоопределении и социальной адаптации студента высшего учебного заведения / А.С. Андреева, О.А. Качанова // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». – Челябинск. – 2015. – с. 12-18
  9. Соболева Е.В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях / Е. В. Соболева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. – № 3 (3). – С. 42-45.
  10. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2011. – № 1 (15). – С. 149-151.
  11. Долгова В.И., Шумакова О.А. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов-психологов / В.И. Долгова, О.А. Шумакова // Научно-методические рекомендации / Челябинск, 2010. Сер. Инновационная культура будущего педагога-психолога
  12. Паточкина Н.А. Инновационный потенциал преподавателя как основа инновационной деятельности вуза / Паточкина Н.А., Соболева Е.В. // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. – 2014. – С. 80-82.
  13. Конфликтология : учебник для ВУЗов / под ред. В.П. Ратникова : 2-е издание. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 511 с.
  14. Соболева Е.В Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования. / Е. В. Соболева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки . – 2013. – Т. 5. – № 2 . – С. 129-135.
  15. Соболева, Е. В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации / Е. В. Соболева // Психология обучения. – 2014. – № 06. – С. 74–80.
Читайте также:  Чувство опьянения без алкоголя что это

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Социально-психологический климат в коллективе медработников

Главная > Дипломная работа >Психология

Региональные факторы — уровень экономического и технического развития региона.

Этнические факторы — наличие или отсутствие межэтнических конфликтов.

Факторы микросреды — это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся:

1. Объективные — комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации.

2. Субъективные (социально-психологические факторы):

а) формальная структура — характер официальных и организационных связей между членами группы, официальные роли и статусы членов группы;

б) неформальная структура — наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация» (6, С. 74). Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем:

— человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая, таким образом, статус группы и собственную самооценку;

когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира;

эмоциональный компонент групповой идентичности неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти, гордости или стыда;

поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

Читайте также:  Что с человеком у которого постоянно нет настроения

Для оценки психологического климата первичного трудового коллектива О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто разработали специальную методику, в которой социально-психологический климат понимается как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Университета (31, С.441).

Опыт показывает, что проводимые исследования психологического, климата, как правило, преследуют две цели:

подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т.е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом;

выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.

Если для решения второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает потребность делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т.д. Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится не нравится», «приятный неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание —нежелание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основной критерий когнитивного компонента — — переменная «знание -незнание особенностей членов коллектива».

Итак, в сущности, групповая идентичность является диспозиционным образованием, то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе.

У каждого человека есть собственное внутреннее отношение к своему труду и товарищам по работе, собственная установка на труд и фирму. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением. Совокупность установок всех членов коллектива (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологическую обстановку. Ничто так не мешает делу, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны товарищей. Тогда начинает работать эффект «социальной ингибиции» и мотивация к труду резко падает. Это препятствует повышению трудовых показателей гораздо больше, чем даже отсутствие автоматизации, передовой технологии или надлежащих экономических условий. От мотивации и настроения людей зависят инициатива, творческий поиск, изобретательность.

Для определения психологического климата коллектива как системы отношений его членов к коллективу использовали экспресс-методику О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. Полученные результаты представлены в Таблице 3.

психологический климат коллектив конфликт

Таблица 3 Показатели социально-психологического климата по экспресс-методике

Источник

Оцените статью