- Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
- Что измеряет тест на эмоциональный интеллект?
- Примеры тестов на эмоциональный интеллект
- Рекомендации по решению тестов на эмоциональный интеллект
- Пример личностного теста на EQ 1
- Пример личностного теста на EQ 2
- Пример личностного теста на EQ 3
- Тест на эмоциональный интеллект Холла
- Тест на эмоциональный интеллект Холла: общее описание
- Онлайн опросник эмоционального интеллекта по методу Холла
- Расшифровка результатов теста
- Опросник по определению уровня использования эмоционального интеллекта для руководителей (из книги Д. Райбака «Как использовать эмоциональный интеллект в работе»)
- Опросник по определению уровня использования эмоционального интеллекта для руководителей
Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
Эмоциональный интеллект (EQ, Emotional Quotient, Социальный Интеллект) — это понятие близкое IQ (intelligence quotient), но в котором основой являются не интеллектуальные способности человека, а его способность к управлению собственными эмоциями и сопереживанию другим людям. Второе распространенное название этого же понятия — социальный интеллект.
Тест на оценку эмоционального интеллекта измеряет спектр аспектов эмоционального интеллекта, с целью предсказать вашу способность понимать и управлять своими эмоциями, а также предсказывать эмоциональные реакции других.
При использовании в тестировании соискателей при приеме на работу EQ тест может включать в себя широкий набор тестовых вопросов, обычно представленных в виде опросников или мини-кейсов — сценариев конкретных рабочих ситуаций на рабочем месте. В каждой из ситуаций участвует 2 или больше стороны, которые как-либо взаимодействуют на рабочем месте (коллеги, руководитель и подчиненный, сотрудник и клиент и т. д.).
Тесты на эмоциональный интеллект широко используются на работе, где требуется ежедневно много общаться — в колл-центрах банков и сотовых операторов, на позиции операционистов, менеджеров по продажам и поддержке клиентов, а также для руководителей всех уровней, в том числе в правительство РФ на федеральном и региональном уровне. Для руководителей умение узнавать эмоции и сопереживать даже более важно — это входит в обязательные навыки эффективного управления. Тесты на социальный интеллект входят в тесты Лидеры России, а конкретно — в тесты на управленческий потенциал конкурса Лидеры России. О тестах конкурса Лидеры России вы можете узнать больше в наших специальных статьях Как подготовиться к конкурсу Лидеры России 2019-2020 и Тестирование на управленческий потенциал конкурса «Лидеры России»
В конкурсе Лидеры России и Лидеры России.Политика в 2020 году используются отдельные блоки тестов на эмоциональный интеллект. Они призваны оценить, насколько вы опытный руководитель, умеющий понимать эмоции других людей (подчиненных, коллег, вышестоящих руководителей), и насколько эффективно вы способны управлять своими эмоциями. Это достаточно длительные тесты на 30-40 минут, вопросы которых могут быть неоднозначными.
Наиболее популярными и заслуживающих доверия тестами на эмоциональный интеллект являются тесты Холла, Люсина, Гилфорда а также тест MSCEIT Майера-Сэловея-Карузо, в котором 144 контрольных вопроса. Разработчиками таких тестов являются все ведущие компании в сфере hr-технологий: SHL, Talent Q, ЭКОПСИ и другие.
Что измеряет тест на эмоциональный интеллект?
Поскольку EQ тесты применяются для оценки широкого спектра аспектов эмоционального интеллекта, вопросы тестов различаются в зависимости от того, какой компонент эмоционального интеллекта они измеряют.
Большинство тестов эмоционального интеллекта измеряют все или только некоторые из следующих компонентов:
-
- Способность распознавать эмоции по выражению лица;
- Умение понимать и использовать эмоции, чтобы предугадать поведение других;
- Способность определять эмоции людей по их поведению;
- Умение понять, как определенные действия способствуют эмоциям в нас и других;
- Умение определять типы эмоций;
- Способность понимать, как использовать эмоции для облегчения взаимодействия между людьми;
- Умение понимать характер разных эмоций.
Примеры тестов на эмоциональный интеллект
Давайте рассмотрим следующий простой тестовый вопрос на эмоциональный интеллект:
Лилия чувствовала стресс и тревогу, когда думала обо всей той работе, которую ей нужно было сделать. Когда ее руководитель назначил ей еще один дополнительный проект, она почувствовала ____. (Выберите лучший вариант.)
г) застенчивость (неловкость)
Правильный ответ — “подавленность”. Лилия чувствовала стресс, прежде чем ее руководитель назначил ей новую работу. Дополнительная работа, назначенная ей, когда она уже была в состоянии стресса, только усиливала это чувство и заставляла ее чувствовать себя подавленной.
Далее рассмотрим несколько примеров тестов на эмоциональный интеллект, данных в виде мини-кейсов.
Рекомендации по решению тестов на эмоциональный интеллект
Многие соискатели считают тест на эмоциональный/социальный интеллект очень сложным по следующим причинам:
- Тестовые вопросы могут быть неоднозначны
- Контрольные вопросы требуют, чтобы люди имели дело с ситуациями вне их зоны комфорта (конфликты)
Исходя из нашего опыта, двумя наиболее сложными задачами при решении тестов на EQ являются способность распознавать и идентифицировать эмоции, выраженные невербально и способность прогнозировать эмоциональные реакции людей. Умения такого рода приходят лишь с длительной практикой в общении с людьми.
Но проходить EQ тесты можно научиться. Как всегда, главное — практика и опыт.
Тесты на социальный/эмоциональный интеллект предназначены для вашего эмоционального вовлечения в ситуацию и, таким образом, получение от вас спонтанного ответа, основанного на имеющемся опыте и интуиции. Однако единственной выигрышной стратегией будет спокойное и отстраненное изучение ситуации, чтобы понять цели и состояние сторон и взвесить имеющиеся варианты. Тщательно продумайте то, что Вы хотите показать работодателю, выбрав тот или иной вариант ответа.
Вашей целью при прохождении EQ тестов является демонстрация того, что вы умеете распознавать и понимать эмоции других людей. Таким образом, мы рекомендуем при выборе ответов на первое место ставить уважение к чувствам людей, которые демонстрируются в сценарии теста. Худшим выбором ответа будет тот, где игнорируется мнение второй стороны.
В каждом тесте обычно изучается не 1, а 3-4 параметра. Например, помимо навыка узнавать и уважать эмоции других людей от вас может потребоваться продемонстрировать такие навыки как:
- убедительность
- упорство в достижении результата
- лояльность компании и учет ее интересов
- гибкость
- навыки эффективной коммуникации
- умение находить решения
- добросовестность
- аккуратность
Все эти навыки можно и нужно продемонстрировать таким образом, чтобы учитывались интересы всех сторон конфликта, который описывается в сценарии EQ теста.
Рассмотрим несколько примеров тестов на эмоциональный интеллект. В этих тестах, чтобы успешно пройти тест, требуется найти баланс между учетом эмоционального состояния собеседника и решением конкретной рабочей задачи.
Пример личностного теста на EQ 1
Правильный ответ и подробное объяснение данного теста вы найдете в конце статьи. Мы рекомендуем сначала попытаться пройти тест и определить верный ответ самостоятельно.
Пример личностного теста на EQ 2
Правильный ответ и подробное объяснение данного теста вы найдете в конце статьи. Мы рекомендуем сначала попытаться пройти тест и определить верный ответ самостоятельно.
Пример личностного теста на EQ 3
Правильный ответ и подробное объяснение данного теста вы найдете в конце статьи. Мы рекомендуем сначала попытаться пройти тест и определить верный ответ самостоятельно. Этот тест сложнее тем, что требуется оценить на 1, а все 5 вариантов ответов. На решение такого теста дается 2 минуты.
Тесты на эмоциональный/социальный интеллект являются входят в раздел психологических или, как их называют, ситуативных тестов. Читайте больше о типах и видах таких тестов в наших специальных статьях:
На HRLider мы подготовили для вас большой раздел психологических онлайн-тестов, разделенных по профессиям и уровням управления: психологические тесты для руководителей, для специалистов отделов продаж, для офисных и администраторских позиций и для операторов колл-центров. Большинство из 300 психологических тестов, доступных на нашем сайте в 2020 году, включают в себя разделы на оценку эмоционального интеллекта. Если вам предстоит пройти тест на EQ – пройдите подготовку на HRLider и за 3-4 дня вы поймете основные принципы и правила таких тестов и научитесь быстро и верно определять нужный ответ.
Правильные ответы и объяснение примерных тестов
Источник
Тест на эмоциональный интеллект Холла
Тест на эмоциональный интеллект Холла – одна из самых распространенных методик для диагностики эмоционального интеллекта (Emotional Quotient, EQ), в том числе самодиагностики. Если вам интересно, какой у вас уровень эмоционального интеллекта, пройдите исследование по методике Н. Холла , которое вы найдете ниже. Напоминаем, что, как и другие тесты на нашем сайте, опросник на эмоциональный интеллект доступен онлайн, бесплатно и без регистрации.
Тест на эмоциональный интеллект Холла: общее описание
Существует несколько методик по определению эмоционального интеллекта. У нас представлен тест, разработанный Николасом Холлом и помогающий определить уровень эмоционального интеллекта по нескольким аспектам. То есть вы получите не единый балл, как в случае, например, IQ¸ а дифференцированную оценку по каждой из пяти характеристик, выделяемых автором. Всего вам в рамках этого теста будет задано 30 вопросов – по 6 на каждую категорию.
Как мы говорили в предыдущих материалах, определение Emotional Quotient само по себе достаточно расплывчато: разные специалисты включают в это понятие разные аспекты (в том числе некоторые добавляют в EQ элементы социального интеллекта). Однако существует ряд характеристик, с которыми согласны почти все специалисты, и тест Холла на эмоциональный интеллект дает оценку данных черт личности. На наш взгляд, это одна из причин, почему методика получила столь широкое распространение.
Другой существенный плюс, который мы бы выделили, заключается в том, что оценки даются отдельно по каждому аспекту. Это покажет, над какими конкретно сторонами EQ вам нужно поработать в первую очередь (если есть такая необходимость). Кроме того, тестом Холла удобно пользоваться самостоятельно, для самодиагностики, и он хорош для того, чтобы проходить его онлайн.
Однако есть у этого опросника и определенный недостаток. Он связан с тем, что порой нам сложно дать объективную оценку некоторых своих качеств, тогда как некоторые вопросы теста требуют от испытуемого именно этого. Давая ответы, не раздумывайте над формулировками слишком долго, но постарайтесь смотреть на себя максимально объективно.
Онлайн опросник эмоционального интеллекта по методу Холла
Интрепретация результатов представлена под тестом
Расшифровка результатов теста
Итак, опросник Холла показывает ваш уровень эмоционального интеллекта по следующим аспектам:
- эмоциональная осведомленность – понимаете ли вы, какие конкретно эмоции вы сейчас чувствуете и почему;
- управление своими эмоциями – свойственно ли вам умение подчинять сообственные эмоции и использовать их для достижения тех или иных целей;
- управление эмоциями других людей – умеете ли вы влиять на чувства других людей, использовать их эмоции для достижения своих целей, целей компании и т.д.;
- эмпатия – в принципе этим словом обозначается умение сопереживать, сочувствовать, но в данном контексте важнее другое значение – понимание, какие чувства и эмоции испытывают другие люди в данный момент и почему;
- самомотивация – умение замотивировать себя с использованием собственных эмоций.
Также напоминаем, что, отличие от IQ, ваши EQ и/или SQ – фактически в ваших руках, так как при желании он вполне поддается корректировке, и повысить уровень эмоционального и/или социального интеллекта – вполне реальная задача. Однако будьте готовы к тому, что такие изменения не всегда происходят быстро и могут потребовать значительных усилий с вашей стороны.
Источник
Опросник по определению уровня использования эмоционального интеллекта для руководителей (из книги Д. Райбака «Как использовать эмоциональный интеллект в работе»)
Опросник по определению уровня использования эмоционального интеллекта для руководителей
(из книги Дэвида Райбака «Как использовать эмоциональный интеллект в работе»)
Каждому утверждению присваивайте балл, который больше всего подходит Вашей действительности.
Шкала: 5 — всегда, 4 — обычно (чаще всего), 3 — иногда, 2 — редко, 1 — никогда.
1. Я предпочитаю держать людей под контролем и не позволяю им «прыгать высоко».
2. Я дорожу своей профессиональной объективностью.
3. Я готов переложить на других ответственность за ошибки.
4. Я стараюсь избегать влияния на других и уговоров.
5. На каждую проблему я реагирую гневно.
6. Я стараюсь не заниматься шероховатостями и разногласиями, т.к. верю, что они «рассосутся» без моего участия.
7. Я стараюсь не реагировать эмоционально, когда другие показывают свои чувства.
8. Когда я сердит, я это выражаю.
9. Я отделяю свою жизненную философию (касающуюся меня как личности) от моего подхода к бизнесу.
10. Я открыто обсуждаю свои чувства с другими.
11. Я предпочитаю общий подход подробностям и специфике.
12. Я сосредоточен на главных вопросах, позволяя другим заботиться о деталях.
13. Я избегаю проблемы в надежде, что со временем они решатся без меня.
14. Я делегирую проблемы первой очередности.
15. Я стараюсь, чтобы ни в одном моем публичном выступлении не звучали эмоции и чувства.
16. Я стараюсь «держать карты в руке так, чтобы никто не мог заглянуть»
17. Я слушаю других, когда они хотят что—то сказать.
18. Я сосредоточен на чувствах других.
19. Оценивая других, я учитываю их поведение в прошлом.
20. Я стараюсь, чтобы на меня не слишком влияли чувства других, когда я выслушиваю конфликтующие стороны.
21. Я хочу делать хорошие вещи для других.
22. Я чувствую, что мое спонтанное поведение мешает мне выполнять руководящую роль.
23. Я уверен в своих способностях.
24. Я склоняю других к тому, чтобы брать на себя больше риска.
25. Мне присуще использовать власть, принадлежащую мне по праву руководителя.
26. Я открыто обсуждаю с другими свою личную жизненную философию.
27. Когда я приступаю к разбору проблемных ситуаций, внутреннее спокойствие и сдержанность для меня важны больше, чем спонтанность.
28. Я получаю удовольствие от того, что умею влиять на других и уговаривать других.
29. Борьбу с конфликтами и проблемами надо начинать сразу.
30. Я обращаю внимание на разногласия, и стараюсь заняться ими сразу после того, как я их обнаружил.
31. В кризисных ситуациях я прячу все отрицательные эмоции.
32. Я люблю вызывать других на дискуссию, но при этом я корректен и знаю меру.
33. Я предлагаю свою помощь всегда, когда это возможно, один на один и при людях.
34. Мне удается контролировать свои чувства, когда я сердитый или агрессивный.
35. Я чувствую грань дозволенного при общении с другими и не перехожу ее.
36. Я общаюсь с другими так, чтобы они гордились своим уникальным вкладом в общее дело.
37. Я стараюсь не вмешиваться и не принимать какую—либо позицию, если вокруг меня происходит что—то, в чем я не принимал участие с начала.
38. Я готов делиться своим личным мнением и ощущением.
39. Во всех ситуациях я прямой и открытый.
40. Я позволяю другим взять на себя руководящую роль и при этом я их не контролирую.
41. Я стараюсь учитывать все мнения, даже противоположные.
42. Я открыт и готов рассматривать идеи своих оппонентов.
43. Я сосредоточен на самых главных составляющих проблемы.
44. Я готов взять на себя личную ответственность, если дело кончилось провалом.
45. Я прямо обсуждаю с персоналом и волнующие факты, которые оцениваются неоднозначно.
46. Когда мне нужна важная информация, я могу сделать исключение из общих правил.
47. Я делегирую важные задачи каждый раз, когда это возможно.
48. Я готов понять чужие чувства, даже в течение дискуссии на повышенных тонах
49. Для меня самое главное понять, какие чувства привели к конфликту
50. Мне очень важно, как люди отреагируют, если я показал свои чувства.
51. Я тепло и от всей души выражаю свои спонтанные чувства.
52. Я легко могу заручиться чужой поддержкой и помощью.
53. Я четко передаю свои намерения.
54. Я искренен, когда говорю о своих чувствах и намерениях.
55. Я обращаю много внимания на чужие чувства и намерения.
56. Я помогаю другим лучше понять самих себя.
57. Я подбадриваю других, чтобы они сделали работу лучше, чем ожидается.
58. Я получаю удовольствие от комплексных задач и я очень доволен, когда, разбирая факты, я проясняю ситуацию.
59. Мне по душе сложные задачи, и я получаю удовольствие от работы.
60. Я в равной степени осознаю свою ранимость и свои возможности и силу.
1. Никогда. Руководитель с развитым эмоциональным интеллектом не ограничивает других, он всегда помогает им добиться большего.
2. Иногда. Это компромисс честных стандартов с человеком как приоритетом.
3. Никогда. Это противоречит высокому эмоциональному интеллекту и пониманию руководящей роли. Не путать с зонами ответственности.
4. Никогда. Это часть работы.
5. Редко. Наша цель — создать открытую и дружескую среду. Мы не думаем всегда о «правоте», а о том, что поможет.
6. Никогда. Проблемы и разногласия требуют нашего участия, разъяснения и быстрой реакции. 7. Иногда. Надо понимать других, но не позволять им играть на Ваших чувствах.
8. Редко. Это нежелательно, но подавление этого в 100 % случаях означает, что Вы ведете себя искусственно.
9. Редко. Высокий несет в себе естественное поведение и удовольствие от лидерства.
10. Обычно. Высокий эмоциональный интеллект лишает страха открытости. Мы не боимся выглядеть «не так» и не претендуем на совершенство.
11. Редко. Нам интересны подробности, как часть комплексного подхода, как работа других, как возможный источник конфликта.
12. Редко. Часто суть и правда прячутся в подробностях.
13. Никогда. То «лекарство», которое предложит время, нам чаще всего не нравится. Мы можем решать важные вопросы и в ущерб расписания, которое раньше наметили.
14. 14. Редко. Это не то, что стоит делегировать (зато внимательно спросите, что стоит делегировать).
15. Редко. Смотри ответ 9.
16. Редко. Высокий эмоциональный интеллект означает открытость и прямоту. Тем не менее, работу с разногласиями надо начинать осторожным.
17. Всегда. Это суть эмоционального интеллекта.
18. Всегда. То же, что ответ 17, только еще более важно.
19. Иногда. Мотивация сотрудников растет, если они понимают, что «сегодня могут получить 5, несмотря на прежние оценки». С другой стороны, при правильной измеряемости и документальном сопровождении оценки работы, нельзя игнорировать «историю».
20. Всегда. Надо понимать и уважать чувства других, но если Вы должны послушать несколько людей, то важно быть открытым со всеми и не стать жертвой манипуляции.
21. Всегда. Руководитель с высоким эмоциональным интеллектом помогает другим расти, понять себя лучше, предлагает способ открытого общения. Если к Вам обращаются открыто, воспринимайте это как знак доверия и уважения.
22. Никогда. Руководитель с высоким эмоциональным интеллектом не страдает раздвоением в этом плане. «Руководитель» может повести себя жестко, не обидев «человека» в себе.
23. Всегда. Руководитель с высоким эмоциональным интеллектом не стесняется того, что ему приятно сделать так, чтобы дело было сделано, проблемы решились, люди вокруг него были довольны.
24. Всегда. Это суть. Люди не могут значительно улучшить результаты, ничего не изменив и без риска.
25. Никогда. Есть другие источники авторитета, такие как наши человеческие и профессиональные качества.
26. Обычно. Если человек понимает Вашу жизненную философию, он лучше поймет, в каком направлении Вы движетесь, что Вами движет, легче сможет создать контакт с Вами.
27. Всегда. Речь идет о том, что сначала надо понять, и на данном этапе спонтанность мешает.
28. Всегда. Если не любим убеждать, придется только командовать.
29. Всегда. Руководитель с высоким эмоциональным интеллектом обладает способностью увидеть проблему или ее потенциальный источник раньше других. Он на раннем этапе должен увидеть спад эффективности, нарушения отношения, упадок заинтересованности и т.д.
30. Всегда. Смотри ответ 29.
31. Всегда. Выражать гнев — последний шаг. Взаимное уважение — вот то, что нужно. Мы должны добиться своего цивилизованным путем.
32. Иногда. Не «держать» вообще — опасно: ничего не услышим и не узнаем. «Передерживая» в качестве обратной реакции получим замкнутость.
33. Всегда. Словами и невербальным поведением руководитель с высоким эмоциональным интеллектом добивается того, что его сотрудники воспринимают себя как уникальных людей.
34. Редко. Смотри ответ 32.
35. Всегда. В наше время в частности надо понимать весь риск, связанный с вопросами дискриминации любого рода, чувствительных вопросов национальности, религии, сексуального приставания и т.п.
36. Всегда. Смотри ответ 33.
37. Редко. Без участия и вовлечения мы не можем понять других, поделиться своими чувствами, узнать, что то, что нам нужно для решения проблем, не сможет помочь.
38. Обычно. Смотри ответ 10.
39. Обычно. Смотри ответ 10.
40. Редко. Мы остаемся рядом, чтобы помочь. Ваши сотрудники будут отличать контроль ради контроля и контроль с целью оказания помощи.
41. Всегда. На пути от хаоса к ясности нужно рассматривать все и отбрасывать аргументированно.
42. Всегда. Если чувствуете, что не хватает данных, то возможно «слышим только себя». Надо разделять несогласие с нашим мнением и атаку на нас лично.
43. Всегда. Что привело к конфликту — это наш ключ к разрешению и пониманию.
44. Всегда. Так как руководитель с высоким эмоциональным интеллектом участвует с самого начала, то он берет на себя ответственность.
45. Всегда. И на этапе обсуждения, и когда надо донести до сотрудников решение проблемы (которое может устроить людей в разной степени), руководитель с высоким эмоциональным интеллектом предпочитает гласность и прозрачность.
46. Редко. Фактически только в случаях, когда информация нужна для разрешения проблемы, и никаким образом нельзя отнести ее к информации для личного пользования.
47. Редко. Смотри ответ 14.
48. Обычно. Смотри ответ 17. Это, возможно, момент истины, определяющий наш уровень эмоционального интеллекта.
49. Всегда. Смотри ответ 48.
50. Всегда. Несмотря на свою открытость, руководитель с высоким эмоциональным интеллектом осознает, что отклики и реакция имеют значение.
51. Обычно. Смотри ответы 10, 30 и 39.
52. 52. Всегда. Если намерения понятны и направление известно, легче получить поддержку и помощь, необходимые для достижения корпоративных целей.
53. Всегда. Смотри ответ 52.
54. Всегда. Смотри ответ 52.
55. Всегда. Смотри ответ 17.
56. Обычно. На основе фактов и опыта руководитель с высоким эмоциональным интеллектом помогает другим лучше понять себя, но делает это ненавязчиво.
57. Всегда. Когда мы помогли другим почувствовать себя хорошо, они могут сделать то, на что они способны и больше, чем ожидается. Важная часть задачи — это правильное определение того, кто годится на какую работу.
58. Всегда. Если знаем, как добиться открытости, то у нас будут те факты, которые помогут нам принять правильное решение. В этом процессе много захватывающего.
59. Всегда. Чувство того, что мы отреагировали быстро и добились результата, может помочь нам получить удовлетворение от работы.
60. Всегда. Эти два противоположных чувства помогут нам добиться нужного баланса.
Пример:
1) Точный ответ — Всегда. Вы ответили Обычно — 4 балла, ответили Редко — 2 балла.
2) Точный ответ — Иногда, тогда за ответы Обычно и Редко дайте себе 4 балла, а за ответы Всегда или Никогда — по 3 балла.
Если у Вас:
Больше 240 баллов: Вы «суперзвезда» в плане эмоционального интеллекта, и работая с Вами можно получить хорошую поддержку.
Больше 180 баллов: Вы просто «звезда», и похоже, что немного усилий — и Вы станете «суперзвездой».
Больше 120 баллов: Вы не можете претендовать на призовое место по части эмоционального интеллекта, но Вы отвечали честно, и это отрадно.
Больше 60 баллов: похоже, что Вам «некуда двигаться кроме как к лучшему», и работа над эмоциональным интеллектом поможет Вам как никому.
Источник