- Особенности развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте
- Особенности эмоционального интеллекта
- Особенности развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте
- Готовые работы на аналогичную тему
- Факторы развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте
- Эмоциональный интеллект в период юношества и самоактуализация личности
- Теоретические концепции развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте. Психологические особенности этого периода. Факторы, влияющие на уровень развития ЭИ в юношестве, на формирование системы отношений в обществе личности юношеского возраста.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Особенности развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию и желания других людей и самого себя. Он позволяет решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и профессиональной деятельности.
Особенности эмоционального интеллекта
Люди, обладающие развитым эмоциональным интеллектом, обладают умением договариваться с другими. Они принимают эффективные решения и правильно реагируют на негативные ситуации. С помощью эмоций люди реагируют на события, слова и обстоятельства. Если не понимать их, то происходящее во внешнем мире будет искажаться. Например, на работе сотруднику сделали замечание, а он начал спорить и конфликтовать. В итоге, эти действия приведут к неврозу, апатии и другим депрессивным состояниям. Некоторые типы депрессивных состояний не проходят быстро. Так, у 15-40 % людей депрессия продолжается более года.
Если у личности развит эмоциональный интеллект, то она реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает правильно воспринимать критику. Благодаря эмоциональному интеллекту человек получает возможность понимать других и отвечать им адекватной реакцией.
Категория «эмоциональный интеллект» стала популярно после публикации одноименного труда научного журналиста Д. Гоулмана в 1995 г. Если взять за основу исследования этого ученого, то у людей с развитым эмоциональным интеллектом более хорошее психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. По статистике около 67 % лидерских способностей относятся к проявлению эмоционального интеллекта. Считается, что этот показатель важнее технических знаний и IQ в 2 раза, что было подтверждено исследованием компании Egon Zehnder.
Особенности развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте
В юношеском возрасте уровень эмоционального интеллекта в большей степени относится к индивидуальному проявлению самоактуализации. Она показывает, что высокая степень развития внутреннего эмоционального интеллекта должна сопутствовать естественным эмоциональным проявлениям и положительному самоотношению. Благодаря этому происходит установка глубоких и тесных взаимоотношений с другими людьми.
Готовые работы на аналогичную тему
Д. В. Ушаков писал о том, что при измерении показателя эмоционального интеллекта необходимо использовать не опросники, а тесты. Он считал, что опросники способны «затуманивать» измеряемые конструкты, а тесты, в свою очередь, дают возможность проводить оценку переработки эмоциональной информации в реальном режиме времени.
Исследователи зарубежной психологии говорят о возможности эмоционального интеллекта воздействовать на лидерские качества личности. Лидер с высоким уровнем эмоционального интеллекта не только способен формировать благоприятный психологический климат в коллективе, но и, мотивирует персонал для выполнения задач компании.
В целом эмоциональный интеллект представляется в качестве способности понимать и управлять собственными и чужими эмоциями. Способность понимать эмоции предполагает следующие составляющие:
- Установление самого факта наличия эмоционального переживания (у себя и у других);
- Распознавание эмоций, то есть понимание того, какую именно эмоцию может испытывать другой человек или он сам;
- Умение описать эмоцию с помощью слов;
- Понимание причин, которые сопутствуют формированию данной эмоции и следствия, к которым она приводит.
Способность к управлению эмоций у юношей и девушек означает, что они контролируют их силу, могут приглушать сильные эмоции, контролируют выражение эмоций во внешней среде (например, собственные слезы или крики). Они могут вызывать ту или иную эмоцию в случае необходимости. Они понимают и умеют управлять своими и чужими эмоциями, давая возможность выделить внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект. Данные варианты предполагают актуализацию и взаимосвязь различных когнитивных навыков и процессов.
Факторы развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте
В соответствии с результатами многих исследований сенситивный возраст приходится на три года, но также, существуют данные, что важные изменения происходят до 20 лет (второй сенситивный период). Кроме того, есть данные о том, что значительные изменения эмоционального интеллекта происходят в течение всей жизни.
Развитие эмоционального интеллекта у юношей и девушек рассматривается с позиции двух основных аспектов:
- Изучение онтогенетических изменений в управлении;
- Способность понимать эмоции в контексте целенаправленного развития отдельных сторон эмоционального интеллекта.
Сегодня имеются работы, в которых представлены результаты исследований развития способностей эмоционального интеллекта в онтогенезе. Ученые рассматривают уровни форсированности, раскрывают социальные и биологические предпосылки.
Биологические предпосылки эмоционального интеллекта включают уровень эмоционального интеллекта родителей, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, согласованное взаимодействие правого и левого полушария. Также на этот процесс влияют свойства темперамента.
Социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте включают синтонию, степень развития самосознания, уверенность в своей эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и семейный доход.
Эмоционально благополучные отношения между родителями оказывают большое влияние на развитие ЭИ. Родители с высоким уровнем ЭИ сами создают гармоничные условия для развития своего ребенка.
Некоторые ученые считают, что респонденты в юношеском возрасте, которые показывают внутренний локус–контроль, как правило, обвиняют себя. Они более чувствительны к ситуации при обсуждении других. Юноши с внешней локализацией контроля имеют большую склонность к прощению себя и других. Эта способность связана с пониманием своих эмоций и возможности управлять ими.
Источник
Эмоциональный интеллект в период юношества и самоактуализация личности
Теоретические концепции развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте. Психологические особенности этого периода. Факторы, влияющие на уровень развития ЭИ в юношестве, на формирование системы отношений в обществе личности юношеского возраста.
Рубрика | Психология |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.01.2012 |
Размер файла | 39,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
эмоциональный интеллект юношеский возраст
1. Методологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в юношеском возрасте
1.1 Эмоциональный интеллект
1.2 Психологические особенности юношеского возраста
Список использованной литературы
В настоящее время является актуальным вопрос исследования уровня развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте. Это обусловлено, во-первых, запросом, предъявляемым обществом к уровню общего интеллектуального развития молодых людей. Во-вторых, перечень современных востребованных профессий предъявляет высокие требования к уровню коммуникативной компетентности, частью которой является также эмоциональный интеллект.
Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта. Поэтому надежды, возлагаемые сегодня на исследования данного вопроса, становятся более понятными при сопоставлении их с интеллектом общим.
В последнее время эмоциональный интеллект привлекает большое внимание научного психологического сообщества. Сначала понятие эмоционального интеллекта принадлежало в большей степени популярной психологи, однако академическая психология также быстро признала его в качестве важного конструкта, обладающего высоким объяснительным и прогностическим потенциалом.
Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в человеческой жизни.
Цель: изучение вопроса по исследованию эмоционального интеллекта в период юношества и его связь с самоактуализацией личности.
Предмет: научные исследования эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, обозначенными предметом и целью исследования.
1) анализ современных теоретических концепций развития и проявления эмоционального интеллекта,
2) описание факторов, влияющих на общий уровень развития эмоционального интеллекта в период юношества.
3) изучение влияния эмоционального интеллекта на формирование взаимоотношений в обществе личности в юношеском возрасте.
Объект: исследование эмоционального интеллекта у юношей и девушек.
эмоциональный интеллект юношеский возраст
Первоначально понятие «эмоциональный интеллект» было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд (Guilford, 1967), Х. Гарднер (Gardner, 1993) и Г. Айзенк (Айзенк, 1995). Тем не менее, на современном этапе исследования эмоционального интеллекта являются вполне самостоятельным направлением.
Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели Д. Мейер и П. Сэловей (Salovey, Mayer, 1990). Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать свои эмоции и других (Mayer, Salovey, 1997).
Два подхода к пониманию эмоционального интеллекта
Ричард Робертс, Джеральд Мэттьюс, Моше Зайднер и Дмитрий Люсин в своем подробном обзоре исследований эмоционального интеллекта выделяют две основных модели данного конструкта, на основании которых и предлагаются методики для его изучения (Робертс и др., 2004).
Смешанные модели эмоционального интеллекта интерпретируют его как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу. В эти модели включаются когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются близко связанными с адаптацией к реальной жизни. Все модели в этом подходе отличаются только набором включенных личностных характеристик. Измерение непосредственно эмоционального интеллекта осуществляется с помощью опросников, основанных на самоотчете, как и в обычных личностных опросниках. Так, например, Ревен Бар-Он выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, а в свой опросник EQ-i (Bar-On Emotional Quotient Inventory) включает еще шкалы на адаптацию, управление стрессом и общее настроение (Bar-On, 1997).
B моделях способностей, эмоциональный интеллект определяется как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий с правильными и неправильными ответами. Наиболее известной такой методикой является MSCEIT, V2.0 (Mayer, Salovey, Caruso, 2002), где выделяются четыре уровня эмоционального интеллекта с секциями заданий на выявление каждого из них.
Как отмечают Р. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин, у каждого из этих двух подходов к пониманию эмоционального интеллекта есть свои сильные и слабые стороны, которые наиболее сильно проявляются в предлагаемых исследовательских методиках (Робертс и др., 2004). Так, например, при оценке методик, базирующихся на смешанных моделях, встает вопрос о способности человека адекватно оценивать свои эмоции и управлять ими. Значимые и высокие значения корреляций шкал методик на эмоциональный интеллект со шкалами личностных опросников свидетельствуют о том, что данные методики измеряют различные аспекты эмоционального интеллекта. Даже более вероятно, что эти методики измеряют всего лишь индивидуальный вклад в эмоциональную адаптацию. Имеет ли эмоциональный интеллект отношение к интеллекту как общей когнитивной способности? Данный вопрос обсуждался в работах Мейера и Сэловей (Salovey, Mayer, 1990), в работах Х. Гарднера (Gardner, 1993) и в отношении социального интеллекта в работе Д. Ушакова (2004). Мейер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект тесно связан с когнитивным интеллектом, поскольку постулируют единство аффекта и интеллекта, что соответствует отечественным традициям школы Л.С. Выготкого и С.Л. Рубинштейна. Подобное решение предлагает и Ушаков, полагая, что «социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности — обобщенной и опосредованной» (Ушаков, 2004, с. 18
Методики, основанные на моделях способностей, обладают критериальной валидностью и измеряют некие конструкты, отличные от всех уже выделенных в психологии способностей и личностных факторов.
Неменьший интерес вызывает выявление конструктов, лежащих в основе эмоционального интеллекта, и их измерение единой методикой. Р. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин предлагают набор таких конструктов применительно к роли эмоционального интеллекта в адаптации и приводят список методик и отдельных шкал для их измерения (Роббер и др., 2004). Сюда входят такие конструкты, как темперамент, переработка информации, уверенность в своей эмоциональной компетентности, эмоциональные знания и навыки.
В настоящее время известно четыре методики измерения эмоционального интеллекта.
1. Методика М. Холла наиболее широко используется, ее представил Е.П. Ильин (Ильин, 2001). Она почти идентична методике EQ, опубликованной на сайте www. queendom. сом. Методика состоит из 30 утверждений, разбивающихся на 5 шкал:
1) эмоциональная осведомленность,
2) управление своими эмоциями,
5) распознавание эмоций других людей.
Ответ на каждое утверждение предполагает 6-балльную шкалу: от — 3 «полностью не согласен» до + 3 — «полностью согласен».
Однако И.Н. Андреева (Андреева, 2004), описывая этот опросник, отмечает некоторое несовпадение смысловой нагрузки с названием шкал. Она рассматривает управление своими эмоциями как эмоциональную гибкость, самомотивацию — как произвольное управление своими эмоциями, распознавание эмоций других людей — как способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
2. Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), сконструированная на базе ранней модели Дж. Мейера и П. Сэловея Н. Шутте с коллегами (Schutte et al., 1998). Она состоит из 33 утверждений, разбивающихся на три шкалы:
1) оценка и выражение эмоций;
2) регулирование эмоций;
3) использование эмоций при решении проблем.
Ответы даются по 5-балльной шкале: от 1 — «это совершенно не обо мне» до 5— «это точно про меня». Оценки по шкалам получаются методом суммирования полученных баллов по ключам.
Этот опросник показал достаточно хорошие психометрические показатели при конструировании: внутреннюю надежность (б Кронбаха = 0,90), тест-ретестовую надежность на уровне 0,78 и очевидную дискриминативную валидность. Единственным минусом данной методики является ее незащищенность от социально желательных ответов испытуемых. Однако несомненным плюсом этой методики является простота в использовании и обработке.
3. ЭмIQ-2 — методика, созданная в России. Работа над тестом началась в 2004 г. Первоначальная версия теста («Эмоциональный интеллект-1») была создана Е.А. Орлом на базе западных исследований по данной тематике. Дальнейшая разработка теста («Эмоциональный интеллект-2») осуществлялась В.В. Одинцовой под научным руководством А.Г. Шмелева (Одинцова, 2006).
Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Эти вопросы сгруппированы в шесть шкал:
1) общий балл (суммарный балл по всем шкалам);
2) самоанализ и самозащита (шкала отражает способность респондента трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать свои эмоции, умение выстраивать определенную «психологическую защиту» от неприятностей);
3) самоконтроль (шкала отражает наличие у респондента внутренней мотивации, самодисциплины, настойчивости в достижении поставленных целей);
4) выражение эмоций (шкала отражает способность респондента адекватно выражать и контролировать свои эмоции и должным образом реагировать на проявления эмоций других людей);
5) социальная чуткость (шкала отражает способность респондента правильно понять и оценить мотивы, стоящие за поведением окружающих его людей, и адекватно на них реагировать на основе этого понимания);
6) самооценка чуткости (шкала отражает оценку респондентом собственных качеств: чуткости, проницательности, понимания мотивов поведения окружающих).
4. Тест Эмин Д. Люсина опирается на собственную модель эмоционального интеллекта автора (Люсин, 2004). Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Как способность к пониманию, так и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом.
На основании такой модели предлагается тест, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые группируются в 6 факторов:
1. Межличностный эмоциональный интеллект:
1.1) Шкала М1. Интуитивное понимание чужих эмоций,
1.2) Шкала М2. Понимание чужих эмоций через экспрессию,
1.3) Шкала М3. Общая способность к пониманию чужих эмоций.
2. Внутриличностный эмоциональный интеллект:
2.1) Шкала В1. Осознание своих эмоций,
2.2) Шкала В2. Управление своими эмоциями,
2.3) Шкала В3. Контроль экспрессии.
Предлагаемая модель эмоционального интеллекта, как утверждает автор (Люсин и др., 2004), принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта.
Тем не менее, данная методика не может быть отнесена и к моделям способностей, ввиду того, что является опросником, основанном на самоотчете.
Модель Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо
В 1990 г. П. Сэловей и Дж. Мейер предложили свою модель эмоционального интеллекта (Salovey, Mayer, 1990), опубликовав статью на эту тему. Они предложили формальное определение эмоционального интеллекта как набора навыков, имеющих отношение к точной оценке своих и чужих эмоций, а также выражению своих эмоций, использованию эмоций и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих трех категорий адаптивных способностей:
7) оценка и выражение эмоций;
8) регулирование эмоций;
9) использование эмоций в мышлении и деятельности.
В таблице 1 представлена первая схема теоретической модели
эмоционального интеллекта П. Сэловея и Дж. Мейера.
Таблица 1. Концептуализация эмоционального интеллекта (Salovey, Mayer, 1990)
Источник