Эмоциональный интеллект: понятие, компоненты и пути развития
Вклад отечественных ученых
Выготский Л.С. открыл существование динамической смысловой системы, представляющей единство аффективных и интеллектуальных процессов.
Данную идею Выготского Л.С. развивали Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н. Леонтьев А.Н. показал, что мышление имеет эмоциональную регуляцию.
По Рубинштейну С.Л., мышление само по себе является единством эмоционального и рационального, а эмоция — единство эмоционального и интеллектуального.
В дальнейшем исследования российских учёных конкретизировали это направление (Люсин Д.В., Андреева И.Н., Мещерякова И.Н., Ушаков Д.В., Манойлова М.А.)
Понятие эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект – способность распознавать, понимать собственные и чужие эмоции и умение управлять ими.
Понятие эмоционального интеллекта
При определении понятия эмоционального интеллекта рассматривают три модели:
модель способностей, модель эмоционально-социального
интеллекта и
модель эмоциональных компетенций.
Эмоциональный интеллект — по определению Майера и Салоувея (1996 год)— группа ментальных способностей, которые стимулируют осознание и понимание собственных эмоций и эмоций окружающих.
4 составляющие эмоционального интеллекта:
Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.
Вывод: теория развития эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребенком пути от понимания эмоций к управлению ими.
Модель эмоционально-социального интеллекта
Широкую трактовку понятия эмоционального интеллекта даёт Р. Бар-Он, включая все способности, кроме когнитивных, знания и компетентность, которые помогают решить жизненные ситуации. Рассматривая эмоциональный интеллект как часть социального, впервые ввел термин «EQ» (коэффициент эмоционального интеллекта) в рамках своих исследований. Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами ЭИ; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов:
1. Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость.
2. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность.
3. Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость.
4. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль над импульсивностью.
5. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.
Модель эмоциональных компетенций
Американский психолог Д. Гоулмана считает, что
эмоциональный интеллект — это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих, с тем чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей.
Выделяются четыре главных составляющих эмоционального интеллекта (EQ):
самосознание;
самоконтроль;
эмпатия;
навыки отношений.
Предпосылки для развития эмоционального интеллекта
Биологические предпосылки развития эмоционального интеллекта:
уровень EQ родителей;
правополушарный тип мышления:
свойства темперамента.
Социальные предпосылки развития:
синтония (эмоциональная реакция окружения на действия ребенка);
степень развития самосознания;
уверенность в эмоциональной компетентности;
уровень образования родителей и семейный доход;
эмоционально благополучные отношения между родителями;
андрогинность (самоконтроль и выдержка у девочек, эмпатия и нежные чувства у мальчиков);
внешний локус контроля;
религиозность.
Пути развития эмоционального интеллекта
Важно понимать, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция, испытываемая ребенком, важна и нужна для полноценного и гармоничного его взаимодействия с окружающим миром. Через понимание и «проживание» своего и чужого эмоционального состояния ребёнок должен прийти к управлению, созиданию и изменению мира вокруг себя в лучшую для него сторону. Именно это и станет залогом его счастливого будущего.
Пути развития эмоционального интеллекта
• Игры, упражнения и техники для развития эмоционального интеллекта ребёнка
• Психологические программы и курсы
• Трехшаговый метод развития эмоционального интеллекта:
записывание эмоции, поиск источника эмоции, управление эмоцией.
Упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей
«Копилка добрых дел»
«Выбрасываем злость»
«Ласковые имена»
«Комплименты»
«Пирамида любви»
«Кубик эмоций»
Спасибо за внимание
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Источник
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемclubkochubey.ru
1 Ирина Новикова, директор по персоналу ЗАО « НПО « Знамя труда им. И. И. Лепсе » Эмоциональный интеллект. Практика использования в управлении персоналом.
2 Несколько слов о заводе ЗАО «НПО «Знамя труда им. И.И. Лепсе» — первый в России арматурный завод, основан в 1878 году Диапазон выпускаемой продукции – от арматуры специального назначения, поставляемой для АЭС и подводных лодок, до изделий, комплектующих автоматизированные магистральные трубопроводы нефти и газа В советское время – промышленный гигант, с численностью персонала более человек. В настоящее время численность персонала 450 человек, производство сконцентрировано на одной промышленной площадке Кроме производственных мощностей и технологической службы, завод располагает большой испытательной базой, собственной аккредитованной лабораторией.
3 Загадка завода Больше половины работников завода – его ветераны (проработали больше 20 лет) и заслуженные ветераны (больше 30 лет) Очень много династий Очень часто сотрудники возвращаются на завод после увольнения Очень низкая текучесть (за исключением недавно принятых на работу) В истории предприятия были задержки зарплаты на 6-9 месяцев. В течение длительного периода задержка на 1 месяц была нормой. В течение долгого времени зарплаты были существенно ниже среднерыночных Температура в офисных помещениях зимой бывала ниже 0, трубы цветы замерзали и погибали НО: ПЕРСОНАЛ РАБОТАЛ.
4 Почему они до сих пор работают у нас. Вероятно, мы даем сотрудникам нечто большее, чем деньги… Поиски отгадки
5 Концепция К.Харского По Харскому компания для сотрудника – это источник энергии. 1-ый уровень: вид энергии – еда Для компаний, использующих только материальные способы мотивации, Харский использует метафору «цирк»: насколько маленьким должен быть кусочек мяса, который даешь тигру, за то, что он перепрыгивает с тумбы на тумбу. Он не должен быть большим, т.к. тигр растолстеет, и не сможет прыгать. Мяса при этом мало. Нужны еще решетки, клетки и т.д.. – это программы удержания персонала.
6 Концепция К.Харского и EQ По Харскому компания для сотрудника – это источник энергии. 2-ой уровень: вид энергии – эмоции. Метафора – театр. Актеры верят своему режиссеру, верят в репертуар, и каждый знает, что рано или поздно он сыграет своего Гамлета. Работа в компании дает возможность испытывать гордость, ощущать себя комфортно, видеть в будущем.
7 По Харскому компания для сотрудника – это источник энергии. 3-ий уровень: вид энергии – идея Эти компании он сравнивает с церковью. Главное для сотрудников – разделение идеи и бескомпромиссное служение ей. Компания дает им смысл жизни, поэтому они готовы работать в ней за очень небольшие деньги. Пример такой культовой компании – Apple, которые бескомпромиссно служат идее удобства использования, при этом жертвуя сроками, деньгами и т.д. (или Harley Davidson – свободе)
8 Осознанность на смену интуиции Радость Гордость Уверенность Вовлеченность Забота
9 Эмоциональная составляющая стандартных HR мероприятий Поздравить с праздником так, чтобы сотрудникам об этом хотелось рассказывать друзьям, чтобы при этом они испытывали гордость за предприятие.
16 Эмоциональная составляющая стандартных HR мероприятий Не просто задействовать в подготовке праздника и показать на экране как можно больше людей, а включить сильные эмоции! Соглашение о неразглашении Исполнение гимна завода хором сотрудников
17 Эмоциональная составляющая стандартных HR мероприятий Проведение непопулярных мероприятий, принятие локальных нормативных актов, обсуждение экономической ситуации Знания в теории Навыки на практике Разница между «Да, я вас понимаю» и «Да, вам страшно за себя и близких….»
18 Целеполагание и эмоции Хорошо поставленную цель хочется достигать! Результат достижения цели принесет РАДОСТЬ.
19 EQ в рекрутменте Очевидное: эмоциональное состояние соискателя Менее очевидное: эмоциональное состояние интервьюера Примеры из практики
20 EQ в оценке Очевидное: дать оценку так, чтобы оцениваемому захотелось работать лучше Менее очевидное: страх есть не только у того, кого оценивают, но и у того, кто оценивает Примеры из практики
21 EQ в развитии персонала Эмоциональную компетентность имеет смысл развивать в первую очередь Пример из практики
22 EQ и сокращения В первую очередь это забота о себе как об инструменте высвобождения Во вторую очередь это забота о себе как об инструменте высвобождения В третью очередь это забота о себе и своем психологическом состоянии Моя эмоциональная компетентность не может помочь работнику, потерявшему работу.
23 Четыре аспекта EQ Осознание своих эмоций Пример: реорганизация, решение о выводе одного структурного подразделения, мой страх и моя злость по поводу снижение собственной значимости Осознание эмоций собеседника Пример: подготовка реорганизации и страх одного из руководителей, тормозивший процесс Управление своими эмоциями Пример: осознав свой гнев я перевела его сначала в печаль, а затем в спокойствие. Управление эмоциями собеседника Пример: осознали и проговорили страх, задали открытые вопросы, и страх сменился радостью и энтузиазмом
24 Наши самые трудные «клиенты» Руководители/ подчиненные Руководители/ равные по рангу руководители Руководители /вышестоящие руководители Руководители /HR
25 Эмоциональная компетентность завода Знамя труда Тренинг «Повышение эффективности деятельности руководителей» для членов совета директоров Тренинг «Коммуникативная компетентность» для менеджмента завода Подготовка внутренних тренеров Цикл тренингов для менеджмента завода Индивидуальный коучинг для топ- менеджемента Каскадирование тренингов силами внутренних тренеров
26 Мечта работодателя 1 Непрерывное самосовершенствование: поиск способов улучшения качества своей работы, забота о совершенствовании своих компетенций, предложение новых решений и т.д., отражающиеся на качестве работы и предлагаемых услуг
27 Мечта работодателя 2 Согласование своих действий с организационными приоритетами: работники концентрируют свою энергию на стратегических задачах и корректируют свои действия с ними, способствуют успеху организации, озабочены ее результатами, что обеспечивает значимый вкладе в успех компании
28 Мечта работодателя 3 Добровольная координация своих действий с действиями коллег, что выражается в командном духе и кооперации, готовности помочь сотоварищам в любую минуту по любым вопросам и стремлении улучшить эффективность команды
29 Мобилизационная теория (Т.Карапетян) Такие позитивные действия сотрудников, выходящие за рамки их трудового контракта, и, следовательно, не вознаграждаемые материально, описываются как мобилизационное поведение
30 Что создает мобилизацию? Именно эмоциональная вовлеченность предрасполагает работника к расширению границ трудового контракта и мобилизации вокруг цели. Выделяют эмоциональную, нормативную и экономическую вовлеченности, и, как показали исследования, именно эмоциональная вовлеченность играет решающую роль в проявлении произвольного мобилизационного поведения. Напротив, сильная экономическая вовлеченность тормозит мобилизацию.
31 Эмоциональная вовлеченность Эмоциональная вовлеченность – это установка, которая генерирует позитивные силы, направляет деятельность работника и делает его усердным и настойчивым при реализации целей даже при отсутствии внешней мотивации или в случае мотивационного конфликта. Например, несмотря на неудовлетворенность условиями труда, критическая масса вовлеченных работников может демонстрировать мобилизационное поведение. …
32 Художественная литература по теме Издательство: Институт комплексных стратегических исследований, 2007 г.
Источник