Эмоциональный интеллект управление предприятием

Эмоциональный интеллект: на стыке менеджмента и психологии

Менеджмент предлагает для разрешения проблемы лидерства множество концепций, но ни одна из них до сих пор не была в достаточной мере универсальной. В этом смысле концепция эмоционального интеллекта на сегодняшний день представляет собой один из самых эффективных инструментов для нахождения решений в вопросах лидерства. Кроме того, она даёт возможность развивать лидерские качества людям, которым их не хватает.

Эмоциональный интеллект тесно связан с такими характерными для психологии понятиями, как эмпатия и алекситимия, поэтому по праву может считаться относящимся к сфере вопросов психологии (в данной статье будет раскрыт характер взаимодействия этих понятий между собой).

Лидерские качества проявляются не только в экономических отношениях, но и в любых человеческих взаимоотношениях. Универсальная концепция, позволяющая объяснить механизмы лидерства в любой или практически в любой среде, даёт нам широчайшие возможности для исследования разнообразных межличностных взаимодействий и вместе с тем для изучения отдельной личности, обладающей определенным набором лидерских качеств.

Эмоциональный интеллект

Важно обосновать использование понятия «эмоциональный интеллект». Речь идёт о способности распознавать, понимать и вызывать чувства и эмоции, что вполне можно отнести к интеллектуальной деятельности. С другой стороны эмоциональные реакции не менее важны для адаптации человека, чем умственная активность.

Хотя эмоциональное и рациональное обладает определенным сходством, мы можем определить и различия между ними по их проявлениям в характере взрослого человека, в котором рациональная и эмоциональная оценка ситуации нередко не просто отлична, но противоречива. Мы можем говорить о том, что в сознании происходит взаимопроникновение эмоционального и рационального как двух начал интеллектуального.

Изучение особенностей структуры, которую мы называем эмоциональным интеллектом, началось сравнительно недавно и не в нашей стране, поэтому русскоязычных материалов по теме сравнительно немного. Хотелось бы обратить на это внимание, поскольку иноязычность первоисточников всегда оставляет возможность для неоднозначного толкования.

В различных источниках английское emotional intelligence переводится неодинаково. Наряду с основным, мною будут использованы следующие варианты перевода: эмоциональное мышление, эмоциональная чувствительность, эмоциональное сознание, эмоциональный потенциал.

Использование такого варианта перевода как «эмоциональный интеллект» связывает EQ (emotionality quotient) с IQ. Естественным образом возникает вопрос, насколько обоснованно использование именно этого термина с учётом того, что речь идёт об эмоциях. Чтобы оценить терминологическую точность, необходимо иметь представление о том, какое смысловое содержание мы вкладываем в слова «эмоциональный интеллект» (это умение человека понимать и выражать свои чувства, а также понимать и вызывать чувства других людей). Эмоции как проявления душевной жизни сами по себе с интеллектом связывать весьма рискованно, а вот управление эмоциями на сознательном уровне — деятельность, которая вполне может быть отнесена к интеллектуальной. Мы не можем не отметить, что в данном случае термин очень точно выражает суть феномена, который за ним предполагают.

Понятие «эмоциональный интеллект» было введено в 1990 году Джоном Майером и Питером Саловеем, которые описывали эмоциональный интеллект как разновидность социального интеллекта, затрагивающую способность отслеживать свои и чужие эмоции и чувства. Саловей и Майер положили начало исследовательской деятельности, направленной на изучение возможностей развития существенных составляющих эмоционального интеллекта и изучение их значения. К примеру, они обнаружили, что в группе людей, которые просматривают неприятный фильм, быстрее приходят в себя те, кто способен легко распознавать эмоции других (1995 г.). В другом примере люди, которые легко распознавали эмоции других, лучше приспосабливались к изменениям в окружающей среде и строили поддерживающую их систему социальных отношений.

Саловей и Майер положили начало исследовательской деятельности, направленной на изучение особенностей эмоционального интеллекта, широкое же распространение понятие «эмоциональный интеллект» получило благодаря работам Дэниэла Гоулмена и Манфреда Ка де Ври.

В начале девяностых Дэниэл Гоулмен ознакомился с работой Саловея и Майера, что, в конечном счёте, привело к созданию книги «Эмоциональный интеллект». Гоулмен писал научные статьи для «Нью Йорк Таймс», его раздел был посвящен исследованиям поведения и мозга. Он выучился на психолога в Гарварде, где работал, среди прочих, с Дэвидом МакКлеландом. МакКлеланд в 1973 году был в группе исследователей, которые занимались проблемой следующего содержания: почему классические тесты познавательного интеллекта мало говорят нам о том, как стать успешным в жизни.

IQ не очень хорошо предсказывает качество выполнения работы. Хантер и Хантер в 1984 предположили, что между различными тестами IQ расхождение составляет порядка 25%.

Уэшлер предположил, что не-интеллектуальные способности являются неотъемлемой составляющей способности быть успешным в жизни. Уэшлер не был единственным исследователем, который предполагал, что не-когнитивные аспекты IQ важны для адаптации и успеха. Роберт Торндайк, возьмем другой пример, писал о социальном интеллекте в конце 30-х гг. К сожалению работы «пионеров» в этой области были главным образом забыты или просмотрены вплоть до 1983 года, когда Говард Гарднер начал писать о мультипликативном интеллекте. Он предположил, что внутриличностный и межличностный интеллект столько же важны, как и IQ, измеряемый с помощью IQ-тестов.

Примером исследования ограничений IQ может служить 40-летнее лонгитюдное исследование 450 мальчиков из Соммервиля (Масачусес). Две трети мальчиков были из благополучных семей, у одной трети интеллект был ниже 90. Однако IQ мало повлиял на качество выполнения ими работы. Наибольшие отличия были между теми людьми, которые в детстве хорошо справлялись с чувством неудовлетворённости, могли контролировать эмоции и обходиться без других людей.

Не следует забывать, что когнитивные и не-когнитивные способности тесно взаимосвязаны. Существуют исследования, предполагающие, что эмоциональные и социальные навыки помогают развить когнитивные. Примером такого исследования может служить исследование Шода, Мишеля и Пика (1990 г.), когда ребенку предлагалось либо съесть один кусочек мармелада, либо два в том случае, если он дождётся исследователя. Много лет спустя тестирование этих людей показало лучшее развитие наряду с эмоциональными и когнитивных способностей у тех, кто в детстве оказался способен дождаться исследователя.

Мартин Селиман (1995 г.) ввёл понятие «научный оптимизм» (learned optimism). Он говорил о том, что оптимисты имеют тенденцию делать особенные, временные, внешние предположения о причинах того или иного события (удачи или неудачи, etc.), когда пессимисты склонны делать глобальные, постоянные, внутренние приписывания причин. Исследования Селимана показали, что начинающие менеджеры по продажам, настроенные оптимистично более эффективны (в процентном соотношении их доход на 37% выше, чем у «пессимистов»). Практическая ценность эмоционального интеллекта тесно связана с областью, благодаря которой понятие получило широкое распространение – речь идет о теории лидерства. Однако нам эмоциональный интеллект может быть полезен и в рамках психотерапевтической практики. Может ли быть психолог психологом не имея при этом развитого эмоционального интеллекта?

Эмоциональный интеллект, концепция Дэниэла Гоулмена

Первоначально Дэниэл Гоулмен выделял пять составляющих эмоционального интеллекта, которые впоследствии были сведены к четырем: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость и управление отношениями, кроме того, от 25 навыков, связанных с эмоциональным интеллектом, он в своей концепции перешел к 18.

Источник

Эмоциональный интеллект руководителя

Эмоциональный интеллект руководителя

_________________________________________________________________________________________________________

Мероприятия для развития эмоционального интеллекта:

Читайте также:  Как помочь ребенку пережить эмоции

_________________________________________________________________________________________________________

После публикации в книге Дэниэла Гоулмана данных о том, что только 15% успеха руководителя объясняются его умственным развитием (IQ), а 85% приходятся на долю эмоционального интеллекта (EI), понятие «эмоционального интеллекта» стало набирать стремительную популярность. Но каким именно образом делает человека успешным эмоциональный интеллект? И значит ли это, что ум руководителю теперь ни к чему, потому что главное – эмоции?

Хотя сам термин «эмоциональный интеллект» и похож на оксюморон, определяется он достаточно просто: это способность понимать эмоции и управлять ими на основе интеллектуальных процессов 1 (то есть умение анализировать то, что происходит в эмоциональной сфере, и руководить им).

Важно понимать, что речь в данном случае идет не о главенствующей роли интеллекта, а скорее о взаимопроникновении и взаимовлиянии когнитивных и эмоциональных процессов, о «единстве аффекта и интеллекта», как писал выдающийся психолог Лев Выготский 2 .

К тому моменту, как появилась книга Гоулмана, целым рядом научных работ подтверждено, что эмоциональность влияет на интеллектуальную и логическую деятельность (а значит, и на эффективность работы). К числу наиболее важных из них можно отнести труды Антонио Дамасио 3 и Дэниэла Канемана 4 . Нейрофизиологические исследования Дамасио показали, что человек, из-за различных травм потерявший способность испытывать эмоции, перестает быть успешным, поскольку уже не может принимать решения. А в 2002 году психолог Канеман доказал, что на принятие экономических решений влияют нерациональные факторы, в частности, эмоции (например, испытывая страх, человек переоценивает величину возможных потерь).

Сегодня известны разные подходы к изучению влияния эмоционального интеллекта на бизнес. Так, Дэниэл Гоулман и Рувен Бар-Он изучают опреде­ленные компетенции руководителей, связанные с эмоциями (например, при управлении конфликтами), и личностные качества (скажем, оптимизм). А Джон Майер и Питер Саловей анализируют когнитивные способности человека применительно к эмоциям (умение понимать и определять, что выражает та или иная эмоция). Мы придерживаемся концепции этих ученых и считаем, что эмоциональная компетентность 5 руководителя предполагает владение четырьмя видами навыков:

  • осознание своих эмоций;
  • осознание эмоций других людей;
  • управление своими эмоциями;
  • управление эмоциями других людей.

Эмоции в бизнесе

Вопреки популярному мнению, что «эмоциям не место на работе», это (к сожалению или к счастью) не так. Человек в любой момент испытывает какую-то эмоцию. На работе люди не перестают быть людьми, следовательно, эмоциональная составляющая присутствует всегда, во всяком деле, решении или поступке. И у руководителя, кстати, тоже. Другое дело, какое влияние оказывают эмоции – положительное или отрицательное. Долгое время считалось, что отрицательное.

Человек теряет способность думать, испытывая страх, гнев и даже радость (вспомните себя влюбленными). Под воздействием сильных эмоций мы часто принимаем неверные решения. Не желая видеть обратную сторону медали, другими словами – отказываясь прислушиваться к эмоциям, мы лишаемся огромного объема информации. А информация в наши дни, как известно, – ценнейший из ресурсов.

Не стоит также думать, что эмоции всегда мешают работе. Испытывая позитивные эмоции, люди работают лучше. Это в общем и не удивительно. Люди в хорошем настроении внимательнее относятся к окружающим, что особенно важно, например, в работе продавцов, менеджеров по работе с клиентами, да и, собственно, во всех сферах, где первостепенную роль играет общение.

При этом понятно, что главный в создании эмоционального состояния команды или рабочего коллектива – руководитель. Потому что люди привыкли смотреть на первого «в стае», ориентироваться на его восприятие и настроение. Именно руководитель способен увлекать людей идеей, заражать своей эмоцией, творить ту атмосферу, которая поможет всем работать эффективнее.

Причем эмоционально компетентный руководитель совсем не обязательно создает вокруг себя атмосферу всеобщей любви и бесконечной радости. Он вполне способен подгонять подчиненных, если видит, что проект рискует не завершиться в срок, и пугая последствиями, и воодушевляя результатами, и раздувая злость на конкурентов. Разница между эмоционально компетентным и эмоционально некомпетентным руководителями в том, что первый использует свой эмоциональный репертуар осознанно. Он может наорать, стуча кулаком по столу, а может улыбнуться и похлопать по плечу – четко понимая, что он сейчас делает и зачем.

Большинство руководителей привыкают к тому или иному стилю управления и неосознанно пользуются только им одним: кто-то больше кричит, а кто-то – улыбается. И в том и в другом кроется немало неприятностей. Но самое грустное, если руководитель становится «toxic», как это называют в Америке. Такой «ядовитый» босс срывается на своих подчиненных, резко критикует их в присут­ствии коллег, высказываясь едко и саркастически, постоянно вмешивается в их работу, придирается по мелочам… Поразительно, но согласно исследованиям, проведенным в одной международной гостиничной сети, из десяти контактов, вызывающих у менеджеров негативные эмоции, девять приходилось на общение с руководством (. ). Оно становилось причиной душевного дискомфорта значительно чаще, чем столкновения с клиентами, постоянные перегрузки, сложности корпоративной политики и личные проблемы6. Так что развитие эмоциональной компетентности очень часто включает расширение поведенческого репертуара у лидера.

Для чего руководителю нужен высокий уровень эмоционального интеллекта?

Прежде всего – для себя самого. Руководитель – тоже человек (о чем часто забывают и окружающие, и он сам), и в течение рабочего дня он испытывает массу эмоций, в большей части «негативных» (в основном, страх и некоторую долю агрессии). Большинство руководителей привыкли не обращать на эти эмоции внимания, стараясь держать их «при себе». Многие руководители считают, что таким образом они управляют своими эмоциями. Однако в этом случае речь идет о подавлении, а не об управлении (подробнее об этом здесь: **). Разница заключается в том, что когда мы управляем эмоцией, она уходит, а когда подавляем – то продолжаем «держать» эмоцию внутри себя. «Внутри себя» — то есть в своем теле. Между тем, подавленные эмоции никуда не деваются, и дальше возможно только два пути развития событий. В первом случае рано или поздно они выплескиваются наружу, и руководитель срывается. Тогда страдают подчиненные или близкие и члены семьи. Во втором случае руководитель так и продолжает держать эмоции в себе. В итоге вечером мы имеем головную боль и повышенное давление, а через несколько лет – инфаркты, инсульты и прочие сердечно-сосудистые заболевания.

Кроме того, в повседневной жизни необходимость постоянно сдерживать эмоции приводит к снижению «эмоционального порога». Привыкая к негативу, человек действительно перестает раздражаться, перестает бояться… Его эмоции, причем и негативные (злость), и позитивные (радость), притупляются и как бы не ощущаются в полной мере. Марша Рейнольдс7 приводит такой пример. Один руководитель сообщил ей, что у него никаких проблем с эмоциями нет, он, дескать, научился с ними справляться: совершенно не злится на подчиненных и не раздражается на работе. Но на вопрос «А когда вы в последний раз ­радовались так, как в тот момент, когда ваш сын забил гол: прыгали на трибуне и орали во весь голос?» он, помолчав какое-то время, ответил: «Кажется, я вас понял».

Вынужденный постоянно скрывать свое настроение, руководитель теряет способность испытывать эмоции в общении не только с коллегами, но и с друзьями, и даже родными людьми. Тут и начинается увлечение экстремальными видами спорта, сумасшедшая езда на машине (потому что эмоции необходимы нам для нормальной жизнедеятельности), с одной стороны, или апатично-депрессивное состояние, когда ничего не хочется, – с другой. Такой ситуации можно избежать, умея управлять эмоциями, вместо того, чтобы просто их подавлять.

Читайте также:  Без эмоций мы бы не отличались

Однако, прежде чем усвоить навыки управления своими эмоциями, необходимо научиться их осознавать – иначе чем, спрашивается, управлять будем? Очень важный навык, с которого и начинается эмоциональный интеллект, – это осознание собственных эмоций. Это непростая способность, которую никто и никогда не помогал нам развивать. Что нас учили в детстве делать с эмоциями? Скрывать, подавлять, контролировать… «Веди себя прилично», «мальчики не плачут», «хорошие девочки не должны ругаться» и т.д. Практически никогда никто из взрослых не спрашивал: «А что ты сейчас чувствуешь? Как это проявляется в теле? Что тебе хочется сделать, когда ты испытываешь эту эмоцию?». Поэтому большинство из нас привыкли постоянно думать, но с трудом способы понять, что мы чувствуем в конкретный момент времени (подробнее об этом см. Глобальная Драма эмоционального интеллекта).

Осознать эмоцию – значит быть способным в любой момент назвать словом, что я сейчас

К осознанию эмоций имеет самое непосредственное отношение и такая компетенция руководителя, как принятие решений. Говоря об этом процессе, часто упоминают интуицию. Однако, по мнению Гоулмана, интуиция – не что иное, как эмоция, которая возникает в связи с каким-то фактом, еще не до конца осознанным мозгом. К примеру, вы читаете отчет. С цифрами вроде все в порядке. Все логично. И вдруг вы чувствуете легкое беспокойство. Еще раз просматриваете цифры… все вроде сходится… и вы отмахиваетесь от неприятного чувства, вот же они – цифры и факты. И принимаете решение… Впоследствии оказавшееся ошибочным. И тут же в памяти всплывает тот отчет. «Недаром он мне не понравился!» – восклицаете вы, и вы совершенно правы. Но уже поздно.

Такие эмоции, как правило, мимолетны, а источник их совершенно, казалось бы, непонятен. Чтобы их быстро отследить, важно обладать развитым навыком осознания эмоций – успевать в суматохе и спешке рабочего дня отслеживать такие сигналы и констатировать: «Нет, все-таки мне это не нравится». И просмотреть отчет еще раз. И еще. Появление эмоции можно ощутить по изменившемуся физическому состоянию: у кого-то начинает ныть спина или просто возникает какое-то непонятное внутреннее напряжение. Гоулман называет это «gut feeling» (gut – желудок), что в переводе на русский может означать «нутром чую». Так что в народе давно подмечена важность эмоционального интеллекта…

Руководитель с высоким уровнем эмоционального интеллекта чуток не только к себе, но и к своим сотрудникам: заметит, если кто-то из коллег расстроен или разозлен, а в некоторых случаях поймет и причину происходящего. По выражению лица, по интонациям, фразам или нетипичному поведению. И он учитывает эмоциональное состояние сотрудника. Например, помнит о том, что человек, испытывающий сильную эмоцию, не может в этот момент продуктивно думать. Бесполезно объяснять что-либо менеджеру, на которого только что накричал клиент. Бесполезно заставлять человека сосредоточиться на задании, если ребенок лежит дома с высокой температурой. В таком случае сотрудника стоит отправить домой – толку от него все равно будет немного. Напрасно требовать от сотрудников заполнить все документы после только что успешно завершенного крупного проекта – лучше отпустить их в ближайший бар…

Только разобравшись в собственных чувствах и состоянии окружающих вас людей, можно говорить об управлении эмоциями.

Следующая ступень развития эмоционального интеллекта – управление своими эмоциями. Не контроль. Не подавление. А именно управление. В чем разница? И контроль, и подавление загоняют эмоции внутрь, где они и копятся. Управление позволяет выпустить эмоции. Различные техники разбираются на тренингах, о многих можно прочитать в книгах по стрессменеджменту. Немало упражнений основаны на тренировке дыхания и направлены на изменение своего физического состояния. Иногда важно проанализировать и собственные мысли, которые часто бывают причинами эмоций…

Бывает, что внешнее событие служит лишь легким толчком, ниточкой, ухватившись за которую мы сами себя накручиваем. Легко вспомнить, как это происходило, когда ктото из ваших близких сильно задерживался с работы. И если вы лишены возможности позвонить, а его все нет, в голове начинают ­всплывать страшные картины. А вдруг маньяк в подворотне? А вдруг под машину попал? А вдруг… Между тем на работе всего лишь затянулось совещание. Но этот вариант мы не рассматривали, и к моменту возвращения любимого(ой) мы уже в панике. Что нас привело к этому состоянию? Исключительно собственные мысли! В этой ситуации крайне важно не упустить момент, когда накручивание только начинается. Часто осознание того, что вы идете на поводу у своих домыслов, поможет вам выдохнуть и расслабиться.

Руководитель с высоким уровнем эмоционального интеллекта может управлять и возникновением эмоций: разозлиться или «включить» радость, если она требуется, скажем, для вдохновенной речи. Один из наших знакомых управленцев приводил пример: «Мне предстояло публичное выступление на серьезном общегородском мероприятии. В какой-то момент я понял, что сильно боюсь. И я начал „накручивать” себя, что сделаю это классно – и в итоге выскочил с таким азартом! И выступил с настоящим удовольствием! Это было потрясающе».

Ну и наконец, управление эмоциями других. Именно этого, как правило, хотят руководители, желающие повысить уровень эмоционального интеллекта. Уметь подбирать правильные слова – и сотрудники будут готовы работать днем и ночью с максимальной отдачей. Руководитель с высоким уровнем эмоционального интеллекта – это лидер, за которым, что называется, люди идут. У него широкий лидерский репертуар, он умеет подобрать ключик к каждому. В общем, рассматривает эмоции каждого работающего рядом с ним человека как ресурсы, грамотно задействуя которые, можно значительно повысить его эффективность.

Развиваем эмоциональный интеллект руководителя

Есть три основных пути развития эмоционального интеллекта: самостоятельно, на тренингах или с помощью индивидуальных консультаций (коучинга).

Первый – это тренинги и коучинг. Важно понимать, что один двухдневный тренинг или семинар не повысит ваш эмоциональный интеллект. Наш обычный способ реагирования на окружающий мир, наши привычки, глубоко укоренившиеся установки очень сложно менять. Кроме того, новые навыки в этой области страшно и сложно пробовать применять сразу в реальной жизни, поэтому имеет смысл начинать в безопасном пространстве.

Вам понадобятся сильное желание и внутренняя готовность развиваться в этом направлении. Эффективная программа развития эмоционального интеллекта должна быть длительной (по мнению Д. Гоулмана и Р. БарОна – не менее шести месяцев), обязательно включать обширную практику и коучинг.

Для того чтобы развивать эмоциональный интеллект самостоятельно, нужна еще более сильная мотивация – вспомните, сколько книг вы прочитали и подумали: хорошее дело, надо попробовать… И, тем не менее, это вполне возможно.

Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Осознание своих эмоций

1. Для развития навыка осознания собственных эмоций полезно спрашивать себя периодически «Что я сейчас чувствую?», начиная с самых простых для распознавания базовых состояний: радость, печаль, гнев или страх. Несложно научиться определять также источник эмоции и степень ее интенсивности. Представьте себе градусник, где отметка 36,6 означает интенсивность эмоции, которой вы можете управлять без особых усилий; 37,5 – момент, когда уже начинает лихорадить; 42 – когда вы прыгаете от восторга или взрываетесь от негодования. Прочувствуйте каждое состояние, вспомните, как вы себя ведете, ощущая эмоцию такой интенсивности.

Читайте также:  Как правильно прожить чувство

2. Обращайте внимание на свое состояние, когда смотрите фильм или футбол, читаете книгу… Просто фиксируйте свое состояние. Тогда в любом состоянии вы будете способны определить, что с вами происходит.

Осознание эмоций других

1. Чтобы понимать, что испытывают другие, обращайте больше внимания на их движения и жесты: когда человек откидывается на стуле, складывает руки на груди, улыбается, как меняется его интонация… На самом деле в эмоциональной части мозга при каждом разговоре течет поток информации: кажется, он напрягается… ага, вот сейчас его порадовало то, что я сказал… а сейчас он наконец расслабился… Запустите этот процесс и в «думающем мозге» (неокортексе): кажется, он напрягается… что я могу ему сказать еще. ага, вот сейчас его порадовало то, что я сказал… значит, для него важно, что его целеустремленность замечена… а сейчас он наконец расслабился… все, можно говорить о сроках выполнения задания, он все понял!

2. Поставьте запись какогонибудь фильма, выключите звук и наблюдайте, какие эмоции испытывают собеседники. Предположите, почему. Включите звук и промотайте назад – правильно ли вы поняли?

3. Чтобы проверить себя, обращайте внимание на эмоции и состояние ваших близких. В каком настроении вернулась домой жена? Что случилось с сыном, какойто он мрачный? Говорите о вашем впечатлении. Даже если вы ошибетесь, близким будет приятно, что вы интересуетесь их эмоциональным состоянием. Главное в этом процессе – не формулировать свое мнение как факт: «Чтото ты злая сегодня как собака» (к этой же категории относятся фразы «Что ты нервный такой сегодня?», «Опять в депрессии?», «Прекрати злиться» и т.д.). Начинайте со слов: «мне кажется, ты сейчас чувствуешь…», выдерживая при этом вопросительную интонацию.

Управление своими эмоциями

1. Учитесь говорить о своих чувствах! Многие считают это слабостью. (О ужас, что подумают о руководителе, вдруг заявившем перед советом директоров: «Пожалуй, я немного нервничаю»!) Подчиненным нужно иногда вспоминать о том, что их начальник – тоже человек и ему не чужды простые человеческие эмоции. Это сближает. Из этого совсем не следует, что руководитель должен постоянно изливать душу перед подчиненными. Но иногда сказать вслух о каких­то своих эмоциях, как негативных, так и позитивных, бывает полезно. Проговорить переживаемую эмоцию – один из самых простых и действенных способов управления ею. Говорите о своих чувствах хотя бы близким людям.

2. Следите за своим внутренним диалогом – не накручиваете ли вы сами себя?

3. Еще один способ управления эмоциями – управление телом, так как изменение физического состояния может влиять на эмоции. Совершайте простейшие действия. Медленно выдохните. Незаметно сожмите и разожмите кулаки. Если позволяют окружение и ситуация – потянитесь или попрыгайте. Полезно бывает корчить рожи. Дада, не смейтесь: часто гнев или страх в первую очередь сковывают мышцы лица. Состройте пару хороших рож перед публичным выступлением – и станет гораздо легче.

Все знают или во всяком случае догадываются об этих способах снятия стресса. Ну неужели никто не слышал о дыхании? Слышали? Кто-нибудь делал.

В этом сложность применения всех техник управления эмоциями. Пока мы не испытываем сильной эмоции, мы эти техники не используем. Когда мы испытываем сильную эмоцию… нам уже не до техник. Поэтому такие простые движения, занимающие долю секунды, стоит просто ввести в привычку: при мимолетной эмоции подышите, подвигайтесь. Тогда и в более напряженной ситуации вы об этом вспомните.

4. Что делать, если вы все же испытываете сильную эмоцию? В этой ситуации полезно… начать думать. Причем не о том, что буквально сейчас произошло – вот именно так мы себя и накручиваем, снова и снова вспоминая, как я… а он… Так вот, думать надо, напрягая свои аналитические и интеллектуальные способности. Возьмите доклад когонибудь из сотрудников, особенно если он содержит много цифр. Решите головоломку. Кроссворд. Испытывая сильную эмоцию, невозможно думать, но ведь, напряженно думая, нельзя испытывать сильную эмоцию.

Как научиться вызывать эмоцию в себе?

Можно использовать тот самый внутренний диалог, только намеренно, с целью себя накрутить. В первую очередь этот способ подходит для того, чтобы разозлиться. Вспоминайте пример за примером, когда ктото вас обидел и чтото сильно разозлило, оперируйте фразами вроде «ну теперьто я им покажу…». Таким же образом можно вызвать достаточно сильную печаль или страх. Вызвать аналогичным способом позитивные эмоции сложнее. Можно вспомнить какойто фрагмент из фильма, где герой воодушевляет когонибудь на свершения, восклицая: «Давай. Ты сможешь. Ты это сделаешь. » Или просто прокручивать в голове вдохновляющие фразы.

Попытайтесь развивать этот навык еще и таким способом. Учили вы когданибудь иностранные слова, написанные на карточках для лучшего запоминания? Вот точно так же возьмите карточки, напишите на них названия эмоций, сначала по­проще (радость, гнев), потом посложнее (смущение, ревность). Вытаскивайте карточку наугад… и усилием воли вызывайте в себе эту эмоцию. На ваше усмотрение: или вспоминайте, как вы себя чувствовали, когда испытывали эту эмоцию в последний раз, или воображайте… В транспорте лучше не пробовать.

Управление эмоциями других

Вот любимый пункт руководителей! Поскольку руководители – это люди с высоким IQ, то вам не нужно объяснять, что без предыдущих трех навыков этим не овладеть.

1. Чтобы заразить других какойлибо эмоцией, важно прочувствовать ее самому. Если прочувствуете хорошо, больше вам ничего особо и не придется делать: чужими эмоциями мы все в большей или меньшей степени заражаемся.

Значительно сложнее стимулировать эмоции: то есть вызывать определенные состояния у когото, не испытывая их при этом самому. Для этого нужно очень хорошо знать эмоциональные «триггеры» ваших подчиненных: на какие «кнопки» нажимать, какими словами оперировать…

2. Расширяйте свой лидерский репертуар. Проанализируйте, какие эмоции присущи вашему стилю,
а каких недостает. Часто срываетесь? Сосредоточьтесь и объясните все сотруднику спокойно или даже с радостью (ведь теперь он наконец все поймет!). Не позволяете себе повышать голос на подчиненных? А надо ли? Если чувствуете, что на какогото из сотрудников давно пора хорошенько наорать – вперед!

Главное – четко обозначить цель, понять, зачем именно нужна вам эмоциональная компетентность и что вы хотели бы с ее помощью развивать. А пути достижения этой цели вы обязательно придумаете.

1 Определение американских ученых Питера Саловея и Джона Майера – авторов термина «эмоциональный интеллект»
2 Автор культурно-исторической концепции эволюции высших психических функций
3 Известный нейрофизиолог, автор книги «Ошибка Декарта. Чувства, мысли и человеческий мозг» (Мюнхен, 1995)
4 Израильско-американский психолог, один из основоположников психологической (поведенческой) экономической теории, лауреат Нобелевской премии по экономике (2002) «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности – при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности»
5 Мы предпочитаем пользоваться термином «эмоциональная компетентность», а не «эмоциональный интеллект», поскольку сам по себе эмоциональный интеллект может и не влиять на успешность в бизнесе. Важна не способность как таковая, а умение применить ее соответственно ситуации, то есть компетентность
6 Цитируем по книге Д. Гоулман, Р. Боятцис, Э. Макки «Эмоциональное лидерство»
7 Известный коуч-консультант и тренер, автор книги «Коучинг: эмоциональная компетентность»

Видео


Источник

Оцените статью