Эмоциональный компонент отношения педагога в профессиональной деятельности, как фактор успешного саморазвития
Евгения Ермакова
Эмоциональный компонент отношения педагога в профессиональной деятельности, как фактор успешного саморазвития
(опыт использования невербального компактного диагностического приема, «Цветового теста отношений» А. М. Эткинда (ЦТО).
«Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь»
Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательной организации и знать свой предмет. На современном уровне требований общества для педагогической деятельности необходимо качественно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. А это невозможно без постоянной работы над собой, самосовершенствования и выработки профессионально значимых качеств.
Осознание профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив — все это образует исходную базу развития педагога-профессионала. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, педагог совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству (Клименко Л. Н.)
И здесь на помощь учителю приходит психолог, организующий взаимодействие и психологическую поддержку всех участников образовательного процесса, в том числе и педагогов. Именно психолог может содействовать поддержанию психологического благополучия педагогов, помочь в самораскрытии, в определении сильных и слабых сторон, скорректировать поведение. Весь этот спектр задач сводится к одному из важных направлений в деятельности психолога-психологическому сопровождению педагогического коллектива образовательной организации.
Сегодня психологическое сопровождение-это целая система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий для перехода от позиции «я не могу», к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями». Позиция –это отношение к чему либо. Личность, как таковая, выражает себя в отношении к объектам среды, людям и самому себе. Само отношение это активная, сознательная, интегральная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.
Данные понятия нашли отражение в концепции В. Н. Мясищева.
По мнению автора структура отношения включает в себя эмоциональную, оценочную (когнитивную) и поведенческую стороны.
Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе.
Познавательный компонент способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию) объектов среды, людей и самого себя.
Поведенческий компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым для нее объектов среды, людей и самому себе.
Виды отношений, прежде всего, разделяются на положительные и отрицательные как с точки зрения эмоциональной, так и рациональной оценок.
Автор считает, что первоначальным «пусковым» механизмом в развитии отношения служит аффективный компонент, как дающий материал для последующего осознания действительности и выстраивания поведения побуждающего к деятельности или бездействию. В связи с этим, актуальным становится поиск форм и методов изучения эмоциональной составляющей отношений в рамках психологического сопровождения педагогов. Вашему вниманию мы хотим предложить наш первый опыт использования невербального компактного диагностического приема, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека- это «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда (ЦТО). Чаще всего данную методику используют в работе с детьми, однако возможности ее применения гораздо шире.
Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, идея и процедуры базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим — и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности.
В основе ЦТО лежит набор цветов из теста М. Люшера. Этот набор достаточно компактный, и удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный и желтый, два смешанных цвета (сиреневый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый).
Данную методику мы применили в работе с педагогическим коллективом с целью выявления психолого-педагогических условий, стимулирующих самореализацию и саморазвитие педагогов.
В диагностическом исследовании приняли участие 30 педагогов одной из образовательной организации города Новокузнецка. Процедура тестирования была достаточно проста и заключалась в необходимости для испытуемого подобрать к каждому из СЛОВ-СТИМУЛОВ (ПОНЯТИЙ) подходящие цвета.
На слайде представлен набор из 15 слов-стимулов, которые мы посчитали наиболее показательными для достижения поставленной цели (инструкция к методике позволяет это делать самостоятельно).Сюда вошли понятия, изначально несущие в себе негативную (обида, конфликт, позитивную (мечта, победа (успех) и нейтральную (общение, настроение) смысловую направленность. Также, вошли стимульные понятия, относящиеся к исследуемой теме, и связанные с отношением в профессиональной деятельности (урок, ученик, школа, оценка, профессия, коллега, руководитель, самореализация, труд)
Интерпретация полученных результатов обычно проводится на основе качественного анализа цветоассоциативных ответов. Диагностически значимым является анализ ранга цвета и ранга стимульных понятий, а также анализа различных пересечений цветовых ассоциаций (в которых разные слова-стимулы соотносятся с одним и тем же цветом).
Т. о. определённое эмоциональное отношение к цвету (от самого приятного до самого неприятного) отражается и на эмоциональном отношении к исследуемым понятиям, ассоциируемых с этим цветом.
В интерпретации используются параметры валентности и нормативности, как показатели эмоционального принятия либо отвержения стимула, отношение к которому исследуется.
При этом валентность измеряет позицию ассоциируемого цвета в индивидуальной цветовой ранжировке, данной конкретным испытуемым; нормативность же оценивает соответствие позиции данного цвета ранжировке, условно рассматриваемой как «нормальная» (Красный (3, Желтый (4, Зеленый(2, Фиолетовый (5, Синий (1, Коричневый (6, Серый (0, Черный (7).
Важное диагностическое значение имеют случаи рассогласования между валентностью и нормативностью конкретной ассоциации. Это указывает на амбивалентность, проблемность отношения испытуемого к данному понятию.
Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, симпатии в отношении педагога к тому или иному понятию, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемые понятия ассоциируется с цветами, получившими наименьшие ранги в индивидуальной цветовой раскладке. Диагностически значимым является не только ранг цвета, с которым ассоциируется какое-либо слово, но и сам этот цвет.
Результаты нашего исследования показали, что, основываясь на мнении большинства испытуемых, с некоторыми понятиями можно достоверно связать определенный цвет.
Так, красный цвет- – школа, оценка, успех;
желтый- настроение, мечта;
зеленый — профессия, урок, общение.
Фиолетовый — труд, самореализация
Черный — обида, конфликт.
Бимодальными (зеленый +фиолетовый) оказались- ученик, коллега и руководитель.
На основании анализа данных методики «ЦТО» было выявлено, что такие понятия как самореализация, общение, коллеги, профессия-учитель, урок у большинства исследуемых педагогов находятся в зоне положительного эмоционального восприятия, туда входят также, изначально имеющие позитивную смысловую направленность понятия «мечта» и «успех».
Обращает на себя внимание, что такие негативные понятия как обида, конфликт находятся в зоне несформированного отношения или неосознаваемого отвержения у подавляющего большинства педагогов. (Это может говорить о неумении конструктивно конфликтовать, подавлении отрицательных эмоций).
Примечательно, что в зоне осознанного эмоционального отвержения у 8 педагогов находится понятие оценка, у 6 человек понятие успех, 4 респондентов негативно относятся к таким словам – стимулам как школа, профессия-учитель, труд. (Это может говорить о наличии признаков профессионального выгорания)
Исходя из выше сказанного, можно сделать предположение, что в целом для данного коллектива педагогов характерна позиция «я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями». Наглядно прослеживается связь таких категорий как самореализация, успех, коллега, профессия с позитивно – эмоционально принимаемой направленностью. При этом обращает на себя внимание и тот факт что некоторая часть педагогов в процессе собственной профессиональной деятельности находится в позиции эмоционального отвержения как осознанного так и неосознанного.
Таким образом, выявление эмоционального компонента отношения педагога к различным сторонам своей профессиональной деятельности дает большой пласт для понимания вектора простраивания работы, направленной на стимулирование самореализации и саморазвития педагогов.
Для достижения этой цели использование такой проективной методики как «ЦТО» может оказаться эффективным и информативным средством диагностики. Малый объем временных затрат на проведение методики, и интерпретации полученных результатов, могут открывать в дальнейшем широкие возможности для применения этого метода при решении задач экспресс-диагностики, в том числе в условиях массового мониторинга с целью изучения эмоционального отношения к той или иной проблеме.
«Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов» Задачу заведующего и старшего воспитателя дошкольного учреждения состоит в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных.
Консультация для воспитателей «Публичные выступления — инструмент профессиональной деятельности педагога» «Публичные выступления – инструмент профессиональной деятельности педагога» Подготовил: старший воспитатель Миронова О. В. Цель консультации:.
Краткая информация о профессиональной деятельности педагога по эстрадному вокалу В 1994 году, после окончания педагогического училища №1 им. М. А. Горького, я поступила на работу в общеобразовательную школу №14 в качестве.
Методическая работа с педагогами ДОУ как фактор успешного введения ФГОС до В условиях модернизации отечественной системы образования, когда дошкольное образование законодательно закреплено в качестве уровня общего.
Применение информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Применение информационно – коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. С каждым годом современные.
Проектный метод — фактор успешного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ Проектный метод – фактор успешного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ. Вашему вниманию предлагается опыт работы по использованию.
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога «Тестопластика, как средство развития творческих навыков» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.
Воспитатель ДОУ как субъект профессиональной деятельности Одним из важнейших требований, которые выдвигает педагогическая деятельность является четкость социальной и профессиональной позиций ее.
Магистерская диссертация. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды.
Эссе «Творчество как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога» ЭССЕ на тему: «Творчество, как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога» Зачем педагогу творчество? Вопрос весьма.
Источник
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (статья)
В статье рассматриваются современные подходы к изучению эмоционального интеллекта, а также связь эмоционально-волевой регуляции с эффективностью профессиональной деятельности. представлены результаты исследования «Преподаватель глазами студента». Целью исследования явилось определение общего уровня педагогической и психологической компетенции преподавателей, а также общий уровень взаимопонимания между студентами и преподавателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnyy_intellekt_kak_komponent_professionalnoy_kompetenstnosti_prepodavatelya.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, эмоциональная культура, профессиональная компетентность.
Проблема эмоциональной культуры человека остаётся актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Свидетельством все возрастающего интереса исследователей к человеческим эмоциям является возникновение понятия «эмоциональный интеллект». Общеизвестно, что показатели интеллекта не позволяют прогнозировать жизненный успех, среди факторов, его определяющих, показатель уровня интеллектуального развития не превышает 20%. В настоящее время намного более существенная роль приписывается эмоциям: «Эмоциональная способность — это метаспособность, определяющая, насколько хорошо человек может использовать все свои остальные навыки, включая интеллект» [1].
В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.
Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности [6].
Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.
Говоря о любой культуре, нужно иметь ввиду, что она означает степень совершенства чего-либо, в данном случае, совершенства эмоционального развития человека [4].
Педагогическая деятельность насыщена разными напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.
Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости.
Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию.
Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего [5].
Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога.
Эмоциональная культура тесно связана с понятием «эмоциональный интеллект», которое впервые стали употреблять Питер Саловей и Джон Майер в 1990 году. Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, который отражает закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связь с поведением личности. Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то можно выделить следующие составляющие эмоционального интеллекта: способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа; сложившиеся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде, или способы её творческого изменения; способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, распознавать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя; совокупность программ-«регуляторов» и программ-«мотиваторов» деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей [2].
Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта может быть наиболее полно реализована в эмоциональной среде. Под эмоциональной средой мы понимаем организацию ситуаций социально-педагогического сопровождения, способствующих максимальному проявлению определенного качества, свойства личности, адекватной реакции на происходящее, основанной на самопознании и самоконтроле. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника (участников) этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее [7].
С понятием «эмоциональный интеллект» связано представление об «эмоциональной грамотности» — целенаправленном повышении эмоциональной компетентности. Развитие эмоциональной компетентности особенно актуально для повышения педагогической культуры преподавателя. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих — наиболее важные качества, необходимые для успешной педагогической деятельности.
Проблема эмоциональной саморегуляции – одна из наиболее важных психолого-педагогических проблем в работе современного педагога. Эмоциональная напряженность сопровождает многие занятия. Психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию синдрома «эмоционального выгорания». Профессиональный долг обязывает преподавателя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство и гнев. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких, как пессимизм, раздражительность, тревожность. Это, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и на взаимоотношениях со и студентами. В дальнейшем это может привести к общей неудовлетворенности педагога своей профессией [3].
В рамках проведения конкурса «Лучший преподаватель вуза» в Дальневосточном государственном университете путей сообщения, сотрудниками Психологического центра ДВГУПС было проведено исследование «Преподаватель глазами студента». Целью исследования явилось определение общего уровня педагогической и психологической компетенции преподавателей, проходящих по конкурсу, а также общий уровень взаимопонимания между студентами и преподавателями. В исследовании приняли участие 709 студентов и 23 преподавателя из различных филиалов вуза.
В ходе исследования был использован модифицированный сотрудниками Психологического центра ДВГУПС вариант метода семантического дифференциала. Этот метод разработан в середине 50-х гг. XX века американскими учеными под руководством Ч. Осгуда. Широко известный в психологии и социологии, метод СД является весьма информативным для изучения восприятия учащимися различных объектов познания. В частности, СД позволяет изучить восприятие студентами преподавателей как партнеров по общению. Это важно для адекватного взаимодействия с ними.
В процессе исследования, по полученной методике СД, студентам предлагалось оценить степень выраженности качеств по шкале от 7 (качество сильно выражено) до 1 (качество выражено крайне слабо или совсем не выражено).
Перечень качеств, оцениваемых студентами, был составлен на основании результатов ранее проведенного в 2004 г., сотрудниками Психологического центра, ассоциативного эксперимента. В ходе данного эксперимента, студентам было предлагалось ответить на вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас слово «преподаватель», и какими качествами, по вашему мнению, должен обладать преподаватель»? В результате обобщения полученных данных была сформирована методика, где в иерархическом порядке представлены наиболее часто встречающиеся качества, характеризующие: 1) профессиональный уровень, подходы к преподаванию педагогов; 2) личностные особенности, а так же их внешние проявления. Таким образом, в методике представлено 21 качество: 1. понимающий; 2. нестандартный подход к преподаванию; 3. всесторонняя образованность; 4. чувство юмора; 5. доброжелательный; 6. требовательный; 7. отзывчивый; 8. справедливый; 9. четкая, громкая речь; 10. коммуникабельный, общительный; 11. высокий теоретический уровень; 12. сдержанный, спокойный уравновешенный; 13. индивидуальный подход к студентам; 14. объективность, непредвзятость; 15. опрятность, аккуратность; 16. уважительный, внимательный; 17. уважаемый, авторитетный; 18. высокий практический уровень; 19. творческий; 20. современный; 21. высокий практический уровень.
Результаты исследования показывают следующее. В целом, степень выраженности качеств преподавателей, проходящих по конкурсу, оценивается студентами положительно, данные находятся в диапазоне от 5,5 до 6,7, при максимальной оценке в 7 баллов. Это позволяет говорить о достаточно высокой степени выраженности всех качеств. Межличностные отношения студентов и преподавателей отличаются благоприятностью. Отношение студентов к преподавателям достаточно позитивное, толерантное, присутствует установка на принятие преподавателей, их особенностей, как личностных, так и профессиональных.
Наиболее высоко студенты оценили следующие качества: высокий теоретический уровень; опрятность, аккуратность; уважительный, внимательный; высокий практический уровень; высокий профессионализм. Наиболее низкие оценки получили следующие качества: нестандартный подход к преподаванию; чувство юмора; отзывчивый; индивидуальный подход к студентам; творческий.
Исследование позволяет сделать вывод, что качества, характеризующие профессиональный уровень педагогов, оценены студентами более высоко, чем личностные качества преподавателей, входящие в состав эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры, и позволяющие эффективно взаимодействовать со студентами. Можно говорить о том, что по мнению респондентов преподаватели плохо понимают эмоциональное состояние студентов (индивидуальный подход), мало способны управлять собственным эмоциональным состоянием (чувство юмора) и эмоциональным состоянием учащихся (отзывчивость, творчество). Общение и эмоции играют огромную роль в обучении. Современное обучение требует конкретных способов непосредственного взаимодействия педагога и студента. Без обратной связи с аудиторией работа педагога превращается в механическое действие. Эффективность такого занятия резко снижается. В дальнейшем, если ситуацию не исправить, такое поведение может стать «нормой» для преподавателя и своеобразной личностной защитой от студентов, что в конечном счете оказывает непосредственное влияние на профессиональную компетентность преподавателей и качество подготовки выпускников.
Проблема развития эмоциональной компетентности педагогов связана не только с профессиональной необходимостью – выслушать и понять учащихся, создать позитивный эмоциональный фон на занятии, но и с удовлетворением собственного профессионализма, с переживанием личностного и профессионального роста. Полученные результаты являются основой для последующего углубленного изучения влияния эмоционального интеллекта на различные стратегии поведения и оптимизацию профессиональной деятельности преподавателя.
- Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст] / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 301 с.
- Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. — М.: АСТ, 2008. – 480 с.
- Ермакова, И. В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке [Текст] / И. В. Ермакова, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 1 – С. 63–73.
- Масленникова, В.Ш. Педагог и культура [Текст] / В.Ш. Масленникова, В.П. Юдин. –Казань.: КГУ, 1994. — 111с.
- Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст] / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. –М.: МПСИ; Флинта, 2001. -192 с.
- Резниченко, М.Г. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: Учебное пособие для студентов факультета начального образования / М.Г. Резниченко.- Самара.: СГПУ, 2003. – 132 с.
- Сергеева, О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников [Текст] / О.А. Сергеева // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 1 (58) – С. 109 – 112.
Источник