- Упражнения для развития эмоционального интеллекта
- Упражнения для развития эмоционального интеллекта
- Упражнения для развития навыков осознания своих эмоций
- Упражнения для развития навыков осознания эмоций других
- Упражнения для развития навыков управления своими эмоциями
- Упражнения для развития навыков управления эмоциями других
- Видео
- Эмоциональный интеллект — как развить его в себе и других (теория, упражнения и книги)
- Эмоциональный интеллект — что это такое?
- 🤬 Эмоциональный интеллект. Упражнения
- 🔹 Упражнение № 1 «Дневник эмоций»
- 🔹 Упражнение № 2 «Индекс самооценки»
- 🔹 Упражнение №3 «Точка зрения другой стороны»
- 📚 Вдохновляющие книги по эмоциональному интеллекту:
Упражнения для развития эмоционального интеллекта
Упражнения для развития эмоционального интеллекта
Упражнения для развития навыков осознания своих эмоций
_________________________________________________________________________________________________________
Мероприятия для развития эмоционального интеллекта:
_________________________________________________________________________________________________________
Задание «Напоминалки»
Организуйте систему напоминаний в вашем телефоне (не менее 2-х напоминаний в день). Сделайте это случайным образом. В момент возникновения сигнала определите, какие эмоции вы испытывали непосредственно перед сигналом (скорей всего, в момент сигнала вы будете испытывать легкое раздражение J) вспомните и запишите.
Задание «Дневник эмоций»
Приобретите тетрадь или блокнот. Определите для себя наиболее удобное время (утро, вечер). В это время вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите так же, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент?
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице
Факт (ситуация, человек)
Мысли
Физические ощущения
Эмоции
Упражнение «Установки про эмоции»
Это упражнение позволяет проанализировать, какие у вас существуют установки про эмоции? Для этого вспомните все, что приходит вам в голову: что говорили ваши родители, учителя или другие значимые люди, что вы читали в литературе или видели в кино, какие помните пословицы, поговорки и крылатые фразы про эмоции?
После того, как вы выписали все, что удалось вспомнить, проанализируйте, как эти установки и убеждения влияют на ваше поведение и/или эмоциональное состояние? Хотели бы вы изменить какие-то из них?
Упражнение «О чем сигнализирует нам негативная эмоция?»
Выберите эмоцию, которую вы считаете негативной. Которую вы не любите и всеми силами стремитесь скрыть. Вспомните ситуации, в которых у вас возникала эта эмоция.
• Как вам кажется, с чем связано, что она появлялась именно в эти моменты?
• О чем она хотела вам просигнализировать? На что важное обратить внимание? Что
изменится, если вы начнете прислушиваться к этой информации?
• Чем вам помогла эта эмоция? Что было хорошего в том, что эта эмоция возникала?
• Что произойдет, если вы позволите себе испытывать, а иногда и проявлять эту эмоцию?
Пока мы не признаём наличие эмоции, «не видим ее», мы не можем и хорошо видеть ситуацию в целом, то есть не обладаем достаточной информацией. И естественно, не признавая наличие какой-то эмоции, не можем с ней расстаться, она так и остается где-то внутри в виде мышечных зажимов, психологических травм и прочих неприятностей.
Упражнения для развития навыков осознания эмоций других
«Немой телевизор»
Включите телевизор и отключите звук. Найдите какой-нибудь художественный фильм и некоторое время посмотрите его, наблюдая за жестами, мимикой и расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс.
Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите кусок знакомого фильма и кусок незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. Американские и французские. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
«Общественный транспорт»
Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. Когда вы находитесь в общественном транспорте, вам нужно только время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, то веселая история или грустная?
Упражнения для развития навыков управления своими эмоциями
«Дыхание»
Выработайте у себя привычку: если вы осознали эмоцию, и она вам не нравится и мешает, сразу начинайте обращать внимание на свое дыхание и начинать дышать чуть медленнее, обращая внимание на выдох.
«Телесные методы»
Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.
«Проблемы»
Напишите список актуальных для вас сейчас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет – проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
«Ресурсное состояние»
1. Упражнение лучше выполнять стоя. Вспомните какую-либо ситуацию, жизненный момент, когда вы находились в ресурсном состоянии. Воссоздайте эту ситуацию, вспомните ее в мельчайших подробностях: ресурсное состояние снова появится. Погрузитесь в свои ощущения, представьте себя в этом состоянии.
2. Создайте портрет этого состояния с помощью следующих вопросов…
– Где точно в вашем теле «это» находится?
– Какой формы это ощущение?
– Каких размеров это ощущение?
– Какого цвета?
– Какие образы и/или слова приходят из прошлого?
– Имеет ли «это» температуру?
– Какое «это» на ощупь?
– Какая у этого ощущения граница?
– Двигается ли «это»?
– На какой материал это похоже: дерево, металл, воздух, вода, вата?
– Можно ли это сдвинуть с места?
3. Поставьте перед собой порог или нарисуйте черту и выйдите за нее, находясь в ресурсном состоянии.
«Хвастаться»
Каждый день записывайте, что вы сегодня сделали хорошо и успешно. Что вам удалось? Что вас порадовало?
Мы не призываем постоянно находиться в позитивном настроении. Как мы помним, страх, гнев и печаль – тоже полезные эмоции и, допуская только позитивные эмоции в свою жизнь, мы теряем большое количество информации и можем пропустить что-то важное. При этом, когда мы позитивно настроены, нас значительно сложнее чем-либо расстроить или вывести из себя. Таким образом, позитивный подход создает для нас твердую опору под ногами и своего рода защиту от чрезмерного влияния на нас неприятных событий и эмоций.
Упражнения для развития навыков управления эмоциями других
Упражнение «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше – один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую – как «—». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой – ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за данный период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если же вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев – для важных для вас людей.
Упражнение «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.
Источник: Шабанов С., Алешина А. «Эмоциональный интеллект. Российская практика»
Видео
Источник
Эмоциональный интеллект — как развить его в себе и других (теория, упражнения и книги)
Для развития эмоционального интеллекта необходимо уделять внимание тем аспектам жизни, в которых вы сталкиваетесь с сопротивлением, подобно самолёту, встречающему сопротивление в полете.
Эмоциональный интеллект — что это такое?
В жизни нет области, для которой эмоциональный интеллект не был бы важен. Именно эмоциональный интеллект позволяет нам контролировать фатальную привычку откладывать всё на потом, подталкивая нас к реализации нашего внутреннего потенциала, помогая нам устанавливать межличностные границы и способствовать созданию удовлетворительных отношений в личной и профессиональной жизни. Неудивительно, что формирование эмоционального интеллекта — это задача, с которой, многие психологи сталкиваются в своей работе каждый день — как во время индивидуальной психотерапии, так и групповой.
Дэниел Гоулман разделил компетенции, составляющие эмоциональный интеллект, на две группы.
✔️ Первая — это личная компетентность , то есть эмоциональное самосознание (способность распознавать свои эмоций, их причин и следствий) и саморегуляция (управление своими эмоциями, способность контролировать деструктивные импульсы).
✔️ Вторая группа компетенций, составляющих эмоциональный интеллект, — это социальные компетенции . Они включают социальную осведомленность (способность видеть и понимать эмоции других людей) и формирование отношений. Именно поэтому развитие эмоционального интеллекта всегда должно учитывать множество аспектов, в которых он проявляется.
Счастливы те, кто в детстве получал от родителей живой пример того, как можно управлять эмоциями. Ведь именно с них начинается наше путешествие с эмоциональным интеллектом — мы наблюдаем за другими и, следуя их примеру и при их поддержке, учимся реагировать на сложные эмоции контролируемым и адекватным образом. Независимо от нашего детского опыта, большинству из нас нужна поддержка в улучшении наших навыков управления эмоциями. Приведённые ниже упражнения могут применяться людьми, которые профессионально работают тренерами и обучают других в области эмоционального интеллекта, а также для саморазвития.
🤬 Эмоциональный интеллект. Упражнения
🔹 Упражнение № 1 «Дневник эмоций»
Цель упражнения: попытка распознать свои эмоции, а также ситуации, которые их вызывают или им предшествуют.
Инструкция : разделите лист бумаги на 2 столбца – один узкий один широкий. В первом столбце перечислите эмоции, которые возникли у вас в течение рабочего дня, вчера. Начните с самого утра, эмоций, сопровождающие завтрак, встречи с сотрудниками, начальником. Затем переходите к эмоциям, которые возникают во второй половине дня и к тем, которые вы испытали, когда уходили с работы. Во втором столбце введите контекст возникновения этих эмоций. Испугались ли вы только тогда, когда поняли, что опоздали на встречу? Была ли радость связана с обеденным перерывом?
Подытожьте! Какие эмоции преобладали у вас в течение рабочего дня? Что их провоцировало? Конкретные люди, неожиданные ситуации, воспоминания?
После чего, найдите способ внести изменения, которые повлияют на ваши эмоции, найдите способ изменить то, что их формирует (ситуации, воспоминания), например, если ваша раздражительность вызвана недостатком сна, вы, вероятно, должны найти способ спать подольше.
🔹 Упражнение № 2 «Индекс самооценки»
Цель этого упражнения — изучить факторы, влияющие на нашу уверенность в себе.
Инструкция : Подумайте о важных людях в вашей жизни / работе. Оцените по 10 бальной шкале, насколько вы уверены в себе, находясь рядом с каждым из них. Вы также можете оценить уровень уверенности в себе в конкретных событиях вашей (профессиональной) жизни. Как бы вы описали свою уверенность в себе, когда вас повысили и когда вы получили выговор от своего руководителя?
🔹 Упражнение №3 «Точка зрения другой стороны»
Цель упражнения: эмпатия и так ли легко её почувствовать, когда мы «сочувствуем» человеку, который нам не нравится?
Инструкция : вспомните свою последнюю конфликтную ситуацию. Подумайте о личности человека, с которым вы конфликтовали о мотивах, которые им движут, об эмоциях, которые этот человек испытывал.
После ответьте на вопросы:
Что вы чувствовали во время этого упражнения? Удалось ли вам понять мотивы человека, с которым вы конфликтовали?
Что в своём подходе к конфликтным ситуациям вам необходимо поменять?
Привычки, связанные с нашим эмоциональным функционированием, возникли не здесь и сейчас. За каждой нашей эмоцией стоят годы её формирования.
Развитие эмоциональной компетентности требует от нас выходить из зоны комфорта, сталкиваться с собственными ограничениями и страхами.
По словам Карла Альбрехта , эмоционально и социально осведомленные люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта действуют как магнит для других. И наоборот, люди с низким эмоциональным интеллектом – отталкивают от себя других.
📚 Вдохновляющие книги по эмоциональному интеллекту:
▪️ Альбрехт, К. «Социальный интеллект»
▪️ Арриве, Ж.-Й . «Как испытывать эмоции»
▪️ Бхарвани, Г . «Ваше эмоциональное «я». Как поднять свой EQ
▪️ Браун, Б. , «Growing Strong»
▪️ Карузо, Д.Р., Саловей, П . – «Эмоционально-интеллектуальный менеджер»
▪️ Чип Конли — «Эмоциональные уравнения»
▪️ Фокс Кабейн — «Миф о харизме»
▪️ Фишер, Р., Шапиро, Д. – «Эмоции в переговорах»
▪️ Гоулман, Д. – «Эмоциональный интеллект на практике»
▪️ Гоулман, Д. — «Социальный интеллект»
▪️ Шиллинг, Д. «Как воспитывать эмоциональный интеллект»
▪️ Сегал, Дж . – «Как углубить эмоциональный интеллект»
Источник