Эмоциональный интеллект у детей младших школьников

Содержание
  1. Игра как средство развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста
  2. Эмоциональный интеллект ребёнка
  3. Елена Петрусенко
  4. Историческая справка
  5. Особенности эмоционального интеллекта детей
  6. Зачем развивать
  7. Как определить уровень эмоционального интеллекта
  8. Методика ЭмИн
  9. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
  10. Тест Холла
  11. Тест SREIT
  12. Тест ЭмIQ–2
  13. Как развивать эмоциональный интеллект
  14. Игры на развитие ЭИ
  15. «Кубик настроений»
  16. «Зеркало»
  17. «Я радуюсь, когда. »
  18. Упражнения на работу с эмоциями
  19. «Подушка злости»
  20. «Дневники добра»
  21. Какие книги можно почитать
  22. Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
  23. Если хотите почитать с ребёнком:
  24. Интересное по рубрике
  25. Найдите необходимую статью по тегам
  26. Подпишитесь на нашу рассылку
  27. Мы в инстаграм
  28. Рекомендуем прочитать
  29. Реальный опыт семейного обучения

Игра как средство развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста

Галина Купленская
Игра как средство развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста

Для того чтобы ребенок смог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно научится уметь контролировать свои чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать и признавать чувства других людей, то есть обладать развитым эмоциональным интеллектом.

Младший школьный возраст является особенно значимым для формирования и развития эмоционального интеллекта. Именно в данном возрасте возникают физиологические и психологические предпосылки для его становления и функционирования.

Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, расстройства эмоциональной сферы, нарушений в общении — уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы воспитателю

Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам другим. Ребенку трудно находиться в “плену эмоций”, потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.

Наиболее эффективным средством развития эмоционального интеллекта является — игр а.

Яркая, эмоциональная, увлекательная игра учит ребенка понимать себя и окружающих, налаживать дружеские отношения со сверстниками, постигать ценность доброты, взаимопонимания, прощения и принятия.

Игры на развитие способностей детей распознавать и изображать эмоции.

Дайте ребенку зеркало и попросите изобразить на лице эмоцию: страха, гнева, отвращения, печали, радости, интереса, удивления. Потом сделайте это сами. Еще раз – вместе!

Попробуйте вместе с детьми изобразить эмоцию с помощью движений тела, не выдавая ее лицом (используйте маску или платком, чтобы закрыть лицо.

Можно играть вдвоем или в компании. Один изображает какую-нибудь эмоцию, а остальные должны угадать.

«Угадай эмоцию по голосу»

Попробуйте произнести фразы с разной интонацией, пусть ребенок догадается, что вы испытываете. Итак, вы произносите фразу, как будто при этом у вас присутствует эмоция: радости, грусти, злости, удивления, отвращения:

«Миша ушёл в кино».

«Завтрашняя тренировка отменяется».

«Сегодня на ужин рыба»

Предложите ребёнку произнести подобные фразы.

Возьмите фломастер или карандаш. Пусть ребенок на свой вкус нарисует, как выглядит радостная линия, грустная линия, линия страха, линия отвращения, линия гнева, линия спокойствия. Все линии должны быть одного цвета и отличаться только формой.

Возьмите гуашь и попросите ребенка подобрать цвет для каждой эмоции (грусть, страх, отвращение, гнев, спокойствие). Цвета можно смешивать.

Нарисуй в смайлике эмоцию, которую ты испытываешь сейчас.

Для выполнения этого упражнения по­требуется пластилин. Детям предлагается представить себя скульпторами и, загадав чувство, создать соответствующую скульптуру. Например: скульптуру «Гнев» или скульптуру «Радость».

Воспитатель выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Один из участников игры выбирает, не сообщая другим участникам, любой из портретов. Его задача – описать портрет, называя признаки человека, выражающие это чувство, или причину, по которой может возникнуть данное состояние. Другие участники должны отгадать и указать на этот портрет.

Игровые упражнения «Мимическая гимнастика»

Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок;

Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; девочку, которой не купили мороженое;

Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

Эти игры развивают умения описывать свое настроение и распознавать настроения других.

Игра «История одного шарика»

Попросите ребёнка надуть яркий воздушный шарик и придумать историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями:

ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;

он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;

он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно.

Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.

Читайте также:  Эмоциональные качели родители мать

Учит ребёнка расслабляться, помогает анализировать собственные переживания.

Детям сообщается, что получено письмо. Но почтальон, который его доставлял, попал под дождь, и водой размылись слова. Остались только одни картинки. Следует придумать историю, которая могла быть рассказана в этом письме.

Игры на развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.

Игра «Волшебный стул»

Один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

Игра «Эстафета добра»

Все участники игры садятся в круг. Воспитатель поворачивается к своему соседу справа и говорит ему какой-то комплимент, что-то приятное.

Тот, кому адресованы «приятности», не забыв поблагодарить за них, поворачивается к своему соседу слева и передаёт «эстафету добра».

«Копилка добрых дел»

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предлагайте ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил.

Игра «Разноцветный букет»

Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.

Игры на развитие умения передавать свои эмоции.

Игра «Испорченный телевизор»

Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного.

И так пока все не «проснутся».

После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.

Игры на развитие умения освобождаться от негативных эмоций.

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с ребенком, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее;

Скомкай газету и вместе с ней своё плохое настроение.

«Посмеемся над страхами»

Это упражнение лучше выполнять, сидя на ковре. Дети вспоминают ситуации, когда им было страшно, и вместе с взрослым ищут в каждой страшной истории что-то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души.

Создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают, эмоциональные, телесные и интеллектуальные способности.

Это наиболее эмоциональных видов детской деятельности, обусловленной правилами.

Создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают, эмоциональные, телесные и интеллектуальные способности.

Это наиболее эмоциональных видов детской деятельности, обусловленный правилами.

Детям предъявляются четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребёнок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

• Радость, добродушие, отзывчивость, жадность.

• Грусть, обида, вина, радость.

• Трудолюбие, лень, жадность, зависть.

• Жадность, злость, зависть, отзывчивость.

Игры с использованием карточек, картинок, кубиков и пр.

В последнее время появилось множество игр, направленных на знакомство с эмоциями и развитие эмоционального интеллекта.

К ним относятся: настольные и напольные игры, карты и карточки, пазлы, лото, кубики, фанты.

Их можно купить или изготовить самим.

все эти игры созданы с одной целью: научить ребёнка контролировать свои чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать и признавать чувства других людей, т. е. обладать развитым эмоциональным интеллектом.

Уважаемые коллеги! Давайте играть с нашими детьми!

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» «Игра — это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности» А. С. Сухомлинский. 1. Актуальность Уважаемые коллеги, позвольте представить.

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Такое понятие, как «Эмоциональный.

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Захарова Галина Михайловна, воспитатель МАДОУ Детский сад 17, городской округ Красноуфимск Дидактическая игра как средство развития речи.

Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа- интернат» Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у детей.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра – для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная.

Читайте также:  Что чувствуешь при молочнице

Консультация для воспитателей «Фольклор как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста» По словам Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются.

Консультация для воспитателей «Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста» Воспитатель: Азарова Ольга Александровна Коломна1,городок 29.01.2018г Сказкотерапия — здоровьесберегающая педагогическая технология,.

Урок в вокальном отделении ДШИ «Развитие образного и эмоционального мышления у детей младшего школьного возраста» Открытый урок преподавателя вокального отделения МБУ ДО ДШИ с. Ахуново Файзуллиной Лии Мунировны «Развитие образного и эмоционального мышления.

Особенности развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Что это такое? Как развивать эмоциональный интеллект? Для чего.

Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное.

Источник

Эмоциональный интеллект ребёнка

Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.

Елена Петрусенко

Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.

Историческая справка

Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).

Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:

  • восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
  • понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
  • управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
  • использование — активизация мозга с помощью эмоций.

В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).

Особенности эмоционального интеллекта детей

Особенности ЭИ младших школьников:

  • непосредственны и откровенны;
  • оптимистичны и позитивны;
  • легко эмоционально отзываются на события;
  • чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
  • резко меняют эмоциональный настрой;
  • незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.

Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.

Особенности ЭИ подростков:

  • нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
  • осознают собственную исключительность и неповторимость;
  • противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
  • не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.

Зачем развивать

Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.

Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.

Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

Зачем это детям:

  • поможет в общении;
  • повысит продуктивность в учёбе;
  • научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
  • укрепит уверенность в себе;
  • позволит быстро принимать решения.

В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.

Как определить уровень эмоционального интеллекта

Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.

Методика ЭмИн

Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».

Читайте также:  Как научится выражать свои эмоции

Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»

За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.

Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.

Тест Холла

Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.

Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.

Тест SREIT

Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.

Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.

Тест ЭмIQ–2

Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.

Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.

Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.

Как развивать эмоциональный интеллект

Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.

Игры на развитие ЭИ

«Кубик настроений»

Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.

«Зеркало»

Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.

«Я радуюсь, когда. »

По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.

Упражнения на работу с эмоциями

«Подушка злости»

Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.

«Дневники добра»

Для отслеживания позитивных эмоций составьте:

  • «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
  • «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
  • «Дневник успеха», который помнит только хорошее.

После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:

  • обладает богатым эмоциональным словарём;
  • не стремится к совершенству и перфекционизму;
  • не позволяет другим портить себе настроение;
  • способен переключаться от негатива к позитиву;
  • наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
  • умеет отказывать;
  • может увлекаться делом и не ждать при этом награды.

Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.

Какие книги можно почитать

Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:

  • Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
  • Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».

Если хотите почитать с ребёнком:

  • Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
  • Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
  • Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
  • Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
  • М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
  • серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Источник

Оцените статью