Особенности психодиагностики эмоционального интеллекта личности с помощью опросника Шутте
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Ю.А. Варицкий, кандидат педагогических наук, магистр психологии, доцент кафедры психологии и педагогики Гжельский государственный университет Аннотация. В данной статье осуществлена попытка последовательно раскрыть на теоретическом уровне психологические особенности ЭИ во взаимосвязи с основными компонентами структуры личности, принятой в современной общей психологии. Кратко описана русскоязычная адаптация методики Шутте и ее применение в измерении эмоционального интеллекта. Ключевые слова : эмоциональный интеллект, личность, опросник Шутте, опросник Д.В.Люсина, корреляционный анализ.
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что в профессиональной сфере «человек-человек» активно проявляются коммуникации, на которые значительно влияют личностные и эмоциональные особенности человека, в том числе эмоциональный интеллект (ЭИ). В связи с этим важно установление взаимосвязи между ЭИ и личностными особенностями. Изучение данной взаимосвязи позволит влиять как на качества личности, так и развивать ее ЭИ для получения оптимального результата. В настоящее время ЭИ отражает искомую идею единства аффективных и интеллектуальных процессов. Он определяется как совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой. Поскольку обе указанные выше способности могут быть направлены на собственные эмоции и на эмоции других людей, то можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ, которые хотя и предполагают актуализацию различных когнитивных процессов, но должны быть взаимосвязаны. В данной статье попытаемся последовательно раскрыть на теоретическом уровне взаимосвязь ЭИ с основными компонентами структуры личности, принятой в современной общей психологии: темпераментом, характером, способностями, мотивацией, самосознанием, самоактуализацией, саморегуляцией. Начнем наш анализ со взаимосвязи темперамента и ЭИ. Темперамент, и интеллект являются характеристиками инструментальной сферы индивидуальности, только темперамент характеризует её со стороны активности, энергии, а интеллект – со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться этой энергией. Очевидно, что интеллект наряду со свойствами темперамента входит в единую систему психических свойств. Эмоциональность в значительной мере определяет чувствительность к эмоциогенным условиям деятельности и общения, обусловливает фильтрацию средовых влияний, пропуская одни и блокируя другие; связывает деятельность и актуальные эмоции, регулирует деятельность и общение, являясь одним из условий их успешности. Развитая эмоциональность может рассматриваться как показатель ЭИ, поскольку она предполагает когнитивный анализ эмоциональной информации на достаточно высоком уровне. При этом проявления эмоциональности преобладают у экстравертов. Характер и ЭИ. Эмоции — психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Характер — совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Когда говорят о характере человека, начинают перечислять его черты, к которым относятся и эмоциональные (порывистость, впечатлительность, горячность, безразличие и др.). Следовательно, характер тоже влияет на ЭИ, так как непосредственно связан с эмоциями. Воля и ЭИ. Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Человек, который осознает или пытается понять, какие чувства он испытывает в тот или иной момент, старается их регулировать. Если человек испытывает злость, но при этом не хочет обидеть собеседника, он вынужден регулировать возникающие эмоции; так же с положительными эмоциями: испытывая их человек, старающийся соответствовать нормам приличия, контролирует их и выражает в определенной мере. Способности и ЭИ. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Сэловей ввели понятие «эмоционального интеллекта». Они определили его как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий. Существуют модели способностей, трактующие ЭИ как набор когнитивных способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы (J. Mayer, D. Caruso, P. Salovey). Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Сэловею и Мэйеру выделить четыре компонента, которые были названы «ветвями». Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно: 1. Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций. 2. Фасилитация мышления – способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, т. е. как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когниции. 3. Понимание эмоций – способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы с одной стадии на другую, анализ эмоций, использование эмоциональных знаний. 4. Управление своими эмоциями и чувствами других людей. По мнению авторов, эмоционально интеллектуальный человек должен постоянно справляться с состояниями эмоциональной нестабильности. Управление эмоциями подразумевает понимание развития отношений с другими людьми, что требует учета различных вариантов развития эмоций и их выбора. Регулирование эмоций должно быть пластичным. Мотивация и ЭИ. Мотивация – желание достигать успехов по причинам, лежащим за рамками поощрения или статуса, склонность с упорством и энергией добиваться поставленных целей. Это в большей мере мотивация достижений. Признаками развитой мотивации являются: энтузиазм, оптимизм, преданность делу группы (организации). Самосознание и ЭИ. Самосознание – это понимание характера собственных эмоций, а также осознание своих сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов. Признаками развитого самосознания являются: уверенность в себе, реалистичная самооценка, отношение к себе с юмором. Самосознание можно рассматривать как основу всех остальных компонентов ЭИ. Оно включает в себя способность человека оценивать собственные эмоции и понимать, как они влияют на работу и личную жизнь. Людям, хорошо знающим свои эмоциональные характеристики, легче быть хозяевами собственной жизни. Лидеры с высоким уровнем самосознания способны доверять своим чувствам, помогающим в трудные минуты принимать непростые решения. Когда информация из внешних источников оказывается недостаточной, лидерам следует полагаться на собственные чувства. Самосознание также включает в себя адекватную оценку своих сильных и слабых сторон и чувство уверенности в себе. Самоактуализация и ЭИ. Обнаружено, что студенты с высоким уровнем ЭИ в целом, способные эффективно понимать свои и чужие эмоции и управлять ими, склонны принимать ценности, присущие самоактуализирующейся личности. Способность «обрабатывать» межличностную эмоциональную информацию в плане самоактуализации дает меньше преимуществ. Лица с высоким уровнем межличностного ЭИ также обнаруживают способности к осознанию своих эмоций и спонтанности поведения, однако данная взаимосвязь у них выражена значительно слабее, чем у лиц с высоким уровнем внутриличностного ЭИ. Способность к управлению чужими эмоциями слабо связана с позитивным самовосприятием, так же как и понимание чужих эмоций – с осознанием своих собственных. В целом, можно отметить, что умение действовать с «внутренней средой» эмоций и чувств (высокоразвитый внутриличностный ЭИ) способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые, в свою очередь, дают возможность самоактуализироваться, самореализоваться человеку. Саморегуляция и ЭИ. Саморегуляция – это способность контролировать и регулировать свои эмоции, а также рассудительно оценивать сложившуюся ситуацию. Признаками развитой саморегуляции являются: способность создавать атмосферу доверия и справедливости, комфорт в ситуации неопределенности, открытость переменам. Подводя итог проведенному анализу, отметим, что оформление понятия «эмоциональный интеллект» явилось результатом развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов, особенностях их взаимосвязи. Важнейшими достижениями в этом процессе явились следующие: обогащение представлений об эмоциях (представление об эмоциях как об одной из подсистем сознания, как о факторе мотивации), расширение представлений об интеллекте (идея множественности интеллектуальных проявлений, открытие социального интеллекта), а также встречное движение в исследованиях эмоций и интеллекта (идея единства и продуктивного взаимодействия аффективных и когнитивных процессов). Таким образом, все личностные компоненты и эмоции взаимосвязаны между собой через механизм ЭИ. Следовательно, мы можем предположить, что ЭИ влияет на личность в целом и ее особенности и, наоборот. В целях подтверждения нашего предположения мы планируем в дальнейшем провести эмпирическое исследование взаимосвязи ЭИ и личностных особенностей людей, занимающихся различными видами профессиональной деятельности. Для реализации цели и задач данного исследования был проведен перевод с английского языка на русский американского опросника Шутте «Уровень эмоционального интеллекта». Данный опросник в полной мере отражает и определяет сущность эмоционального интеллекта, так как является опросниковым аналогом методики MSCEIT (J. Mayer, D. Caruso, P. Salovey). В переводе опросника Шутте участвовало 5 человек: 2 — с образованием «переводчик в сфере профессиональных коммуникаций», 3 — свободно владеющих английским языком. Перевод осуществлялся независимо друг от друга. В результате перевода возникли трудности с 8 и 33 предложением. Эти трудности связанны с передачей смысла данных предложений и сохранением их начальной грамматической, лексической и семантической структуры. Поэтому перевод предложений 8 и 33 проводился тщательнее и уточнялся у специалистов. Таким образом, перевод опросника Шутте на русский язык выглядит следующим образом: Уровень эмоционального интеллекта Инструкция: Поставьте цифру напротив утверждения, которая наиболее соответствует вашему состоянию, используя следующую шкалу: Категорически не согласен = 1 / Не согласен = 2 / Трудно сказать = 3 / Согласен = 4 / Абсолютно согласен = 5. 1. Я знаю, когда следует обсуждать свои проблемы с окружающими. 2. Когда на моём пути возникают препятствия, я вспоминаю ситуацию с аналогичными трудностями и преодолеваю их. 3. Я надеюсь, что я справлюсь с большинством дел, за которые я берусь. 4. Окружающие люди считают, что мне можно легко доверять. 5. Я замечаю, что мне трудно понимать невербальные сообщения других людей. 6. Некоторые значимые события моей жизни заставили меня переоценить то, что является важным, а что нет. 7. Когда мое настроение меняется, я вижу новые возможности. 8. Эмоции – одна из вещей, благодаря которой жизнь достойна, чтобы прожить ее снова. 9. Я осознаю эмоции, когда я их испытываю. 10. Я надеюсь, что случится что-то хорошее. 11. Мне нравится делиться своими эмоциями с другими людьми (окружающими). 12. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как их продлить. 13. Я устраиваю события, которые нравятся окружающим. 14. Я ищу такие занятия, которые делают меня счастливым. 15. Я отдаю отчет о невербальных сообщениях, которые я посылаю окружающим людям. 16. Я представляю себя так, что бы произвести хорошее впечатление на окружающих. 17. Когда у меня хорошее настроение, мне легче решать проблемы. 18. Когда я смотрю на выражение лица, я понимаю, какие эмоции испытывают люди. 19. Я знаю, почему меняются мои эмоции. 20. Когда я в хорошем настроении, я в состоянии придумать новые идеи. 21. Я контролирую свои эмоции. 22. Я легко распознаю эмоции, когда их испытываю. 23. Я мотивирую себя тем, что представляю себе положительный исход дела, за которое берусь. 24. Я хвалю окружающих, когда они делают что-то хорошо. 25. Я осознаю невербальные сообщения, которые посылают другие люди. 26. Когда кто-то рассказывает мне о важном событии своей жизни, я чувствую, как будто пережил это сам. 27. Когда я чувствую перемены в эмоциях, я стараюсь придумать новые идеи. 28. Когда я сталкиваюсь с испытаниями, я сдаюсь, потому что уверен в том, что я не справлюсь. 29. Я знаю, что чувствуют другие люди, лишь посмотрев на них. 30. Я помогаю людям чувствовать себя лучше, если они расстроены. 31. Я использую хорошее настроение, чтобы помочь себе преодолевать трудности. 32. Я могу сказать, что люди чувствуют, когда слышу тон их голоса. 33. Мне трудно понять, почему люди испытывают те или иные чувства .
После получения «оптимального» перевода опросника Шутте, мы его использовали в изучении ЭИ в сочетании с опросником Люсина. Было опрошено 21 спортсмен разных видов спорта от 2 взрослого разряда до мастера спорта. Мы провели корреляционный анализ этих опросников. Данные представлены в табличной форме: Таблица 1. Корреляционная матрица
Источник
Приложение Б. Опросник «Эмоциональный интеллект» Шутте и др
Инструкция: Пожалуйста, оцените по 7-бальной шкале Ликерта (1 -совсем нет, 7 — очень сильно) в какой степени Вы согласны со следующими утверждениями:_________________________________________________
1
2
3
4
5
6
7
1.Я знаю, когда стоит говорить о своих проблемах с другими людьми.
2.Когда я сталкиваюсь с трудностями, я вспоминаю случаи, когда я уже сталкивался (сталкивалась) с подобными трудностями и успешно их преодолевал(а)
3.Я полагаю, что справлюсь с большинством дел, за которые берусь.
4.Люди с легкостью доверяются мне.
5.Мне трудно понимать невербальные сообщения других людей.
6.Некоторые значимые события моей жизни заставили меня переоценить, что важно, а что неважно.
7.Когда мое настроение изменяется, я вижу новые возможности.
8.Эмоции входят в число вещей, которые заставляют меня ценить жизнь.
9.Когда я переживаю эмоции, я осознаю их.
10.Я жду, что случится что-то хорошее.
11.Мне нравиться делиться своими чувствами с окружающими.
12.
Когда я переживаю положительные эмоции, я знаю, как их продлить.
13.Я организовываю события, которыми наслаждаются другие.
14.Я ищу виды деятельности, которые делают
меня счастливым (ой).
15.Я осознаю, какие невербальные сообщения посылаю другим.
16.Я представляю себя так, чтобы произвести хорошее впечатление на окружающих.
17.Когда я в хорошем настроении, я легко решаю проблемы.
18.
Я понимаю, почему меняются мои эмоции.
19.Когда я в хорошем настроении, мне приходят в голову новые идеи.
20.Я контролирую свои эмоции.
21.Я легко распознаю свои эмоции, когда я их переживаю.
22 .Я мотивирую себя, представляя хороший результат, который ждет меня после выполнения дел, которыми я занимаюсь.
23 .Я хвалю других, когда они делают что-то хорошо.
24. Я замечаю невербальные сигналы, которые посылают другие люди.
25. Когда кто-то рассказывает мне о важном событии в его или ее жизни, я чувствую себя почти также, как если бы я сам (а) это пережил(а).
26.Когда мои эмоции меняются, меня часто осеняют новые идеи.
27.Когда я сталкиваюсь с трудностями, я сдаюсь, потому что боюсь, что потерплю поражение.
28.
29. Я помогаю людям почувствовать себя лучше,
когда у них плохое настроение.
30.Я использую хорошее настроение для того, чтобы продолжать попытки, когда я сталкиваюсь с трудностями.
31. Я могу определить, как люди себя чувствуют по тону их голоса.
32. Мне трудно понять, почему люди испытывают те или иные эмоции.
Ключи к методике:
Шкала «Понимание эмоций» включает в себя следующие утверждения: 1,5-9, 15, 18, 21, 24-26, 28, 31-32.
Шкала «Управление эмоциями» включает в себя следующие утверждения: 2-4, 10-14, 16-17, 19-20, 22-23, 27, 29-30.
Шкала «Эмоциональный интеллект» представляет собой сумму баллов по шкалам «Понимание эмоций» и «Управление эмоциями»