Эмоциональный интеллект спортсмена это

Содержание
  1. 4.4.2. Эмоциональный интеллект как фактор успешности подростка в спортивной деятельности
  2. Читайте также
  3. ГЛАВА 5 Интеллектуальная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
  4. Глава 1. Развитие интеллектуальных способностей подростка в системе образовательных учреждений спортивной направленности
  5. Глава 3. Возрастные и психолого-педагогические особенности подростка-спортсмена в условиях образовательной деятельности
  6. 3.2. Психолого-педагогическая характеристика активности подростка-спортсмена в учебной деятельности
  7. Глава 4. Соотношение видов интеллекта в структуре спортивной деятельности подростка
  8. 4.1. Структурные компоненты проявления интеллектуальных способностей подростка к спортивной деятельности
  9. 4.3. Процесс развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена: взаимообусловленность актуальной модели интеллекта и модели деятельности
  10. Глава 5. Интеллектуальные способности подростка к эффективной спортивной деятельности, специфика их проявления
  11. 5.2. Интеллектуальные способности к спортивной деятельности: сущность и содержание
  12. 6.1. Соподчиненность и взаимодействие компонентов интеллектуальной готовности подростка к спортивной деятельности
  13. 6.8. Смысловой компонент интеллектуальной готовности подростка к спортивной деятельности
  14. 7.1. Научно-методологические подходы к отбору критериев оценки интеллектуальной готовности подростка к осуществлению спортивной деятельности
  15. Эмоциональный интеллект спортсмена это

4.4.2. Эмоциональный интеллект как фактор успешности подростка в спортивной деятельности

4.4.2. Эмоциональный интеллект как фактор успешности подростка в спортивной деятельности

Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к защитным.

Многие современные исследователи (Е. И. Пащенко, 2003; А. И. Савенков, 2006; Л. В. Малышева, 2006; и другие), обосновывая значимость изучения проблемы эмоционального интеллекта, предлагают обсуждать эту проблематику в более широком контексте. Речь идет о рассмотрении эмоционального интеллекта как части социального интеллекта через призму общих социальных способностей, раскрывающих предметную среду социальных взаимодействий. Позже А. И. Савенков (2011) обращает внимание на недостаточную разработанность адекватного психометрического обеспечения исследования социального и эмоционального интеллекта.

Очевидно, что определенные эмоции способствуют увеличению продуктивности когнитивных процессов в решении интеллектуальных задач различной направленности. Способность адекватно выражать эмоции, по мнению А. И. Савенкова (2006), является залогом успешности в межличностном общении и любой совместной деятельности. А эффективное регулирование собственных эмоций соотносится с такими важными для межличностного взаимодействия способностями, как сопереживание и откровенность.

По мнению Д. Гоулмана, уровень эмоционального развития определяет жизненную и профессиональную успешность людей, а именно: самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться. А. И. Савенков подтверждает, что около 80 % жизненного успеха человеку обеспечивают некогнитивные факторы, в число которых входит эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект исследовался многими авторами, среди них: Дж. Мэйер, Д. Карусо, П. Сэловей, Р. Бар-Он, Х. Вайсбах, У. Дакс и другие.

Эмоциональный интеллект Райвен Бар-Он предложил определять как комплекс некогнитивных способностей, знания и компетентность, дающие субъекту деятельности возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.

К компонентам эмоционального интеллекта Райвен Бар-Он и в последующем другие исследователи отнесли:

1) внутриличностный, реализуемый через познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самооценка, самоуважение, самоконтроль, самореализация, независимость, способность понимать и выражать эмоции; ответственность, терпимость, активность, гибкость, заинтересованность, открытость новому опыту, мотивация достижения, оптимизм);

2) межличностный, через навыки:

межличностного общения (такие, как способность осознавать, понимать и принимать чувства других, проявляющиеся в эмпатии, социальной ответственности, открытости в межличностных взаимоотношениях, сопереживании, коммуникабельности, способности учитывать и развивать интересы другого человека, уважении к людям, способности адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения, умении работать в команде;

адаптируемости – способности оценивать реальность, приспосабливать чувства, мысли и поведение к изменяющимся условиям и ситуациям, решать проблемы, а также управлять этими изменениями;

регуляции стресса (устойчивости к стрессу, импульсивности, контроля);

преобладающего настроения (счастье, оптимизм) [256, с. 88].

В структуру модели эмоционального интеллекта Д. В. Люсин включил три элемента, среди них: когнитивные (в противовес позициям Райвена Бар-Она и А. И. Савенкова) способности, отражающие скорость и точность переработки эмоциональной информации; представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т. п.); особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т. п.) [162].

Читайте также:  Дай свои руки дай эти чувства

В процессе проявления эмоционального интеллекта юный спортсмен учится осознавать, принимать и регулировать эмоциональные состояния и чувства других людей и себя самого. При этом проявляются: эмпатия, терпимость (толерантность), ассертивность (способность к открытому поведению, отстаивающему свои права и не причиняющему вреда другим людям), способность к самооценке личности. Все же уровень развития эмоционального интеллекта опосредует продуктивность спортивной деятельности.

Эмоциональный интеллект представляет собой комбинацию четырех способностей:

1. Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций (способность определить эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям; определить эмоции других людей через движения, речь, звуки, внешний вид и поведение, точно выражать эмоции и потребности, связанные с данными чувствами; дифференцировать истинные и ложные выражения чувств).

2. Фасилитация мышления – способность вызывать определенную эмоцию и потом контролировать ее. Эмоции направляют внимание на важную информацию, помогают в рассуждениях и в памяти на чувства. Эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем, в спортивной практике это чрезвычайно важно. Способность входить в определенное психологическое состояние позволяет юному спортсмену успешно приспосабливаться к соревновательной деятельности.

3. Понимание эмоций – способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы с одной стадии на другую, анализ эмоций, использование эмоциональных знаний. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значение эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой.

4. Управление своими эмоциями и чувствами других людей. Проявляется в рефлексивной регуляции эмоций, необходимой для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам. У подростка формируется способность вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы. Спортсмен осваивает умения управлять своими и чужими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и повышения положительных без искажения содержащейся в них информации.

Эмоционально интеллектуальный спортсмен более эффективно справляется с состоянием эмоциональной нестабильности. Управление эмоциями подразумевает понимание развития отношений с другими людьми, что требует учета различных вариантов развития эмоций и их выбора. Регулирование эмоций должно быть пластичным, соответствовать конкретной социальной ситуации, целям спортивной деятельности, возможностям субъекта (субъектов) спортивной и других видов деятельности.

Исследования Е. В. Ерохиной (2011) позволяют выделить 6 профилей проявления ЭИ:

профиль I: развитые способности эмоциональной осведомленности и умения распознавать эмоции других людей сочетаются со средне-низкой выраженностью остальных компонентов ЭИ;

профиль II: развитые способности и умения управлять собственными эмоциями и произвольно самоактуализировать эмоциональные состояния сочетаются с преимущественно средним уровнем развития остальных способностей и умений, составляющих ЭИ;

профиль III: акцентированные способности эмпатии и умения распознавать эмоции других людей сочетаются с преимущественно средним уровнем развития остальных способностей и умений, составляющих ЭИ;

профиль IV: высокие показатели парциальных составляющих и высокий уровень интегративного ЭИ;

профиль V: слабо развитые эмоциональные способности и умения, сниженный интегративный ЭИ;

профиль VI: средний уровень развития всех компонентов ЭИ в целом.

Эмоциональный интеллект юного спортсмена выступает как механизм приспособления к деятельности и взаимодействию с людьми, опосредованный нахождением равновесия между эмоциональными затратами и выбором индивидуально оптимального образа эмоционального поведения.

Эмоциональный интеллект юного спортсмена рассматривается нами как способность рационально управлять собственными эмоциями, воспринимать эмоциональные поведенческие проявления окружающих людей адекватно их индивидуальным способностям и уровню культурного развития личности, организовывать эффективное взаимодействие с субъектами деятельности, создавая благоприятную психоэмоциональную обстановку.

Эмоциональный интеллект способствует решению проблем, связанных с эмоциональными переживаниями, формированием Я-концепции и определением Я-позиции, обусловлен особенностями восприятия себя относительно степени: успешности деятельности, характера самореализации личностных планов, эмоционального взаимопонимания между субъектами общения.

По мнению В. В. Кузнецова (2004), «имеются достоверные отличия в типах эмоциональных реакций на поражение в спортивной борьбе – для спортсменов-атлетов типичны деструктивные переживания, для представителей боевых единоборств – позитивно-философские и продуктивно-результативные переживания». Таким образом, чрезмерное доминирование мотивации достижения результата влечет за собой эмоциональные переживания и внутренние конфликты. Возникает необходимость сформировать «продуктивный характер структуры самоотношения спортсменов», который «свидетельствует о высоком уровне согласованности разнообразных аспектов их внутренней и внешней жизни» [136, с. 21].

Читайте также:  Чувство собственничества у девушки

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ГЛАВА 5 Интеллектуальная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

ГЛАВА 5 Интеллектуальная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности 5.1. Роль интеллекта и мышления в спортивной деятельностиВ ходе тренировочной и соревновательной деятельности спортсмену приходится постоянно решать задачи различной сложности,

Глава 1. Развитие интеллектуальных способностей подростка в системе образовательных учреждений спортивной направленности

Глава 1. Развитие интеллектуальных способностей подростка в системе образовательных учреждений спортивной направленности 1.1. Развитие интеллектуальных способностей подростка-спортсмена в контексте научных подходов и задач современного образования.1.2. Ведущие

Глава 3. Возрастные и психолого-педагогические особенности подростка-спортсмена в условиях образовательной деятельности

Глава 3. Возрастные и психолого-педагогические особенности подростка-спортсмена в условиях образовательной деятельности 3.1. Особенности возрастного морфофункционального и психологического развития подростков 11–15 лет3.2. Психолого-педагогическая характеристика

3.2. Психолого-педагогическая характеристика активности подростка-спортсмена в учебной деятельности

3.2. Психолого-педагогическая характеристика активности подростка-спортсмена в учебной деятельности Единственно верный путь – это путь к сердцу, а искать его надо в своем сердце. Р. Загайнов Рассматривая особенности поведения подростка, специфику организации и

Глава 4. Соотношение видов интеллекта в структуре спортивной деятельности подростка

Глава 4. Соотношение видов интеллекта в структуре спортивной деятельности подростка 4.1. Структурные компоненты проявления интеллектуальных способностей подростка к спортивной деятельности4.2. Общее представление об интеллекте, соотношение видов интеллекта4.3. Процесс

4.1. Структурные компоненты проявления интеллектуальных способностей подростка к спортивной деятельности

4.1. Структурные компоненты проявления интеллектуальных способностей подростка к спортивной деятельности Начало большого озера – незначительный источник. Конфуций Процесс осуществления спортивной деятельности подростком актуализирует те или иные виды интеллекта,

4.3. Процесс развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена: взаимообусловленность актуальной модели интеллекта и модели деятельности

4.3. Процесс развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена: взаимообусловленность актуальной модели интеллекта и модели деятельности Разум есть тот сознаваемый человеком закон, по которому должна совершаться его жизнь. Л. Н. Толстой Процесс развития

Глава 5. Интеллектуальные способности подростка к эффективной спортивной деятельности, специфика их проявления

Глава 5. Интеллектуальные способности подростка к эффективной спортивной деятельности, специфика их проявления 5.1. Место интеллектуальных способностей в структуре и содержании способностей ребенка к эффективной двигательной деятельности5.2. Интеллектуальные

5.2. Интеллектуальные способности к спортивной деятельности: сущность и содержание

5.2. Интеллектуальные способности к спортивной деятельности: сущность и содержание Интеллектуалы делятся на две категории: одни поклоняются интеллекту, другие им пользуются. Гилберт Честертон Любая деятельность, выполняемая человеком, имеет стремление к совершенству.

6.1. Соподчиненность и взаимодействие компонентов интеллектуальной готовности подростка к спортивной деятельности

6.1. Соподчиненность и взаимодействие компонентов интеллектуальной готовности подростка к спортивной деятельности В благоприятную погоду готовьтесь к отвратительной. Т. Фуллер Интеллектуальная готовность подростка к успешному осуществлению спортивной деятельности

6.8. Смысловой компонент интеллектуальной готовности подростка к спортивной деятельности

6.8. Смысловой компонент интеллектуальной готовности подростка к спортивной деятельности Должно быть лучеиспускание… К. Станиславский Психологическая готовность подростка-спортсмена к деятельности обеспечивается наличием в ее структуре личностно значимых смыслов,

7.1. Научно-методологические подходы к отбору критериев оценки интеллектуальной готовности подростка к осуществлению спортивной деятельности

7.1. Научно-методологические подходы к отбору критериев оценки интеллектуальной готовности подростка к осуществлению спортивной деятельности Выбирать можно только между лишними вещами. Сенека Выбор критериев является важнейшим этапом формирования системы подготовки

Источник

Эмоциональный интеллект спортсмена это

Проблема изучения эмоционального интеллекта остается пока мало разработанным направлением. Это связано с тем, что первые исследования по данной теме были сделаны только в 1998 году. Ученый Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) выступил с инициативой изучения данной проблемы. Согласно точке зрения Р. Бар-Ону эмоциональный интеллект состоит из 5 видов способностей [11].

В контексте современной теории – эмоциональный интеллект рассматривается как совокупность эмоционально-когнитивных способностей, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию личности [4, 5].

Исследование эмоционального интеллекта в спорте тесно связано со спецификой спорта, насыщенного стресс-соревновательным ситуациями, которые с одной стороны предполагают развитие высокого уровня самоконтроля эмоций у спортсменов, а с другой – наличие способности к управлению эмоциональными состояниями спортсменов со стороны тренера [17, 20].

Читайте также:  Подоплека мажорного настроения 7 букв

В настоящее время интерес к изучению эмоционального интеллекта и его влиянию на эффективность профессиональной деятельности значительно возрастает [1,6,7,10]. Важность в понимании и управлении собственными эмоциями, а также в понимании эмоций других людей особенно актуально для спортсменов, так как спортсмен постоянно находится в стрессовых условиях, связанных с соревновательной деятельностью, в связи с чем, способность контролировать собственные эмоции является одним из важных залогов успешности соревновательной деятельности [2, 3, 9].

Анализ результатов исследований как отечественных, так и зарубежных исследователей по изучению эмоционального интеллекта спортсменов выявил, что данная проблема находится на стадии начальных разработок.

Так, в работе М.К. Гасанпур выявлено, что уровень эмоционального интеллекта выше у спортсменов по сравнению с людьми, не вовлеченными в спортивную деятельность [3]. В исследовании Илясова Н.В., Агавелян Р.О. выявлены особенности развития эмоционального интеллекта у спортсменов индивидуальных и командных видов спорта.

В то же время в исследованиях ряда авторов получены противоречивые сведения относительно влияния занятий спортом на развитие эмоционального интеллекта спортсменов. По данным одних авторов спорт оказывает положительное влияние на развитие эмоционального интеллекта спортсменов [10], а по данным других авторов выявлено, что у большого количества спортсменов уровень эмоционального интеллекта находится на среднем и низком уровнях [2,6].

Анализ литературы позволяет говорить о том, что в центре внимания зарубежных исследователей оказались, прежде всего, такие вопросы как взаимосвязь мотивации и эмоционального интеллекта, особенности уровня развития эмоционального интеллекта в индивидуальных и командных видах спорта [13, 14, 15].

В то время как в отечественных исследованиях предпочтение отдается изучению взаимосвязи эмоционального интеллекта с копинг-стратегиями и психической надежностью. В ряде работ выявлено влияние эмоционального интеллекта на стратегии поведения в стресс-соревновательных ситуациях и уровень психологической надежности спортсменов [2, 3,12].

Различие подходов к изучению эмоционального интеллекта и недостаточная разработанность данной проблемы в спорте определило выбор цели нашего исследования.

Цель исследования: изучить влияние занятий спортом на развитие эмоционального интеллекта (ЭИ) студентов-спортсменов.

Экспериментальная база исследования студенты спортсмены 18–25 лет, обучающиеся на направлении Физическая культура Уральского федерального университета, всего в исследовании 22 студента-спортсмена.

Для изучения уровня ЭИ у студентов-спортсменов нами был использован опросник «ЭмИн» (Д.В. Люсин). Автор дает определение эмоционального интеллекта, как:

• умение распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;

• умение идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;

• умение понимать причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт

• способность контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;

• способность контролировать внешнее выражение эмоций;

• способность при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию [6].

В ходе исследования выявлено, что 23 % студентов-спортсменов имеют очень высокий уровень развития эмоционального интеллекта, 18 % – высокий, 45 % – средний, 5 % – низкий, 9 % очень низкий.

Таким образом, наше исследование доказывает, что развитие эмоционального интеллекта прямо не связано со спортивной деятельностью, поэтому занятия спортом еще не являются залогом у них формирования эмоционального интеллекта.

Данные по изучению межличностный эмоционального интеллекта, который включает в себя понимание чужих эмоций, а так же управление чужими эмоциями показало, что очень высокий и высокий уровни имеют 9 и 27 % студентов соответственно, эти студенты способны предугадать действия собеседников, распознать их потребности, что дает им возможность организовать наиболее эффективную деятельность; в то время как 41 % имеют средний уровень, низкий и очень низкий уровень имеют 14 и 9 % студентов.

Следовательно, межличностный эмоциональный интеллект развивается не только в ходе включения в спортивную деятельность.

Полученные данные на наш взгляд дают основание для проведения дальнейших исследований влияния спорта на развитие эмоционального интеллекта студентов-спортсменов. Это важно в двух аспектах, как с позиции выявления роли эмоционального интеллекта на успешность спортивной деятельности, так и в связи с профессиональной подготовкой специалистов в сфере физической культуры, поскольку их будущая профессиональная деятельность связана с работой в сфере «человек-человек».

Источник

Оцените статью