Эмоциональный интеллект у детей с рас

Детский аутизм. Особенности ребенка с расстройством аутистического спектра

Эмоциональные нарушения занимают одно из центральных мест в клинической картине детского аутизма (расстройств аутистического спектра). Трудности регуляции эмоций приводят к нарушению поведения и проблемам социальной адаптации, что особенно становится заметно для родителей и окружающих в период социализации ребёнка – посещения детского садика, поступления в школу. Ребенок с РАС может на любой запрет или по незначительным поводам, или даже беспричинно устраивать истерики, которые трудно остановить, а успокаивается сам, на истощении.

Детский аутизм. Как проявляется?

Особенный ребенок требует подчинения родителей своим правилам (в быту, на улице), либо неукоснительно выполняет их сам. Устанавливает очередность совершения действий, обязательные действия (ритуалы), которые не так и важны. Нарушение же своих правил ребенок с аутизмом не переносит, кидается в плач, крик, требует во что бы то ни стало исполнить все, что он хочет.

Особенный ребенок с трудом переносит запреты, смену режима, изменение в планах (отмены или, наоборот, включения какого-то мероприятия). То есть все то, что не подконтрольно ребёнку – меняющиеся ритмы жизни, мало- или непредсказуемые реакции других людей – причиняет сильный страх, боль. Он просто эмоционально не готов гибко отреагировать на перемены и быстро под них подстроиться. Порой взрослые игнорируют подобные сигналы, особенно, если проблемы проявляются на фоне достаточных, а порой превосходных показателей формального интеллекта (великолепная память, внимание к деталям, умение читать –для детей от 3-4-х лет, знания в необычных для данного возраста областях – космос, планеты, техника, редкие виды животных и пр.) и хороших вербальных способностей.

Однако для ребенка именно эмоциональные нарушения становятся основным препятствием в дальнейшей социализации. В будущем могут повлечь куда более драматические последствия, такие как: социальная изоляция, буллинг, нарастание тревоги, страхов, формирование патологических черт личности, депрессия, суицидальные мысли.

Напротив, признание родителями особого психического статуса своего ребенка, обращение за помощью и поддержкой к специалистам позволит предотвратить большинство из перечисленного и наметить иной, более удачный и успешный путь развития.

Как общаться с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра? Рекомендации психолога

Прежде всего попытайтесь встать на место вашего малыша и честно, развернуто ответьте на вопросы:

  • как он воспринимает себя и воспринимает ли вообще?
  • как воспринимает вас и мир вокруг?
  • что ему причиняет страдание, много ли таких вещей, событий, явлений?
  • что его радует?
  • что он может, знает, как много из того, что он может или знает он «скрывает», не показывает миру?
  • что им движет?

Затем напишите ответы. Прочтите их. Похоже ли все это на вас? Скорее всего, вы скажете «нет», т.к. ваш малыш по-другому устроен. Вот это и будет отправной точкой в вашем взаимодействии с ним. Если говорить о «жёсткий» правилах, по которым живет ваш особенный малыш, примите их и параллельно с этим предлагайте ему свои. Мягко объясняйте на доступном ему уровне, почему вам они важны.

Учитесь договариваться с особенным ребенком: сейчас сделаем по-твоему, а завтра – по-моему. Пусть ваш ребёнок чувствует, что он важен, его мнение учитывают при принятии решений, включают его в общее обсуждение. Если же подобные «договорные» отношения не получаются, если малыш реагирует сильными истериками, протестами, скорее всего вам будет нужна помощь специалистов.

Как распознать и развить «особые» особенности?

Достаточно часто у детей с расстройством аутистического спектра имеются необычные интересы. Важно перевести их в практические, бытовые навыки, а в дальнейшем в профессию. Для начала просто попытайтесь использовать эти увлечения в повседневной жизни, для обучения, общения и привлечения ребенка к обычным бытовым делам.

Родители лучше всех знают, чем увлечен их ребенок. Достаточно часто такие дети завороженно играют с цифрами, порой знают их на английском и других языках, прекрасно запоминают номера телефонов, машин, пароли с первого раза.

Другой ребенок увлечен энциклопедиями или техникой. В этом случае покупайте ему доступные для его уровня книги, водите на выставки, рассказывайте о том, что знаете сами.

Станьте ребенку верным другом в ЕГО увлечении, увлекайтесь вместе с ним! В конце концов, становитесь в этот момент тоже особенным – поверьте, это ребенок оценит больше всего!

Дальше используйте интерес вашего ребенка, чтобы приучить к навыкам опрятности, познакомиться и поиграть со сверстниками, пойти в новое место или непривычным маршрутом, съесть что-то полезное, позаниматься.

Читайте также:  Боль хочет чтобы ее чувствовали как понять

Психотерапия детей с РАС

Направлений психотерапии и коррекции детей с РАС огромное количество. Главное для родителей не увлечься неэффективными, а порой откровенно антинаучными приемами, в том числе с использованием оккультных, эзотерических техник, либо ничем не обоснованных теорий.

Перечень возможных техник, методов, методик и подходов в лечении детейс аутизмом крайне велик. Более того, он разнится от страны к стране. Вокруг подходов, методов работы с детьми с аутизмом много горячих споров, рьяных последователей одной из моделей и преследователей других, поэтому подбирать конкретные модели и методы психокоррекции для вашего особого ребенка лучше заручившись поддержкой детского врача-психиатра, предварительно обследовав ребенка.

Традиционно одним из первых методов работы с такими детьми стала модель детского психоанализа и развившаяся из него психоаналитическая терапия детей с РАС. В детском психоанализе и психоаналитически-ориентированной психотерапии основной упор делается на работу с тяжелыми эмоциями ребёнка (страхом, агрессией, аутоагрессивными импульсами), с нарушением сферы влечений (поеданием несъедобного, отсутствием чувства опасности), с потерей интереса к реальному миру – изменённые интересы (ребенок предпочитает неигровые предметы, равнодушен к обычным игрушкам, говорит, фантазирует и играет только с динозаврами, или изучает необычные явления: электричество, свет, вентиляторы, заворожен любыми механизмами на фоне равнодушия к обычным детским шалостям).

Также признанным во всем мире и достаточно успешнымна практике является прикладной анализ поведения (ABA-терапия). АВА-терапия, как и когнитивно-поведенческая психотерапия, направлена в большей степени на коррекцию поведенческих реакций (чаще нежелательных).

Важное место в работе с детьми с РАС играет нейропсихологическая коррекция, комплекс методик которой нацелен на преодоление отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей, что часто наблюдается у детей с аутизмом. Стоит упомянуть известную американскую Денверскую модель (для детей 3-5 лет) и Денверскую модель раннего вмешательства (12-30 месяцев) для детей с аутизмом, которые направлены на развитие коммуникации, речи, игровых и социальных навыков. Данный подход включает ежедневные занятия и игровую терапию, которые проходят в естественной среде ребенка (дом, детский садик) и предполагает также активное вовлечение родителей в процесс. Существует множество других направлений коррекционной работы, тренингов, таких как, сенсорная интеграция, арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, тренинг социальных навыков, ипотерапия, дельфинотерапия, каждый из который следует подбирать со специалистом, ведущим лечение вашего особенного ребенка (врачом-психиатром), и желательно под его контролем.

Развитие исключительно интеллектуальных функций у ребенка или же попытка справиться с его особенностями преимущественно за счет формирования отдельных навыков, в том числе социально-бытовых, к сожалению, не разрешает проблем эмоциональной регуляции, а только, в лучшем случае, маскирует ее на время. Так, при использовании исключительно одного вида коррекции, например, формирования навыков, есть риск, что социальные навыки (взаимодействие, общение и пр.) будут копироваться и механически воспроизводиться ребенком исключительно в строго заданных условиях, при смене которых, ребенок тут же потеряет наработанную способность. Только путем включения личностного компонента – личного отношения ребенка к той или иной ситуации, развития у него этого ощущения (ощущения себя как центра, источника своей психической активности) – можно создать условия для формирования гибкого, не шаблонного, творческого взаимодействия ребёнка в социальной среде.

Если вас беспокоит, относится ли та или иная методика работы с детьми с расстройством аутистического спектра к признанной в профессиональной среде, лучше обратитесь к практикующему специалисту – детскому психиатру, медицинскому психологу. Вам всегда подскажут и расскажут о наиболее подходящих для вашего ребёнка занятиях.

Каково быть родителями ребенка с аутизмом

Для начала очень важно для родителей ребенка, которому ставят диагноз аутизм, принять тот факт, что ребенок отличается от других: в поведении, способностях и возможностях, интересах, доступности активного включения в социальную жизнь. В понимании родителей это, как правило, влечет потерю психического здоровья ребенка, а для кого-то и потерю «здорового ребенка», а вместе с этим и планов на будущее, успешную, счастливую жизнь.

Запускается процесс горевания, в том числе как реакция на несбывшиеся мечты, надежды, амбиции. Нередко родители чувствуют разочарование. Иногда это чувство может быть очень разрушительным. В некоторых случаях реакция горевания становится патологической, иными словами, разрушает жизнь родителей. Родители (или один из них) не могут говорить о болезни ребенка, о его особом поведении, трудностях в обретении навыков опрятности, речи, или частых истериках, или об отсутствии друзей и интереса к другим детям. Более того, они могут также продолжать относиться к ребенку с РАС, как к обычному, предъявляя непомерные, завышенные требования, которые он выполнить просто не в состоянии.

Для того, чтобы вовремя отследить процесс патологического горевания, обратите внимание на следующие признаки:

  • затянувшаяся депрессия с чувством вины (например, перед ребенком) и потерей самопринятия, самоуважения;
  • саморазрушительные действия, такие как: курение (если раньше не курили), алкоголь, наркотики, переедание или отказ от еды, постоянное попадание в неприятные истории, мелкие частые самоповреждения (например, порезы);
  • страх сойти с ума или панические атаки;
  • состояние длится более полугода – года.
Читайте также:  Как определить чувство тошноты

В случае, если Вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков, самое время обратиться к специалисту (психотерапевту, психологу).

СемьЯ

Договоритесь с членами своей семьи завести хорошую традицию или даже правило – разговаривать друг с другом, высказать свои сомнения, страхи, обиды, злость. Обратите особое внимание, что все подобные разговоры должны вестись не импульсивно, в виде обвинений или угроз, а в спокойной обстановке, когда каждый из участников располагает достаточным временем. Избегайте повышенного тона, старайтесь высказываться спокойно, последовательно, не перебивайте друг друга, давайте возможность выговориться всем. Это задача не из простых и возможно не сразу все получится, поэтому для начала лучше обратиться за помощью к семейному психологу. Именно семейный психолог подскажет вам возможные пути построения диалога, научит высказать свою боль, обиду, не задев чувств близкого вам человека. Более того, семейный психолог поможет увидеть «слепые зоны» в семейной системе, обрести равновесие и гармонию в отношениях. В свою очередь, гармоничные, уравновешенные отношения в семье, взаимопонимание между родителями, позволяют в некоторых случаях выправить нежелательное поведение у детей.

Центр им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ: лечение аутизма в Москве

Своевременное обращение к специалистам за квалифицированной помощью ребенку с расстройством аутистического спектра значительно повышает шансы на его социализацию. А это, в свою очередь, залог благополучия всех членов семьи.

В Центре им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ вы найдете сразу весь комплекс возможных занятий и видов лечения аутизма у детей. Практикующие специалисты – психиатры, неврологи, эпилептологи, клинические и семейные психологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды, психотерапевты, психоаналитики, арт-терапевты, АВА-тераписты, танцевально-двигательные и телесно-ориентированные терапевты, инструкторы АФК, массажисты.

При обращении в Центр им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ родители с ребенком попадают сначала на прием к детскому врачу-психиатру, который после внимательного осмотра и сбора подробного анамнеза назначает необходимые виды обследований. Дополнительно, на каждом обследовании специалисты ответят на ваши вопросы, дадут подробные рекомендации. По итогам врач-психиатр определяет комплекс процедур и коррекционной работы, их продолжительность и интенсивность.

Центральное место в реабилитации и развитии ребенка с диагнозом аутизм занимает фармакотерапия, по-другому говоря, препараты, которые назначаются врачом-психиатром только по предварительной договоренности с родителями. Как правило, работа по реабилитации ребенка с РАС состоит из многих аспектов и этапов, а также верно подобранных направлений психокоррекции (дефектологическая, логопедическая работа, нейрокоррекция, АВА-терапия, воздействие на развитие эмоционального компонента, формирование социально-бытовых навыков, арт-терапевтическая работа).

Ключевым звеном, запускающим реабилитацию ребенка с расстройством аутистического спектра, изменения стереотипов его поведения и реагирования, а также восстановление здоровых отношений внутри семьи, является семейная психотерапия.

Подобного рода сложный и многогранный лечебно-реабилитационный комплекс воздействий на ребенка с РАС предоставляет старейшее медицинское учреждение России, специалисты которого имеют колоссальный опыт работы с особенными детьми – Центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ.

Источник

Особенности социального и эмоционального интеллекта у детей с РАС

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Челябинская обл, г.Миасс

МАДОУ «Детский сад №101»

Согласно Э. Торндайку, социальный интеллект – это способность человека понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях, а также уметь распознавать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным качествам [4]. Эмоциональный интеллект, по определению Дж. Майера, П. Саловея, – это группа ментальных способностей, способствующих осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих людей [7]. Изучением проблемы социального интеллекта занимались как зарубежные психологи (Г. Олпорт [3], Э. Торндайк [4] и др.), так и отечественные (Ю. Н. Емельянов [1], Д. В. Ушаков [5] и др.). Обобщая взгляды зарубежных и отечественных исследователей, можно сделать вывод о том, что основой эмоционального интеллекта являются способность адекватно понимать эмоции других людей, осознавать собственные чувства, находить средства их вербализации и внешнего выражения.

И. А. Конева и К. А. Куликова занимались проблемой распознавания эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра и определили, что в младшем школьном возрасте у таких детей наиболее распознаваемыми являются такие эмоции, как радость и грусть, а определение эмоции «гнев» вызывает трудности. Самая сложная в опознавании эмоций, по мнению авторов, является эмоция испуга. И. А. Конева и К. А. Куликова пришли к выводу, что социальный и эмоциональный интеллект необходимы для взаимодействия людей друг с другом, для понимания и распознавания эмоций, а также для умения ориентироваться в различных проблемных ситуациях в социуме [2].

Читайте также:  Муладхара физика энергия эмоции

Нами была сформулирована следующая цель исследования: изучить уровень и особенности развития социального и эмоционального интеллекта детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В исследовании участвовало 8 детей с РАС в возрасте 5-8 лет . Мы предположили, что у детей с РАС имеет место недостаточность развития как социального интеллекта, так и эмоционального интеллекта; при этом социальный и эмоциональный интеллект страдают в одинаковой степени, а в структуре эмоционального интеллекта менее развит межличностный интеллект в сравнении с внутриличностным.

Для проверки данного предположения был использован диагностический комплекс:

методика изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний (разработка Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой), цель которой – изучение способности к эмпатии как возможности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению исходя из сделанных наблюдений [6];

методика «Анимационный тест» (разработка Л. Ф. Фатиховой, С. А. Таасовой), цель которой – изучение умения детей дошкольного и младшего школьного возраста определять эмоциональные состояния по мимике и пантомимике героя мультфильма, изучение понимания эмоциональных состояний героев по тону голоса, выявление способности сопереживать персонажам мультфильмов, изучение умения перенимать эмоциональные состояния героев на себя;

методика «Сказка» (разработка Л. Ф. Фатиховой), направленная на выявление способности ребенка к интерпретации и оценке поступков других, умения идентифицировать себя с другими (животными), умения прогнозировать ситуацию в зависимости от совершенного поступка, изучение степени сформированности нравственных инстанций [6];

методика Я и школа (разработка Л. Ф. Фатиховой), цель которой – изучение осознания ребенком школьной жизни, уровня сформированности нравственного сознания, умения фиксировать нарушение школьных правил и корригировать неправильное поведение [6].

Изучение способности детей с РАС к распознаванию эмоциональных состояний посредством методики Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой (методика № 1) показало, что большая часть обследованных детей с РАС хорошо опознают и различают такие эмоции как «грусть» и «радость». Сложнее детям с РАС даются задания на распознавание на портретных картинках таких эмоций как «страх», «удивление», «злость», «спокойствие» (внутриличностный интеллект), возникают проблемы в выполнении заданий на определение указанных эмоциональных состояний у героев сюжетной картинки (межличностный интеллект).

Исследование умений детей с РАС определять эмоциональные состояния по выражению лица героя посредством методики «Анимационный тест» (методика № 2) показало, что у всех детей не возникло трудностей определить эмоциональные состояния грусти и радости у героев мультфильмов. Однако, у детей наблюдаются трудности в определении таких эмоций героев мультфильмов как «злость», «страх», «удивление».

Изучение умения детей с РАС оценивать поступки других людей, умения прогнозировать ситуацию в зависимости от совершенного поступка (методика № 3) показало, что дети с РАС затрудняются в понимании смысла сказки, оценивают поведение героев с помощью экспериментатора. При этом дети способны к называнию некоторых эмоциональных состояний героев при наводящих вопросах экспериментатора.

Анализ данных исследования социального интеллекта детей с РАС посредством методики «Я и школа» (методика № 4) позволило сделать вывод, что у детей с РАС наблюдаются трудности в понимании соответствия или несоответствия поступков персонажей ситуации, школьным правилам. Большинство детей не могут идентифицировать себя с персонажем картинки.

Для проверки истинности поставленной гипотезы исследования нами было проведено центрирование баллов по всем полученным экспериментальным данным (рис.1).

Рис. 1 Средние значения изучения социального и эмоционального интеллекта детей с РАС

Анализ результатов исследования социального и эмоционального интеллекта детей с РАС показал, что гипотеза исследования о том, что у детей с РАС имеет место недостаточность развития социального интеллекта и эмоционального интеллекта получила свое подтверждение. Положение гипотезы о том, что социальный и эмоциональный интеллект у детей с РАС страдают в одинаковой степени также получило подтверждение, а положение о том, что в структуре эмоционального интеллекта менее развит межличностный интеллект, чем внутриличностный не подтвердилось.

Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: ЛГУ, 1985. – 265 с.

Конева И.А., Куликова К.А. Эмоциональные особенности младших школьников с расстройствами аутистического спектра // Нижегородский психологический альманах. — 2015. — № 1. — С. 23-27.

Психогимнастика в тренинге/ Под редакцией Н. Ю. Хрящовой. СПб.: Речь, Институт тренинга, 2002. – С. 85-88.

Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Бихевиоризм / Э. Трондайк, Дж. Б. Уотсон. – М.: АСТ, 1998. – С. 9-250.

Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 11-28.

Фатихова Л. Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Фатихова Л. Ф. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с.

Источник

Оцените статью