Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
- Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
- Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
- Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
- Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
- Социальная компетентность
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
- Управление отношениями
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Источник
Эмоциональный интеллект статья вак
На современном этапе развития психологической науки все больший интерес представляют исследования, посвященные эмоциональному интеллекту. Однако взаимосвязь эмоций и интеллекта до сих пор широко обсуждаемая проблема.
Основой эмоционального интеллекта выступает социальный интеллект (Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк), а также внутриличностный и межличностный интеллект (Х. Гарднер). Социальный интеллект- это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации. Внутриличностный интеллект часто определяют как ту часть личности человека, что отвечает за способность к рефлексии, самоанализу, самопознанию, а межличностный интеллект – в некотором роде противоположность внутриличностному [6].
С.П Деревянко считает, что, безусловно, есть сходства между социальным и эмоциональным интеллектом, однако существуют и различия. Общим между ними является «общение», а главное отличие — это направленность общения. Эмоциональный интеллект направлен на выработку и понимание собственных эмоций относительно ситуаций межличностного общения, а социальный интеллект ориентирован на межличностное взаимодействие. Актуализация эмоционального интеллекта происходит в сфере эмоционального общения, а социального интеллекта в сфере межличностного общения [6].
Введению термина «эмоциональный интеллект» в научных обиход предшествовало постепенное изменение точки зрения на соотношение эмоциональных и познавательных процессов. В 1990 году Дж. Мейер и П. Сэловей первыми употребили термин «эмоциональный интеллект» как компонент социального интеллекта включающий в себя способность отслеживать собственные чувства и чувства окружающих людей, видеть в них отличия, и использовать полученную информацию для управления мышлением и действиями [1].
Д. Гоулман считает, что эмоциональный интеллект – это совокупность факторов, которые позволяют личности чувствовать, мотивировать себя, регулировать настроение, контролировать импульсивные проявления, удерживаться от фрустрации и, таким образом, добиваться успеха в повседневной жизни [1].
Р. Риджио, С. Мёрфи и Ф. Пирозолло утверждают, что развитость социального и эмоционального интеллекта наблюдается у лидеров и именно эти два вида интеллекта позволяют таким людям действовать успешно в любой ситуации [2].
В отечественной психологии первой употребила термин «эмоциональный интеллект» Г.Г. Гарскова [2]. По её мнению, анализ эмпирических теорий в области психотерапии и психокоррекции показывает, что введение термина «эмоциональный интеллект» увеличивает их объясняющую силу. Историко-научное обоснование его введения заключается в доказательстве того, что понятие эмоционального интеллекта имплицитно присутствует в ряде общепризнанных теорий, оказавших влияние на психологическую науку [1].
Познавательные процессы образуют схожие состояния между эмоциональным и интеллектуальным, поэтому каждая эмоция — это «единство переживания и познания», а также интеллектуальный процесс не может происходить без участия тех или иных эмоций. (С.Л. Рубинштейн) [6].
По мнению О.И. Власовой, эмоциональный интеллекта – это эмоционально-когнитивная способность, которая заключается в эмоциональной сензитивности, осведомленности и способности к управлению эмоциями, позволяющими человеку контролировать чувство психического здоровья, душевной гармонии и благополучности личной жизни [1].
Д.В. Люсин указывает на то, что эмоциональный интеллект – это не когнитивная способность по аналогии с пространственным или вербальным интеллектом. Он считает, что эта способность к распознаванию эмоций и управлению ими тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, то есть с интересом к внутреннему миру людей, склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям [6].
Как совокупность эмоциональных, коммуникативных и регуляторных свойств личности эмоциональный интеллект определяет М.А. Манойлова. Выделенные свойства обеспечивают понимание и регуляцию как своих собственных эмоций, состояний и чувств, так и личностное развитие человека [3]. Она полагает, что эмоциональный интеллект – это интегративное понятие, которое включается в себя не только интеллект и эмоции, но и волю. При этом воля выступает как средство подчинения эмоционального интеллектуальному. По ее мнению, структура эмоционального интеллекта представлена двумя взаимосвязанными аспектами: внутриличностным и межличностным (социальным). Первый аспект включает: осознание своих собственных чувств, самооценку, ответственность, активность, уверенность в себя и так далее, второй — это совокупность коммуникативности, эмпатии, уважения к людям, открытости, умения работать в команде [1].
Д.В. Люсин, отталкиваясь от существующих моделей эмоционального интеллекта, предложил свою. Он считает, что эмоциональный интеллект — это не только способность к понимаю своих и чужих эмоций, но и управление ими. Способность к пониманию эмоций, по его мнению, означает способность человека распознавать эмоции, идентифицировать их, а также понимать причины их вызвавшие. К способности управления эмоциями он относит возможность контроля своих эмоций, а также умение при необходимости вызвать ту или иную эмоцию [6].
О.В. Живица указывает на то, что эмоциональный интеллект — это способность человека оперировать информацией, которая содержится в эмоциях. Она считает, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта могут учитывать эту информацию и наиболее эффективно ее использовать.
Структура эмоционального интеллекта достаточно дискуссионная проблема в психологии. Первая модель была предложена Дж. Мейером и П. Сэловеем. Они определили ее как модель способностей. Согласно этой модели, в структуру эмоционального интеллекта входит три типа способностей, каждая из которых имеет определённые компоненты:
— способность к идентификации и выражению эмоций (способность к идентификации и выражению своих эмоций, способность к идентификации и выражению эмоций других людей);
— способность к регуляции эмоций (способность регулировать свои эмоции, способность регулировать эмоции других людей);
— способность использовать эмоции в мышлении и деятельности (способность к гибкому планированию, перенаправленное внимание, творческое мышление, мотивация) [3].
Позже модель была доработана с учетом новых знаний об эмоциональном интеллекте, и в настоящее время, она включает четыре компонента:
- Идентификация эмоций – способность идентифицировать, адекватно выражать и воспринимать эмоции;
- Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности – способность использовать свои эмоции для направления внимания на наиболее важные события, способность вызывать определенные эмоции, необходимые для повышения эффективности деятельности, способность использовать различные стороны настроения для анализа разнообразных точек зрения на решаемую проблему;
- Понимание эмоций – способность понимать различные эмоции, связи между эмоциями, переходы, причины;
- Управление эмоциями – способность контролировать эмоции, и уметь выбирать эмоции в зависимости от ситуации [3].
Дж. Эйверилл, уточняя роль эмоций в понятии эмоционального интеллекта, вносит несколько предложений по данному вопросу, которые, так или иначе, присутствуют в теории Дж. Мейера и П. Сэловея:
— для каждой эмоции характерны свои особенности, которые биологически обусловлены;
— простые эмоции могут образовать определённые комбинации, так формируются комплексные эмоции;
— эмоции можно регулировать, но не видоизменять в корне принципы их проявления [1].
К. Изард предлагает интегративную модель эмоционального интеллекта, ключевым моментом которой является связь нескольких специфических способностей в интегративный показатель эмоционального интеллекта. В целом данный подход близок к модели способностей, которую разработали Дж. Мейер и П. Сэловей, хотя и не учитывает важный компонент – сознательную регуляцию эмоций [1].
К.В. Петридес и Э. Фёрнхем предложили несколько иную модель, которую они считают более широкой – эмоциональный интеллект как способность и эмоциональный интеллект как черта. Авторы утверждают, что характер модели определяется не столько теорией, сколько используемыми методами измерения конструкта. Эмоциональный интеллект как черта связан с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях, поэтому для его измерения могут применяться опросники. Эмоциональный интеллект как способность относится к традиционной психологии интеллекта, поэтому для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов [6].
Еще одна попытка структурировать феномен эмоционального интеллект – модель Д. Гоулмена. По его мнению, составляющие эмоционального интеллекта:
- Самосознание – умение адекватно оценивать свои силы и способности;
- Саморегуляция – способность контролировать эмоции, чтобы они не мешали текущей работе;
- Мотивация – способность использовать глубинные склонности и предпочтения для достижения цели;
- Эмпатия – способность понимать то, что испытывают другие люди, умение ставить себя на их место;
- Социальные навыки – умение считывать эмоции во взаимоотношении между другими людьми [1].
Р. Бар-Она в структуре эмоционального интеллекта выделяет следующие составляющие:
- Познание самого себя;
- Наличие навыком межличностного общения;
- Способность к адаптации;
- Умение управлять стрессовыми ситуациями;
- Преобладающее настроение [3].
Интересен подход, разрабатываемый О.В. Живицей к определению компонентов эмоционального интеллекта. По ее мнению, эмоциональный интеллект — это совокупность трех компонентов. Первый, осознание своих эмоций. Только понимая свои эмоции и позволяя им быть, человек может регулировать своё состояние. Второй — управление собой. Его реализация предполагает следующий алгоритм:
— осознание своей эмоции;
— определение цели в конкретной ситуации (понимание каких именно результатов хочет человек добиться);
— определение эмоционального состояния в котором будет более эффективным результат при достижении цели;
— выбор способа достижения нужного эмоционального состояния;
— достижение необходимо состояния, используя выбранный способ.
Третий компонент эмоционального интеллекта — осознание эмоций других людей. Управление эмоциями других людей осуществляется по тому же алгоритму, что и управление собственными эмоциями, но к нему добавляются ещё два этапа:
— осознание эмоций другого человека, её вербализация;
— применение техник управления эмоциями для оказания помощи в достижении желаемого эмоционального состояния другого человека [4].
Э.Л. Носенко считает, что признаками эмоционального интеллекта являются составляющие «Большой пятёрки»:
- Добросовестность — свидетельствует об умении достигать цели;
- Открытость новому опыту — с одной стороны, способствует стрессоустойчивости, а с другой стороны, является признаком и предпосылкой креативности;
- Эмоциональная устойчивость — обеспечивает умение преодолевать возникшие трудности, не поддаваясь фрустрации при их возникновении;
- Дружелюбность — является одним из признаков умения сдерживать свои эмоции в общении с другими людьми, воспринимать их такими, какие они есть;
- Экстраверсия — предпосылка общительности, которая принадлежит к признакам межличностного интеллекта [1].
Нельзя не отметить роль социальной поддержки в формировании и развитии эмоционального интеллект. Именно она облегчает личности адаптацию к новым социальным условиям и стимулирует его личностное и эмоциональное развитие [5].
Итак, в настоящее время не существует общепринятой модели эмоционального интеллекта как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Важность изучения эмоционального интеллекта ни у кого на современном этапе развития науки не вызывает сомнения. Общепринята точка зрения на то, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта могут быть более успешными в жизни, чем индивиды обладающие низким. В зарубежной психологии преобладает смешанный подход к определению эмоционального интеллекта, основанный на выделении интегративных компонентов. В отечественной психологии доминирует точка зрения, согласно которой основа эмоционального интеллекта — способности. Однако исследователи выделяют разные детерминанты, стимулирующие его формирование и развитие.
Источник