К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов
Дата публикации: 17.02.2016 2016-02-17
Статья просмотрена: 1491 раз
Библиографическое описание:
Першина, А. В. К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов / А. В. Першина, А. В. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 703-704. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26201/ (дата обращения: 11.10.2021).
В статье исследуются теоретические аспекты эмоционального интеллекта студентов. Раскрыта сущность понятия «эмоциональный интеллект», проанализированы предпосылки развития, его составляющие и компоненты, а также возможности развития эмоционального интеллекта у студентов.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект,предпосылки развития эмоционального интеллекта, составляющие и компоненты эмоционального интеллекта студентов.
В современном мире быстротечно меняются требования к различным институтам образования, к качеству подготовки профессионалов и уровню сформированности знаний. В современной жизни высокого ценится эмоциональный интеллект. Система высшего образования способствует развитию способностей студентов в духовном, нравственном и профессиональном отношении. Особое значение эмоциональный интеллект приобретает в процессе подготовки студентов, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием с людьми. Именно поэтому проблема эмоционального интеллекта студентов вызывает интерес у достаточно большого количества ученых: педагогов, психологов и других исследователей.
Понятие «эмоциональный интеллект» было введено П. Сэловеем и Дж. Мейером в 1990 году, с этого момента многие ученые трактуют его по-разному. По определению П. Сэловея, Дж. Мейера и Д. Карузо, под эмоциональным интеллектом понимают группу ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих (модель способностей) [4].
И. Н. Андреева дает следующее определение эмоционального интеллекта: «…это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни (понимать эмоции окружающих людей, использовать эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией)» [1, с. 76–78].
Большое количество ученых исследовали данную проблемы в различных ее аспектах. Наиболее значимый вклад, на наш взгляд, внесли следующие ученые: Д. Гоулмен (теория эмоциональной компетентности), Р. Бар-Он (понятие «коэффициент эмоциональности»; С. Л. Рубинштейн развивал идею, принадлежащую Л. С. Выготскому, об аффективных и интеллектуальных процессах (интеллектуальный процесс невозможен без участия эмоций) и А. Н. Леонтьев (мышление имеет эмоциональную регуляцию) [5, с. 56–62].
Мы же определим для себя «эмоциональный интеллект», как сложное образование, который включает в себя совокупность поведенческих когнитивных и эмоциональных качеств, способствующих обеспечению осознания, понимания собственных эмоций и эмоций окружающих, а также влияющих на личностное развитие и межличностных взаимодействий.
Анализ исследований по проблеме эмоционального интеллекта позволил сформулировать предпосылки его развития:
биологические (наследственные задатки эмоциональной способности, тип мышления и т. д.);
социальные (степень развития самосознания; эмоционально благополучные отношения; гендерные особенности, эмоциональные знания и навыки и т. д.).
Майер и Сэловей выделили четыре составляющие эмоционального интеллекта:
восприятие эмоций — умение распознавать эмоции других людей, а так же идентифицировать собственные.
использование эмоций для стимуляции мышления — умение человека неосознанно активировать мыслительный процесс, пробуждать в себе творческие способности, применяя эмоции как фактор мотивации.
понимание эмоций — умение определять причину появления той или иной эмоции, определять связь между эмоциями и мыслями, предугадывать возникновение эмоций со временем.
управление эмоциями — умение управлять своими эмоциями и других людей, направляя их на достижение определенных целей [3, с. 23–24].
На основе анализа предпосылок эмоционального интеллекта, а также личностно-профессиональных качествах личности студентов гуманитарного направления, можно рассмотреть структуру эмоционального интеллекта, включающую, следующие компоненты:
когнитивный компонент — это адекватная самооценка; эмоциональное самосознание; осведомленность об эмоциональных качествах; рефлексия.
эмоциональный компонент — умение распознавать эмоции других людей, эмоциональную устойчивость, мотивацию достижения успеха, а также эмоциональную отзывчивость.
поведенческий компонент — это способность управлять своими эмоциями, умение поддержать контакты и устанавливать связь; умение находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах.
Анализ научной литературы показал, что низкий уровень эмоционального интеллекта может привести к затруднению восприятия знаний, а так же замкнутости в общении, что в дальнейшем может повлиять на искажение социализации личности. Формирование качественных психических новообразований студента достигается только благодаря эмоциональному окрашенному взаимодействию с окружающим миром и сверстниками.
Развитие эмоционального интеллекта студентов достигается с помощью проведения тренинговых занятий с использованием активных и интерактивных методов обучения. Тренинг развития эмоционального интеллекта может быть направлен на стимулирование наиболее полного выражения чувств, которые связаны с «внутренним Я», как вербально, так и невербально; опознавание переживаний, ранее подавляемых и искажаемых; дифференциацию и распознавание объектов чувств. Целью тренинга является реорганизация Я-концепции путем усвоения ранее не проработанных переживаний (тренинг личностного роста), развитие способностей к саморегуляции, рефлексии, фасилитативному влиянию и эмпатии (тренинг навыков и умений) [2].
В процессе обучения эмоциональный интеллект можно развивать при коллективном обсуждении проблемы, когда происходит непосредственное взаимодействие с коллективом на познавательном и эмоциональном уровнях. Еще продуктивными методами развития эмоционального интеллекта являются игра, арттерапия, психогимнастика, поведенческая терапия, дискуссионные методы, моделирование, проигрывание ролей, обратная связь, демонстрации, проектирование и другие.
Таким образом, эмоциональный интеллект — это сложное образование, который включает в себя совокупность поведенческих когнитивных и эмоциональных качеств, способствующих обеспечению осознания, понимания собственных эмоций и эмоций окружающих, а также влияющих на личностное развитие и межличностное взаимодействие. Структуру эмоционального интеллекта составляют когнитивный, эмоциональный и поведенческие компоненты, которые формируются в ходе групповых занятий с использованием активных методов обучения.
- Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. — 388 с.
- Калинина Т. В. Инновационный подход к профессиональной подготовке педагогов-психологов в условиях модернизации профессионального образования / Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции: — Челябинск: Изд-во Образование», 2006. — С. 179–188.
- Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 260 с. С. 29–36.
- Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. — М.: Институт психологии РАН, 2010 г. — 174 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2009–712 с.
Источник
эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов
Дата публикации: 07.07.2019 2019-07-07
Статья просмотрена: 962 раза
Библиографическое описание:
Битюцких, Е. В. эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов / Е. В. Битюцких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61462/ (дата обращения: 11.10.2021).
Процесс понимания и перевода эмоций в рациональное мышление получил название «Эмоциональный интеллект» (Дж. Майер, Д. Карузо и П. Саловей). Согласно результатам исследований уровень развития эмоционального интеллекта является одним из ключевых факторов эффективности деятельности. В статье рассматривается взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и учебной успешностью студентов.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, учебная успешность.
The process of understanding and translating emotions into rational thinking is called «Emotional intelligence» (J. Mayer, D. Caruso, and P. Salovey). According to research emotional intelligence is a key factor in the effectiveness of activities. The article examines the relationship between emotional intelligence and academic success of students.
Key words: emotional intelligence, educational successful.
В современном, быстроизменяющемся динамическом мире, в процессе обучения важно обеспечить максимальное раскрытие потенциала молодого специалиста. В такой ситуации основной задачей преподавателя становится — не столько передача знаний, сколько пробуждение познавательной активности студентов, повышение учебной мотивации, формирование интереса к деятельности. Эффективность данных процессов достигается через эмоционально окрашенное, личностное взаимодействие с учащимися, опосредованное единством мышления и эмоций — эмоциональным интеллектом.
Понятие «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence) ввели в научную терминологию Дж. Майер из Нью-Гемпширского университета и П. Сэловей из Йельского университета. В 1990 г. выходит статья «Эмоциональный интеллект», которая стала первой публикацией на эту тему. В обзоре исследований эмоционального интеллекта утверждается, что модель Сэловея и Майера, возникшая хронологически первой, включает в себя когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации.
Согласно научной концепции, эмоциональный интеллект — это способность человека обрабатывать ту информацию, которую он получает через эмоции — свои и окружающих. Авторы данной модели рассматривают эмоциональный интеллект (ЭИ) как «четко определяемую и измеряемую способность, близкую к традиционным аспектам интеллекта. Способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений».
Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил им выделить четыре компонента эмоционального интеллекта, которые были названы ветвями. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой последовательно развиваются в онтогенезе.
Первая ветвь — восприятие, идентификация эмоций. Распознавание эмоциональных сигналов с помощью коммуникативных каналов.
Вторая ветвь — использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.
Третья ветвь — понимания и анализ эмоций. Способность предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем и оценить влияние эмоций на результат.
Четвёртая ветвь — сознательное управление эмоциями. Регулирование реакции в ответ на эмоциональные стимулы в рамках конкретной ситуации.
Повышение уровня эмоционального интеллекта возможно путем организации целенаправленного внешнего (тренингового) воздействия на развитие каждой из четырех составляющих данного конструкта в рамках модели когнитивных способностей.
Глубинная проработка эмоционального состояния и развитие эмоционального интеллекта по всем четырём ветвям не может быть скорым, это требует индивидуального подхода и длительного времени. Однако даже элементарное знакомство с азбукой эмоций и освоение практических упражнений по регуляции эмоционального состояния, повышает эффективность трудовой и учебной деятельности.
Каждая эмоция обладает интенсивностью, поэтому можно снизить или повысить уровень эмоции. Рассмотрим эмоцию интерес — базовая эмоция, стимулирующая развитие человека и основная повышающая эффективность процесса обучения.
Интерес движет нами с момента рождения и обеспечивает ясность мысли и мудрый взгляд на мир на протяжении всей нашей жизни. Экспериментально доказано — интерес можно включить! Новизна, одушевлённость, перемены — активируя эти факторы можно управлять интересом. Если у студента нет заинтересованности в получении знаний, то он, используя ресурсы памяти учится по принципу — «Выучил — сдал — забыл». При этом даже способен показывать высокий уровень академической успеваемости, но после окончания ВУЗа не идёт работать по специальности. Интерес лежит в основе мотивационной составляющей, а как показывают исследования, фактор мотивации важен для успешной учебной деятельности сильнее, чем фактор интеллекта. Самое важное свойство эмоций состоит в том, что они обладают мотивационным потенциалом. Эмоции и мотив — термины, имеющие общее происхождение, от латинского «motere» — «двигать». Эмоции служат в качестве фактора мотивации действия, заставляющего человека приспосабливаться к частной эмоциональной ситуации. Человек получает импульс к конкретному способу поведения, цель эмоции служит фактором мотивации действия.
Другая очень серьёзная проблема, которую можно регулировать с помощью развития эмоционального интеллекта — страх студентов во время сессии. Страх базовая эмоция, одна из самых важных и необходимых человеку, потому что лежит в основе и инстинкта самосохранения. Все эмоции нужны, все эмоции важны — но, важен уровень эмоций в конкретной ситуации. Страх не сдать сессию двигает студентом и побуждает готовиться и посещать занятия. Но при этом повышенный уровень страха в экзаменационный период негативно влияет на психическое и соматическое здоровье, работоспособность, на показатели познавательных, эмоциональных и физиологических процессов. Разработаны специальные упражнения, которые помогают снизить эмоциональный уровень страха. Из комплекса упражнений каждый выбирает для себя наиболее подходящие и эффективные инструменты помогающие перевести страх из деструктивного в конструктивный уровень.
Эмоции рассматриваются, как ресурс, они помогают нам, выступают внутренними советчиками. Для повышения эффективности деятельности важно научиться осознавать, понимать и интеллектуально использовать ту информацию, которую мы получаем через эмоции.
Слишком высокий градус даже самых приятных эмоций быстро нас истощает, а низкий уровень часто выступает нашим дезорганизатором. Очень важно умение искать и настраивать собственные оптимальные режимы. Конечно, все настройки индивидуальные, но законы настроек являются общими.
Понимая ресурс эмоционального интеллекта, можно развить его до автоматизма. Он будет работать так же естественно, как работает мозг взрослого человека, когда он ходит, ест, говорит. Навык узнавания и понимания эмоций открывает другое видение мира, которому, к сожалению, пока не обучают всех.
Источник