Эмоциональный интеллект почему это может быть важнее чем iq

Почему эмоциональный интеллект сегодня гораздо важнее показателя IQ

Многие эксперты сегодня начинают склоняться к идее о том, что коэффициент эмоционального интеллекта (EQ) может быть гораздо важнее, чем показатель IQ. Анализ информации об эмоциональном интеллекте — это определенно лучший способ предсказания будущих успехов человека, качества его отношений и уровня общей удовлетворенности жизнью.


Если объяснять данный термин доступным языком, то под ним обычно подразумевается уровень нашей способности:

  • распознавать и понимать эмоции и реакции (самосознание);
  • управлять, контролировать и корректировать эмоции, настроение и реакции (самоуправление);
  • использовать эмоции для того, чтобы мотивировать себя на принятие необходимых мер и обязанностей, следование и работу над достижением поставленных целей (мотивация);
  • распознавать чувства окружающих, понимать их эмоции и использовать это понимание для более эффективного взаимодействия с другими людьми (сочувствие);
  • налаживать отношения и общаться с другими людьми в различных социальных ситуациях, вести переговоры при возникновении конфликтов и эффективно работать в команде (социальные навыки).

Эмоциональный интеллект важен для сбалансированного образа жизни

Если вы считаете, что EQ имеет значение лишь для тех, кто должен постоянно взаимодействовать и налаживать контакты с другими людьми, то вам стоит пересмотреть свои взгляды. Эмоциональный интеллект — это ваш путь к сбалансированной жизни. Он играет ключевую роль буквально в каждой жизненной сфере.

1. Физическое здоровье. Способность заботиться о своем теле и справляться со стрессом, оказывающим огромный эффект на ваше общее самочувствие, сильно привязана к эмоциональному интеллекту. Только осознавая свое эмоциональное состояние и вовремя реагируя на возникающие проблемы, вы можете справляться со стрессовыми ситуациями и сохранять здоровье.

2. Психическое здоровье. Эмоциональный интеллект влияет на ваше отношение к жизни и мировоззрение. Он может помочь вам избавиться от тревоги, избежать депрессии и перепадов настроения. Высокий уровень EQ напрямую коррелирует с позитивным настроем и счастливым отношением к жизни.

3. Отношения. Благодаря лучшему пониманию эмоций и успешному управлению ими, вы можете более эффективно и конструктивно выражать свои чувства. Это также помогает лучше взаимодействовать с теми, с кем вы в данный момент находитесь в отношениях. Понимание нужд, чувств и реакций тех, о ком мы заботимся, позволяет строить более сильные и полноценные отношения.

4. Разрешение конфликтов. Когда мы можем распознавать эмоции людей и сопереживать их точке зрения, гораздо легче находить эффективные способы устранения конфликтных ситуаций, а, возможно, и вовсе избегать их. Люди лучше ведут переговоры, когда грамотно используют свою природную способность понимать потребности и желания других. Легче дать людям то, чего они хотят, когда вы точно знаете, в чем именно заключаются их желания.

5. Успех. Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает нам поддерживать более сильную внутреннюю мотивацию, что позволяет бороться с прокрастинацией, повышать самооценку и улучшать способность концентрироваться на важных целях. Мотивация необходима нам для создания лучшей сети социальной поддержки, преодоления неудач и упорного движения к желаемым результатам. Наша способность отказываться от мгновенных удовольствий ради значимых долгосрочных целей напрямую влияет на наши достижения и успехи.

6. Лидерство. Способность понимать и находить факторы, мотивирующие других, взаимодействовать с окружающими в позитивной манере и налаживать прочные связи с людьми в рамках рабочего пространства неизбежно превращает людей с более развитым эмоциональным интеллектом в успешных лидеров. Эффективный руководитель может распознавать потребности членов своей команды и удовлетворять их таким образом, чтобы мотивировать и вдохновлять сотрудников, повышая при этом общую продуктивность и качество рабочего процесса. Эмоционально подкованный и интеллектуально развитый лидер способен создавать более сильные команды, в стратегических целях используя эмоциональное разнообразие членов своего коллектива для достижения максимального результата.

Читайте также:  Дельфины ты моя радость

Как развить EQ?

Эмоциональный интеллект не является врожденным качеством, существует множество способов взять свои эмоции под контроль. Никогда не поздно научиться чему-нибудь новому. Неважно, сколько вам сейчас лет, вы всегда можете заняться повышением своего EQ, прожить оставшуюся жизнь лучше и счастливее.

1. Наблюдайте за своими чувствами

Мы легко теряем контакт со своими эмоциями, когда слишком заняты беспокойством о текущих задач и будущих планах, а также поиском способов сделать нашу жизнь лучше. Вместо того чтобы проявлять реальную заботу о своем эмоциональном состоянии, мы предпочитаем игнорировать большую часть испытываемых нами чувств. Мы не осознаем, что подавление эмоций только ухудшает общую ситуацию.

Когда мы остро реагируем на что-либо, это может сигнализировать о том, что у нас есть серьезные нерешенные проблемы. В следующий раз, когда вам захочется испытать негативные эмоции, постарайтесь успокоиться и обдумать причины подобного поведения. Сделайте глубокий вдох и для самого себя опишите испытываемые вами в той или иной ситуации чувства, а затем составьте список возможных причин, объясняющих подобные реакции. Лучше, если вы опишите все это на бумаге. Так вам будет легче определить триггеры, вызывающие негативные эмоции, и разработать эффективную стратегию для борьбы с каждым из них.

2. Учитесь отвечать, а не реагировать

Реакция — это бессознательный процесс, сопровождающийся необдуманным поведением или слишком эмоциональным выражением чувств. Ответ — это сознательный процесс, включающий проявление внимания к своим чувствам и обдуманное принятие решений о том, как вести себя в тех или иных обстоятельствах. Когда вы хорошо разбираетесь в собственных эмоциональных триггерах, то можете заранее продумать свое поведение в различных ситуациях.

Например, если вы знаете, что начинаете злиться и препираться с коллегами, когда чувствуете себя слишком напряженным и уставшим во время тяжелых рабочих проектов, подумайте о том, как вы будете действовать в такой ситуации в будущем. Может, вы заранее сообщите коллегам, что из-за накопившегося стресса вам необходимо побыть в одиночестве и самостоятельно справиться с частью задач. Или, ощущая грядущий эмоциональный срыв, вы на несколько минут возьмете паузу, чтобы привести мысли и эмоции в порядок.

3. Всегда оставайтесь скромным

Когда вы постоянно уверены, что буквально во всем превосходите окружающих, то очень сложно заметить свои собственные ошибки. К тому же такая модель поведения, вероятно, приведет к тому, что вы будете слишком эмоционально реагировать на любые вещи, не соответствующие вашим ожиданиям.

Попробуйте взглянуть на одну и ту же проблему с различных углов. Вместо того чтобы осуждать кого-то или что-то, поставьте себя на его место, попытайтесь мыслить и чувствовать так же, как и другой человек. Поступили бы вы аналогичным образом или испытали подобные эмоции? Так вы сможете лучше понять мысли других людей и их эмоциональное состояние. К тому же вы наверняка извлечете из этого опыта что-нибудь новое для себя, поймете, как справляться с проблемами, оказавших в таких же обстоятельствах.

Будьте достаточно скромными для понимания того, что вы не лучше остальных, но в то же время достаточно мудрыми для осознания того, что вы уникальны и отличаетесь от других.

Источник

Почему эмоциональный интеллект сотрудников важнее IQ

Если раньше при приеме на работу кандидатов тестировали на IQ, то сегодня работодатели все чаще проверяют их EQ — эмоциональный интеллект. Что это такое, почему это важно и какому кандидату отдают предпочтение при приеме на работу: с высоким IQ или EQ — мы решили узнать у Натальи Искорцевой, директора по персоналу.

— Вы заметили, что тема IQ, бывшая еще недавно относительно популярной, сегодня звучит все реже?

Читайте также:  Препараты от стресса для собак с фенибутом

О том, что такое эмоциональный интеллект

Помню, как сама тестировала кандидатов на этот самый IQ, но в последнее время меня, как нанимателя, больше интересует EQ сотрудников. Потому что именно благодаря ему можно :

  • Завоевать то самое доверие и выстроить те самые отношения с сотрудниками, о которых мечтают наниматели
  • Построить (а не сформировать) продуктивные и устойчивые команды
  • Повысить лояльность работников
  • Выстроить свою управленческую карьеру, в конце концов

IQ развивается в детстве и юности, а потом остается стабильным чаще всего до старости. А вот EQ можно развивать до конца жизни.

Давайте разберемся, что такое EQ — эмоциональный интеллект. Переписывать википедию не буду, так как понятие не новое, и на эту тему уже написано много. Мне ближе определение эмоционального интеллекта, которое дали Стивен Стайн и Говард Бук:

Они определили это как способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.

Я бы еще добавила, что развитие EQ начинается с понимания себя, своих эмоций и реакций, целей и ценностей. И своего личностного роста.

О ценностях и их роли в развитии EQ

Вот буквально в прошедшую субботу, сделав выбор в пользу саморазвития и придя на конференцию Agile Kitchen, порадовалась симуляции из Management 3.0, где в спонтанно созданной «команде» из незнакомых людей обсуждали иерархию личных ценностей, находили общее и смотрели, как ценность ценности (простите за тавтологию) меняется в зависимости от внешних условий, в которых оказывается человек.

Почему порадовалась? Во-первых, я HR, и это мне близко и понятно. Во-вторых, потому что для людей, которые не имеют к сфере HR никакого отношения, оказалось важным и интересным исследовать свои ценности и увидеть, что за одними и теми же словами стоят разные смыслы у разных людей — и от этого меняется их важность.

Еще порадовалась тому, как много внимания сегодня уделяется лидерским качествам и принципам.

К примеру, в компании Amazon решения по людям (увольнения/перемещения) происходят не на уровне требований по компетенциям, а по соответствию этим самым лидерским принципам.

Среди этих принципов есть «Learn and be curious» (развивайся и будь любопытным) и «earn trust» (заработай доверие). Как говорит Стивен Кови, можно купить рабочие руки, но нельзя купить сердца, а ведь именно в них — любовь и лояльность.

И деньги, и карьера для них уже менее важны, чем призвание, отношения и верность своим интересам и принципам. Понимаете, о чем это? О том, что EQ — это самопонимание. И очевидно, что подсознательно они и требования соответствующие предъявляют к работодателям.

И это ни разу не о будущем: по исследованию MIT Deloitte Research 2015 года миленниалы (поколение Y, родившееся после 1983 года) составляют уже более половины рабочей силы. То есть это уже не про будущее, к которому надо готовиться, а наступившее настоящее.

Работодатель, чтобы привлекать и удерживать этих, уже более осознанно заботящихся о своем интересе людей, должен как минимум понимать их, а как максимум — двигаться быстрее них, предвосхищая (а местами и создавая) реальность.

О счастье как тенденции бизнес-реальности

Еще одна тенденция современной бизнес-реальности — это внимание к тому, что можно назвать условно счастьем:

  • Все больше компаний измеряют уровень удовлетворенности и вовлеченности своих сотрудников
  • Появляются и популяризируются книги типа «Создавая счастье», «Спотыкаясь о счастье», «Преимущества счастья», «Искусство продуктивности без стресса», «Раскрытие личного потенциала» и т.п.
  • Компании заказывают внутренние тренинги по бесконфликтной коммуникации, стресс-менеджменту, повышению личной эффективности
  • И много разговоров ведется о балансе личной жизни и работы

Приведу пример. Шведская компания Tenant & Partner перестала обучать своих руководителей классическому менеджменту, заменив это на обязательную «прокачку» всех сотрудников в личной эффективности и эмоциональному интеллекту.

Читайте также:  Как вы спаслись от депрессии

Более того, компания ввела на организационном уровне ежедневные медитации (будь то пятиминутное молчание после включения компьютера или групповая дыхательная медитация в обед).

Собственник увидел, что расслабленное состояние не ведет к расслабленным решениям, а наоборот — принимаются эффективные решения. В то время как в состоянии постоянного стресса решения бывают не самые лучшие.

На протяжении последних 10 лет эта компания стабильно получает статус «Great Place to work» — «Отличное место для работы». Люди любят и хотят, чтобы о них заботились. И это возможно только тогда, когда компания может понять, что им надо. А для этого IQ недостаточно.

В офисе компании Tenant & Partner

Чарльз Свиндолл, писатель, сказал: «Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую». Эти реакции проявляются в эмоциях и в поведении. И правильно «считать» их — это уже половина успеха. Если еще правильно донести эти мысли до высшего руководства, чтобы оно принимало правильные решения — то и сделать сотрудников счастливыми будет не сложно.

Счастливые сотрудники — залог успеха бизнеса. Потому что они делятся своими эмоциями не только с теми коллегами, что рядом, но и с клиентами, и партнерами.

Эмоции считываются подсознательно за доли секунды (как бы старательно вы их ни прятали за социально приемлемыми масками), и они невероятно заразительны.

И это еще одна важная причина не игнорировать эмоциональное состояние (свое, команды, компании), а научиться им управлять, сделав себя, свое окружение, свою компанию более эффективными.

Несколько «рецептов» от успешных иностранных компаний.

Компания SEI Investments, США (активы $ 529 млрд, в штате около 2600 человек) при наборе выпускников ведущих вузов делает упор на своем отличии от других компаний с Уолл-стрит:

«Название должности — не имеет значения. Название команды — любое. Вы, как кандидат, не услышите о конкретной вакансии, которую мы хотим заполнить. Вы не познакомитесь со своим будущим руководителем, и вам не расскажут об ожидающем вас карьерном росте… Это может показаться странным… Но посмотрите на это с нашей точки зрения: если бы вы знали в сентябре, на какую должность придете работать в августе следующего года, насколько важной для вас была бы эта должность?»

Действительно, в нашем стремительно меняющемся мире весь вопрос в том, как сделать так, чтобы кандидаты хотели работать в конкретной компании, а не на конкретной должности. То есть, выходим за рамки компетенций на более высокий уровень.

Еще один рецепт — от Дениса ди Флорио, президента Commerce Bank, США (на рынке с 1865 года, активы на 2012 составляли $ 22,2 млрд, в штате 4708 сотрудников в 362 офисах, по оценке Forbes в 2013 признан лучшим банком Америки):

«Когда вы проходите ориентацию в других банках, это выглядит так: 8 часов политики и процедур и 8 часов о том, как добиться своего увольнения. Наша программа состоит из 8 часов культуры, культуры и культуры — и еще немного культуры после окончания. Речь об улыбках и рукопожатиях. О приветствии клиентов. Мы хотим сказать, что нужно задействовать голову, сердце и интуицию. Голова — потому что нужно так думать. Сердце — потому что нужно в это верить. Интуиция — потому что нужно так вести себя 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Нужно улыбаться во сне.»

В заключение хочется отметить, что если компании не управляются по принципу приказа сверху, и даже не по принципу MBO (управления по целям, когда степень выполнения заранее поставленной цели отражается на зарплате), тогда особенно важна становится та самая эмоциональная компетентность менеджеров, тимлидов, руководителей. Тот самый EQ — эмоциональный интеллект.

Источник

Оцените статью