- Проектная работа «Эмоциональный интеллект в действии»
- Эмоциональный интеллект — как развить его в себе и других (теория, упражнения и книги)
- Эмоциональный интеллект — что это такое?
- 🤬 Эмоциональный интеллект. Упражнения
- 🔹 Упражнение № 1 «Дневник эмоций»
- 🔹 Упражнение № 2 «Индекс самооценки»
- 🔹 Упражнение №3 «Точка зрения другой стороны»
- 📚 Вдохновляющие книги по эмоциональному интеллекту:
Проектная работа «Эмоциональный интеллект в действии»
Аптриева Ольга
Проектная работа «Эмоциональный интеллект в действии»
Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетами и проблемами, разным уровнем популярности объектов исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается растущий интерес к изучению эмоционального интеллекта. Понятие» эмоциональный интеллект » не ново в педагогике. Многие ученые писали об этом, но использовали другие термины.
Сегодня этой проблемой занимаются специалисты со всего мира. Среди них Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гулман, С. Гринспен, Г. Ормет, К. Кеннон и многие другие.
Для понимания термина “эмоциональный интеллект» необходимо теоретическое уточнение. Эмоциональный интеллект-это способность человека контролировать себя и других. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль над импульсивностью, уверенность в себе, личную мотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно строить отношения с окружающими. Именно так мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитое QE, даже у самых ярких людей, может нивелировать карьерные перспективы, разрушать отношения и приводить к разного рода зависимостям. Поэтому эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.
В современной психологии доказано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружающей среде, побуждают к действию. Эмоции помогают человеку понять, насколько его собственное поведение и последствия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру, а формирование ценностно-эмоционального отношения детей опосредуется развитием эмоциональной сферы личности педагога.
Важность и актуальность развития эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, развитие самосознания, мыслительных способностей и умения вставать с позиции партнера, учитывать его потребности и чувства).
Работая с дошкольниками, я заметила, что иногда детям трудно управлять своим эмоциональным состоянием, что некоторые действительно не умеют веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам трудно определить, грустен человек или счастлив. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций-довольно сложный процесс, требующий от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций-это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, соответствующие тому или иному эмоциональному состоянию. Но эмоциииграют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном счете определяют всю жизнь человека.
Оказывается, совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущих успехов в жизни. Гораздо важнее для ребенка овладеть способностями эмоционального интеллекта,а именно:
• способность контролировать свои чувства;
• способность сознательно влиять на свои эмоции;
• способность идентифицировать свои чувства и принимать их такими, какие они есть (распознавать их);
• умение использовать свои эмоции на благо себе и другим;
• способность эффективно общаться с другими;
• умение распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации личности, формированию отношений в сообществах взрослых и детей.
К счастью, в отличие от Iq (интеллектуального развития, эмоциональный интеллект можно развивать и умножать всю жизнь. Д. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются подражанием родителям и образам, среди которых мы выросли. Как и в случае с изучением языка, новые эмоциональные знания могут быть приобретены во взрослом возрасте, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство-идеальный период для ассимиляции, и поэтому родители несут ответственность за выравнивание своих детей.
Проанализировав вышеизложенное, было обосновано необходимость разработки системы педагогических мероприятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в нашей дошкольной образовательной организации.
Вид проекта. Практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный
Цель проекта.
Формирование системы знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса
Задачи проекта.
Для детей 5-6 лет:
1. Уметь поддерживать дружеские отношения между сверстниками;
2. Проявляйте такие качества, как эмпатия, отзывчивость в различных видах деятельности;
3. Уметь заботиться о других в различных ситуациях, и быть благодарным за помощь и знаки внимания;
4. Овладение способностью оценивать свои собственные действия и действия сверстников;
5. Научиться распознавать собственные эмоции и эмоции других людей.
1. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
2. Повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Для родителей (законных представителей):
1. Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
2. Создать условия для обмена информации между родителями и педагогами.
Участники проекта. Дошкольники, родители, педагогический коллектив.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
1. Изучение информации по теме проекта.
2. Определение цели и задачи проекта.
3. Разработка конспектов занимательной деятельности.
4. Разработка сценариев.
5. Картотека игр и упражнений по формированию эмоционального интеллекта.
II этап – организационно-практический.
1. Организация различных видов детской деятельности по теме проекта.
2. Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями по проекту.
III этап – итоговый. Итоговое досуговое мероприятие
• умеют поддерживать дружеские отношения между сверстниками;
• проявляют такие качества, как сочуствие, отзывчивость в различных видах деятельности;
• они умеют проявлять в различных ситуациях заботу о других, с благодарностью относятся к помощи и знакам внимания;
• овладели умением оценивать свои действия и поступки сверстников;
• научились распознавать собственные эмоции и эмоции других.
• в коллективе была создана дружеская атмосфера;
• повысился уровень компетентности педагогов в развитии эмоционального интеллекта дошкольников.
Для родителей (законных представителей):
• повышение родительской компетентности в развитии эмоционального интеллекта дошкольников;
• созданы условия для обмена информацией между родителями и воспитателями.
Ресурсы. Воспитатель, интернет, книги, журналы, карточки, компьютер, принтер.
Описание содержания проекта.
1. Утренний ритуал «Круг друзей»;
2. Пятничный ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел»;
3. Слушание музыкальных произведений «Зима», «песня жаворонка», «Марш Щелкунчика» — П. И. Чайковский, «Менуэт» — И. С. Бах, «Жаворонок», «Детская полька» — М. И. Глинка, «Тревожная минутка» — С. Майкапра, «Весна» — Вивальди;
4. Тематические выставки творческих работ и рисунков «Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза», «Мой папа — герой», «Мама – солнышко мое»;
5. Квест-игра «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»;
6. Занятие «Путешествие в страну эмоции»;
7. Итоговое мероприятие создание альбома «Коллекция впечатлений».
1. Создание картотеки игр по формированию эмоционального интеллекта;
2. Создание библиотеки художественных произведений по развитию чувства эмпатии;
3. Совместная работа по формированию фонотеки;
4. Консультация «Что мешает успеху?»;
5. Консультация «Использование эмоции для повышения мышления и деятельности»
1. Консультация «Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек»;
2. Консультация «Секреты эмоционального благополучия ребенка»;
3. Консультация «Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка-дошкольника»;
4. Консультация «Воспитываем добротой»;
5. Совместный праздник «Моя любимая мамочка»;
6. Семейный праздник «Масленица»;
7. Экологическая акция «С новосельем, пернатые!»
1. Балакирева Т. С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
2. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А. П. Исаевой. — М. : ACT: ACT МОСКВА;Владимир: ВКТ, 2009. — 478с.
3. Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.
4. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
5. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. «Эмоциональна гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001
Идеи с МAAM в действии Здравствуйте, коллеги! Хочу поблагодарить Вас за идеи. В своей работе активно использую материал с нашего любимого сайта, которым поделились.
Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Творческая проектная работа «Животный мир оригами и аппликации» в старшей группе Творческая проектная работа «Животный мир оригами и аппликации» в старшей группе Подготовила: воспитатель Пологутина И. Н. МДОУ «Детский.
Проектная работа учащейся 7 класса «Полимерная глина своими руками» «Полимерная глина своими руками» Авторы: Ещиганова Виктория 7 класс Руководитель: Макеева Наталья Ивановна Россия, Ханты-Мансийский.
Проектная работа учащегося 6 класса «Сколько стоит здоровье» проектная работа»сколько стоит здоровье» РУКОВОДИТЕЛЬ: МАЛИКОВА З. М., Участники: Ученик 6 класса Введение. Во время отдыха в Турции мы.
Проектная работа по технологии «Торт классический бисквит с масляным и белковым кремом» .
Проектная работа «Памяти моих прадедов посвящается…» Оглавление: 1. Вводная часть 1.1 Актуальность 1.2 Гипотеза 1.3 Цель и задачи 2. Основная часть 2.1 Объекты исследования 3. Заключение 3.1.
Источник
Эмоциональный интеллект — как развить его в себе и других (теория, упражнения и книги)
Для развития эмоционального интеллекта необходимо уделять внимание тем аспектам жизни, в которых вы сталкиваетесь с сопротивлением, подобно самолёту, встречающему сопротивление в полете.
Эмоциональный интеллект — что это такое?
В жизни нет области, для которой эмоциональный интеллект не был бы важен. Именно эмоциональный интеллект позволяет нам контролировать фатальную привычку откладывать всё на потом, подталкивая нас к реализации нашего внутреннего потенциала, помогая нам устанавливать межличностные границы и способствовать созданию удовлетворительных отношений в личной и профессиональной жизни. Неудивительно, что формирование эмоционального интеллекта — это задача, с которой, многие психологи сталкиваются в своей работе каждый день — как во время индивидуальной психотерапии, так и групповой.
Дэниел Гоулман разделил компетенции, составляющие эмоциональный интеллект, на две группы.
✔️ Первая — это личная компетентность , то есть эмоциональное самосознание (способность распознавать свои эмоций, их причин и следствий) и саморегуляция (управление своими эмоциями, способность контролировать деструктивные импульсы).
✔️ Вторая группа компетенций, составляющих эмоциональный интеллект, — это социальные компетенции . Они включают социальную осведомленность (способность видеть и понимать эмоции других людей) и формирование отношений. Именно поэтому развитие эмоционального интеллекта всегда должно учитывать множество аспектов, в которых он проявляется.
Счастливы те, кто в детстве получал от родителей живой пример того, как можно управлять эмоциями. Ведь именно с них начинается наше путешествие с эмоциональным интеллектом — мы наблюдаем за другими и, следуя их примеру и при их поддержке, учимся реагировать на сложные эмоции контролируемым и адекватным образом. Независимо от нашего детского опыта, большинству из нас нужна поддержка в улучшении наших навыков управления эмоциями. Приведённые ниже упражнения могут применяться людьми, которые профессионально работают тренерами и обучают других в области эмоционального интеллекта, а также для саморазвития.
🤬 Эмоциональный интеллект. Упражнения
🔹 Упражнение № 1 «Дневник эмоций»
Цель упражнения: попытка распознать свои эмоции, а также ситуации, которые их вызывают или им предшествуют.
Инструкция : разделите лист бумаги на 2 столбца – один узкий один широкий. В первом столбце перечислите эмоции, которые возникли у вас в течение рабочего дня, вчера. Начните с самого утра, эмоций, сопровождающие завтрак, встречи с сотрудниками, начальником. Затем переходите к эмоциям, которые возникают во второй половине дня и к тем, которые вы испытали, когда уходили с работы. Во втором столбце введите контекст возникновения этих эмоций. Испугались ли вы только тогда, когда поняли, что опоздали на встречу? Была ли радость связана с обеденным перерывом?
Подытожьте! Какие эмоции преобладали у вас в течение рабочего дня? Что их провоцировало? Конкретные люди, неожиданные ситуации, воспоминания?
После чего, найдите способ внести изменения, которые повлияют на ваши эмоции, найдите способ изменить то, что их формирует (ситуации, воспоминания), например, если ваша раздражительность вызвана недостатком сна, вы, вероятно, должны найти способ спать подольше.
🔹 Упражнение № 2 «Индекс самооценки»
Цель этого упражнения — изучить факторы, влияющие на нашу уверенность в себе.
Инструкция : Подумайте о важных людях в вашей жизни / работе. Оцените по 10 бальной шкале, насколько вы уверены в себе, находясь рядом с каждым из них. Вы также можете оценить уровень уверенности в себе в конкретных событиях вашей (профессиональной) жизни. Как бы вы описали свою уверенность в себе, когда вас повысили и когда вы получили выговор от своего руководителя?
🔹 Упражнение №3 «Точка зрения другой стороны»
Цель упражнения: эмпатия и так ли легко её почувствовать, когда мы «сочувствуем» человеку, который нам не нравится?
Инструкция : вспомните свою последнюю конфликтную ситуацию. Подумайте о личности человека, с которым вы конфликтовали о мотивах, которые им движут, об эмоциях, которые этот человек испытывал.
После ответьте на вопросы:
Что вы чувствовали во время этого упражнения? Удалось ли вам понять мотивы человека, с которым вы конфликтовали?
Что в своём подходе к конфликтным ситуациям вам необходимо поменять?
Привычки, связанные с нашим эмоциональным функционированием, возникли не здесь и сейчас. За каждой нашей эмоцией стоят годы её формирования.
Развитие эмоциональной компетентности требует от нас выходить из зоны комфорта, сталкиваться с собственными ограничениями и страхами.
По словам Карла Альбрехта , эмоционально и социально осведомленные люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта действуют как магнит для других. И наоборот, люди с низким эмоциональным интеллектом – отталкивают от себя других.
📚 Вдохновляющие книги по эмоциональному интеллекту:
▪️ Альбрехт, К. «Социальный интеллект»
▪️ Арриве, Ж.-Й . «Как испытывать эмоции»
▪️ Бхарвани, Г . «Ваше эмоциональное «я». Как поднять свой EQ
▪️ Браун, Б. , «Growing Strong»
▪️ Карузо, Д.Р., Саловей, П . – «Эмоционально-интеллектуальный менеджер»
▪️ Чип Конли — «Эмоциональные уравнения»
▪️ Фокс Кабейн — «Миф о харизме»
▪️ Фишер, Р., Шапиро, Д. – «Эмоции в переговорах»
▪️ Гоулман, Д. – «Эмоциональный интеллект на практике»
▪️ Гоулман, Д. — «Социальный интеллект»
▪️ Шиллинг, Д. «Как воспитывать эмоциональный интеллект»
▪️ Сегал, Дж . – «Как углубить эмоциональный интеллект»
Источник