- Эмоциональный интеллект подростков с девиантным поведением
- Развитие эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению
- Ковалев С.В.
- Рецензии:
- Отзывы:
- Информация
- Разделы
- Контакты
- Расстройство поведения у детей и подростков
- Общие закономерности
- Причины
- Реакционные основы дезорганизации действий
- Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений
- Несоциализированное/социализированное нарушение поведения
- Гиперкинетическое расстройство
- Депрессивное расстройство
- Деструкция сексуального поведения
- Девиантное поведение
Эмоциональный интеллект подростков с девиантным поведением
Мировая педагогика, педагогическая психология и социология интенсивно изучают девиантное (отклоняющееся) поведение детей и взрослых. Особое внимание уделяется молодежи, так как она наиболее остро реагирует на трудности жизни. Наука исследует причины, профилактику и психокоррекцию девиантного поведения.
Большую помощь в решении этих проблем могут оказать данные современных нейронаук (нейропсихологии, нейрофизики, нейрохимии и других). На основе использования этих данных формируется новая отрасль науки – нейропедагогика. Она призвана развивать теорию воспитания и обучения на основе данных современных наук о мозге.
Основу учения о мозге и поведении заложили великие русские ученые И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев.
И.П. Павлов экспериментально показал, что высшая нервная деятельность животных и человека связана с корой больших полушарий мозга. В то же время он указал, что чувства и эмоции связаны с подкоркой. Однако имеется связь между подкоркой и корой больших полушарий, выражающих, в частности, создание динамических стереотипов.
Современные данные нейронаук подтвердили, уточнили и расширили указанное положение И.П. Павлова. Сегодня установлено, что наш вербальный и невербальный интеллект связан с различными полушариями. Вербальный интеллект определяется деятельностью левого полушария, а невербальный ‒ правого, хотя между ними имеется взаимосвязь. В то же самое время установлено, что чувства и эмоции связаны с лимбической системой мозга. Выяснено, что человек может сознательно управлять этой системой через вербальный и невербальный интеллект. Вот такое достигаемое отдельным человеком взаимодействие и получило название эмоционального интеллекта. У таких людей эмоции не влияют на поведение бесконтрольно, а управляются ими. Это управление достигается пониманием своих эмоций, разумным отношением к ним, умением противопоставить отрицательным эмоциям положительные, а для первых найти ситуации разумного разрешения. Понятно, что эмоциональный интеллект достигается воспитанием и самовоспитанием, требует определенной эмоциональной культуры, компетенции в области чувств и эмоций, уверенности в себе и выработки необходимой положительной мотивации в жизни, развития эмпатии.
Постараемся раскрыть указанное положение на основе анализа трагического события в одной школе с одним из одаренных старшеклассников, совершившим неожиданное немотивированное убийство.
Разбирая этот случай, мы постараемся вернуться к понятию эмоциональный интеллект и уточнить его.
Мы достаточно давно слышим о ряде случаев жестоких преступлений молодых людей в Америке и Западной Европе, убивающих в состоянии аффекта и берущих в заложники своих соучеников по школе и оказавшихся рядом других людей. За 10 лет их было 6: три в США и по одному в Бразилии, Германии, Франции. Теперь стрельба произошла в московской школе. Были человеческие жертвы. Произошедшее сильно встревожило педагогов и общество в целом. Возникла срочная необходимость в выявлении причин случившегося и принятии срочных мер по профилактике повторения подобного трагического события. Постараемся описать наше виденье и толкование произошедшего. Для начала обратимся к фактам, изложенным в статье С. Лютых «Ученик с ружьем. Подросток хотел увидеть смерть», опубликованной в № 5 газеты «Вечерняя Москва» 6–13 февраля 2014 года.
Последовательность событий такова. В начале указанной недели ученик 10 класса пришел в свою школу с оружием. По одной версии, у него был отцовский охотничий карабин, по другой – две винтовки. Он заставил школьного охранника проводить его на урок географии, где в присутствии 23 одноклассников убил учителя. Юноша стрелял дважды, в живот и голову преподавателя. Присутствующие ученики слышали, как он сказал перед стрельбой «Я хочу увидеть смерть». Предполагают, что юноша сам стремился к тому, чтобы его убили при задержании, т.к. не хотел жить, но боялся самоубийства. Затем стрелявший зашел в соседний класс и приказал учащимся залезть под парты. Вскоре в школе появились двое полицейских, один из которых был тяжело ранен десятиклассником, а второй – убит. В школу был вызван отец мальчика. Поговорив с сыном по мобильному телефону в течение 15 минут, он вошел в класс и убедил стрелявшего отпустить заложников и разоружиться. После этого десятиклассник, совершивший выстрелы, был задержан.
Как можно все происходящее объяснить с помощью новейших данных наук о мозге и поведении (нейронаук)? К ним относятся нейропедагогика, нейропсихология, нейрофизиология, нейрохимия и другие. Обычно ученые начинают анализ подобных поступков с выяснения, нет ли у исследуемого человека патологий мышления и других познавательных процессов. Фактов для такого заключения нет в данном случае. Более того, старшеклассник был отличником учебы, одаренным учащимся. Все учителя об этом говорили, хвалили его, предсказывали блестящее будущее. Наверное, по отношению к нему надо говорить о нарушении эмоционально-волевой сферы, приводящей к неумению общения со сверстниками и взрослыми. Это подтверждают учившиеся с ним несколько лет товарищи. Друзей у него не было. А к одноклассникам он все время придирался и не упускал случая их оскорбить, был неуравновешен и агрессивен.
Причины подобного поведения успевающего ученика можно объяснить сложившимися культурными традициями Европы и Америки в отношении воспитания лиц мужского пола. От подростков и взрослых требуется сокрытие своих чувств и эмоций. В большинстве случаев это приводит к формированию неразумной выдержки и полного подавления эмоций. Это вредное накопление отрицательных эмоций может привести не только к потрясающим проявлениям человеческой деструктивности, немотивированного агрессивного поведения, но и к тяжелым болезням организма уже взрослых мужчин. Недаром основной контингент пациентов кардиологических клиник – это мужчины. У девочек и женщин в этом отношении все обстоит иначе. У них приветствуется проявление эмоциональности. Кроме того, материнство и семейная жизнь способствуют появлению и проявлению положительных чувств и навыков общения.
Чем можно помочь мужчинам (да и женщинам) Западной цивилизации? Пониманием важности не только рационального, но и эмоционального воспитания человека. Нигде индивидуальность личности не проявляется столь ярко и сильно, как в эмоционально-волевой сфере. Поэтому сегодня в нейропсихопедагогике вводится и разрабатывается новое понятие «эмоциональный интеллект». Это необходимо знать всем воспитателям и учителям, психологам и социальным работникам, а затем и школьникам. Между тем в период культа личности в отечественной науке совсем не принято было изучать эмоции. Затем положение изменилось благодаря исследованиям нейрофизиологов, но их результаты не нашли должного применения в теории и практике воспитательной работы с детьми и молодежью. В зарубежных странах Запада положение с исследованиями эмоций было лучше, но не намного. Лишь сейчас в этом отношении происходит крутой переворот. Поэтому постараемся раскрыть содержание названного выше понятия. Какова его дефиниция?
Эмоциональный интеллект – это эмоциональная компетентность, основанная на комбинации таких навыков, как эмпатия, настойчивость, самосознание, самоконтроль, самотивация и другие (Д. Кун, 2007). Преуспевающие в жизни люди обычно обладают эмоциональным интеллектом. Отсутствие его у детей и подростков приводит к расстройствам, депрессиям, нежелательной беременности, жестоким преступлениям. У старшеклассника, о котором мы пишем, эмоции были не сокрыты, а подавлены. Очевидно, в этом значительно сказалось еще и влияние отца, который работал в секретном учреждении. К тому же он учил сына стрельбе из лично принадлежащего ему оружия. О железной, непреклонной воле родителя говорит и тот факт, что именно он заставил мальчика отпустить заложников и сдаться властям. Следовательно, у подростка была воспитана не выдержка, а полное подавление чувств. Выдержка же предполагает не подавление, а управление эмоциями, регуляцию и переключение их. Эмоционально невыразительный, душевно закрытый юноша не находил отклика у своих товарищей, не имел ни подруг, ни друзей. Был неинтересен и одинок. Будучи круглым отличником, успевая в учебе, юноша был неудачником в жизни. Не имея выхода своим положительным эмоциям, он поддавался отрицательным, становился рабом их: насмехался и издевался над товарищами, конфликтовал с ними. Ситуация становилась безвыходной: блестящие способности и полный неуспех в окружающей среде. Причину этого он, скорее всего, видел не в себе, а в окружающих. Отсюда желание смерти себе и другим.
Как же формировать эмоциональный интеллект? Прежде всего, стремиться к духовно-нравственному развитию и саморазвитию, воспитанию высших чувств, творчеству и труду, а через это к переживанию длительных положительных эмоциональных состояний, закрепляющихся в устойчивых чертах энергичного и жизнерадостного характера.
Далее. Надо научиться управлять своими эмоциями во благо себе и окружающим. Начнем с положительных переживаний, полезных не только для психического, но и физического здоровья. Еще Пифагор говорил: «Создавайте себе настроение с утра хорошей песней. И так каждый день». Тогда и возникнет привычка радоваться. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет не обижаться, а отвечать на неприятные замечания шуткой, зажигать людей речью на собраниях и проникновенным тостом на вечеринке, сделать необходимое замечание в необидной форме и т.д. Отрицательные эмоции обычно считают досадным событием. А между тем их тоже надо уметь анализировать, понимать, чем они вызваны. Например, у человека длительное время плохое настроение. Надо не впадать в депрессию или тревожность, а понять причину и изменить поведение или отношение к происходящему. Например, неприятности в семье часто связаны с потерей любви между их членами: мужем и женой, детьми и престарелыми родителями. Поэтому не надо спешить принимать антидепрессанты и другие лекарства, а постараться восстановить любовь в семье всех друг к другу. Это умеют делать семейные психологи. Поэтому педагогов – психологов и социальных педагогов надо больше обучать воспитанию культуры чувств у учащихся, культуры отношений среди сверстников, формирования правильного мировоззрения. Мировоззрение определяет направление, в котором движется наука, душа и ее энергия. Неправильное мировоззрение рождает неправильное поведение, так как дети живут чувством, а не сознанием, ребенок беззащитен. Сообщать эти знания родителям и самим школьникам в доступной форме.
Обсуждаемая нами проблема важна и не терпит отлагательств. Поэтому вызывает удовлетворение, что наша общественность и государственные органы быстро и оперативно на нее отреагировали. Хочется высказать слова одобрения в адрес Президента страны и организаторов XXII Олимпийских игр в г. Сочи. Бесспорно, проведение ее способствует укреплению духа народа, который одобряет демократические реформы, но испытывает трудности в связи с необходимостью решительных изменений жизненного уклада. Игры были хорошо и красочно организованы. Еще древние греки говорили о спасительной духовной силе красоты. Ибо «не хлебом единым жив человек».
Все изложенное выше позволяет заключить о важности формирования и развития эмоционального интеллекта у детей и молодежи, создании условий для возникновения массовых положительных эмоциональных состояний.
Проблемы девиантного поведения молодежи можно лучше понять, выявить их причины, организовать профилактику и психокоррекцию с помощью новой отрасли науки – нейропедагогики. Она позволяет понять, что мозг в той или иной ситуации действует своеобразно, в зависимости от того, какие области включены в выполнение той или иной деятельности. Хотя мозг является целостным органом, успех его функционирования зависит от того, какие области его вовлечены человеком в осуществление той или иной функции, в частности, эффективной связью и неразрывным единством между интеллектом и эмоциями, называемыми эмоциональным интеллектом.
Нейропедагогика открывает новые возможности в воспитании и самовоспитании, владении человеком самим собой, умелым использованием своих эмоциональных возможностей для достижения своих целей.
Рецензенты:
Ситник А.П., д.п.н., профессор кафедры образования взрослых АПК И ППРО, г. Москва;
Крупина И.В., д.п.н., профессор кафедры образования взрослых АПК и ППРО, г. Москва.
Источник
Развитие эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению
37.05.01 Клиническая психология
Вуз: Белгородский государственный университет — национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Ковалев С.В.
Источник: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Поделиться работой
Enter the password to open this PDF file:
Рецензии:
Отзывы:
Информация
Разделы
Контакты
+7 (910) 433-45-62
пн — пт, 10:00 — 18:00 МСК
Сайт создан в рамках проекта «Востребованное образование». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».
Поддержка платформы осуществляется в рамках проекта Ресурсного центра по открытой публикации учебных и выпускных квалификационных работ «Научный корреспондент» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Интернет-издание «Научный корреспондент». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70641.
Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н.Д.
Научный Корреспондент, .
Содержимое сайта, если не указано иное, опубликовано в соответствии с лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
Источник
Расстройство поведения у детей и подростков
Для каждого периода детства характерны отхождения от поведенческих норм, обусловленные возрастным кризисом. Однако, когда подобные отхождения затягиваются, формируя стойкое деструктивное поведение, говорят о поведенческом расстройстве. Расстройствами поведения называют стабильный образ действий, характеризующийся отказом поддержания свойственных определенному возрасту правил, норм данного социума, а также нарушающих права других людей.
Подобный диагноз выставляется очень осторожно. Необходимо соответствие сразу нескольким критериям поведенческой дезорганизации, длящихся не менее 6 месяцев. Обязательно учитывается возраст больного. Например, вспышки ярости считаются нормой касательно 3-х летних детей, но у младших школьников подобный признак уже заставляет насторожиться. Отдельные, эпизодические нарушения образа действий во внимание не берутся.
Общие закономерности
Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.
Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:
- конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
- агрессивное отношение к животным, людям;
- разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
- лживость, двуличность, подлость.
Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.
Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:
- открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
- скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
- скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.
К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.
Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.
Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств. Тогда внимание акцентируется на основном заболевании.
Причины
Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.
Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.
Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.
Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями.
Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.
Реакционные основы дезорганизации действий
Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.
Для деток младшего возраста таковыми являются:
- протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
- отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
- имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
- компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.
Реакции у подростков:
- эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
- группирование – создание антисоциальных группировок;
- увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.
Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений
Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.
Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.
Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.
Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.
Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.
Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.
Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.
Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.
Несоциализированное/социализированное нарушение поведения
Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.
Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.
Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:
- хулиганство;
- физическое, психическое насилие, драчливость;
- жестокость относительно детей, животных;
- порча имущества.
Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.
Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.
Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.
Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.
Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.
Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.
Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.
Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.
Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.
Школу, в которую родители перевели девочку недавно, перестала посещать, когда ее стали обзывать одноклассники. Тогда натравила на обидчиков старших товарищей, чтобы припугнуть. После Вероника посетила школу, чтобы проверить, будут ли ее дразнить дальше. Удовлетворенная отсутствием травли, больше в школу не возвращалась.
Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.
Гиперкинетическое расстройство
Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.
Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.
Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.
Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.
Депрессивное расстройство
Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.
Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.
Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.
Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.
Деструкция сексуального поведения
Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.
Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.
Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:
- визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
- эксгибиционизм – обнажение на публике;
- совращение малышей;
- сексуальные манипуляции с животными;
- групповой онанизм;
- эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
- сексуальное влечение к моче, калу.
Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.
Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.
Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.
Девиантное поведение
Термин применим относительно детей старше 5 лет. Определяется как деятельность, отклоняющаяся от общепринятых норм.
Девиантность характеризуется несколькими основными характеристиками. Подразумевает получение выгоды через неправомерные деяния – разбой, воровство, мошенничество. Второй момент – агрессивные тенденции, направленные против человека: убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений. Третий опознавательный знак – уклонение от поддержания социальных норм: школьные прогулы, зависимости, суицидальные попытки, бродяжничество.
Девиантность выражается антисоциальными поступками, идущими вразрез закону, моральным, культурным, этическим нормам. Данная категория объединяет любые неправомерные деяния: убийства, кражи, изнасилования.
Аутодестоуктивная форма выражается нанесением урона непосредственно девиантной личности.
Делинквентная форма подразумевает деяния, противоречащие общепринятым нормам данного общества, не дотягивающая до криминала. Сюда причисляется хулиганство, прогулы, издевательства, вымогательства, членство в асоциальных группах. В большинстве случаях сопровождается домашними побегами, бродяжничеством. Побеги имеют различную подоплеку:
- освобождение от контроля, поиск свободной, непринужденной, легкой жизни;
- избавление от насмешек сверстников, побоев, издевательств. Это дети, воспитанные по принципу золушки, изгоя;
- демонстративный побег. Совершается для привлечения внимания, возвращение занимаемого прежде положения. Например, любимца семьи после рождения младшего дитя;
- побеги, провоцируемые неуемной тягой бродяжничества – дромоманией. Настроение больного изменяется. Одолевает скука, появляется желание сменить обстановку. Однако момент скитаний вызывает желание вернуться домой.
Девиантное поведение подростков значительно опаснее, нежели младших детей, поскольку вызывает более разрушительные последствия. Оно требует более сложной корректировки. Ему сопутствует наркомания, алкоголизм, проституция, увлечение азартными играми.
Причинами подобной поведенческой деструкции считаются социальные факторы. Большой процент – 40–80 отводится неполной семье.
Любые расстройства поведения требуют коррекции – вмешательства психолога или невролога. Большинство отклонений с течением времени благополучно проходит. Однако немалая часть перерастает в стойкое психическое нарушение – диссоциальное расстройство личности, требующее более напряженного лечения.
Источник