Эмоциональный интеллект воспитателя доу

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Что это такое, как и зачем
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Психологическое сопровождение учащегося, его семьи
  • Эмоциональный интеллект педагога, воспитателя ГБДОУ.Эмоциональный интеллект педагога

Эмоциональный интеллект педагога, воспитателя ГБДОУ.Эмоциональный интеллект педагога

Эмоциональный интеллект педагога, воспитателя ГБДОУ.Эмоциональный интеллект педагога

Алексеева В.С.,
Ломоносова Н.В.

Эмоциональный интеллект, или эмоциональная компетентность, в самом широком понимании объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сферах деятельности, подразумевающих непосредственное общение с окружающими. Педагогическая деятельность насыщена напряженными ситуациями, связанными с возможностью эмоционального реагирования, каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение. В данной статье мы рассмотрим такие составляющие эмоционального интеллекта, как управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих, поскольку они представляются наиболее важными для успешного педагогического взаимодействия а также восприятие эмоций, использование эмоций для улучшения мышления. Профессиональная успешность педагога, несомненно связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом, то есть с уровнем интеллекта. Однако в большинстве случаев высокого уровня интеллекта оказывается не достаточно. Идея эмоционального интеллекта явилась следствием развития представлений об интеллекте социальном. Основной причиной выделения эмоционального интеллекта как самостоятельной способности или черты послужило частое несоответствие уровня общего интеллекта успешности педагога во взаимодействии с социальной средой.

Проблема эмоциональной компетенции является одной из важнейших психолого – педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Значительные психологические нагрузки в процессе педагогической деятельности являются факторами, способствующими развитию профессионального стресса. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние сдерживать вспышки гнева. Однако внешнее сдерживание эмоций не позволяет снизить интенсивность эмоционального процесса, не приводит к успокоению. Кроме того, часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких как раздражительность, тревожность, пессимизм, что в сою очередь может негативно сказаться на взаимоотношениях с детьми и коллегами. Если данный процесс становится не контролируемым, в дальнейшем это может привести к неудовлетворенности педагогом своей профессии и к профессиональной непригодности.

Следует отметить, что личностный и профессиональный рост современного педагога не возможен без самопознания, с которым связаны эмоциональные переживания.

С понятием эмоционального интеллекта тесно связано представление об «эмоциональной грамотности» — целенаправленном повышении эмоциональной компетентности. Овладение умениями эмоциональной компетентности представляется особенно актуальным для повышения эмоциональной культуры педагога. Педагогу очень важно уметь управлять своими эмоциями, а так же создать позитивный эмоциональный фон в детском коллективе в течении всего рабочего дня.

П. Саловей и Дж. Майер выделил 4 основных аспекта данного понятия, каждый из которых в свою очередь включает определенные способности.

Читайте также:  Регулирующее влияние чувств это

1. Восприятие эмоций.

— способность распознавать свои эмоции

— способность распознавать эмоции других людей

— способность точно выражать эмоции и эмоциональные потребности

— способность находить различия между искренним и неискренним проявлением эмоции

2. Использование эмоций для улучшения мышления

— способность включать эмоции при выполнении мыслительных операций

— способность использовать эмоции для лучшего запоминания и принятия решений

— способность использовать изменения настроения, чтобы оценивать различные точки зрения

— способность применять эмоции в процессе создания чего – либо нового

3. Понимание эмоций

— способность понимать, как одна эмоция может быть связана с другой

— способность осознавать, что вызвало данные эмоции и что может за этим последовать

— способность понимать, как одна эмоция может повлиять на другую

4. Управление эмоциями

— способность быть открытым, эмоциональным проявлениям как положительным, так и отрицательным

— способность исследовать причины проявления определенных эмоций

— способность вызывать определенные эмоциональные состояния, продлевать их и выходить из них

— способность управлять своими эмоциями

— способность помогать другим справляться с их эмоциями

Высокому уровню эмоционального интеллекта соответствует знание о том, как изменить негативное состояние на позитивное. Педагоги с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обуславливает высокую эффективность в профессиональной деятельности. Создав определенную атмосферу в педагогическом коллективе в которой люди будут испытывать положительные эмоции, можно развить стремление людей помогать друг другу в процессе работы и работать «по максимуму», когда того требует ситуация.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект позволяет использовать новый ресурс, который есть у каждого, для повышения качества работы в педагогическом коллективе и дальнейшего саморазвития каждого сотрудника как в личностном, так и профессиональном плане.

Список используемой литературы:

Хлевная Е.А. Эмоциональный интеллект в бизнесе. Феникс 2012

Андреева Н.И. Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога. СПб., 2002.

Источник

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Кудряшова Наталья Ивановна
Консультация для педагогов ДОУ «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира.

Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Когда эмоции — не враги, а друзья, помогающие в достижении целей.

Читайте также:  Нужно ли гасить эмоции гиперактивных детей

Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни каждого человека. Однако, для того чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путем тренингов и семинаров во взрослой жизни, а еще и в детском возрасте. Эмоциональный интеллект ребенка является фундаментом для дальнейшего становления личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.

Воспитатели ДОУ должны взять на себя задачу по развитию эмоционального интеллекта. Такая «эмоциональная азбука», по мнению Д. Гоулмана, лучшая профилактика различных зависимостей- наркомании, депрессий, подростковой и молодёжной преступности и других тяжёлых явлений современной цивилизации.

«Воспитание не сводится к обучению ребёнка совокупности известных знаний и умений, а необходимо предполагает формирование эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами, нормами».

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта,а именно:

-умением контролировать свои чувства;

-способностью сознательно влиять на свои эмоции;

-умением определять свои чувства и признавать их;

-способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

-умением эффективно общаться с другими людьми;

-способностью распознавать и признавать чувства других.

Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия (т. е. процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека). Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий. Модель эмоционального интеллекта предполагает развитиечетырех основных функций:

Что мы подразумеваем, когда говорим о развитие эмоционального интеллекта у детей?

Распознавание своих и чужих чувств. Удивительно, но этой способностью обладают не все взрослые. Если вы считаете проговаривание чувств чем-то незначительным, начните это делать для себя (в первую очередь) и для ребенка, и увидите, как изменится ваш мир.

Развитие эмпатии (способности сочувствовать). У детей эмпатия развита слабо, поэтому важно им показывать сострадание, сочувствие и доброту своим примером.

Позволение проявлять негативные эмоции. Если ребенок зол, обижен, возмущен, расстроен и плачет – не стоит его успокаивать, отвлекать (и не дай Бог подсовывать сладость). Найдите в себе мужество и великодушие выстоять перед негативными эмоциями, принять их и дать им улечься.

Позволение проявлять позитивные эмоции — не менее важный аспект.Все то родителям кажется слишком: визжат дети слишком, радуются слишком, смеются слишком. Вместо того, чтобы стараться «унять щенячий восторг» научитесь радоваться вместе с детьми.

Педагоги должны понимать, какими методами, технологиями и приемами это можно обеспечить. Один из методов развития эмоционального интеллекта — экспрессивный этюд. Рассмотрим подробно, как он действует, и узнаем, как его провести.

Что такое экспрессивный этюд

Экспрессивные этюды — вид психогимнастических упражнений. Термин «психогимнастика» в практику педагогов и психологов дошкольных образовательных организаций России ввела М. И. Чистякова. В книге «Психогимнастика» автор определяет это понятие как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы

Читайте также:  Доброго утра успешного дня хорошего настроения

В экспрессивном этюде есть две стороны (роли). Роль действующих детей возникает, когда педагогпросит воспитанников показать какой-либо персонаж истории: как он действует, что он чувствует, что и как говорит в определенной ситуации. Тем самым педагог создает условия для того, чтобы дети развивалисвои средства экспрессии: мимику, пантомимику, жесты и интонацию.

Например: в зависимости от возраста ребенка педагог просит:

• покажи, как Мишка шел;

• покажи всем телом, как Мишка шел;

• покажи лицом, телом, руками и движениями, как Мишка шел;

• покажи, как кралась Лиса;

• скажи так же, как медведь Михайло Иванович;

• скажи так же, как Мышка-норушка.

Еще одно задание — показать персонаж в эмоционально значимой ситуации: радостного зайца или грустную мышку. Если ребенок делает это произвольно, значит, он начинает управлять собственной экспрессией и эмоциями.

Напримр: педагог просит показать:

• как Заяц испугался;

• как Лиса обрадовалась;

• как Еж удивился;

• как Медведь рассердился.

Консультация для педагогов «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год» Консультация для педагогов: «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год».Блог. Лариса Гацко. Мы часто фотографируем деток, снимаем.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс для педагогов. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! — Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Источник

Оцените статью