- Эмоциональный интеллект самосознание самоконтроль
- Составляющее эмоционального интеллекта лидера
- Эмоциональный интеллект самосознание самоконтроль
- ЖизньДумать сердцем: Как и зачем развивать эмоциональный интеллект
- Чем отличаются чувства и эмоции?
- Откуда взялась концепция эмоционального интеллекта?
- Из чего он состоит?
- Правда ли, что эмоциональный интеллект важнее IQ?
- Зачем развивать эмоциональный интеллект?
- Как это сделать?
Эмоциональный интеллект самосознание самоконтроль
Приём психолога «Приват-критика»
Книги «Критики Роста» в подарок
Составляющее эмоционального интеллекта лидера
Эмоциональный интеллект – это способность воспринимать чужие и собственные эмоции как ценные сигналы, управлять эмоциональными потоками и собственной мотивацией с целью повышения индивидуальной эффективности и эффективности Компании.
Эмоциональный интеллект – непременное условие грамотного лидера, составляющие эмоционального интеллекта – самосознание, самоконтроль, мотивация, эмпатия и социальные навыки. Владеть этими качествами – значит понимать своё и чужое эмоциональное состояние, чтобы управлять людьми, достигать общих корпоративных целей. Эмоциональный интеллект обуславливает высокую производительность.
Как распознать это качество в самом себе?
Составляющие Э.И.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРИЗНАКИ Я
Самосознание
Способность распознавать и понимать своё настроение, эмоции и побуждения, а также признаватьих воздействие на других людей.
Уверенность в себе.
Умение посмеяться над собой.
Признание собственных ошибок.
Самоконтроль
Способность контролировать инаправлять в плодотворное русло разрушительные импульсы и эмоции.
Склонность к разумному рассуждению по принципу: сначала подумай, прежде чем что-либо делать.
Надёжность и честность.
Спокойное отношение к
Открытость всему новому.
Мотивация
Увлечённость работой, желание работать необусловленное исключительно соображениями высокого заработка или статуса.
Стремление упорно и энергично добиваться поставленных целей.
Стремление к достижениям.
Оптимизм даже перед лицом неудач.
Приверженность ценностям организациям.
Эмпатия
Способность понимать эмоциональное состояние других людей.
Умение вести себя с людьми в соответствии с их эмоциональными реакциями.
Умение воспитывать таланты и удерживать одарённых сотрудников в организации.
Уважительное, чуткое отношение к особенностям чужой культуры.
Социальные навыки
Умение управлять человеческими отношениями и налаживать контакты.
Способность находить точки соприкосновения и добиваться взаимопонимания. Способностьк эффективному осуществлению нововведений
Способность находить точки соприкосновения и добиваться взаимопонимания.
Способность к эффективному осуществлению нововведений.
Владение искусством руководства коллективом, навык его формирования.
Самосознание – наличие глубокого понимания собственных эмоций и как они влияют на их работу, а так же своих сильных и слабых сторон, потребностей и мотивов, адекватная самооценка своих способностей и возможностей. Один из признаков самосознания – умение посмеяться над собой. Людям с развитым самосознанием свойственна уверенность в своих силах.
Самоконтроль – способность контролировать и управлять негативными эмоциями. Эмоциями управляют биологические импульсы. Человек не может от них избавиться, но можно научиться держать их в узде. Человек, который контролирует свои чувства и эмоциональные порывы, — способен создать вокруг себя атмосферу доверия и справедливости. Адаптация в ситуации кризиса очень высока, человек не впадает в панику, он способен всё обдумать, отыскать необходимую информацию. Чем меньше негативных эмоций проявляет руководитель, тем меньше их в организации в целом. Способность сказать «нет» импульсным желаниям и соблазнам. Проявление негативных эмоций никогда не способствует эффективному лидерству.
Мотивация – стимул к действию или бездействию. Первостепенное значение для лидерства необходим оптимизм и преданность организации.
Эмпатия – способность к сопереживанию, внимательно относится к чувствам сотрудников. Трудовой коллектив – это кипящий котёл эмоций.
Социальные навыки – искусство управлять отношениями с другими людьми, иметь широкий круг знакомств и легко находить контакт с окружающими. Дружелюбное отношение руководителя, когда для достижение определённой цели он ведёт людей в желаемом направлении. Социальные навыки – это венец всех остальных сторон эмоционального интеллекта. Они умеют убеждать благодаря самосознанию, самоконтролю, мотивации, эмпатии.
Источник
Эмоциональный интеллект самосознание самоконтроль
Личностные навыки : эти способности определяют, как мы управляем собой.
- Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений.
- Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей.
- Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одарённости.
- Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы.
- Открытость: проявление честности и прямоты; надёжность.
- Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий.
- Воля к победе: настойчивое стремление улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.
- Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.
- Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.
- Социальные навыки: эти способности определяют, как мы управляем нашими отношениями с людьми.
- Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.
- Деловая осведомлённость: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.
- Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчинённых, клиентов или покупателей.
- Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.
- Влияние: владение рядом тактик убеждения.
- Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.
- Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.
- Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.
- Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание социальных связей.
- Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды.
Несомненной заслугой Гоулмана Д. является стимулирование людей к развитию личностных качеств, способствующих достижению успехов в тех или иных сферах деятельности. Тем не менее, очевидно, что среди структурных компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых Гоулманом, можно обнаружить не только эмоциональные способности, но и волевые качества, характеристики самосознания, социальные умения и навыки.
Источник: Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Источник
ЖизньДумать сердцем:
Как и зачем развивать эмоциональный интеллект
Разбираемся, почему эмоции важны и как научиться ими управлять
Современная культура нацелена на продуктивность. Для многих активных людей это выливается не только в постоянное нервное напряжение, но и стремление рационализировать всё и вся в ущерб своим эмоциям. Но именно комфортное эмоциональное состояние позволяет добиваться больших успехов и помогает двигаться дальше, а рассудочные решения далеко не всегда совпадают с тем, чего нам хочется «в глубине души». На помощь может прийти концепция эмоционального интеллекта, которая поможет лучше понимать себя и свои импульсы. Объясняем, что это такое, и для чего нужно.
Чем отличаются чувства и эмоции?
И чувства, и эмоции влияют на наше психологическое состояние, но они существенно различаются. Чувством называется осознаваемый эмоциональный опыт (вспышка гнева, например). Эмоции возникают против воли человека, порождают конкретные чувства и часто бывают слишком сложны для того, чтобы отдавать себе в них отчет. В то же время их можно и нужно анализировать, чтобы уметь отделять себя от своего негативного опыта или настроения и сохранять приятный эмоциональный фон. Правда, чувственная сторона жизни может быть такой запутанной, что на осознание объемной эмоции может потребоваться много времени: иногда распознать влюбленность в лучшего друга за спектром постоянно вспыхивающих позитивных и негативных чувств получается только спустя годы и с помощью терапевта.
Дело осложняется и тем, что единого перечня эмоций до сих пор нет. В 1972 году психолог Пол Экман составил список шести базовых эмоций, в него вошли гнев, отвращение, удивление, счастье, грусть, страх. Позже Экман добавил в него смущение, увлечение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и волнение. Роберт Плутчик предложил другую классификацию эмоций, так называемое колесо. По его мнению, есть 8 главных эмоциональных пространств, которые могут пересекаться и порождать новые эмоции. Например, выцветшие изумление и ужас могут породить трепет, а досада и скука — вылиться в презрение.
Откуда взялась концепция
эмоционального интеллекта?
Понятие эмоционального интеллекта относительно новое, раньше такое словосочетание воспринималось как оксюморон. Серьезно о нем впервые заговорили в 1990 году после одноименной статьи Питера Саловея и Джона Майера для журнала Imagination, Cognition, and Personality. Они определили его как способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать эту информацию для дальнейших рефлексий и действий. Саловей и Майер отметили, что считают эмоциональный интеллект подсистемой уже известного социального интеллекта, который позволяет «понимать людей и управлять ими».
Дальше дров в костер подбросил — и продолжает подбрасывать — писатель, психолог и родной дядя автора «Мифа о красоте» Наоми Вульф Дэниел Гоулман: именно после его книги-бестселлера об эмоциональном интеллекте узнал широкий круг читателей. Гоулман сумел найти правильную интонацию для разговора с огромной аудиторией и увлечь ее не самой простой темой. Правда, писатель не только разжевал труды предшественников, но и предложил собственную трактовку: по его мнению, эмоциональный интеллект состоит не из четырех сфер, как предлагали Саловей и Майер, а из пяти.
Из чего он состоит?
В классической модели у эмоционального интеллекта четыре составляющих. Самосознание — способность распознавать свои эмоции и чувства; самоконтроль — возможность управлять ими; общественное осознание позволяет понимать эмоциональные процессы, происходящие в обществе; менеджмент отношений, затрагивающий и межличностные, и групповые. Гоулман соглашается с первыми двумя позициями, но по-своему комбинирует и разбивает остальные: помимо самосознания и самоконтроля, в его модели присутствуют внутренняя мотивация, эмпатия и социальные навыки. В целом классификация Гоулмана выглядит упрощенной, зато она крайне практична и не вызывает отторжения даже у тех, кто впервые сталкивается с темой.
Правда ли, что эмоциональный
интеллект важнее IQ?
В последние десятилетия ум оценивали только на основании IQ. Тем, кому «повезло» получить высокий показатель, прогнозировали большое будущее, а людям с низким подбрасывали всё новые способы для прокачивания интеллектуальных способностей. В Microsoft, например, раньше отбирали кандидатов по тому, как быстро они могли решить логические задачи.
О том, что кроме интеллекта есть другие не менее важные составляющие ума (в англоязычной литературе — intelligences), заговорил профессор Гарварда Говард Гарднер. Он утверждает, что ум следует оценивать не по IQ или другому единственному показателю, но по семи. Это склонность к лингвистике, логико-математическому мышлению (то, что в ущерб остальному так ценят в школах) и пониманию собственного тела, музыкальные способности, пространственное мышление и, наконец, способность хорошо ладить с другими людьми и собой. Позже Гарднер добавил к ним «ум натуралиста» (Невилл Долгопупс, привет) и еще допустил, что компетенции в экзистенциальных и моральных вопросах тоже могут быть небесполезными категориями при анализе личности.
Так что вынесенное в заголовок нашумевшей книги Гоулмана утверждение, что эмоциональный интеллект может быть важнее IQ хоть и верно (для некоторых людей в некоторых обстоятельствах), но больше является маркетинговой уловкой: эмоции, в отличие от интеллекта, всё еще свежая тема, на которой можно эффектно спекулировать.
Зачем развивать эмоциональный интеллект?
Наверняка вы не раз слышали о том, как легко кому-то продвигаться по карьерной лестнице. Или как хорошо кому-то удается общаться с собственными детьми. У героев этих ситуаций почти наверняка высоко развит эмоциональный интеллект, который позволяет им не только яснее осознавать свои цели (а значит, быстрее достигать их), но и успешно выстраивать коммуникацию с людьми на разных уровнях — в какой-то момент развития это становится необходимой ступенью в любой области.
Если продуктивность не кажется вам такой уж привлекательной, подумайте о том спокойствии, с каким можно воспринимать не самые похвальные свои и чужие поступки и эмоции, — развитый эмоциональный интеллект это позволяет. Стать бесчувственным чурбаном никому не грозит — наоборот, без ненужных рефлексий освобождается время на то, чтобы наслаждаться приятными проявлениями жизни и свести к минимуму неприятные (и сделать из них все необходимые выводы). Отметим, что самостоятельная работа со своими эмоциями не заменяет врачебной помощи, так что, если вы подозреваете у себя срочные или серьезные психологические проблемы, не стоит решать их самостоятельно.
Как это сделать?
Любопытствующим можно сперва пройти тест на определение эмоционального интеллекта. В конце этого опросника, например, дадут весьма мягкую оценку вашего эмоционального навыка, которую можно взять за отправную точку. Кроме того, тесты подобного рода помогают узнать себя в предлагаемых ситуациях («находясь в группе друзей, всегда ли вы можете понять, что чувствует каждый из них?») и самостоятельно проанализировать свои способности. А вообще, систем оценки много (SASQ, MSCEIT, ECI, например), но для того, чтобы в них вникнуть, требуется либо действительно много свободного времени, либо помощь специалиста.
В любом случае небесполезно будет почитать статьи Майера с Саловеем и работы Гоулмана. Первые два дадут академический взгляд, полезный для общего развития, а к книгам Гоулмана можно обращаться за более насущной информацией. Он дает ее достаточно, чтобы познакомиться с темой, и заставляет читателя выполнять несложные, но показательные упражнения вроде ведения дневника эмоций. Если времени на статьи и книги нет, можно воспользоваться проверенными методиками для саморазвития, пример хорошей есть здесь. Важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта, как и любая другая перестройка, требует времени и отдачи, так что не стоит переживать, если в течение месяца у вас не наладится личная жизнь или вы не взлетите по карьерной лестнице (но наверняка даже за этот короткий срок будут заметны маленькие изменения в отношениях с людьми и собой).
Источник