Эмоциональный интеллект ребенка диссертации

автореферат и диссертация по психологии 19.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Эмоциональный интеллект у детей 7-8 лет с различным типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии

Автореферат диссертации по теме «Эмоциональный интеллект у детей 7-8 лет с различным типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии»

На правах рукописи УДК 159.91

Добрин Александр Викторович

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ

Специальность: 19.00.02 — психофизиология (психологические науки)

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Работа выполнена на кафедре психофизиологии и педагогической психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина».

доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена» Николаева Елена Ивановна

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова» Минздрав России Никольская Ирина Михайловна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности Частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии» Булгакова Ольга Сергеевна.

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук.

Защита состоится 10 февраля 2015 г. в 15.30 часов на заседании совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.199.12, созданного на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 11., ауд. 19. С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп.5) и на сайте университета по адресу: http://disser.herzen.spb.ru/Preview/Karta/karta 000000123.html

Автореферат разослан декабря 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Елена Александровна Дубинина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современная образовательная реформа направлена на индивидуализацию процесса обучения, расширение образовательных технологий при обучении детей (А. Г. Асмолов, 2008). Более того, федеральный образозательный стандарт впервые в оценку эффективности обучения включает сохранение здоровья ребенка (Д.И. Фельдштейн, 2005). Это требует, в свою очередь, описания психологических и психофизиологических особенностей детей, влияющих как на процесс обучения, так и на процесс адаптации к школьному обучению. Особое внимание уделяется ученикам первого класса, поскольку успешное включение в процесс обучения предопределяет и дальнейшую эффективность образовательной деятельности (Ю.М. Забродин и др., 2014). Одной из наиболее важных проблем при этом является поддержка детей с разной выраженностью латеральных предпочтений в сенсорной и моторной сферах (М.М. Безруких. 2008).

Успешность обучения в начальной школе связана с положительным эмоциональным состоянием ребенка. Единство эмоционального переживания и интеллектуальной деятельности в детском возрасте отмечал еще JI.C. Выготский (1984). В настоящее время показано, что одним из важнейших инструментов управления эмоциональной сферой является эмоциональный интеллект (И.Н. Андреева, 2012).

Эмоциональный интеллект как интегративная способность человека, позволяющая понимать и управлять эмоциями, рассматривается в качестве главного фактора успешности жизнедеятельности человека (Д. Гоулман, 2009.), как предпосылка физического и психического здоровья (E.J1. Носенко и др., 2000; J.V. Ciarrochi, F.P. Dean ,S. Anderson, 2002) и как одно из важнейших условий эффективной коммуникации и межличностного взаимодействия (И.Н. Андреева, 2003; N.S. Schutte et al, 1998) — тех качеств, которые необходимы для адаптации ребенка к процессу обучения в школе.

Эмоциональный интеллект предопределяет специфику эмоционального реагирования человека в той или иной ситуации, поскольку включает в себя оценку эмоциональности ситуации и организацию управления эмоциональным поведением. Эмоциональное реагирование варьирует в весьма широком диапазоне и в значительной мере предопределяется генетически (Е.И. Николаева, 2008), в частности характером латеральных предпочтений. Известно, что у взрослых испытуемых выраженность эмоциональных реакций коррелирует с увеличением числа левых признаков в сенсорной и моторной сферах (В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 2008).

Предпочтение левой или правой сторон в сенсорной и моторной сферах описывается как профиль функциональной сенсомоторной асимметрии (А.Р. Лурия, 2003). Доказано, что люди с левым профилем лучше адаптируются к природным условиям среды, тогда как с правым — к социальным (E.I. Nikolaeva et al, 1995). Эффективно действуя в стрессовых ситуациях люди с правым профилем с большей вероятностью заболевают сердечно-сосудистой патологией (E.I.

Nikolaeva et al., 1993). При этом описаны обширные регионы в северных областях России, в которых преобладает население с предпочтением левой стороны в сенсорной и моторной сферах, где практически отсутствует риск сердечнососудистой патологии (E.I. Nikolaeva et al., 1995). Но есть данные о том, что стрессовые условия у таких людей с большей вероятностью вызывают невротические реакции (Э. Голдберг, 2003).

Все это поднимает проблему эффективности адаптации первоклассников к школе: насколько эмоциональный интеллект способствует сохранению здоровья детей с разными латеральными предпочтениями в условиях повышенной нагрузки на организм? Насколько эмоциональный интеллект будет предопределять характер эмоционального реагирования ребенка, способствуя сохранению его здоровья? Имеющихся данных недостаточно, чтобы однозначно ответить на этот вопрос.

Согласно гипотезе, объясняющей различие в реакциях сердечно-сосудистой системы на стресс, у людей с левым профилем есть два центра вегетативной регуляции — в правом, и левом полушариях, тогда как у людей с правым профилем есть только один центр, расположенный в правом полушарии. В этом случае при стрессе или в процессе адаптации активированное правое полушарие, которое в настоящее время признается ответственным за приспособительные процессы в организме, производит дополнительную нагрузку на правополушарный центр вегетативной регуляции, что и ведет к большей вероятности кардиологических расстройств (В.П. Леугин, Е.И. Николаева, 2008).

Современные исследования психофизиологических механизмов эмоциональной регуляции крайне противоречивы, что обусловлено как сложностью самих эмоциональных феноменов, так и разнообразием методических подходов к их анализу (Е.И. Николаева, 2008). Наиболее адекватным методом оценки эмоциональной сферы человека является описание вариабельности кардиорнтма (P.M. Баевский и др., 1984). Вариабельность ритма сердца представляет собой результат взаимодействия разных уровней иерархической регуляции сердечной деятельности человека. Эта регуляция включает многосторонние нелинейные внутриуровневые и межуровневые прямые и обратные связи (P.M. Баевский, 2001).

Многоуровневость регуляции позволяет использовать вариабельность кардиоритма в качестве важнейшего показателя адаптации человека к сложным, прежде всего, эмоциональным, условиям, обнаружить специфику центрального влияния, связанного с эмоциональной, осознанной и неосознанной активностью человека. Наибольший результат дает анализ вариабельности в переходных состояниях, когда особенно заметно включение разных уровней регуляции, прежде всего, связанных с эмоциональным переживанием (Р.М.Баевский,2001).

Все это определило цель данного исследования: изучить особенности эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с различной выраженностью латеральных предпочтений.

В связи с этим объектом исследования является эмоциональный интеллект детей 7-8 лет.

Предметом являются особенности эмоционального интеллекта у детей 7-8 лет с различным типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии.

Гипотеза исследования: 1. Эмоциональный интеллект детей 7-8 лет будет зависеть от выраженности правых предпочтений в сенсорной и моторной сферах: чем больше правых признаков у ребенка, тем выше его эмоциональный интеллект. 2. Эмоциональное реагирование детей 7-8 лет, опосредованное эмоциональным интеллектом, будет зависеть от выраженности тех или иных предпочтений в сенсорной и моторной сферах: вариабельность кардиоритма детей с правым признаками при припоминании эмоциональных событий может свидетельствовать о большем напряжении системы регуляции по сравнению с этим показателем у детей с преимущественными левыми признаками; дети с левым профилем функциональной сенсомоторной асимметрии будут иметь более высокие показатели тревожности по сравнению с детьми с другими типами профиля. Исходя из цели задачами стали:

1. Выполнить аналитический обзор отечественных и иностранных источников, посвященных связи эмоционального интеллекта ребенка 7-8 и его латеральных предпочтений.

2. Изучить распределение детей 7-8 лет по типам профиля функциональной сенсомоторной асимметрии.

3. Выявить особенности эмоционального интеллекта у детей 7-8 лет с учётом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии.

4. Описать особенности вариабельности кардиоритма мальчиков и девочек с различными латеральными предпочтениями при припоминании эмоциональных ситуаций.

5. Сопоставить особенности эмоциональных проявлений у детей 7-8 лет с различным профилем функциональной сенсомоторной асимметрии.

Методологической основой исследования стали: разработанный в трудах отечественных исследователей принцип системного подхода к организации психических функций человека Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина; культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, в рамках которой поведение ребенка анали-зируется в зависимости от социальной ситуации развития; принцип единства аффекта и интеллекта в процессе развития личности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; представление об эмоциональном интеллекте как механизме управления эмоциональным реагированием человека J.D. Mayer, D. Caruso, P. Salovey, D. Goleman, R. Bar-On, И.Н. Андреевой, Д.В. Люсина; представления о системном характере межполушарных взаимодействий и роли функциональной асимметрии в адаптации человека А.Р. Лурия, Э. Гольдберга, В.П. Леутина, Е.И. Николаевой, В.Л. Бианки, Т.М. Марютиной, Е.Д. Хомской, М. Gazzaniga, М. Annett.

Читайте также:  Методикой глена домана не предусмотрено развитие способности чувствовать сопереживать

Для решения поставленных цели и задач в соответствии с гипотезой и объектом исследования, а также с учетом возрастных особенностей детей было

проведено диагностическое исследование с использованием следующих методов:

1. теоретические: анализ, сравнение, обобщение и систематизация литературных данных по проблеме исследования;

2. эмпирические: 1) оценка типа профиля функциональной сенсомоторной асимметрии с использованием набора проб, наиболее часто встречающихся в литературе (В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 1988; 2008), включающий выявление ведущих руки, ноги глаза, уха и совокупного показателя; 2) методика оценки эмоционального интеллекта ребенка (М.А. Нгуен, 2008); 3) методика «Эмоциональная пиктограмма» (Е.И. Изотова, 2004); 4) метод оценки вариабельности кардиоритма (при помощи программно-аппаратного комплекса «ОМЕГА-М», разработанного центром биомедицинских исследований «Динамика»; 5) опросник, направленный на описание представлений ребенка о методах наказания и поощрения в семье (Е.И. Николаева, 2006); 6) методика определения тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен (И.Б. Дерманова, 2002); 7) методика «Цветовой тест» М. Люшера (В.И. Тимофеев, Ю.И. Филимоненко, 1995);

3. интерпретационно-описательные: качественный и количественный анализ с применением методов математической статистики (непараметрический критерий Колмогорова-Смирнова, параметрический t-критерий Стьюдента), регрессионный анализ, факторный анализ, нелинейная статистика, обобщение полученных результатов.

Организация и этапы исследования.

Обследование испытуемых проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Ельца МБОУСОШ № 1 им. М.М. Пришвина. В исследовании приняли участие дети 1-2 классов в возрасте 7 -8 лет. Всего были обследованы 150 школьников. Среди них 86 мальчиков (средний возраст 7,27±0,45 лет) и 64 девочки (средний возраст 7,19±0,39). Исследование проводилось в период с 2011 по 2014 год и включало 3 этапа.

Первый этап (2011 — 2012 г.г.) включал изучение и анализ литературы по проблеме исследования. На данном этапе была сформулирована цель, гипотеза, задачи, методы исследования, подобраны методики исследования.

Второй этап (2012 — 2013 г.г.) включал организацию и проведение психологической и психофизиологической диагностики по проблеме исследования.

Третий этап (2012 — 2014 гг.) включал обработку, анализ и интерпретацию экспериментальных данных; систематизацию и обобщение полученных результатов; формулировку выводов экспериментального исследования; разработку рекомендаций по внедрению в образовательную практику общеобразовательных учреждений. Оформление материалов диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена анализом научных источников, относящихся к проблеме исследования; использованием валидных диагностических методик, а так же инструментальных

методов диагностики, адекватных возможностям детей 7-8 лет, соответствующих целям и задачам исследования; репрезентативностью выборки; условиями процедуры обследования детей, а так же применением необходимых методов статистической обработки полученных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Высокий уровень эмоционального интеллекта детей связан с выраженностью правых признаков в сенсорной сфере и не зависит от выраженности латеральных признаков в моторной сфере. У детей с высоким уровнем эмоционального интеллекта отмечаются градуальные изменения вариабельности кардиоритма от фона к положительно окрашенному эмоциональному состоянию и затем к негативно окрашенному состоянию.

2. При припоминании эмоциональных событий, изменения регуляции ритма сердца у детей с предпочтением левой стороны в сенсорной и моторной сферах ограничиваются адаптивными ресурсами, тогда как у детей с правым профилем обнаруживаются регуляторные изменения, выходящие за пределы адаптационного ресурса. Регуляция ритма сердца у праворуких детей более соответствует возрастным особенностям, тогда как у леворуких детей она-несколько отстает от возрастной нормы.

3. Уровень тревожности детей тем выше, чем больше выраженность у них левых признаков в сенсорной и моторной сфере.

Научная новизна исследования

Впервые экспериментально определены особенности эмоционального интеллекта детей 7-8 лет. Описана взаимосвязь типа профиля функциональной сенсомоторной асимметрии и эмоционального интеллекта детей.

Впервые описаны характеристики распределения кардиоинтервапов в покое и в эмоциональной ситуации у детей 7-8 лет с разным уровнем эмоционального интеллекта. Выявлен оптимальный уровень регуляции сердечного ритма в процессе эмоционального реагирования у детей с высоким уровнем эмоционального интеллекта и отдельных его компонентов вне зависимости от типа профиля. Показана связь эмоционального реагирования ребёнка, отраженного в параметрах кардиоинтервапов, с типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии.

Впервые определено, что регуляция ритма сердца у праворуких детей более соответствует возрастным особенностям, тогда как у леворуких детей она несколько отстает от возрастной нормы.

Доказана возможность использования понятия «эмоциональный интеллект» для прогноза эффективности оценки ребенком 7-8 лет эмоциональной ситуации и успешности вегетативной регуляции эмоционального поведения.

Доказано наличие связи типа латеральных предпочтений ребенка 7-8 лет с уровнем тревожности.

Теоретическая значимость исследования

Уточнены научные представления об особенностях распределения детей 7-8 лет по типам профиля функциональной сенсомоторной асимметрии. Описана специфика эмоционального реагирования детей 7-8 лет с различным уровнем

эмоционального интеллекта. Углублены представления об особенностях регуляции кардиоритма при припоминании эмоциональных событий у детей с разным типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии. Расширены представления о взаимосвязи эмоционального интеллекта с особенностями латеральных предпочтений у детей 7-8 лет. Подтверждена возможность использования понятия эмоциональный интеллект для прогноза эффективности оценки ребенком 7-8 лет эмоциональной ситуации и успешности вегетативного обеспечения его поведения в этой эмоциональной ситуации.

Практическое значение исследования

Создан комплекс психодиагностических методик для оценки эмоционального интеллекта и эмоционального реагирования детей 7-8 лет, позволяющий объективно оценивать эффективность центральной регуляции сердечно-сосудистой деятельности в эмоциональной ситуации. Полученные взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и спецификой эмоционального реагирования ребенка можно использовать для контроля состояния ребенка в процессе адаптации к школьному процессу. Описанные в работе взаимосвязи между типом латеральных предпочтений, спецификой эмоционального реагирования и уровнем эмоционального интеллекта можно применять в процессе индивидуального консультирования при психологической поддержке ребенка в период адаптации к обучению в школе.

Рекомендации по применению результатов исследования

Данные об особенностях эмоционального интеллекта детей с различным типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии можно использовать в практике обучения учителей, при разработке методических рекомендаций для родителей и учителей начальных классов. Данные могут быть использованы в рамках чтения лекций по дисциплинам «Психология развития и возрастная психология», «Психология младшего школьника» и «Детская практическая психология». Они могут войти в состав психологических дисциплин, предлагаемых на курсах повышения квалификации учителей начальных классов.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психофизиологии и педагогической психологии ЕГУ им. И. А. Бунина, докладывались на X Международной научно-практической конференции психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения (Санкт-Петербург, 2012); Третьем международном молодёжном психолого-социальном конгрессе для студентов, аспирантов и молодых учёных (Санкт-Петербург, 2012); Ежегодной научно-практической конференции преподавателей и студентов ЕГУ им. И.А. Бунина «Актуальные проблемы современной психологии» (Елец, 2012; 2013; 2014); Областном профильном семинаре «Школа молодых ученых по проблемам гуманитарных наук» (Елец, 2012; 2013; 2014); Всероссийской научной, юбилейной конференции, посвященной 40-летию ИП РАН и 85-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова «Психология в системе комплексного человекознания: история, современное состояние и перспективы развития» (Москва, 2012); IV Российском форуме

«Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» (Санкт-Петербург, 2012); Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» (Красноярск, 2012);Всероссийская конференция с международным участием «Функциональная межполушарная асимметрия и пластичность мозга» (Москва, 2012); Шестой международной конференции по когнитивной науке (Калининград, 2014); I Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика семейной и социальной систем» (Санкт-Петербург, 2014); Всемирной конференции по психологии здоровья (World Conferenceon Health Sciences (Antalya, Turkey2014).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации занимает 168 страниц, общий объем диссертации 180 страниц. Список литературы включает 202 наименования, из них 151 работа отечественных авторов и 51 иностранных. Текст диссертации содержит 28 таблиц и 17 рисунков, а также 9 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цель, объект, предмет, гипотезы, задачи и методики исследования, определяются его методологические основы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, области применения полученных результатов, излагаются научные положения, выносимые на защиту, также даны структура и объем диссертации.

В первой главе «Методологические и общетеоретические основы изучения эмоционального интеллекта у детей 7-8 лет с различным типом профиля функциональной сенсомоториой асимметрии» изложены результаты изучения и анализа теоретических и экспериментальных работ, связанных с темой диссертации.

В параграфе 1.1 «Подходы к описанию функциональной асимметрии головного мозга и профиля функциональной сенсомоторной асимметрии»

дается определение функциональной асимметрии головного мозга, обсуждаются особенности оценки функциональной сенсомоторной асимметрии (ФСМА) и ее связи, как с функциональной асимметрией мозга, так и с различными психологическими параметрами (А.Р. Лурия, 1975; В.П. Леугин, Е.И. Николаева, 1988, 2008; М.М. Безруких, 2004, 2009; A.B. Семенович, 2008; Н.П. Бехтереваи др., 2001; Н.В. Вольф, О.М. Разумникова, 2004; Y. Jiang et al., 2008; S. Reiterer et al., 2008; R.W. Speny, 1982; D.V.M. Bishop, 2001; M. Annett, 2002,2008).

Читайте также:  Проблемы эмоционально личностного развития ребенка

Показано, что внешним проявлением асимметрии человека, в поведении является профиль ФСМА — совокупный показатель, отражающий оценку комплекса латеральных признаков в сенсорной и моторной сферах (В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 2008).

Анализ исследований показал, что, что изменение взаимоотношения полушарий головного мозга является одним из механизмов приспособления организма человека к сложным условиям окружающей среды (H.H. Брагина, Т.А.

Доброхотова, 1988; В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 1988). Установлено, что, и у взрослых, и у детей профиль ФСМА необходимо учитывать при решении проблем связанных с адаптацией, как к природным, так и социальным условиям (Е.Д. Хомская, 1998; В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 2008; В.В. Аршавский, 2009). Особую значимость профиль ФСМА приобретает в процессе адаптации детей к образовательному процессу (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, 2003; М.М. Безруких, 2004, 2009; A.B. Семенович, 2008). По мнению ряда авторов, установление у детей особенностей их сенсомоторных предпочтений является важным показателем прогноза развития и обучения ребёнка (Н.Я. Семаго, 2005).

Описываются существующие типологии профилей (Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, 1997; H.H. Брагина, Т.А. Доброхотова, 1988; М.М. Безруких, 2003; В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 1988, 2008; Г.А. Кураев и др., 2004). Показано, что профиль ФСМА является подвижной характеристикой, определяемой как врождёнными особенностями организма, так и факторами окружающей среды (Г.А. Кураев, 2004; Е.Д. Хомская, 1998) в зависимости от которых он может изменяться (Е.И. Николаева, 2010).

Анализируются данные о том, что мужчины и женщины имеют различные распределения по типам профиля ФСМА (Н.В. Вольф, 2000, Н.В. Вольф, О.М. Разумникова, 2004), а так же, то, что тип профиля изменяется в процессе онтогенетического развития человека (Д.А. Фарбер, 2002; Е.Д. Хомская, 1998; Г.А. Кураев и др., 2004; Н.Я. Семаго, 2005; A.B. Семенович, 2008).

Описываются особенности участия полушарий в восприятии чужих эмоций, собственно психологических переживаниях, а также экспрессии той или иной эмоции в поведении самим субъектом и ее физиологическом сопровождении (Л.Я. Балонов, В.Л. Деглин, 1976; Е.Д. Хомская и др., 1997; K.M. Heilman, D. Bowers, 1990; C.I. Prodan et al., 2001; A.D. Craig, 2005). Демонстрируется противоречивость подходов к анализу связи эмоциональных явлений с функциональной асимметрией мозга. В одних исследования доказывается, что эмоциональные явления определяется структурами правого полушария мозга (Е.Д. Хомская и др., 1997; K.M. Heilman, D. Bowers, 1990; J. Hustler et al., 1998; C.I. Prodan et al., 2001; С. Kalaycioglu, 2008). В других работах предлагаются доказательства того, что эмоции генерируются в обоих полушариях (М.Н. Русалова, 2004; В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 2008; Е. Aronson, 2000).

С позиции нашего исследования наиболее значимыми представляются данные относительно связи процесса адаптации с латеральными предпочтениями. Показано, что у людей преимущественно с левосторонними предпочтениями в сенсорной и моторной сферах резко снижена вероятность сердечно-сосудистых заболеваний и в среднем у мужчин наблюдаются низкие уровни холестерина в крови (E.I. Nikolaeva et al., 1995). Возникло предположение о том, что различия в заболеваемости у людей с разными латеральными предпочтениями объясняются спецификой реагирования организма в процессе адаптации (Э. Голдберг, 2003; В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 2008). Активируется правое полушарие, которое также является высшей инстанцией вегетативной регуляции. В то же время все данные и доказательства касаются только взрослых. Отсутствуют результаты, полученные на

детях, которые позволили бы предсказать последствия адаптивных перестроек у детей с разными латеральными предпочтениями в процессе адаптации учебному процессу.

В параграфе 1.2 «Теоретические подходы к изучению эмоционального интеллекта» описываются основные подходы к определению понятия эмоциональный интеллект (ЭИ), его структурных компонентов, а так же особенности ЭИ детей младшего школьного возраста.

Показано, что проблема взаимосвязи эмоций и интеллекта была актуальной на протяжении 20-го века и остаётся таковой и в настоящее время (Л.С. Выготский, 1984; А.Н. Леонтьев, 1971; С.Л. Рубинштейн, 2008; Б.В. Зейгарник, 1986; Е.Л.Носенко, 2000; Е.П. Ильин, 2001; И.Н. Андреева, 2012; G. George, 2000; J.V. Ciarochi et al., 2001; J.D. Mayer et al., 2004,2008).

Одним из новых понятий, связывающим воедино эмоции и интеллект, является ЭИ, то есть способность понимать свои эмоции и эмоции окружающих, а так же способность управлять ими через умение переводить свои знания в слова (Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, 2009).

Существует несколько подходов к определению понятия эмоциональный интеллект (И.Н. Андреева, 2012; Д. Гоулман, 2009; Е.П. Ильин, 2001; А.П. Лобанов, 2006; Е.Л. Носенко, 2000; Д.В. Люсин, 2004; Г.М. Бреслав, 2004; М.А. Манойлова, 2004; J.D. Mayer et al., 2008). В параграфе описаны модели ЭИ, предложенные П. Сэловеем и Д. Мэйером (J.D. Mayer et al., 2004, 2008), Д. Гоулманом (2009), Р. Бар-Оном (И.Н. Андреева, 2012), К. Изардом (2011), М. А. Манойловой (2004), Э. Л. Носенко и Н. В. Ковригой (2003), Д. В. Люсиным (2004, 2009).

Мы опирались на представление об ЭИ, изложенное в работах Д.В. Люсина, как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управление ими (Д.В. Люсин, 2004, 2009). Уровень развития ЭИ и его особенности обусловливает ряд факторов: когнитивные способности; представление об эмоциях; особенности эмоционального реагирования. Анализ литературы показал, что в период младшего школьного возраста наиболее интенсивно на уровень развития эмоциональной сферы влияют особенности эмоционального реагирования ребенка (Е.П. Ильин, 2001; Е.И. Николаева, 2010; И.Н. Андреева, 2012).

Показаны основные подходы к определению эмоционального реагирования (Б.М. Теплое, 1946; В.Д. Небылицын, 1971; B.C. Мерлин, 1973; Л.М. Аболин, 1974; А.Ф. Лазурский, 1995; Е.П. Ильин, 2001). Выявлено, что особенности эмоционального реагирования различаются у людей с различными типами профиля ФСМА (Э. Голдберг, 2003; В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 2008; Е.И. Николаева, К.Н. Яворович, 2014; I.C. McManus, 2002).

ЭИ связан со многими психологическими и психофизиологическими характеристиками (Е.Л. Носенко и др., 2000; Д.В. Люсин, 2009; Д. Гоулман, 2009; И.Н. Андреева, 2012; G. George, 2000; N.S. Schutte et al., 2000; J.V.Ciarochi et al., 2001, 2002; S.B. Wolff et al., 2002; J.D. Mayer et al., 2004, 2008; E. Austin et al., 2005, 2010; S. Mavroveli, M.J. Sanchez-Ruiz, 2011).

Согласно современным исследованиям наиболее благоприятным периодом для формирования ЭИ считается младший школьный возраст, так как именно в этом возрастном периоде потребность в эмоциональном восприятии окружающей действительности дополняется у ребёнка активным развитием интеллекта (И.Н. Андреева, 2003).

Поступление ребёнка в школу приводит к изменению его эмоциональной сферы (ЛИ. Божович, 1995; Л.В. Благонадежина, 1968; Т.Б. Пискарева, 1998), в частности ее усиленная социализация (Е.П. Ильин, 2001; Д. Гоулман, 2009; И.Н. Андреева, 2012; Е. Aronson, 2000).

В параграфе 1.3 «Эмоциональный интеллект и эмоциональное реагирование детей 7-8 лет» описаны основные подходы к пониманию эмоционального реагирования, а так же его особенности и специфика у детей младшего школьного возраста.

Под эмоциональным реагированием понимается причинно обусловленное явление, реакция личности и её прошлого апперцептивного опыта в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней управления и регуляции, относящихся ко всем подструктурам и сторонам личности (Е.П. Ильин, 2001). В соответствии с этим выделяются такие компоненты эмоционального реагирования как психофизиологический (Е.П. Ильин, 2001; Н.Д. Левитов, 2002; У. Джеймс, 2002; Г. Ланге, 2007; B.C. Дерябин, 2013), импрессивный (А.Н. Леонтьев, 1971; Л.С. Выготский, 1984; Ф.Е. Василюк, 2004; С.Л. Рубинштейн, 2008) и экспрессивный (В.А. Лабунская, 1999; Е.П. Ильин, 2001; К.Э. Изард, 2011).

Описаны основные характеристики эмоционального реагирования (Е.Д. Хомская, 2002), уровни (А.Т. Злобин, 1991) и виды (В.М. Смирнов, А.И. Трохачёв, 1974).Эмоциональное поведение характеризуется соотношением произвольных и непроизвольных эмоциональных реакций (Е.П. Ильин, 2001).Эмоциональное реагирование развивается в процессе онтогенетического развития (А.Н. Леонтьев, 1982; Л. С. Выготский, 1984; Г.А. Широкова, 2005).

С поступлением в школу увеличивается количество эмоциогенных объектов (Е.П. Ильин, 2001). Эмоциональное реагирование младшего школьника осуществляется в соответствии с нормами и требованиями социального окружения (А.Д.Кошелева, 2000; Г.А. Широкова, 2005; Г.А. Урунтаева, 2006).

Появление специфической учебной деятельности, которая связана со значительными нагрузками на ребенка, способствует появлению эмоциональной лабильности, вегетативных реакций, утомляемости и тревожности у детей младшего школьного возраста (М.М. Безруких, 2009). Показаны основные подходы к определению понятия тревожность (B.C. Мерлин, 1973; Е.И. Рогов, 2001; Е.П. Ильин, 2001; Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2004).

Читайте также:  Стресс может вызвать инсульт

Современные исследования показывают, что эмоциональные реакции являются психофизиологическим феноменом, а следовательно, о их возникновении можно судить по изменениям вегетативных показателей, таких как частота сердечных сокращений, частота дыхательных движений, артериальное

давление и т. д. (В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, 2001; П. Лафренье, 2004; L.A. Sroufe, 1996).

Регистрация вариабельности кардиоритма, отражающая результат взаимодействия симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы в процессе адаптации к конкретной ситуации (P.M. Баевский, 2001; Н.И. Шлык, 2009) является одним из точных психофизиологических методов, адекватно отражающих эмоциональные реакции человека.

Вариабельность кардиоритма — показатель изменчивости сердцебиений, отражающий контроль ритма сердца со стороны центральной нервной системы и представляет собой универсальную реакцию организма на различные внешние воздействия (P.M. Баевский, 2001). Анализ вариабельности кардиоритма позволяет получить информацию о протекании регуляторных влияний вегетативной нервной системы. Наиболее информативен анализ вариабельности кардиоритма в тех случаях, когда оцениваются переходные состояния, например, в спокойном бодрствовании и при припоминании эмоциональных событий (Б.И. Николаева, 2010).

Вторая глава диссертации «Организация, материалы и методы -исследования» посвящена описанию базы исследования, раскрывается общая характеристика исследуемой выборки детей 7-8 лет, и приводятся методики исследования и методы обработки данных исследования.

В параграфе 2.1 «Организация исследования» описаны этапы работы над диссертацией, раскрываются этапы экспериментального исследования.

По всем методикам эксперимента дети были обследованы индивидуально. Соблюдались постоянные внешние условия эксперимента. Диагностические задания, направленные на выявление типа профиля ФСМА предлагались детям в один экспериментальный день, на следующий день — методики, направленные на выявление особенностей ЭИ, а позднее проводилось выявление особенностей эмоционального реагирования. Обследование проводилось в первой половине дня в одном и том же помещении, без присутствия посторонних, с сохранением четкой последовательности предъявления. Данные по каждому ребенку фиксировались в приготовленных протоколах по каждой методике.-

В параграфе 2.2 «Общая характеристика исследуемой выборки» описываются особенности выборки, и раскрывается база исследования. Обследование проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждения г. Ельца МБОУСОШ № 1 им. М.М. Пришвина. Были обследованы 150 школьников, 86 мальчиков (средний возраст 7,27±0,45 лет) и 64 девочки (средний возраст 7,19±0,39).

В параграфе 2.3 «Методики исследования» подробно излагаются психофизиологические и психологические методики исследования, названия которых в автореферате перечислены выше.

В параграфе 2.4 «Методы статистической обработки результатов»

описаны формы обработки полученных результатов исследования.

Был проведен качественный и количественный анализ данных. Статистическая обработка проводилась при помощи компьютерной программы SPSS, версии 17.0.

Третья глава диссертации «Результаты исследования и их обсуждение» посвящена анализу и обсуждению полученных результатов.

В параграфе 3.1 «Распределение детей по типам профиля функциональной сенсомоторной асимметрии» проанализированы данные полученные в ходе диагностики типов профиля ФСМА детей 7-8 лет. Показано, что в этом возрасте наиболее распространен правый профиль ФСМА (47,3%), смешанный встречается в 30,7% случаев, а левый отмечается у 22,0% детей.

Распределение детей по параметру «ведущая рука» свидетельствует о преобладании детей со смешанной мануальной асимметрией (45,3%), леворукость встречается у 23,3% испытуемых, праворукость — у 31,3%.Следовательно, в данной выборке каждый пятый ребенок был леворуким, что соответствует результатам других исследователей, указывающих на рост числа леворуких людей в различных странах мира.

Приводятся данные о распределениях детей по параметрам «ведущая нога», «ведущий глаз», «ведущее ухо», которые также соответствовали результатам других авторов.

Распределения мальчиков и девочек по типам профиля ФСМА и отдельным параметрам этого профиля в данной выборке не отличались.

В параграфе 3.2. «Специфика эмоционального интеллекта детей 7-8 лет» приводится анализ результатов, полученных с помощью методик, направленных на диагностику ЭИ.

У 40,7% детей обнаружен высокий уровень такого компонента ЭИ как «эмоциональная ориентация на мир людей или мир вещей», у 52,6% детей был выявлен средний уровень, 6,7% детей имели низкий уровень. Установлено, что у 38,0% детей преобладает эмоциональная ориентация на другого человека -высокий уровень компонента «эмоциональная ориентация на себя или на других», 48,5% детей имеют средний уровень значения данного показателя ЭИ, а у 13,3% детей был выявлен низкий уровень. Анализ методики «представление об эмоциях» обнаружил, что 46,0% детей выборки достаточно хорошо опознают и определяют эмоции. У 32,0% детей выявлен средний уровень данного показателя ЭИ, а низкий уровень представления об эмоциях был выявлен у 22,0% детей.

Полученные данные говорят о том, что большинство детей нашей выборки имеет показатели ЭИ выше среднего и среднего уровня. Различий между мальчиками и девочками поданному параметру обнаружено не было.

В параграфе 3.3. «Сравнительный анализ ЭИ детей 7-8 лет с разными типами профиля функциональной сенсомоторной асимметрии» представлены результаты сопоставления особенностей ЭИ у детей с различной выраженностью латеральных предпочтений в моторной и сенсорной сферах.

Анализ результатов исследования уровня совокупного ЭИ, а так же отдельных его параметров показал, что самые высокие значения ЭИ наблюдаются у детей с правым типом профиля ФСМА, а так же с правым типом асимметрии в

сенсорной, но не моторной сфере, тогда как минимальные — у детей с левым профилем и левыми показателями в сенсорной сфере.

Проведенный линейный регрессионный анализ, показал, что независимая переменная «тип профиля ФСМА» влияет на зависимые переменные: «ЭИ» (11=0,394, 112=0,155, при р=0,000), «эмоциональная ориентация на мир людей или мир вещей» (11=0,338, Я2=0,115, при р=0,000), «эмоциональная ориентация на себя или других людей» (11=0,295, 1^=0,087, при р=0,000) и «представление об эмоциях» (11=0,329, Я2=0,108, при р=0,000).

Изучение влияния отдельных параметров типа профиля ФСМА в качестве независимых переменных на уровень ЭИ как зависимой переменной показало, что на ЭИ влияют только параметры, описывающие предпочтение в сенсорной, а не моторной сфере: «Ведущее ухо» (11=0,377, Я2=0,142 при р=0,000) и «Ведущий глаз» (11=0,272, Я3=0,074 при р=0,001). Так же установлено влияние независимых переменных — «Ведущее ухо» и «Ведущий глаз» на все параметры ЭИ, представленные в виде зависимых переменных.

Тип профиля ФСМА влияет как на параметры ЭИ мальчиков, так и девочек. Мы установили, что профиль ФСМА связан со всеми параметрами ЭИ.

Как показано многими авторами, в возрасте 7-8 лет существенный сдвиг рукости в правую сторону обусловлен социальным давлением, при котором ребенка стараются научить брать ручку в правую руку (Е.И. Николаева, 2010). Именно поэтому к этому возрасту параметр «рукость», возможно, наименее эффективен при оценке психологических показателей. В то же время минимальное социальное давление отмечается на параметры сенсорной сферы, которая еще может отражать связь латеральных признаков с особенностями функционирования полушарий головного мозга.

Можно предположить, что связь с параметрами эмоционального интеллекта выраженности латеральных признаков в сенсорной сфере происходит за счет более точного описания поступающей извне информации. Более того, ЭИ в большей мере связан с активностью левого, а не правого полушария. А ведущее правое ухо, возможно, в большей мере отражает активность центра речи в левом полушарии. Раздельная роль сенсорных и моторных параметров профиля ФСМА при оценке психологических характеристик человека многократно подчеркивалась в работах М.М. Безруких (2003).

В параграфе 3.4. «Связь эмоционального интеллекта с особенностями вариабельности кардноритма у детей» описаны результаты изучения взаимосвязи показателей вариабельности кардиоритма с компонентами ЭИ интеллекта детей 7-8 лет.

Установлено, что показатель низкие частоты (Х-И) выше у детей с высоким уровнем, чем у детей с низким уровнем понимания эмоций (Табл.1). На основании этого можно сделать предположение, что высокий ЭИ позволяет ребенку сделать более точную оценку эмоциональной ситуации и потому более дифференцированно реагировать.

Два других показателя ЭИ — «эмоциональная ориентации на себя или на других» и «эмоциональная ориентация на мир людей или на мир вешей» — также

свидетельствуют о более дифференцированном реагировании ребенка в фоне и эмоциональной ситуации, если они имеют высокий или средний уровни значений этих показателей по отношению к детям с более низкими их значениями.

Значение низких частот сердечного ритма в трех экспериментальных ситуациях у детей 7-8 лет с различной сформированностыо представлений об эмоциях (среднее значение и стандартное отклонение)

Показатель Уровни сформи рованности представлений об эмоциях

низкий средний высокий

Низкие частоты ритма (ЬР), мс2 0 1595,60±1625,67 1737,87±2157,24 2085,23±2498,20

+ 2052,48±2448,88 1558,79± 1671,42 1820,1 Ж805,61

— 1398,36±1199,16* 1661,66±1473,79 2196,59±2144,70

Примечание: О- значения кардиологического показателя для фоновой записи, «+» — при припоминании поощрения, «-»- при припоминании наказания в семье; *- различие показателя у детей с высоким и низким уровнем ЭИ при р Похожие научные работы

Источник

Оцените статью