Эмоциональный интеллект руководителя это

Содержание
  1. Эмоциональный интеллект: зачем он нужен руководителю
  2. Вредят ли эмоции работе?
  3. Равнение на лидера
  4. Для чего руководителю развивать эмоциональный интеллект?
  5. Развиваем эмоциональный интеллект
  6. Эмоциональный интеллект руководителя
  7. Рассказать друзьям:
  8. Введение. Если Вы хотите повысить свою эффективность и научиться лучше понимать себя и своих сотрудников – развивайте эмоциональный интеллект.
  9. Инсайт 1. Используйте силу эмоций как трамплин для достижения успешного результата.
  10. Инсайт 2. Используйте «матрицу эмоций» для развития 4 основных навыков по управлению эмоциями.
  11. Инсайт 3. Читайте эмоции других людей.
  12. Инсайт 4. Научитесь осознанно распознавать эмоции.
  13. Инсайт 5. Научитесь предсказывать свои эмоции и управлять ими.
  14. Инсайт 6. Создайте сильную команду с помощью управления эмоциями.
  15. Итог. Основная идея книги.

Эмоциональный интеллект: зачем он нужен руководителю

Американский психолог Дэниэл Гоулман утверждает, что умственное развитие обеспечивает руководителю лишь 15% успеха. Остальные 85% — заслуга эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект – это умение анализировать эмоции и управлять ими. Казалось бы, бизнес и эмоции не слишком хорошо сочетаются друг с другом. Однако многочисленные исследования доказывают обратное. Например, нейробиологу Антонио Дамасио удалось экспериментальным путем установить, что ранее успешные люди, из-за травм и нервных потрясений потерявшие способность испытывать эмоции, но сохранившие интеллект, теряли и способность принимать решения, а вместе с ней – лишались своих позиций в бизнесе.

Вредят ли эмоции работе?

Долгое время считалось, что эмоции вредят работе. Под влиянием страха люди не могут принять правильное решение. Под влиянием гнева теряем способность рационально мыслить. Ну а влюбленный человек – и вовсе не работник.

Однако и руководители, и подчиненные не могут отключать эмоции входя в офис А значит, надо научиться использовать их на пользу бизнесу. Как именно? В первую очередь, как важный источник информации. Оценивая эмоции клиента, можно найти к нему правильный подход. Оценивая возможности потенциальных деловых партнеров на переговорах – оценить и то, насколько они заинтересованы в сделке, и возможные риски, и многие другие нюансы.

Вторая сфера применения эмоционального интеллекта – создание правильной рабочей атмосферы в коллективе. Когда сотрудники всем недовольны – они работают спустя рукава и присматриваются к новым вакансиям. Напротив, коллектив, где царит позитивная атмосфера, успешнее справляется со своими задачами. Кроме того, сплоченная дружная команда положительно влияет на вовлеченность сотрудников и их лояльность компании.

Равнение на лидера

Основная ответственность за создание позитивного эмоционального настроя лежит на руководителе. Так уж повелось, что главный, «вожак», влияет на настроение людей. Он может как увлечь подчиненных общим делом, сплотить их вокруг общей цели, так и создать невыносимую обстановку в офисе, которая неминуемо приведет к огромной текучке персонала.

При этом руководитель вовсе не должен создавать в офисе атмосферу всеобщей любви и безмятежности. Он может и жестко требовать от подчиненных исполнения их служебных обязанностей, и наказывать за нарушение дисциплины, и даже прикрикнуть. Однако грамотный лидер с развитым эмоциональным интеллектом делает все это не спонтанно, а абсолютно осознанно, четко понимая, какого результата и как он хочет добиться.

Многие руководители неосознанно выбирают для себя стиль управления, и строго придерживаются его. Кто-то – тиран и деспот, кто-то – всепрощающий добрый папа, кто-то – рубаха-парень и добряк. У любой линии поведения есть свои плюсы – но и свои минусы. Поэтому чем больше эмоциональный диапазон руководителя, чем лучше он умеет им пользоваться – тем лучших результатов он может добиться.

Для чего руководителю развивать эмоциональный интеллект?

В первую очередь – для собственного спокойствия. Ведь любой, даже самый жесткий начальник – тоже человек. В течение рабочего дня он испытывает целую гамму эмоций, причем далеко не всегда положительных. Это и страх сделать что-то не так, и раздражение, и агрессия, и эмоциональная усталость. Большинство лидеров подавляет эти эмоции, скрывает их от сотрудников.

Однако подавление и управление эмоциями – это разные вещи. В первом случае негатив, не находя выхода, скапливается глубоко внутри и может привести к хроническому стрессу, депрессии, нервному срыву, профессиональному выгоранию и даже психосоматическим заболеваниям – хронической головной боли, повышенному давлению, а в перспективе – инфаркту или инсульту.

К тому же, постоянно подавляя негативные эмоции, человек становится «толстокожим». Он перестает раздражаться и злиться – но при этом и обрадоваться по-настоящему уже не способен. Чтобы испытать хоть какие-то чувства, такие люди начинают увлекаться экстремальными видами спорта, бессмысленно рисковать и тому подобное. Или же впадают в апатично-депрессивное состояние, при котором им вообще «не хочется чего-то хотеть». А вот управление негативными эмоциями позволяет человеку избавиться от негативных переживаний, нейтрализовать их, отпустить от себя.

Кроме того, эмоциональный интеллект необходим руководителю для эффективного управления своими сотрудниками. Мы все знаем, что человек во время прилива сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных, не способен продуктивно думать и принимать взвешенные решения. Бессмысленно объяснять что-то сотруднику, которого только что довел до слез агрессивный клиент. Человека следует сначала успокоить, помочь ему восстановить душевное равновесие. И только потом приступить к разбору ситуации.

Читайте также:  Что нужно чувствовать после медитации

Тоже – и с положительными эмоциями. Сложно ждать эффективной сосредоточенной работы от молодого отца, которому только что сообщили о рождении первенца. Отправьте его домой – толку от его работу все равно будет мало.

Понимая, как работают эти механизмы, руководитель сможет не только подстраиваться под эмоциональное состояние своих сотрудников, но и управлять им.

Развиваем эмоциональный интеллект

По мнению авторов термина «эмоциональный интеллект» Джона Майера и Питера Саловея, руководителю, дабы быть успешным, необходимо овладеть четырьмя навыками в рамках эмоционального интеллекта: понимать свои эмоции; понимать эмоции других людей; управлять своими эмоциями; управлять эмоциями других людей.

Первый шаг в этом направлении, с которого и начинается эмоциональный интеллект, – это осознание собственных эмоций. Большинство из нас, как ни странно, не всегда способы понять, что чувствуют в данный момент. Осознавать свои эмоции – означает уметь в любой момент словами объяснить, что вы сейчас чувствуете: «Я очень зол», «Я расстроился», «Я обижен», «Я доволен», «Я растроган до слез».

Лидер с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеет не только осознавать собственные эмоции, но и распознает чувства своих сотрудников. Он сразу видит, что кто-то из его подчиненных раздражен, неуверен в себе, зол и тому подобное. Распознать это можно по внешним признакам: мимике, жестам, интонации, построению фраз, странному поведению.

Следующий шаг в развитии эмоционального интеллекта – управление своими эмоциями. Для этого существует множество техник, которые можно освоить как на тренингах, так и самостоятельно. Это и дыхательные упражнения, и аутотренинг, и подробный анализ собственных чувств и эмоций. Эмоционально развитый лидер способен искусственно вызывать у себя нужные эмоции: злость, когда нужно устроить выволочку нерадивому сотруднику, радость при поздравлении коллег с праздником, высокое вдохновение и азарт во время важных переговоров.

Последний шаг – научиться управлять эмоциями других людей. Это можно делать двумя путями. Более простой – настроиться на нее самому, а потом «заразить» окружающих. Более сложный путь — вызвать нужные эмоции у сотрудников, при этом не испытывая их. Для этого требуется очень хорошо знать своих подчиненных и понимать, какие «кнопки» нужно нажимать, как себя вести, что говорить.

Этот навык позволит подобрать ключи к каждому сотруднику, максимально мотивировать подчиненных на эффективную работу, создать нужный климат в коллективе. Такой руководитель точно знает: кого и когда нужно похвалить, на кого и когда накричать, с кем лучше поговорить наедине, а с кем – публично. Таких лидеров коллеги искренне уважают и готовы идти за ними куда угодно.

Источник

Эмоциональный интеллект руководителя

Рассказать друзьям:

Введение. Если Вы хотите повысить свою эффективность и научиться лучше понимать себя и своих сотрудников – развивайте эмоциональный интеллект.

Обычно на рабочем месте к эмоциям относятся негативно. Часто можно услышать рекомендации: «Вам нужно думать рационально» или «Давайте оставим эмоции за дверью, нам нужно мыслить рационально».

«Нас учили, что эмоции неуместны, поэтому мы должны испытывать и выражать их лишь в определенных ситуациях». Дэвид Карузо и Питер Сэловей

Но в действительности, нужны ли нам эмоции?

Конечно! Часто люди, делая подобные заявления, полагают, что эмоции только вредят нам и их можно удалить из нашего поведения, подобно аппендициту. Они также полагают, что современный человек должен быть рациональным, а не эмоциональным. Все это отражает общее, ошибочное представление о природе эмоций.

Антонио Дамасио, нейробиолог из университета штата Айова, провел ряд исследований и доказал, что эмоции являются необходимой частью процесса мышления. Если Вы хотите развивать свой эмоциональный интеллект — Вам необходимо научиться находить баланс между эмоциональной и рациональной составляющей Вашего мышления. Избыток одного или другого может значительно ухудшить процесс принятия решений.

«Эмоции крайне важны в любое время. Мы убеждены, что, игнорируя их роль и отрицая мудрость, которую несут Ваши собственные эмоции, Вы обречены на провал как личность, как руководитель и как лидер». Дэвид Карузо и Питер Сэловей

В следующих инсайтах Вы узнаете:

  • какие существуют 6 законов эмоционального интеллекта;
  • как лучше понимать себя и окружающих;
  • как управлять сотрудниками с помощью эмоционального интеллекта.

Инсайт 1. Используйте силу эмоций как трамплин для достижения успешного результата.

Развитый эмоциональный интеллект крайне важен для управления людьми и эффективного достижения задач.

Чтобы понять природу эмоций, нужно усвоить законы, которым они подчиняются. Ниже описаны 6 законов эмоционального интеллекта:

  1. Эмоции — это информация, используйте её!
    Эмоции — это форма мышления, и они содержат информацию, которая не является случайно или хаотичной. Эмоции помогают справляться с различными ситуациями: они готовят Вас к действиям и фокусируют Ваше внимание. Эмоции также часто предоставляют информацию о людях и отношениях.
  2. Не игнорируйте Ваши эмоции!
    Не пытайтесь жертвовать своими эмоциями ради продуктивности — эффект будет противоположным! Мы просто будем тратить часть своего внимания на подавление эмоций и в это время можем пропустить много важной информации. Конечно, это не означает, что успешные менеджеры всегда находятся в приподнятом настроении. Они лишь способны определить свои эмоции и используют их, чтобы добиться более продуктивных результатов.
  3. Не скрывайте Ваши эмоции!
    На самом деле, искренние эмоции очень тяжело скрыть и легко распознать. В компаниях руководство чаще допускает одни эмоции и препятствует другим, например: может выражать негативные эмоции, в то время как радость и похвалу предпочитает сдерживать.
  4. Если хотите принимать эффективные решения — не подавляйте эмоции!
    Принимая решения, Вам необходимо брать во внимание свои эмоции, поэтому не блокируйте их! Даже более того, полностью включите их в этот процесс. Эмоции делают нас людьми и на самом деле являются частью нашей рациональности.
  5. Используйте эмоции!
    Эмоции влияют на процесс мышления, но при этом поддаются логическому описанию. Позитивные эмоции добавляют нам креативности, но мешают усидчивости; негативные помогают на чем-то фокусироваться, особенно когда важны детали.
  6. Учитывайте, что проявление эмоций бывает одинаковым для всех, а бывает специфическим.
    Например, улыбка на лице будет воспринята как радость во всем мире, вне зависимости от возраста и пола. Но будет ли разница между плачущим от обиды мальчиком и взрослым мужчиной? Конечно! Более того, в зависимости от страны, культуры, национальных особенностей эмоции могут очень сильно различаться. Те вещи, которые допустимы в Америке, будут крайне оскорбительны в Японии.

«Эмоции происходят не случайно. У каждой эмоции есть свое движение, как у шахматных фигур. Вам просто надо понять, какие у Вас фигуры и как они ходят». Дэвид Карузо, Питер Сэловей

Инсайт 2. Используйте «матрицу эмоций» для развития 4 основных навыков по управлению эмоциями.

Эмоции крайне важны в работе, но менеджеры редко знают, как ими управлять.

«Совместное использование рационального и эмоционального стилей управления — это ключ к успешному лидерству». Дэвид Карузо и Питер Сэловей

Для того, чтобы стать менеджером с развитым эмоциональным интеллектом, необходимо научиться распознавать информацию, заложенную в эмоциях. “Матрица эмоций” включает в себя 4 способности, которыми должен владеть подобный менеджер:

  1. способность «читать» других и распознавать их эмоции;
  2. способность использовать эмоции, чтобы мотивировать себя и других для достижения результата;
  3. способность предсказывать свои эмоции и их возможные последствия;
  4. способность управлять эмоциями, то есть использовать информацию, которую они приносят.
Читайте также:  Депрессия это не признак слабости это признак того что вы пытались быть сильным слишком долго

Внимательно изучите, как овладеть навыками из «матрицы эмоций» и какую пользу они принесут.

Мы все любим позитивные эмоции и признаем положительный эффект на нашу жизнь и здоровье, который они приносят. Но также должно быть место в наших сердцах для так называемых негативных эмоций, таких, как, например, опасение, злость, отвращение. Бывает время для положительных эмоций, но бывает время и для борьбы, где нужны негативные эмоции, чтобы сражаться.

«Эмоции содержат важную информацию о Вашем мире. Эмоции не являются случайными и хаотичными событиями, которые мешают Вам мыслить». Дэвид Карузо и Питер Сэловей

Инсайт 3. Читайте эмоции других людей.

Было бы очень удобно, если бы люди вокруг нас носили таблички с описанием их эмоций. Например: «Я сегодня утром поругался с женой и мне все безразлично» или «Я чувствую себя неудачником: я не получил квартальную премию».

Но, к сожалению, подобную информацию необходимо получать самостоятельно. Менеджеры, у которых слабо развит эмоциональный интеллект, неправильно читают чужие эмоции, предпочитают лучше молчать, чем говорить о них. Также они редко проявляют эмоции, стараются быть нейтральными и не могут сформулировать свои собственные чувства.

Менеджеры с сильно развитым эмоциональным интеллектом хорошо понимают эмоции, которые скрываются за чьим-то поведением. Они понимают, что чувствует этот человек, и готовы открыто обсуждать эмоции. Они не боятся показывать свои эмоции от разочарования до благодарности. Менеджеры с развитым эмоциональным интеллектом хорошо распознают собственные эмоции. И, возможно, поэтому они способны с удивительной точностью читать эмоции других людей. Почти так, как если бы их сотрудники носили бейджи с информацией о настроении.

«Менеджмент не учит тому, как избегать конфликтов и делать всех счастливыми. Менеджмент учит эффективности, а эффективность требует полного спектра эмоций». Дэвид Карузо и Питер Сэловей

Инсайт 4. Научитесь осознанно распознавать эмоции.

Как Вы определяете эмоции? Необходимо начинать с осознанности. Прямо сейчас Вы испытываете определенные эмоции, и не важно, осознаете Вы это или нет. Подумайте, какие именно это эмоции? Вы всегда хорошо осведомлены о своих чувствах?

Представьте ситуацию: Вы сидите на собрании, которое Вам абсолютно неинтересно. Что Вы чувствуете и почему? Вы устали и поэтому не чувствуете интереса к происходящему? Или просто Вы испытываете чувство разочарования от собрания, понимая, что руководство впустую тратит Ваше время? В любом случае, Ваша эмоциональная реакция во время собрания предоставляет Вам информацию. Возможно, в данном случае это информация о том, что спикер плохо подготовился и не может удерживать внимание публики. Но не переусердствуйте в анализе своих эмоций — самокопание никому не нужно!

Читайте также:  Помощь при глубокой депрессии

Также очень важно осознанно считывать выражение лица собеседника, определяя связанные с ним эмоции. Выражение лица несет определенные эмоции, которые, в свою очередь, содержат для Вас сигналы с информацией. Если Вы пропускаете подобный сигнал, Вы пропускаете информацию. Представьте, что кто-то не способен различить радость и гнев. Будет ли способен этот человек отличить друга от врага? Конечно, нет! Поэтому эмоциональная идентификация своих и чужих эмоций является жизненно важной способностью.

Менеджеры с развитым эмоциональным интеллектом учатся «читать между строк» для того, чтобы получить больше информации о ситуации и, таким образом, нарисовать более цельную картину происходящего. Не все люди открыто выражают свои истинные эмоции, они могут отличаться от их истинных чувств. Когда Вы сможете «читать между строк», Вы будете способны отличить истинные эмоции от тех, которые Вам хотят показать. Кстати, эта информация тоже может быть очень полезна.

Для того, чтобы выявить истинные эмоции, достаточно обращать внимание на три составляющих поведения: выражение лица, язык тела и интонации. Обращайте внимание на то, что и как говорит Ваш собеседник: на его позу, жесты, слова, мимику. Подмечайте любые малейшие несоответствия, но не спешите делать вывод о том, что они означают. Вам нужно наработать опыт. Спрашивайте собеседника о его эмоциях. Только это надо делать аккуратно, начиная со слов: «Мне кажется, что …» Так Вы сможете подтверждать ту информацию, которую смогли прочитать. Вы также можете обмениваться мыслями с другим наблюдателем, чтобы дополнительно понять ситуацию.

«Эмоции способствуют изменению нашего поведения с целью помочь нам. Они не просто добавляют интереса к нашей жизни, они необходимы для нашего выживания». Дэвид Карузо и Питер Сэловей

Инсайт 5. Научитесь предсказывать свои эмоции и управлять ими.

Эмоции не случайны, они подчиняются законам причины и следствия. Эмоции будут казаться сложными до тех пор, пока Вы не увидите причинно-следственную связь. Увидев эту связь, Вы сможете моделировать разные ситуации, задавая себе вопрос: «А что, если. » Это поможет анализировать и предсказывать реакцию, как свою, так и других людей. Изучение того, что заставляет людей или Вас испытывать определенные эмоции, поможет Вам приобрести уверенность и понимание следующей эмоциональной реакции.

Управление эмоциями является краеугольным камнем в развитии эмоционального интеллекта. Это не означает, что Вы больше не будете чувствовать эмоций. Это, скорее, значит, что способны их перевести в действие и в поведение, которые Вам нужны. Для того, чтобы быть успешным менеджером с развитым эмоциональным интеллектом, нужно всего лишь найти баланс между мыслями и чувствами. Пусть одно дополняет другое. Держите в балансе разум и сердце, и Вы сможете преуспеть гораздо больше, чем если бы Вы тратии силы на подавление мыслей или чувств.

«Эмоциональная система очень важна, вот почему она развита и у людей, и даже у животных. Наши эмоции всегда показывают нам правильное направление и мотивирует делать то, что должно быть сделано». Дэвид Карузо и Питер Сэловей

Инсайт 6. Создайте сильную команду с помощью управления эмоциями.

Для управления эмоциями группы людей Вам нужно выявить общие законы, которые на это влияют. Вначале узнайте, какие эмоции испытывают члены группы, сталкиваясь с определенными ситуациями. Подумайте, как эти чувства влияют на их мысли и поведение. Затем, видя, как они поступают, Вы сможете лучше понимать их эмоции. Тогда Вы сможете отслеживать настроение группы в зависимости от внешних обстоятельств. Подумайте, какие эмоции и как Вы можете помочь им внедрить в их поведение, которое поможет создать высокоэффективную команду.

Менеджеры с развитым эмоциональным интеллектом создают сильные команды, умеют превосходно мотивировать, способствуют позитивным изменениям и создают эффективные межличностные отношения.

Лидеры должны уметь построить доверие и создать взаимопонимание в коллективе, а все это зависит от эмоций. Вместо того, чтобы отталкивать свои эмоции, попробуйте понять, как Вы можете их применить, чтобы помочь себе и своим коллегам в достижении результата. Отсутствие эмоций ограничивает Ваше мышление. Не пытайтесь их отталкивать или ограничивать. Из эмоциональных трудностей часто появляются прорывные идеи. Примите эмоции как необходимый компонент Вашего процесса мышления.

Итог. Основная идея книги.

Вы увеличиваете свои шансы на успех ровно настолько, насколько хорошо Вы способны управлять своими эмоциями. Не избегайте и не подавляйте их, вместо этого сделайте их неотъемлемой частью процесса Вашего мышления, используя как источник информации и вдохновения.

Источник

Оцените статью