Эмоциональный интеллект у детей инвалидов особенности развития

Условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

В статье доказывается необходимость создания специальных условий для решения комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-вос­питательных задач в процессе динамического психолого-педагоги­ческого обучения и воспитания ребенка с нарушением интеллекта.

Скачать:

Вложение Размер
usloviya_dlya_razvitiya_emotsionalnogo_sotsialnogo_i_intellektualnogo_potentsiala_rebyonka_s_ovz.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка с ОВЗ

Теоретики отечественной дошкольной общей и коррекционной педагогики, психологи и педагоги П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин установили, что наиболее важными факторами детского развития являются процессы воспитания и обучения.

Венгер Л.А., Запорожец А.В., Зинченко В.П., Поддьков Н.Н. доказали значение создания особенных условий для каждого возрастного периода и вывели теорию об амплификации (обогащении) детского развития.

Давыдов В.В., Лисина М.И., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б. доказали необходимость учитывать свойственную определённую ведущую деятельность ребёнка, отношение к окружающим людям, к действительности, назвав её теорией дифференциации процессов воспитания и обучения в зависимости от возрастного периода.

Репина Т.А., Рузская А.Г., Смирнова Е.О. вывели теорию о формировании личности ребенка в процессе сотрудничества с окружающими людьми.

В результате исследований учёных мы знаем о развитии ребенка, которое происходит по диалектическим законам, и каждый возрастной период значим для формирования его личности, определяет общий характер поведения ребенка, и, так называемые, «заделы» на будущее выражаются в психологических новообразованиях, появляющихся к концу данного возрастного периода; о необходимости «создания определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода» (А.В. Запорожец).

Из исследований учёных Е.Р. Баенской, Т.А. Басиловой, А.Л. Венгер мы знаем, что у детей с нарушением интеллекта есть не только общие недостатки, но и особенные осложнения, связанные «с характером и выраженностью первичных нарушений, с особенностями вторичных отклонений и с индивидуальными особенностями психики и личности ребенка. Первичные нарушения вытекают непосредственно из биологического характера болезни, а вторичные отклонения возникают вследствие первичных нарушений. Их наличие и степень выраженности зависят от своевременности и адресности ранней коррекционной помощи, а также от ее целенаправленности и интенсивности.

По утверждению Л. С. Выготского, именно вторичные отклонения являются основным объектом психолого-педагогического изучения и коррекционного воздействия».

Л. С. Выготский в результате своих исследований так же утверждает, что «не только первичное нарушение определяет структуру и характер отклонений, но и условия воспитания, которые могут либо усиливать дефицитарность, либо способствовать ее сглаживанию или преодолению».

К числу общих проблем относятся социальная дезадаптированность детей, т. е. нарушение его связей с окружающими людьми, что приводит к затруднению взаимодействия с социальной средой. У всех детей с нарушениями развития отмечаются изменения приема информации, уменьшении способности к ее переработке. Для большинства из них характерен замедленный темп становления психических процессов (внимания, восприятия и представлений, памяти, мышления, речи, воображения); несформированность мотивационно — потребностной и эмоционально-волевой сферы; недостаточность моторного развития; снижение произвольности психических процессов, деятельности и поведения. Все эти особенности приводят к существенной задержке развития возрастных психологических новообразований, к их слабому совершенствованию и низкой завершенности на каждом возрастном этапе и к своеобразному становлению личностных качеств ребенка и его Я- концепции.

«Сгладить» недостатки и проблемы в развитии, в некоторых случаях даже устранить их может только своевременная помощь и коррекция, которая обеспечит полноценное развитие ребенка.

Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Оказание ранней комплексной помощи позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения.

По исследованиям А.В. Выготского, который вывел принцип системности, для исправления или сглаживания причин отклонений в психическом развитии ребёнка необходимо проанализировать как структуру нарушения, так и социальную ситуацию развития ребёнка, опираясь на диагностическое обследование.

Другими словами, для разработки стратегии коррекционного воздействия необходим системный подход, который предусматривает изучение ребёнка. На основе полученных сведений в процессе медико-психолого-педагогического обследования специалисты определяют пути коррекционного воздействия, учитывая уровень первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, анализируют сущность трудностей ребенка, выделив факторы происхождения отклонений в целях устранения или ослабления остроты проблемы.

В итоге исследований целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением интеллекта стало создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование его позитивных личностных качеств. Решаются задачи организации комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка для уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса и составления индивидуальной программы развития ребенка.

Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка. При этом соблюдаются следующие требования:

содержание воспитания и обучения должно быть направлено на амплификацию (обогащение) развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;

задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитывают структуру, степень и характер нарушений в развитии;

содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды детства различны;

материально-технические и медико-социальные условия, предметно развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;

профессиональная подготовка специалистов направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно совершенствоваться и соответствовать достижениям передовой науки и практики.

Воспитание и обучение детей осуществляется специально подготовленными учителями-дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому воспитанию, психологами, врачами, логопедами.

Все специалисты организуют свою работу на основе общих психолого-педагогических принципов:

принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка;

принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями;

принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;

деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.

Каждый из специалистов осуществляет своё направление в методах воздействия не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других в соответствии со специальным учебным планом и программами, в том числе и лицензированными авторскими, где учитываются особенности ребёнка с нарушением интеллекта.

Для выработки единого стиля работы, для единого подхода к воспитанию каждого ребёнка особое внимание уделяется работе дефектолога и воспитателя. Единство работы заключается в необходимости

совместного изучения содержания программы обучения и воспитания и ссовместного составления перспективного плана работы;

в диагностическом изучении детей для анализа и планировании дальнейшей работы;

в совместной подготовке и участии в праздниках и развлечениях для раскрытия всех возможностей детей в итоге проведённой коррекционно-воспитательной работы;

в проведении работы с родителями, обдумывая и согласовывая все рекомендации родителям.

Большое значение имеет характер взаимодействия взрослого с ребёнком. Оно должно обеспечивать психологическую защищённость и комфортность каждому ребёнку в ходе коррекционно-педагогического процесса. При этом необходимо учитывать своеобразность психического развития, характерные отклонения, состав нарушений, актуальный и допустимый уровень развития ребёнка.

Протекание взаимодействия зависит от условий, в которых находится ребёнок и от изменений ведущей деятельности и ведущих мотивов. В раннем возрасте первостепенное значение имеет необходимость признания его успешности, что содействует образованию «Я — сознания».

В дошкольном возрасте содержание общения обусловлено игровыми и познавательными интересами, формирование которых являются главной целью педагога. В процессе общения педагог способствует развитию у ребёнка образа «Я — позиции», пониманию себя среди взрослых и сверстников, в окружающей природе, пространстве, времени. Взаимодействуя с дошкольниками, взрослый формирует познавательные и творческие умения и навыки, развивает его как личность: учит самостоятельности и непринуждённому осознанному положительному поведению, пониманию своих поступков, проявлениям познавательной активности.

Список использованных источников

  1. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. [Текст] : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — СПб. : Каро, 2013. — 330, [1] с. — (Коррекционная педагогика). — Библиогр.: с. 324-329.
  2. Игры и игровые задания для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: практическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. — Москва : Инфра-М, 2016. — 108 с. ; 20 см. — (Практическая педагогика : ПП).
  3. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: Методическое пособие / Филипповых Г.И., Лазуренко С.Б., Закрепина А.В., Тихонова Е.С., Стребелева Е.А., Кинаш Е.А., Вейс Ю.Н., Шалимова Т.И., Бутусова Т.Ю., Кремнева Е.А., Афанасьева Ю.А. ; Под редакцией Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. Москва : ЛОГОМАГ, 2013. — 242 с. : ил. — Библиогр.: с. 156-160.
  4. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. — Москва : Владос, 2008. — 256 с. : ил. ; 21 см. — (Коррекционная педагогика).
  5. Стребелева Е. А. Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта: монография / Е. А. Стребелева. — Москва : Инфра-М, 2016. — 207, [3] с. : ил. ; 22 см. — (Научная мысль). — Библиогр.: с. 188-199 (197 назв.)

Источник

Эмоциональный интеллект и его роль в жизни детей с умственной отсталостью
статья на тему

Не так давно психологи, педагоги и родители были ориентированы, в основном, на то, как максимально эффективно обучить ребенка думать, рассуждать, понимать. В настоящее время не меньший интерес вызывает к себе проблема связи разума и чувств, взаимодействия рационального и эмоционального, и многие задаются вопросом, как научить детей чувствовать, творить, искренне вступать в человеческие отношения? Что такое эмоциональный интеллект, зачем и, главное, как его развивать у ребенка?

Статья будет полезна родителям дошкольников и школьников, в том числе, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями, а также педагогам и специалистам, работающим с детьми с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnyy_intellekt.docx 26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный интеллект и его роль в жизни детей с умственной отсталостью

Не так давно психологи, педагоги и родители были ориентированы, в основном, на то, как максимально эффективно обучить ребенка думать, рассуждать, понимать. В настоящее время не меньший интерес вызывает к себе проблема связи разума и чувств, взаимодействия рационального и эмоционального, и многие задаются вопросом, как научить детей чувствовать, творить, искренне вступать в человеческие отношения? Что такое эмоциональный интеллект, зачем и, главное, как его развивать у ребенка?

Само словосочетание «эмоциональный интеллект» многим кажется таким странным, нелогичным, что вызывает чувство некоторого недоумения и растерянности. Ведь нам привычно, что интеллект – это рациональность, которая противоположна чувствам. Однако существует много видов интеллекта, например, житейский, умственный… Есть и такой, который позволяет разбираться, анализировать, сравнивать, контролировать и совершать другие операции, но в сфере эмоций.

Впервые понятие «эмоционального интеллекта» употреблялось еще в 70-х годах XX века, но особого развития тогда не получило. Позже, в 90-х годах несколько авторов в своих работах пытались освятить ту область человеческого сознания, которая до недавнего времени игнорировалась, и дать определения понятию «эмоциональный интеллект». Но, пожалуй, можно сказать, что своего рассвета теория эмоционального интеллекта достигла в 1995 году, когда Д. Гоулманом написал первую научно-популярную книгу «Эмоциональный интеллект».

Итак, что же такое эмоциональный интеллект? В общих словах, он отвечает за способность человека понимать и осознавать свои эмоции, конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. Эмоциональный интеллект включает в себя способность к глубокой эмпатии, осознание собственных границ и уважение к границам окружающих, умение развивать и использовать свои таланты, дарить и принимать любовь и поддержку. Таким образом, важнейшими составляющими эмоционального интеллекта, являются:

  • Позитивная и адекватно высокая самооценка, восприятие себя как «хорошего».
  • Способность к отношениям, умение взаимодействовать с другими людьми, понимать свои эмоции и управлять ими.
  • Эмоциональная свобода, позитивный эмоциональный фон, чувство счастья и оптимизм.
  • Гибкость и баланс, способность справляться со сложными и стрессовыми обстоятельствами, умение быстро и эффективно реагировать в изменившейся ситуации.

Сегодня многочисленные психологические исследования направлены на изучение эмоционального интеллекта, хотя эта область все еще остается мало изученной и перспективной. Перспективной потому, что и родители, и специалисты, занимающиеся с детьми, отмечают, что только лишь умственный интеллект (IQ) не гарантирует счастья и успеха ребенка в будущем. Но может ли этому поспособствовать интеллект эмоциональный или EQ? Так ли важно его развитие и какими сильными сторонами он наделяет своего обладателя? Какие перспективы открывает развитие эмоционального интеллекта у детей с нарушением умственного развития?

Во-первых, от эмоционального интеллекта зависит общее благополучие ребенка. Как бы ни был высок его IQ, низкий уровень эмоционального интеллекта, как показывают исследования ученых, повышает риск возникновения психосоматических заболеваний.

Во-вторых, исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% — умственные способности. Не развитый EQ даже у самых одаренных людей может нивелировать карьерные перспективы, разрушить близкие отношения и привести к разного рода зависимостям. Ведь эмоциональный интеллект – это то, как человек может справиться со стрессовыми ситуациями, трудностями, разочарованиями или личными трагедиями. От уровня развития эмоционального интеллекта зависит степень и качество развития коммуникативных навыков, которые задействованы постоянно как в деловой, так и в личной сфере человека.

Кроме того, именно от эмоционального интеллекта зависит то, что называется «погода в доме». Неповторимый семейный микроклимат, атмосфера благополучия, понимания, искренности между родителями и детьми никак не связаны с уровнем IQ, но напрямую зависят от способности понимать свой внутренний мир, принимать его и делиться им с близкими. Непосредственное, живое общение между родителями и детьми, привычка делиться своими переживаниями сближает родных, улучшает взаимоотношения между ними и приносит чувство удовлетворения, что становится особенно значимым в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.

Эмоциональный интеллект можно развивать и преумножать всю жизнь, он повышается по мере приобретения жизненного опыта, но именно детский возраст является идеальным периодом для формирования эмоциональных способностей. Первые эмоциональные структуры и образы возникают у ребенка через подражание родителям, поэтому папы и мамы, в первую очередь, ответственны за эмоциональную компетентность своего ребенка, именно они имеют максимальную возможность развивать и влиять на эмоциональный интеллект малыша. В период младенчества, раннего и дошкольного возраста ребенок чрезвычайно восприимчив из-за своей открытости и уязвимости, опыт, приобретенный им в этом возрасте, становится базисом для всех последующих новообразований. И в силах родителей помочь малышу построить крепкий «эмоциональный фундамент».

Развитие через игру

Развитие эмоционального интеллекта может происходить уже «с пеленок». Понимая, какое значение для будущего самоощущения в мире имеет для малыша формирование чувства базового доверия, мама с самого его рождения (а в идеале и с момента беременности) будет стараться создать для крохи атмосферу безопасности, но, в то же время, свободы. Частое ношение на руках, быстрая и позитивная реакция на звуки, издаваемые малышом, телесный и зрительный контакт, колыбельные и разговоры с ребенком уже в младенчестве дают ему понять, что мир открыт и доброжелателен для него, что является первым звеном формирования положительной самооценки и оптимистичности малыша.

Родителям важно понять, что для развития хорошего уровня эмоционального интеллекта у ребенка ему, прежде всего, необходимо здоровое полноценное общение с близкими родственниками, будь то мама, папа, бабушка или дедушка. Именно это, порой вызывает наибольшую трудность, поскольку взрослым, нередко, оказывается очень тяжело преодолеть барьер, воспитанный в себе годами. Однако, чтобы создать для своего малыша условия, в которых его эмоциональное развитие происходило бы полноценно, необходимо преодолеть в себе запрет на выражение чувств и учиться вместе с ребенком ими управлять.

  • Богатый мир эмоций. Для того, чтобы у малыша развивался эмоциональный интеллект, он должен ориентироваться в различных эмоциональных состояниях, осознавать и различать оттенки чувств. Важно с ранних лет учить ребенка называть свои чувства и выражать их, ведь малыш нередко не способен сам определить, что его мучает, и уж тем более вербализировать это. А ведь в нашем языке десятки слов, обозначающих разнообразные оттенки эмоций! Конечно, помочь малышу познакомится с этим богатым миром, может чтение художественной литературы, однако ребенок сможет пользоваться накопленным пассивным словарем только тогда, когда услышит употребление слов-чувств в конкретной ситуации и на конкретном примере. Неплохо иметь дома словарь или список эмоциональных состояний, к которому можно обратиться, описывая свое чувство и помогая ребенку выразить свое: «Ты не пошел к друзьям, потому что стеснялся и робел». Ребенка с отставанием и нарушением речевого развития важно учить пользоваться карточками-индикаторами, позволяющим показать свои эмоции.
  • Мимика, жесты, поведение. Обогащению эмоционального интеллекта способствует умение малыша понимать чувства другого ребенка или взрослого. Поэтому родителям важно обращать внимание детей на те способы, по которым они могут распознать эмоции окружающих: мимику, интонацию, жесты, поведение. Понимая, что чувствует собеседник или партнер по игре, малыш сможет ему сочувствовать и оказать эмоциональную поддержку. А это уже залог хороших взаимоотношений и умения общаться. Учиться определять эмоции по внешним признакам можно, наблюдая за людьми на улице, детской площадке или в магазине. Кроме того, существует множество игр, направленных на развитие этой способности, например, игры-пантомимы, или лото, где на карточках изображены конкретные ситуации, а вам с ребенком необходимо подобрать к ним нужные карточки со словами-эмоциями.
  • Искренность и откровенность на собственном примере. Эмоциональный интеллект характеризуется естественность и искренностью выражения собственных переживаний, но этому невозможно научиться по пособиям. Ребенок воспринимает такую информацию через родителей, на их примере. Поэтому очень важно в общении с ребенком не бояться проявлять и озвучивать собственные чувства, делиться ситуациями из жизни, пусть и не совсем приглядными: «Знаешь, а я ведь тоже солгала своему начальнику, что уже сделала работу, и мне теперь очень стыдно. Как ты думаешь, что мне теперь делать?». Заведите себе привычку делиться своими эмоциями с малышом, особенно, если вы недовольны поведением ребенка. Ваше я-сообщение («Мне так грустно, когда я вижу разбросанные игрушки») быстрее найдет отклик в душе ребенка, чем критика или выговор.
  • Услышанные переживания. Когда малыш подрастает и начинает вербализировать свои переживания, важно помочь ему в этом. Ведь он только начинает разбираться в своих чувствах, и ему очень нужно, чтобы его услышали. Поэтому постарайтесь показать свое внимание и заинтересованность ребенку (смотрите ему в глаза, присядьте, чтобы быть на его уровне, не торопите), проговорите в утвердительной форме то, что услышали. «Ваня отнял у меня машинку!» — «Ты расстроился и обиделся на Ваню и не хочешь с ним дружить».
  • Социальное взаимодействие и коллективные игры. Часто родители стремятся ограничить коллектив общения ребенка определенным кругом детей и взрослых, чтобы малыш меньше сталкивался с негативом, особенно, если это ребенок с особенностями. Однако для ребенка взаимодействие с разными людьми в различных обстоятельствах (при поддержке и близости родителей) дает неповторимый опыт знакомства с видами темперамента и способами выражения чувств. Поощряйте коллективные игры ребенка с детьми разного возраста, приобщайте малыша к настольным играм со старшим поколением, организуйте возможность для малыша бывать в разных обстоятельствах и получать новые впечатления (например, ездить с ним не только на машине, но и автобусе, электричке).

Безусловно, все родители хотят видеть своего ребенка счастливым, имеющим множество возможностей в будущем и способностей их реализовать. Именно поэтому сейчас так популярны школы раннего развития, разнообразные методики обучения, творческие кружки… Однако не только (а порой и не столько) высокий уровень IQ и посещение всевозможных занятий способствует достижению ребенком успеха в жизни. Родителям детей с нарушениями интеллектуального развития нужно понимать, что огромное значение для их будущего имеет и эмоциональное развитие, умение управлять своими эмоциями и распознавать чужие, которое закладывается и обретается в детстве. Поэтому не забывайте поощрять и способствовать развитию эмоционального интеллекта, вместе с развитием интеллектуальных и творческих способностей малыша.

Источник

Читайте также:  Стадии мобилизации организма при стрессе по гансу селье
Оцените статью