Эмоциональный интеллект сказки для детей

Сказки, которые учат понимать эмоции

Для дошкольника научиться распознавать и проявлять свои чувства — ничуть не менее важный навык, чем, например, освоить чтение. И даётся это умение иногда намного сложнее. Например, некоторые эмоции дети относят к разряду «плохих» и делают вид, что их нет: прячут страхи, обиды, злость… Психологи Ольга и Олег Хухлаевы предлагают сделать мир эмоций ближе и понятнее с помощью сказок. Публикуем отрывок из их книги «Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей». Эти сказки вы можете почитать вместе и обсудить.

«Замороженная страна»

Сказка помогает детям понять значимость эмоциональной жизни для человека.
Она особенно нужна тем, кто не привык обращать внимание на свои эмоции.

Нина и Коля очень любили мороженое. Они могли есть пломбир, и рожки, и всякие другие сорта, главное, чтобы мороженого было побольше.
Мама понимала, что мороженое иногда идет у них вместо супа или второго, поэтому иногда пугала их:
— Вот попадете в замороженную страну.
— Нет такой страны, — отвечали ребята. — Англия есть, Франция есть. А замороженной — нету. Мы в волшебство и сказки не верим.
Услышала эти слова злая волшебница:
— Как же это в меня не верят? Надо их наказать.
Заколдовала она пломбир в стаканчике, который дети только что в магазине купили, откусили они по кусочку и попали в замороженную страну.
Нет, не из мороженого там жили люди и не из снега. Просто чувства их были заморожены. Они никогда не радовались, не злились, не грустили и не обижались.
Нина с Колей сначала этого не поняли. Подошли они к детской площадке, а там никто не играет. Пустая она. Зачем играть, если это радости не приносит?
А рядом с площадкой мальчик в кепке кошку мучает. К хвосту консервную банку привязывает. Кошка визжит. Но никто к ней на помощь не приходит. Никто не пожалеет. Ведь никто жалости не чувствует.
Идут дальше дети. Видят, девочка сидит на лавочке. Листы из книжки вырывает, на землю бросает.
— Зачем ты это делаешь? — спросил Коля.
— А мне книги читать не интересно, — ответила она. — Мне ничего не интересно.
Испугались Нина и Коля, что навсегда в этой стране останутся. Обрадовались, что их собственные чувства замёрзнуть не успели. Взялись за руки и выпрыгнули из этой страны прямо к своему дому. Как у них это получилось? Не знаю. Но точно уверена, что если очень сильно постараешься, то всё получится. А вы, ребята, хотите в замороженную страну?

Вопросы для обсуждения:
1. Пугала ли мама Нину и Колю замороженной страной, или она знала, что эта страна существует?
2. Могли бы Нина и Коля остановить мальчика, который мучил кошку? Как?
3. Как незамороженные чувства Нины и Коли помогли им вернуться домой?
4. А ты умеешь прислушиваться к своим чувствам?

«Маша и медведь»

Сказка помогает детям понять, что необходимо проявлять свои чувства, а не скрывать их от окружающих.
Особенно нужна детям, которые стараются не показывать окружающим трудные чувства (страх, злость, обиды), поскольку стремятся быть хорошим и никого не огорчать.

Маша была очень хорошей девочкой, умной и воспитанной, послушной и прилежной. Занималась музыкой и танцами, любила вышивать.
Одна беда была у Маши. Когда её ругали, она из девочки превращалась в палочку. Всё тело будто деревянным становилось, рот не открывался, голова не думала.
А самое скверное — для Маши было неважно. Кто её ругал и за что. Девочка всё равно деревенела. А поскольку она — палочка — не помнила, за что её ругали, то избежать в будущем этих ситуаций ей не удавалось.
Маша всегда старалась поступать правильно. Но всякое случается. Ошибку допустит, её поругают, она тут же в палочку превратится.
Шёл как-то мимо школы медведь. Решил он себе хворосту для печки собрать и обед приготовить. Смотрит — такая палочка красивая стоит. Запихнул он Машу вместе с другими палочками за спину и понёс домой.
А Маша молчит. Она ведь палочка и говорить не умеет.
Стал Миша дома палки перед печкой раскладывать и удивился. Одна из палочек оказалась девочкой.
— Ты кто? — спросил медведь ласково.
— Я— Маша, — ответила девочка. Медведь не ругал её, поэтому она тут же разговаривать научилась.
— Вот чудно, — сказал медведь. — Ты из мультика?
— Нет, я из школы, — ответила Маша. И рассказала о своей беде, как она в палочку превращается.
— Нет, Это не дело, — ответил медведь.— я тебе дам свой ноготь. Повесь его на шею. И когда кто-то ругать тебя начнёт, превращайся в медведь. Ррр… — вот так будешь делать.
Поблагодарила Маша медведя, спела ему песню. И отвёл он её обратно к школе.
А там уже её учителя и воспитатели ждут.
— Куда ты подевалась? — стали кричать они на неё.
Маша ноготь медведя потрогала и зарычала сначала несмело, а потом громко:
— Ррр…
Отошли от неё учителя и воспитатели Не понравилось им, что на них рычат, а не мочла слушаются.
А вот Маше рычать понравилось. Она даже на маму тихонько рыкнула, когда та её за беспорядок в шкафу ругать стала.
Рыкнула и испугалась. Что теперь будет?
Но мама только улыбнулась:
— Маш, ну ты же не медведь. Чего рычишь? Есть же человеческие слова — «я с тобой не согласна», «думаю, что я права», «мне неприятно это слушать».
— Здорово, — сказала Маша. — Так ещё лучше. Когда меня начнут ругать, я буду становиться медведем, который умеет разговаривать.
— Главное, не забывай становиться медведем, — добавила мама. — Если забыла слова, можешь и порычать. Всё лучше, чем становиться палочкой.

Вопросы для обсуждения:
1. Всегда ли справедливо взрослые ругали Машу?
2. Почему она не могла им ответить?
3. Почему мама разрешила Маше иногда порычать?
4. У тебя есть знакомые, которые очень пугаются, когда их ругаются?

Интересно почитать. , : «Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей»

Родители ждут от детей успехов — в творчестве, учёбе, спорте. И прикладывают усилия, чтобы развивать интеллект, физические возможности. А вот внутренним переживаниям ребёнка уделяют куда меньше внимания. Но умение справляться с нахлынувшими чувствами, способность наладить отношения с другими людьми — это очень важные навыки: без них жить счастливо вряд ли получится. В необычной книжке три раздела… со сказками: короткие истории помогут научиться проявлять свои чувства, развить навыки общения, усвоить ценности, принятые в семье, — и всё это без назидательных разговоров и скучных «лекций» от мамы и папы.

Источник

Детские книги для развития эмоционального интеллекта

В доме бабушки Лейлы собрались девять животных с непростыми характерами: кто-то ленится, кто-то ревнует, кто-то стесняется. Кошка Мина раньше постоянно плакала: у нее всегда было плохое настроение. Но одно событие помогло ей понять: капризами ничего не добьешься, да и радоваться куда приятнее, чем грустить. Когда познакомитесь с Миной, не забудьте прочитать про упрямого ежика Колючку, ревнивую лягушку Кваку и сердитого паука Рыка — у них есть для вас парочка советов.

У Сони и Ника появились новые друзья — монсики. Это волшебные существа, которые рассказывают ребятам про то, что происходит у них внутри, когда они злятся, радуются или ревнуют. Оказывается, во всем виноваты эмоции, но, если с ними подружиться, можно научиться контролировать свою злость, побеждать страхи и быть аккуратным и внимательным.

Встречайте хамелеона Игната. Его цвет меняется в зависимости от настроения, но Игнат всегда знает, как справиться с самыми сложными эмоциями: гневом, страхом, стеснением. А еще он умеет превращать негативные эмоции в позитивные и, конечно, научит этому вашего малыша! В книге есть много поучительных историй и психологических игр, так что знакомство с эмоциями будет и приятным, и полезным.

Источник

Методическая разработка картотека литературных произведений с применением технологии развития эмоционального интеллекта

Елена Тихонова
Методическая разработка картотека литературных произведений с применением технологии развития эмоционального интеллекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №3 села Коноково муниципального образования

Методическая разработка

Картотека литературных произведений с

применением технологии развития эмоционального

интеллекта «Пятерка друзей»

Составитель воспитатель: Елена Георгиевна Тихонова.

В. Сухомлинский «А сердце тебе ничего не приказало?»

Вхождение в проблемную ситуацию:

-уважаете ли вы своих родных;

-как ласково называете маму? Папу?

-когда мама бывает грустной, что вы ей говорите?

-когда заболели ваши родные, вы волнуетесь за них?

Читайте также:  Бескорыстные чувства это как

Чтение и обсуждение рассказа:

Андрейка пришел из школы и увидел заплаканную маму. Он положил портфель и сел за стол. Ждет обеда.

-А папу отвезли в больницу,- сказала мама. -Заболел наш отец.

Она ждала, что сын встревожиться, заволнуется. Но сын оставался невозмутимым, спокойным. Мама с удивлением смотрела на Андрейку.

-А нам завтра в лес идти, — сказал Андрейка. — Завтра воскресенье…

Учительница приказала, чтобы все пришли в семь часов утра.

-Ну,и куда же ты пойдешь завтра? –в лес…Учительница ведь приказала.

-А сердце тебе ничего не приказало? –спросила мама и заплакала.

-Что произошло в семье?

-Как отреагировал сын?

-О чем мальчик думал все это время?

-Почему заплакала мама?

-Какие качества проявил мальчик по отношению к родным?

1 Два мальчика бегали за котом, ловили его за хвост. Мимо проходил мальчик, но он даже не обратил внимания.

Как бы ты поступил ты?

2 Девочка с мамой вышли на прогулку. Мама подошла к дедушке и стала ему помогать дойти до подъезда, а девочка подбежала к забавной собачке.

Почему девочка заметила только собачку?

Что бы вы сказали этой девочке?

Цель: развитие воображения,выразительности движения, эмоциональных состояний: радости, веселья, грусти.

По небу плыли облака, а я на них смотрел

И два похожих облака найти я захотел

Вот облачко веселое смеется надо мной

Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним мне весело с тобой

И долго-долго облачку махал я вслед рукой.

А вот другое облачко расстроилось всерьез

Его от мамы ветерок вдруг далеко унес

И каплями-дождинками расплакалось оно

И стало грустно-грустно так и вовсе не смешно

И вдруг по небу грозное страшилище летит

И кулаком громадным сердито мне грозит.

Ох, испугался я,друзья,но ветер мне помог

Так дунул, что страшилище пустилось наутек

А маленькое облачко над озером плывет

И удивленно облачко приоткрывает рот

-ой, кто там в глади озера пушистенький такой,

Такой мохнатый, маленький? Летим, летим со мной

Так очень долго я играл, но два похожих облачка

Не смог я отыскать.

-проявлять внимание, заботу сочуствие к своим родным

-уважать и любить близких

-просить прощения и прощать обиды.

А. Барто «Девочка-ревушка»

Вхождение в проблемную ситуацию:

-Как можно назвать человека, которому все не нравится?

-если вы чего то хотите, как вы поступаете (плачете, кричите или спокойно просите)

Чтение и обсуждение стихотворения:

Что за вой? Что за рёв?

Там не стадо ли коров?

Нет, там не коровушка –

Вышла рёва на крыльцо,

Рёва сморщила лицо:

– Никуда я не пойду!

Мне не нравится в саду.

Вот вернулась Ганя в дом,

Слёзы катятся ручьём:

– Ой, пойду обратно!

Дали Гане молока.

– Эта кружка велика!

В этой не могу я!

Дайте мне другую!

Дали рёвушке в другой,

Рёва топнула ногой:

– В этой не желаю!

Лучше дайте чаю!

Уложили Ганю спать,

Плачет рёвушка опять:

– Ой, не буду спать я!

Ой, наденьте платье!

Тут сбежался народ.

Чтоб узнать: кто ревёт?

Кто всё время плачет?

Что всё это значит?

Видят – девочка стоит,

Очень странная на вид:

Нос распух, что свёкла,

Платье всё промокло.

– Что ты плачешь, рёвушка,

На тебе от сырости

Плесень может вырасти.

-почему девочку называют ревушкой?

-Что не нравилось девочке?

-как выглядит капризуля (смешно)

-как бы вы развеселили девочку (спеть песенку, рассказать стихотворение, станцевать)

-у Наташи день рождения, именнинице подарили говорящую куклу, а другой девочке понравилась эта кукла, она расплакалась и начала требовать такую же куклу.

Как поступила бы ты, если бы тебе понравилась эта кукла?

-бабушка готовила внуку чай и вместо сахара насыпала в чашку соль. Нечаянно (ведь соль и сахар похожи, а бабушка плохо видит).Внук рассердился.

Как ты поступишь?

Психогимнастика «Обидели девочку»

Девочку обидели, ее пожалела подружка.

Как можно утешить девочку (дать игрушку, обнять, сказать ласковое слово)

Девочка демонстрирует эмоции (радости, равнодушия)

-вести себя спокойно

-не мешать окружающим, не кричать

-научиться разговаривать в приветливой форме

Е. Бехлерова «Капустный лист»

Вхождение в проблемную ситуацию:

— Всегда ли вы поступаете хорошо?

— А вы любите помогать друг другу?

— А ты готов прийти на помощь,тем кому нужна помощь?

Кто поступает хорошо, тот поступает мудро.

Нес зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый,и зайчик шел и радовался:

— Ну и позавтракаю же я на славу!

Вдруг он услышал жалобный писк.Это воробышек лежал под кустом: злой мальчишка подшиб его камнем.

— Пить, пить, — стал просить воробышек.

Зайчик недолго раздумывал. Он сразу побежал к реке, принес воды в капустном листе и напоил раненого воробья.

— Ну, а сейчас-то я наемся до отвала, до дому уже рукой подать, — подумал зайчик и пошел дальше.

А в это время хлынул дождь.

— Подумаешь, дождь! Не боюсь я тебя! — сказал зайчик и припустил со всех ног домой.

И снова его кто-то тихонько окликнул:

Это бабочка лежала в траве.

— Если дождь намочит крылья, я не смогу взлететь.

— Иди под зонтик! — сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.

Дождь прошел. Бабочка сказала «спасибо» и улетела. Подойдя к реке, зайчик увидел тонущую мышку. Он бросил ей лист. Мышка на нем добралась до берега, поблагодарила зайчика и убежала. А капустный лист подхватила волна и унесла.

— Эх, уплыл мой завтрак! — воскликнул зайчик. — Ну, ничего, зато.

И он побежал домой, а что он сказал, уже не было слышно.

— Кто нашел лист капусты? Какое у него было настроение?

-Какие поступки совершил зайчик, чтобы помочь животным?

-Как можно охарактеризовать зайчика? Какой он (добрый, отзывчивый) — А что случилось с воробышком? Как можно назвать человека,

который обижает животных? (Злой, недобрый, глупый.)

— Вежливо ли вели себя животные, которым помог зайчик?

— А вы тоже готовы прийти на помощь тем, кому нужна помощь?

— Вот это и называется взаимопомощь.

— Кому помог зайчик? Сегодня зайчик помог, мышке, а завтра и мышка поможет зайчику или бабочка, или воробышек, ведь помощь другим может приносить радость тем, кто ее оказывает, как наш зайчик.

-Заслуживает ли он благодарности?

-Какое на строение было у зайчика, который побежал домой без капустного листа?

-Собачка сидит на цепи, не может достать кость. Чтобы ты сделал (прошел мимо, помог собачке)

-Кошечка взобралась на дерево высоко, а сама спуститься не может-боится.

Что делать? Как помочь кошке? Как ее спасти?

Если вы услышите хороший поступок, то показываете солнышко оно- «смеется», если плохой тучку –она «плачет»

1. Я с ребятами дружу, раньше всех я прихожу

Садик я не пропускаю и режим не нарушаю.

2. Мы поссорились с подругой и уселись по углам.

3. Застилаю быстро, гладко в детском садике кроватку.

4. Ходит в садик замарашка не умыта, не причесана

Как попало платье брошено, руки мыла-не домыла

И отправилась за стол.

5. Аккуратно, быстро ем надо знать об этом всем.

Три полезных я. («Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»

-разговаривать друг с другом вежливо, благодарить;

В. Осеева «Сторож»

Вхождение в проблемную ситуацию:

-что значит быть добрым?

-кого называют жадным?

-у вас друзья добрые или жадные?

-с каким человеком интереснее играть?

Чтение и обсуждение рассказа:

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили – игрушек хватало на всех.

– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.

– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

-почему мальчик не играл с детьми?

-почему всем детяи было весело?

-почему мальчику было скучно?

-почему дети назвали его «сторожем»?

-как бы вы назвали мальчика?

-как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?

-что бы вы посоветовали этому мальчику?

-мальчик Сережа хотел посмотреть мультфильмы, а папа смотрел футбол. Сережа подошел к папе и сказал

«я хочу смотреть мультфильмы»

Как бы поступил ты (уступил папе или настоял бы смотреть мультфильмы)

-волшебная сковородка напекла много блинов.

Кого вы накормите в первую очередь (сами съедите или своих родных угостите)

Читайте также:  Для него характерно обострение чувства справедливости

Игра «Капризный ребенок»

Дети, стоящие в кругу, поочередно изображают капризного ребенка. Все помогают словами «сильнее, сильнее».Потом дети делятся на пары «родитель» «ребенок»: ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает.

-заботиться друг о друге

-играть в игры, которые интересны всем.

Г. Браиловской «Ушки-неслушки»

Вхождение в проблемную ситуацию:

-знаете ли вы своих родных (бабушек, дедушек, сестер,братьев?

-Как их зовут? Чем они занимаются?

-Какую семью можно назвать дружной?

Чтение и обсуждение рассказа:

Пришел папа с работы и просит дочку…

-дай мне пожалуйста Анюта, тапочки.

А я не слышу, у меня ушки-неслушки!-говорит Анюта.

Зовет из кухни мама:

-Анюта,отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!

А я не слышу, у меня ушки-неслушки!

Просит бабушка:-Куда это я свои очки дела?Не поищешь, Анюта?

А я не слышу, у меня ушки-неслушки!

Отложил дедушка газету, вздохнул.

Вот ведь досада! А я собирался спросить, что тебе на праздник подарить-большую куклу или заводную машинку? Или книжку?

-куклу,куклу! Ичтобы глаза открывались! И в самом нарядном платье!

Дедушка приставил к уху ладонь и говорит…

-что не слышу! Ничего не разберу. Что было силы закричала Анюта

Я говорю: «Куклу!» И чтобы глаза закрывались…

Но дедушка только руками развел. Не слышу, ничегошеньки не слышу! Уши словно ватой заложило. Должно быть на ветру продуло. Вот ведь беда какая! Вздохнул дедушка и снова начал читать газету. Так и осталась Анюта к празднику без куклы. А ушки теперь у нее послушки.

-Как вы думаете, почему попросил папа Анюту дать ему тапочки?

-Почему Анюта говорила, что у нее ушки-неслушки?

-Почему дедушка не купил внучке куклу?

-Почему у Анюты стали ушки-послушки?

-Что можно сказать про Анюту, какая она?

-Как вы думаете, исправилась ли девочка? Как об этом сказано в рассказе?

-А как вы откликаетесь на просьбы своих близких?

-Как вы понимаете, что значит быть добрым и заботливым?

-Как вы дома помогаете своим родным?

-папа принес конфеты. Как ты их поделишь между своими родными?

-бабушка несет тяжелую сумку, а ты идешь рядом.

Как ты поступишь?

Игра «Выбери девочку»

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.

Описание игры: дети выбирают из предложенных карточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее к подходящему к тексту из стих-я А. Барто

Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Какая девочка любит свою лошадку?

-проявлять чувство привязанности и любовь к близким

-оказывать посильную помощь

-помогать близким людям.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза,короткий хвост»

Вхождение в проблемную ситуацию:

-как называют человека, который никого не боится? (храбрый, смелый)

-а вы совершали смелые поступки?

Чтение и обсуждение сказки:

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

— Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

— И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

— Да что тут долго говорить! — кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. — Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем.

— Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый.

Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.

Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам,проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» — как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают.

Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Совсем близко подошёл волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше — хвастун Заяц — косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» — подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. осказках. ру — oskazkax.ru Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенёк,уселся на задние лапки и заговорил:

— Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я. я. я.

Тут язык у хвастуна точно примёрз.

Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный.

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку.

Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее.

— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми. Да где же он, наш бесстрашный Заяц?.

Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк?Наконец таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

— Молодец, косой! — закричали все зайцы в один голос. — Ай да косой. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся,прищурил глаза и проговорил:

— А вы бы как думали! Эх вы, трусы.

С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.

-кто главный герой?

-Чего боялся зайчик, пока он был маленький?

-когда он перестал бояться?

-как он об этом рассказал?

-кто собрался послушать,как заяц хвастается?

-почему всех зайцев насмешило его хвастовство?

-что сделал заяц, когда увидел волка?

-испугался ли он сам при этом?

-почему он все же убежал и спрятался?

-похвалили ли зайца за его смелость?

-поверил ли заяц, что он и правда никого не боится?

-стал ли он смелым?

-зайчик ушиб коленку и плачет, но мы можем ему помочь. Как ты проявишь свою заботу? (пожалеешь, заберешь домой)

-мальчики обидели девочку, она заплакала. Как ты заступишься за нее?

Психогимнастика «Спасение зайчика»

Зайка помог своему другу убежать от волка. Давайте похвалим зайку, порадуемся за него. Дети демонстрируют эмоции (радости, восхищения)

-самому совершать добрые поступки

-вырасти хорошим, добрым человеком

-каждый день совершать пусть маленькие,но добрые дела.

«До первого дождя» В. А. Осеева

Вхождение в проблемную ситуацию

-кто такие дружные ребята?

-что они вместе делают?

-расскажи про своего друга?

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня — за Машей.

Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня — в одном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! — нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

Читайте также:  Смс хорошее настроение тебе любимая

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.

-как дружили Маша и Таня?

-что нужно было сделать Маше, чтобы Таня не промокла?

-почему сказала учительница, что ваша дружба до первого дождя?

-почему Таня покраснела за Машу?

-какой оказалась Маша?

-можно ли назвать другом человека, который не пришел на помощь в трудную ситуацию?

Сережа и Коля строили гаражи из конструктора, у Сережи закончились кирпичики, а у Коли много, но он не дает. Как быть?

-мальчик угощает пирожным собачку. Это видят твой друг,нищий и старушка. Как бы поступил ты?

Игра «Море волнуется»

Ведущий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три фигура радости (страха, грусти) замри».Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру и игра повторяется.

-проявлять доброту, взаимопомощь

-помогать друг другу

-просить прощения и прощать обиды.

«Как Маша стала большой» Е. Пермяк

Вхождение в проблемную ситуацию:

Педагог демонстрирует семейные фотографии, просит рассказать о том, кто изображен на снимке, как зовут родителей, братьев, сестер.

-чем ваша семья любит заниматься в свободное время.

-что делает мама? Папа? Брат? Сестра?

-кто им помогает?

-как и чем вы помогаете своим родным?

Чтение и обсуждение рассказа:

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела,что даже мама удивилась:

— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился.Удивился и при всех за столом сказал:

— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают.

-что делала Маша, чтобы встать взрослой?

-почему над ней все смеялись?

-когда ее стали называть взрослой?

-могут ли маленькие стать большими, если будут носить прически, бусы, часы?

-могут ли маленькие стать большими, если будут помогать родителям по дому?

-мама пришла с работы уставшая. Как бы ты с братом (сестрой) встретил маму (подал тапочки, взял сумку)

-девочки играли в «дочки-матери», а другая девочка подошла и начала отнимать куклу. Оторвала кукле руку. Как бы ты поступила?

Игра «Выбери девочку»

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.

Описание игры: дети выбирают из предложенных корточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся девочки, наиболее подходящую к тексту стихотворения А. Барто.

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок.

Почему хозяйка бросила зайку?

-совершать хорошие поступки

-заботиться друг о друге

-оказывать посильную помощь

Евгений Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить»

Вхождение в проблемную ситуацию:

-кто такой родной человек?

-как можно назвать семью в которой уважают друг друга, говорят правду?

Чтение и обсуждение рассказа:

Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:

— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?

— Оно, мама, само отломалось.

— А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?

— Она, мамочка, сама разорвалась.

— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?

— Он, мама, сам куда-то потерялся.

Тогда Мишина мама сказала:

— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!

— А как? — спросил Миша.

— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.

Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.

-почему мама всплеснула руками?

-какой поступок совершил Миша?

-над чем задумался мальчик?

-одна девочка в детском садике на участке потеряла игрушку и расплакалась. Как ты поступишь?

-друг попросил у тебя машинку, а вернул поломанную. Как ты поступишь?

Психогимнастика «Мама огорчена»

Петя разбросал игрушки. Мама вечером просит его собрать игрушки, а Петя не хочет. Мама огорчена, она смотрит на Петю и качает головой. Петя не хочет смотреть на маму, отворачивается и хмурит брови. Кто же будет собирать игрушки?

-бережно относиться к игрушкам, вещам

-совершать хорошие поступки

«Синие листья» В. Осеева

Вхождение в проблемную ситуацию:

-у вас есть друзья?

-Всегда ли настоящие друзья должны помогать друг другу?

Чтение и обсуждение рассказа:

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного.Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш.А Катя и говорит:

Приходят на другой день обе девочки в школу.Спрашивает Лена:

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя,побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

— Не надо, — отвечает Лена.На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена.А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт.Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

-что нужно было Лене раскрасить?

-почему она раскрасила листья синим цветом?

-а у подружки Кати был зеленый карандаш?

-Лена просила у Кати карандаш?

-что ответила Катя?

-Катя оказалась хорошей подругой?

-как должны поступать друзья?

-брат с сестрой ходят в детский сад, но в разные группы. Однажды пришла за ними мама. Был дождь, на площадке было грязно. Брат упал.

Что бы сделала ты?

Помогла ли брату?

-ты получил в подарок игру «Лото». Вся семья села играть, но вас на одного человека больше.

Кто же будет играть?

Этюд «Даша и кукла Катюшка»

(дети демонстрируют эмоции и имитируют)

Куклу подарили Даше,

Даша очень-очень рада

Даша прыгает и скачет,

И уже два дня не плачет!

Даша кукле шьет одежду,

Даша кормит куклу с ложки.

Лучше всех ее Катюшка-

-помогать друг другу

-вместе пользоваться игрушками, книгами.

Консультация «Анализ литературных произведений с дошкольниками» Анализ литературных произведений с детьми. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и.

Анализ литературных произведений в подготовительной группе Анализ произведений для подготовительной группы (от 6 до 7 лет) Анализ произведения (книги). Педагогическая ценность произведения.

Использование игрового пособия «Эмоциональные куклы» для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста Использование игрового пособия «Эмоциональные куклы» для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста Детский возраст является.

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи. Что такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии в дошкольном.

Особенности драматизации литературных произведений в детском саду Для детей создано много пьес, их ставят на сценах кукольных театров и ТЮЗов. Небольшие пьесы-инсценировки могут создавать и воспитатели.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Пересказ литературных произведений Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление.

Приемы развития эмоционального интеллекта в ДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление.

Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов Современная ситуация развития образования остро ставит вопрос о качестве процесса подготовки будущих педагогов, о формировании их как активных.

Источник

Оцените статью