Эмоциональный интеллект у дошкольников тренинг

Тренинг по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Светлана Боина
Тренинг по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Научные и исторические факты:

Научное изучение эмоционального интеллекта положило свое еще со времен Дарвина, а стало набирать свои обороты в конце 50-х годов. Изучением занимались психологи разных стран, в т. ч. Россия (ранее Советский Союз): но серьезно подошли к изучению эмоционального интеллекта на Западе.

Пол Экман в рамках национального задания по исследованию получил гранд на научные исследования и занялся подтверждением дарвинской теории, которая гласила. Что люди любой расы,независимо от места и условий происхождения с рождения наделены:

• одинаковыми эмоциями,

И способны их одинаково выражать в схожих представших перед ними жизненных ситуациях.

Исследования Пола Экмана служили только началом в изучении эмоционального интеллекта человека.

Тема развития эмоционального интеллектаявляется важной по нескольким направлениям:

• Расширить представление педагогов о эмоциональном интеллекте;

• При организации взаимодействия в Семьями воспитанников, расширить

• представления (законных представителей) о развитии эмоциональном интеллекте;

Развивать эмоциональный интеллект воспитанников.

Работа в ДОУ направленная на развитие эмоционального интеллекта:

• С изучения и развития эмоционального фона воспитанников. Способны ли они различать эмоции других людей.

Научно и практически доказано, что дети способны различать эмоции своих собеседников (дарвинская теория доказана еще в конце 60-х годов, подтверждено П. Экманов и Л. С. Выготским)

Какие новые формы работы применялись:

• Проигрывание через драматизацию героев с их образами, чувствами.

• Речевое развитие с помощью развития эмоционального интеллекта.

• Игры направленные на развитие способностей узнавать свои внутренние переживания, сопереживанию других людей.

• выставка рисунков «Минутки радости и грусти».

• работа с педагогами, направленная на выявление алекситимии, и дающая возможность развивать способности, связанные с развитием эмоционального интеллекта,

• Работа направленная на развитие саморегуляции,

• Работа направленная на развитие гибкого (вариативного) мышление,

• Работа направленная на целеполагание и достижение поставленной перед собой задачей,

Развитие командообразования.

• Обмен опытом с педагогами других детских садов,

• Семинар- практикум для педагогах о представлении значения термина «эмоциональный интеллект»,

• Работа с родителями на родительском собрании о представлении значения эмоционального интеллекта.

• Проведение тренингов и обучающих семинаров для родителей (законных представителей) воспитанников,

• Продолжать развивать эмоциональный интеллект воспитанников, проводя игровые занятия, тренинги, во время непосредственной образовательной деятельности.

Тренинг, способствующий развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Способствовать формированию самомотивации воспитанников, достижению поставленных перед ними задач в соответствии с задачами направленными на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

1. Способствовать развитию саморегуляции.

2. Развивать совместную деятельность воспитанников, способствующую чувству командности- командообразование.

3. Способствовать развитию вариативности мышления детей старшего дошкольного возраста.

4. Способствовать принятию решений, среди открывшихся перед детьми возможностями выбора, в соответствии с социальными нормами и правилами поведения.

5. Способствовать развитию коммуникативных навыков, исключая возможности конфликтных ситуаций, формированию способности договариваться.

Возраст детей: 6-7 лет

Количество детей в группе: 10-12 человек.

Длительность тренинга: 25-30 минут

Цель: познакомить детей с эмоционально- позитивным способом запоминания и воспроизведения информации.

1. Научить детей вырабатывать синхронный ритм, способствующий концентрации внимания в поставленной перед ними задачей;

2. Научить принимать ответы других детей, даже если они оказались не правильные, пользуясь правилом «В игре все равны».

3. Научить детей самомотивации, для достижения поставленной перед ними задачи, в процессе упражнения, благодаря позитивной атмосферы в группе.

4. Способствовать развитию памяти детей.

Длительность упражнения 10-15 минут.

Ход упражнения:

Дети сидят в кругу на стульчиках. Тренер занимает позицию участника и садится с ними на стульчике в круг. Предлагает поиграть в игру «Ладушки». Дети четко представляют себе картинку и правила игры в «Ладушки» из раннего детского возраста. Тренер предлагает воспроизвести данную игру, чтобы вспомнить, какими все были маленькими и играли в «Ладушки». Похлопали. Тренер поясняет, что таким образом все, в том числе и он сам играли, пока нам было 1-2 года. И предлагает новые правила игры, предлагая детям повторять за ним, соблюдая точный ритм.Например: 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям. Дожидаемся выравнивания ритма. Детям необходимо заинтересованно отработать данный процесс, т. к. впереди их ждет новое интересное задание.

Продолжая соблюдать ритм, тренер предлагает загадать каждому ребенку цвет. Далее ритм соблюдается на протяжении всего упражнения. Тренер обращает внимание, прежде всего на ритм хлопков и последовательность выполнения хлопков. Если произошел сбой, необходимо выровнять ритм, после чего продолжить упражнение. Дети тем самым будут уверены в правильности выполнения задания, концентрируя внимание на своих действиях.

Читайте также:  Что чувствует парень если его обнимает девушка

Тренер предлагает озвучить каждым ребенком его цвет. В случае, если цвет уже повторяется, заменяется на другой. Далее тренер предлагает детям озвучить свой цвет и цвет, который они запомнили.Показывая на собственном примере: называет свой цвет, и цвет того ребенка, чей он запомнил и комментирует дальнейшие правила.

Например: «Оранжевый- синий. Дима синий цвет твой? (ребенок слышит свой цвет, подтверждает.) Теперь Дима, ты называешь свой цвет и другой, какой ты запомнил. А вы ребята слушайте, внимательно, потому что могут назвать ваш цвет.»

Упражнение повторяется, до тех пор, пока не окажутся задействованы все участники. Упражнение можно усложнить запоминанием цифр участников круга, так же сложением цифр.

В этом возрасте (начиная с 6 лет) начинает развиваться ведущая репрезентативная система восприятия детей. Тренер отслеживает, каким методом пользуется ребенок, чтобы далее провести работу с родителями. Идеальный вариант, когда все репрезентативные системы задействованы, что способствует развитию эмоционального интеллекта в полном объеме.

Упражнение: «Сиамские близнецы».

Цель: способствовать развитию эмоционального мышления методом командообразования.

1. Развивать вариативное (гибкое) мышление.

2. Способствовать развитию саморегуляции.

3. Способствовать развитию целеполагания и принятия решения.

4. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Длительность упражнения: 10-15 минут.

Ход упражнения:

Детям рассказывается о сиамских близнецах. О возможностях, которых они лишены и способностях, которые открыты перед сиамскими близнецами.

Ребятам предлагается побыть некоторое время сиамскими близнецами.

Детей делят на пары. Ставят друг-друга бок о бок. Руками, которые находятся между сиамскими близнецами необходимо обхватить друг друга со стороны спины. А ноги, находящиеся по середине сиамских близнецов обмотать скотчем, для уверенности в исполнении упражнения.

Ребятам дается задание. Походить по группе, как сиамские близнецы проводя экскурсию друг- другу. Рекомендуется договориться о том, с какой ноги им начинать идти. После выполнения задания, сиамским близнецам предлагается сесть за стол на стульчики. Рекомендуется договориться и решить каким образом они смогут это сделать. В случае нахождения нескольких способов, опробовать все. Далее предлагается сходить умыться. Т. к. рук свободных только две, необходимо умыть друг-друга, проявляя трепетную заботу а своем брате (сестре) близнеце, как это делает мама. Соответственно, после того, как умылись, необходимо вытереть лица полотенцем, учитывая что полотенца должны быть разные и висят они в разных местах.

Далее упражнение усложняется тем, что к близнецам приклеивается еще одна пара сиамских близнецов. И в четверке необходимо повторить упражнение, с момента, где необходимо сесть за стол, а так же с момента, где необходимо умыть друг- друга.

В конце тренингавсе садятся в круг и делятся впечатлениями:

1. Что понравилось, что не понравилось.

2. Что легко было выполнять, что сложно.

3. Чему научились, чему хотели бы еще научиться.

Похлопали друг- другу, сказали друг- другу «Спасибо!» и попрощались с тренером.

Список используемой литературы:

1. Пол Экман. Психология эмоций. Издательство «Питер», 2010 год.

2. Л. С. Выготский. Психология человека. Издательство «Эксмо», 2003 год.

3. Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект. Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013 год

4. Гиту Орме. Эмоциональное мышление. Издательство «Эксмо», 2013 год.

Небольшая экскурсия. Доброго времени суток. Село, в котором я проживаю, носит название в честь Нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова. Это новй дизайн.

Воспитание сердца Приведу пример:Претенденты на должность показывали хорошие знания в своей области. Были люди компентенты в смежных областях, имели высокий.

Источник

Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Лариса Калсанова
Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Сборник игр предназначен для занятий с детьми 4-8 лет, содержит многофункциональные игры с вариациями, что позволяет создать условия для ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с миром эмоций, способами адекватного выражения своих чувств, развитию навыков рефлексии и саморефлексии, повышению самооценки, формированию положительного образа будущего и выхода из конфликтных ситуаций. В зависимости от возраста детей правила игр могут усложняться. Может быть использован в работе родителя, воспитателя, психолога для занятий с детьми дома, в детском саду и начальной школе.

ИГРА «ЧУДИКИ»

-развивать у детей творческое воображение и фантазию;

— учить осознавать свои личностные особенности через проигрывание взятой на себя роли;

-учить детей обмениваться информацией, разыгрывая ситуацию прихода в гости.

ИГРА 1 РАССКАЖИ ПРО ЧУДИКА

Игра для детей 3-4 лет. Количество участников от 1 до 8. Взрослый раскладывает перед детьми карточки с нарисованными чудиками, ребенок выбирает себе понравившегося персонажа и придумывает о нем историю или сказку. Ведущий помогает ему с помощью наводящих вопросов.

Читайте также:  Профилактике нервно эмоционального утомления способствует шульца лазарева

ИГРА 2 ЧУДИК ИДЕТ В ГОСТИ

Игра для детей 5-6 лет. Количество участников от 2 до 8. Каждый игрок из имеющихся деталей на липучках составляет своего Чудика. Далее Чудики знакомятся приходят в гости, знакомятся, рассказывают о себе. Дети помогают и с помощью вопросов: С кем ты живешь? Что ты любишь кушать? Кто твой друг? Есть ли враг? Что любишь делать? О чем мечтаешь? и т. д.)

ИГРА «КАКАЯ Я ПТИЦА, КАКОЙ Я ЗВЕРЬ…»

— повысить осознание человеком своих сильных и слабых сторон;

— повысить уровень мотивации,

-сформировать позитивное отношение к себе, повысить самооценку;

-развивать у детей творческое воображение и фантазию;

ИГРА 1 НА КОГО Я ПОХОЖ

Для игры подойдут любые наборы карточек с изображениями зверей, птиц и насекомых.

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть карточки с птицами (зверями, насекомыми, разложенные на столе и представить себя в образе этого животного. Выбрать карту, которая символизирует его в данный момент. Объяснить, чем именно эта птица похожа на него (назвать 5 качеств, которые ей присущи).

ИГРА 2 ПОЛЁТ В БУДУЩЕЕ

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть карточки с птицами (зверями, насекомыми, разложенные на столе, и выбрать карту с птицей, в которую хотелось бы превратиться в будущем. Описать своё животное, объяснить, почему выбрано именно оно.

ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»

-познакомиться с названиями чувств;

-учиться распознавать переживания людей в различных жизненных ситуациях;

— развивать мышление, воображение, внимание, память.

В комплекте 5 пар игровых карточек, на которых представлены ситуации и эмоции, которые они вызывают (подарок-восхищение, грязный ребенок — брезгливость, отняли игрушку — обида, расставание на вокзале — грусть, выступление клоуна – радость, фокусник в цирке – удивление, злая собака – испуг, драка – злость, решение задачи – задумчивость, ласка кота – спокойствие).

Количество участников от 2 до 5. Все карточки разложены на столе рубашками вверх. Участники берут себе карточку из стопки и ищут ей пару. Необходимо рассказать о ситуации и назвать подходящее чувство. Побеждает тот, кто составил больше всего правильных пар.

ИГРА «ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ»

-познакомить с основными эмоциями человека и способами их выражения;

— развивать мышление, воображение, внимание, память.

В комплекте 2 игровых поля и 32 карточки с 4 персонажами (мальчик, девочка, кошка, собака, которые выражают одну из 8 эмоций (горе, радость, самодовольство, испуг, злость, удивление, отвращение, обида). Два игрока выкладывают на поле карточки соответственно указанной схеме. По горизонтали должны оказаться персонажи с одинаковым настроением, а вертикальные колонки должны составлять карточки с одним и тем же персонажем. Выиграет тот, кто соберет свое поле первым.

ИГРА «ЛИЦА»

— учить распознавать эмоции по выражению лиц людей;

— учить ребенка составлять лицо человека в разных эмоциональных состояниях;

— развивать мышление, воображение, внимание, память.

В набор входит шаблоны — основания для лица, детали для составления гримас человека, характеризующие эмоции — радость, печаль, злость, страх, удивление и пренебрежение, 6 карточек — образцов для сборки и 2 игральных кубика.

ИГРА 1 МОЗАИКА

Игроков может быть от 1 до 6. Перед ребенком шаблон лица, части лица и 1 карточка с образцом. Ребенок должен назвать эмоциональное состояние на картинке и изобразить эту гримасу на своем лице (можно делать это перед зеркалом). Затем ребенку предлагается собрать из деталей по образцу эту гримасу.

ИГРА 2 СОБЕРИ ЛИЦО

Игроков может быть от 1 до 6. Детали для составления гримас располагаются в доступном для каждого игрока месте. Шаблоны эмоций перемешиваются и переворачиваются картинками вниз. Каждый из игроков берет себе 1 карточку и игроки по очереди кидают 2 кубика сразу. Если на кубиках выпадают части лица соответствующие эмоции на карточке игрока, он выкладывает их на свой шаблон. Затем очередь кидать кубики переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто первым выложит на своем шаблоне лица соответствующую гримасу.

ИГРА 3 ЧТО ЧЬЁ

Игроков может быть от 1 до 6. Перед детьми шаблоны лиц. Игроки по очереди кидают кубики с изображениями частей лица. Выигрывает тот, кто быстрее назовет и покажет эмоцию, которой оно соответствует.

ИГРА 4 ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРИК

Игроков может быть от 2 до 4. Водящий показывает шаблоны лиц, а игроки должны угадать эмоцию. Проверяется ответ с помощью фонарика, который высвечивает правильный ответ. Выигрывает тот, кто первым правильно назовет эмоцию.

ИГРА «ИМЕНИННИКИ»

— способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми;

Читайте также:  Тебя тревожит чувствую мороз по коже что с тобой

-учить детей говорить комплименты.

В игру можно играть с группой детей (не более 5-6 воспитанников) на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка (его происхождение, что оно означает). Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы. Тот, про чье имя рассказывают, становится именинником. В его честь пекут торт, а задача остальных детей – украсить его. Каждый украшающий должен сказать комплимент имениннику. Комплимент может быть прямой (хвалится непосредственно сам человек — его прическа, улыбка, внешний вид, поступки) и косвенный (когда восхищаются делами человека, местом, где он играет или занимается и т. д.). В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные) Можно также по очереди рассказать что-то хорошее.

ИГРА «ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ»

-закреплять приобретенный словарь названий эмоций;

-учиться распознавать переживания людей в различных жизненных ситуациях.

Формы работы: индивидуальная, групповая с 5 лет.

Задание: Послушай отрывок из сказки. Какое чувство испытывают герои? Изобрази его с помощью мимики и жестов.

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: «Не послушался Иванушка сестру, выпил воды из копытца и превратился в козленочка …» (грусть, печаль)

Отрывок из сказки «Гуси-лебеди»: «Спрятала печка брата с сестрой, а гуси уже налетели, кружат над ними» (страх).

Отрывок из сказки «Репка»: «Выросла репка большая — пребольшая!» (удовольствие, радость).

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» (злость, испуг).

Отрывок сказки «Курочка Ряба»: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут» (печаль, грусть).

Отрывок сказки «Царевна — лягушка»: «Заговорила тут с Иваном-царевичем лягушка…» (удивление)

ИГРА «ОТЧЕГО И ПОЧЕМУ»

— развить умение выражать чувства словами, расширять эмоциональный словарь;

развить эмпатию, рефлексию;

ИГРА 1 Проводится с детьми с 4 лет и старше индивидуально или подгруппой из 2-8 человек. Ребенок берет из колоды карточку с эмоцией. Он должен назвать чувство, которое испытывает персонаж. Вариант: показать чувство с помощью мимики и жестов. Далее дети отвечают на вопросы: Почему у этого человека такое настроение? (подсказка на карточке вверху). Бывает ли у тебя такое настроение, когда и почему?

ИГРА 2 Проводится с детьми с 5 лет и старше подгруппой из 2-8 человек. Ведущий берет из колоды карточку с эмоцией. Дети должны назвать эмоцию и подобрать к нему синонимы. Выигрывает тот, кто подберёт больше всего названий.

ИГРА «ЛОТО ЧУВСТВ»

-познакомить с основными эмоциями человека и способами их выражения;

— развивать воображение, внимание, память.

Проводится с детьми с 4 лет и подгруппой из 2-6 человек. В комплекте 6 игровых полей с эмоциями людей и 36 карточек к ним. Игроки должны заполнить ячейки своего игрового поля соответственно указанной эмоции. Выиграет тот, кто соберет свое поле первым. Во втором варианте игровое поле необходимо заполнить карточками с эмоциями животных

Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта «Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта» Актуальность исследования. Оказание своевременной психолого-педагогической.

Развитие социального интеллекта в музыкальной деятельности Дошкольный период детства благоприятен для формирования у ребенка основ коллективных качеств и воспитания гуманного обращения к другим людям.

Роль социального интеллекта в психологической готовности к обучению у дошкольников Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи,.

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Такое понятие, как «Эмоциональный.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и формирование представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Мастер-класс «Коммуникативные игры как элемент эмоционального развития дошкольников» Мастер-класс «Коммуникативные игры как элемент эмоционального развития дошкольников» подготовил воспитатель Коновалова О. В. Способность.

Развитие детского интеллекта в процессе развивающей дидактической игры Тема по самообразованию воспитателя Матвеевой Т. В. на 2017-2018 гг. Развитие детского интеллекта в процессе развивающей дидактической игры.

Развитие эмоционального интеллекта у детей Большую часть своей жизни мы тратим на карьеру, живем своей работай. Однако у каждого из нас есть главная сторона жизни- семья. Недавно.

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие социального интеллекта у дошкольников» Семинар для педагогов Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста через решение жизненных ситуаций ФГОС ДО одной из.

Источник

Оцените статью