Консультация для педагогов ДОУ «Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Александра Желтова
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов ДОУ.
Подготовила педагог-психолог МАДОУ д/с № 25 «Елочка» Желтова А. А.
Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта начинается в дошкольном возрасте. Эмоциональный интеллект является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.
В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между детьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры в детском обществе в целом.
Эффективность работы по формированию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста подтверждается стабильными позитивными результатами реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения по развитию эмоциональной сферы дошкольников:
· Успешно формируется детская компетентность в соответствии с возрастом.
· Правильно строятся взаимоотношения в детском социуме.
· Дети проявляют активность и самостоятельность в разных видах деятельности. Они стали отзывчивее, проявляют навыки взаимодействия со сверстниками.
· Бескорыстно предлагают свою помощь, настойчивы при выполнении начатого дела, инициативны. Внимательно выслушивают собеседника.
На сегодняшний день убедительно доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».
Обобщая все вышеизложенное можно сделать вывод, что, способности, являющиеся составной частью эмоционального интеллекта, поддаются развитию. Поэтому начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.
В ходе диагностического этапа исследования были выявлены психологические предпосылки формирования эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте, а также доказана важность эмоциональной ориентации ребенка дошкольного возраста на эмоциональные переживания других людей как необходимое условие полноценного развития социального представления как в этом возрасте, так и на следующих этапах психического развития.
В работе используем программу развития эмоционального интеллекта старших дошкольников,задачами которой выступают: пробудить интерес детей к миру человеческих эмоций, к их влиянию на поведение человека и его настроение; формировать способность видеть не только проблемы, но и другого человека во всех жизненных ситуациях; помочь детям осознавать возможность своего участия в жизни других и значимость другого в своей деятельности для оптимизации сотрудничества; развивать умение сочувствовать, сопереживать и желание помочь другим людям.Эти задачи мы реализовали при помощи различных методов: рассказ, обсуждение после рассказа, беседа, показ рисунков с изображением людей и их различными эмоциями, совместная игра.
Содержание занятий и эффективное сочетание разнообразных методов побуждали детей направить свое внимание на мир людей и мир эмоций, ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своем нравственном рассуждении, а также заботиться о нём. Всё это поднимало уровень развития эмоциональной отзывчивости и способствовало приобретению социального опыта старших дошкольников.
Эмоциональный интеллект для старшего дошкольного возраста мы рассматриваем как готовность ребёнка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.
Предпосылками возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте являются: обобщение переживаний в дошкольном возрасте, совместная деятельность, нравственное представление дошкольника, отношение «Я-ты» у ребёнка дошкольного возраста, которое считается генезисом личности и чувства, развитие которых опережает интеллектуальное, и которые дают начальную целостность человеческому существу.
Содержание эмоционального интеллекта старшего дошкольника отражается через сочетание трёх характеристик:
•смена направленности внимания: от направленности внимания на мир вещей к направленности внимания на мир людей и эмоций;
• смена эмоциональной ориентации: от эмоциональной ориентации на себя к эмоциональной ориентации на другого человека;
• учёт эмоционального состояния другого человека в решении возникающих проблем.
Специфика формирования эмоционального интеллекта дошкольника заключается в возрастных особенностях развития, закономерностях, механизмах и логике данного процесса. Эффективность работы по созданию условий формирования эмоционального интеллекта дошкольника подтверждается стабильными позитивными результатами реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения по развитию эмоциональной сферы дошкольников:
— Успешно формируется детская компетентность в соответствии с возрастом.
— Правильно строятся взаимоотношения в детском социуме.
— Дети проявляют активность и самостоятельность в разных видах деятельности. Они стали отзывчивее, проявляют навыки взаимодействия со сверстниками.
— Бескорыстно предлагают свою помощь, настойчивы при выполнении начатого дела, инициативны. Внимательно выслушивают собеседника.
На сегодняшний день убедительно доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».
Начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.
Формирование эмоционального интеллекта дошкольников стало более успешным, при развитии его компонентов, при создании психолого-педагогических условий для реализации программы развития эмоционального интеллекта.
Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.
Перспективное планирование работы с педагогами по ПДД «УТВЕРЖДАЮ» заведующая МДОУ д/с ___ ___ ___ «___»___ 20___г. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ.
Источник
Эмоциональный интеллект и важность его развития в дошкольном возрасте
Елена Николаевна Стома
Эмоциональный интеллект и важность его развития в дошкольном возрасте
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Понятие интеллекта было введено в науку французским психологом А. Бине, который в начале XX века изобрел так называемый «коэффициент интеллекта»(IQ). Согласно теории Бине, интеллект-это совокупность умственных способностей, которые позволяют предсказать будущий успех человека, т. е. чем выше коэффициент интеллекта, тем успешнее должен быть человек. Однако, «успех» человека в широком смысле этого слова (положение в обществе, карьера, заработок, наличие семьи и детей и т. п.) опирается не только на абстрактный «логический интеллект», существуют другие способности, определяющие успешность, к ним относится «эмоциональный интеллект».
Термин «эмоциональный интеллект» был предложен П. Саловеем и Дж. Майером в 1990 году. Однако существует мнение, что впервые этот термин был предложен еще в 1966 году Б. Лейнером в публикации «Эмоциональный интеллект и эмансипация». Популярностью концепция обязана работам Д. Гоулмена. В 1995 году вышла его монография «Эмоциональный интеллект», задача которой – популяризация понятия, а также общий обзор проведенных к тому времени исследований в этой области.
П. Сэловей, Дж. Майер, предложили структуру эмоционального интеллекта, состоящую из трех компонентов. В дальнейшем она была доработана и в настоящее время включает уже четыре компонента, которые в совокупности описывают четыре сферы эмоциональных умственных способностей,а именно способности:
— безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей;
— использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности;
— понимать значение эмоций;
— управлять эмоциями
Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.
В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспитания является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств. Недостаточное развитие этой сферы психики, как показывают исследования влечёт за собой возникновение многих внутриличностных и межличностных проблем и конфликтов расизм, дискриминация, непринятие себя, непринятие других, неспособность управлять своими эмоциями, трудности и дефекты отношения, неумение работать в команде и другие. В основе развития личности дошкольника, на наш взгляд, лежит эмоциональный интеллект, который представляет собой готовность ребенка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.
Работа над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста очень важна, особенно в наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания. Но, как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».
В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между детьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом.
Специфика психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта ребенка в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для его благоприятного развития, а также просвещает и привлекает к этому родителей воспитанников.
Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие.А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.
1. Андреева И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект»// Вопросы психологии. -2008.-№5.-С. 83
2. Вайсбах X., Дакс У. Эмоциональный интеллект. Душа и тело. Пер. с нем. – М. :Лик Пресс, 1998. – 160с.
3. Загвоздкин В. Готовность к школе и эмоциональный интеллект//М. : Чистые пруды, 2008. – 32с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 21).
4. Кравцов Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопр. психол. 1996. № 6. С. 53-64.
5. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. ,2004. С. 29—39.
6. Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопр. психол. 2006. № 4 С. 24-35
7. Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы// Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования/ Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. ,2004. С. 28
Картотека «Ролевые игры в дошкольном возрасте» Игра «Семья» Цели и задачи: Продолжать обогащать содержание игры «Семья», учить детей самостоятельно организовывать игры, распределять роли,.
Использование фольклора в младшем дошкольном возрасте Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно.
Использование игр-экспериментов для развития умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте Развитие умения составлять рассказы из опыта в старшем дошкольном возрасте необходимо для совершенствования речи и мышления, и облегчения.
Конспект НОД «Использование лепки из холодного фарфора для развития мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», художественная литература.
Конструирование в старшем дошкольном возрасте Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта,.
Опыт работы «Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте» Слайд № 1 Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется основное содержание выпускной квалификационной работы на тему: «Особенности.
Перспективный план развития творческой сюжетно-ролевой игры «Армия» в старшем дошкольном возрасте 1.1 Расширить, уточнить, конкретизировать знания детей об российской армии: -разнообразие войск (ВДВ, ВМФ, пограничные войска, строительные.
Проблема навязчивых действий в дошкольном возрасте «Почему медвежонку можно сосать свою лапку, а мне нельзя?» (Карина К., 4 года) Да, страхи — это ступеньки детства. А вредные патологические.
Словесные игры в дошкольном возрасте Ценность словесных игр заключается в том, что они помогают детям освоить наиболее сложный программный материал, закрепить его на занятиях.
Консультация для воспитателей «Уровни развития игры в дошкольном возрасте» Развитие игры в дошкольном возрасте — это изменение ролевого поведения. Центральным в игре является взятие на себя роли ребенком — это.
Источник