- Билеты (вариант 2) 10. Барокко в Испании.
- Архитектура Ренессанса и Барокко в Испании
- Здания периода раннего Возрождения
- Авторские фасады
- Особенности Ренессанса в Андалусии
- Суровый Ренессанс
- Особенности испанского барокко
- Короли архитектурной драматургии: архитекторы Чурригера
- Лучшие работы испанской архитектуры
- Барочные дворцы на французский манер
- Новое направление неоклассицизм
Билеты (вариант 2)
10. Барокко в Испании.
10. Барокко в Испании.
Испания, в XVII в. переживавшая упадок, пребывавшая под властью не столько короля, сколько церкви, дала особый настрой барочной литературе: здесь барокко приобрело не только религиозный, но и фанатический характер, активно проявлялось стремление к потустороннему, подчеркнутый аскетизм. Однако именно здесь ощущается влияние народной культуры. Особое значение в испанском барокко приобретает драматургия. Барочные мастера работали преимущественно в жанре трагедии или драмы. Значительный вклад в развитие испанской драматургии внес Тирсо де Молина (Фрей Гaбриэль Тельес). Классическим мастером драматургии барокко стал Педро Кальдерон. Во всех своих драмах использовал логически стройную и до малейших деталей продуманную композицию, предельно усиливал интенсивность действия, концентрируя его вокруг одного из персонажей, экспрессивный язык. В его творчестве нашло свое предельное выражение пессимистическое начало, прежде всего, в религиозных и морально-философских сочинениях. Вершиной творчества Кальдерона является пьеса “Жизнь есть сон”, где барочное мироощущение получило наиболее полное выражение. Кальдерон показывал трагические противоречия жизни человека, из которых нет выхода, за исключением обращения к богу. Жизнь изображается как мучительное страдание, любые земные блага призрачны, границы реального мира и сна размыты. Человеческие страсти бренны, и только осознание этой бренности и дает познание человеку. Плутовской роман- самый значительный и характерный жанр испанской прозы эпохи барокко (XVII в.). Глубокий кризис, охвативший испанское государство на рубеже XVI—XVII вв., идеологическое наступление католицизма на ренессансное свободомыслие, массовое бродяжничество — эти и другие факторы создали историчес¬кую реальность. Отличительные черты плутовских романов: построение повествования от первого лица — большая часть их стилизована под «автобиографию» героя, рассказывающего о своих похождениях и житейских невзгодах; события то изображаются с «наивной» точки зрения их непо¬средственного участника, получающего один за другим уроки жизни, то оцениваются с высоты накопленного рассказчиком к моменту написания его мемуаров жизненного опыта; сложная ком¬позиция, одновременно и линейная — сюжет развивается в хронологи¬ческой последовательности, и циклическая — изображение ограничено сферой индивиду¬ального опыта рассказчика. Герой жанра — пикаро (el picaro), плут и мошенник, ценой утраты собственного достоинства пытающийся приспособиться к новым условиям существования. Для этого он вырабатывает в себе необходимые навыки и создает свою житейскую философию. Выходец из низов общества, пикаро жаждет подняться по социальной лестнице, но терпит поражение. Невозможность изменить жизнь к лучшему осмысливается им как исконный удел человеческого бытия, бессилие человека перед лицом жестокой фортуны. Плутовской роман воссоздает широкую панораму испанской действительности XVII в. Игра противопоставлениями «верха» и «низа»— в пос¬ледующих образцах жанра постепенно перерождаются в натурализм и прециозность. Историческая жизнь жанра завершилась к середине XVII в. Испанский плутовской роман оказал большое влияние на развитие прозы в других странах. Отзвуки этой жанровой традиции можно найти в творчестве многих романистов вплоть до XX в.: например, в «Мертвых душах» Гоголя. Бальтазар Грасиан (1601-1658) был не только практиком, но и теоретиком нового стиля. В его трактате «Остроумие, или Искусство изощренного ума» излагается теория остроумия, в значительной мере повлиявшая на формирование консептизма в литературе испанского барокко. Грасиан обращает внимание на то, что древние мыслители разработали теорию мышления (логику) и теорию красноречия (риторику), но теории остроумия до сих пор нет. Подобно логике остроумие пользуется понятиями, которые вырабатываются разумом, но подобно искусству остроумие пользуется сближением далеких понятий, непосредственно, без всякого логического обоснования сопоставляя их и таким образом открывая истину. В трактате Грасиан рассматривает виды и приемы «простого» и «сложного» остроумия: каламбуры, загадки, намеки, параболы, притчи и мн. др. Суть эстетического манифеста — Грасиан по сути дела спорит с Аристотелем и предлагает новую эстетическую теорию: доминирующим началом в искусстве является не дискурсивное (т. е. рассудительное, рассуждающее), а ассоциативное. Художественное произведение не подчиняется правилам логики, но вместе с тем не является и «безумным». Эстетическим «регулятором» в произведении является, по мысли Грасиана, вкус (gusto), чувство меры и чутье художника. Это было новым шагом в развитии мировой эстетической мысли. Оригинальные эстетические взгляды Грасиана практически воплотились в его произведениях.
Луис де Гонгора-и-Арготе (1561-1627) является одним из самых известных испанских поэтов XVII века. Известность его выражается, например, в существовании термина «гонгоризм», обозначающего его индивидуальный поэтический стиль и одновременно обозначающего мощное стилевое течение в испанской литературе. В первом периоде творческой эволюции Гонгора увлекался жанрами оды и песни; во второй период его творчества развитие получили жанры сонета и романса, третий период может быть назван собственно «гонгористским». Уже на ранних этапах творческого развития Гонгора отличался ярким поэтическим новаторством. Например, Гонгора смело развивал жанр сонета, канон которого был создан Петраркой. Гонгора заметно усилил лирический темперамент, расширил тематический репертуар сонета (сонеты любовные, эротические, сатирические и т. д.) и расширил диапазон допустимых стилистических приёмов — теперь он использует неожиданные метафоры, усложненные гиперболы. Гонгора не нарушает принципов петрарковского сонета, он их преувеличивает. Новым и необычным у Гонгоры был стиль. Изображается не только поступок героя, но и его сложная, иногда совершенно непостижимая психологическая мотивировка. Испытываемые героями чувства любви, ревности, страданий и т. д. как бы дублируются явлениями в неживой природе, но это не традиционный, например, для фольклора психологический параллелизм — у Гонгоры духовное начало перенесено на природу, но и природное начало перенесено в душевную жизнь героя, в результате возникает совершенно особый «гонгористский» психологический пейзаж.
Источник
Архитектура Ренессанса и Барокко в Испании
Испанская архитектура периода возрождения красивая и необычная, завораживающая и великолепная
Здания периода раннего Возрождения
На своей родине (в Италии) Ренессанс получил на ранней стадии все признаки бесстрастного классицизма. Но в Испании все происходило совершенно по-другому.
Как одним из направлений эпохи Ренессанса стало формирование архитектурного стиля платереско, в котором нашли свое определенное продолжение многие стили зодчества: мавританское наследие, элементы постготического исабелино и скульптурная детализация. Этому направлению архитектуры, которое сформировалось в 16 веке стали присущи многие черты именно Ренессанса: декоративные мотивы, ордерные элементы (определенные формы колонн и канделябров). Такие элементы внесли упорядоченность в хаотичную пышность готики.
В большинстве случаев новые идеи затронули не конструкцию зданий, а фасады. Наибольшей известностью расцветшего платереско можно считать фасад университета в Саламанке, где наблюдается присутствие огромного количества изображений Фердинанды, Изабеллы, фруктов, завитков. Многие старались при оформлении фасадов использовать изображение лягушки, считалось, что именно оно приносит удачу. В Саламанке в описанном стиле украшены практически все здания.
Авторские фасады
Несмотря на то, что имя автора фасада университета в Саламанке не известно, но именно с приходом Ренессанса в Испанию появилась традиция связывать архитектурные работы с именами мастеров, что их выполняли. Благодаря этому обрели свою известность следующие зодчие:
- Хуан де Бадахос, который оформил фасад пристанища для паломников Сан-Маркос (ок. 1514) в Леоне.
- Алонсо де Коваррубиас, что возглавил строительство кафедрального собора в Толедо в 1630-х годах. Немного позже он стал придерживаться менее вычурного стиля ренессанса.
- Родриго Хиль де Онтаньон, который оформлял фасад университета в Алькада-де-Энаресе и получил звание ведущего архитектора Испании 16 века. Его работы отличаются сдержанностью и уравновешенностью в гармоничном сочетании с большим разнообразием элементов и форм.
Особенности Ренессанса в Андалусии
На территории Испании огромное количество зданий которые основывались на принципах готики, а в некоторых из них есть все элементы, свойственные итальянским сооружениям. Но все же можно встретить огромное количество примеров академизма Ренессанса. Такие здания выделяются своей сдержанностью в композиции.
Начиная с 1520 года, на территории Испании все большее предпочтение начинают отдавать симметрии и торжественности Античности, что приводит к укреплению на полуострове эпохи Высокого Возрождения.
Платереско в основном реализовывался в Кастилии и Леоне, а вот в Андалусии архитекторы отдавали предпочтение классическому направлению. Ярким примеров архитектуры Позднего Возрождения можно считать дворец, что расположился в центре Альгамбры. Он был спроектирован в 1527 году зодчим Педро Мачука (ученик Микеланджело). Это дворец с круглым внутренним двором и двухэтажной ротондой. Более ярким примеров архитектуры Позднего Возрождения больше не встретишь.
Позже создатель Золотой лестницы (Elcalera Dorada) в кафедральном соборе Бургоса приступил к реставрации кафедрального собора Гранады. Старое здание было дополнено колонами, полукруглой аркой и куполом. Андерес де Вандельвира в свое время украсил весь город Убеде постройками в стиле ренессанса. Он занимался проектами зданий по предварительному заказу богатых горожан. Именно его работой является монументальная больница Сантьяго и дворец Каденас (Palacio de las Cadenas). Эти два здания стали прекрасным дополнением коллекции архитектурных памятников периода Ренессанса в Испании.
Суровый Ренессанс
Не долгое время испанские архитекторы отдавали классическому направлению в архитектуре Ренессанса, очень скоро произошел резкий поворот. На третьем этапе эпохи Возрождения в зодчестве стала наблюдаться несвойственная Испании сдержанность.
Новый строгий аскетически суровый стиль стал полной противоположностью торжественности платереско. Торжественные здания Мачуки, Вандельвиры и де Силоэ ушли в прошлое. Основоположником нового направления стал любитель античности Хуан де Эррера. Его лучшим произволением архитектуры стал дворец-монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал. Это огромный комплекс, целиком его можно увидеть только с высоты, представлял прямоугольное сооружение с огромным количеством внутренних дворов, базиликой, дворцом и мавзолеем.
Внешне от сооружения веет настоящим академизмом. В этом комплексе ярко представлен голый Ренессанс, обнаженный до самых основ. От него веет военной мощью и духовным аскетизмом, что было свойственно для Испании 16 века.
Разработкой проекта сначала занимался Хуан Буатиста де Толеда, но заканчивал его уже Эррера в 1584 году. На строительство ушел всего 21 год. В своих работах не украшенную суровую простоту использовали кроме архитектора Эррера и другие молодые художники, например, Хуан Гомес де ла Мора, который занимался проектом площади Майор в Мадриде.
Особенности испанского барокко
В 17-18 веке испанские архитекторы снова вернулись к направлениям итальянского зодчества. Вместо классической строгости снова стала появляться помпезность и изысканность. Стоит отметить, что появление барокко не привело к появлению огромного количества новых архитектурных построек.
Изысканность и помпезность реализовывалась в украшении существующих зданий и сооружений. Также черты этого стиля стали наблюдаться и в работах скульпторов. Стоит отметить, что причиной того, что барокко не прижился на полуострове в полной мере, можно считать самобытность Испании. Если и использовались определенные элементы барокко, то исключительно в пределах традиционного ригоризма местных, этнических и религиозных вкусов.
Короли архитектурной драматургии: архитекторы Чурригера
Стиль, основоположником которого стал Эррера, очень медленно уступал позиции новому направлению. При строительстве новых зданий, как и прежде, наблюдалась определенная сдержанность и умеренность даже на раннем этапе барокко. Но немного разнообразия в строительство внес Алонсо Кано, когда в 1667 году занялся оформлением фасада гранадского собора. В его ранних работах наблюдалась определенная сдержанность, которая еще преобладала над пышностью и великолепием барокко. Ведь зодчий руководствовался канонами строгой архитектуры.
В 18 веке на территории полуострова стал преобладать стиль архитектуры чурригереско, который был назван в честь двух братьев архитекторов Чурригера.
Особенности этого стиля были определены старшим братом Хосе Бенито де Чурригера, который в своих творениях стал использовать сочную эффективную декоративность. В какой-то степени его можно назвать скульптором, руководствуюсь его работой по созданию коллекции головокружительных алтарей для церкви.
Наиболее известным считается алтарь, выполненный для монастыря Сан-Эстебан в Саламанке (1692 г). Творение старшего брата, как архитектора, менее известны. По заказу одного из банкиров им был выполнен проект небольшого городка Нуэво-Бастан в 1709 году, где он придал церкви, дворцу и стекольной фабрике весьма непретенциозно классический облик.
А вот архитектурным произведениям Альберто Чурригера свойственна большая торжественность и помпезность. Его основным творением, благодаря которому он вошел в историю, можно считать площадь Майор в Саламанке. Однако лучшими представителями чурригерского стиля считаются зодчие, которые занимались не непосредственным строительном, а украшением порталов растительными узорами, ангелочками, спиралевидными колоннами. Примером можно считать портал здания Музея истории города (Museo Municipal) в Мадриде.
Лучшие работы испанской архитектуры
Лучшим произведением испанского барокко можно считать оформление западного фасада в Саньтьяго-де Компостеле, который носит название Эль-Обрадойро. Оформление его проводилось в 1740 году известным архитектором Фернандо Касас-и-Новоа. Причудливая чарующая взгляд композиция сложилась из гармоничного сочетания тонких колонн, статуй святого Иакова и его учеников и прочего традиционного набора элегантного щитового декора.
Испанские зодчие очень часто работали над существующими зданиями, декорировали их в соответствии новых стилей. Такое смешение направлений зачастую нарушало общую гармонию композиции, но в случае с собором в Саньтьяго-де Компостеле получилось настоящее архитектурное чудо.
Еще одной удачной работой того времени можно считать фасад кафедрального собора в Мурсии. Он был украшен горгульями и херувимчиками из светлого камня. Стоит отметить, что стиль чурригереско, который сформировался в Испании, получил еще более шикарное и помпезное воплощение в Латинской Америке.
Барочные дворцы на французский манер
В эпоху барокко испанские монархи не стали прибегать к услугам своих архитекторов, они захотели французской помпезности. Поэтому ушли далеко от существующего в Испании на тот момент стиля чурригереско. Архитекторы, которых вызывали из Франции и Италии, были далеки от испанских традиций.
По проекту Джованни Баттиста Саккетти по приказу Филипа Пятого был построен в Мадриде Королевский дворец (Palacio Real). Это очень элегантное сооружение, в котором насчитывалось около 2800 комнат, по своей архитектурной композиции оно очень напоминало Лувр. В одном из залов дворца стены были отделаны фарфоровыми панелями. Только по этому можно понять, что король не скупился на средства при строительстве.
Еще одним грандиозным строением этого времени можно считать Королевский дворец Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо (La Grania de San Ildefonso) в Сеговии, который был построен по образцу и подобию Версаля.
Новое направление неоклассицизм
Уже в конце 18 века испанские архитекторы, как и зодчие Европы, стали склоняться к более рациональному и зрелому. Теперь отдавали предпочтение неоклассицизму, в котором правильным направлением считалось подражание древней благородной архитектуры. Влияние этого направления не стало стишком обильным и ограничилось всего несколькими зданиями, которые были выполнены по заказу короля Карла Третьего в целях облагораживания Мадрида.
Самым известным архитектором того времени стали Хуан де Вильянуэва. Именно по его проекту началось строительство музея Прадо, что открылся только через 30 лет. Классицистические идеи этого направления реализованы с характерными чертами и барокко, но при этом образные колонны выполнены достаточно простыми и без дополнительного декора. Также проектами Вильянуэва стали виллы в Эскориале, на которых король размещал своих гостей.
Другим представителем неоклассицизма в архитектуре стал Вентура Радригес (сын каменщика). Он стал автором непритязательного фасада кафедрального собора в Памплоне. Также Родригес принимал участие в проведении реконструкции базилики Божьей Матери Пилар в Сарагосе, именно его вариант получился более ярким, так как он понял, что здание будет смотреться более эффектно с 11 куполами и 4 минаретами.
Источник