- Эмоциональный компонент конфликта это
- СОСТАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНФЛИКТА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Читайте также
- 5. Компоненты счастья
- 22. Понятие конфликта. Психологическая напряженность. Виды конфликта
- КОМПОНЕНТЫ СУПЕРЭГО
- 4. Компоненты должности
- ЧАСТЬ I. РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ГИПНОТИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ: СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
- Составные части: фоносемантика
- Составные части: гипноз
- Составные части: «порча» и «сглаз»
- Часть III. ГИПНОТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАВОДЯЩЕГО ПОРЧУ: СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КОМПОНЕНТЫ ПОРЧИ
- 1.2. Структурные компоненты конфликта
- СОСТАВНЫЕ ЗНАКИ
- ТРИ ИСТОЧНИКА, ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
- Дробление занятий на составные части
- ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ
- 2.6 Образовательная среда и ее компоненты
Эмоциональный компонент конфликта это
В современных условиях, когда общение людей становится более интенсивным и напряжённым, возрастает роль науки по преодолению конфликтов — конфликтологии.
Конфликтология включает в себя изучение возникновения, развития и протекания различных конфликтов: от конфликтов в абстрактных системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми.
В научной литературе нет единого общепризнанного определения понятия «конфликт».
В основе определений этого понятия достаточно часто используется понимание конфликта как столкновения, вызванного противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.
Рассматривая конфликт как сложное взаимодействие ряда объективных и субъективных факторов, исходной причиной конфликта необходимо признать всё же объективные предпосылки, которые создают потенциальную возможность его возникновения.
Иногда конфликтную ситуацию представляют через её элементы: участников с их несовпадающими целями и объект конфликта. При этом анализ конфликтной ситуации — это анализ потенциального конфликта, когда противоборство ещё не началось. Представление о существующем конфликте, о самом себе и своём оппоненте называется «ситуацией конфликта».
Введение в анализ конфликтов понятия «ситуация конфликта» необходимо прежде всего потому, что достаточное количество фактов указывает на многовариантность понимания одних и тех же явлений, поступков и действий человека. Понятие «ситуация конфликта» акцентирует внимание на необходимости овладения способами адекватного понимания партнёра по общению по внешне наблюдаемым признакам. При этом можно выделить три группы факторов, обусловливающих этот процесс: факторы, относящиеся к личности человека; факторы, относящиеся к оппоненту; факторы, относящиеся к ситуации. Особую значимость проблема приобретает при конфликтном взаимодействии в случае маскировки противодействующей стороной своих действительных целей.
Обычно в анализе конфликтов выделяют четыре основных категории: структуру конфликта, его динамику, функции и типологию.
Рассмотрим кратко каждую из них.
Существует различное понимание структуры конфликта. Так, выделяются следующие понятия: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы ситуации, возможные действия участников, исходы конфликтных действий.
В психологической структуре конфликтов выделяют несколько компонентов.
1. Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и принятия решения; степень включённости личности в конфликтную ситуацию на различных этапах её развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.
2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников.
3. Волевые компоненты проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.
4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства.
Кроме того, в структуру конфликта включают и предмет конфликта, под которым понимается всё то, по поводу чего возникло противоборство. Предмет конфликта характеризуется следующими особенностями.
Во-первых , он может быть как материальным, так и психологическим.
Во-вторых , он всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной.
В-третьих , с практической точки зрения преодоление значительных трудностей при определения предмета в реальном конфликте обычно оправдывается и компенсируется возможностью относительно точно спрогнозировать поведение противоборствующей стороны, так как предмет конфликта является одним из факторов, определяющих это поведение.
Динамика конфликта. В общей схеме динамики конфликта выделяют семь стадий его развития:
1) предконфликтная стадия;
2) стадия, связанная с возникновением объективной конфликтной ситуации;
3) интеллектуальный этап развития;
4) критический этап развития;
5) спад напряжённости в противодействии;
6) сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения;
7) разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.
Функции конфликта. Обычно выделяются две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную — на другом этапе, в другой ситуации.
Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития).
Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавит партнёра, дискредитируя и унижая его.
Причины конструктивных конфликтов:
— неблагоприятные условия работы;
— несовершенная система оплаты труда;
— недостатки в организации труда;
— упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника, причём не по его вине);
— несоответствие прав и обязанностей;
— отсутствие чёткости в распределении обязанностей, в частности, неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие должностные инструкции;
— низкий уровень трудовой и исполнительной дисциплины;
— конфликтогенные (т.е. способствующие возникновению конфликтов) организационные структуры.
Положительное разрешение конструктивного конфликта — это прежде всего устранение недостатков, причин, к нему приведших. А поскольку причины эти — объективные. отражающие несовершенство организаций управления, то устранение их означает усовершенствование самой организации.
Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами, к которым относят неправильные действия руководителя и подчинённых, а также психологическая несовместимость отдельных людей.
Типология конфликтов играет не только методологическую, но и практическую роль. В настоящее время существует большое количество различных типологий и классификация конфликтов, отражающих различные взгляды и позиции авторов. Представляет интерес типология конфликтов, в основу которой положены характер объективной ситуации противоречия и понимание данной ситуации сторонами.
1. Подлинный конфликт.
2. Случайный или условный конфликт.
3. Смещённый конфликт.
4. Неверно приписанный конфликт.
5. Латентный (скрытый) конфликт.
6. Ложный конфликт.
Кроме того, целесообразно выделить «деловой» и «позиционный» конфликты.
Деловые конфликты относятся к предметному содержанию конфликтного взаимодействия.
Позиционные конфликты направлены на изменение взаимоотношений участников конфликтного общения.
Таким образом, для понимания сущности конфликтов мы имеем два важных понятия.
1. Конфликтная ситуация — это представления человека о существующем противоречии, о самом себе (своих целях, возможностях и т.п.), об оппоненте — его целях, индивидуальных и личностных особенностях в конкретных условиях, а также о том, каково представление оппонента о его представлениях.
2. Конфликт — психологическое противоборство людей, имеющих несовместимые цели и интересы.
Итак, конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких человек. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.д. Конфликт разрастается, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.
Чаще всего конфликт возникает из-за мелочи: неудачно сказанное слово, незначительный инцидент — и вот уже конфликт. Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего решения. Инцидент может спровоцировать любое неосторожное сказанное слово, какое-то действие.
Разрастание, «эскалация» конфликтов происходит по такой схеме:
Межличностный конфликт, Межгрупповой конфликт, Общеколлективный конфликт.
Это объясняется тем, что участник конфликта ищет поддержки у окружающих, завоёвывает себе сторонников. Особенно стараются завлечь на свою сторону руководителя. Исходный конфликт обрастает новыми, отражающими интересы новых участников и противоречия между ними. При этом эмоции нарастают.
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные», «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие.
Конфликты, имеющие «вертикальную» составляющую (то есть «вертикальные» и «смешанные»), составляют в среднем 70-80% от общего числа конфликтов в коллективе организации.
Конфликты различаются и по сфере их разрешения — деловой или личностно-эмоциональной. Полное разрешения конфликта заключается в устранении объективных причин, породивших его, и в восстановлении нормальных личных отношений. Взаимосвязи между причинами, характером конфликта и сферой его разрешения можно наглядно отобразить в виде схемы.
Данная схема может служить инструментом анализа конфликтов.
Из Объективных причин вытекают Деструктивные конфликты.
Из Конструктивных конфликтов вытекает Личностно-эмоциональная сфера.
В других разделах, будут рассмотрены особенности общения в конфликтных ситуациях и одна из методик преодоления конфликтов.
Источник
СОСТАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНФЛИКТА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
СОСТАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНФЛИКТА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
Любой конфликт состоит из ряда компонентов, некоторые из них объективно присутствуют независимо от вида и формы конфликтной ситуации и составляют структуру конфликта. Но существуют и компоненты, которые могут привноситься в конфликтное взаимодействие участниками каждого конкретного конфликта или возникать только в определенных условиях. Другими словами, это субъективные компоненты, или психологические компоненты конфликта.
Выделяют три основных психологиче ских компонента конфликта :
– мотивы, цели, потребности, которые движут участником конфликта;
– способы и тактика поведения участника при конфликтном взаимодействии;
– информационная составляющая моделей поведения участников.
Стремление удовлетворить потребность часто служит мотивом к конфликтному взаимодействию. Определить мотивы конфликта не всегда возможно, так как участники склонны скрывать истинные мотивы, выдавая за них поверхностные и явные объяснения своего поведения. Истинные же мотивы формируют цель конфликтного взаимодействия для каждого участника. Цель – это результат, к которому стремятся участники.
Все действия участников исходят из поставленной цели.
Потребности – это основные условия, активизирующие мотивы и действия противоборствующих сторон. Потребности могут меняться в зависимости от того, в каком состоянии и в каких условиях находится индивид. Удовлетворение своих потребностей – это естественное стремление человека, важно то, каким способом участник взаимодействия этого добивается. Часто действия становятся конфликтными, превращая поведение индивида в противоборствующее, остроконфликтное.
Такое поведение вызывает негативную реакцию у оппонента или человека, чьи стремления, мотивы и потребности направлены в противоположную сторону. В дальнейшем происходит чередование реакций и действий, которые формируют конфликтное поведение при взаимодействии. При ориентации участника только на себя стратегии действий имеют форму избегания или соперничества.
При более конструктивном подходе – ориентации на других участников конфликта– форма поведения – сотрудничество, приспособление, компромисс. Возможные тактики действий сторон могут быть нейтральными, мягкими или жесткими по воздействию.
Третий компонент психологической направленности конфликта представляет собой совокупность взглядов, мыслей и информации о конфликте противоборствующих участников. Именно от этого зависит, насколько эмоционально будет проходить конфликт и как скоро будет возможно его разрешение.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
5. Компоненты счастья
5. Компоненты счастья Нет, не в Утопии – подземных кущах, — И не в таинственной, неведомой стране! Но в этом самом мире, Где все мы счастье обретем Или останемся ни с чем! Уильям Вордсворт Наслаждайся жизнью; осталось гораздо меньше времени, чем ты думаешь. Китайская
22. Понятие конфликта. Психологическая напряженность. Виды конфликта
22. Понятие конфликта. Психологическая напряженность. Виды конфликта В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается столкновение интересов
КОМПОНЕНТЫ СУПЕРЭГО
КОМПОНЕНТЫ СУПЕРЭГО Терапевтический опыт привел Фрейда к постулату, что психика устанавливает некий идеал—стандарт, с которым личность себя сопоставляет. Эта идея получила широкое распространение. Рассмотрим подробнее природу данного стандарта.13Объяснения Фрейда
4. Компоненты должности
4. Компоненты должности Должность включает несколько важных компонентов:1) должностные обязанности – определенные обязанности работника, соответствующие занимаемому трудовому посту и некоторые требования к его трудовой деятельности. Сюда включаются соответствие
ЧАСТЬ I. РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ГИПНОТИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ: СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
ЧАСТЬ I. РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ ГИПНОТИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ: СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Составные части: фоносемантика … Я снисходительно начал перелистывать книгу, рассеянно закидывая на нее скучающий взгляд, словно удочку в реву. И так и замер, друзья мои… Друзья мои, ну и улов. я
Составные части: фоносемантика
Составные части: фоносемантика … Я снисходительно начал перелистывать книгу, рассеянно закидывая на нее скучающий взгляд, словно удочку в реву. И так и замер, друзья мои… Друзья мои, ну и улов. я вытягивал таких карпов, таких щук! Неведомых рыб, золотых, серебряных,
Составные части: гипноз
Составные части: гипноз «Когда человеку говорят: „Твое ухо длинно“, он непременно его ощупает». Арабская пословица До XX века существовало несколько гипотез, которые пытались объяснить наличие гипноза (среди них встречались достаточно забавные); здесь мы с вами обратим
Составные части: «порча» и «сглаз»
Составные части: «порча» и «сглаз» «Лучший гипноз – это каратэ, а лучшее каратэ – это оглоблей по башке». Авторский афоризм «Все подлости на свете делаются с серьезным выражением лица». Курт Воннегут «Наш Касьян, на что ни взглянет, все вянет». Русская пословица Говоря о
Часть III. ГИПНОТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАВОДЯЩЕГО ПОРЧУ: СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КОМПОНЕНТЫ ПОРЧИ
Часть III. ГИПНОТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАВОДЯЩЕГО ПОРЧУ: СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КОМПОНЕНТЫ ПОРЧИ «Даже самый надежный презерватив дает гарантию в 98%». Из газеты «Спид-Инфо» Итак, для уверенного наведения порчи необходимы следующие компоненты оформления речи:паравербальные (мимика,
1.2. Структурные компоненты конфликта
1.2. Структурные компоненты конфликта К структурным компонентам конфликта относятся:1) стороны конфликта;2) условия конфликта;3) предмет конфликта;4) действия участников конфликта;5) исход (результат)
СОСТАВНЫЕ ЗНАКИ
СОСТАВНЫЕ ЗНАКИ Знаки, составленные из нескольких различимых элементовСоставной Знак — это знак, составленный из нескольких отдельных элементов, каждый из которых хотя бы в некоторой мере самостоятелен.Многие наши знаки состоят лишь из одного элемента. Когда вы
ТРИ ИСТОЧНИКА, ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
ТРИ ИСТОЧНИКА, ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ Есть очень интересная книга культуролога З.В. Сикевич, в которой можно прочесть, что для русских характерны три особенности: этатизм, патернализм и эгалитаризм.Этатизм (от фр. ?tat — государство) означает гордость за свою страну, такую
Дробление занятий на составные части
Дробление занятий на составные части Когда мы учим ребенка прибирать в комнате, мы сначала объясняем ему, что понимаем под словом «порядок», какого результата хотим добиться. Потом говорим: «Давай посмотрим, из чего этот порядок складывается и каким образом достигается.
ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ
ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ Три составные части внимательности — поза, наблюдение и слушание — являются первым аспектом присутствия. Поза — расположение тела пастора таким образом, чтобы показать, что он внимательно слушает. Наблюдение — внимание к тому, что
2.6 Образовательная среда и ее компоненты
2.6 Образовательная среда и ее компоненты Для начала уточним понятия образовательного пространства и образовательной среды. Согласно определению В. И. Слободчикова, образовательное пространство включает в себя три взаимосвязанные предметные проекции — образовательные
Источник